Элемент в физкультуре это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Содержание

Общие сведения

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека [2] ..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Физическое воспитание

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

ЭЛЕМЕНТ — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризу­ющееся законченностью и невозможностью расчленения на составляю­щие элементы.

СОЕДИНЕНИЕ — совокупность последовательно и слитно исполня­емых элементов, при этом выполнение элемента в соединении каче­ственно отличается от его изолированного выполнения.

КОМБИНАЦИЯ — совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как пра­вило, соскок) элементами.

ОДНОИМЕННЫЕ — движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

РАЗНОИМЕННЫЕ — движения, противоположные: по направле­нию стороне конечности — правой влево или левой вправо; с разно­именным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

ПООЧЕРЕДНЫЕ — движения, выполняющиеся сначала одной ко­нечностью (рукой или ногой), затем другой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ — движения, выполняющиеся одно за дру­гим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амп­литуды.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ — движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметрич­ными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асим­метричными.

на — указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;

в — указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;

с — ставится между элементами, выполняемыми одновременно.

УПОРЫ ПРОСТЫЕ — выполняются опорой только руками.

УПОРЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются: с дополнительной опо­рой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела — руками (рукой), согнутыми ногами, носками.

ВИСЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.

ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ — выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ — выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.

Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.

БЕГ — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага — см. Шаг: мягкий — с без­опорной фазой и более эластично; перекатный — с безопорной фазой и более эластично; пружинный — состоит из ряда подскоков с поочеред­ными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, нос­ки оттянуты; острый — выполняется менее резко, свободная нога выно­сится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий — маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.

ВИС — положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

ВОЛНА — целостное движение с последовательным выведением впе­ред и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (рука­ми).

ВСКОК — прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.

ВХОД — из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.

ВЫКРУТ — переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, вы­полняемый вращением в плечевых суставах.

ВЫХОД — из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.

ГРУППИРОВКА — положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.

ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ — выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружи­ну; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение вы­полняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.

КАЧ — колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.

КРУГ — а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) дви­жение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над сна­рядом или полом.

КУВЫРОК — вращательное движение тела с последовательным ка­санием опоры и переворачиванием через голову.

КУРБЕТ* — прыжок с рук на ноги.

МАХ — движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание — несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных на­правлениях; взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направ­лении с возвращением в и. п.; отмах — махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах — движение ногой или ногами над по­лом или снарядом.

МОСТ — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).

МОСТ* — выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.

НАКЛОН — отведение туловища или головы относительно верти­кального положения; разновидности: пружинящий — выполняется не­сколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь — выполняется с касанием пола руками (рукой).

ОБОРОТ — круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приве­денными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.

ОПУСКАНИЕ — спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).

ПЕРЕКАТ — вращательное движение тела с последовательным каса­нием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).

ПЕРЕВОРОТ — вращательное движение тела с полным переворачи­ванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различа­ют П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-

ПЕРЕЛЕТ — перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.

ПЕРЕСКОК — а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.

ПЕРЕХОД — перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).

ПОВОРОТ — движение тела вокруг своей продольной оси; П. туло­вища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота — поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.

ПОДСКОК — небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием в указанном направлении.

ПОДЪЕМ — переход в упор из виса или более низкого упора.

ПРИСЕД — положение на согнутых ногах опорой на носках; полу­присед — положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю сто­пу; упор присев — сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.

ПРЫЖОК — свободный полет после толчка ногами или одной но­гой.

РАВНОВЕСИЕ — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.

РОНДАТ — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.

САЛЬТО — безопорное вращательное движение тела после отталки­вания или отпускания рук.

СЕД — положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и суще­ственную опору руками.

СКРЕЩЕНИЕ — два одновременных встречных перемаха; разновид­ности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перема­ха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).

СОСКОК — спрыгивание со снаряда.

СПАД — переход из упора в вис или более низкий упор.

СТОЙКА — а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.

УПОР — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.

УПОР — вертикальное положение тела с опорой прямыми, направ­ленными вниз руками

ХВАТ — способ держания за снаряд; перехват — изменение X .

ШАГ — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновиднос­ти Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с корот­ким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в верти­кальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги впе­ред опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный — как перекат-

ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый — с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание пристав­ного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляе­мой ноги.

ШПАГАТ* — сед с предельно разведенными ногами; Ш. пра­вой (левой) — указана нога, находящаяся впереди.

Основные положения рук

ВНИЗ (в и. п. не указывается)

НАЗАД (до отказа)

ВПРАВО или ВЛЕВО

Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения

(ДУГАМИ) ВПЕРЕД — см. также правила сокращений

(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО

(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ

ДУГОЙ — а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продол­жающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде — движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из ниж­ней точки.

ВНЕ — а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.

ВНУТРИ — а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) по­ложение гимнаста внутри брусьев или лестницы.

ПРОДОЛЬНО — плечевая ось параллельна оси снаряда.

ПОПЕРЕК — плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.

СТОЯ — а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).

ЛЕЖА — положение, при котором гимнаст находится в горизонталь­ном состоянии или ближе к горизонтальному.

СИДЯ — положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).

СПЕРЕДИ — лицом или передней поверхностью туловища к удержи­ваемому снаряду или опоре.

СЗАДИ — спиной к удерживаемому снаряду или опоре.

БОКОМ — указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.

ПРОГНУВШИСЬ — прямое туловище, слегка отведенные назад пле­чи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предус­мотрено техникой исполнения).

СОГНУВШИСЬ — тело согнуто в тазобедренных суставах почти мак­симально.

УГЛОМ — прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.

ВЫСОКИМ углом — прямые ноги максимально приведены к туло­вищу и находятся в положении, близком к вертикальному.

С ЗАХВАТОМ —• прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.

МАХОМ — выполняется за счет инерции движения гимнаста.

СИЛОЙ — выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимна­ста.

РАЗГИБОМ — выполняется за счет ускоренного разгибания в тазо­бедренных суставах.

ПЕРЕВОРОТОМ — выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).

УЗКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги расставлены в стойке вдвое мень­ше, чем в стойке ноги врозь.

ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке широко разведены в стороны.



КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса

Общие задачи урока

Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).

Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).

Совершенствовать выполнение изученных акробатических элемен­тов в комбинации (мальчики, девочки).

Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.

Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.

Формировать навыки дружной и согласованной работы при выпол­нении учебных заданий в группах.

Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.

Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:

гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.

Но что на самом деле оно обозначает, знают далеко не все.

Физическая культура

Если интересно, как и когда появилась физкультура, её цели, виды и чем она отличается от спорта, обязательно прочитайте эту статью.

Физическая культура — это.

физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.

В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия.

Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности.

Определение

Говоря проще, физкультура – это выполнение различных упражнений и комплекса других мероприятий, цель которых – укрепить мышечный корсет тела и улучшить общее состояние здоровья.

Основные средства достижения целей – упражнения на различные группы мышц и спортивные игры. Также используются:

  1. силы природы (вода, солнечные лучи, воздух и другая окружающая среда);
  2. пищевой режим (регулярное и правильное питание); (чистота тела, воздуха и одежды, в которой проводятся занятия);
  3. отдых и восстановление организма после тяжёлых нагрузок (рекреация).

Спорт

В физической культуре отражены достижения общества в совершенствовании психофизических и нравственных качеств каждого конкретного человека. Уровень их развития определяет личностные ценности физкультуры.

История возникновения

Элементы физической культуры появились ещё в древности. Условия жизни первобытных людей во многом определялись способностью защитить себя и свою семью от диких животных, умением преодолевать естественные препятствия и большие расстояния в поисках добычи.

Такие качества человека как сила, ловкость и выносливость становились жизненно важными.

Основы физкультуры были заложены в Древней Греции, в гимнастике, объединившей ритуальные танцы, военное обучение (бег, плавание, метание копья, борьба) и традиционные обряды в систему физического воспитания.

Возникновение

В России, войдя в употребление после Первой мировой войны, термин получил признание в советском обществе и прочно вошёл в лексикон. Появились государственные учреждения, журналы и газеты с этим названием:

Журнал

В это же время в советских школах и профессиональных учебных заведениях появился урок физкультура, который у многих детей и подростков является самым любимым школьным предметом.

Виды физической культуры

Физическая культура подразделяется на несколько видов, которые соответствуют различным сферам её применения в обществе:

  1. Базовая. Направлена на получение основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Приобретается в дошкольных учреждениях и в школе.
  2. Оздоровительно-реабилитационная. Направлена на укрепление и улучшение состояния всех функций организма. Делится на гигиеническую (к ней относятся прогулки, утренняя гимнастика) и лечебную (ЛФК), которая применяется при различных заболеваниях или после травм.

Урок

Тренировка

Хотя спорт является составной частью физической культуры, он выходит за её рамки. Например, авиамодельный спорт, шашки, шахматы или радиоспорт нельзя отнести к физкультуре, потому что в них отсутствует двигательная деятельность, а результат зависит не столько от физических способностей человека, сколько от умственных.

Занятия спортом и физической культурой различаются по целям. Если физкультурой занимаются ради укрепления здоровья, совершенствования тела, приобретения жизненно важных двигательных умений, то в спорте главное – победить в состязаниях и достигнуть максимально возможных результатов (установить личные или мировые рекорды) в данном виде спорта.

Польза от занятий физкультурой

Физкультура развивает тело и положительно влияет на все системы организма человека. Умеренные физические нагрузки способствуют:

  1. предупреждению дегенеративных изменений двигательной функции (остеохондроза, артроза, артрита);
  2. улучшению функционирования сердца;
  3. стимуляции выработки гормонов и повышению скорости обменных процессов;
  4. увеличению объёма лёгких;
  5. нормализации деятельности нервной системы, нейрорегуляторной функции мозга;
  6. повышению работоспособности.

Гиппократ

Физкультура не только повышает физические возможности человека, но и развивает социальные функции в области морали, воспитания, этики (что это такое?) и эстетики (что это такое?).

Заключение

Теперь мы знаем, что такое физическая культура, её виды, цели и влияние на организм. Хочется верить, что занятия физкультурой станут и для вас полезной привычкой.

Начинайте каждое утро с зарядки, правильно питайтесь, больше гуляйте и закаляйтесь. Совсем скоро вы заметите, что стали здоровее, выносливее и сильнее.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Это все прекрасно, только физкультура вообще исчезла как класс. Раньше в СССР утром была зарядка и делали ее миллионы. Даже на улицу народ выходил ее сделать. Сейчас дети сидят перед планшетами, компьютерами и телефонами. Как итог — сколиоз и куча сопутствующих болячек. Они даже на улицу почти не выходят.

Если и есть какие-то занятия — это только секции, но и те платные и многие просто не могут себе их позволить.

Судя по тому, что большинство людей в нашей стране страдают от избыточного веса, тема физической культуры стоит явно не на первом месте.

В школе и институте мы занимались физкультурой, но ведь по настоящему она становится важной именно в зрелом возрасте, когда в организме начинаются дегенеративные изменения. Считаю, что государство недостаточно много уделяет времени этой проблеме.

Что хорошего в том, что у детей и подростков физкультура на первом месте среди любимых предметов? Это же ужасно, значит мы имеем дело с полной умственной деградацией.

Физическая культура сейчас, к сожалению, переживает упадок. Многие предпочитают телевизор и вредную еду заботе о своем теле.

А у нас какие-то скучные были уроки физкультуры, через козла прыгали, на канате подтягивались, кросс бегали, самое весёлое что было — это пионербол.

Не слишком ли много уроков физкультуры в школе? Конечно дело это полезное, но всё хорошо в меру, дети голову развивать должны в первую очередь, а не мышцы.

А я физру в школе не любила страшно! Прыжки в высоту или через козла вообще приравнивались к концу света!)) Так ни разу я его не перепрыгнула.

В настоящее время различают следующие типологические составляющие физической культуры:

1 базовая физическая культура;

2 спорт и туризм (их активные двигательные виды);

3 профессионально-прикладная физическая подготовка;

4 оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Базовая физическая культура служит фундаментом для специали­зированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).

На базовой физической культуре, т.е. на общей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях.

Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это прежде всего спорт и туризм.

Сегодня спорт — это часть физической культуры, посредством которой человек стремится расширить физические и психические границы своих возможностей. Соревновательная деятельность является отличительной чертой спорта от других занятий физическими упражнениями. Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Туризм — существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело, водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оз­доровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с процессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отдельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.




К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.

В последние десятилетия сложилась система мер спортивно-реа­билитационного характера, которая пригодна для применения и в сфере различных видов трудовой деятельности.

• гигиеническая физическая культура;

•рекреативная (восстановительная) физическая культура.

Физическое воспитание — процесс не одномоментный, а постоянный. В течение жизни человека меняются только методика использования средств физической культуры, методические подходы в процессе перманентного процесса физического воспитания и самовоспитания. Это связано с необходимым учетом возрастных изменений, условий учебы, труда, быта и т.п.

Сам процесс физического воспитания всегда относился к области педагогики, поэтому ему можно дать следующее определение:

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогического воздействия и самовоспитания.

Реализация каждого компонента физической культуры тесно связана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определённых двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств.

Поэтому и само физическое воспитание имеет свои составляющие:

  • физическое образование;
  • физическая, вернее психофизическая, подготовка.


Физическое образование — это приобщение человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний, ценностей, позволяющих ему осознанно и творчески развивать физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическая подготовка — процесс формирования определенных физических и психических качеств, умений, навыков человека посредством направленных занятий с применением средств физической культуры для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Физическое воспитание человека всегда связано с его физическим развитием

Практическая реализация физического воспитания всегда имеет целевую установку на больший или меньший период жизни человека, что предполагает разработку программно-нормативных основ физического воспитания на каждый период. Выполнение целевой установки контролируется нормативами и требованиями, которые должны быть выполнены занимающимися в процессе физического воспитания. Таким образом, сам процесс физического воспитания характеризуется упорядоченностью его теоретических, методических, практи­ческих и контрольных разделов, что и составляет определенную систему физического воспитания.

В настоящее время различают следующие типологические составляющие физической культуры:

1 базовая физическая культура;

2 спорт и туризм (их активные двигательные виды);

3 профессионально-прикладная физическая подготовка;

4 оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Базовая физическая культура служит фундаментом для специали­зированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).

На базовой физической культуре, т.е. на общей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях.

Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это прежде всего спорт и туризм.

Сегодня спорт — это часть физической культуры, посредством которой человек стремится расширить физические и психические границы своих возможностей. Соревновательная деятельность является отличительной чертой спорта от других занятий физическими упражнениями. Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Туризм — существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело, водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оз­доровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с процессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отдельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.

В последние десятилетия сложилась система мер спортивно-реа­билитационного характера, которая пригодна для применения и в сфере различных видов трудовой деятельности.

• гигиеническая физическая культура;

•рекреативная (восстановительная) физическая культура.

Физическое воспитание — процесс не одномоментный, а постоянный. В течение жизни человека меняются только методика использования средств физической культуры, методические подходы в процессе перманентного процесса физического воспитания и самовоспитания. Это связано с необходимым учетом возрастных изменений, условий учебы, труда, быта и т.п.

Сам процесс физического воспитания всегда относился к области педагогики, поэтому ему можно дать следующее определение:

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогического воздействия и самовоспитания.

Реализация каждого компонента физической культуры тесно связана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определённых двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств.

Поэтому и само физическое воспитание имеет свои составляющие:

  • физическое образование;
  • физическая, вернее психофизическая, подготовка.


Физическое образование — это приобщение человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний, ценностей, позволяющих ему осознанно и творчески развивать физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическая подготовка — процесс формирования определенных физических и психических качеств, умений, навыков человека посредством направленных занятий с применением средств физической культуры для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Физическое воспитание человека всегда связано с его физическим развитием

Практическая реализация физического воспитания всегда имеет целевую установку на больший или меньший период жизни человека, что предполагает разработку программно-нормативных основ физического воспитания на каждый период. Выполнение целевой установки контролируется нормативами и требованиями, которые должны быть выполнены занимающимися в процессе физического воспитания. Таким образом, сам процесс физического воспитания характеризуется упорядоченностью его теоретических, методических, практи­ческих и контрольных разделов, что и составляет определенную систему физического воспитания.

Читайте также: