Стихотворение хвала человеку кратко

Обновлено: 02.07.2024

Брюсов приветствует всё, что поможет преобразить человеческую жизнь. Но поэт не был революционным деятелем, кроме того он считал что революция несёт лишь разрушение.

В своих строках автор прославляет человека, но и не гнушается высказать мнение, что рабство — необходимое явление, ради достижения цели, развития всего человечества. Благо для всех, даже если кто-то не свободен, оправдывает существование.

Читайте по теме:

Поэт всем известный человек, он популярен среди людей своего круга, и среди рабочих и крестьян. Революционно настроенные люди считали его стихи своими.

В этом стихотворение поэт выразил возвышенное чувство к людям. Он пишет слово человек с большой буквы.

Свершение человека на протяжение истории, хвала достижениям. Влияние человека на природу. Торжество человека над стихиями, врагами.

Патриотическая лирика. Можно считать гимном певцов революции.

Композиция

Начинается стихотворение с прославления человека с древних времён и по 20 век.

Далее идёт перечисление знаменательных событий. Освоение земли, морей, ледников, победы над врагами, покорение стихий, прогресс в науке, технике, будущее освоение космоса.

Заканчивается стихотворение прославлением человека и его дел.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Метафоры

Эпитеты

Тема стихотворения — человек. Настроение произ-ведения возвышенное, торжественное. Вызвано оно чувством глубочайшего уважения к человеку, пре-клонением перед тем, что он создал и чего добился, восхищением делами человеческими, гордостью за человека.

О плодах труда человеческого Брюсов говорит очень образно. Он рисует нервущиеся железные нити, опутавшие землю, укрощенного огнедышащего змея, дарующего человеку свет.

"Хвала Человеку" (восприятие, истолкование, оценка)

делами человеческими, гордостью за человека.

О плодах труда человеческого Брюсов говорит очень образно. Он рисует нервущиеся железные нити, опутавшие землю, укрощенного огнедышащего змея, дарующего человеку свет.

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети.
Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств,-

Но, отважный, со стихией
После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил,-

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!

Каков жанр этого стихотворения?

Можно считать это стихотворение гимном, поскольку оно целиком посвя­щено тому, чтобы возвеличить, воспеть Человека. Это очевидно из его содержа­ния и подчеркивается тем, что слово Че­ловек в нем пишется с заглавной буквы.

Поэт использует богатый набор прие­мов, которые создают атмосферу гимна, воспевания героя стихотворения. Эпи­теты: Человек неуклонный, неизмен­ный, вечно властен, вечно молод, царь несытый и упрямый, отваж­ный, дерзкий… Метафоры и олицетво­рения также помогают воссоздать нуж­ную картину. Человек превращается в молодого моряка вселенной, древне­го дровосека… Автор рисует целую кар­тину приручения грозной молнии Чело­веком:

Змея, жалившего жадно С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно, Неустанный зверолов,

И шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

Определите роль рифм в строфах стихотворе­ния.

В этом стихотворении рифмы подчерки­вают важнейшие слова стихотворных строк, вновь и вновь возвращая читателя к величию воспеваемого в стихотворении

Человека. Они заставляют внимательней вглядеться в особенности героя сти­хотворения: вселенной - неизменный дровосек - Человек столетий - сети топором - врагом пламя - знамя

Обратившись лишь к нескольким рифмам, можно утверждать, что рифма - серьезный помощник в создании вели­чественного образа Человека - победите­ля мира.

Сравните девятую строфу в черновом и окон­чательном вариантах. Что их отличает?

Ты всегда мечтой вдали Взор вонзая любопытный В светы звезд и прах земли…

Царь несытый и упрямый Четырех подлунных царств,

Не стыдясь, ты роешь ямы, Множишь тысячи коварств…

Окончательный вариант отличает кон­кретность решаемых Человеком задач, каких бы из четырех подлунных царств они ни касались.

Сравните одиннадцатую строфу в черновом и окончательном вариантах. Что их отличает?

Ты когда-нибудь поставишь Новый парус над Землей И в пространстве путь

направишь С верной спутницей Луной…

Верю, дерзкий! ты поставишь По Земле ряды ветрил.

Ты своей рукой направишь Бег планеты меж светил…

При сравнении вариантов строф очевид­но, что окончательный вариант отличает­ся большей конкретностью и четкостью очертаний создаваемой картины.

Какая фраза дважды повторяется в стихотво­рении? Как вы объясните повтор?

Определите тему этого произведения.

В. Я. Брюсов. Хвала Человеку. Определите тему этого произведения.

Поэт использует богатый набор прие­мов, которые создают атмосферу гимна, воспевания героя стихотворения. Эпи­теты: Человек неуклонный, неизмен­ный, вечно властен, вечно молод, царь несытый и упрямый, отваж­ный, дерзкий… Метафоры и олицетво­рения также помогают воссоздать нуж­ную картину. Человек превращается в молодого моряка вселенной, древне­го дровосека… Автор рисует целую кар­тину приручения грозной молнии Чело­веком:

Змея, жалившего жадно С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно, Неустанный зверолов,

И шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

Определите роль рифм в строфах стихотворе­ния.

В этом стихотворении рифмы подчерки­вают важнейшие слова стихотворных строк, вновь и вновь возвращая читателя к величию воспеваемого в стихотворении

Человека. Они заставляют внимательней вглядеться в особенности героя сти­хотворения: вселенной — неизменный дровосек — Человек столетий — сети топором — врагом пламя — знамя

Обратившись лишь к нескольким рифмам, можно утверждать, что рифма — серьезный помощник в создании вели­чественного образа Человека — победите­ля мира.

Сравните девятую строфу в черновом и окон­чательном вариантах. Что их отличает?

Ты всегда мечтой вдали Взор вонзая любопытный В светы звезд и прах земли…

Царь несытый и упрямый Четырех подлунных царств,

Не стыдясь, ты роешь ямы, Множишь тысячи коварств…

Окончательный вариант отличает кон­кретность решаемых Человеком задач, каких бы из четырех подлунных царств они ни касались.

Сравните одиннадцатую строфу в черновом и окончательном вариантах. Что их отличает?

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Вариант 1

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

Читая стихотворение “Творчество”, невольно задумываешься: “Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице”. Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. “Фиолетовые руки”, которые “чертят звуки”, “месяц обнаженный”, “звуки ластятся”…Бред, абсурд!

Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо — увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве.

Необходимо также помнить, сто Брюсов- “отец русского символизма”. Именно ему принадлежат слова, что “символизм — поэзия намеков”.

В стихотворении “Творчество” Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творецц в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях (“тайны созданных созданий”), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно.

Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: “прозрачные киоски”, “звонко-звучная тишина”, ” при лазоревой луне”. Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.

Вариант 2

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении “Творчество” представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики (“трепещит тень”, “тень колышется”, “руки полусонно чертят”).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы (“месяц обнаженный”, “звуки ластятся”, “фиолетовые руки”), творец дает знать, что он поэт своего времени — времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах “созданных созданий”. Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений (“лопасти латаний”, “прозрачные киоски”), которые впоследствии должны вылиться в “создание”.

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения (“киоски вырастают”, “звуки ластятся”, “трепещет тень”), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Вариант 3

Не стоит забывать и тот факт, что Брюсов был родоначальником русского символизма. Однажды он сказал, что символизм — это поэзия намеков.

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые…

Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям:

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения:

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Другие сочинения по этому произведению

2007-2020, онлайн игры HeroesWM

Джалиль Хайруллин

Ученик (128), на голосовании 4 года назад

В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному!

Лиана Саркисьян

Мастер (1259) 4 года назад

Самый короткий стих Брюсова

В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному!

Звезды закрыли ресницы.

Звезды закрыли ресницы, Ночь завернулась в туман; Тянутся грез вереницы, В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует, Чьи-то рыданья звучат; Память былое рисует, В сердце — насмешки и яд.

Тени забытой упреки. Ласки недавней обман. Звезды немые далеки, Ночь завернулась в туман.

Я лежал в аромате азалий, Я дремал в музыкальной тиши, И скользнуло дыханье печали, Дуновенье прекрасной души.

Где-то там, на какой-то планете, Без надежды томилася ты, И ко мне через много столетий Долетели больные мечты.

Уловил я созвучные звуки, Мне родные томленья постиг, И меж гранями вечной разлуки Мы душою слилися на миг.

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провёл свои пути,
Чтоб не рвущейся, железной
Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты, беспощадно,
Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырёх подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств; —

Но, отважный, со стихией
После бьёшься с грудью грудь,
Чтоб ещё над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! ты поставишь
Над землёй ряды ветрил.
Ты по прихоти направишь
Бег в пространстве, меж светил.

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересёк,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!

Читайте также: