Финикия культурное наследие кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура Финикии стала производной от культуры иных, древних и могущественных ближневосточных цивилизаций. Многое финикийцы позаимствовали у хеттов, греков и народов Месопотамии, они как бы переработали соседние культуры, смешали их, и создали свою собственную. Долгое время Финикия находилась под египетским владычеством, однако был в ее истории и периоды, когда на ее землях властвовали хетты и ассирийцы. В целом, их культура древней Финикии начала свое зарождение еще в 4 тысячелетии до н.э.
Главным культурным достижением финикийцев можно назвать создание финикийского консонантного письма, которое появилось примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Исследователи не знают, откуда именно произошло финикийское письмо, большая часть историков считает, что их письмо стало производным от псевдоиероглифического письма города Библ, либо же из протосинайской письменной системы. При этом финикийский алфавит стал своего рода революцией в древней письменности – в видоизмененном виде он попал в древнюю Грецию, оттуда его позаимствовала Римская Империя. И по сей день разработанная финикийцами алфавитная система используется для записи самых популярных в мире языков.

Теоретически сочинения карфагенского мореплавателя Ганнона также можно отнести к финикийской литературе, ведь Карфаген являлся колониальным владением финикийцев вплоть до 6 века до н.э., поэтому неудивительно, что культура древней Финикии оставила на нем свой отпечаток. Согласно этим текстам карфагенские мореплаватели переняли астрономические знания, столь необходимые в открытом море, у финикийцев. Кроме того, финикийцы произвели самые обширные для своих времен исследования, в 7 веке до н.э. по приказу египетского фараона, их корабли обогнули всю Африку. При этом незадолго до этого подобное путешествие произвел и Ганнон.

Культура Финикии, все же, имела нечто общее с культурой других народов древнего Ближнего Востока. В частности, это отразилось в их архитектурных традициях. Для строительства финикийцы использовали крупные блоки из камня, которые устанавливались на насыпи из камня и щебня. Укладывая камни, они плотно пригоняли их друг к другу, смешивая при помощи смеси извести и песка. При строительстве они использовали архитектурные традиции египтян и хеттов, которые в разные периоды истории правили Финикией.
Важной частью финикийской культуры являлась религия. Своим верховным богам они возводили храмы в своих крупнейших городах. При этом их религиозное рвение было большим – несмотря на то, что морской путь из отдаленных финикийских колоний мог занять очень много времени, жрецы из крупных колониальных поселений в Испании и современном Тунисе. В некоторых случаях и сами правители, отправлялись в Тир для того, чтобы получить благословление Баала и других высших финикийских божеств.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Финикийцы были потомками ханаанейцев, семитского народа, населявшего города-государства в этом районе до 1200 г. до н.э. Самыми крупными из ранних городов были Тир, Сидон, Бейрут и Библ. Прибрежные города были прижаты к морю Ливанским нагорьем. Единственным возможным направлением экспансии и извлечения экономической выгоды было море.

РОСТ МОГУЩЕСТВА

До катастрофы 1200 г. до н.э. ханаанейские торговцы вели торговлю у побережья Леванта, Египта и южного берега Анатолии. Минойцы на Крите закрывали им выход в Эгейское море. Ханаанейские прибрежные города находились, как правило, под контролем Египта, и одним из главных источников их дохода была поставка древесины ливанского кедра в долину Нила.

Минойская цивилизация была уничтожена в 1200 г. до н.э. Тем самым были сняты основные ограничения на торговлю в Средиземном и Эгейском морях. Финикийцы агрессивнее своих конкурентов принялись заполнять образовавшуюся нишу. Их города находились в выгодном географическом положении — фактически в центре тогдашнего цивилизованного мира. Греция, Месопотамия и Египет были примерно равноудалены от них на запад, восток и юг. Для любой из трех этих стран кратчайший торговый путь в другую страну пролегал через финикийские города.

Крупнейшей финикийской колонией был Карфаген, основанный примерно в 700 г. до н.э. Другие крупные колонии находились в Сицилии, на Корсике, Сардинии и в Испании (современные Кадис и Картахена). За следующие пять столетий Карфаген быстро вырос и укрепился. Основу его богатства составляли доходы от разработки рудников в Испании. Карфаген боролся за владычество в западном Средиземноморье с греками, а затем с римлянами.

ЭКОНОМИКА

Ранняя финикийская экономика основывалась на торговле древесиной, ее обработке и окраске тканей. Краски различных оттенков от розового до темно-пурпурного делали из внутренних органов морских улиток. Постепенно финикийские города превратились в центры морской торговли и ремесленного производства. Не имея природных ископаемых, финикийцы импортировали сырье и производили из него дорогостоящие продукты, включая драгоценности, мебель, металлические изделия, домашнюю утварь, которые шли на продажу. Они успешно заимствовали различную технику и стиль производства из тех уголков света, куда проникали как торговцы.

Финикийцы первыми в западном Средиземноморье открыли месторождения металлов в Испании или, по другой версии, отбирали их у греков, которые пришли туда раньше. Путем создания укрепленных форпостов на Сицилии и в Северной Африке финикийцы перекрывали конкурентам доступ к богатствам Испании, побережья Западной Африки (золото, экзотические сорта древесины, рабы) и Британии (олово, необходимое для производства изделий из бронзы).

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Финикийцы исповедовали многобожие. Богам, особенно богу-громовержцу Ваалу, регулярно приносились жертвы с целью предотвратить бедствия. Пока не было обнаружено сколько-нибудь значимых финикийских храмов — руины их древних городов лежат под современными городами. В Библии рассказывается о человеческих жертвоприношениях финикийцев, но со временем эта практика сошла на нет. Но она продолжалась в Карфагене. В предместьях древнего Карфагена было обнаружено кладбище, содержащее тысячи урн с останками младенцев, принесенных в жертву богам. Знатные семьи Карфагена практиковали принесение в жертву животных и рабов вместо своих детей, но после военного поражения 320 г. до н.э. 500 младенцев из лучших семей были принесены в жертву.

Ранняя финикийская культура находилась под сильным влиянием семитских корней и семитских соседей. В более поздний период большое влияние на культуру финикийцев оказывали греки. Известно немного объектов культуры, которые можно идентифицировать как чисто финикийские.

Одним из важнейших вкладов финикийцев в мировую культуру было создание протоалфавита, в котором каждой букве соответствовал согласный звук. Это значительно сократило число символов, необходимых для записи слов. Гласные звуки на письме не передавались, но подразумевались. Позднее греки добавили значки для гласных звуков и создали первый настоящий алфавит.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

С началом противоборства финикийцев с греками за морские торговые пути и колонии возникла необходимость создания судов, предназначенных исключительно для военных целей. Ими стали гребные галеры, оснащенные тараном, на которых находились воины, готовые взять судно противника на абордаж. Военные действия на море приобрели особую важность в 5 в. до н.э., когда Персия вела борьбу с греческими городами-государствами за главенство в Эгейском море, западной Анатолии и восточном Средиземноморье. К этому времени финикийские города находились под контролем Персии. Финикийские суда составляли большую часть персидского флота, разбитого греками при Саламине в 480 г. до н.э. Финикийские галеры того времени были крупнее и менее маневренными, чем греческие, и это было фатальным недостатком, предрешившим исход сражения в тесных проливах.

Карфагенский флот имел преимущество в начале Пунических войн с Римом, но римлянам удалось захватить карфагенское судно, севшее на мель, и на его основе усовершенствовать свои суда. В конечном счете римлянам удалось очистить Средиземное море от карфагенских кораблей и завершить войну победой в Северной Африке.

Карфагеняне располагали значительной сухопутной армией, которую по своему происхождению можно считать финикийской. Их самым великим полководцем был Ганнибал, который осуществил поход на Италию из Испании, совершив зимний переход через Альпы с армией, включавшей слонов. Большая часть его воинов были кельты, набранные в Испании и Галлии. Самой грозной ударной силой была североафриканская конница, которой обычно удавалось потеснить римскую конницу, окружить римскую пехоту и способствовать ее уничтожению. Римлянам удалось победить Ганнибала, но не путем прямой конфронтации с ним, а нападая на районы, в которых его не было — сначала на Испанию, а затем на Северную Африку.

УПАДОК И КРАХ

Финикийские города находились под властью сменявшихся восточных завоевателей с 900 по 332 гг. до н.э. Им никогда не хватало военной мощи, чтобы сдержать армии Ассирии, Вавилона или Персии, хотя часто они были достаточно богаты, чтобы откупиться от них. В 332 г. до н.э. Александр Великий взял финикийские города один за другим, положив конец их независимости. Они стали греческими городами и навсегда потеряли свою финикийскую идентичность.

Карфаген просуществовал еще 200 лет. Сдержав греческую экспансию на рубеже Сицилии, он встретил более мощного соперника в лице плотно заселенного и хорошо организованного Рима. В конце Пунических войн в 146 г. до н.э. население Карфагена было сослано в рабство, а город разрушен.

НАСЛЕДИЕ

Торговые традиции Финикии сохранились в Ливане до нашего времени, невзирая на изменения политической власти в течение прошедших столетий. Финикийцы вошли в историю также как искусные мореплаватели. Считается, что они первыми из цивилизованных народов достигли Британских и Азорских островов. По некоторым сведениям, по заданию египтян финикийцы обогнули Африку в районе 600 г. до н.э. По другим данным, подвергающимся сомнению, им удалось доплыть до Нового Света.

Самым крупным вкладом финикийцев был алфавит, который они распространили по всему известному тогда миру. После его усовершенствования греками и римлянами он и по сегодняшний день используется большинством западных культур.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э

Происхождение письма неясно. Отмечают совпадения многих знаков с тамгами, с возможным акронимическим происхождением звуковых значений. Сходство некоторых знаков (а также общий угловатый стиль, направление письма, совпадение фонетических значений), позволило предположить родство с ранними видами семитской письменности: библейской и финикийской
По предположению ряда учёных , тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы.
Ко временам монгольского нашествия (XIII век) алфавит был вытеснен арабицей под мощным арабо-мусульманским давлением и другими видами письма тюркских народов.

С древности этническая картина территории нынешнего Казахстана была разнообразной, что оставило свой след в этногенезе казахов, являющихся потомками древних тюрков Тюркского Каганата (552-603 гг.)
Антропологически казахи относятся к южносибирской расе переходной между монголоидной и европеоидной большими расами. Генетические исследования показали значительное генетическое разнообразие среди казахов

культура, созданная финикийцами в 4-1-м тыс. до н. э. на терр. Финикии и ее колоний. Ф. к. испытала значительное воздействие егип., ассиро-вавилонской, хеттской, эгейской и греч. культур. Важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., от к-рого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Предполагают, что финикийское письмо возникло либо из т. н. библского "псевдоиероглифического", по-видимому, слогового письма, пока не расшифрованного, либо из протосинайского письма и его ранних палестинских вариантов.

Древнейшими памятниками финик. лит-ры являются мифологич. тексты из Угарита, надписи финик. царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Собственно финикийские литературные и ист. произв. до нас не дошли, однако в соч. поздних писателей имеются ссылки, напр., на труды финикийца Санхониатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности). В период эллинизма и рим. господства в Финикии была развитая лит-ра на греч. языке: по космогонии, по теогонии, ист. повествования Менандра, Дия (2-1 вв. до н. э.), Феодота (1 в. н. э.), Филона Библского (1-2 вв. н. э.) и др. Эти авторы ссылаются на "Тирские хроники" и др. собственно финик. произведения. Из финик. лит-ры, развивавшейся в Сев. Африке, известны (помимо пунийской ист. традиции, дошедшей до нас в изложении антич. авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) соч. флотоводцев Ганнона и Гимилькона об их плаваниях в Атлантич. ок. и труды Магона, посв. рациональному ведению с. х-ва. Значит. роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географич. исследования. В кон. 7 в. до н. э. финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки; аналогичное плавание предпринял в 7-6 вв. до н. э. карфагенянин Ганнон; Гимилькон первым совершил плавание к Британским о-вам.

Финикийцы внесли значит. вклад в развитие антич. философии. Финик. философ Мох считался одним из основоположников атомистич. учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха сына Диогнета, в последней четв. 2 в. до н. э. стал руководителем Академии в Афинах. Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматич. теория. Финик. города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного произ-ва. Особое значение имели добыча пурпура и изготовление пурпурной шерсти, литье и чеканка металла, произ-во стекла, кораблестроение (были изобретены спец. типы судов дальнего и ближнего плавания). Произв. прикладного иск-ва, статуэтки, отлитые из металла, изделия из слоновой кости, ожерелья, серьги отличаются изяществом и тонкой отделкой. На роспись керамики во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. оказало значит. влияние иск-во стран Эгейского м.

Под непосредств. влиянием финикийцев развивались лит-ра и др. отрасли культуры народов Сирии, Палестины и М. Азии. Древние греки возводили свою науку к древневосточной, в т. ч. и к финикийской.

Лит.: Тураев Б. A., Очерк истории изучения финикийской древности, "Историческое обозрение", 1893, т. 6; его же, Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.-Л., 1963; Dunand M., Byblia grammata, Beyrouth, 1945; Contenau G., La civilisation phénicienne, P., 1949; Dussaud R., L'art phénicien du IIe millénaire, P., 1949; Friedrich I., Phönizisch punische Grammatik, Roma, 1951.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Femme plat ovale AO 1846.jpg

На финикийское искусство оказали влияние Вавилония и Египет, а в свою очередь финикийцы оказали влияние на Древнюю Грецию.

Содержание

Самым важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во второй половине II тысячелетия до н. э., от которого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма.

Судя по сохранившимся отрывкам финикийской мифологии и текстам Угарита, у финикийцев существовала разнообразная литература, например гимны и т. д.

Финикийцы славились изделиями из стекла, крашением тканей. Была хорошо развита резьба по слоновой кости и ее ювелирная отделка, а также роспись обрядовых чаш и других бронзовых предметов. Финикийцы отлично чеканили металлы и вообще их обрабатывали. Их вазы, ювелирные изделия и всякого рода предметы роскоши имели хорошую славу.

Финикийские мастера использовали железные орудия и инструменты для обработки камня и дерева. В каменоломнях они добывали огромные каменные блоки, тщательно отесывали их, иногда соединяли их металлическими скрепами, раствор не использовали.

При возведении стен финикийцы наполняли деревянную форму смесью извести и песка. Для облицовки каменных зданий зачастую использовали сплошную облицовку изнутри и снаружи драгоценным кедром.

Для городов Финикии характерны многоэтажные дома с небольшими окнами вверху и мощные зубчатые стены с башнями (изображение Тира на ассирийских рельефах IX—VIII вв. до н. э.).

Страбон сообщает о многоэтажных домах Арвада и Тира, причём по его словам дома Тира даже выше римских домов.

О шестиэтажных домах в Карфагене упоминает Аппиан [3] . В Карфагене была найдена золотая подвеска, изображающая подобный многоэтажный дом с плоской крышей и прямоугольными почти квадратными окнами, лишенный всяких украшений.

Некоторые авторы считают, что финикийцы первыми стали строить многоэтажные дома. Во всяком случае, они были первыми, кто строил такие дома в городах массово. Помещения имели окна.

Финикийцы применяли бетон и другие новшества:

Заслуживает внимания то, что финикийцы, возводя стены, наполняли деревянную форму уже не землёй или глиной, как это делали хетты, а смесью извести и песка, т. е. уже применяли принцип бетона. Применение железных инструментов наряду с наличием в стране прекрасных сортов леса позволило финикийцам достигнуть большого совершенства в обработке дерева для кораблестроения, последствием чего явилось также высокое качество плотничных работ в строительстве. Отсюда характерный для их архитектуры прием сплошной облицовки каменных зданий как внутри, так и снаружи драгоценным кедром, примененный ими, в частности, при постройке храма Соломона в Иерусалиме, а также использование в качестве украшения вырезанных из дерева, пальметт, цветов и целых гирлянд [4] .

От карфагенян бетон позаимствовали римляне.

Из построек в Финикии сохранились укрепления берегов и молы в Амрите (Марафе) и на острове Арваде (Ареке), поражающие своей массивностью и прочностью кладки правильно тесаных камней.

Важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

В развалинах дворца в Сидоне обнаружены остатки каменных колонн. Базы их выполнены в форме несколько сплющенного шара, укреплённого рельефными полукружиями, ствол колонны — с каннелюрами. Найдены капители других колонн, рассчитанных на большую нагрузку; центральная прямоугольная часть такой капители с двух сторон украшена скульптурным изображением передней части быка — форма.

В финикийско-кипрской архитектуре развилась капитель, состоявшая из прямоугольной абаки, лежащей на двух завитках-волютах, напоминающий завитки лотоса. Изредка целый букет их поднимается в верх, поддерживая тройную доску абаки.

Раскопки на Кипре дают представление о орнаментики финикийского зодчества. Капители колонн высечены из того же куска, как и их стержни. Нет недостатка в орнаментированных стелах, пластинках и других предметах, знакомящих нас с финикийской орнаментикой.

Читайте также: