Культура ранней римской империи кратко

Обновлено: 05.07.2024

В то время, когда Древняя Греция входила в пору своего расцвета, на Аппенинском полуострове стремительно развивалось государство, которому вскоре будет суждено стать лидером всего Древнего мира. Этим государством был Древний Рим .

История возникновения древнеримского государства теряется в глубоком прошлом. В древности на этих землях жили племена этру́сков , культура которых во многом питалась заимствованиями от Эллинов, но в большой степени была самостоятельной и самобытной.

Сегодня мы немногое знаем о ней. Известно, что у этрусков была письменность, но расшифровать её пока не удалось.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

О религии можно сказать только то, что этруски были политеистами, и большую роль в их культуре играл заупокойный культ. В связи с этим бо́́льшая часть дошедших до нас произведений искусства этого народа имеют погребальное значение. Это - гробницы (туму́́лосы), надгробные скульптурные портреты и предметы декоративно-прикладного искусства ритуального назначения.

Несмотря на то, что этот народ исчез практически бесследно, многие достижения этрусков, такие как культ предков, сводчато-арочные конструкции и скульптурный портрет, были восприняты Древними Римлянами и составили основу их искусства.

С этого времени римляне с усердием копируют греческие скульптуры, учатся строить храмы, где используется ордерная система, созданная греками, развивают ораторское искусство, зародившееся в среде эллинских философов, осваивают театральные жанры и стихотворные размеры.

В среде римской знати считается дурным тоном не говорить и не читать на древнегреческом языке. Для обучения детей богатые римляне нанимают греческих учителей и воспитателей. Однако, несмотря на всё это, римская культура не стала эллинской, в силу того что сами римляне, их мышление, духовный мир и образ жизни были иными. Рим был страной воинов, в менталитете которых мысли о красоте и гармонии не могли занимать такого же места, как в умах древних греков.


Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме написаны научные работы, в которых анализируются его достижениях.


Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

которые читают вместе с этой





Похищение сабинянок

Рис. 1. Похищение сабинянок. Пьетро да Кортона

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме древнегреческим ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии. А римский доктор Гален вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме носило утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и рационально организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Некоторые считают, что ученик превзошел учителя.

Строительство римской дороги

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы – яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Колизей

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью на века, она заложила фундамент всей будущей европейской культуры, оставила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывает восхищение у потомков.

Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа: господствовать над всеми народами, принося им счастье и мир. Эта идеология во многом предопределила дальнейшее развитие духовной жизни общества.

Покровительствовавшая разрушителям Трои — грекам и преследовавшая Энея в его странствиях богиня Юнона по заступничеству Юпитера соглашается на примирение: Что ж, я теперь отступлю, ненавистные битвы покину. Пусть примирятся враги, пусть на счастье празднуют свадьбу, Но, с пришлецами союз на любых заключая условьях, Древнего имени пусть не меняет племя латинян; Тевкрами ты не вели иль троянцами им называться, Речь ли родную менять, в чужеземное платье рядиться. Лаций да будет всегда, и веками пусть царствует Альба, Римский да будет народ италийскою доблестью мощен, Трои нет. Так дозволь, чтобы с ней даже имя исчезло(Перевод С. Ошерова.).

Согласно философским взглядам Вергилия, весь мир проникнут и питаем единым духом или разумом, движущим массу космоса и оживляющим тела, в которые нисходит. Так вызываются к жизни и люди, и животные, и птицы, и рыбы. В них во всех присутствует животворный, идущий с неба огонь, но под воздействием тела он ослабевает, что порождает страх, желания, горе, радость в земных существах. В телесной тюрьме их души слепы, не видят своей небесной родины и, даже выйдя из тела, не сразу освобождаются от зла и пороков, вызванных соединением с ним. Лишь после долгого очищения они могут войти в поля блаженных, откуда затем, испив из источника забвения — Леты, будут посланы в новые тела. Жестоким мучениям подвергаются в загробной жизни души тех, кто ненавидел отцов и братьев, кто обманул доверившихся им клиентов; скупцов, ни с кем не делившихся своим богатством; мятежников, поднимавших нечестивые гражданские войны, и особенно тех, кто изменил родине, за плату предал ее тиранам. Напротив, в полях блаженных пребывают души воинов, погибших в битве за отечество, жрецов, поэтов и всех тех, кто своими искусствами и науками облагодетельствовал людей и способствовал их цивилизации.

О любви писал и Гораций, но творчество этого поэта было глубже и разностороннее, чем его собратьев, сочетая разнообразие ритмов, совершенство формы и языка с философскими раздумьями и меткими наблюдениями. Возможно, тому отчасти способствовал его сложный жизненный путь. Сын небогатого отпущенника, изо всех сил старавшегося дать сыну хорошее образование, участник гражданской войны на стороне убийц Цезаря — Брута и Кассия, лишенный в наказание отцовского имения, Гораций после многих бедствий по ходатайству Вергилия был принят Меценатом в его кружок. Он получил небольшую виллу и пользовался дружбой и покровительством Мецената, но, видимо, иногда страдал от зависимого положения и от косых взглядов некоторых светских снобов, презиравших его за низкое происхождение.

Несмотря на все восхищение Римом и Августом и уверенность, что нет ничего выше служения родине и смерти за нее, у Горация постоянно проскальзывает мысль, что спокойнее всего не думать о государственных делах: жизнь слишком коротка, чтобы отвлекаться от ее маленьких радостей ради больших забот.

Сын бывшего раба, Гораций не был чужд презрения к грубым вкусам простонародья. Он, по собственному признанию, писал лишь для тех, кто мог его оценить, и не хотел пробовать свои силы в комедии для невежественных зрителей, способных потребовать, чтобы в действие были введены дрессированные медведи или гладиаторы.

Приобщив вечный Рим к греческому искусству высокой лирической поэзии, Гораций считал, что завоевал себе право на бессмертие в памяти людей: Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся, Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет, время бегущее. Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию Жрец верховный ведет деву безмолвную. (Перевод С. Шервинского. В последней строке Гораций имеет в виду обряд восхождения на Капитолий весталки, целомудренной жрицы, хранительницы вечного огня.)

Живущий согласно природе мудрец равнодушен ко всему внешнему, оно его не смущает, не делает несчастным, не сбивает с избранного пути. Он целостен, как мировой разум, не знает колебаний и сомнений, заставляющих невежественного и лишенного добродетелей человека метаться между делом и бездельем, жизнью в обществе и в одиночестве, завидовать другим и чувствовать вечное недовольство собой, проклинать весь мир из-за собственных неудач. Однако это не означает, что мудрый должен жить вне мира и не участвовать в его делах. Напротив, природа создала человека для жизни в теснейшей взаимосвязи с другими людьми. Мудрый обязан служить им всеми силами и при всех обстоятельствах. Его долг — участвовать в жизни государства, служа на том посту, па который поставила его судьба. Если государство оказалось в такой степени испорченным, что философу в нем нет места, то, памятуя, что он гражданин не только своего родного города, но и всего мира, он должен приносить пользу человечеству в целом, поучая его и подавая пример собственной жизнью.

Эпиктет, вышедший из низов, претерпевший много унижений от своего господина Эпафродита, известного жестоким обращением с рабами, поскольку и сам прежде был рабом, несколько по-иному, чем Сенека, интерпретировал стоические доктрины. Признавая высшим началом природы всепроникающий разум и высшим критерием истины — умозаключения, выводимые из показаний чувств, он в гораздо большей мере, чем Сенека, персонифицирует этот первичный принцип и исходящие от него логосы, воплощенные в человеке и роднящие его с природой целого. Первичный принцип для него — бог Зевс, логосы он отождествляет с гениями, направляющими дела людей и знающими все их мысли и побуждения. Познание себя, своего гения, логоса, есть путь к познанию своего божественного начала и самого бога. Именно оно, а не изучение строения космоса, сущности материи и т. п. делает человека счастливым, добродетельным, а главное, свободным. Задача философии — открыть критерий истины, который не может не существовать.

Главная задача философа, по мнению Эпиктета, в том, чтобы личным примером научить людей, как можно и нужно жить так, чтобы быть истинно свободным. Изменить существующий порядок вещей нам не дано, не дано изменить и людей, но можно привести свою волю в гармонию с реальными условиями нашей жизни и окружения. Для этого нет необходимости уходить из жизни или бежать в пустыню. Напротив, человек должен всегда помнить, что он часть целого, гражданин космоса и своего государства, и исполнять свой долг на том посту, который назначил ему бог, мужественно терпеть испытания, посылаемые ему богом, тренирующие его, как тренируют хороших солдат и гладиаторов. Он должен исходить не из своего личного блага, а из блага целого, вне которого отдельно взятый человек вообще не человек.

Но, исполняя свой долг гражданина, подданного, правителя, отца, сына, мужа, соседа, он должен показать людям, как можно при этом жить без страха, боли, волнений, страстей. Для этого он должен ничего не считать своим, не бояться изгнания, бедности, простого труда, избавиться от зависти, гнева, желаний, жалости, не осуждать богов и людей, если все идет не так, как хотелось бы, довольствоваться минимумом, всегда доступным, и не стремиться к излишнему. Счастье не в исполнении желаний, а в их уничтожении.

То основное, что характерно для стоической философии,— стремление к духовной независимости и перенесение идеи свободы из реального в моральный план — так или иначе определяло интересы как высших, так и средних слоев общества.

Общее умонастроение сказалось и на судьбе науки этого времени. Под влиянием непосредственных требований жизни продолжала развиваться агрономия, разрабатывавшаяся рядом видных теоретиков и практиков. Все они подчеркивали необходимость соединять знания, почерпнутые из книг, с непрестанным экспериментированием и учетом опыта достигших наилучших результатов земледельцев. Однако успехи агрономии сужались невозможностью организовать достаточно интенсивное рациональное хозяйство, основанное на рабском труде.

Общественные предпосылки возникновения христианства.


Редакционная коллегия использовала любезно предоставленные материалы С. С. Аверинпева.

Состав источников по истории начальных стадий христианского движения.

Генезис христианства принадлежит к проблемам, которые могут ставиться исторической наукой в двух различных планах — более общем и более узком. Возведение эсхатологизма в новое качество и одновременно его преодоление, приведшее к возникновению христианства, было обусловлено общественно-психологической ситуацией Римской империи. Систематически прослеживать эту обусловленность и означает решать в широком плане проблему возникновения христианства. Материал для решения проблемы в таком плане более чем обилен: по сути дела, это вся совокупность наличных данных о повседневной жизни, духовной тревоге, идейных исканиях жителей Римской империи в начале нашей эры.

С течением времени накопление нового материала (в частности, кумранские открытия, находки в Египте фрагментов евангелий, относящихся к началу II в. н. э., общее развитие научных теорий мифотворчества) создало предпосылки для более строгого отношения к фактам и евангельской традиции; это ощущается, в частности, в последних работах И. Д. Амусина, М. М. Кубланова, И. С. Свенцицкой.

Для историка обобщающие схемы и принципиальные конструкции никогда не могут заменить конкретность фактов и персоналий. Постановка проблемы генезиса христианства в широком плане не отменяет постановку этой проблемы и в узком плане. Однако с источниками во втором случае дело обстоит куда менее благополучно, чем в первом.

В отличие от переделанного христианским редактором греческого текста здесь нет ни сомнений в человеческой сущности Иисуса, ни упоминания о его чудесах, ни возложения ответственности за его смерть на иудейских старейшин (противоречащего общей тенденции сочинений Иосифа); что касается воскресения Иисуса и его мессианского достоинства, то они всецело оставлены на совести Иисусовых учеников. Это голос не враждебный, но чуждый христианству. Иначе говоря, отпадают все препятствия к тому, чтобы рассматривать весь раздел в таком виде как подлинный текст Иосифа Флавия (конечно, со скидкой на несущественные деформации, возникшие при последовательном переводе с греческого на сирийский и с сирийского на арабский).

Вопрос о датировке новозаветных текстов и об их связи с палестинской стадией христианства будет, без сомнения, еще не раз пересматриваться в связи с новыми публикациями кумранских текстов и новыми археологическими открытиями.


Редакционная коллегия использовала любезно предоставленные материалы С. С. Аверинпева.

Евангельское повествование и проблема его достоверности.

Поскольку наука, не связанная религиозным вероучением, не имеет никаких оснований априорно принимать или априорно отвергать евангельский рассказ в каждой его детали, перед ней встает проблема критики источника.

В поисках реальной основы для такой критики необходимо помнить, что тексты евангелий — отнюдь не плод вольного литературного или религиозно-философского творчества. Уже в самом процессе своего становления они были жестко привязаны к совершенно конкретной утилитарной задаче: служить закреплением и подсобным инструментом проповеди, которой они и были порождены.

Признание историчности Иисуса не имеет отношения к вопросу о бытии божьем, к атеизму, зато оно позволяет ввести частные обстоятельства возникновения важного фактора человеческой истории, каким явилось христианство, в конкретную рамку социальных условий определенного места и времени.

Так обстоит дело с наличным преданием о событиях до казни Иисуса. Проповедь Иисуса стала зерном учения, развивавшегося далее уже на греко-римской почве (см. подробно в лекции 12).


Редакционная коллегия использовала любезно предоставленные материалы С. С. Аверинпева.

Литература:
Редакционная коллегия Культура Ранней римской империи./История Древнего мира. Упадок древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.102-129

Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа: господствовать над всеми народами, принося им счастье и мир. Эта идеология во многом предопределила дальнейшее развитие духовной жизни общества.

Покровительствовавшая разрушителям Трои — грекам и преследовавшая Энея в его странствиях богиня Юнона по заступничеству Юпитера соглашается на примирение:

Что ж, я теперь отступлю, ненавистные битвы покину.
Пусть примирятся враги, пусть на счастье празднуют свадьбу,
Но, с пришлецами союз на любых заключая условьях,
Древнего имени пусть не меняет племя латинян;
Тевкрами ты не вели иль троянцами им называться,
Речь ли родную менять, в чужеземное платье рядиться.
Лаций да будет всегда, и веками пусть царствует Альба,
Римский да будет народ италийскою доблестью мощен,
Трои нет. Так дозволь, чтобы с ней даже имя исчезло 2 .

Согласно философским взглядам Вергилия, весь мир проникнут и питаем единым духом или разумом, движущим массу космоса и оживляющим тела, в которые нисходит. Так вызываются к жизни и люди, и животные, и птицы, и рыбы. В них во всех присутствует животворный, идущий с неба огонь, но под воздействием тела он ослабевает, что порождает страх, желания, горе, радость в земных существах. В телесной тюрьме их души слепы, не видят своей небесной родины и, даже выйдя из тела, не сразу освобождаются от зла и пороков, вызванных соединением с ним. Лишь после долгого очищения они могут войти в поля блаженных, откуда затем, испив из источника забвения Леты, будут посланы в новые тела. Жестоким мучениям подвергаются в загробной жизни души тех, кто ненавидит отцов и братьев, кто обманул доверившихся им клиентов; скупцов, ни с кем не делившихся своим богатством; мятежников, поднимавших нечестивые гражданские войны, и особенно тех, кто изменил родине, за плату предал ее тиранам. Напротив, в полях блаженных пребывают души воинов, погибших в битве за отечество, жрецов, поэтов и всех тех, кто своими искусствами и науками облагодетельствовал людей и способствовал цх цивилизации.

О любви писал и Гораций, но творчество этого поэта было глубже и разностороннее, чем его собратьев, сочетая разнообразие ритмов, совершенство формы и языка с философскими раздумьями и меткими наблюдениями. Возможно, тому отчасти способствовал его сложный жизненный путь. Сын небогатого отпущенника, изо всех сил старавшегося дать сыну хорошее образование, участник гражданской войны на стороне убийц Цезаря — Брута и Кассия, лишенный в наказание отцовского имения, Гораций после многих бедствий по ходатайству Вергилия был принят Меценатом в его кружок. Он получил небольшую виллу и пользовался дружбой и покровительством Мецената, но, видимо, иногда страдал от зависимого положения и от косых взглядов некоторых светских снобов, презиравших его за низкое происхождение.

Несмотря на все восхищение Римом и Августом и уверенность, что нет ничего выше служения родине и смерти за нее, у Горация постоянно проскальзывает мысль, что спокойнее всего не думать о государственных делах: жизнь слишком коротка, чтобы отвлекаться от ее маленьких радостей ради больших забот.

Сын бывшего раба, Гораций не был чужд презрения к грубым вкусам простонародья. Он, по собственному признанию, писал лишь для тех, кто мог его оценить, и не хотел пробовать свои силы в комедии для невежественных зрителей, способных потребовать, чтобы в действие были введены дрессированные медведи или гладиаторы.

Вместе с тем он высоко ценил миссию поэта и поэзию как средство воспитания тонкого вкуса и добродетели 3 . Поэт не смеет довольствоваться малыми и средними удачами. Не достигший первого ранга неизбежно попадает в последний. Совершенство же требует сочетания таланта и культуры. Поэт должен изучать философию, дабы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями, понимать права и обязанности консула, сенатора, патрона, отца. Главное же, он обязан изучать человеческую природу, дабы каждый обрисованный им персонаж был живым, действовал и говорил так, как это свойственно его возрасту, характеру, положению. Сам Гораций был мастером портрета и создал целую галерею своих современников. Из-за своих сатир он нажил много врагов, но, ссылаясь на одобрение Августа, отстаивал свое право высмеивать тех, кто того стоит, и исправлять нравы.

Приобщив вечный Рим к греческому искусству высокой лирической поэзии, Гораций считал, что завоевал себе право на бессмертие в памяти людей:

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся,
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную. 4

Живущий согласно природе мудрец равнодушен ко всему внешнему, оно его не смущает, не делает несчастным, не сбивает с избранного пути. Он целостен, как мировой разум, не знает колебаний и сомнений, заставляющих невежественного и лишенного добродетелей человека метаться между делом и бездельем, жизнью в обществе и в одиночестве, завидовать другим и чувствовать вечное недовольство собой, проклинать весь мир из-за собственных неудач. Однако это не означает, что мудрый должен жить вне мира и не участвовать в его делах. Напротив, природа создала человека для жизни в теснейшей взаимосвязи с другими людьми. Мудрый обязан служить им всеми силами и при всех обстоятельствах. Его долг — участвовать в жизни государства, служа на том посту, на который поставила его судьба. Если государство оказалось в такой степени испорченным, что философу в нем нет места, то, памятуя, что он гражданин не только своего родного города, но и всего мира, он должен приносить пользу человечеству в целом, поучая его и подавая пример собственной жизнью.

Эпиктет, вышедший из низов, претерпевший много унижений от своего господина Эпафродита, известного жестоким обращением с рабами, поскольку и сам прежде был рабом, несколько по-иному, чем Сенека, интерпретировал стоические доктрины. Признавая высшим началом природы всепроникающий разум и высшим критерием истины — умозаключения, выводимые из показаний чувств, он в гораздо большей мере, чем Сенека, персонифицирует этот первичный принцип и исходящие от него логосы, воплощенные в человеке и роднящие его с природой целого. Первичный принцип для него — бог Зевс, логосы он отождествляет с гениями, направляющими дела людей и знающими все их мысли и побуждения. Познание себя, своего гения, логоса, есть путь к познанию своего божественного начала и самого бога. Именно оно, а не изучение строения космоса, сущности материи и т. п. делает человека счастливым, добродетельным, а главное, свободным. Задача философии — открыть критерий истины, который не может не существовать.

Главная задача философа, по мнению Эпиктета, в том, чтобы личным примером научить людей, как можно и нужно жить так, чтобы быть истинно свободным. Изменить существующий порядок вещей нам не дано, не дано изменить и людей, но можно привести свою волю в гармонию с реальными условиями нашей жизни и окружения. Для этого нет необходимости уходить из жизни или бежать в пустыню. Напротив, человек должен всегда помнить, что он часть целого, гражданин космоса и своего государства, и исполнять свой долг на том посту, который назначил ему бог, мужественно терпеть испытания, посылаемые ему богом, тренирующие его, как тренируют хороших солдат и гладиаторов. Он должен исходить не из своего личного блага, а из блага целого, вне которого отдельно взятый человек вообще не человек.

Но, исполняя свой долг гражданина, подданного, правителя, отца, сына, мужа, соседа, он должен показать людям, как можно при этом жить без страха, боли, волнений, страстей. Для этого он должен ничего не считать своим, не бояться изгнания, бедности, простого труда, избавиться от зависти, гнева, желаний, жалости, не осуждать богов и людей, если все идет не так, как хотелось бы, довольствоваться минимумом, всегда доступным, и не стремиться к излишнему. Счастье не в исполнении желаний, а в их уничтожении.

То основное, что характерно для стоической философии,— стремление к духовной независимости и перенесение идеи свободы из реального в моральный план — так или иначе определяло интересы как высших, так и средних слоев общества.

Общее умонастроение сказалось и на судьбе науки этого времени. Под влиянием непосредственных требований жизни продолжала развиваться агрономия, разрабатывавшаяся рядом видных теоретиков и практиков. Все они подчеркивали необходимость соединять знания, почерпнутые из книг, с непрестанным экспериментированием и учетом опыта достигших наилучших результатов земледельцев. Однако успехи агрономии сужались невозможностью организовать достаточно интенсивное рациональное хозяйство, основанное на рабском труде.

Источник: История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука. Главная ред. вост. лит. издательства, 1989. [Кн.3]. Упадок древних обществ. Отв. ред. В.Д. Неронова. — 407 с. с карт.

Римская империя

Значение великой Римской империи, некогда простиравшейся на обширных территориях от туманной Англии до жаркой Сирии в контексте общемировой истории необычайно велико. Можно даже сказать, что именно Римская империя была предтечей общеевропейской цивилизации, во многом сформировав ее облик, культуру, науку, право (юриспруденция средневековья основывалась на римском праве), искусство, образование. И в нашем сегодняшнем путешествии во времени мы с вами отправимся в древний Рим, вечный город, ставший центром самой грандиозной империи в истории человечества.

Где находилась Римская империя

В эпоху своего величайшего могущества границы Римской империи простирались от территорий современной Англии и Испании на Западе и до территорий современных Ирана, Сирии на Востоке. На юге же под пятой Рима находилась вся Северная Африка.

территория римской империи

Карта Римской империи в период расцвета.

Разумеется, границы Римской империи были не постоянными и после того как Солнце римской цивилизации стало идти к закату, а сама империя приходить в упадок, уменьшались и ее границы.

Зарождение

Что же касается реальной истории, Рим был, скорее всего, действительно основам неким Ромулом и его братом Ремом, вот только вряд ли они были сыновьями весталки (жрицы) и бога войны Марса (как рассказывает легенда), скорее сыновьями какого-то местного вождя. И в момент основания города между братьями вспыхнул спор в ходе которого Ромул убил Рема. И опять таки, где легенда и миф, а где реальная история трудно разобрать, но как бы там не было, древний Рим был основан в 753 году до н. е.

По своему политическому устройству ранее римское государство во многом походило на древнегреческие города-полисы. Сперва во главе древнего Рима стояли цари, однако во время правления царя Тарквиния Гордого произошло всеобщее восстание, царская власть была низложена, а сам Рим превратился в аристократическую республику.

Ранняя история – Римская республика

Устройство Римской республики как мы заметили ранее, было схоже с греческими городами-полисами, но имелся и ряд различий: так все население древнего Рима делилось на две большие группы:

  • патрициев, римских аристократов, занимавших главенствующее положение,
  • плебеев, состоявших из рядовых граждан.

Главный законодательный орган Римской республики – сенат, состоял исключительно из богатых и знатных патрициев. Плебеем далеко не всегда нравилось такое положение дел, и несколько раз молодую Римскую республику сотрясали плебейские восстания, с требованиями расширения прав плебеев.

С самого начала своей истории молодая Римская республика была вынуждена бороться за место под Солнцем соседними италийскими племенами. Побежденные были вынуждены подчинятся воле Рима или на правах союзников или полностью входя в состав древнеримского государства. Часто покоренное население не получало прав римских граждан, а порой и вовсе обращалось в рабов.

Самым опасными противниками древнего Рима были этруски и самниты, а также некоторые греческие колонии на юге Италии. Несмотря на первоначально некоторые враждебные отношение с древними греками римляне впоследствии практически полностью позаимствовали их культуру и религию. Даже греческих богов римляне взяли себе, правда переиначили на свой лад, сделав Зевса Юпитером, Ареса Марсом, Гермеса Меркурием, Афродиту Венерой и так далее.

Древний Рим

Войны

Затем продолжая войны с греческими колониями, римляне столкнулись на Сицилии с еще одной крупной державой – Карфагеном, бывшей финикийской колонией. На протяжении долгих лет Карфаген стал главным соперником Рима, соперничество же их вылилось в три пунические войны, в которых Рим одержал победу.

Первая пуническая война велась за остров Сицилию, после победы римлян в морской битве у Эгатских островов, в ходе которой римляне наголову разбили карфагенский флот, вся Сицилия стала частью римского государства.

Стремясь взять у римлян реванш за поражение в первой пунической войне, талантливый карфагенский полководец Ганнибал Барка в ходе второй пунической войны сначала высадился на испанском побережье, затем вместе с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил легендарный переход через Альпы, вторгнувшись уже на территорию непосредственно римского государства. Там он нанес ряд сокрушительных поражений римлянам, особенно ощутимой была битва у Канн. Судьба Рима повисла на волоске, но Ганнибалу таки не удалось довершить начатое. Взять сильно укрепленный город Ганнибал не смог, и был вынужден покинуть Апенинский полуостров. С тех пор военная удача изменила карфагенянам, римские войска под командованием не менее талантливого полководца Сципиона Африканского нанесли сокрушительно поражение армии Ганнибала. Вторая пуническая война снова была выиграна Римом, который после победы в ней превратился уже в самое настоящее сверхгосударство древнего мира.

Пунические войны

И третья пуническая война уже представляла собой окончательное сокрушение поверженного и потерявшего все свои владения Карфагена всесильным Римом.

Кризис и падение римской республики

Завоевав обширные территории, одержав победу над серьезными противниками, Римская республика постепенно накапливала в своих руках все большую власть и богатство, пока сама не ступила в период смут и кризиса, вызванного несколькими причинами. В результате победоносных войн Рима все больше и больше рабов вливались в страну, свободные плебеи и крестьяне не могли конкурировать с поступающей массой рабов, росло их всеобщее недовольство. Народные трибуны, братья Тиберий и Гай Гракхи попытались решить проблему, проведя реформу землепользования, которая бы с одной стороны ограничила владения богатых римлян, а излишки их земель позволяла распределить среди бедных плебеев. Однако их инициатива наткнулась на сопротивление консервативных кругов Сената, в результате Тиберий Гракх был убит политическими противниками, его брат Гай покончил жизнь самоубийством.

Братья Тиберий и Гай Гракхи

Братья Тиберий и Гай Гракхи.

Начало Римской империи

убийство Цезаря

Убийство первого римского императора Юлия Цезаря.

Убийство Цезаря положило начало новой гражданской войны между сторонниками восстановления республики с одной стороны и сторонниками Цезаря Октавианом Августом и Марком Антонием с другой. Одержав победу над заговорщиками-республиканцами Октавиан и Антоний уже вступают в новую борьбу за власть между собой и опять начинается гражданская война.

Хотя Антония поддерживает египетская царевна, красавица Клеопатра (к слову бывшая любовница Цезаря), он терпит сокрушительное поражение, и Октавиан Август становится новым императором Римской империи. С этого момента начинается высокий имперский период истории римской империи, императоры сменяют друг друга, меняются и императорские династии, сама же Римская империя ведет постоянные завоевательные войны и достигает вершины своего могущества.

Падение Римской империи

В самой империи наблюдались упадки нравов, активно проходила своего рода варваризация римского общества – все больше варваров проникали и в римскую армию и занимали важные государственные посты в римском государстве. Произошел также демографический и экономический кризисы, все это медленно вело к гибели некогда великую римскую державу.

падение Рима

Причины падения Римской империи:

Культура

Культура Римской империи является важной и существенной частью общемировой культуры, ее неотъемлемой частью. Многими ее плодами мы пользуемся и по сей день, например, канализация, водопровод, пришли к нам из древнего Рима. Именно римляне первые изобрели бетон и активно развили градостроительное искусство. Вся европейская каменная архитектура берет свое начало в древнем Риме. Именно римляне первыми начали строить каменные многоэтажные дома (так званные инсулы), достигающие порой до 5-6 этажей (правда, первые лифты изобрели лишь спустя 20 веков).

Римские инсулы

Также архитектура христианских церквей чуть более чем полностью позаимствована из архитектуры римской базилики – мест для общественных собраний древних римлян.

В сфере европейской юриспруденции на века заняло господство римское право – кодекс законом сформировавшийся еще во времена Римской республике. Римское право являлось правовой системой, как Римской империи, так и Византии, так и многих других средневековых государств основанных на осколках Римской империи уже в эпоху средневековья.

Латинский язык Римской империи еще на протяжении всего средневековья будет языком ученых, преподавателей и студентов.

Разумеется, не все забавы древних римлян будут приемлемы в наше время. Те же гладиаторские бои, которые проводились на арене Колизея под многотысячные овации римской толпы, пользовались большой популярностью римлян. Любопытно, что просвещенный император Марк Аврелий даже на одно время полностью запретил гладиаторские бои, однако после его смерти бои гладиаторов возобновились с прежней силой.

бои гладиаторов

Большой любовью простых римлян также пользовались гонки на колесницах, которые были весьма опасными и нередко сопровождались гибелью неудачных возничих.

Большое развитие в древнем Риме имел театр, более того, один из римских императоров, Нерон имел очень сильную страсть к театральному искусству, что сам нередко играл на сцене, декламировал стихи. Причем по описанию римского историка Светония делал это он очень не умело, так что специальные люди даже следили за зрителями, чтобы те ни в коем случае не спали и не покидали театр во время выступления императора.

Богатые патриции обучали своих детей грамоте и разным наукам (риторике, грамматике, математике, ораторскому искусству) или со специальными учителями (часто в роли учителя мог быть и какой-нибудь просвещенный раб) или же в специальных школах. Римская чернь, бедные плебеи, были, как правило, неграмотными.

Искусство

До нас дошли многие замечательные произведения искусства, оставленные талантливыми римскими художниками, скульпторами, зодчими.

римская скульптура

На века вошли в историю искусства и римские фрески, многие из которых имеют явно эротический характер, как например это изображение влюбленных.

римские фрески

Многие произведения искусства Римской империи дошли до нас в виде грандиозных архитектурных сооружений, таких как Колизей, вила императора Адриана и т. д.

Вила Адриана

Вила римского императора Адриана.

Религия

А так как территория Римской империи имела поистине гигантские размеры, то в ней сосредоточились самые разные культы и религии: от верований кельтов до исповедующих иудаизм евреев. Но все изменилось с появлением новой религии – христианства, у которого с Римской империей сложились весьма непростые отношения.

Христианство в Римской империи

На первых порах римляне считали христиан одной из многочисленных еврейских сект, но когда новая религия стала набирать все большую популярность, а сами христиане появились и в самом Риме, это несколько озаботило римских императоров. Особенно возмущал римлян (в особенности римскую знать) категорический отказ христиан воздавать божественные почести императору, что согласно христианскому учению являлось идолопоклонством.

В результате уже упомянутый нами римский император Нерон помимо своей страсти к актерскому искусству приобрел еще одну страсть – к преследованию христиан и кормлению ими голодных львов на арене Колизея. Формальным поводом к преследованию носителей новой веры стал грандиозный пожар в Риме, который будто бы устроили христиане (на самом же деле пожар, скорее всего, был устроен по приказу самого Нерона).

Христиане на арене Коллизея

Впоследствии периоды гонений на христиан сменялись периодами относительного спокойствия, некоторые римские императоры относились к христианам вполне благосклонно. Например, император Александр Север симпатизировал христианам, и некоторые историки даже подозревают, что он был тайным христианином, правда во времена его правления Римская империя еще не была готова стать христианской.

Последнее великое гонение на христиан в римском государстве произошли в эпоху правления императора Диоклетиана, причем что интересно – впервые годы своего правления он относился к христианам вполне терпимо, более того, даже некоторые близкие родственники самого императора приняли христианство и священники уже подумывали об обращение в христианство и самого императора. Но вдруг императора будто подменили, и в христианах он увидел своих злейших врагов. По всей империи христиан предписывалось преследовать, через пытки принуждать к отречению, в случае отказа убивать. Что послужило причиной такой резкой перемены и столь внезапной ненависти императора к христианам, к сожалению, не известно.

Самая темная ночь перед расцветом, так стало и с христианами, самое жесткое гонение императора Диоклетиана стало также и последним, впоследствии на троне воцарился император Константин, не только отменил все гонения на христиан, но и сделал христианство новой государственной религией Римской империи.

Читайте также: