Язык поэмы мцыри кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самым употребительным средством художественной выразительности является СРАВНЕНИЕ. Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник).Сравнения отражают мечтательность натуры юноши(я видел горные хребты, причудливые, как мечты..)С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей),так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам ,как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей).
В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь),поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы).

МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба…смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал).

С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи. Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна(там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры..)

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,ВОСКЛИЦАНИЯ,ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует АНАФРОРА (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли…

Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких бешеных коней…
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал.

59698 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В поэме “Мцыри” Лермонтов использует многообразные изобразительные средства, что помогает ему показать богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.
Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам Белинского, “…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимой силою могучей натуры и трагическим положением героя

поэмы.” Смежные мужские рифмы, четко и твердое звучание фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.
Самым употребительным средством художественной выразительности является СРАВНЕНИЕ. Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник).Сравнения отражают мечтательность натуры юноши(я видел горные хребты, причудливые, как мечты..)С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей),так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей).
В этих

сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.
МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь),поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы).
МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба…смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал).
С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи.

Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна(там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры..)
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю).
Созданию лиризма способствует АНАФРОРА (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с ее бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли…
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких бешеных коней…
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал.

Самым употребительным средством художественной выразительности является СРАВНЕНИЕ. Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник).Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты.)С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей).

В этих сравнения — сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы).

МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба… смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал).

С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи. Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры.)

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует АНАФРОРА (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Самым употребительным средством художественной выразительности является СРАВНЕНИЕ. Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник).Сравнения отражают мечтательность натуры юноши(я видел горные хребты, причудливые, как мечты..)С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей),так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам ,как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей).
В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь),поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы).

МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба…смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал).

С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи. Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна(там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры..)

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,ВОСКЛИЦАНИЯ,ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует АНАФРОРА (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли…

Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких бешеных коней…
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал.

Микропересказ : Пленного мальчика отдали в монастырь. Повзрослев, он сбежал, чтобы увидеть мир и найти родных, но заблудился и чуть не погиб. Обессилевшего юношу вернули в монастырь. Умирая, он вспоминал дни на воле.


Главы 1–2 . История Мцыри

Некогда в горах восточной Грузии стоял монастырь. В начале 19 века, когда Грузия только вошла в состав Российской Империи, монастырь процветал, но потом пришёл в упадок, обветшал, и лишь седой старик-сторож охранял старые могилы на монастырском кладбище.

В дни процветания мимо монастыря проезжал русский генерал. С собой он вёз пленного мальчика лет шести, дикого, пугливого и слабого. Мальчик не перенёс трудностей длинного пути и тяжело заболел.

Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился — даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал,
И тихо, гордо умирал.

Один из монахов оставил его у себя и выходил.

🧑🏻 Мцыри — рассказчик, тихий и молча­ливый юноша с диким и гордым нравом.

Три дня монахи обыскивали окрестности монастыря и наконец нашли юношу, истощённого и обессилевшего. Снова оказавшись в неволе, Мцыри не отвечал на вопросы, стремительно увядал, и вскоре стало ясно, что он умирает.

Главы 3–8 . Мцыри решается на побег

Главы 9–11 . Блуждания по горным кручам

Когда рассвело, юноша увидел, что лежит на краю глубокого ущелья, по дну которого текла бурная река.

Главы 12–13 . Встреча с девушкой

Спустившись к реке напиться, Мцыри услышал шум чьих-то шагов. Юноша притаился в кустах и вскоре услышал песню, а затем увидел красивую стройную молодую грузинку в бедной одежде. С кувшином на голове она спускалась к реке за водой.

Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь её; и зной
Дышал от уст её и щёк.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились.

При виде красавицы у Мцыри помутился рассудок. Пока он приходил в себя, грузинка успела набрать воды и уйти.

Поодаль юноша увидел два каменных дома, словно сросшихся со скалой. Над плоской крышей одного из них вился дымок. В него и вошла девушка.

Воспоминания об этих чудесных минутах Мцыри сохранил до самой смерти и хотел, чтобы они умерли вместе с ним.

Главы 14–19 . Бой с диким барсом

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

Мцыри удалось вонзить сук в шею барса. Сражаясь, он чувствовал себя диким зверем. Получив смертельную рану, барс умер храбро, как воин в бою.

С трудом поднявшись, израненный когтями барса Мцыри побрёл вглубь леса.

Главы 20–23 . Возвращение в монастырь

Вдалеке зазвенел колокол. Этот звук долгие годы будил юношу, прогоняя сны о родных и близких, о диких и вольных степях, о лёгких и бешеных конях и битвах, в которых Мцыри всех побеждал. Он понял, что никогда не увидит родных. Как хилый цветок, выросший в подземелье, не смог бы расти в прекрасном саду, так и юноша не мог выжить на воле: монастырь, его тюрьма, оставил на нём свою печать. Мцыри упал в траву, охваченный предсмертным бредом.

Главы 24–26 . Смерть Мцыри

…пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдёт себе приют…
Увы! — за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Мцыри попросил старого монаха перед смертью перенести его в монастырский сад и положить между цветущих кустов белой акации, откуда виден Кавказ. Умирая, юноша будет смотреть на родные горы, возможно, ему покажется, что над ним склонился брат или отец, и тогда он спокойно заснёт, никого не прокляв.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание поэмы из собрания сочинений Лермонтова в 4 томах (Л.: Наука, 1980). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: