Уголовно исполнительное право кратко

Обновлено: 03.07.2024

Обеспечивая правопорядок в стране, органы государственной власти вынуждены применять по отношению к отдельным гражданам меры принудительного характера, в том числе и уголовные наказания.

После определения состава преступления, осуждения виновного лица и вынесения ему приговора необходимо установить порядок и условия отбывания гражданином назначенного ему судом наказания. Эту задачу выполняет самостоятельная отрасль российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее правовой системы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трех значениях:

  1. как научная дисциплина;
  2. как учебная дисциплина;
  3. как отрасль права.

Уголовно-исполнительное право как наука – это область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер принудительного характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях курс, построенный на систематизированном отражении данной сферы законодательства.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность норм и правил, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, иных мер принудительного характера, назначенных судом за совершение преступления.

Пенитенциарная система Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее нацелена на исправление лиц, отбывающих наказание, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными гражданами.

Готовые работы на аналогичную тему

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая задача. Часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет ее как процесс формирования у лиц, отбывающих наказание, уважительного отношения к людям, труду, нормам, правилам и традициям общества, а также стимулирование правомерного поведения осужденных.

В целом, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее решает следующие задачи:

  1. регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих уголовное наказание;
  4. помощь в социальной адаптации гражданам, освободившимся из мест заключения.

Уголовно-исполнительное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Уголовно-исполнительное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уголовно-исполнительное законодательство

Согласно статье 71 Конституции РФ, уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, является исключительной компетенцией высших органов власти нашей страны.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся:

  1. международно-правовые акты в сфере обращения с заключенными, к которым присоединилась Российская Федерация;
  2. Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу тема подробнее ;
  4. федеральные законы;
  5. указы Президента РФ;
  6. постановления Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ,
  7. нормативные акты профильных министерств и ведомств;
  8. нормативные акты субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации подробнее .

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ в 1996 году система данной отрасли законодательства принципиально изменилась. Кодекс стал основным нормативным актом, регламентирующим исполнение всех видов уголовных наказаний.

В новый УИК РФ законодатели включили в качестве основания освобождения от наказания амнистию и помилование. При издании актов амнистии в каждом конкретном случае принимается соответствующее постановление Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , предусматривающее процедуру ее применения. Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предполагает участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществление контроля за ними на основании и в порядке, предусмотренных законодательством.

Еще одним источником уголовно-исполнительного права являются указы Президента и нормативные акты Правительства России. В пределах своей компетенции данную сферу общественных правоотношений вправе регламентировать профильные ведомства и органы государственной власти субъектов Федерации.

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле понимается система нормативных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного характера.

Уголовно-исполнительное право в российской правовой системе

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано со многими отраслями российской правовой системы. В первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку они объединены общей задачей, направленной на борьбу с преступностью и охрану наиболее значимых общественных отношений.

Нормы вышеперечисленных отраслей права с различных позиций регулируют процесс определения лиц, виновных в преступлении, назначения им уголовного наказания и его отбывания.

Например, уголовное право устанавливает содержание наказания, как явления, и основные признаки преступления. Данная отрасль регулирует отношения, связанные с назначением и освобождением граждан от наказания. В свою очередь, уголовно-процессуальное право устанавливает порядок, в соответствии с которым выносится приговор суда.

Связь уголовно-исполнительного и административного права касается порядка деятельности исправительных учреждений, определения обязанностей и прав их персонала, а также порядка прохождения службы в органах исполнения наказания.

Нормы гражданского и семейного права учитываются при утверждении права осужденных владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, заключать различные сделки. Связь с трудовым правом следует рассматривать в аспекте привлечения заключенных к исправительным работам, обеспечения им надлежащих производственных условий и оплаты. Данная сфера деятельности полностью регулируется трудовым законодательством, за исключением положений, связанных с ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством.

Часто уголовно-исполнительное право пересекается с конституционным правом. Так, при отбывании тюремного заключения неизменными остаются следующие конституционные права осужденных:

Краткий курс по уголовно-исполнительному праву

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;

✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;

✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.

Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

✓ равенства осужденных перед законом;

✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

✓ соединения наказания с исправительным воздействием.

5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:

✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

✓ определение средств исправления осужденных;

✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;

✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит:

☝ других федеральных законов.

2. Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются:

✓ общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ);

✓ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

✓ применение средств исправления осужденных;

✓ порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

✓ порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

✓ порядок освобождения от наказания;

✓ порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются:

✓ на Конституции РФ;

✓ общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ;

✓ строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

4. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

5. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

3. Уголовно-исполнительная политика

Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.

Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Как самостоятельная отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет собственный предмет, метод и систему норм.

Содержание

Понятие уголовно-исполнительного права

В настоящее время УИП всеми авторами рассматривается как самостоятельная отрасль права, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и в связи с исполнением (отбыванием) уголовных наказаний [и иных мер Уголовно-правового характера – хотя это вопрос спорный, потому что в УИКе они не прописаны]. В определении предмета регулирования существует 3 подхода:

  1. Широкий подход: УИП = исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера (А.И.Зубков).
  2. Более узкий подход: УИП = исполнение У-наказаний и иных мер УП-хар-ра кроме принудительных мер воспитательного воздействия (С.И.Курганов).
  3. Узкий подход: УИП = исполнение У-наказаний (В.М.Анисемков, В.Б.Малинин).


Группы общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом:

  1. Собственно уголовно-исполнительные отношения - отношения по непосредственному исполнению и отбыванию наказания и иным мер уголовно-правового характера. *Исполнение наказания – деятельность соответствующих гос. органов, призванных обеспечить отбывание осуждёнными назначенного им по приговору суда наказания либо иных мер уголовно-правового воздействия. Отбывают же наказание осуждённые.
  2. Отношения, связанные с собственно уголовно-исполнительными:
  • предшествующие таковым (например, конвоирование осуждённого в колонию),
  • сопутствующие (контроль и надзор за учреждениями и органами, исполняющими наказания и др.)
  • вытекающие из уголовно-исполнительных – отношения по ресоциализации осуждённого, его направление из места лишения свободы к месту проживания).

История формирования уголовно-исполнительного права

УИП является правопреемником исправительно-трудового, пенитенциарного права, а ещё ранее – тюрьмоведения.

Методы уголовно-исполнительного права

  • По способу регулирования – императивный
  • По характеру взаимосвязи субъектов – метод власти и подчинения
  • По характеру воздействия на поведение людей – карательный
  • По способу воздействия: базовый метод – запрет, наряду с этим применяются дозволение, предписание, поощрение.

Цели и задачи уголовно-исполнительного права

Цели уголовно-исполнительного права:

  • Исправление осуждённых
  • Предупреждение совершения новых преступлений

Задачи уголовно-исполнительного права:

  • Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний
  • Определение средств исправления осуждённых
  • Охрана прав, свобод и законных интересов осуждённых
  • Оказание осуждённым помощи в социальной адаптации

Принципы уголовно-исполнительного права в РФ

Принципы уголовно-исполнительного права — это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

В Российском законодательстве принципы уголовно-исполнительного права закреплены в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

К принципам уголовно-исполнительного права относятся:

  • Принцип законности
  • Принцип гуманизма
  • Принцип демократизма
  • Принцип равенства осужденных перед законом
  • Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания
  • Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения
  • Принцип соединения наказания с исправительным воздействием

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Уголовно-исполнительное право" в других словарях:

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. Под У. и.п. понимаются тж. соответствующая наука и учебная дисциплина. Уголовно исполнительное… … Юридическая энциклопедия

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в РФ самостоятельная отрасль права, совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. Основной источник Уголовно исполнительный кодекс РФ 1997 г. Под У. и.п. понимается также соответствующая наука и… … Юридический словарь

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. Под У и.п. понимаются т.ж. соответствующая наука и учебный курс. Уголовно исполнительное… … Энциклопедический словарь экономики и права

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права, трансфомированная в 90 е гг. из исправительно трудового права, предметом регулирования которого традиционно являлись порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с применением к… … Энциклопедия юриста

уголовно-исполнительное право — в РФ самостоятельная отрасль права, совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. Основной источник Уголовно исполнительный кодекс РФ 1997 г. Под У. и.п. понимается также соответствующая наука и… … Большой юридический словарь

Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно правового характера, а также применения к осужденным… … Теория государства и права в схемах и определениях

Уголовно-процессуальное право — отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Уголовный процесс это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа… … Википедия

Уголовно-исполнительное законодательство — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

ПРАВО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ — УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО … Юридическая энциклопедия

ПРАВО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ — (см. УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО) … Энциклопедический словарь экономики и права


Понятие уголовно-исполнительного права с различных позиций

Уголовно-исполнительное право (УИП) рассматривается с разных позиций:

  • как учебный курс;
  • как отрасль науки;
  • как отрасль права.

Рассмотрим подробно каждую из них.

УИП как учебный курс - это учебная дисциплина, преподаваемая в высших юридических учебных заведениях. Ее отличительная черта - это собственные методы и предмет изучения.

УИП как отрасль науки - это теория, идеи и взгляды, касающиеся принципов создания и дальнейшего развития уголовно-исполнительной деятельности государства в целом, законов и их использования на практике. Наука изучает правовое регулирование, порядок выполнения и отбытия уголовных наказаний, а также прочих уголовно-правовых мер, исследует опыт международного права, его практическое применение и уголовно-исполнительное законодательство других стран.

УИП как отрасль права - это множество юридических норм, согласно которым регламентируются общественные отношения, имеющие место при выполнении и отбывании уголовных наказаний (уголовно-правовые нормы), выполнении и отбывании уголовно-процессуальных мер пресечения. То есть эти нормы применяются для влияния на осуждаемого для его исправления.

Предмет уголовно-исполнительного права так же, как и понятие, рассматривают с трех вышеобозначенных ракурсов.

Предметом УИП как отрасли права служат общественные отношения, которые регулируются этой отраслью. В соответствии со статьей 2 УИК РФ к предмету УИП, помимо общепринятых принципов и положений по выполнению наказаний, относятся:

  • регламентирование применения уголовно-правовых мер, предусматриваемых УК РФ;
  • принципы функционирования органов и учреждений, исполняющих наказание;
  • принципы выполнения и отбытия наказаний, а также применения исправительных мер;
  • принципы участия различных органов, учреждений и лиц при осуществлении исправительных мер для осужденных;
  • принципы освобождения осужденных и оказания им помощи.

Часть авторов к уголовно-правовым мерам в уголовно-исполнительном праве относят принципы уголовного осуждения, отсрочку наказания беременным женщинам и женщинам с малолетними детьми, принудительные меры воспитания для несовершеннолетних, медицинские меры.

Согласно статьям 90-92, 97-100 Уголовного кодекса принципы уголовного осуждения, условно-досрочного освобождения, замены наказания, принудительные меры воспитания для несовершеннолетних лиц, медицинские принудительные меры считаются уголовно-правовыми мерами.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации не предусмотрен порядок использования принудительных мер воспитания для несовершеннолетних лиц. В теории права говорится о том, что в этом нет необходимости, так как данные нормы регламентируются нормами УК РФ. Но в то же время напрашивается ряд вопросов:

  • о принципах исполнения таких принудительных мер воспитания;
  • о государственном органе, который должен исполнить этих меры;
  • о полномочиях исполняющего органа.

Что касается выполнения и отбытия принудительных медицинских мер, условного наказания, отсрочки наказаний для беременных женщин и женщин с малолетними детьми, условно-досрочного освобождения, замены наказаний, амнистии и помилования, все они регламентируются статьями 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Различия во взглядах на предмет уголовно-исполнительного права

Большинство исследователей утверждают, что отношения, касающиеся контроля освобожденных, нужно регламентировать не УИП, а каким-то другим правовым направлением. Например, административным правом.

Другая часть авторов утверждает, что, учитывая нынешнюю систему права, отношения, касающиеся контроля досрочно освобожденных лиц, необходимо осуществлять уголовно-исполнительным правом. Но это не исключает возможности создать новую отрасль права, которая занималась бы профилактикой преступлений.

Известный профессор В.А. Уткин утверждал, что общественные отношения, которые проявляются при ресоциализации освобожденных лиц, не являются сферой регулирования УИП. Они должны регулироваться социальным законодательством РФ.

Материальные отношения, которые имеют место при ресоциализации освобожденных, а также контроль над лицами, отбывающими наказания, логичнее всего рассматривать с точки зрения криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В литературе по праву говорится о том, что предметом регламентирования УИП должны быть все отношения, что имеют место в процессе и по поводу отбытия и выполнения уголовных наказаний. Но не все авторы с этим согласны. А.А. Рябининым было логически подмечено, что регулирование этих отношений появляется как раз в процессе выполнения наказаний, а не по их поводу. Такое утверждение обусловлено тем, что все действия по управлению выполнением наказаний относятся к административно-правовой деятельности, регулирующейся административным правом.

Принцип функционирования органов и учреждений, что исполняют наказание, нельзя трактовать расширенно, так как к нему не относятся отношения, регламентируемые административным, трудовым и прочими отраслями права.

В.Б. Малинин писал, что уголовно-исполнительное право - это самостоятельная отрасль права, что представляет систему правовых норм, устанавливаемых органами власти. Задачей данных норм есть регламентирование общественных отношений, что имеют место во время выполнении уголовных наказаний.

Предметом регламентирования УИП, наряду с вышеперечисленными, также есть отношения, связанные с выполнением определенных материальных норм уголовного права, зависящих от приговора или постановления суда. Данные отношения считаются процедурными.

Теоретически профилактика или предупреждение правовых нарушений рассматривается как система государственных и общественных мероприятий, сконцентрированных на обнаружении, исключении, послаблении, нейтрализации и компенсации условий и причин правонарушений.

На основании этого не карательные предупредительные действия есть системой мероприятий, что направлены на обнаружение, исключение, нейтрализацию, минимизацию и компенсацию условий и причин:

  • нарушения условий и порядка выполнения и отбытия наказаний, а также уголовно-правовых мер, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания, испытывания ресоциального или исправительного воздействия;
  • преступления субъектами выполнения и отбытия наказаний, а также уголовно-правовых мер, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания, испытывания ресоциального или исправительного воздействия.

Не карательные предупредительные воздействия являют собой междисциплинарный институт, который исследуется криминопенологией, акцентирующей внимание, в основном, на материальной стороне предупредительных воздействий. Процедурный аспект этого воздействия должен регламентироваться и исследоваться УИП. Нормы уголовно-исполнительных законов регулируют предупредительное воздействие при выполнении, отбытии некоторых наказаний, а также уголовно-правовые меры. Стоит отметить, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года для налаживания режима безопасности применяет перечень индивидуальных профилактических мер субъектами уголовно-исполнительной системы. Результат показывает, что эти меры способствуют предупреждению правонарушений и преступлений.

Предметом УИП также считаются отношения, сконцентрированные на производстве определенных уголовно-процессуальных норм. К ним относятся отношения, что имеют место при выполнении и отбытии уголовно-процессуальных мер пресечения.

Раньше некоторые авторы склонялись к мнению, что есть необходимость правового регулирования порядка нахождения под стражей при помощи норм УИП. О.Н. Миндадзе утверждал, что при переходе исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное, в него можно было бы на полном основании включить Положения о предварительном заключении под стражу.

Статьей 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации описываются такие меры пресечения:

Процесс выполнения и отбытия определенных уголовно-процессуальных мер пресечения подобен выполнению и отбытию некоторых уголовных наказаний, а также прочих уголовно-правовых мер. В такой процедуре одним и тем же лицом может одновременно осуществляться выполнение уголовного наказания, прочих уголовно-правовых мер и уголовно-процессуальных мер пресечения. Таким сочетанием, к примеру, является выполнение наказания по ограничению свободы совместно с домашним арестом.

В подпункте 11 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний говорится о том, что ее основной функцией есть контроль пребывания подозреваемых или обвиняемых лиц в местах выполнения мер пресечения в виде домашнего ареста, а также соблюдения ограничений или запретов, наложенных судом. Положением определяется, что данная служба должна обеспечить, согласно закона, четкое выполнение судебных приговоров, определений и постановлений, касающихся лиц, которых содержат под стражей или домашним арестом.

Таким образом, главные функции инспекций, описанные в пункте 4 раздела I Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, дополнились такой функцией: контроль пребывания подозреваемых или обвиняемых лиц в местах исполнения мер пресечения под домашним арестом, и контроль соблюдения этими лицами судебных запретов или ограничений.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предмет УИП как отрасли права включает:

  • отношения, характерные при выполнении и отбытии уголовных наказаний;
  • отношения, характерные при выполнении и отбытии иных уголовно-правовых мер;
  • предупредительное, исполнительное, социальное влияние;
  • отношения, характерные при выполнении и отбытии уголовно-процессуальных мер пресечения.

Предметом УИП как науки есть познаваемая и исследуемая ею информация в области выполнения и отбытия уголовных наказаний, иных уголовно-правовых мер и уголовно-процессуальных мер пресечения. Предметом УИП как науки также считается политика государства в области выполнения уголовных наказаний, суть и состав законов, законодательная система и ее источники, правоотношения, фактическое выполнение и отбытие и прочие меры, включая международные акты, что касаются отношения к осужденным, уголовно-исполнительное право иностранных государств и прочее.

Как предмет науки УИП рассматриваются знания в области пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права, в которые внесли свой неоценимый вклад ученые конца XIX – начала XXI веков: Жижиленко А.А., Фойницкий И.Я., Таганцев Н.С., Познышев С.В., Исаев М.М., Ширвиндт Е.Г., Сергиевский Н.Д., Мокринский С.П., Гернет М.Н., Утевский Б.С., Наташев А.Е., Сперанский И.А., Шмаров И.В., Астемиров З.А., Журавлев М.П., Крахмальник Л.Г., Ременсон А.Л., Стручков Н.А., Шамис А.В., Артамонов В.П., Багрий-Шахматов Л.В., Беляев Н.А., Зубков А.И., Ткачевский Ю.М., Старков О.В., Филимонов О.В., Кузьмин С.И., Бриллиантов А.В., Селиверстов В.И., Уткин В.А., Анисимков В.М., Детков М.Г., Пономарев П.Г., Толкаченко А.А.

Предмет науки УИП охватывает более широкую область, нежели предмет отрасли УИП.

Предметом дисциплины УИП есть соответствующая ему сфера науки. Предметы УИП как науки и учебного курса очень похожи, но предмет науки все же охватывает большую область знаний. Данная разница в объемах обусловлена рассмотрением дисциплиной конкретных тем и ограничением по времени. Причем объем дисциплины может также разниться в зависимости от учебного заведения, в котором он преподается.

Методы уголовно-исполнительного права

Методы правового регулирования теоретически есть системой правовых средств и способов влияния на общественные отношения.

Методы УИП, как и его предмет, нужно рассматривать с трех вышеперечисленных позиций, а именно с точки зрения науки, отрасли и учебного курса.

Методы УИП, как отрасли права, определяют самыми различными способами. В.А. Уткин и В.С. Епанешников четко подметили, что разработка методов правового регулирования УИП до сих остается проблемой, потому как они четко еще не разработаны. В учебной литературе совсем немного данных по этой теме.

О.В. Филимонов считал, что правовое регулирование отношений в сфере выполнения наказаний производится такими методами:

  • императивным (при помощи властного приказа);
  • диспозитивным;
  • поощрительным.

Такой подход нашел поддержку среди многих авторов. В.Б. Малинин несколько преобразовал и расширил перечень этих методов, и предложил такой список:

  • императивный (по способу правового регулирования);
  • запрещающий (по способу человеческого поведения);
  • карательный (по характеру влияния);
  • санкционный (по способу действия);
  • властный и подчиняющий (по характеру связей участников правовых отношений).

Для правового регулирования отношений в сфере выполнения уголовных наказаний, в большинстве случаев, пользуются следующими методами:

  • императивным (методом власти);
  • диспозитивным;
  • поощрительным;
  • методом взыскания (наказания).

К императивному методу относится реализация приказывающих документов, таких как приказ, распоряжение и прочих, которые содержат требования, обеспечивающие возможность использования правового принуждения.

Диспозитивный метод состоит в том, что осужденным в определенных законных рамках разрешается совершать определенные действия на свой выбор. Этот метод дает возможность удовлетворить законные интересы осужденных лиц, при этом формируется благоприятная правовая обстановка.

Суть поощрительного метода состоит в том, что формируются максимально благоприятные условия для развития положительных качеств личности и исправления негативных. К примеру, уголовно-исполнительное право предусматривает множество различных способов воплощения поощрительного метода, стимулирование социально-одобряемого поведения личности, отбывающей наказание. К ним, например, относятся различные благодарности, льготы, отмена определенных запретов или ограничений, предоставление лучших условий пребывания и прочие.

Метод наказания состоит в формировании максимально неблагоприятных условий для осужденных, которые нарушают порядок или условия отбытия наказания, уголовно-правовыми мерами или исправительным испытыванием, что применяется для усовершенствования позитивных человеческих качеств. Формы взысканий могут быть различными, они нормируются рядом статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ, к примеру, статьями 29, 46, 58, 71, 115 и прочими.

В науке методы УИП делятся по двум признакам:

  • по способу изучения (познавательный и исследовательский);
  • по принадлежности.

По способу исследования и познания методы УИП также делятся на:

  • познавательные (исторический, философский и прочие);
  • исследовательские (эксперимент, наблюдение и прочие).

По принадлежности выделяют следующие методы:

  • законы философии;
  • общие научные методы (логика, анализ, статистика и прочие);
  • частные научные методы;
  • специальные методы.

Часть исследователей предлагают другую классификацию методов УИП. К примеру, Артамонов В.П. предлагал такие:

  • всеобщие;
  • частные;
  • специальные.

По данной классификации всеобщие методы представлены историческим материализмом. База методологии УИП основана на теории государства и права, посредством которой сформированы категории, положения и основные термины, являющиеся базой для всех научных отраслей.

К частным методам относятся анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, статистика, социология и прочие частные методы.

В УИП нет собственных методов, потому В.П. Артамонов использовал методы с особой актуальностью. Например, анкетирование, наблюдение, эксперимент и прочие.

Учебный курс как методы УИП применяет познание, исследование и обучение.

В 1989 году Н.А. Беляев говорил, что как методы обучения курсу исправительно-трудового права служат: изложение лекционного материала, практические работы, курсовые, дипломы, самообразование. Эти же методы применяют и сегодня.

Самостоятельность правовой отрасли в теории права определяется наличием собственной системы правовых норм, созданных для регламентирования определенных общественных отношений. УИП обладает такой самостоятельностью, так как в его правовую систему включены Уголовно-исполнительный кодекс РФ, другие Федеральные Законы и нормативные правовые акты.

Читайте также: