Экспрессионизм в архитектуре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вместо фантазии поставьте реальность, сознание, рассудок. нереальное чувство, воображение. Никакой сухой практичности, никакой боязни пространства. Фантазию, в которой присутствуют пространство, свет и цвет.

Эрик Мендельсон

Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее).

Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х годов становится Германия, а её ведущими мастерами - Эрик Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг (1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958)

Наиболее ярким в этот период было творчество Эрика Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х годов большинство своих крупных произведений.

В 1920-е - начале 1930-х годов Эрик Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. В этих сугубо коммерческих объектах, где объёмно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции, заявленных им в 1919-1920-м годах эскизными проектами разнообразных сооружений.

Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.

Два концентрических подковообразных объёма (зрительного зала и опоясывающего его фойе) поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний - большего диаметра - имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний - глухой. Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней - плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.

Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий (шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде) динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.

К середине 1930-х годов экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х годах проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утсон) поколений. С 1950-х годов направление получает наименование неоэкспрессионизма.

Экспрессионизмом называют архитектурный стиль, появившийся еще в начале прошлого века; его истоки лежат в стиле "модерн", который зародился между двадцатым и девятнадцатым столетиями. Первоначально экспрессионизм появился в двадцатых годах в северо-западной Европе (Австрия, Германия, Дания). В архитектуре экспрессионизм как стиль тесно связан с выражением внутренних идеи и чувств. Здания, построенные в этом стиле, — символы невысказанного.

Здания, созданные в этом стиле, выделяются своей образностью и выразительными формами. Архитекторы, работающие в этом стиле, часто используют сглаженные или, наоборот, чересчур заостренные формы.

Примеры экспрессионистской архитектуры

Многие выдающиеся архитекторы того времени, в том числе Вальтер Гропиус и Бруно Таут, проектировали экспрессионистские здания. К сожалению, многие сооружения никогда не строились и существуют только на бумаге. Из тех, что были построены, некоторые были временными, а другие не сохранились до настоящего времени, но вы все еще можете найти несколько ярких примеров экспрессионистской архитектуры, особенно в Европе, где экспрессионизм зарождался.

Башня Эйнштейна в Потсдаме, Германия, 1921

Башня Эйнштейна Башня Эйнштейна, спроектированная архитектором Эрихом Мендельсоном, была построена между 1919 и 1921 годами. Расположенный в Потсдаме, Германия, в научном парке, она окружена травянистой лужайкой и деревьями.

Здание солнечной обсерватории построено из кирпича, покрытого цементом. Изогнутые края и волнистые формы придают её образ вырастающего из земли ростка. Она кажется больше похожей на живое органическое творение, чем на застывшую башню из стекла и бетона. И это не случайно, потому что она была сделана, чтобы отразить теорию относительности Эйнштейна, которая изменила то, как люди думали о времени и пространстве. Башня Эйнштейна выглядит поразительно современно для здания, которому почти сто лет.

Чилихаус в Гамбурге, Германия, 1924

Вот еще одна совершенно противоположная по образу экспрессионистская структура. Читлихаус - это офисное здание и знаковое сооружение в Гамбурге, Германия. Спроектированное архитектором Фрицем Хегером, оно было построено между 1922 и 1924 годами из железобетона и кирпича. Возвышающееся сооружение яростно устремляется ввысь и кажется похожим на вытянутый нос высокого корабля.

Сравнение этих двух структур показывает сходство методов и различие получившихся в итоге образов. Каждое здание уникально. Башня Эйнштейна совсем не похожа на Чилихаус, но оба они- экспрессионистские сооружения. Нестандартные формы и острый образ помогают уйти от наскучивших зданий-коробок: плавно изогнутый и заостряющийся карниз, подчеркнутый парапетом, повторяет и усиливает контур здания.

Влиятельный архитектурный критик и историк Зигфрид Гидион в своей книге "Пространство, время и архитектура" (1941) отверг экспрессионистскую архитектуру как побочное явление в развитии функционализма. Но тем не менее в середине двадцатого века, в 50-х и 60-х годах, многие архитекторы начали проектировать в манере, напоминающей экспрессионистскую архитектуру.

Нотр-Дам дю О, Роншан, Франция, 1953

Эта капелла, произведение архитектора Ле Корбюзье сделано в основном из бетона и сравнительно невелико, окружено толстыми стенами, и выразительно своей перевернутой крышей, опирающейся на колонны, и похожей на парус, вздымающийся в ветреных потоках на вершине холма. В интерьере асимметричный свет из проемов в стенах служит для дальнейшего усиления сакральной природы пространства и усиления взаимосвязи здания с его окружением. Освещение в интерьере мягкое и косвенное, из окон прихожих и отражается от побеленных стен часовен с выступающими башнями.

Замыслы Ле Корбюзье изменили экспрессионизм и придали ему новое дыхание.

В 1953 году немецкий эмигрант Матиас Геритц опубликовал манифест" Arquitectura Emocional "(эмоциональная архитектура), в котором он заявил, что " главная функция архитектуры-эмоции. Современный мексиканский архитектор Луис Барраган принял эти идеи, которые повлияли на его работу. Он участвовал в проекте Torres de Satélite (1957-58), руководствуясь принципами Герица Arquitectura Emocional. Еще одним современным архитектором середины века, вызывающим экспрессионизм, был Ээро Сааринен. Подобная эстетика может быть найдена в более поздних зданиях, таких как терминал TWA 1962 года Ээро Сааринена в Международном аэропорту Кеннеди.

Течение экспрессионистов пережило расцвет в Германии и Нидерландах 1920-х гг. Оно привнесло в современную архитектуру эффектные новые формы — изогнутые стены, граненые купола — и подкинуло архитекторам и их заказчикам новые идеи, как использовать новые материалы, в особенности железобетон. Экспрессионизм проявлялся и позднее — во впечатляющих зданиях 1950–1960-х.

Новые очертания и формы

Здание Баухауза

Театр Гроссе Шаушпильхаус

Ханс Пёльциг

imgv">

Зал театра имел потрясающий лепной потолок, декорированный рядами подвесок, напоминавших сталактиты. Этот эффект усиливали тысячи цветных лампочек.

Другие виды сооружений

Кривые линии и световые блики смотрелись уместно в театральных интерьерах, то есть в пространстве, где обильный декор и фантазия всегда были к месту. Однако экспрессионисты проектировали и более будничные постройки, яркие примеры — здание биржи, построенное по чертежам Ханса Бернхарда Шаруна, и проекты Эриха Мендельсона для фабрик, киностудий и других зданий. Все они демонстрируют возможности создания извилистых природных линий, предлагаемые сталью и бетоном.

Здание Биржи

Эрих Мендельсон

Башня Эйнштейна

Здания-кристаллы

Бруно Таут

Дальнейшая жизнь идеи

Кроме того, множество зданий, возведенных за десятилетия после Второй мировой войны, также воплощали конструкционные и изобразительные свойства бетона и других материалов — экспрессионисты бы их признали. Маленькая, скульптурная паломническая часовня Ле Корбюзье в Роншане, Франция, и знаменитое здание оперного театра в Сиднее по проекту Йорна Утзона — примеры построек, воплощающих идеи экспрессионизма через много лет после золотой поры этого стиля в Германии.

Чешский кубизм

Один из предвестников экспрессионизма — чешский кубизм. В начале XX в. многие чешские художники путешествовали по Европе — бывали в Париже, Мюнхене и других городах — в поисках вдохновения. Когда кубистскую живопись выставили в 1908 г. в Париже, она вдохновила не только пражских художников, но и тамошних архитекторов. Они увидели, что ломаные или призматические плоскости Пикассо и Брака можно приспособить к архитектуре — создавать похожие призматические фасады зданий. Например, архитекторы Ян Котера и Павел Янак проектировали здания с уймой острых углов, а иногда и несимметричные по форме, таким образом радикально отступив и от классицизма, и от вычурности ар-нуво, модного тогда в Праге.

Чешский кубизм

Павел Янак

Гауди

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Начало прошлого столетия знаменуется большими переменами в искусстве большинства европейских стран. Хотя отмечающиеся явления отличаются друг от друга, в них легко можно разглядеть общее направление отказ от реализма, характерного для прошлого.

Намечались и серьезные перемены в обществе – капитализм входил в свою заключительную стадию. Ее антинародная сущность нашла свое отражение и в искусстве. Происходило отчуждение деятелей искусства от народа. Такой процесс сказался на качестве искусства – существенно его снизил. В таких условиях рождался экспрессионизм, который позднее был назван самым сложным и противоречивым направлением в современном искусстве, сплетая воедино тенденции реакционные и прогрессивные.

Кирхнер, Эрнст Людвиг

Кирхнер, Эрнст Людвиг

Кирхнер Эрнст Людвиг. Автопортрет с натурщицей

Кирхнер Эрнст Людвиг. Автопортрет с натурщицей

Как уже было отмечено, своей специфичностью архитектура двадцатого века обязана сложным историческим процессам. Однако главную роль в ее формировании сыграли все-таки функциональные, композиционные и технические открытия конца девятнадцатого века. Важно отметить также создание новых стройматериалов с совершенно новыми технологическими свойствами, что позволило архитекторам облачать в проекты свои самые смелые задумки, сформированные исходя из возможности и особенностей процесса освоения новых материалов, создания необычных форм.

Ярчайшими представителями этого художественного направления считаются мастера как: Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Х. Хэринг.

бабашня-обсерватория Эйнштейна

Эрих Мендельсон, башня-обсерватория Эйнштейна

Строением, отражающим суть экспрессионизма, как архитектурного направления, является Башня-обсерватория Эйнштейна. Формы здания, выполненные из железобетона — монолитны, поэтому обсерватория напоминает скульптуру. Архитектурные формы башни явно преобладают над решением её внутренних пространств.

Goetheanum

Рудольф Штайнер, Гётенеум

Использование новых для того времени конструктивных решений – каркасов, ленточных окон и плоских крыш становится возможным в сочетании с отрицанием аскетизма их композиции. Например, в работах Мендельсона ясно просматривается противопоставление ортогональности и криволинейности форм, ассиметрия. Он делает объемными угловые участки и торцы, частью композиции становятся объемные башни (в которых располагаются лестницы).

Schaubuehne_am_Lehniner_Platz_2009_IMGP1721

Динамичность конструкциям фабрики по изготовлению шляп в Люкенвальде и цеха фабрики в Ленинграде придают башни-врезки в их основные протяженные формы.

Экспрессионизм как архитектурный стиль существовал в Европе недолго. Перешагнув двадцатые, архитекторы начали расставлять акценты иным образом. Их больше привлекала рационализация пространства, нежели декоративные элементы. Стиль получил второе дыхание в послевоенное время.

Политические и экономические проблемы начала ХХ века после событий Первой Мировой войны создают условия для проявления экспрессионизма в архитектуре.

Данный период знаменуется большими переменами в искусстве большинства европейских стран. Хотя отмечающиеся явления отличаются друг от друга, в них легко можно разглядеть общее направление отказ от реализма, характерного для прошлого.

Намечались и серьезные перемены в обществе – капитализм входил в свою заключительную стадию. Ее антинародная сущность нашла свое отражение и в искусстве. Происходило отчуждение деятелей искусства от народа. Такой процесс сказался на качестве искусства – существенно его снизил. В таких условиях рождался экспрессионизм, который позднее был назван самым сложным и противоречивым направлением в современном искусстве, сплетая воедино тенденции реакционные и прогрессивные.

Архитектура экспрессионизмабыла попыткой перенести выразительность пло­скостных искусств на трехмерные произведения архитектуры, создать новые парадигмы в искусстве и архитектуре. Привнести новую эстетику в методы формообразования, отказавшись от традиционной архитектуры тогдашних времен.

Черты экспрессионизма: контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичная асимметрия в купе с объёмом и формой, которая может проявляться не только в общем виде, но и акцентируя внимание на угловой участок или торец здания.

Башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры, преувеличенно выступающие профили, пластическая динамичность объемов, эмоциональная выразительность композиции, заострённость, деформация привычных архитектурных форм, искаженная форма, фрагментированная линия, органические формы, большое количество скульптурных форм, использование кирпича и бетона, отсутствие симметрии.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг.

Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществлено к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Эйнштейна".

Оно запроектировано как здание-скульптура с пластичными монолит. ж/б формами, почти исключающее,ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.

Изучение конструктивных особенностей материалов нашло отражение в проектах универмагов, построенных Эрихом Мендельсоном в Бреслау, Штутгарте, Хемнице и Берлине (1927-31 гг.).

Объёмно-планировочная структура его объектов определена функционально-технологическими требованиями. Использует современные конструкции каркаса, ленточные окна, плоские крыши, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы чаще с вписанной в них лестницей, применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.

Экспрессионизм как архитектурный стиль существовал в Европе недолго. Перешагнув двадцатые, архитекторы начали расставлять акценты иным образом. Их больше привлекала рационализация пространства, нежели декоративные элементы.

В итоге экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявиться вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов как Ле Корбюзье, Г. Шарун,Э. Сааринен, О. Нимейер, Утзон.

С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.

Наиболее яркие примеры архитектурного экспрессионизма (э) в 1920 – 1930 гг.

Крупнейшие представители — Эрих Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг.


Наиболее ярким в этот период было творчество Эриха Мендельсона.

Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолит. ж/б формами, почти исключающее. ортогональные сопряжения.

Ее объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств. Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры.

Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций.



Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром "Универсум", построенном Мендельсоном в Берлине в 1926 - 1928 гг.

План имеет форму несколько удлиненной подковы, обеспечивающую хорошую видимость. Вместе с тем это распластанное полукруглое здание с резко противопоставленной его мягким очертаниям вертикалью прямоугольной рекламной башни хорошо организует угол парадной столичной магистрали. Два концентрических подковообразных объёма /зрительного зала и опоясывающего его фойе/ поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний - большего диаметра имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний- глухой.

Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней - плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.

Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде динамизм которым , придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.


Ленты окон служат для подчеркивания простой геометричности формы, прямоугольного объема; они воздействуют как элемент игры контрастов, которому Мендельсон подчиняет объемно-пространственное решение всего сооружения.




2.Шляпная фабрика в Люкенвальде

Среди других выдающихся обьектов , относящихся к экспрессионизму можно выделить:


Читайте также: