Эволюция и революция в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основное различие между Эволюцией и Революцией состоит в том, что Эволюция известна как постепенное и медленное изменение, тогда как Революция рассматривается как резкое, внезапное и полное изменение.

Эволюция против революции

Эволюция обычно рассматривается как изменение врожденных черт биологических популяций по сравнению с последующими поколениями, в то время как революция рассматривается как эффективный захват общественного порядка или правительства в пользу нового. Эволюция известна постоянным и медленным прогрессом или изменением популяции; с другой стороны, революция обычно известна как крайнее, внезапное или полное изменение методов работы, жизни людей и т. д.

Эволюция обычно основана на эмпирических данных, наблюдениях и некоторых проверенных гипотезах; С другой стороны, революция приводит к быстрым изменениям в экономике, культуре и даже в социально-политических условиях. В процессе эволюции, если изменение будет применено, то оно с большей вероятностью станет частью культуры людей; И наоборот, в революции существует очень низкий риск того, что изменение приведет к неудачам и произойдет быстрее, чем эволюция.

Обсуждаются некоторые недостатки эволюции, поскольку это очень рискованно открыто из-за высоких возможностей, которые некоторые люди не поймут или не смогут изменить, и что очень трудно поддерживать импульс в обществе; с другой стороны, недостатками революции являются изменения, которые могут не стать частью культуры людей, или потеря политического капитала, и часто они ведут себя с людьми как с роботами.

Сравнительная таблица

Эволюция Революция
Эволюция определяется как медленное, но верное изменение, изменение, развитие и трансмутация. Революция определяется как мощная революция для совершенно новой организации,… экстремальные, проблемные, далеко идущие и значимые изменения.
Альтернативное значение
Он рассматривался как изменение, присущее врожденным особенностям биологических популяций последующих поколений. Он рассматривал возможность эффективного переворота общественного порядка или правительства при утверждении нового.
Известен
Он известен своим постоянным и медленным прогрессом или изменением популяции. Он известен резким, внезапным или полным изменением методов работы, жизни людей и т. Д.
Изменять
Постепенное или медленное изменение Резкое изменение и внезапное
На основе
Основано на эмпирических данных, наблюдениях и некоторых проверенных гипотезах. Это говорит о быстрых изменениях в экономике, культуре и даже в социально-политических условиях.
Преимущества
Если изменение будет применено, то оно с большей вероятностью станет частью культуры людей. Существует очень низкий риск того, что изменение приведет к неудачам и произойдет быстрее, чем эволюция.
Недостатки
Это очень рискованно откровенно из-за высокой вероятности того, что некоторые люди не поймут или не захотят измениться, и очень трудно поддерживать импульс в обществе. Преобразование может не стать частью культуры людей или утратой политического капитала и часто ведет себя с людьми как с роботами.

Что такое эволюция?

Эволюция обычно рассматривается как вариация, присущая врожденным чертам органических народов над последующими поколениями. Эволюция в биологии обычно упоминает метод, с помощью которого, как предполагается, различные типы организмов произошли от своих прежних обычаев, существовавших в древние времена Земли. Эволюция происходит очень медленно и постепенно занимает тысячи лет.

Эволюция может быть биологической или такой же, как культурная, потому что, по сути, она предполагает замедление изменений в различных биологических организмах (биологическая эволюция) или изменение пищевых продуктов / образа жизни, привычек, идей (культурная эволюция). Эволюционное изменение происходит благодаря убеждению людей.

Некоторыми примерами эволюции у животных являются моль, живорождение у трехпалых сцинков, взаимодействие крабов и мидий, итальянские стеновые ящерицы, тростниковые жабы, бабочки и паразиты, насекомые, устойчивые к пестицидам. Некоторые общие примеры эволюции: Microsoft Word, IOS от Apple, iPod, iPhone и iPad.

Преимущества эволюции

  • Если изменение будет применено, то оно с большей вероятностью станет частью культуры людей, и многие люди будут вовлечены и отождествляют себя с идеей эволюции.
  • Возможно, что изменения устраивают в организации и обычно понимают нынешнее состояние.
  • Когда больше мозгов задействовано в одной и той же проблеме, это приведет к большему количеству решений, заставляющих задуматься о проблеме.

Недостатки Evolution

  • Это очень рискованно откровенно из-за высокой вероятности того, что некоторые люди не поймут или не захотят измениться, и очень трудно поддерживать импульс в обществе.
  • Могут быть представлены случайные изменения, которые обычно не перемещают ассоциацию в том направлении, в котором она обычно должна двигаться.
  • Эволюция обычно разрабатывается комитетом, поэтому существует большая вероятность потери чувства центрального направления, особенно когда нет центрального владельца этой конкретной идеи.
  • Более того, трудно искать людей, которые лучше всего умеют создавать эволюционные изменения, потому что это навык. Но эти люди не доверяют своей работе, поэтому может быть трудно распознать, кто они.

Что такое революция?

Термин революция обычно определяется как внезапное или резкое изменение, происходящее в популяции, известное как революция. Но изменение, которое происходит в революции, внезапно и масштабно.

Революция рассматривается как эффективный захват общественного порядка или правления при утверждении нового. Различными примерами подобных инцидентов являются Французская революция (1789–1999 гг.) И Русская революция (1917 г.). Революция — это мощная революция для совершенно новой организации,… экстремальные, проблемные, далеко идущие и значимые изменения. Революцию можно рассматривать как реакцию на смену руководства или кризис.

Примеры революции: открытие печатного станка произвело революцию в литературе, благодаря этой новой теории начальное образование переживает революцию, и это новое открытие является началом революции в квантовой физике.

Преимущества революции

  • Риск того, что изменение приведет к неудачам, очень низок.
  • Происходят быстрее эволюции
  • Для изменения потребуются некоторые свойства.
  • Политическое прикрытие
  • По ощущениям запланировано
  • Revolution хорошо смотрится в отчетах и ​​резюме

Недостатки революции

  • Обращение не может стать частью культуры людей.
  • Утрата политического капитала
  • Часто ведут себя с людьми как с роботами
  • Гарантия занятости для лидера, потому что уполномоченные люди могут сменить работу, если революция не принесет ожидаемой выгоды.

Ключевые отличия

  1. Эволюция называется медленным и постепенным изменением, происходящим в популяции; Напротив, революция известна как внезапное или резкое изменение населения.
  2. Признано, что эволюция — это стабильное и медленное развитие или изменение популяции; с другой стороны, революция обычно признается как крайнее, внезапное или полное изменение в способах работы, жизни людей и т. д.
  3. Изменения, возникающие в инстинктивных особенностях биологических популяций над будущими поколениями, обычно рассматриваются как Эволюция, в то время как революция измеряется для эффективного присвоения социального порядка или правительства при утверждении нового.
  4. Эволюция обычно зависит от эмпирических данных, наблюдений и некоторых проверенных гипотез; С другой стороны, революция вызывает быстрые изменения в экономике, культуре и даже в социально-политических условиях.
  5. Когда изменение применяется в эволюции, тогда оно с большей вероятностью станет частью образа жизни людей; И наоборот, существует очень низкий риск того, что изменение в революции приведет к неудачам, и революция обычно происходит быстрее, чем эволюция.
  6. Некоторые недостатки эволюции состоят в том, что эволюция очень опасна откровенно, потому что существует большая вероятность того, что многие люди не поймут идею или не адаптируют изменение, и очень трудно сохранить баланс в обществе; с другой стороны, некоторые недостатки революции состоят в том, что изменение может не стать частью культуры людей.

Заключение

Из приведенного выше обсуждения делается вывод, что эволюция определяется как устойчивый и медленный прогресс или изменение популяции; с другой стороны, революция обычно известна как крайнее, внезапное или полное изменение методов работы, жизни людей и т. д.

7

Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

Причины социальной революции.

Типы и формы социальных революций.

Соотношение реформы и революции.

В то же время биологи-реформисты указывали, что организмы и биологические виды претерпевают качественные изменения. При этом большой популярностью среди биологов пользовалось позитивистское учение Г. Спенсера. А благодаря Ж. Б. Ламарку утвердилась идея, что развитие — это не просто рост, не постепенное увеличение одного качества, а порождение качественно нового. Плоская, ничем не прерываемая эволюция заключается в постепенных качественных изменениях.

Итак, понятие эволюции используется в социальных системах. При этом эволюция в широком смысле — это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т. е. революции. Революция — это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство.

Подчеркнем следующее. Если исходить из спиралевидности общественного развития, большую роль играет один из законов диалектики — закон отрицания отрицания. Этот закон фиксирует направление, или форму, и определенный (всегда только относительный) результат развития. Именно Гегель нашел удачный термин для диалектического отрицания — снятие (Aufhebung). В этом термине органически слились три смысловых плана: упразднение, сохранение и подъем. В этом смысле диалектическое отрицание объясняет проблему эволюционного и революционного и в какой-то мере реформы и революции, так как диалектическое отрицание обозначает устранение, уничтожение, отбрасывание старого, отжившего, т. е. того, что не отвечает изменившимся условиям и препятствует дальнейшему развитию. Оно далее вбирает, удерживает и сохраняет все жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии, что были в предшествующем развитии. И наконец, диалектическое отрицание дает жизнь новому качественному состоянию, новой стадии развития. Важно подчеркнуть, что в отдельных ситуациях, на тех или иных этапах развития на первый план может выходить любой из трех смысловых пластов диалектического отрицания. А это дает правильную методологию для осмысления проблемы сложного взаимоотношения эволюции и революции. Как раз в этом ключе можно рассматривать противоположность марксистского и немарксистского подходов к понятию социальной революции.

По Марксу, социальные революции являются выражением сущности естественно-исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий, закономерный характер и представляют собой важнейшие, принципиальные изменения, свершающиеся в истории человечества; одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной.

В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот (политическая революция); 2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция).

По нашему мнению, несмотря на то, что все компоненты революции находятся в неразрывной связи между собой, они обладают относительной самостоятельностью. В этом смысле можно выделить политическую, экономическую и культурную революции. Хотя экономика лежит в основе политики, главной сферой революционной борьбы выступает не экономика, а политика. И это не только потому, что политика господствующего класса, опирающаяся на силу государства, является основным препятствием для осуществления назревших экономических преобразований, но и потому, что в политике находят свое концентрированное, обобщенное выражение экономические интересы классов. Отсюда содержание и характер политической революции можно определить и так: установление власти нового класса; создание аппарата нового государства; преобразование прежней государственно-правовой системы и создание новой.

В то время как политическая революция имеет целью поставить на службу новому классу механизм государственной власти, то есть сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответствующих экономических, политических, образовательных и культурно-идеологических предпосылок.

При всей неоднозначности подходов к сущности социальной революции можно согласиться, что существуют ее общие закономерности:

  1. наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий);
  2. зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции;
  3. социальная революция как процесс (сочетание эволюционных и скачкообразных изменений);
  4. решение коренного вопроса (о власти).

С точки зрения А. Тойнби, социальные революции генетически связаны с преддезинтеграционным периодом развития цивилизации и вызываются самой природой общественного развития. Поскольку развитие отдельной цивилизации идет по кругу, то социальная революция совершается в тот момент, когда колесо истории начинает двигаться по нисходящей, и поэтому социальная революция служит как бы точкой отсчета, с которой начинается процесс умирания цивилизации. По существу, социальная революция у Тойнби является симптомом упадка цивилизации и выступает тормозом в развитии истории 8 . Как видно, Тойнби полностью игнорирует точку зрения Маркса на причины социальных революций.

В современной западной литературе существует подход, согласно которому существует классификация причин социальных революций, сводящая всю совокупность выявленных факторов к трем большим группам: 1) долгосрочные, 2) среднесрочные и 3) краткосрочные факторы. К долгосрочным факторам относятся: экономический рост, технические нововведения, научные достижения, демократизация строя, секуляризация, модернизация государства, рост национализма. К среднесрочным факторам относятся: экономические депрессии, отчуждение интеллигенции, разложение правящей группы общества, войны, крах или неудачи политики правительства. Наконец, к третьей группе относятся различные нерегулируемые субъективные факторы, которым придается особое значение 10 . С нашей точки зрения, данный подход не дает научного объяснения причин социальных революций, так как подменяет его описательными схемами. При этом не выделяются главные (решающие) факторы и факторы второстепенные.

Как известно, Р. Дарендорф ставит под сомнение марксистскую концепцию о наличии антагонистических противоречий в эксплуататорском обществе, отрицает классовый антагонизм как решающую причину социального конфликта. Он претендует на создание теории классов и классового конфликта, которую противопоставляет не только марксизму, но и теориям классовой гармонии.

Заслуживает внимания типология конфликтов Дарендорфа. Во-первых, он выделяет основу классификации при различии рангов участвующих в конфликте элементов, групп, относя сюда:

  1. конфликт между равными;
  2. конфликт между подчиненными и господствующими;
  3. конфликт между целым обществом и его частью.

Признавая определенную ценность концепции конфликтов Дарендорфа, особенно при анализе современного общества, заметим, однако, что классовый подход — это великое завоевание научного обществознания. Ведь истоки классового подхода — в политической идеологии Н. Макиавелли, исторических учениях Тьерри, Гизо и др., политэкономии Д. Рикардо. Они еще до Маркса открыли существование классов и классовой борьбы. Поэтому отказываться от классового подхода, значит, сделать шаг назад в науке об обществе. Другое дело, что его надо освободить от излишних идеологических штампов, сохранив в качестве метода строго научного анализа социальных структур.

Хотя социальная революция есть объективно совершающийся процесс, одних объективных законов для ее осуществления недостаточно. Поэтому существует некоторая спорность в трактовке проблемы объективного и субъективного в революции. Это связано также с дискуссиями па тему — существуют ли вообще объективные законы развития общества, поскольку в нем действуют люди, наделенные сознанием. Соответственно существует марксистский подход, признающий закономерность в общественно-историческом развитии, и различные варианты немарксистских подходов.

Однако не все объективные и субъективные предпосылки могут выступать в роли объективных и субъективных факторов. Таковыми будут только те явления объективных и субъективных условий человеческой деятельности, которые направляют ее, выступают активной движущей силой. Таким образом, объективный фактор — это те условия и обстоятельства, которые не зависят от конкретного субъекта и при взаимодействии с субъективным фактором направляют и определяют его деятельность. Субъективным фактором являются активные движущие силы конкретного социального субъекта, зависящие от него и направленные на изменение объективных условий.

В отечественном обществознании существует неоднозначное понимание взаимоотношения между вышеперечисленными понятиями. Более общепризнанным является подход, согласно которому в процесс созревания социальной революции включаются не только определенные материальные предпосылки, но и элементы политической жизни, которые в совокупности образуют объективные условия. Последние играют определяющую роль, поскольку они обусловливают структуру и направление деятельности людей и реальные возможности для решения тех или иных задач. Субъективный фактор в развитии общества — это сознательная деятельность людей, классов, партий, творящих историю: это их организованность, воля и энергия, необходимые для решения определенных исторических задач.

Достаточно спорным в современной социальной философии является вопрос о типах и формах социальных революций. И связано это прежде всего с применением как объективных, так и субъективных критериев в этом вопросе. С нашей точки зрения, для типологии революций необходимо определить особенности противоречий, порождающих данную социальную революцию, особенности характера и типа социальных революций в различных странах, особенности созревания объективных условий и субъективного фактора, особенности развития социальной революции как процесса, внешних условий, влияющих на данную революцию. Необходимо также иметь в виду следующее.

Существуют основные (самостоятельные) исторические типы социальных революций и переходные (несамостоятельные) формы социальных революций, которые существуют в пределах одного и того же типа революции, с одной стороны, и для которых характерны сочетание и переплетение различных типов революционных процессов, с другой стороны. Такие революции могут представлять этап, ступень или стадию в процессе перехода от одного исторического типа революции к другому.

Переходные формы характерны для современности. Их появление обусловливается как объективными, так и субъективными причинами. Одна из главных объективных предпосылок возникновения подобного феномена — несовпадение основного противоречия, вызвавшего данную революцию, и ее движущих сил. Другая причина — сложность самого революционного процесса, поскольку для него характерна неоднотипность входящих в него революционных движений.

В то же время необходимо различение характера и типа социальных революций. Характер революции (демократическая, антифеодальная, антимонархическая, антиимпериалистическая, антимонополистическая и т. д.) можно установить до ее начала, а тип революции выясняется после ее победы.

При марксистском подходе тип социальной революции определяется теми экономическими и социальными противоречиями, которые вызывают переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. То есть тип революции детерминируется именно объективным характером совершающегося переворота, точнее, целью революции. Из основного противоречия вытекают и соответствующий классовый антагонизм, и направленность борьбы революционных и контрреволюционных сил, и характер той формации, которая вырастает из старого общества и утверждению которой способствуют революционные силы. Из основного антагонистического противоречия прежней социально-экономической структуры вытекает необходимость устранения власти реакционного класса и завоевания власти революционным классом, потому что основным вопросом социальной революции является переход государственной власти из рук одного в руки другого класса.

В марксистской концепции социальной революции количество типов социальных революций определяется соответственно количеством общественно-экономических формаций. А так как среди самих марксистов нет единства по поводу данного количества (оно колеблется от четырех до шести), то и количество исторических типов неодинаково. Одни обществоведы считают, что можно вы делить четыре типа социальных революций, другие сводят их к двум — буржуазной и пролетарской революции 12 .

По нашему мнению, переход от первобытного общества к классово-антагонистическому является социальной революцией. Этот переход представляет собой естественно-исторический процесс, который совершился стихийно и независимо от воли людей, являясь тем не менее определенным результатом столкновения и взаимопереплетения противоречивых общественных сил. Здесь налицо коренные изменения в экономической, политической, социальной и духовной областях общественной жизни.

Учитывая многообразие форм смены общественно-эко- номических формаций, подчеркнем, что необходимо различать три основных типа социальных революций: 1) социальные революции, в результате которых в конечном счете был осуществлен переход к феодализму; 2) антифеодальные, или буржуазные, социальные революции; 3) социалистические революции.

В теории социальной революции важное значение придается не только основным историческим типам социальных революций, но и, как уже отмечалось, переходным формам социальных революций. При этом следует различать, во-первых, переход к социальной революции вообще, во-вторых, переходные формы революции, в-третьих, переходные этапы, ступени социальной революции. Таким образом, несмотря на всю сложность перехода, определенность переходной формы революции придает направленность перехода: от чего к чему происходит переход, какие социальные силы детерминируют развитие революции, а если их несколько, то какая из них является определяющей, преобладающей, доминирующей.

С позиций общефилософского подхода очевидно, что переходное состояние означает движение переходного явления от одного качественного состояния к другому. Следовательно, переходное состояние — это такое состояние, в котором взаимодействуют элементы нескольких качеств.

В переходных формах старое и новое качества как бы проникают и взаимодействуют друг с другом, и доминирующая тенденция этого переплетения станет очевидной не сразу, а в конце переходного процесса, так как социально-философский анализ показывает, что при переходе не только взаимодействуют, взаимосочетаются разнородные революционные процессы, но также и то, что движущие силы более высокого типа социальной революции являются более сплоченными и активными, потому что они борются за коренные интересы подавляющей части социального организма, а устанавливаемый ими тип общественных отношений является более прогрессивным в аспекте общественно-исторического развития.

Слабость вышеуказанных позиций, с нашей точки зрения, заключается в отсутствии научно-теоретических и прежде всего объективных критериев типологизации, классификации, в общем-то присущих социологическому анализу.

Обычно эволюция в целом понимается как количественные изменения, а революция — как качественные. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.

По нашему мнению, реформа — это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы преуменьшаем роль формы в развитии содержания, что недиалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство.

Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение 1 созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо в конечном счете они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития.

1  См.: Спенсер Г. Основные начала // Соч. СПб., 1899. 'Г. 1. С. 216-217.

Под ЭВОЛЮЦИЕЙ в философии понимаются медленные, постепенные накопления количественных изменений.

РЕВОЛЮЦИЯ означает коренное, качественное изменение существующего, резкий переход из одного качества в другое.

На стадии эволюции количественные изменения сами по себе не дают нового качества. Эволюция лишь подготавливает революцию. Революция же завершает эволюцию, т.е. приводит к появлению нового качества. Следовательно, развитие общества представляет собой единство двух форм изменений: эволюционной и революционной.

Примером единства этих форм перехода к новому качеству может служить переход от одного общественного строя к другому. Он (переход) совершается революционным путем, но эта революция подготавливается постепенным развитием производительных сил и производственных отношений.

Нельзя отрывать и противопоставлять эти две формы развития (эволюцию и революцию).

Среди научных взглядов на этот процесс наиболее распространенным был плоский эволюционизм. Его сторонники считали, что всякое развитие есть лишь постепенные количественные изменения.

Однако мы уже заметили, что накопление количественных изменений не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно должен наступить скачок. Стало быть, скачок не есть выдумка людей. Отсюда вывод о неизбежности революций: технических, экономических, информационных и т.д.

В философии качеством называют то, что характерно для данной вещи, что отличает ее от других вещей и в то же время связывает с вещами этого рода. Качество неразрывно связано с существованием предметов и явлений. Теряя качество, предметы и явления перестают быть тем, чем они были прежде.

Качество вещей проявляется через их свойства. Качество и свойство – понятия близкие, но не тождественные. Свойств у предмета бывает множество. Качество характеризует предмет в целом, в объеме. Качество – совокупность существенных, определяющих свойств предметов и явлений.

Количество и качество характеризуют предметы с разных сторон. Но они диалектически связаны. Их единство есть мера.

Философия рассматривает развитие, как единство количественных и качественных изменений. Но такое понимание сформировалось в борьбе с метафизическими взглядами. Метафизики односторонне преувеличивали или количественные, или качественные изменения, отрывали их друг от друга.

Диалектика считает, что развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Новое качество не появляется на пустом месте. Сначала в рамках старого качества происходит накопление мелких, незаметных количественных изменений. До определенного момента они не оказывают заметного влияния на старое качество. Однако наступает такой момент, когда количественные изменения превращаются в качественные. Переход количества в качество – всеобщий закон развития природы, общества, мышления.

Переход количества в качество в развитии общества проявляется в переходе от эволюции к революции. Эволюция – это медленные количественные изменения. Революция приводит к коренной ломке старого качества. Между ними существует глубокое единство.

В развитии объективного мира происходит не только переход количества в качество, но и обратный процесс.

Переход от старого качества к новому есть скачок.

научная и учебная литература

Бажанов В.А. Краткое введение в философию: Учебное пособие. - Ульяновск, 2005. -132 с.

Диалектическое противоречие. М., 1979.

Диалектика отрицания отрицания. М., 1983.

Ермакова Е.Е. Философия: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш. шк.; 2000. – 272 с.

Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. – 4-е изд., сереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1997. – 272с.

Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион. отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. философ. наук В.Л. Калашников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 384 с.

Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н /Д.: Феникс, 1998.- 576 с.

Орфографический словарь. – М.: Академия – ПРЕСС. – 2000. – 698с.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. словарь трудностей русского языка. 5-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 832 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 368 с.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 17651
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: