Мышление и коммуникация кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вопрос: А для чего нам надо знать о существовании 4-х ступеней сущности языка? Что это даст нам при изучении языка? Ответ:

Уровень мышления. Под мышлением понимается познавательная по функции психическая деятельность человека, в результате которой достигается новое знание. Руссое языковое мышление, например, входит в исходные причины и условия существования русского языка т.е. служит основанием современного русского языка. Проблемами мышления занимаются психология, психофизнология, зоология, биология, антропология, культурология, концепции современного естествознания, история (в том числе история человечества, история отечества), археология политология, история религий и т.д.

Уровень языка. Язык – это система языковых знаков и прави их использования. Данная система служит важнейшим средством человеческого общения, одним из важнейших способов выражения самосознания личности, одним из способов хранения информации и передачиеё от поколения к поколению.

Важно помнить, язык увидеть, услышать и потрогать нельзя, поскольку он скрывается под поверхностью речевых явлений.

При изучении этой стороны языка, т.е. самой его сущности, самой его основы, требуется знание следующих наук: языкознание (различные модели языка), логика, математика, статистика, информатика и т.д.

Почему при изучении языка необходимо знание логики? Мы уже говорили о том что сущность непосредственно наблюдать невозможно, о ней мы можем только предполагать. Поскольку свои предположения мы должны выстроить в логически правильном виде, потому нам и требуется знание простейших логических операций, знание логики.

Почему при изучении языка необходимо знание математики и информатики? Благодаря информатике мы получаем знание о построении разного рода алгоритмов, о тех или иных моделях искусственного интеллекта. В то же время мы знаем, что некая умопостигаемая сущность проявляет всегда себя в тех или иных статистически выраженных процессах. Вот почему лингвист не может обойтись без знания основ математики и статистики.

При изучении этой стороны языка студенту-филологу следует иметь представление о строении речевого аппарата, о звуковой стороне речи, о речевом и неречевом существовании языка, о языке мимики и жестов, о материально выраженном и материально не выраженном языке и его единицах.

Урошиь коммуникации. Коммуникация – это взаимодействие людей с помощью знаковых средств языка, но не любое такое взаимодействие. Это взаимодействие, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра.

Следует отличать общение (коммуникацию) от квази- и псевдообщения.

В случаях псевдообщения партнёр выступает не субъектом, а объектом использования знаковых средств языка, примером чего может служить гипноз.

При изучении этой стороны языка студенту-филологу следует иметь представление о закономерностях и об особенностях общения людей друг с другом, о культурных стереотипах общения, об ограничениях усвоения воспринимаемой информации, Иными словами; ему нужны сведения из области психолингвитики, теории коммуникации, социолингвистики, теории мимики и жестов и т.д.

Скрыть уведомление

Итак, цели другого человека — один из важных объектов межличностного познания. Познание это в условиях конфликта усложняется тем, что происходит маскировка истинных целей и демонстрация мнимых. Познание целей — часть более общего представления об особенностях творческого мышления соперника.

Достаточно специфичной является ситуация ведения перегово­ров. В ней партнеры имеют как общие интересы, так и различные. Последнее порождает изобретение всякого рода приемов, которые могли бы помочь скрыть собственную позицию, собственные цели и интересы (мотивы). К их числу относятся ложная акцентиров­ка проблемы, собственной активности, намеренное увеличение тре­бований к другой стороне.

Наиболее сложной задачей межличностного познания является познание истинных мотивов поступков другого человека, подлинного смысла его деятельности. Часто возникает задача дифферен­циации невольного приписывания другому человеку несвойствен­ных ему мотивов (непроизвольная атрибуция) и преднамеренного приписывания (обдуманная клевета).

§ 2. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Важная особенность общения, осуществляемого в структуре межличностного взаимоотношения, заключается в том, что оно определяется и преломляется мотивами участников общения. За­прашивающий совет руководствуется определенными мотивами, которые он может намеренно маскировать. Дающий совет также руководствуется определенными мотивами, которые в свою очередь могут быть объектом сознательной маскировки. Отноше­ния могут быть представлены на следующей схеме:

Подлинные мотивы дающего Подлинные мотивы принимающгго

Демонстрируемые мотивы дающего Демонстрируемые мотивы принимающего

§ 3. МЫШЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ

§ 4. УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Остановимся специально на вопросе об управлении познава­тельной деятельностью другого человека, в котором объединяют­ся ранее рассмотренные компоненты общения: воздействие, ком­муникация, познание.

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .

Полезное

Смотреть что такое "Общение и мышление" в других словарях:

МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания непосредственное чувственное… … Российская педагогическая энциклопедия

Мышление — процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения (См. Ощущение), оно переходит границы непосредственно чувственного отражения и… … Большая советская энциклопедия

МЫШЛЕНИЕ — способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли. В ходе мышления человек стремится овладеть… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Общение как предмет междисциплинарного изучения — Феноменология, закономерности и механизмы познания человеком действительности, отношение к ней и поведение в интегрированном виде прослежены российскими психологами в осн. в общей психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Мышление — опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и… … Педагогический терминологический словарь

Общение и деятельность: категориальный анализ — В структуре целостного бытия изначально существуют, реализуются, постоянно воспроизводятся и взаимопереходят друг в друга отношения субъекта с предметным миром (предметная деятельность) и отношения субъекта с др. людьми (О.). По мере развития они … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение с пациентами, страдающими психическими заболеваниями — При мягких психич. заболеваниях (невроз) мы ожидаем от пациента такой же степени понимания, как и у здоровых людей, О. не требует соблюдения каких либо особых правил. При тяжелых психич. заболеваниях (психоз), сопровождающихся бредом и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение: онтогенез - пожилой возраст — О. пожилых имеет свои особенности, к рые связаны как с физиол. процессом старения, так и с образом жизни пожилых людей. Вступление в пожилой возраст сопровождается для одних резким, для других плавным изменением рода занятий, образа и стиля жизни … Психология общения. Энциклопедический словарь

МЫШЛЕНИЕ — способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли. В М. человек рассматривает интересующий его… … Современный философский словарь

Язык является мощным средством коммуникативного воздействия. Он позволяет не просто описывать какие-либо объекты или ситуации внешнего мира, но и интерпретировать их, задавая нужное адресанту видение мира, управлять восприятием объектов и ситуаций, навязывать их положительную или отрицательную оценку. В понятие коммуникативной стратегии входит содержание выбора, перспективы и необходимость постоянных усилий, направленных на поддержание этого выбора и перспективы, то есть, выбор коммуникативной стратегии является задачей, решаемой при осуществлении любого социального действия.

Мы будем понимать под коммуникативной стратегией выбор того или иного коммуникативного пространства, той или иной среды коммуникации, того или иного типа взаимодействия, того или иного места порождения смысла.

Рассматривая средства, служащие воплощению коммуникативной стратегии в речи, можно выделить вербальные и невербальные, эксплицитные и имплицитные. В рамках вербальных средств выделяются выразительные (лексические) и изобразительные (синтаксические) средства, используемые для реализации той или иной коммуникативной стратегии.

1. Логическое, 2. Панорамное, 3. Комбинаторное, 4. Нестандартное, 5. Латеральное, 6. Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы отражать смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий. 7. Дивергентное, 8. Практическое, 9. Oбходное, 10. Саногенное, 11. Патогенное мышление.

Классификация по психическим процессам

Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у новорожденных и детей до 1,5 лет)

Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 - до 7 лет)

Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Классификация по результатам мышления : творческое, репродуктивное.

Классификация по уровню психических процессов: аналитическое, интуитивное.

5 типов мышления по Говарду Гарднеру

1. Дисциплинарный тип мышления – предполагает, что человек освоил, по крайней мере, одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии

2. Синтезирующий тип мышления – способность интегрировать идеи из разных дисциплин и областей знания в единое целое, а затем генерировать на этой основе новые идеи, концепции, подходы.

3. Креативный тип мышления – способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены.

4. Респектологический тип мышления – умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур.

5. Этический тип мышления – осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер.

«Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны.

Читайте также: