Этногенез балкаро карачаевцев кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос этногенеза того или иного народа относится к числу наиболее сложных проблем гуманитарной науки. И его невозможно решить в полном объеме и объективно без использования достижений нескольких направлений научных знаний. В частности, для подобного рода исследования необходимо опираться на данные археологии, антропологии, истории, этнографии, религии, лингвистики, этнологии, этногеномики и других наук. В этом плане проблема этногенеза такого народа, как карачаево-балкарский, численность которого составляет в настоящее время около трехсот тысяч человек, не является исключением.

Данный вопрос до настоящего времени обсуждается специалистами разных научных направлений, и они не пришли к единому мнению. На сегодняшний день по этногенезу карачаево-балкарцев существует несколько версий. Это говорит о том, что этот вопрос требует дальнейшего своего исследования.

Необходимо отметить, что многие проблемы истории, в первую очередь этногенеза того или иного народа, решаются сравнительно легче, когда этнос вел на протяжении многих столетий оседлый образ жизни и имел свою литературную письменность. У такого народа больше остатков материальной культуры в виде каменных сооружений, предметов из керамики, металла или других долговечных материалов, письменные источники, которые значительно облегчают решение многих вопросов его истории и культуры. В этом плане труднее изучение истории кочевых племен. В их материальной культуре преобладали меха, войлок, кожа, дерево, которые долго не сохраняются, и они не имели национальной литературной письменности.

Изучение этногенеза карачаево–балкарцев, предки которых все же были кочевниками, осложняется и этими обстоятельствами. Карачаево-балкарцы не оставили никаких письменных источников по древнему периоду своей истории и, в первую очередь, по их этногенезу.

Тем не менее, при комплексном подходе к данному вопросу и полном использовании последних достижений большого круга научных знаний (в том числе и этногеномики и всех источников, которые хранятся в фондах архивов за пределами КБР) можно более объективно разрешить этот сложный и довольно запутанный вопрос истории карачаево–балкарцев. Что касается документов, которые еще не выявлены и не использованы в изучении данного вопроса, то мы имеем в виду источники, хранящиеся в архивах Армении, Генуи и других городов и стран, которые вывезены после покорения Крыма турками в XV веке.

На сессии и в последующих работах, посвященных этому вопросу не учитывались некоторые направления научных знаний, которые могли бы значительно способствовать более объективному исследованию данного вопроса. Мы имеем в виду прежде всего религиозные верования карачаево-балкарского народа и данные сравнительно молодой науки этногеномики и другие. Все это отрицательно сказывается до настоящего времени на решение этой важной научной проблемы.

В учебниках и учебных пособиях для старшеклассников общеобразовательных школ, изданных в последние годы под грифом министерства образования и науки Кабардино-Балкарии, авторы разделов, посвященных истории карачаево-балкарцев, сознательно или по недопониманию игнорируют даже достижения науки последних лет по данному вопросу.

В бесконечном обсуждении истории карачаево-балкарского этноса повинны и отдельные чиновники Кабардино-Балкарии, которые курировали этот важный участок работы и закрывали глаза на прямую фальсификацию отдельными исследованиями некоторых эпизодов нашей истории. Они из-за боязни обострения межнациональных отношений, давали добро на публикацию подобных наукообразных работ. На самом деле, такой их либерализм дал обратный эффект, который может привести в дальнейшем к более серьезным осложнениям во взаимоотношениях между народами КБР.

Теперь, не претендуя на истину в последней инстанции, мы позволим себе изложить свой подход к этногенезу карачаево-балкарцев. При этом мы постараемся внимательно отнестись ко всему, что накоплено за последние годы по данному вопросу специалистами разных направлений научных знаний.

Первые упоминания о карачаево-балкарском народе в русских письменных источниках встречаются с XVII века. У специалистов нет единого мнения и о времени появления предков карачаевцев и балкарцев на Северном Кавказе.

Если допустить, что предки карачаевцев и балкарцев проживали на нынешней территории с древнейших времен, то как этот немногочисленный народ избежал ассимиляции со стороны многочисленных и автохтонных соседних народов? Как он смог сохранить за столько веков свой язык, самобытную культуру?

Эти и другие моменты наталкивают нас на мысль, что предки данного народа сравнительно недавно заняли населяемую им в настоящее время территорию. Стало быть, истоки его истории необходимо искать в другом месте. При этом необходимо иметь в виду, что, по мнению многих ученных, памятники материальной культуры древности и средневековья, которые обнаружены на территории, занимаемой карачаевцами и балкарцами, никакого отношения к ним не имеют. В частности об этом писали Максим Ковалевский и Всеволод Миллер.

Эти обстоятельства тоже подтверждают, что этот народ появился на Северном Кавказе в недавнем прошлом.

Из этих документов видно, что в 1629 году в горах Кабарды имелось место под названием Балкары и там проживали люди, которые находились в зависимости от кабардинцев, т.е. были ясачными людьми от последних. Абдулла мурза, который проживал там, был женат на сестре кабардинского князя Каншова-мурзы. Более того, они не подчинялись царю, а признавали только власть кабардинских князей.

А что касается карачаевцев, то в письменных источниках первые упоминания о них встречаются в 1639 г., когда посол московского царя Федот Елчин ехал в Сванетию через Баксанское ущелье. Он в частности отмечал, что там застал карачаевцев и останавливался у их предводителей Крым-Шамхаловых.

Исходя из всех вышеупомянутых документов, можно сделать вывод, что уже к XVII веку высоко в Кавказских горах проживал немногочисленный народ, который находился в зависимости от кабардинцев и подчинялись только им. А их непосредственными соседями к этому времени, кроме кабардинцев, были абазины, аланы и за Кавказским хребтом - сваны. В этой связи возникает вопрос: каково происхождение тех, кого тогда называли балкарцами? Это название носили аланы, которые жили там до прихода сюда предков карачаево-балкарцев, или последние?

Теперь вопрос заключается в том, чтобы выяснить откуда же все-таки пришли карачаево-балкарцы, какие племена наибольшее влияние оказали на этногенез этого народа.

Многочисленные данные различных направлений научных знаний говорят в пользу того, что основную роль в этногенезе карачаево-балкарцев сыграли кипчаки, которые обосновались в Крыму с середины XI века. Кипчаки известны как половцы или куманы.

Еще в конце XIX века В. Миллер и М. Ковалевский, которые тщательно изучали историю и культуру балкарцев, отметили в них два типа: монгольский и арийский, сходный прежде всего с осетинским. Исходя из этого, они пришли к выводу, что кипчаки к их приходу сюда в горах застали предков осетин-алан, которые были ими ассимилированы. Вероятно, именно в этом заключается участие алан в этногенезе карачаево-балкарцев. Этим и объясняется наличие множества параллелей в языке и культуре балкарцев и осетин.

Аланы, проживавшие в степях юго-восточной Европы, под натиском гуннов с IV в. продвинулись к предгорьям Кавказа. Они к XII в. занимали обширную территорию от р. Лабы на западе, до реки Аргуна на востоке. В результате гуннского нашествия часть алан оказалась в горах. Это явилось первой волной заселения ими высокогорной части Северного Кавказа.

Следующим этапом их проникновения в горы можно считать нашествие татаро-моноголов на Северный Кавказ в начале XIII в.

История тюркских народов уникальна. Они, обитая в бескрайних степях и суровых горах Азии, создали собственную и неповторимую культуру. Тюркские племена также сыграли роль посредника между Востоком и Западом. Они волнами и в различные исторические эпохи кочевали с востока на запад и установили диалог культур между ними. В этом их великая заслуга.

В период господства Золотой Орды в Центральном Предкавказье (XIII-XIV вв.) ее государственным языком был кипчакский. И почти вся топонимика и гидронимика этого региона постепенно сменилась тюркскими названиями.

Особенно значительное перемещение азиатских кочевников с востока на запад наблюдается со второй половины IX-X вв. В древности кипчаки жили на Алтае, в долине, называемой китайцами Чжеян, что является, несомненно, транскрипцией слова Джилан-змея (отсюда Змеиная гора и город Змеиногорск).

Между Куалуками на Черном Иртыше и печенегами - кангарами на Сыр-Дарье лежала широкая степь, которую в это время уже населяли кыпчаки. Отсюда название степной полосы современного Казахстана: дештикын-Чак-Кипчакская степь. Здесь кыпчаки смешались с кангарами (канглы) и образовали народ, известный на востоке под названием кыпчаки, в Европе – команы, а в России – половцы.

К XI веку кыпчаки захватили степи Прииртышья, Центрального Казахстана к северу от Балхаша, Приаралья и Западного Казахстана до Урала и Поволжья. И, как было отмечено выше, кипчаки заняли Крым в середине XI века. Сперва, центром Половецкой (кипчакской) земли становится междуречье Днепра и Донца, включая Приазовье. Отсюда они последовательно заняли средний Днепр и его низовья, Верхний Донец, Предкавказье, Крым и в XIII веке – междуречье Дона и Волги.

Таким образом, все вышеуказанные суждения говорят о том, что черные болгары не сыграли существенной роли в этногенезе карачаево-балкарцев.Кипчаки занимали часть территории Предкавказских степей, создав в XII веке раннефеодальное объединение Дешт-И-Кипчак. Но надо полагать, что именно те кипчаки, которые осели в Крыму и проживали в Центральном Предкавказье явились прямыми предками карачаево-балкарцев.

По мнению Хачатура Кафаеци, кипчаки те же чагатайцы, которые проживали в Крыму. Как было отмечено выше, филологи пришли к выводу, что их язык относится к кипчакско-огузской подгруппе тюркских языков. Чагатайский язык возник на базе уже существовавшего в Средней Азии огузо-кипчакского литературного языка.

А. Самойлович отмечал, что язык карачаево-балкарцев имеет общую связь, общие черты с наречием кипчаков. Более того, он заметил, что название дней недели у карачаевцев и балкарцев совпадает с названием дней недели у караимов и крымчаков. Это говорит о том, что основной массив предков карачаево-балкарцев проживал в Крыму вместе с караимами и крымчаками и позаимствовали у них эти названия недели.

Таким образом, по мнению Н.А. Дьячкова-Тарасова, первичная группа предков карачаевцев, говорящая на одном из кипчакских наречий, организовалась из вынужденных переселенцев с Крыма.

Скитаясь и кочуя, они в страну Абхаз пришли,

На поляне Инал-Куба радостью вздохнули.

Необходимо иметь в виду, что Инал жил раньше описываемого периода, и он похоронен в Северо-Западной Абхазии, в верховьях р. Бзыбь. Когда чагатайцы оказались в том месте, оно давно уже называлось именем Инала и Инал-Куба (Иналов мавзолей) почиталось местными жителями. Для этого должно было пройти определенное время. И этот факт является лишним подтверждением того, что кипчаки или чагатайцы вышли из Крыма гораздо позже периода правления Инала. К этому следует также добавить еще тот факт, что они шли до нынешней территории, останавливаясь в различных местах и проживая там определенный промежуток времени. Следует также полагать, что карачаевцы пришли из Крыма не по равнине, а через горный перевал из Абхазии в верховья Кубани.

А что касается дальнейшего их расселения по ущельям Баксана, Чегема и Черека, в той же поэме говорится, что кабардинцы вытесняют их из Баксанского ущелья и в результате этого основная часть их населения перекочевывает обратно в верховье Кубани. А те, что остались в старых поселениях, расселились по ущельям Чегема и Черека. Например, в поэме сказано:

Чегем, Холам, Бызынгы, тутулады сайланып,

Бахсан, Малкъар барысы, бир-бирине байланып.

Къарачайлыд бырысы, Малкъар журтда тургъанла,

Бирге келип Кавказгъа, туугъан журтну

Чегем, Холам, Безенги живут благополучно,

Баксан и Балкария в дружбе друг с другом.

Все, которые живут в Балкарии, это-

Вместе придя на Кавказ, они основали здесь

Устное народное творчество кабардинского народа тоже упоминает, что в Баксанском ущелье, в горах оказался ранее неизвестный им народ, которого позже они превратили в своих данников.

С учетом имеющихся данных, можно предположить, что предки карачаево-балкарцев – чагатайцы (кипчаки) вышли из Крыма через горный перевал и первоначально заняли верховья рек Кубани и Баксана. В Баксанском ущелье они долго не задержались. Часть была вытеснена кабардинцами обратно в верховья реки Кубань, а другая постепенно расселилась по ущельям Черека и Чегема. При этом надо полагать, что первоначально предки балкарцев заселили Черекское ущелье, как наиболее удаленное и безопасное место. О такой последовательности заселения ими этих ущелий писал и М.Абаев. На самом деле, карачаевцы и балкарцы один и тот же народ и имеют общие предки в лице чагатайцев или кипчаков, которые пришли из Крыма через Абхазию и горный перевал в верховья Кубани, а потом - часть Черекского ущелья.

Вполне возможно, что это влияние древнеадыгских племен на этногенез карачаево-балкарцев произошло через алан, т.е. адыги участвовали в этом процессе опосредствованно. Другими словами, они выступили в качестве субстрата в этногенезе осетин, а через них – в формировании карачаево-балкарцев. О том, что древнеадыгские племена выступили в качестве субстрата опосредствовано в этом процессе говорят и данные археологии.

Вопрос этногенеза любого народа является одной из важнейших проблем его истории. И никто не подвергает сомнению, что проблема происхождения того или иного народа является комплексной. На течение этногенетического процесса действуют самые различные факторы, характеризуемые определенными признаками, специфичными для материальной и духовной культуры народа. Другими словами, этногенетические процессы любого народа протекают на фоне развития их материальной и духовной культуры. Поэтому, чтобы более или менее объективно осветить вопросы этногенеза любого народа, необходимо опираться на данные ряда научных дисциплин (археология, фольклор, этнология, антропология, история, языкознание).

Только при таком принципе комплексного использования всех этих источников можно объективно решить проблему происхождения балкарцев и карачаевцев, которые составляют две ветви одного и того же народа.

Тем не менее, следует упомянуть об основных версиях происхождения этих народов. В частности одни утверждает, что балкаро – карачаевцы произошли от татаро – монголов, другие – от ногайцев, третьи – от кипчаков и алан и т.д. Такое количество мнений по проблеме говорит о ее сложности и актуальности. Несмотря на эти обстоятельства, большинство специалистов сходится в том, что в процессе этногенеза карачаево – балкарцев приняли участие различные этнические группы.




Таким образом, из вышеприведенного предания о происхождении балкарцев, при его внимательном изучении можно сделать следующие выводы:

Родоначальником таубиев малкарского (балкарского) общества является Малкар, пришедший с плоскости, неизвестного происхождения.

Раньше всего образовалось Малкарское (Балкарское) общество, а потом остальные, т.е. ущелья осваивались по очередно.

Балкарские тауби образовались поэтапно: сперва тауби от Малкаровых, а затем – от Басиата.

К моменту прихода в ущелья Малкаровых и Басиата со своим братом, там проживали люди (таулу - горцы), о происхождении которых предание умалчивает.

Басиат – один из родоначальников балкарских таубиев - сперва поселился в ущелье реки Урух, там где жили дигорцы, а затем перешел в ущелье реки Черек, т.е. он имеет отношение к предкам осетин.

К моменту прихода Басиата в горы, ее жители не были знакомы с огнестрельными оружием. Это говорит о том, что среди горцев огнестрельное оружие сравнительно недавно.

Другими словами, поэтому преданию балкарцы сложились как этнос в результате смешения местных и пришлых племен.

Теперь рассмотрим, как этот вопрос рассматривает наука.

Процесс этногенеза балкарцев и карачаевцев прошел длительный и противоречивый путь. Если исходить из достижений науки последних лет, то необходимо отметить, что при образовании этих двух родственных народов определенную роль сыграли некоторые местные (чисто кавказские племена), результатом которого является то, что они принадлежат к кавкасионскому антропологическому типу. Вероятнее всего, такими, местными племенами (субстратом), которые сыграли свою роль при образовании балкарцев и карачаевцев были некоторые представители потомков Кобанской культуры.

Именно те аланы, которые были перемещены в горные районы в результате гуннского нашествия на Северный Кавказ, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев. Об этом красноречиво свидетельствуют культурные и языковые параллели между осетинами и карачаево – балкарцами. Даже у этих народов множество примеров одинаковых фамилий, не говоря уже о схожести во многом их материальной и духовной культуры. В топонимике Балкарии и Карачая тоже есть отчетливый аланский слой.

Кроме этого, в языке осетин, балкаро – карачаевцев ученые отмечают наличие более 200 лексических параллелей. Много параллелей также в декоративно – прикладном искусстве, строительном деле этих народов. Немало одинаковых персонажей и сюжетов в нартском эпосе осетин и карачаево – балкарцев. Аланское влияние на формирование этих народов еще усилилось после татаро – монгольского нашествия на Северный Кавказ в 20-е гг. ХIII в., в результате чего немалая часть алан пробралась в горы, в итоге чего образовалась осетинская народность. А та часть алан, которая поселилась в среду соседних племен, приняла участие в формировании балкаро – карачаевцев.

Таким образом, на основе лингвистических, антропологических, археологических и этнографических данных можно утверждать, что до Х111в. на территории Балкарии и Карачая проживали аланы, говорившие на языке, близком к дигорскому диалекту осетинского языка. Кроме этого, у современных балкарцев и карачаевцев обнаруживается очень большое сходство с осетинами, кабардинцами и с остальными горцами Северного Кавказа в физическом облике, а также материальной и духовной культуре. И наконец, карачаево – балкарский язык подвергся большому влиянию, прежде всего со стороны осетинского языка.

Исходя из всего этого, можно заключить, что в формировании балкарцев и карачаевцев немаловажную роль сыграли аланы, которые в V- XIII вв. имели значительное влияние на Северном Кавказе.

Другим важным тюркоязычным компонентом, который сыграл более значительную роль в формировании балкарцев и карачаевцев, являются кипчаки (кыпчаки). В пользу того, что именно кипчаки сыграли главную роль в формировании балкарской и карачаевской народности, выступают и данные языкознания. Ученые пришли к выводу, что именно кипчакский язык более близок к языку балкарцев, карачаевцев и кумыков.

Как известно, татаро – монгольское нашествие на Северный Кавказ в 1222 году изменило его политическую и этническую карту. Несмотря на отчаянное сопротивление алан и кипчаков татаро – монголам, последние, расколов их, разгромили поодиночке. Многие из оставшихся кипчаков и алан бежали в горы, спасаясь от преследователей. И те кипчаки, которые укрылись в болотах в районе нижнего течения Терека, дали начало кумыкскому этносу, а те, которые укрылись в горах, смешались с местными племенами, в среде которых были уже аланы, из них сложился тюркоязычный карачаево – балкарский этнос.

Именно татаро – монгольское нашествие на Северный Кавказ послужило причиной переселения большой группы кипчаков в горную его зону, где они смешались с местными племенами. В этом процессе тюркские элементы их материальной и духовной жизни одержали победу и сложилась тюркоязычная карачаево – балкарская народность.

Этому свидетельство не только данные языкознания и этнографии, где в полном объеме присутствует множество тюркских элементов, но и все сферы материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев: жилище, традиционная пища, фольклоре и т.д.

Именно эти племена при взаимодействии с некоторыми местными племенами создали карачаево – балкарскую народность. Это процесс завершился в основном после монгольского нашествия на Северный Кавказ.

Абаев М. Балкария. Нальчик, 1992.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево – Черкесии. М., 1971.

Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. Черкесск, 1963.

Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии. //Археология и вопросы древней истории Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1975. Вып.1.

Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.

Гадло. Этническая история Северного Кавказа 1V- X в. Ленинград, 1979.

Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000.

Дзамихов К.Ф. Адыги: Вехи истории. Нальчик, 1994.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

История Кабардино – Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т.1.

История Кабарды. М., 1957.

История народов Северного Кавказа (с древнейших времен до конца ХVIIIв.). М., 1988. Кн.1.

Крупнов Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.

Крупнов Е.И. Основные проблемы древней истории и археологии Кабарды. //Ученые записки. Нальчик, 1948.Т.4.

Кумыков Т.Х. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Сборник статей по истории Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1959. Вып.8.

Кумыков Т.Х. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов. //Проблемы возникновения феодализма у народов СССР: Сборник статей. М., 1969.

Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье. Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955.

Лавров Л.И. Историко – этнографические очерки Кавказа. Ленинград, 1978.

Лавров Л.И. Происхождение балкарцев и карачаевцев. М., 1959.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Ленинград, 1982.

Лавров Л.И.О происхождении народов Северо – Западного Кавказа. Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954.

Ногмов Ш.Б, История адыхейского народа. Нальчик, 1994.

Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961.

О происхождении балкарцев и карачаевцев (Материалы научной сессии 29, 30 марта 1959). Нальчик, 1960.

Этногенез карачаево – балкарцев

Вопрос этногенеза любого народа является одной из важнейших проблем его истории. И никто не подвергает сомнению, что проблема происхождения того или иного народа является комплексной. На течение этногенетического процесса действуют самые различные факторы, характеризуемые определенными признаками, специфичными для материальной и духовной культуры народа. Другими словами, этногенетические процессы любого народа протекают на фоне развития их материальной и духовной культуры. Поэтому, чтобы более или менее объективно осветить вопросы этногенеза любого народа, необходимо опираться на данные ряда научных дисциплин (археология, фольклор, этнология, антропология, история, языкознание).

Только при таком принципе комплексного использования всех этих источников можно объективно решить проблему происхождения балкарцев и карачаевцев, которые составляют две ветви одного и того же народа.

Тем не менее, следует упомянуть об основных версиях происхождения этих народов. В частности одни утверждает, что балкаро – карачаевцы произошли от татаро – монголов, другие – от ногайцев, третьи – от кипчаков и алан и т.д. Такое количество мнений по проблеме говорит о ее сложности и актуальности. Несмотря на эти обстоятельства, большинство специалистов сходится в том, что в процессе этногенеза карачаево – балкарцев приняли участие различные этнические группы.

Таким образом, из вышеприведенного предания о происхождении балкарцев, при его внимательном изучении можно сделать следующие выводы:

Родоначальником таубиев малкарского (балкарского) общества является Малкар, пришедший с плоскости, неизвестного происхождения.

Раньше всего образовалось Малкарское (Балкарское) общество, а потом остальные, т.е. ущелья осваивались по очередно.

Балкарские тауби образовались поэтапно: сперва тауби от Малкаровых, а затем – от Басиата.

К моменту прихода в ущелья Малкаровых и Басиата со своим братом, там проживали люди (таулу - горцы), о происхождении которых предание умалчивает.

Басиат – один из родоначальников балкарских таубиев - сперва поселился в ущелье реки Урух, там где жили дигорцы, а затем перешел в ущелье реки Черек, т.е. он имеет отношение к предкам осетин.

К моменту прихода Басиата в горы, ее жители не были знакомы с огнестрельными оружием. Это говорит о том, что среди горцев огнестрельное оружие сравнительно недавно.

Другими словами, поэтому преданию балкарцы сложились как этнос в результате смешения местных и пришлых племен.

Теперь рассмотрим, как этот вопрос рассматривает наука.

Процесс этногенеза балкарцев и карачаевцев прошел длительный и противоречивый путь. Если исходить из достижений науки последних лет, то необходимо отметить, что при образовании этих двух родственных народов определенную роль сыграли некоторые местные (чисто кавказские племена), результатом которого является то, что они принадлежат к кавкасионскому антропологическому типу. Вероятнее всего, такими, местными племенами (субстратом), которые сыграли свою роль при образовании балкарцев и карачаевцев были некоторые представители потомков Кобанской культуры.

Именно те аланы, которые были перемещены в горные районы в результате гуннского нашествия на Северный Кавказ, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев. Об этом красноречиво свидетельствуют культурные и языковые параллели между осетинами и карачаево – балкарцами. Даже у этих народов множество примеров одинаковых фамилий, не говоря уже о схожести во многом их материальной и духовной культуры. В топонимике Балкарии и Карачая тоже есть отчетливый аланский слой.

Кроме этого, в языке осетин, балкаро – карачаевцев ученые отмечают наличие более 200 лексических параллелей. Много параллелей также в декоративно – прикладном искусстве, строительном деле этих народов. Немало одинаковых персонажей и сюжетов в нартском эпосе осетин и карачаево – балкарцев. Аланское влияние на формирование этих народов еще усилилось после татаро – монгольского нашествия на Северный Кавказ в 20-е гг. ХIII в., в результате чего немалая часть алан пробралась в горы, в итоге чего образовалась осетинская народность. А та часть алан, которая поселилась в среду соседних племен, приняла участие в формировании балкаро – карачаевцев.

Таким образом, на основе лингвистических, антропологических, археологических и этнографических данных можно утверждать, что до Х111в. на территории Балкарии и Карачая проживали аланы, говорившие на языке, близком к дигорскому диалекту осетинского языка. Кроме этого, у современных балкарцев и карачаевцев обнаруживается очень большое сходство с осетинами, кабардинцами и с остальными горцами Северного Кавказа в физическом облике, а также материальной и духовной культуре. И наконец, карачаево – балкарский язык подвергся большому влиянию, прежде всего со стороны осетинского языка.

Исходя из всего этого, можно заключить, что в формировании балкарцев и карачаевцев немаловажную роль сыграли аланы, которые в V- XIII вв. имели значительное влияние на Северном Кавказе.

Другим важным тюркоязычным компонентом, который сыграл более значительную роль в формировании балкарцев и карачаевцев, являются кипчаки (кыпчаки). В пользу того, что именно кипчаки сыграли главную роль в формировании балкарской и карачаевской народности, выступают и данные языкознания. Ученые пришли к выводу, что именно кипчакский язык более близок к языку балкарцев, карачаевцев и кумыков.

Как известно, татаро – монгольское нашествие на Северный Кавказ в 1222 году изменило его политическую и этническую карту. Несмотря на отчаянное сопротивление алан и кипчаков татаро – монголам, последние, расколов их, разгромили поодиночке. Многие из оставшихся кипчаков и алан бежали в горы, спасаясь от преследователей. И те кипчаки, которые укрылись в болотах в районе нижнего течения Терека, дали начало кумыкскому этносу, а те, которые укрылись в горах, смешались с местными племенами, в среде которых были уже аланы, из них сложился тюркоязычный карачаево – балкарский этнос.

Именно татаро – монгольское нашествие на Северный Кавказ послужило причиной переселения большой группы кипчаков в горную его зону, где они смешались с местными племенами. В этом процессе тюркские элементы их материальной и духовной жизни одержали победу и сложилась тюркоязычная карачаево – балкарская народность.

Этому свидетельство не только данные языкознания и этнографии, где в полном объеме присутствует множество тюркских элементов, но и все сферы материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев: жилище, традиционная пища, фольклоре и т.д.

Именно эти племена при взаимодействии с некоторыми местными племенами создали карачаево – балкарскую народность. Это процесс завершился в основном после монгольского нашествия на Северный Кавказ.

Абаев М. Балкария. Нальчик, 1992.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево – Черкесии. М., 1971.

Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. Черкесск, 1963.

Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии. //Археология и вопросы древней истории Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1975. Вып.1.

Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.

Гадло. Этническая история Северного Кавказа 1V- X в. Ленинград, 1979.

Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000.

Дзамихов К.Ф. Адыги: Вехи истории. Нальчик, 1994.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

История Кабардино – Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т.1.

История Кабарды. М., 1957.

История народов Северного Кавказа (с древнейших времен до конца ХVIIIв.). М., 1988. Кн.1.

Крупнов Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.

Крупнов Е.И. Основные проблемы древней истории и археологии Кабарды. //Ученые записки. Нальчик, 1948.Т.4.

Кумыков Т.Х. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Сборник статей по истории Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1959. Вып.8.

Кумыков Т.Х. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов. //Проблемы возникновения феодализма у народов СССР: Сборник статей. М., 1969.

Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье. Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955.

Лавров Л.И. Историко – этнографические очерки Кавказа. Ленинград, 1978.

Лавров Л.И. Происхождение балкарцев и карачаевцев. М., 1959.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Ленинград, 1982.

Лавров Л.И.О происхождении народов Северо – Западного Кавказа. Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954.

Ногмов Ш.Б, История адыхейского народа. Нальчик, 1994.

Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961.

О происхождении балкарцев и карачаевцев (Материалы научной сессии 29, 30 марта 1959). Нальчик, 1960.

Карачаевцы – тюркоязычный народ Северного Кавказа, населяющий Карачаево-Черкесскую Республику. Преимущественные районы проживания: город Черкесск, Усть-Джегутинский район, Карачаевский городской округ, Карачаевский район, Малокарачаевский район, Прикубанский район, Зеленчукский район, Урупский район. Исконное место проживания – горные районы: долины Домбая и Теберды, Приэльбрусье, частично Архыз. Древнейшие населенные пункты – Къарт-Джурт, Учкулан, Хурзук, Дуут, Джазлык. Карачаевцы – мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность по данным Всероссийской переписи 2002 года – 192 182 человека.

Безапелляционной версии происхождения карачаевцев не существует. По данным антропологии, как и балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев, относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеиодной расы. Однако генетических данных пока мало. Из того, что есть на данный момент, можно сделать вывод о доминировании следующих гаплогрупп: R1A1 ((23,2%) арийская) и G2 ((27,5%) кавказская). Процент остальных гаплогрупп незначительный. Однако, насколько известно, выборки не большие.

Говорят карачаевцы на карачаево-балкарском языке, который относится к северо-западной (половецко-кыпчакской) группе тюркских языков. Исследователи предполагают, что в этногенезе карачаевцев могли принимать участие:
1. автохтонные кавказские племена;
2. аланы;
3. булгары;
4. хазары;
5. кипчаки.
Такая версия в частности была одобрена 22-26 июня 1959 года на научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев, прошедшей в городе Нальчике.

***
Карачаевцы и балкарцы
Если описывать балкарцев, то можно сказать, что они один в один совпадают с карачаевцами и по данным антропологии, и по данным генетики, и по языку (не говоря уже о культуре). То есть, все классификации и определения, приведенные относительно карачаевцев, можно относить, не сомневаясь, к балкарцам. Они считают себя одним народом. Если говорить абсолютно точно, то народ, который сейчас называется балкарцы приобрел такое общее название уже с включением в состав России. Это были пять горских обществ: Черекское, Холам, Безенги, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское), которые управлялись каждый своими аристократическими родами (таубии).

Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы – в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы – в Чегемском, Шакмановы – в Холамском, Сюйюнчевы – в Безенгиевском, Урусбиевы (отделившаяся ветвь Сюйюнчевых) – в Баксанском.
Существовали некоторые отличия в языке указанных горских обществ. На основе этих отличий позднее были определены соответствующие диалекты. Непосредственно балкарцами (малкъарлыла) называли жителей наиболее крупного Черекского общества. Они говорят на цокающем диалекте карачаево-балкарского языка ((чач (кар.) – цац (чер. диал.) – волосы), имеются и некоторые другие фонетическия отличия).

Чегемцы и Баксанцы (урусбиевцы по фамилии князей Урусбиевых) говорят на языке, не имеющем отличий от карачаевского (за исключением может перехода дж/ж джаш/жаш – парень). Также выделяют холамо-безенгиевский смешанный говор. Но лексических различий между данными диалектами нет. На основе языка карачаевцев, чегемцев и урусбиевцев сформировался сегодняшний литературный карачаево-балкарский язык. Изначально малкъарлыла (балкарцы) себя называли жители Черекского общества, остальные называли себя – таулула (горцы). То есть этноним балкарец исторически применим не ко всему балкарскому народу, хотя это уже вопрос не сегодняшней самоидентификации, а скорее дел минувших.

***
Балкарцы - коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном ее горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом – урусбиевцы) и Малка. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность в России 108 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии 105 тыс., что составляет 11,6% населения республики.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов региона. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Фактически балкарцы составляют единый народ с карачаевцами, разделенный административно на две части. Материальная культура также идентична. Единственное, в силу специфики ущелий карачаевцы строили жилища из дерева, а у балкарцев в ходу было каменное строительство, сохранились и родовые княжеские башни и склепы из камня. Если говорить о ментальности, то карачаевцы считают балкарцев более веселыми, мягкими, склонными к шуткам людьми. Балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил, что песни пишут в Карачае, а поют в Балкарии.

***
Если говорить о самоназвании балкарец, то соотносить его с этнонимом булгар сложно, поскольку в оригинале оно звучит – малкъарлы. Его можно соотнести и с названием реки Малка в Кабардино-Балкарии. При этом рассуждать, что балкарцы потомки булгар, наверное, можно. Если следовать легенде, согласно которой Великая Болгария Кубрата, которая территориально охватывала и часть северо-западного Кавказа, распалась и народ был разделен между его сыновьями, то можно с большей либо меньшей степенью достоверности утверждать, что часть булгар могла остаться на Северном Кавказе (булгары Батбаяна) и внести свой вклад в этногенез местных народов, в том числе и карачаевцев, и балкарцев.
Существование булгар в предгорьях и частично в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии имеет некоторое археологическое подтверждение.
В связи с этим можно проводить некую символическую линию от Дунайской Болгарии через Кавказ к Волжской Булгарии и Казани. Однако, учитывая многогранность этногенеза большинства народов Северного Кавказа, а тем более и карачаево-балкарцев (условный термин, который уже давно применяется), возможность участия в этногенезе народа нескольких этносов, утверждать на сегодняшний день, что балкарцы – это булгары наших дней мы бы не стали. Но исключать участие булгар в указанном формировании народа тоже нет аргументов.
***
Кстати, современные болгары, а также казанские татары проявляют постоянный интерес к этой проблематике. Думаем, что эта тема подлежит отдельной научной разработке, которая может, если не подтвердить данную версию, то дать дополнительные знания в соответствующем контексте, что следует приветствовать.


Многие из нас не знают даже собственных прабабушек, а вот карачаевцы могут назвать имена своих предков, живших много столетий назад (правда, легендарных). А место их поселения и вовсе остается настоящей святой землей до сих пор. Долину в верховьях Кубани и три древних села — Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук — в народе называют не иначе как Большой Карачай.

Едем в Карачай


Фото: Зухра Биджиева

Вид на башню Мамия-Кала в окрестностях Хурзука

Добраться до прародины карачаевского народа не так уж и сложно, хотя путь и неблизкий: от туристических Кавминвод около четырех часов на машине, от ближайшего республиканского города Карачаевска — около полутора.

Однако туристы готовы тратить время на дорогу: в последние годы их здесь прибавилось. Гости проезжают села по пути к другим достопримечательностям республики: урочищу Джилы-Су, ущелью Махар и Худесскому лабиринту. Такое соседство стало неплохим подспорьем для местных. Теперь посреди разрушенных деревянных построек открывают сезонные кафе с хычинами, продают овощи, сувениры из шерсти и домашний сыр.

Хурзук, Карт-Джурт и Учкулан граничат друг с другом и считаются древнейшими аулами Карачаево-Черкесии. Их отличает необычная деревянная архитектура — нетипичная для горцев Северного Кавказа и больше напоминающая скандинавские хижины. Некоторым из них по приблизительным оценкам более трех сотен лет.

Правда, сейчас большинство домов разрушено, да и жителей в них осталось немного: в самом густонаселенном ауле Хурзук проживает примерно полторы тысячи человек, в двух остальных — около 800. А когда-то здесь был центр культурной и политической жизни всего Карачая, численность населения доходила до 15 тысяч.

Легенда о Карче


Фото: Зухра Биджиева

О появлении этих аулов есть предание, согласно которому первый дом на этой земле поставил Карча. Тут верят, что именно легендарный герой объединил народ и даже заложил основы государственности. По легенде, его отец, выходец из знатного рода, был взят в плен Тамерланом и позже умер. Перед смертью пленник завещал своему сыну найти родную землю.

«Нагнулся печальный Карча к сыну, сурово обнял его и хотел повернуться назад, как вдруг схватил в охапку траву с носилок и закричал:

Боташ указал место, где росла та самая трава, и после похорон княжича народ Карчи выдвинулся в путь. По легенде, часть людей решила остаться в Эль-Джурте — их стали звать балкарцами, а тех, кто ушел с Карчой, — карачаевцами. Вскоре они дошли до родной земли и поставили там первый дом первого карачаевского аула Карт-Джурт.

Национальные мифы


Фото: Зухра Биджиева

Многие карачаевцы верят, что именно в верховьях Кубани они зародились как нация. Однако историки с этим соглашаться не спешат.

Еще один национальный миф гласит, что весь карачаевский народ произошел всего от четырех праотцов — практически каждый карачаевец считает своим предком одного из сподвижников легендарного Карчи: Трама, Будияна, Науруза или Адурхая.

Читайте также: