Практическое значение зоологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зоология — раздел биологии о животных. Прежде чем приступить к изучению различных существ, необходимо узнать, каким образом человечество открывало для себя эту науку. В этом уроке вы узнаете о возникновении, формировании и развитии зоологии.

План урока:

Возникновение зоологии

Люди — это тоже животные. Человека как животного изучает физическая антропология. Тесная связь со своими сородичами не могла не сказаться на человеческой деятельности. Издавна люди охотились на животных, добывали себе пищу, что отразилось в удивительных наскальных рисунках. Охотники рисунками рассказывали истории о своих победах. По древним наскальным рисункам можно было узнать, как ведёт себя добыча и где она обитает.

Знания о поведении животных были жизненно необходимы человечеству. Постепенно опыт накапливался. Появлялись новые орудия труда и тактики по захвату добычи. Чтобы накопленный опыт не был напрасным, люди передавали сказки и мифы о животных. Иногда их представляли в виде божественных существ.

В какой-то момент человечество настолько изучило поведение животных, что перешло от охоты к скотоводству. Древние охотники стали замечать, что приручение и разведение животных намного выгоднее, чем их убийство. Таким способом также возникли одомашненные животные, например, собаки.

Формирование зоологии

Возникновение зоологии прошло без попытки систематизации знаний. Древние охотники только подмечали закономерности поведения животных и тут же применяли их на практике. Этап, в котором люди задумались о многообразии животного мира, называется формированием.

Лестница существ по Аристотелю:

  1. Минералы;
  2. Растения;
  3. Зоофиты (современные губки и иглокожие);
  4. Животные без крови (современные беспозвоночные);
  5. Животные с кровью (современные позвоночные);
  6. Человек.

Важным этапом в формировании зоологии стала эпоха великих географических открытий. В это время было открыто множество новых земель: юго-западное и юго-восточное побережья Африки, Центральная Америка, северное побережье Южной Америки, Тихий океан. Соответственно, были открыты и новые животные, которые населяли земные и водные пространства. Эпоха великих географических открытый связана с такими именами, как Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан.

Также к достижениям того времени относится использование латинского языка для описания животных. Такая классификация и по сей день позволяет понимать друг друга зоологам из разных концов света.

Зоология в Новое время

Однажды был изобретён микроскоп, и тогда человечество смогло увидеть мельчайшие организмы, которые не видны невооружённому глазу. Человек, который изобрёл этот предмет, стал Антони ван Левенгук.

Микроскоп Антони ван Левенгука

С помощью чудо-устройства Левенгук обнаружил одноклеточные микроорганизмы. Среди них были не только бактерии, но и простейшие. Сейчас простейших не относят к животным, но традиционно их изучают именно в составе зоологии. Наш следующий урок также будет посвящён простейшим.

Антони ван Левенгук

Линней описывал животных и подбирал им подходящие группы. Именно ему принадлежат единицы систематики: класс, отряд, род, вид. Он ввёл в употребление бинарную (двойную) номенклатуру. Это означает, что любой живой организм следует называть по видовому и родовому названию. Например, научное название кошки Felis silvestris (кошка лесная), а собаки — Canislupus (волк обыкновенный).

Чем дальше развивалась зоология, тем больше появлялось вопросов. Ответом на вопрос о развитии и многообразии животного мира стала находка переходных форм. Ископаемые переходные формы — это найденные останки живых организмов, в которых сочетаются признаки и древнейших, и ныне живущих животных. В ботанике переходными формами считаются семенные папоротники, которые имеют признаки папоротников и семенных растений.

К переходным формам в зоологии относятся:

  1. Археоптерикс;
  2. Ихтиостега;
  3. Звероподобная рептилия.

Археоптерикс — переходная форма между птицами и рептилиями. С птицами это существо сближали крылья и перья, а в остальном это была рептилия.

Ихтиостега — переходная форма между рыбами и амфибиями.К свойствам рыб относились тело обтекаемой формы и хвостовой плавник, а к свойствам амфибий — кости плечевого и тазового пояса.

Звероподобная рептилия — переходная форма между рептилиями и млекопитающими. У этих рептилий были развиты клыки и другие элементы челюсти, которые свойственны только млекопитающим.

Находка переходных форм важна, так как они показывают постепенную эволюцию животного мира. Такие организмы являются доказательством эволюции.

Значение зоологии

В современном мире знания о животных достигли таких масштабов, что пришлось разделить их на отдельные группы.

  1. Систематика животных: изучает отнесение животных к определённым группам на основании определённых признаков;
  2. Морфология животных: изучает внешнее и внутреннее строение животных;
  3. Эмбриология животных: изучает внутриутробное развитие животных;
  4. Физиология животных: изучает функционирование организмов животных в норме и при заболеваниях;
  5. Этология животных: изучает поведение животных в определённых ситуациях;
  6. Экология животных: изучает отношения животных друг с другом и с окружающей средой;
  7. Зоогеография: изучает распространение животных;
  8. Зоология беспозвоночных: включает протозоологию (изучает простейших), гельминтологию (изучает паразитических червей), нематологию (изучает круглых червей), арахнологию (изучает паукообразных), энтомологию (изучает насекомых) и другие разделы;
  9. Зоология позвоночных: включает ихтиологию (изучает рыб), герпетологию (изучает рептилий и амфибий), орнитологию (изучает птиц), териологию (изучает млекопитающих) и другие разделы;
  10. Палеозоология: изучает ископаемых животных.

Зоология как система наук

Значение зоологических знаний огромно. Раньше на первом месте стояло скотоводство, но с течением времени значение животной еды снизилось. Многие люди постепенно переходят на растительное питание.

Животные также являются вредителями. Сельскому хозяйству наносят непоправимый ущерб насекомые и грызуны.

Мыши-вредители запасов продовольствия

Некоторые животные являются возбудителями и переносчиками тяжёлых заболеваний. К непосредственным возбудителям относятся различные черви, малярийный плазмодий, чесоточный клещ и другие. Переносить заболевания могут блохи, комары и вши. Вопросами распространения заболеваний занимается эпидемиология. Задачей этого раздела биологии является обеспечение безопасности и обнаружение опасных животных-переносчиков.

Животных используют в медицине в качестве экспериментального материала в научных исследованиях. В последнее время вместо животных организмов используют математические модели. Изучением роли животных в экспериментах занимается биоэтика и экспериментальная биология.

Эксперименты на животных

Бионика изучает использование устройств живых организмов для построения механических систем. Например, застёжка-липучка построена по подобию растения репейник, который постоянно цеплялся за шерсть собаки автора этого изобретения. Устройство ракет вдохновлено реактивным движением кальмаров. Клешни раков вдохновили учёных на создание механической ручки промышленных роботов.

Интенсивно получают новые породы домашних животных, которые имеют декоративное и сельскохозяйственное значение.

Зоологические знания представляют собой знания о всех представителях, которые объеденигы в царство животных. Эти знания очень важны для человека, так как изучая зоологию, он познает строение, обитание, характеристики всех животных. Это дает понять о ценности и пользе именно для человека определенных животных, позволяет использовать их в своих целях (питание, перемещение, одежда и так далее).

Как известно, зоология изучает животный мир, происхождение видов, а также, их взаимодействие с человеком. Для образованного человека невозможно не знать, какие представители фауны водятся в его регионе, какие находятся под защитой, а которые используются в промышленности.

Значение зоологических знаний

Ученые достоверно определили происхождение человеческого рода, установлено, что люди являются животными, которые развили высшие сферы умственно деятельности. Знания в сфере зоологии позволят:

  • научиться распознавать редкие виды животных и знать основные способы их защиты;
  • устанавливать взаимосвязь между экономикой государства и его аграрной политикой;
  • понимать основные вехи и этапы эволюции;
  • разрабатывать новые способы решения проблемы защиты животных;
  • поступить в вузы с биологическим профилем и приобрести профессию эколога, ветеринара или врача;
  • понять красоту и хрупкость окружающего мира;
  • узнать роль животных в биосфере, каким образом они участвуют в пищевой цепи и процессе поглощения и восстановления энергии.

Этот список можно продолжить до бесконечности, в зоологии каждый школьник всегда найдет ряд любопытных и удивительных фактов. Поразят размеры огромных синих китов, скорость гепарда и сила медведя.

Как можно приобретать знания в зоологии

Первым, самым простым спутником начинающего зоолога является книга. Это может быть, как красочная энциклопедия, так и серьезный справочник и учебник. После изучения теории переходите к наблюдениям и систематике. Подумайте, какие животные обитают в вашем регионе, попытайтесь определить их вид и класс. Составьте цепь питания. Полезную информацию можно найти в интернете, этот ресурс открывает доступ к тысячам научно-популярных фильмов в которых использована вся виртуозность операторской работы. Если есть возможность, посещайте природоведческие музеи, выставки и презентации. Очень любопытными могут показаться ископаемые останки вымерших животных, которые много лет назад обитали на нашей планете. Все в ваших руках, живой мир разнообразный и интересный.

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология - наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Таблица основных этапов развития зоологии

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология — исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных — взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология — изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография — изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Зоология (от др. греч. зоо – животное, логос – наука) – наука, изучающая животных, их строение, образ жизни и распространение на Земле.

Нет такого места на Земле, где бы не встречались те или иные представители животного мира. На необозримых просторах северной тундры, в непроходимых таежных лесах, на снежных вершинах гор, в жарких безводных пустынях и в глубинах океанов – всюду обитают те или другие животные.

Одни из них живут на поверхности Земли (ящерицы, зайцы, волки, медведи, олени), другие ведут водный образ жизни (водные насекомые, рыбы, лягушки, киты). Среди животных есть и такие, которые овладели воздушным пространством (большинство насекомых, птицы, летучие мыши). Даже под землей, куда не проникают солнечные лучи, также обитают животные (черви, насекомые, кроты и др.).

Многие животные живут на теле или в теле других животных, людей и растений, питаясь за их счет. Таких животных называют паразитами.

Подобно растениям, животные живут в различных условиях. Это сказывается на особенностях их строения. Каждый знает, как хорошо приспособлены рыбы к жизни в воде, а птицы – к полету. У животных, обитающих в пустынях, есть много приспособлений, позволяющих им жить долгое время без воды, выдерживать большую жару.

Различие условий существования на Земле является причиной огромного разнообразия животного мира. Животные отличаются по своей форме, величине, окраске и способности приспособляться и жить в различных условиях.

Фотография бабочки

Форма тела животных очень разнообразна. Иногда она бывает просто удивительной. Например, некоторые морские животные по внешнему виду напоминают цветы. Так же разнообразны животные и по своим размерам. Зоология изучает целый мир таких мелких животных, которых можно увидеть лишь с помощью микроскопа при большом увеличении. Наряду с подобными мельчайшими существами на Земле встречаются такие огромные животные, как слоны и киты. Слон весит более 4 т и достигает высоты в 3,5 м. Длина тела некоторых китов достигает 30 м, а весят они до 150 г.

Весьма разнообразна и окраска тела животных. Среди богатой растительности тропических лесов встречается много очень красивых, ярко окрашенных бабочек и птиц. Часто окраска животных соответствует окружающей среде, в которой они живут. Каждый знает нашего обыкновенного зайца–русака. Его масть очень близка к окраске тех мест, где обитает этот заяц. А на севере живет сородич русака – заяц-беляк. Белый цвет меха делает его мало заметным на снегу, покрывающем землю на севере большую часть года.

Задача зоологии – изучать строение и жизнь различных животных, условия существования и распространения их на земном шаре, разрабатывать способы переделки животного мира в желаемом для человека направлении.

Характерные признаки животных в зоологии

Хотя животные чрезвычайно разнообразны, все они имеют довольно много общих признаков. Тело их всегда состоит из клеток. Животные двигаются и дышат. При дыхании они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Все животные питаются, поглощая различные питательные вещества. Животные растут и развиваются. Они отвечают на разного рода раздражения, поступающие из окружающей среды. Такая способность у многих животных связана с наличием у них нервной системы и органов чувств – глаз, ушей и т. д. С помощью нервной системы и органов чувств они связаны с окружающей их средой. Животные размножаются, то есть дают начало себе подобным живым существам.

Животные имеют много общих признаков с растениями. Тело растений и животных состоит из клеток, из которых образуются ткани, органы и системы органов. Растения, как и животные, дышат, питаются, растут и размножаются.

Общие признаки растений и животных указывают на единство растительного и животного мира, на их общее происхождение. Как установлено современной наукой, первые живые существа возникли из веществ неживой природы миллионы лет тому назад.

В чем же состоит основное различие между животными и растениями? Животные отличаются от растений, прежде всего способом питания. Как мы знаем из ботаники, растения, улавливая с помощью хлорофилла энергию солнечного света, сами перерабатывают неорганические вещества в органические (сахар, крахмал и белки). Животные же для питания используют уже готовые вещества, образованные растениями.

В теле животных имеются ткани, органы и системы органов, которых нет у растений. В частности, у растений нет нервной системы. А у большинства животных связь с окружающей средой осуществляется при помощи нервной системы.

Фотография лягушки

Животные не всегда были такими, какими мы их видим теперь. В глубоких слоях .земли или в обрывистых берегах, размытых водой, нередко можно найти раковины, обломки костей, а иногда и целые скелеты давно вымерших животных, населявших некогда Землю; изучение их показывает, что они отличаются от современных. Некоторые из таких ископаемых животных имели огромные размеры. Так, скелет одного гигантского ископаемого пресмыкающегося достигал 36 м в длину и 12 ж в высоту. Довольно часто на территории Украины находят кости крупного животного – мамонта, очень похожего на слона. Но в отличие от слона тело мамонта было покрыто густыми, длинными волосами. Это доказывает, что мамонты жили в более суровых климатических условиях, чем современные слоны, обитающие в тропических лесах.

Изучение останков ископаемых животных убедительно доказывает, что животный мир на Земле непрерывно изменялся и развивался, образуя новые виды.

Значение изучения зоологии

Животные имеют огромное значение в жизни человека. Поэтому зоология, как наука, возникла и развивалась в тесной связи с деятельностью человека. Издавна человек получал от животных разнообразные продукты питания: мясо, молоко, яйца, мед и т. д. Человек использует также шерсть, кожу и меха животных. Наконец, некоторые животные используются в качестве рабочего скота.

Многие наши птицы (синицы, ласточки, скворцы, дятлы, кукушки и др.) истребляют огромное количество вредных насекомых, защищая от вредителей культурные растения и леса.

Многие насекомые (пчелы, шмели и др.) играют важную роль в опылении цветов и тем самым повышают урожайность культурных растений.

Для того чтобы еще лучше использовать всех полезных животных, надо хорошо знать их строение и образ жизни.

Вредных животных в природе существует еще больше, чем полезных. Хищные звери (например, волки) нападают на домашних животных. Большой ущерб причиняют сельскому хозяйству вредные насекомые (например, боярышница, капустница, озимая совка, свекловичный долгоносик и др.) и различные грызуны (например, суслики, полевки и др.).

ribi 4 1600

С такими вредителями человек издавна ведет упорную борьбу. Некоторые животные (крысы, мыши, ряд насекомых) портят и разрушают различные сооружения. Многие животные вызывают тяжелые заболевания человека и домашних животных или переносят возбудителей таких заболеваний (малярийный комар, блоха и пр.).

Знание зоологии поможет лучше использовать природные богатства, бороться за увеличение производства продуктов животноводства, за рост благосостояния трудящихся.

Важнейшая задача зоологической науки – помочь людям управлять животным миром, изменять и преобразовывать его в желаемом направлении.

Охрана животных

Среди многочисленных животных наряду с вредными имеется много полезных. Поэтому мы должны как можно целесообразнее использовать богатства животного мира в интересах народного хозяйства, повседневно заботиться об их восстановлении и увеличении.

Многие редкие и вымирающие виды животных имеют важное научное значение, и мы обязаны сберечь их для будущих поколений.

Некоторые животные, независимо от их народнохозяйственной и научной ценности, доставляют людям много радости. Достаточно вспомнить многоголосое пение птиц, поразительно гармонирующее с чудесными картинами природы. К тому же певчие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых. Вот почему у нас введена система охраны и защиты не только промысловых, но и певчих птиц.

В течение последних столетий, как в царской России, так и в других странах мира вследствие хищнического истребления диких животных, бесхозяйственной вырубки лесов, животный мир становился все беднее.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране было прекращено безудержное истребление полезных животных и развернута огромная работа по их воспроизводству в интересах народного хозяйства, науки и общекультурных потребностей народа.

В 1960 году Верховный Совет принял Закон об охране природы Украинской ССР, направленный на улучшение дела охраны природы. В осуществлении задач, предусмотренных этим Законом, важная роль принадлежит школе. Каждый пионер, каждый школьник обязан принять самое активное участие в обогащении и охране нашей природы, в частности животных.

Для того же чтобы сознательно охранять животных, уметь отличать полезных из них от вредных, надо изучать зоологию, знать особенности животных, их образ жизни, распространение и хозяйственное значение.

Читайте также: