Электробезопасность на атп кратко

Обновлено: 07.07.2024

Система стандартов безопасности труда

Общие требования и номенклатура видов защиты

Occupational safety standards system. Electrical safety. General requirements and nomenclature of types of protection

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Частным учреждением Федерации независимых профсоюзов России "Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Екатеринбурге"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2018 г. N 941-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.019-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2019 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт относится к группе стандартов в области электробезопасности, регламентирующих общие требования и номенклатуру видов защиты и применяемых для электроустановок и электрооборудования на стадиях проектирования, изготовления, монтажа, наладки, испытаний и эксплуатации.

В настоящем стандарте приведены мероприятия, технические способы и средства защиты, обеспечивающие электробезопасность электроустановок и электрооборудования, используемых в процессе трудовой деятельности.

В стандарт включены технические способы и средства защиты персонала от вредного и опасного воздействий электромагнитных полей электроустановок.

При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения [1], [2]*.

* Также использованы отдельные положения ГОСТ Р МЭК 60050-195-2005 "Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения".

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электроустановки производственного назначения на стадиях проектирования, изготовления, монтажа, наладки, испытаний и эксплуатации и устанавливает общие требования по предотвращению опасного и вредного воздействий на персонал электрического тока, электрической дуги и электромагнитного поля, а также номенклатуру видов защиты работников от воздействия указанных факторов.

Стандарт не устанавливает требования и номенклатуру видов защиты от статического и атмосферного электричества.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.009-2017* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 12.1.009-2017. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ IEC 61140-2012 Защита от поражения электрическим током. Общие положения безопасности установок и оборудования

ГОСТ IEC 60519-1-2011 Безопасность электротермического оборудования. Часть 1. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.009-2017, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасный разделительный трансформатор: Разделительный трансформатор, предназначенный для питания цепей сверхнизким напряжением.

изоляция (insulation): Совокупность изолирующих материалов, необходимых для обеспечения работы оборудования и защиты от поражения электрическим током.

3.3 изоляция токоведущих частей (защитное изолирование): Способ защиты от прикосновения к токоведущим частям.

3.4 сверхнизкое (малое) напряжение СНН: Напряжение, не превышающее 50 В переменного и 120 В постоянного тока.

система безопасного сверхнизкого напряжения; БСНН (SELV system): Электрическая система, в которой напряжение не может превышать СНН:

- при нормальных условиях;

- при условиях единичного повреждения, включая замыкания на землю в других электрических цепях.

система защитного сверхнизкого напряжения; ЗСНН (PELV system): Электрическая система, в которой напряжение не может превышать СНН:

- при нормальных условиях;

- при условиях единичного повреждения, исключая замыкания на землю в других электрических цепях.

3.7 повторное заземление: Заземление совмещенных нулевого защитного и нулевого рабочего проводников (PEN-проводника) на концах воздушных линий электропередачи или ответвлений от них длиной более 200 м, а также на вводах воздушных линий электропередачи к электроустановкам, в которых в качестве защитной меры при косвенном прикосновении применено автоматическое отключение питания.

простое разделение (simple separation): Разделение между электрическими цепями или между электрической цепью и землей, выполняемое посредством основной изоляции.

4 Основные положения

4.1 Общие положения

4.1.1 Опасное и вредное воздействия на людей электрического тока, электрической дуги и электромагнитных полей проявляются в виде электротравм и заболеваний, включая профессиональные и производственно-обусловленные заболевания.

4.1.2 Степень опасного воздействия на человека электрического тока и электрической дуги зависит от:

- величины напряжения прикосновения, электрического сопротивления тела человека, силы тока, протекающей через него, а также величины падающей энергии электрической дуги;

- рода (постоянный, переменный, выпрямленный) тока и частоты переменного электрического тока;

- пути протекания тока через тело человека и площади контакта электрической дуги с поверхностью тела человека;

- продолжительности воздействия электрического тока и электрической дуги на организм человека;

- индивидуальных особенностей организма человека;

- условий внешней среды.

4.1.3 Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов, протекающих через тело человека должны утверждаться в установленном порядке.

4.1.4 Базовый принцип защиты от поражения электрическим током и электрической дугой

Проводящие части, находящиеся под опасным рабочим, наведенным, остаточным напряжением, не должны быть доступными, а доступные проводящие части не должны находиться под опасным напряжением при нормальных условиях (при отсутствии повреждения), а также в случае единичного повреждения.

Защиту при нормальных условиях (защиту от прямого прикосновения) обеспечивают посредством основной защиты, а защиту при условиях единичного повреждения (защиту при косвенном прикосновении) обеспечивают посредством защиты при повреждении.

Усиленные защитные меры предосторожности обеспечивают защиту от прямого прикосновения и защиту при повреждении.

1 Правила доступности для лиц, относящихся к электротехническому и электротехнологическому персоналу могут отличаться от правил для лиц, относящихся к неэлектротехническому и другому персоналу, а также могут изменяться для различных электроустановок, систем и оборудования и мест расположения.

2 Для электроустановок, систем и оборудования напряжением выше 1000 В переменного и 1500 В постоянного токов проникновение в опасную зону (зона, где проводящие части находятся под опасным рабочим, наведенным, остаточным напряжением) рассматривают так же, как прикосновение к части, находящейся под опасным напряжением.

4.1.5 Степень опасного и вредного воздействий на человека электрических и магнитных полей зависит от:

Сфера транспортной безопасности находится на особенном государственном контроле, так как непосредственно связана с безопасностью в отношении граждан вне зависимого от специфики деятельности предприятия. Охрана труда на транспортном предприятии имеет фундаментальные задачи по обеспечению безопасности перевозок и общего надзора за деятельностью как водителей, так и иного обслуживающего персонала.

Охрана труда на АТП

Законодательное регулирование деятельности автотранспортных учреждений стоит на особом контроле государственных организаций. В данной сфере присутствует повышенная опасность получения травм не только для непосредственных участников деятельности, в частности для водителей и обслуживающего персонала, но и для пассажиров, а также груза различных организаций. Данная отрасль регулируется отраслевым законодательством в плане предписаний, регламентов и инструкций Минтранса РФ, которые устанавливают основные требования и правила проведения определенных работ.


Общие требования соблюдения безопасности на транспортных предприятиях

Авто является средством повышенной опасности, а сфера ремонта автомобильного транспорта помимо необходимой квалификации требует определенных знаний его устройства. К таким знаниям относится схема расположения основных агрегатов, участок ремонтных действий, расчет материалов при проведении обслуживания, линия, на которой будет происходить трудовой процесс, среда деятельности транспорта, моторный отсек и его содержание, которое окружает пространство для ремонта, а также наличие средства для проведения профилактики данных автомобилей на территории фирмы.

Именно поэтому установление жестких ограничений в области обеспечения безопасности деятельности является особым приоритетом как для государственных надзорных служб, так и для коммерческих предприятий в целом в данной области правоотношений.

Следование нормам законодательства обеспечивает помимо контроля работы отдельных сотрудников и специальных служб учреждения, минимизацию негативных производственных факторов, к которым относятся нанесение вреда здоровью гражданам, производственным линиям и отдельным частям компании, а также исключение нарушений законодательства в данной области и исполнение требований государственных надзорных и контролирующих служб.

Важно! Во время проведения различного рода проверочных мероприятий обязанностью руководителя является предоставление полного доступа не только к отчетной документации, но и к производственным помещениям для выявления фактов нарушения законодательства.


Виды мероприятий в части обеспечения нормального режима трудовой деятельности

Инструкция по охране труда для механика автотранспорта

На любом автотранспортном предприятии в обязательном порядке должна быть предусмотрена специальная должностная инструкция, в соответствии с которой свою трудовую деятельность осуществляют все сотрудники учреждения, а также водители таких организаций.

Такой документ принимается на уровне самих учреждений в сфере локальных нормативных актов и документов, а также регламентов организации. Однако такие документы должны приниматься лишь в соответствии с федеральным законодательством и разработкой такой документации должен заниматься лишь специалист по охране труда, который имеет определенную квалификацию в данной сфере и прошел соответствующее обучение в специализированной организации, с обязательной аттестацией и подтверждением пройденных материалов.


Меры предотвращения негативных последствий в транспортных организациях

Техника безопасности на АТП

Соблюдение норм безопасности является обязательным законодательным требованием не только федеральных актов, но и нормативов и требований локальных актов самого учреждения. Требования в части исполнения обязательств должностной инструкции должны исполняться всеми сотрудниками учреждения. К таковым относятся:

  • использование первичных средств защиты, и нейтрализация негативных последствий при возникновении определенных угроз;
  • оказание первой помощи пострадавшим и оповещение специализированных организаций в случае возникновения таких негативных последствий;
  • соблюдение нормативных актов организации в части правил техники безопасности.

Нарушения в данной области влекут за собой получение не только дисциплинарных взысканий, но и штрафов со стороны государственных надзорных учреждений.


Виды и разновидности практических действий по соблюдению законодательных норм в данной сфере

Пожарная безопасность на автотранспортном предприятии

Учитывая специфику деятельности таких учреждений, высока вероятность возникновения пожаров и возгораний. Для минимизации таких эффектов на предприятии предусматривается использование средств тушения и порядок их использовании.

Важно! Также проводится специальный инструктаж на предмет обращения с такой техникой и аттестация на использование таких предметов в случае возникновения нештатной ситуации.

Электробезопасность автотранспортных предприятий

Деятельность на такого рода предприятиях предполагает наличие определенного оборудования с высоким напряжением электрического тока. Факторы поражения током и опасность воздействия электричества на специалистов предприятия требуют от руководства обеспечения особого контроля обслуживания и содержания таких установок. В обязанности как штатных специалистов по охране труда, так и служащих, непосредственно осуществляющих работы на таких линиях, входит обязательное соблюдение техники безопасности и инструкций по обращению с таким оборудованием. Опасность поражения током предполагает наличие определенных обязанностей со стороны служащих:

  • соблюдение инструкций и регламентов по обращению с оборудованием;
  • применение первичных средств защиты в случае наличия опасности возникновения нештатной или аварийной ситуации в результате профилактических или ремонтных работ;
  • обязательное оповещение вышестоящего руководства и специальных служб в случае возникновения опасности проявления отрицательных или негативных последствий вследствие поломки оборудования;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим в случае возникновения опасности жизни и здоровью граждан при поражении электрическим током, а также при возникновении ожогов среди граждан.


Оказание первой медицинской помощи при возникновении аварий и получении травм работниками АТП

Надзор и контроль охраны труда на автопредприятии

Учитывая общественную опасность такой сферы деятельности государственными надзорными органами осуществляется жесткий контроль в отношении таких предприятий. Контроль производится в отношении электротехнического и шиномонтажного оборудования, документации об обеспечении техники безопасности и правил охраны труда на таком предприятии.

Осуществляется контроль и надзор проведения ремонтных и профилактических действий, электробезопасность АТП, состояние агрегатного оборудования, время выпуска техники после ремонтных работ, должностные инструкции механика и иных сотрудников, порядок проведения инструктажа среди специалистов, сроки прохождения обучения в специализированной школе по получению новых знаний в области охраны труда, весь спектр внутренней документации в части исполнения законодательных норм безопасности жизнедеятельности. Документ по итогам проведения проверки предоставляется для исполнения руководству учреждения.


Правила техники безопасности при обслуживании автомобилей

При этом организация не должна препятствовать проведению таких контрольных акций со стороны государственных органов и обязана предоставлять всю необходимую информацию по интересующим вопросам в рамках компетенции. В случае выявления нарушений и недочетов в работе организации в части соблюдения государственных стандартов в отношении руководящего состава выносятся определенные виды наказания:

  • административная ответственность наступает в случае выявления типовых нарушений в области норм труда. Такое наказание несут должностные лица учреждения в виде штрафов;
  • дисциплинарная ответственность также наступает в случае нарушений законодательных норм и выражается в виде выговоров, отстранения от работы или увольнения провинившегося специалиста;
  • гражданско-правовая ответственность наступает в случае наличия негативных последствий в виде причинения вреда здоровью гражданина или имуществу компании;
  • уголовная ответственность – самый тяжелый вид наказания, который наступает в случае выявления нарушений в части уголовного законодательства при наступлении крайне негативных последствий в виде получения специалистами травм или тяжелого вреда здоровью.

В итоге техника безопасности на автотранспортном предприятии является обязательным элементом оптимальной и должной работы в любой организации, непосредственно связанной с обслуживанием такого рода техники.

Соблюдение таковых норм минимизирует риски получения травм, а также порчи имущества и производственного оборудования компании.

Картинка Электробезопасность АЗС и АТП

Требования электробезопасности различаются в зависимости от сферы деятельности конкретного предприятия. Наши специалисты знакомы со всеми особенностями электрооборудования, используемого в различных отраслях. Они знают, что эксплуатация каждого отдельного типа техники требует специальных навыков и знаний, причем одной из наиболее сложных областей деятельности является транспортная сфера. Именно поэтому мы уделяем особое внимание разработке руководящей документации по электробезопасности в данной области. Также мы проводим эффективное обучение персонала организации по вопросам безопасности при работе с электрооборудованием. Обратившись к нам, Вы обеспечите наличие у своих сотрудников реальных знаний, гарантирующих безопасность в ходе осуществления трудовой деятельности.

Электробезопасность АЗС

Риск поражения электрическим током представляет особую опасность на автозаправочных предприятиях в связи с возможностью возгорания топлива. Она, в свою очередь, может спровоцировать неконтролируемое распространение горения или возникновение взрыва. Поэтому все работники АЗС, включая операторов, должны проходить первичное обучение по вопросам электробезопасности. Такое обучение организуется в форме общего инструктажа, по результатам которого сотрудникам присваивается I группа по электробезопасности. Согласно приказу Минэнерго № 6 информация о присвоении группы фиксируется в специальном журнале. При этом удостоверение по электробезопасности сотрудникам не выдается.

Электробезопасность АТП

К обеспечению электробезопасности на автотранспортных предприятиях (АТП) также предъявляются серьезные требования. Работники таких компаний в обязательном порядке должны проходить инструктаж по электробезопасности. Его программу необходимо составлять с учетом:

  • требований актуального законодательства;
  • специфики технологий, применяемых на конкретном предприятии;
  • характера деятельности работника в соответствии с его должностными обязанностями;
  • других факторов.

Если Вы хотите, чтобы обучение Ваших работников было проведено в строгом соответствии с действующими правилами, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты в короткие сроки подготовят программу, учитывающую все необходимые требования, и проведут качественный инструктаж для всех категорий сотрудников.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Труд работников транспортной сферы и его охрана находятся под пристальным вниманием законодателя и регламентируются рядом правовых актов, обязательных для исполнения. Прежде всего, следует говорить о ТК РФ и его главе 51, полностью посвященной регулированию трудовых отношений работников транспорта. Существующие нормативы по охране труда на автотранспорте закреплены ныне действующими Межотраслевыми правилами (ПОТ) Минтруда РФ от 12.05.2003 г., постановление №28.

Вопрос: Как организуются и проводятся мероприятия по охране труда при эксплуатации транспортных средств, находящихся на балансе организации или переданных работнику по договору аренды?
Посмотреть ответ

Трудовой кодекс

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

ВАЖНО! Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Законодатель подчеркивает необходимость соблюдения дисциплины гражданами, чьи обязанности связаны непосредственно с вождением ТС, имея в виду, что дисциплина труда является основой его безопасности.

Особенности режима труда и отдыха

  • нормальная рабочая смена водителя не должна превышать 8 часов;
  • при ведении суммированного учета – не более 10 часов;
  • сверхурочно – не более 12 часов, при необходимости доехать до стоянки для отдыха;
  • если по условиям работы продолжительность смены выше 12 часов, необходимы 2 водителя в рейсе и спальное место в автомобиле для одного из них и т.д.

Межотраслевые правила

Межотраслевые правила (ПОТ РМ-027-2003) сейчас еще действуют. Они относятся к работе:

  • АТП;
  • транспортных цехов (ТЦ);
  • СТОА, станций шиномонтажа;
  • гаражей, стоянок;
  • ИП, осуществляющих перевозки людей и грузов.
  • проведение работ;
  • состояние единиц транспорта;
  • состояние помещений;
  • состояние оборудования;
  • режим безопасности работ, проведение инструктажей и т.д.

Новые правила

В документе речь идет:

  • о вредных факторах труда: загазованности (запыленности), пониженной (повышенной) температуре воздуха и оборудования, шумах, вибрациях, влажности, плохой освещенности, вплоть до нервно-психических нагрузок работника;
  • о правилах и периодичности прохождения инструктажей;
  • об обязательных медосмотрах;
  • о запрещении женского труда и несовершеннолетних — на опасных участках;
  • о средствах индивидуальной защиты сотрудников;
  • о дополнительных оплачиваемых перерывах в холодное время года;
  • о внешнем освещении производственных площадей, и т.д.

Много внимания уделено ОТ на участках техобслуживания авто и сходных по назначению территориях. Так, кузнечный и сварочный участки должны иметь половое покрытие из несгораемых материалов. ОТ на стоянке или в гараже предполагает, что он расположен отдельно от других помещений, производственного характера и имеет водяной сток. Сварочные, кузнечные, покрасочные и подобные им работы на территории гаража или стоянки запрещены. Спецтранспорт для перевозки горючего хранится отдельно от других машин.

На заметку. Помимо указанных нормативных актов, существуют документы, регламентирующие некоторые специфические сферы оказания транспортных услуг, например, Правила по охране труда на городском электротранспорте (действуют с 20-04-17 г.), транспортных средств на пневмоходу (в действии с 01-10-02 г.), Правила РЖД относительно перевозки собственных сотрудников (в действии с 01-02-16 г.).

Нарушения и последствия

Гражданским кодексом предусмотрены крупные штрафы для нарушителей. Так, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение нормативных требований ОТ в общем случае можно подвергнуть штрафу:

  • ответственных лиц организации (и ИП) – в размере 2-5 тыс. руб.;
  • организацию как юр. лицо – 50-80 тыс. руб.

Далее, в связи с особенностями нарушений, штрафы могут возрастать. Так, если трудовой инспектор при проверке обнаружит отсутствие инструкции по охране труда, то на организацию может быть наложен первичный штраф в размере от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб., а в дальнейшем при игнорировании требований контролирующего органа возможно наложение штрафа повторно: от 100 до 200 тыс. руб. на организацию и несколько ниже – на ИП. При неуплате штрафов дело может быть передано в суд. Кроме того, полномочиями контролирующего органа деятельность нарушителя может быть приостановлена.

Согласно ст. 11.32 КоАП РФ за нарушения при проведении медосмотров могут последовать штрафные санкции:

  • на физ. лиц — в размере до 1,5 тыс. руб;
  • на ответственных лиц — 2-3 тыс. руб.;
  • на юр. лиц — 30-50 тыс. руб.

При этом предприниматели приравниваются к организациям.

На заметку. На основании нормативных документов издаются типовые инструкции для работников автотранспорта (водителей и других специалистов), где обязанности и ответственность обозначены более подробно. В связи с изменениями действующего законодательства могут последовать и их изменения. Об этом необходимо помнить лицам, ответственным за безопасность труда в транспортной организации.

Должны знать - электробезопасность автотранспортных предприятий.

Уметь – применять полученные знания в процессе трудовой деятельности.

Вопрос 1. Действие электрического тока на организм человека.

Электрический ток подразделяется на постоянный и переменный.

Основными параметрами являются:

- частота электрического тока f (гц)

- электрическое напряжение в сети U (В)

- сила электрического тока I (А)

Источники электрической опасности.

Кожаный покров человека является главной защитой его организма от поражения электрическим током. Электрическое сопротивление кожи меняется в зависимости от ее влажности, чистоты, толщины и общего физического состояния человека. Опасность поражения увеличивается с увеличением напряжения и силы тока.

Известны 2 вида травм при поражении электрическим током: внешние и внутренние (электрический удар).

К внешним травмам – механическое- вызывающие разрыв тканей; тепловое – вызывающие металлизацию кожи, ослепление электродугой.

К внутренним травмам относятся- электролиз крови, нарушение деятельности нервной системы, сердца, лёгких и отдельных мышц тела человека.

Ток всегда идёт по пути наименьшего сопротивления.

Определить минимальное опасное напряжения тока можно, пользуясь законом Ома:

Из практики известно, что для человека опасна сила тока 0,05 А (сопротивление кожного покрова 800 ОМ). Тогда напряжение будет равно 40 В. По международному стандарту безопасное напряжение ровно 42 В. Если проводник, по которому протекает ток, соединяется с землей, то вокруг него образуется зона, находящаяся под напряжением.

Напряжение, под воздействие которого человек может попасть, оказавшийся в этой зоне, называется шаговым.

Выходить из зоны шагового напряжения следует маленькими шагами или прыгая на одной ноге, чтобы уменьшить разность потенциала. Чтобы войти в зону следует использовать СИЗ.

Разность потенциала между точками прикосновения тела человека к оборудованию, находящемуся под напряжением, и землёй называется напряжением прикосновения.

Для защиты от напряжения прикосновения применяются дополнительно защитно-изолирующие средства, а так же защитное заземление металлических частей электроустановок. Наибольшей опасности поражения электрическим током подвергаются люди, страдающие болезнями сердца, а так же находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

- с выше 1000 В с грузозаземленной нейтралью (с большими токами замыкания на землю)

- выше 1000 В с изолированной нейтралью

- до 1000 В с глухозаземлённой нейтралью


    1. Классификация производственных помещений по степени опасности.

    1- помещения с повышенной опасностью, характеризуются: наличием сырости и пыли, токопроводящих полов (металлических, земляных, железобетонных ), высокой температурой окружающего воздуха.

    2- Особо опасные помещения –наличие особой сырости, химически активной среды.

    3-Помещения без повышенной опасности- сухие отапливаемые помещения, без токопроводящей пыли с температурой воздуха не выше 30 0 С , токонепроводящими полами.

    При классификации применяются, что в сухих помещениях относительная влажность не более 60 %, во влажных 75 %. В сырых помещениях более 75 %. В особо сырых – 100%.

    . Вопрос 3. Технические способы и средства защиты от поражения электротоком

    - Главным средством защиты людей от поражения электрическим током при прикосновении и оборудованию, которое случайно оказалось под напряжением, является защитное заземление.

    Оно состоит из заземлителей и заземляющих проводов. Заземлители могут быть естественными и искусственными.

    Заземлители (вставные трубы, стержни, уголок закопанные в землю) – более надёжным средством защиты по сравнению с заземлением является защитное отключение.

    Оно обеспечивает автоматическое отключение аварийного участка сети (всей сети) при замыкании на корпус или на землю.

    - Правильно выбранные плавкие вставки предохранители являются надежной защитой людей от поражения током.

    -Защитные средства подразделяются на :

    1) изолирующие (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, подставки);

    2) переносные заземления, ограждения и предупредительные плакаты;

    3) переносные указатели напряжения и токоизмерительные клещи;

    4) средства, защищающие от действия электрической дуги (очки, рукавицы, противогазы).

    Вопрос 4. Правила эксплуатации электроустановок, электроинструментов и переносимых светильников.

    Машина, снабженная электродвигателем, масса которого частично или полностью воспринимается руками рабочего называется ручной электрической машиной.

    Главное рабочее движение (движение рабочего органа) в ней осуществляется от электродвигателя, а вспомогательное движение (подача) и управление выполняет непосредственно рабочий.

    В зависимости от способа защиты оператора от поражения электрическим током ручные электромашины делятся на 3 класса: 1, 2 и 3- в порядке возрастания безопасности при пользовании ими.

    К работе с другими машинами допускают рабочих, прошедших производственное обучение и имеющих квалификационную группу по электробезопасности.

    Электромашины следует применять только по назначению. Нагрузка не должна превышать номинальную.

    Машины 2 класса могут быть использованы в помещениях с любыми условиями, кроме помещений со взрывоопасной и химической активной средой, разрушающие металлы и изоляцию.

    С электромашинами 2 класса можно работать без СИЗ.

    Внутри цистерны или бака разрешается работать электромашиной при условии, что в это время не работают другие машины и что она получает питание через разделяющий трансформатор, находящийся вне цистерны или бака.

    При каждой выдаче электромашину необходимо осматривать и проверять исправность включателя и работу на холостом ходу.

    Перед включением её в сеть следует убедиться в наличии на ней знака двойной изоляции. При отсутствии знака машина должна быть заземлена.

    Установку и смену рабочего инструмента, регулировку, а так же перенос с одного места на другое производят при обесточенном двигателе.

    Работать с электромашиной строго по инструкции. При перерывах следует отключать от сети.

    Не реже 1 раза в 6 месяцев, а также после каждой разборки электрическую машину освидетельствуют и делают соответствующую отметку.

    Запрещается работать электромашиной, не имеющей освидетельствования.

    В цехах и отделениях АТП, где используются электромашины, должны быть интенсивные соединения с заземляющим контуром.

    Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и сетками. В светильниках необходимо применять гибкие кабели и провода с медными жилами.

    Для питания переносных ламп в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных необходимо применять напряжение не выше 42 В. Для питания ручных светильников применяют напряжение 12 В.

    Во взрывоопасных помещениях должны применяться взрывобезопасные светильники.

    Переносные светильники и ручные электромашины нельзя подключать к автотрансформаторам.

    Запрещается эксплуатировать ручные электромашины при возникновении во время работы хотя бы одного или следующих неисправностей:

    - повреждение истенсельного разъёма, кабеля;

    - нечетная работа выключателя;

    - искрение щеток на коллекторе;

    - вытекание смазки из редуктора;

    - появление дыма или запаха характерного для горящей изоляции;

    - повышенный шум, стук, вибрация;

    - повреждение рабочего инструмента.

    Вопрос 5. Защита от статического электричества.

    Статическим электричеством называются электрические заряды, появляющиеся на поверхности диэлектриков и удерживающиеся на них в течение длительного времени.

    На АТП статические заряды образуются при работе станков и машин с ременной подачей, а так же при переливании бензина.

    Сравнительно большие потенциалы электрических зарядов могут быть причиной взрыва и пожара.

    Электризация автоцистерн при движении автомобиля происходит из-за скольжения резиновых шин по асфальтобетону, колебания самого бензина в цистерне.

    Основными средствами для борьбы со статическим электричеством являются:

    - увлажнение ремня струёй пара;

    - обработка ремней проводящими составами;

    - заземление кожухов, корпусов трансмиссий и валов машин;

    -заземление трубопроводов, цистерн и баков при переливании бензин, а также при движении автомобиля- бензовоза.

    Самостоятельная работа № 6 Требования к компрессорным установкам воздуховодам и отопительным котлам.

    Тема 3.8. Пожарная безопасность и пожарная профилактика.


    1. Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.

    2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания пожарной безопасности и пожарной профилактики.

    Вид урока: урок.

    Должны знать – пожарную безопасность и пожарную профилактику.

    Уметь – применять полученные знания в процессе трудовой деятельности.

    Вопрос 1. Причины возникновения пожаров на АТП.

    Основными причинами, способствующими возникновению пожаров, являются:

    - нарушение правил применения и эксплуатации приборов и оборудования с низкой противопожарной защитой;

    - использование при строительстве материалов не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

    - отсутствие на многих объектах эффективных средств борьбы с огнём.

    Основные причины возникновения пожаров на АТП:

    - Неправильное устройство термических печей и котельных топок;

    - неисправность отопительных приборов;

    - неисправность электрооборудования и освещения и неправильная их эксплуатация;

    - самовозгорание от неправильного хранения смазочных и обтирочных материалов;

    - наличие статического электричества;

    - неосторожность обращения с огнём.

    Вопрос 2. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права.

    Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий осуществляет Пожарный Надзор России (Госпожар надзор).

    - беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

    - не получения от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

    - выдавать руководителям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ порядке штрафы;

    - приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью до её устранения.

    - разрабатывает и утверждает правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений в проведении строительных работ;

    - даёт заключение о соответствии требований пожарной безопасности и проектным решениям на строительство;

    - налагает штрафы на должностных лиц и граждан за нарушение правил пожарной безопасности.

    - совершенствование работы по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности городов и других населённых пунктов и объектов народного хозяйства;

    - повышение эффективности борьбы с пожарами;

    - контроль за выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

    Вопрос 3. Строительные материалы и конструкции, характеристики их пожарной безопасности.

    Основными показателями опасности строительных материалов и изделий является их склонность к возгоранию (воспламенению), самовозгоранию и самовоспламенению.

    Строительные материалы по возгораемости подразделяются на 3 группы:

    Несгораемые считаются материалы, которые под действием огня или высоких температур не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (все естественные и искусственные неорганические материалы, а так же металлы, применяемые в строительстве).

    Трудносгораемыми являются материалы, которые могут воспламеняться, тлеть и обугливаться только при постоянном воздействии постороннего источника огня (линолеум, фибролитовые плиты, сомонный кирпич и т.д.)

    Сгораемые- это материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня (лесоматериалы, асфальты, битум, рубероид войлок и т.д).

    При выборе строительных материалов необходимо знать степень огнеопасности.

    Предел огнеопасности строительной конструкции определяется периодом времени (в часах) от начала испытания конструкции на огнеопасность до возникновения одного из следующих признаков:

    - образование в конструкции сквозных трещин или сквозных отверстий, через которые проникают продукты горения или пламя;

    - повышение температуры на необогреваемой поверхности конструкции в среднем более чем на 140 0 С или в любой точке этой поверхности более чем на 180 0 С по сравнению с температурой до начала испытания или более 220 0 С независимо от температуры конструкции до начало испытания;

    - потеря конструкцией несущей способности (обрушение).

    Здания и сооружения по огнеопасности подразделяются на 5 степеней (1-5) возгораемости.

    Вопрос 4. Организация пожарной охраны, задачи пожарной профилактики.

    На АТП пожарная охрана осуществляется добровольными пожарными дружинами (ДПД), которые организуются из числа рабочих и служащих на каждом участке.

    Начальник ДПД подчиняется руководителю объекта.

    ДПД организуется на добровольных началах из работников АТП старше 18 лет и утверждается приказом по предприятию.

    Типовой боевой расчёт состоит из 5 человек:

    2-работает со стволом;

    3 и 4 –работают с огнетушителем;

    5-вызывает пожарную команду.

    Табель боевого расчёта вывешивают на территории АТП.

    Членам ДПД бесплатно за счёт предприятия выдают комплект спецодежды.

    Администрация предприятия обязана застраховать каждого члена ДПД на случай смерти или увечья в результате ликвидации пожара.

    Лучших членов ДПД за активную работу поощряют, предоставляя дополнительный отпуск до 6 дней.

    На ДПД возлагается контроль за соблюдением на объекте противопожарного режима, проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих, надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения, вызов пожарных команд и принятие необходимых мер и тушению возникшего возгорания.

    Мероприятия по предупреждению пожаров:

    Мероприятия состоят из организационных, технических, ремонтных и эксплуатационных.

    - К организационным относятся – правильная эксплуатация автомобилей, металлорежущего оборудования, кузнечных, сварочных и других отделений и цехов.

    - Технические мероприятия включают в себя соблюдение норм при проектировании зданий, монтажа оборудования, при отоплении, вентиляции и освещении.

    - Эксплуатационные мероприятия заключаются в проведении профилактических осмотров, в плановых ремонтах оборудования и машин.

    Самостоятельная работа № 7 Средства пожаротушения, устройство и работа огнетушителей.

    Читайте также: