Диалектика души наташи ростовой в романе война и мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Романтические мотивы. Сюжетные линии рассказывают о чувствах, моральных трудностях, жизненном кризисе персонажей;
  • Эпопея. Описание масштабных исторических событий, отображающих действительность военного времени;
  • Разнообразие проблематики. Автор раскрывает важные темы: душа, любовь, дружба, смысл жизни, отношения поколений, сравнение мирной и военной реальности.

Что такое диалектика души – формы проявления

Диалектика души – это в литературе доскональное воссоздание процесса формирования чувства, мысли, настроения, переходящего в другие формы, типы ощущений. Писатель характеризует весь путь:

  • Зарождение чувства;
  • Развитие;
  • Изменение под действием внешних, внутренних факторов;
  • Закономерная последовательность появления других эмоций;
  • Результат.
  • Князь Андрей Болконский, его духовные поиски;
  • Пьер Безухов со своими переживаниями, заблуждениями;
  • Наташа, страдающая от любовных неудач.

Диалектика проявляется в кризисных ситуациях, с которыми сталкиваются персонажи. Характерный пример – Наталья Ростова, переживающая разрыв отношений с князем из-за козней злых людей. Также автор использует литературный подход для описания состояния Николая после проигрыша, Пьера – в результате дуэли. Писатель рассказывает о ходе мышления героев, опираясь на сложные ассоциации, взаимосвязи.

В романе описывается не только русская земля, защита родины, менталитет персонажей, но и каждый герой отдельно. Автор говорит о духовном пути развития, динамичности внутреннего мира. Он проводит глубинный психоанализ, опираясь на основные принципы диалектики души. Перед описанием каждого исторического события писатель создавал толстый блокнот с записями из реальных источников.

На основании этой информации он выстраивал сюжетную линию для каждого персонажа. Методы диалектики души Толстого:

  • Использование снов с целью подачи ментального, подсознательного плана. Детализация впечатлений героев от происходящих событий. Пример – бал с Наташей Ростовой;
  • Создание непредсказуемых сюжетных поворотов, анализ реакции героя на случившееся;
  • Применение внутреннего монолога, подслушанные мысли;
  • Демонстрация динамичности взглядов. Толстой показывает, как одна ситуация способна кардинально изменить мировоззрение человека.

Лев Николаевич оценивает ход мыслей персонажей со стороны нравственности, выстраивает четкую последовательность. Данный подход являлся новаторским для девятнадцатого века. Писатель первым провел столь глубокое психологическое исследование личности.

В своем романе “Война и мир” Л. Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки.
“Поэтической, переполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу Ростову князь Андрей. “Волшебницей” казалась

она Денисову. “Она обворожительна”, – говорил о ней Пьер. Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову, ей чужды идеалы самоотречения.

Главную роль для нее играют чувства.
Впервые Наташа появляется на страницах произведения “живой”, “черноглазой” девочкой. Она находится в том “милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”. Любимица семейства Ростовых, Наташа и сама полна любви и ласки к окружающим. С разбегу она влетает

Вот она в “цветочной” комнате прячется между кадок цветов и, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать ее и спрашивает его: “Навсегда? до самой смерти?”. Она уверена, что жизнь – это сплошной праздник, а весь мир – чудесная гармония. “Порох”, “зелье девка”, “казак” – так характеризуют ее другие люди. В юности Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном.

Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе народное искусство, русские народные обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”.
Главное, что привлекает в Наташе, – это ее дар любви к людям, ее человечность. Из всего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц”. Внутреннему настрою Наташи соответствует и ее речь, эмоциональная, часто дополняемая мимикой и жестами. Толстой замечает, что Наташа “не могла постигнуть возможность выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом”.

Одаренность и обаяние Наташи так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки.
Подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, на которую обращают внимание из-за ее жизнерадостности и непосредственности. На своем первом аристократическом балу девушка боится, что ее никто не пригласит на вальс. Но, танцуя с Андреем Болконским, Наташу захватывают чувства, постепенно переходящие от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом. Первый выезд в “большой свет” принес девушке торжество.

Наташу не занимали ни государь, ни важные лица, ни политические проблемы: “Она ничего не заметила и не видела из того, что занимало всех на этом бале Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя”.
Слова Пьера: “Она не удостаивает быть умной” – могут быть объяснены отсутствием у Наташи широких умственных интересов, образования. Жизненные суждения ее о людях, идущие от сердца, проницательны и разумны. Используя слова Толстого из письма Фету, можно сказать, что она была наделена “умом сердца”. Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством.

Так, она поняла духовную красоту княжны Марьи и полюбила ее, несмотря на различие их натур. В преуспевающем Борисе Друбецком она разглядела тщеславного карьериста, а в Берге – его фальшивый патриотизм.
С открытой душой Наташа Ростова принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Ей совершенно чуждо желание постоянно сравнивать свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих. В качестве внутреннего “ограничителя” этот принцип для нее просто не существует.

И происходит это отнюдь не потому, что Наташа намеренно отвергает какие-либо жизненные нормы, просто она обладает духовной свободой и непосредственностью, которые начали проявляться с раннего детства.
Наташа способна к сильному и глубокому чувству, к благородным порывам. В 1812 году, перед нашествием французов, она добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Ее душевная чистота покоряет людей.

Только материнское чутье графини говорило, “что чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива”. Тревожные предчувствия матери подтвердились. Любовь была единственным смыслом жизни Наташи, единственным ее интересом.

Проявление любви к ней, с чьей бы стороны оно не исходило, – от Бориса, Денисова, Болконского, Пьера Безухова или Анатоля Курагина, – волновало ее и вызывало в ней ответный отклик.
В своем страстном стремлении к любви она душевно не выдерживает года разлуки с Андреем. Нетерпеливое чувство, переполняющее героиню, оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Наташа Ростова поверила в любовь Курагина, увлеклась им и написала княжне Марье, что не может быть женой ее брата. Ошибившись в Анатоле, она через страдание приходит к очищению, заявляя Андрею Болконскому: “Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…”
Многое пережив и перечувствовав, Наташа осознает свою вину перед Андреем, примиряясь с ним и оставаясь возле умирающего Болконского вплоть до его кончины. Смерть близкого человека вызвала в ней тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния. Она предалась отчаянию, скорби, тяжело заболела, ей казалось, что “жизнь кончена”.

Внутреннее состояние своей героини Толстой раскрывает в описании ее внешнего облика. “В черном шерстяном платье, с небрежно связанною пучком косой, худая и бледная Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери”.
“Упорным неподвижным взглядом” смотрела Ростова в недавнее прошлое и “переживала теперь все то, что она чувствовала тогда”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни: “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.
Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. Настоящую любовь она испытывает лишь к нему, к тому человеку, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот.
В эпилоге читатель, к своему удивлению, видит в Наташе примерную жену и мать, нашедшую свое счастье в семейной жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой своей жизни. “Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности”, но в ней не было уже огня того оживления, которое составляло ее прелесть. “Толки и рассуждения, – заявляет Толстой, – о правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их”. Все ее интересы теперь сосредоточены на своем доме, муже, детях.

Вне этого круга жизнь для нее не существует.
Таким образом, на примере Наташи Ростовой Толстой показал, в чем же заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе и смазливом Анатоле Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым. Каждая женщина, несмотря на ум, социальное положение, “живость” и стремление утвердится в обществе, прежде всего предназначена для роли матери и жены, и это в очередной раз доказал Толстой на примере Наташи Ростовой.

3. Сравнение образа Наташи Ростовой с образами Марьи Болконской и Элен Курагиной.

Внутренний монолог — важнейший прием психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души — детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

Прототип — прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа.

Список литературы

Основная литература:

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наташа бессознательно воплощает в себе истинное понимание жизни, к которому другие герои — Болконский и Безухов — приходят только в результате сложнейших нравственных исканий.

Толстой с любовью рисует взросление героини, её первый бал. Он поразительно точно передаёт волнение юной Ростовой в начале вечера, страх, что её могут не пригласить на танец.

И хотя побега не происходит, осознание совершённой ошибки и разрыв с Болконским повергает Наташу в состояние мучительного кризиса. Находясь на грани жизни и смерти, она не находит себе оправдания, а самыми сокровенными переживаниями делится с духовно близким ей человеком — Пьером Безуховым.

Несмотря на эмоциональность, в характере Ростовой есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Из кризиса её выводит известие об угрозе нашествия французов, приближающихся к Москве. Народное, общее горе заставляет Наташу забыть о своих несчастьях. Она убеждает родных отдать повозки раненым солдатам.

Создавая галерею женских образов в романе, Лев Николаевич выражает свою заветную мысль об истинной красоте человека, которая заключается не во внешней привлекательности, а в сложной душевной работе и богатстве внутреннего мира. Наташа Ростова находит счастье в материнстве, воспитании детей, потому что именно женщина — это начало пути к гармонии и красоте.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор.

Какой портрет принадлежит Наташе Ростовой?

Правильный ответ: Б

Разбор задания:

Первый портрет – описание внешности Сони – кузины Наташи, влюблённой в Николая Ростова; третий портрет характеризует старшую сестру Наташи – Веру, которая резко отличалась от всех Ростовых: была красива, но при этом холодна и высокомерна.

Установление последовательности элементов.

Вспомните жизненный путь Наташи Ростовой, расположите пункты в хронологическом порядке.

Путь поиска истины

Рассмотреть духовные разочарования, изменения отношения девушки к жизни можно по взрослению персонажа. С каждым возрастом Ростова становится новой, но основные ее стремления и качества характера остаются прежними. Девушка ищет счастье, хочет понять, в чем оно. Представить, как меняются интересы легче, создав логическую цепочку:

Желание жить весело и интересно

Веселая хохотушка радуется каждому дню. Она подвижна, смела и открыта. Наталья делает все так, как видит: безумно, живо и откровенно. Своим оптимизмом и жизнерадостностью заражает близких.

Желание быть любимой

Девушка занимается своей внешностью, стремиться стать привлекательной и грациозной. Спокойствие на лице прячет волнение в душе. Умение быть воспитанной и культурной выделяют ее среди других барышень.

Спасение раненых во время военных действий. Ростова отдает подводы, показывает силу русского духа, готова на самопожертвование ради родины и русских людей.

Таблица показывает, как меняются интересы девушки. События жизни ведут Наталью к постижению ею смысла жизни и определения истинного счастья. Они в материнстве.

Поиск смысла жизни

Женский образ формируется на глазах у читателя. Об идеальности его черт спорят литературоведы и простые, далекие от науки люди. По мнению великого классика, главное предназначение женщины – стать лучшей матерью для своих детей. Автор проводит персонаж через проблемы и испытания, которые встречаются практически каждому.

Жизни и смерть сопровождают человека. С момента рождения смерть пугает, навевает пессимизм. Наталья показывает, что нужно жить так, чтобы не задумываться об итоге, приносить окружающим радость и создавать вокруг себя ореол тепла и доброты.

Добро и зло живут рядом, но, как в сказках, добро побеждает. Никакие тяготы не сломили душу Натальи. Она сильнее злых и завистливых, ее чувства меняют людей, заставляют их анализировать свои поступки.

Горе и радость проверяют человека на искренность. Ростова счастлива, когда осознает, какие чувства поселились в ее душе. Она смело и открыто выражает свои мысли, не стесняется новых чувств, уверена в высказываниях. Девушка искренне огорчается, встречаясь со лживыми людьми, она переживает вместе со всей страной во время войны.

Страдания и удовольствия – сложная проблема женского счастья. Удовольствия приносят страдания, за них часто приходит платить своей судьбой, авторитетом, отношением к себе окружения. Ростова платит за ошибки, занимается самосовершенствованием, меняется в течение романа, не просто взрослея, а преображаясь совершенно в другой образ.


Диалектика души – это один из терминов, употребляемых в литературоведении. При его упоминании чаще всего речь идет о художественных образах, которые даны писателем в их развитии и внутренних противоречиях и рассмотрены им наиболее детально. Особенно ярко диалектика души героев представлена у великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Искусство рассуждения

Платон и Аристотель

Так назывался один из философских методов – метод аргументации, а еще и способ, форма теоретического мышления, призванные исследовать те противоречия, что обнаруживаются в самом содержании этого мышления.

В художественном произведении

Бюст Н.Г. Сернышевского

В литературоведении диалектика души – это понятие, с помощью которого обозначают воспроизводимые в произведении в деталях процессы: сначала зарождения, а затем и формирования у героев:

  • мыслей;
  • чувств;
  • настроений;
  • ощущений;
  • их взаимодействия;
  • изменения;
  • развития одних из других.

Диалектика души у Толстого

Лев Толстой

Герои произведений Льва Толстого – люди сложные, интересные, наполненные противоречиями. Автор не просто описывает их в определенные моменты жизни, он показывает развитие их судеб, характеров, личности. Именно этот принцип писателя и называют в литературе диалектикой души.

Создавая образы героев, автор рассматривал восприятие ими происходящего в мире через призму нравственных ценностей. При этом герои близки ему, так как в произведениях чувствуется его собственный нравственный и духовный поиск, стремление к самосовершенствованию.

Тонкий психологизм

Первый бал Наташи

У Л. Толстого диалектика души находит отражение и в оригинальности выбираемых им средств изобразительного психологизма, являвшихся новаторскими для русской литературы того времени. Эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни. Они вызывают восхищение глубиной психологического анализа и описания влияния событий на изменение личности героев, будь то их нравственное падение или возвышение.

Например, писатель использовал внутренние монологи героев, как бы подслушивая их мысли, как в описании монолога князя Андрея под аустерлицким небом. Изображая неожиданные повороты в судьбах, автор раскрывал новые глубины в их душах через восприятие самих героев. Иллюстрацией к этому является влюбленность Наташи Ростовой в Анатоля Курагина или духовное перерождение Пьера Безухова, побывавшего в плену у французов.

Толстым также использовались и сновидения, с помощью которых он старался донести детализированные впечатления Пьера, получаемые им от окружающего мира, показать, на чем именно заостряется его внимание.

Через страдания и борьбу

Главные герои романа Толстого

Через страдания проходят все главные герои бессмертной эпопеи Толстого, каждый по-своему, с присущими каждому из них взглядами на жизнь, привычками, нравственными установками, классовыми предрассудками, отношением к миру и окружающим.

То есть образы писателем прописываются не поверхностно, а воспринимаются как реально существовавшие люди, которым сопереживаешь, с которыми вместе радуешься, набираешься жизненного опыта и открываешь для себя что-то новое.

Наивный юноша

Жизнь и характер Пьера, как князя Андрея и Наташи, изображены в динамике, то есть в непрекращающемся развитии. Толстым делается акцент на почти детской доверчивости, доброте, искренности и чистоте мыслей юного Безухова. Сначала он без сопротивления и даже с удовольствием идет на поводу у окружающих, подчиняется им, наивно веря в их благосклонность и доброжелательность.

Так он попадает в сети князя Василия и становится добычей для масонов. Всех их привлекает в Пьере его большое состояние. По словам автора, повиновение для молодого человека было не то что добродетелью, а воспринималось им как истинное счастье.

От великого человека до антихриста

Наполеон Бонапарт

Одним из заблуждений молодого Пьера являлось его увлечение Наполеоном Бонапартом, стремление подражать ему. Сначала он восторгается французом, называя его великим человеком, защитником революционных завоеваний, представляет себя в роли благодетеля, а в будущем и освободителя крестьян.

Затем, в 1812 году, он хочет уже избавить всех от Бонапарта, называя его антихристом. Стремление героя к возвышению над окружающими, пусть и во имя благородных целей, в итоге загоняет его в духовный тупик. Здесь автор на примере молодого человека подводит читателя к мысли о том, что несостоятельными являются и слепое повиновение воле других, и такой взгляд на жизнь, который признает за одними безусловное право повелевать, а за остальными – обязанность находиться у них в подчинении.

Пьер Безухов

Он понял наконец, что счастье находится внутри самого человека, в удовлетворении его насущных потребностей. По словам Толстого, его герой научился видеть вечное, великое и бесконечное во всем окружающем. Он бросил трубу, через которую до этого смотрел поверх голов людей.

Однако поиск истины дается Пьеру совсем не просто. Сопровождающая этот поиск нравственная напряженность в кризисные моменты еще больше усиливается. Нередко молодой человек ощущает неприятие окружающего мира, людей и самого себя. Все видится ему отвратительным, запутанным, бессмысленным. Но за бурными приступами отчаяния следует просветление. Пьер снова глядит на мир глазами счастливого человека, который постиг мудрость и простоту человеческих отношений.

Новый Пьер

Во время пребывания в плену Безухов в первый раз испытал чувство полного единения с окружающим миром. Снизошедшее на него просветление он ощущает и после освобождения – мироздание видится ему благоустроенным и разумным. Автор отмечает, что теперь у героя нет никаких планов, он не имеет цели, но имеет веру, но не в слова, мысли и правила, а веру в живого Бога, которого он постоянно ощущает.

Пройденные Пьером Безуховым этапы заблуждений, разочарований, сменявших периоды духовного просветления, не рассматриваются как нравственная деградация, возвращение на более низкий уровень самосознания. Его путь – это сложная спираль, у которой каждый виток возводит героя на новый уровень духовной высоты.

Апогеем раскрытия диалектики души в романе является знакомство в его заключительных строках с новым Пьером Безуховым. Это человек, который убежден в собственной нравственной правоте, но при этом он не стоит на месте, а видит один из возможных путей своего развития и его взаимосвязь с новой, грядущей эпохой и новыми жизненными обстоятельствами.

Читайте также: