История производства фарфора в россии кратко 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Русский фарфор – одна из визитных карточек русского искусства на самых известных антикварных аукционах всего мира.

Изначально фарфор появляется в Китае около VII века. Именно в это время встречаются самые первые фарфоровые изделия. Фарфор в отличие от привычной и к тому времени уже всем известной керамики намного легче, светлее и тоньше. Долгое время в Европе китайские фарфоровые чаши и тарелки считались предметом роскоши, ценились наряду с золотом и драгоценными камнями, их наделяли целебными свойствами. Европейцы несколько столетий тщетно пытались разгадать секрет приготовления фарфоровой массы, чтобы наладить производство в своих странах. Довольно долго они имитировали фарфор расписанной керамикой. Один из самых показательных примеров – это голландский фаянс, в том числе делфтская керамика. Она была расписана кобальтом, что визуально сближало ее с китайским фарфором династии Мин.

Первому в Европе изобрести фарфор удалось саксонцу Иоганну Бёттгеру около 1708 года. Его открытие впоследствии привело к основанию известнейшей Мейсенской фарфоровой мануфактуры.

История русского фарфора неразрывно связана с именем его создателя – Дмитрия Ивановича Виноградова, который был другом и коллегой Михаила Ломоносова.

К этому времени императрица Елизавета Петровна уже наняла немца из Стокгольма Христофора Гунгера, который уверял, что по дружбе тот самый первооткрыватель саксонского фарфора Иоанн Беттгер поделился с ним секретом фарфоровой массы. В 1774 году была основана Невская порцелиновая, то есть фарфоровая, мануфактура, на которой Гунгер и должен был производить фарфоровые изделия. К нему приставили Виноградова, чтобы тот выведал у него секрет производства.

Но Гунгер оказался шарлатаном. Больше трех лет он потратил на безрезультатные опыты. В конце концов, его уволили и поставили во главе мануфактуры Виноградова. Виноградов долго экспериментировал, заносил все полученные результаты в дневник, используя для этого специальный шифр, чтобы результаты его открытий не могли быть украдены. Используя гжельские белые глины, олонецкий кварц и казанский алебастр, Виноградов получил пригодный для изготовления фарфора состав.

Первые сделанные им предметы были небольшими из-за размеров печи, в которых обжигали изделия. Чаще всего вначале производства изготавливались фарфоровые пуговицы, набалдашники для тростей, курительные трубки, колокольчики, небольшие коробочки разных форм. Большим спросом пользовались табакерки, которые преподносились императрице, а та в свою очередь могла дарить их своим приближенным.

Невскую порцелиновую мануфактуру впоследствии переименуют в Императорский фарфоровый завод, в советские годы – Государственный фарфоровый завод и Ленинградский фарфоровый завод.

Сегодня среди антикваров и коллекционеров антиквариата изделия Императорского фарфорового завода, созданные при жизни монархов Российской империи, считаются одними из самых эстетически и материально ценных.

Сегодня, в век новейших технологий, всё меняется, идёт в ногу со временем, но русский фарфор остаётся неизменным и никогда не выйдет из моды, он считается лучшим. Изделия из фарфора прочные и могут выполнять свои предназначения десятилетиями. Небольшие статуэтки прекрасно впишутся в любой стиль интерьера. Посуда из него не только красива собой, но также имеет прекрасную историю.

История возникновения

По всему миру есть множество предприятий, которые занимаются выпуском фарфоровой посуды. В XVIII веке такие производства находились в России, Прибалтике и Малороссии, и до сих пор они выпускают эксклюзивные изделия из фарфора и фаянса.

На сегодняшний день только в России существует несколько десятков действующих предприятий, занимающихся изготовлением изделий из фарфора. К ним относятся Гжельский завод, Дмитровский завод, Южноуральский завод, Императорский завод и многие другие. Из всех производимых изделий представлены даже оригинальные шедевры, которые выставляют на известных выставках, и, конечно, все эти заводы выпускают предметы общего пользования.

Некоторые из представленных заводов произошли из старинных мануфактур: Кузнецовский фарфор, Поповский фарфор, Императорский и знаменитый Гжельский фарфор.

Вся история началась с А. К. Гребенщикова, именно он открыл первую в Москве мануфактуру, занимающуюся изготовлением изделий из фаянса, которые имели внушительные размеры, их расписывали красками. Эти изделия напоминали майолику из Китая или Западной Европы того времени. Гребенщиков производил такие изделия для богатых слоёв общества, но там был ненастоящий фарфор, он имел тонкую структуру и определённый звон.

Только черепки такой посуды имели кремовый оттенок и были чем-то схожи с фриттовым фарфором зарубежного производства. Сегодня изделия того времени стоит увидеть в Сергиево-Посадском музее, и представлены они как старинные модели посуды того времени.

Д. И. Виноградов в 1748 году разрабатывает настоящий фарфор и в качестве основы берёт гжельские глины. И именно от этого момента начинается история российского фарфора. Гжельское производство никогда не относилось к одному месту, здесь было множество дочерних предприятий, которые занимались производством фарфоровой посуды для широкого использования. В XIX веке мастера гжели изобрели опак — он считался разновидностью фаянса, но уже высокого качества, и посуда из него получалась тонкая.

Стоит немного затронуть структуру фаянса и фарфора: они отличаются друг от друга по химическому составу, в последнем больше каолина. И именно это вещество делает посуду более тонкой и звенящей, как хрустальные изделия. Фаянсовая посуда имеет более толстую структуру и кракелюр на поверхности, потому что материал впитывает воду и со временем разрушается. Фаянс — плотный материал, звучание глухое в отличие от фарфора, который пропускает свет и прекрасно звенит.

Опак представляет собой тонкий материал, сильно похожий на фарфор: он имеет такое же водопоглощение, из черепков можно изготавливать тонкие изделия.

Первая часть истории русского фарфора приведена в следующем видео.

Заводы по производству продукции

Фарфор, который изобрёл Виноградов, стали выпускать на Императорском заводе, он завоевал свою популярность и у него появились свои соперники — Мейсон и Севр. Раньше все предприятия по производству фарфора находились во владении либо у королевских домов, либо становились независимыми коммерческими предприятиями. Во всех зарубежных странах производство финансировались королевскими семьями. А в Великобритании они были представлены как полноправная коммерческая мануфактура, и все правящие династии могли только заказывать для себя изделия этого завода.

В России было всё на равных, то есть и те и другие имели свои преимущества. И все они могли существовать либо непродолжительный период времени, либо стояли и производили изделия столетиями. Но если предприятие переставало существовать, то оно сливалось с другим заводом или полностью закрывалось. Есть несколько предприятий, которые являются самостоятельными производствами — это заводы Гарднера, Попова и Кузнецова.

Завод Гарднера функционирует за счёт своего предыдущего хозяина, впоследствии он перешёл к магнату по изготовлению фарфора Кузнецову.

Существует Кузнецовский фарфор, который является брендом, точно так же, как и Императорский. Завод Гарднера работает и в наше время, только теперь его называют Фарфор Вербилока.

Дулевский завод по изготовлению фарфора действует и сегодня, появился он в 1832 году наследником Кузнецова, и уже он перевёл завод из Гжели в Дулево. Именно этот завод был главным в России по производству фарфора, а приобретали его изделия азиатские страны.

Помимо фарфоровых предметов, предприятие занималось выпуском различных изделий из майолики, садовых скульптур, всевозможных приборов и горшков для цветов. В 2000-х годах на мануфактуре сменилось руководство, и завод постепенно модернизировался. Формы изделий из этого продукта остались неизменными, и даже декорирование происходит по рецептуре прошлого века.

Ауэрбаховский завод — сейчас его называют Конаковским — также выкупил Кузнецов в 1870 году. Занимается и сегодня выпуском посуды и предметов интерьера из фаянсового материала. Есть ещё одно огромное предприятие, которое принадлежит семье Кузнецовых — фабрика по изготовлению фарфоровых и фаянсовых изделий в Рыбинске. Эта мануфактура была основана в 1884 году купцом П. А. Никитиным, но сначала этот завод производил красный кирпич, и уже со временем там стали производить фарфоровые изделия.

На сегодняшний день этот завод переименован, его называют Первомайский. Вся изготавливаемая посуда и русский фарфор идёт на поставку в Туркмению, Узбекистан и Азербайджан, посуда имеет красивейший декор и изготавливается по определённому рецепту. Вообще, Кузнецов, как создатель, очень много времени отводил открытиям и проверке качества выпускаемых изделий, старался приобретать только качественное сырьё, даже несмотря на его стоимость. Именно этот магнат стал объединять вместе всех фарфоровых производителей, а в дальнейшем и стеклопромышленников, тем самым вытесняя зарубежных производителей с российских рынков.

В 1913 году магнат Кузнецов создал свою империю, которая состояла из 18 заводов, выпускающих различную продукцию. Именно этот производитель получил множество наград и призов на международных выставках.

Отдельно от Кузнецовского завода был ещё и Поповский, такой же знаменитый — на этом предприятии изготавливали не только посуду, но и красивые статуэтки, которые до сих пор выставляются в музеях. Фарфор с завода Попова имел собственный тонкий состав и мог легко составить конкуренцию другим фарфоровым фабрикам России. Правили этим предприятием изобретатель специальной краски А. Г. Попов и его сын Д. А. Попов, располагался их завод в Подмосковье, посуда производилась для широкого круга пользователей и по большей части для предприятий общего питания.

Есть ещё один завод по изготовлению фарфоровых изделий, он был создан князем Юсуповым в 1818 году. Вся продукция с этого предприятия предназначалась для знатных особ, но он просуществовал недолго, так как в 1831 году владелец умер. У этой компании был определённый секрет: князь лично создавал уникальные вещи, и этот завод не находился в коммерческой гонке. И в скором времени князь Юсупов пригласил к себе мастера из Севрского предприятия Ламбера, который работал только с качественными материалами и по прибытии уже имел собственную индивидуальную коллекцию по живописи и графике.

История производства российского фарфора очень насыщена различными событиями. Фабрик по производству много, некоторые давно перестали существовать, а некоторые существуют до сих пор и пользуются определённой популярностью. Сегодня многие фарфоровые изделия имеют уникальную гравировку, которую наносят в качестве фамильных изделий, такой фарфор весьма ценен. В музеях можно найти и старинный фарфор, который изготавливался в прошлых веках.

Любой российский фарфор, будь то статуэтка или сервиз, останется в моде и даже спустя время будет реликвией, передающейся из поколения в поколение.

Далее смотрите продолжение рассказа об истории русского фарфора.


Чтобы получить фарфор, нужно, грубо говоря, смешать растёртые в порошок кварц, полевой шпат, мелкозернистую и белую глины в особых пропорциях, а затем подвергнуть изделие из этой смеси обжигу высокой температурой. Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.

За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!

Как появился восхитительный фарфор

В истории не сохранилось имени мастера или мастеров, впервые получивших фарфор. Зато достоверно известно, что он возник в Китае в 7-ом века нашей эры. А некоторые учёные высказывают версию, что он появился пятью столетиями ранее этой даты. Как бы то ни было, китайцы с древних времён умели получать фарфор, который сейчас относится к типу мягкого, и делать из него художественные изделия, украшения и посуду. Она и прославила фарфор далеко за пределами Китая: сначала в арабских странах, а затем и в Европе.


Фарфор был неотъемлемой частью китайской культуры, поэтому секрет его получения хранился в тайне. Мастера, раскрывшего тайну, карали смертью. Эта мера пресечения была столь эффективна, что европейцы так и не узнали секрета. Они столетиями пытались самостоятельно получить фарфор, но у них ничего не выходило. И лишь в 1708 году немецкий изобретатель Э. В. Чирнгауз экспериментальным путём получил яшмовый фарфор твёрдого типа. В последующие несколько лет его состав и способ получения совершенствовался, что, в конце концов, позволило Европе производить качественный белый фарфор.

Фарфоровые статуэтки

114287368_106738289_large_posuda2.jpg

Фарфор в России


Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.


Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели.


Наибольшего развития фарфоровое производство в России получило в 19-ом веке: тогда было открыто несколько новых предприятий, работавших по новейшим технологиям того времени. В начале 20-го столетия все они были национализированы, и некоторые из них существуют до сих пор.

Царственная красота русского фарфора

Русский фарфор. ИФЗ. Чайник из сервиза-дежене с видами Павловска, около 1799 г. Собрание Эрмитажа

Русский фарфор. ИФЗ. Чернильный прибор, около 1825. Собрание Эрмитажа

Упорство, помноженное на талант

Русский фарфор. Завод Н. Б. Юсупова. Чайный сервиз, 1831. Собрание Русского музея

Поначалу столовые сервизы, дежене, вазы и статуэтки изготавливались только для нужд царского двора. Однако предприимчивые коммерсанты понимали, что столовая посуда будет пользоваться высоким спросом у всех сословий. Двигателем производства стали частные фабриканты, один за другим разворачивавшие собственные мануфактуры.

Производство в Российской империи развивалось стремительно: к 1762 году здесь насчитывалось уже 12 мануфактур — 7 фарфоровых и 5 фаянсовых, к концу века их число возросло до 20. На исходе XIX столетия продукцию выпускали более 50 фабрик. Эпоха расцвета русского художественного фарфора пришлась на годы царствования Николая I. В этот период у покупателей появился небывало широкий выбор: приобрести немецкий фарфор, купить продукцию английских мануфактур, французского производства или отдать предпочтение творениям мастеров из Гжели.

Русский фарфор. Фарфоровый завод Гарднера. Кружка в виде головы турчанки, начало 1800-х. Собрание Русского музея

К числу производителей, упрочивших славу русского фарфора, относятся:

Русский фарфор. Фарфоровый завод братьев Корниловых. Часы с мужской фигурой в костюме ХVII века, 1850-е. Собрание Русского музея

Русский фарфор. Завод М. С. Кузнецова, Дулёво. Сухарница с орнаментальным декором, конец XIX в. Собрание Эрмитажа

Русский фарфор. Фарфоровый завод Батенина. Чайник с изображением китайцев, 1830-е. Собрание Русского музея

Начало XX века ознаменовано влиянием, которое оказывал на искусство стиль модерн. В послереволюционный период на национализированных предприятиях велись творческие поиски в области агитационного фарфора и воплощения идей супрематизма. Современные художники создают произведения, не уступающие по красоте и утонченности изделиям предшественников.

Читайте также: