Синкретизм это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Особо надо сказать о рабочих песнях. Труд от игры отличается тем, что в нем все движения должны быть соразмеренными и обусловленными тактом работы, требующим известного единообразия. При выделке каменных орудий, при толчении зерна в ступе, при ударах молота по наковальне и др. работах вырабатывается метр, как схема песни. Приведем в качестве примера одну русскую частоговорку:

Обряд при известных условиях переходил в культ. Эта эволюция обряда не вызывала прекращения самого обряда. Обряд продолжает свое существование наряду с культом. Синкретизм форм мог оставаться и в том и в другом случае; только получались две формы его: синкретизм 1) обрядовый и 2) культовой. Культ вырабатывался при эволюции религиозных верований. Культ не мог развиться при фешитизме, вследствие того, что фетиш был семейным божеством или даже божеством отдельного лица. Развивался культ только в тех случаях, когда вера в известное божество разделялась целым племенем или значительной группой его. Во многих случаях в самом обряде заключались уже особенности культа. Игры, изображающие поклонение какому-либо животному после удачной охоты на него, напр., поклонение туше медведя у сибирских инородцев, связанное с прославлением его и умилостивлением, уже недалеки от культа, но они не самый культ, а переходная ступень к нему. Самое важное в культе — это таинственность и непонятность некоторых действий и устойчивость песенного текста, переходящего в религиозные формулы и, наконец, большая детализация действий при меньшем содержании отдельного религиозного сюжета сравнительно с обрядом. А самое важное в культе — это сочетание действий с определенным словесным текстом. Здесь равное значение имеют мелодия и слово. Поэтому является естественным вопрос, почему культ перестал довольствоваться одними междометиями и потребовал для дальнейшей своей жизни словесной оболочки? Во французской и немецкой народной поэзии некоторые произведения выполняются при посредстве сказа, излагаемого прозой, и пения, излагаемого стихом (singen und sagen, dire et chanter). Проза обычно предшествует стиху, и в ней то же содержание, что и в стихе. Те же особенности встречаются и у некультурных народов, напр., у киргиз и якутов. На основании этого мы вправе сделать заключение о том, что тожественный прозаический текст, предшествующий стихотворному, появился вследствие стремления полнее и точное ознакомить с текстом стихотворным и ранее бывшим песенным, потому что песенный текст не всегда уловим для слуха. При обрядовом исполнении различных сюжетов мимика и действие не всегда могли быть понятными, вследствие осложнения обряда новыми деталями и вследствие пережитка в обряде действий, потерявших свое значение в условиях новой жизни. Прекрасным примером, иллюстрирующим наше положение являются многие русские заговоры, в которых те действия, которые должны быть выполняемы, в заговоре находят описание в словесной форме: умоюсь, оботрусь чистым полотенцем, перекрещусь, выйду на восток, на все стороны поклонюсь и т. д.

Дифференциация синкретизма форм появляется очень рано еще до расслоения населения на разные классы. Но это отдельное существование различных поэтических форм имеет пока еще очень тесные границы и обусловливается различными явлениями семейной жизни. Прежде всего появляются заплачки, похоронные песни. Для восхваления умершего и для выражения чувства горя по поводу его смерти требуется некоторая талантливость. Отсюда, естественное обращение родственников умершего, если в их среде нет талантливых исполнительных песенного обряда, к посторонним опытным лицам. Таким образом возникают у различных народов профессиональные плакальщицы, а у нас плачеи. Благодаря этим профессиональным плакальщицам, их общению между собою появляется своего рода литературная школа, вырабатывающая свой стиль, свои приемы и свою схему похоронной песни. Таким образом одновременно с дифференциацией происходит интеграция песни в смысле развития в ней устойчивой формы. Похоронная песня по своему содержанию является лирико-эпическим произведением.

Гораздо труднее указать путь образования сказки из того синкретизма поэтических форм, о котором у нас идет речь. Надо думать, что сказки по своему происхождению различны. Одни выделились из обряда. Таковыми можно считать сказки о животном эпосе. Другие могли развиваться независимо от обряда и культа в тесном кругу семьи и для семьи. В тех случаях, когда обряд воспроизводил охоту на различных животных, напр., на бизонов или тюленей, то участвующие в этом обряде маскировались в шкуры изображаемых животных, подражали их крику, движениям и т. п. Из действующих лиц обряда выделяются, о чем уже сказано, отдельные исполнители, певцы и рассказчики. Эти певцы или рассказчики в качестве профессионалов при удобном случае порознь или совместно с другим каким-либо певцом воспроизводят обряд, устраняя из него действия за невозможностью воспроизвести их, вследствие отсутствия той массы действующих лиц, которая требуется для обрядового выполнения сюжета; может устраняться вместе с тем и переряживание. Весь ход обряда передается таким образом в словесной форме. Отсюда животные говорят и становятся человекообразными, и таким образом сказка о животном эпосе уже зародилась. Дальнейший путь ее развития является уже простым. Такой же путь надо указать и для выделения из культа заговора, по крайней мере некоторых видов его. Заговор привнесен был из культа, но развивался вне культа для семьи и в семье, что видно из анализа заговоров. И здесь действие изображается очень часто в словесной форме за невозможностью его выполнить.

На первых порах поэтические произведения синкретической формы отличаются целесообразностью своего содержания, т. е. утилитарным своим характером. Обряд и культ всегда преследуют какие-либо цели.

Культ умилостивляет божество, обряд подготовляет к битве или охоте. После того, как обряд и культ потеряют свою цель, они естественно переходят в драму с ее разветвлениями. Этому переходу содействует появление профессиональных исполнителей сначала певцов, а потом скоморохов в качестве артистов своего дела.

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

синкретизм фото

Синкретизм – это очень широкое понятие, определение которого можно найти в разных областях науки. В общем понимании синкретизм значит слитность, смешение, эклектизм. Лучше дать определение этому понятию в соответствии с определенной сферой, в которой он применяется. В искусстве синкретизм проявляется в слиянии не сопоставляемых различных образов, первоначальных компонентов в какое-то явление.

В философии под синкретизмом понимается сочетание нескольких разнородных противоречивых теорий и начал в одну систему, но без их объединения, это разновидность эклектизма, который игнорирует различия в разнородных началах.

В религии синкретизм это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений.

Синкретизм в лингвистике обозначает объединение в единой форме нескольких обозначений, распределенных между разными формами в соотношении к более ранним этапам истории развития языка, эти формы многозначные, полифункциональные. Также здесь существует понятие кумуляции грамматических значений, которое применяется в одном значении с понятием синкретизм в лингвистике и выражает нескольких граммем разных грамматических категорий за одним неразделимым показателем.

Синкретизм в психологии обозначает нерасчлененность психических процессов в ранний период развития ребенка. Проявляется тенденцией детского мышления соединять между собой различные явления, не имея для этого достаточных оснований. Многие исследователи отмечали данное явление в психологии ребенка, в частности его восприятия в неразделимости чувственного образа какого-то объекта, без выделения и соотношения внутренних связей и элементов. Ребенок, принимающий связь впечатлений за связь предметов, неосознанно переносит значение слова на только внешне связанные вещи. Отбирая в последующей практике синкретические связи, которые будут соответствовать действительности, ребенок восстанавливает для себя настоящее значения слов.

Синкретизм в культурологии значит отсутствие различий явлений культуры.

Синкретизм первобытной культуры характеризуется слитностью искусства, познавательной деятельности, магии. Также синкретизм в культурологии это внешнее смешение многообразности культурных компонентов, которому свойствен высокий уровень эклектичности и проявление в разных плоскостях культуры.

Синкретизм первобытной культуры определяется в трех направлениях. Во-первых, синкретизм, как единство человека и природы. Во-вторых, он проявляется, как нерасчлененность духовной, материальной и художественной систем культуры. В-третьих, проявление первобытного синкретизма культуры является художественной деятельностью, неотрывно вплетенной в материальные и производственные процессы.

Синкретизм в философии

В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.

Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу.

Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.

Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий вместе с вненаучными и научными познаниями. Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности теософия Блаватской, антропософия Агни-Йога Рерихов или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения. Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.

Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности. Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.

Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру. Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.

Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.

Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.

Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами. Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека. Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.

Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного. Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчленённые общие системы соображений и представлений. Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку. Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.

Религиозный синкретизм

В религии данное явление означает смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии, например, синтоизм.

Синкретизм в религии является звеном соединения разнородных религиозных учений антропологического и космологического характера.

Православные богословы считают религиозный синкретизм внешним, искусственным и неорганическим соединением не соединяемого, без ясной и четкой характеристики духовных оснований, считают его несогласованным относительно содержания привлекаемых фрагментов.

Также стоит обратить внимание на то, что необходимо делать отличия между понятием религиозного синкретизма и религиозного плюрализма, который подразумевает спокойное сосуществование или разделение областей влияния и воздействия между некоторыми отдельными конфессиями или несколькими религиями без их слияния.

На протяжении всей долгой истории религии было известное такое общекультурное явление, как религиозный синкретизм. От самой первобытной эпохи вплоть до современных новейших религиозных движений. Он выражается в соединении разнородных вероучительных научений и культовых положений из различных религиозных направлений, определяя основные положения вероучений.

Исторически сложилось так, что в эллинистических религиях синкретизм имел очень широкое распространение в государстве инков, в то время как инкорпорация богов на побежденных землях в собственное религиозное поклонение поддерживалась даже на уровне государственной политики.

В период раннего Средневековья обширное распространение приобрело направление манихейства, которые впоследствии проявившее влияние на распространенную средневековую синкретическую ересь.

В период Нового времени начала появляться масса различных синкретических религиозных направлений. Из тех, которые недавно возникли и получили широкое распространение религиозных направлений, для которых свойствен религиозный синкретизм.

Китайский религиозный синкретизм находит свои истоки из древней истории. Тысячелетняя война между сторонниками конфуцианства, религиозного даосизма и буддизма демонстрирует, что никакое из этих учений неспособное стать одним единственным, чтобы вытеснить конкурентные направления из этой специфической сферы. И ни одно из этих течений в то же время не было монотеистические направленной религией, соответственно это предполагало возможность компромисса.

Таким образом, примерно в период примерно конца эпохи Тан сформировался китайский религиозный синкретизм. Это уникальное направление, соединяющее все религиозные учения, и в котором для конфуцианства была предложена социология и политическая мораль, для даосизма – повседневные, волнующие людей житейские запросы для буддизма, впитавшего наследие и опыт от древней даосской философии, оставалось учение о смысле и вопросах жизни, кроме этого буддизм занимался утешением угнетенных и мирооправданием. Хоть и присяжные служители представленных трех философско-религиозных течений продолжали между собой ссориться, но в головах обычных верующих вполне свободно ладили все три со своими пантеонами. Такая же самая синкретическая система верований сложилась и в других странах с характерной китайской культурной сферой, только даосизм у них заменялся местными языческими верованиями, например, в Японии – это был синтоизм.

Если вас интересуют философские и культурологические проблемы, а также, если вы просто любознательный человек - заходите сюда!

Понятие "синкретизм" не самое популярное в народе, оно не относится к повсеместно употребляемым. Однако люди, читающие умные книжки, время от времени встречают его, да и во время лекций студенты могут из уст лектора слышать этот термин. Так что же он означает?

Надо сказать, что в разных контекстах он имеет несколько различные значения - одно в философии, другое в искусстве или психологии и т.д. Тем не менее, все они могут быть сведены к одному слову - нерасчлененность . Оно происходит от греческого synkretismos, то есть "соединение".

Чаще всего понятие используется при характеристике человеческого сознания, которое в раннем детстве обладает этим самым синкретичным характером. То есть ребенок связывает в одно общее самые разнородные явления, еще не в силах вычленить их как отдельные уникальные вещи. Например, он не видит разницы между выдуманным и реальным, воспринимая все как реальное. Л.С. Выготский говорил, что это проявляется в том, что связь впечатлений принимается за связь вещей.

Подобная характеристика сознания была и у первобытных людей, обладавших мифологическим мышлением. Они также не видели особой разницы между своей выдумкой и реальностью, поэтому объясняли реальные явления фантастически, выдумывая истории. Так родился миф. Синкретизм первобытного сознания проявился и в том, что люди тогда не особо отличали живое и неживое друг от друга, они во всем видели живое. Мир в целом и каждый предмет в нем были для них одушевлены. Так возникли первые верования человека - анимизм и фетишизм.

Понятие синкретизма используется также в искусстве. Речь о том, что первые поэтические опыты человечества содержали в себе не только ритмизированный рассказ о чем-то, но одновременно были обрядом с элементами танца, музыки и примитивного актерства. При этом такое действие имело познавательный смысл. То есть в одном факте творчества в нерасчлененном виде содержалось несколько видов искусства, которые потом развились отдельно.

Что касается философии, то здесь термин "синкретизм" некоторые исследователи используют, например, для характеристики взглядов гностиков, которые пытались соединить в единое учение разнородные философские и религиозные теории (греческую, восточные, Ветхий Завет). Но при этом не учитывалось их внутреннее сходство и различие, то есть объединение было не обоснованным, а чисто формальным. К тому же они густо приправляли свои идеи мистическим, эзотерическим антуражем.

Я думаю, что философия не может быть синкретичной по определению. Эклектичной - да, может. Но не синкретичной. И если учение гностиков называют синкретичным, то либо это не философия, либо оно не синкретично. Сейчас термин "синкретизм" чаще всего используется при характеристике первобытного и раннего детского мышления, и это правильно.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:


В психологии есть понятие, которое является неотъемлемой частью детского восприятия и мышления – это синкретизм. Все знают, что ребенок рождается словно чистый лист бумаги, его ощущения и восприятие не имеет опыта, память, мышление и воображение еще не развиты. Но развитие психики у малыша будет стремительно обогащаться новым умением и опытом. Физиологическое и психологическое развитие ребенка тесно связанны, это стоит учитывать при рассмотрении такого понятия, как – синкретизм.

Что такое синкретизм

ребенок с глобусом

Синкретизм – это психическая функция мышления ребенка, которая появляется в обобщенной связи предметов и объектов без общих признаков и оснований. Наверняка родители могли наблюдать, как их ребенок размышлял над тем или иным вопросом, и его суждения базировались лишь на тех знаниях, которыми он в силу возраста обладал.

На самом деле, в раннем возрасте, а именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенку еще не подвластны некоторые мыслительные операции, и он пользуется тем, что уже освоено. Синкретизм проявляется, как раз неким промежуточным моментом в процессе формирования и развития интеллекта.

Признаки синкретизма

Основные характеристики и признаки синкретизма в мышлении ребенка заключаются в следующем:

  • Суждения ребенка о предмете сводятся к его внешнему восприятию.

Полученное впечатление относится к связям этого объекта и выступает в качестве его характеристик.

  • Психические функции ребенка действуют нераздельно.

В умозаключении ребенка участвуют восприятие, впечатление и память в одной неразрывной схеме. Для более наглядного примера стоит вспомнить эксперимент, который проводили психологи на тему синкретизма.

  • Неспособность к логическим рассуждениям, которые базируются на истинном знании.

Данная характеристика подтверждает, что в мыслительных операциях ребенок пока еще опирается на внешнее впечатление о ситуации или предмете, так как не способен увязать в одну схему все действительные связи.

Так или иначе, синкретизм является неотъемлемой частью в интеллектуальном развитии ребенка, и проходит данная психическая функция неоднократную трансформацию на всем пути развития ребенка, вплоть до подросткового возраста.

Основная черта синкретизма

Основной чертой этой психологической функции является её субъективность. Ребенок порой дает невероятные и смешные для взрослых людей умозаключения, которые всегда исходят исключительно из его собственной точки зрения.

Теряет свои силы данная функция лишь в процессе мыслительного перехода от субъективности к объективности. Так, например, ребенок имеет представление о том, что большие предметы и вещи тяжелые, а маленькие наоборот легкие. Маленький камушек в руках, кажется ребенку очень легким, но бросая его в воду, он тонет, так как для воды он тяжелый.

Объяснить объективность данного явления ребенку раннего и дошкольного возраста практически невозможно. Он, конечно, может усвоить это на конкретном примере и запомнит его, возможно с интересом будет повторять и делиться своими впечатлениями, но понять, что есть определенная закономерность, связь и истинное значение данного процесса он не сможет. Точно так же, как и не сможет применить данное знание на примере других вещей и предметов.


Интеллектуальное развитие и синкретизм

Интеллектуальное развитие человека проходит разные этапы в том или ином возрастном периоде. Сравнивать интеллект ребенка и взрослого человека бессмысленно, так как очевидно, что в детском возрасте еще не сформированы все мыслительные процессы, и функции логики не освоены.

Родителям необходимо знать, что на каждом возрастном этапе у ребенка формируется тот или иной психологический познавательный процесс, и идет активное применение новых возможностей и способностей в реальной жизни.

Психологи и педагоги называют этот период сенситивным – то есть оптимально адаптированным для развития той или иной психологической функции. В качестве примера можно рассмотреть следующие ситуации:

  • Речь у ребенка развивается в возрасте от 1 года до 3 лет.

Иными словами, всем понятно, что именно в этом возрасте у человека идет формирование речевого аппарата.

Конечно, многие эти процессы проходят незаметно для родителей, но если в этот период оказать помощь и поддержку для развития этой функции, то следующие этапы формирования памяти будут более успешными и эффективными.

  • От 3 и до 7 лет у ребенка формируется самосознание.

Этапы развития мышления у ребенка постоянно находятся в переходах от одного вида мышления к другому, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, и в итоге к словесному мышлению.

Данная тема сенситивного периода затронута неспроста: родителям стоит знать, что синкретизм имеет место быть в возрасте от раннего возраста до подросткового. В данном случае точный возраст нет смысла указывать, так как у каждого человека развитие психических функций может проходить в определенном возрастном промежутке.

Пока мышление у ребенка имеет форму наглядно-образного, то синкретизм будет проявляться в полной мере, так как иначе его мыслительные процессы не способны обрабатывать информацию.

У ребенка, собственно, как и у взрослого, есть свои определенные схемы действий, именно они позволяют человеку решать поставленные перед ним задачи. Стоит понимать, что схема действия у младенца и ребенка уже 3 лет значительно отличаются, а значит и мышление обрело уже новые функции.

Пока у ребенка активно будет развиваться познание, он будет проводить с предметами различные манипуляции и устанавливать простейшие связи, будет присутствовать в мышлении синкретизм.

Эгоцентризм и синкретизм

Оба эти понятия можно смело назвать общими характеристиками детского мышления. Ребенок находится в особой позиции, когда все его умозаключения и собственно мыслительный процесс строится исключительно с его точки зрения, которая является единственной и абсолютной.

Синкретичное мышление ребенка как раз характеризуется тем, что все его представления базируются на субъективных схемах действий. А значит, пока еще мышление лишено логики, способности анализировать и синтезировать объективные связи вещей и предметов.

Пока эгоцентризм проявляется в полной мере, у ребенка нет способности прибегать к объективным связям объектов, его мышление будет работать исключительно на его субъективных схемах действий. Эгоцентричность в мышлении и практической деятельности сохранятся до 7-8 лет.

Постепенно ребенок приобретает способность отбирать и анализировать синкретические связи, которые позволят понимать и принимать истинность суждения. Только в подростковом возрасте ребенок приобретает свободу мышления и отказывается от привязанности к объектам, он начинает строить свои суждения, опираясь на гипотезы.

Читайте также: