Михаил романов и патриарх филарет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад, 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года, произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии.

Надо признать, что Михаил особенно яркой личностью не являлся. Большую часть жизни он выступал выразителем желаний и политики своего отца, умного и властолюбивого патриарха Филарета. Однако именно Михаил и стоявшие вокруг него люди смогли принести покой и тишину стране, незадолго перед тем поставленной Смутным временем на край гибели. А династия, родоначальником которой оказался Михаил, через поколение дала России его внука — великого царя-преобразователя Петра I.

Многотрудное детство

Михаил принадлежал к боярскому клану Романовых — Захарьиных — Юрьевых. Но хотя этот клан считался к началу XVII века в России одним из самых могущественных, поначалу мало кто мог вообразить хилого отрока Мишу Романова в роли самодержца. Впрочем, его отец Фёдор Никитич Романов, человек большого ума, представительной внешности и сильной воли, амбицию стать государём имел совершенно точно. Имелись у него и реальные шансы на это. В 1598 году со смертью бездетного и слабоумного царя Фёдора Ивановича пресеклась династия потомков Ивана Калиты, менее чем за триста лет превратившая захудалое сначала Московское княжество в одно из самых больших и мощных государств мира. Дальнейшую судьбу страны решал срочно созванный Земский собор, призванный назвать имя следующего монарха. И Собор вручил шапку Мономаха боярину Борису Годунову, в годы жизни Фёдора Ивановича являвшегося фактическим правителем страны, а также его шурином. Избрание состоялось не без интриг со стороны Годунова, но тогда Борис и в самом деле пользовался большой популярностью. Фёдор Никитич же, также приходившийся последнему Калитичу роднёй (мать царя Фёдора Ивановича Анастасия происходила из рода Романовых) остался, естественно, крайне недоволен своим проигрышем — и недовольства своего не скрывал. Хотя формально избрание Годунова признал.

Годы тяжелейших испытаний

В 1610 году Филарета отбили из тушинского плена. Взявшая на себя после свержения Шуйского бразды власти Семибоярщина обсуждала несколько кандидатур на роль будущего царя. Филарет воссесть на престол уже не мог, но он начал продвигать к нему своего сына Михаила. Однако выборный процесс пришлось свернуть в силу внешних обстоятельств — к концу июля к Москве подступило польское войско гетмана Станислава Жолкевского. Гетман потребовал у Семибоярщины, чтобы россияне выбрали своим новым самодержцем королевича Владислава. Бояре, не имея сил сопротивляться, уступили. Москва открыла ворота перед поляками, а Филарет поехал во главе посольской делегации к королю Сигизмунду III. Боярство надеялось, что уния с Речью Посполитой принесёт на русскую землю, истерзанную шестью годами смуты, долгожданный покой. Посольство было уполномочено просить, чтобы Сигизмунд отпустил Владислава царём на Москву — но при условии перехода последнего из католицизма в православие.

Узнав об этих событиях, Филарет повторил, что защитники Смоленска ни за что не откроют ворота, особенно узнав о том, как поляки выжгли столицу. Он предложил, чтобы король точно назначил время своего отхода в Польшу. Историк Варвара Вовина особо отмечает эти события, ознаменовавшие резкую перемену в характере бывшего боярина.

Быть или не быть России?

В то время, когда поляки вступали в предательски сданную им Москву, подросток Михаил, получивший ранее придворный чин стольника, жил вместе с матерью инокиней Марфой в романовском подворье в Китай-городе. Патриоты России тяжело переживали факт захвата оккупантами столицы. Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, вдохновившись грамотами патриарха Гермогена, призывавшими к сопротивлению оккупантам, кинул клич — и начал сбор земского ополчения. Это ополчение весной 1611-го подступило к Москве, но штурм окончился неудачей, а сам Ляпунов вскоре погиб. Впрочем, нижегородский земский староста Кузьма Минин и участник неудачного штурма Москвы воевода князь Дмитрий Пожарский стали собирать 2-е земское ополчение. Ополченцы вновь подошли к Москве и в ходе нескольких яростных сражений в августе 1612-го наголову разбили польское войско гетмана Яна Ходкевича. На помощь Ходкевичу выступил сам король Сигизмунд, но, столкнувшись с яростным сопротивлением русских, вынужден был отдать приказ об отступлении. Засевшие в Кремле и Китай-городе отряды полковников Николая Струся и Юзефа Будилы, доведённые голодом до людоедства, сдались в ноябре. Но ещё до этого поляки вышвырнули из Кремля до нитки ограбленные ими семьи русских бояр — в том числе Михаила Фёдоровича с Ксенией-Марфой.

…и снизошла на Русь тишь великая

Итоги деятельности

14 июня 1619 г. Москва торжественно встречала Митрополита Московского и всея Руси Филарета. Давно было решено, что именно Филарет (Романов) станет новым Патриархом, и по этой причине нового Предстоятеля Русской Церкви не выбирали после воцарения Михаила Феодоровича Романова. Избрание Филарета Патриархом при сыне-царе должно было обеспечить максимальное соработничество властей светской и церковной в преодолении последствий смуты и послужить укреплению новой царской династии.
Митрополит Московский и всея Руси Филарет прибыл в Москву после долгих 8 лет польского плена сильно изменившимся внутренне. В период заточения он многое обдумал, переосмыслил и, вероятно, покаялся в допущенных грехах и ошибках. Если раньше это был не чуждый политических интриг боярин в митрополичьем клобуке, то теперь в Москву вернулся иерарх, готовый заняться возрождением Церкви и государства после страшного разорения, вызванного смутой.
Въезд митрополита Филарета в Москву был триумфальным: сам государь выехал, чтобы за 5 верст от столицы встретить своего отца. Встреча прошла со взаимными земными поклонами и весьма растрогала ее очевидцев.
Вскоре после возвращения Филарета произошло его избрание на Патриаршество. Конечно, оно было формальным: исход выборов был не просто очевиден, а заранее определен. В единогласном избрании Филарета (Романова) на Патриаршество помимо русских архиереев принял участие Иерусалимский Патриарх Феофан, приехавший за милостыней в Москву.

philaret_02_main

philaret_03_main

philaret_04_main

Патриарх Филарет. Старинная гравюра

рославления новых святых Русской Церкви. При нем были канонизированы преп. Макарий Унженский и преп. Авраамий Чухломский, оба – святые XIV-XV в.в., подвизавшиеся в Костромской земле, традиционно близкой дому Романовых. В 1625 г. персидским шахом Аббасом была прислана в Москву в дар Филарету и Михаилу Романовым драгоценная реликвия – Риза Господня, часть тканной из льна одежды Спасителя, которая некогда была принесена в Грузию и хранилась в Мцхете, в соборе Светицховели. Из завоеванной персами Грузии святыня попала в Персию. Шах в виде выражения дружбы решил подарить Ризу Московскому государю. Но Филарет выразил недоверие к святыне, которая прибыла от мусульманина. К тому же в ковчеге, где хранилась Риза, Патриарх обнаружил изображение Страстей Христовых, явно католическое по стилю. Тогда Филарет решил испытать истинность святыни. Он велел москвичам поститься в течение недели, служить по московским храмам молебны и носить реликвию к болящим. Вскоре последовали многочисленные исцеления, и Риза была признана подлинной. Ее положили в Успенском соборе Кремля в специально сделанном шатре (ныне в нем стоит рака с мощами св. Ермогена). В память об этом событии в Русской Церкви было установлено особое празднование – день Положения Ризы Господней в Москве (27 марта). Позднее в честь этого события в Москве, рядом с Донским монастырем, была построена Ризоположенская церковь.
В последние годы своего Патриаршества Филарет Романов обратил сугубое внимание на проблему духовных школ. Их отсутствие в Московской Руси отрицательно сказывалось на церковной жизни. Попытки заведения в Москве серьезных духовных училищ всякий раз оказывались неудачными. Отчасти это было связано со страхом перед тем, что новые школы, устроенные за неимением православного опыта образования по латинскому образцу, неминуемо превратятся в источники католического влияния и вольномыслия. Опасения подобного рода со стороны православного духовенства были отнюдь не беспочвенны: Годунов, а затем Лжедмитрий I намеревались создать высшую школу в Москве именно по западному типу, а какой урон Православию нанесли иезуитские коллегии в Западной Руси, всем в Москве было хорошо известно.
В то же время, отказываясь от латинского типа школы, Филарет мыслил достаточно широко: он хотел начать строить дело духовного просвещения практически на пустом месте, но на твердых православных устоях. С этой целью он решил связаться с греками, что также свидетельствовало об отнюдь не узких и косных воззрениях Патриарха на школьное дело. В 1632 г. в Москву по приглашению Филарета прибыл протосинкелл Александрийского Патриарха архимандрит Иосиф, человек ученый и, к тому же, говоривший по-славянски. В том же году он получил от царя и Патриарха грамоту на устроение в Москве школы, где Иосиф должен был учить молодежь греческому и переводить с греческого духовные книги. О том, что Иосифа в Москве ценили очень высоко и к школьному делу относились серьезно, свидетельствовало и гигантское, по тем временам, жалованье, положенное архимандриту, – аж по полтине в день!
В 1633 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис писал в Москву, что одобряет намерение Иосифа остаться в Москве ради заведения школы. Кирилл также сообщал, что по просьбе царя и Патриарха продолжает поиски учителей, которые изъявили бы желание ехать для работы в Москву. Но увы, 1 октября 1633 г. в возрасте около 80 лет скончался Патриарх Филарет. А через 4 месяца умер и Иосиф. Дело устроения школы, едва начавшись, пресеклось. Хотя вновь о радении государя об этом деле свидетельствует астрономическая сумма, выданная царем в Симонов монастырь на помин души Иосифа – 100 рублей. Но увы, с кончиной Иосифа и Филарета школьное дело в Москве замирает на полтора десятилетия.

philaret_05_main

Царь Михаил Романов. Старинная гравюра

Патриарх Филарет скончался в 1633 году, 1 октября. На каменной гробнице Патриарха в Успенском соборе была сделана надпись: «1-го октября, в последний час дня, преставися Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец, Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божией милостию Патриарх Московский и всея России.

Владислав Петрушко, доктор исторических наук

philaret_01_main

Народ и бояре умоляют Михаила Романова и его мать принять царство перед Ипатьевским монастырем. С рисунка 1673 г


Михаил Федорович Романов (1613—1645). Приход к власти. Для выборов царя был созван самый представительный и многочисленный из всех собиравшихся в XVI—XVII вв. Земских соборов.

Первые годы правления. Уставшие от тяжелых и многолетних испытаний русские люди ждали от новой власти установления государственного порядка, уничтожения разрозненных польских и казачьих отрядов, терроризировавших целые уезды, налаживания хозяйственной жизни. По молодости и неопытности Михаил был мало готов к решению этих задач. Годы вынужденного сиротства при живых, но запертых в монастырях родителях выработали в его характере такие качества, как смирение, терпение, умение приспосабливаться к обстоятельствам. В первые годы правления он находился под сильным влиянием матери — старицы Марфы (до пострижения — Ксении Ивановны Шестовой) и ее родственников Салтыковых.

Другой герой освободительного похода посадский староста Кузьма Минин получил от царя Михаила Федоровича чин думного дворянина. В 1615 г. он был послан в Поволжье для выяснения причин волнений татар и черемисов. Возвращаясь из Казани в 1616 г., Минин умер в пути. Его тело было погребено в Спасском соборе Нижнего Новгорода.

Царь Михаил Федорович вынужден был считаться с казаками как с серьезной военной силой. Поначалу он вел с ними мирные переговоры. Но вскоре от грамот к казакам с просьбами и увещеваниями пришлось перейти к активным действиям. Осенью 1614 г. правительственные отряды вытеснили казаков из ряда уездов Замосковного края. В 1615 г. царские воеводы расправились с Заруцким. Он был изгнан из Астрахани, взят в плен и привезен в Москву, где его и малолетнего сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II Ивана повесили. Сама Марина Мнишек вскоре умерла в тюрьме.

Новая династия пыталась укрепить свою власть путем раздачи черных и дворцовых земель. За 1613 г. было пожаловано преимущественно на поместном праве 7 тыс. десятин дворцовых и 13 тыс. десятин черных земель. В 1627 г. раздача дворцовых земель была ограничена. Черные крестьянские земли почти совсем исчезли в центральной части России, сохранившись лишь на Поморском севере. Затем началась раздача земель за пределами Замосковного края к югу от Оки.

Патриарх Филарет как государственный и церковный деятель. После заключения Деулинского перемирия с Речью Посполитой в декабре 1618 г. произошел обмен пленными. Оставшиеся в живых члены посольства к королю Сигизмунду III, в том числе Филарет Романов, вернулись в Россию. 14 июня 1619 г. Филарет был торжественно встречен в Москве и вскоре поставлен в патриархи. Патриаршее место после смерти в 1612 г. патриарха Гермогена пустовало и давно было предназначено отцу государя. В сложной обстановке того времени православие и его глава патриарх выполняли важную миссию духовного сплочения общества.

Филарету пришлось разбираться и с семейными делами. Женитьба сына — дело родительское, женитьба государя — государственное. Для смены окружения Михаила Филарет использовал дело о царской невесте. В 1616 г. Михаил собрался жениться на дочери московского дворянина Марии Хлоповой. Свадьбу, ссылаясь на болезнь невесты, расстроили двоюродные братья царя Салтыковы. Реальная причина крылась в их опасении с появлением новых родственников потерять свое место у трона. Хлоповы были сосланы. Царь не забыл бывшей невесты. Возвращение к этому делу через семь лет выявило вину Салтыковых и привело к их опале. И хотя невеста была оправдана и признана здоровой, Михаил Федорович не решился идти против воли матери и жениться по своему выбору. В 1624 г. состоялась его свадьба с Марией Долгоруковой, но через три месяца молодая царица умерла. В 1626 г. Михаил Федорович обвенчался с дочерью незнатного дворянина Евдокией Лукьяновной Стрешневой. От этого брака родились десять детей, в живых остались сын, будущий царь Алексей Михайлович, и три дочери.

При патриархе Филарете наметились противоречия, которые обострятся в середине столетия: понимание необходимости унификации обрядов православной церкви в связи с назревавшим присоединением Малороссии и в то же время противодействие украинскому, а вместе с ним западному влиянию.

Интересы русских торговых людей сталкивались на внутреннем рынке с деятельностью иностранных купцов. В челобитной 1627 г. гости и торговые люди из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Костромы и других городов жаловались на иноземных купцов и просили установить для себя монополию на розничную торговлю, запретив иностранцам торговать внутри страны и в Москве. Царь и патриарх не пошли навстречу русскому купечеству и распорядились оставить прежний порядок торговли иноземцев в Москве, Архангельске и Казани. Правительство еще не было готово к проведению политики протекционизма.

Последнее десятилетие. В 1633 г. умер патриарх Филарет. Михаил остался без отцовской поддержки. Но это был уже не отрок, волей обстоятельств оказавшийся на престоле, а умудренный 20-летним опытом правления монарх. Во главе правительства стояли опытные советники И.Б. Черкасский и Ф.И. Шереметьев. В 30—40-е годы затишье в деятельности Земских соборов сменилось заметным оживлением. На соборах обсуждались в основном внешнеполитические вопросы: о Смоленской войне, осложнениях с Крымом, Азове. Все они теснейшим образом были связаны с финансовыми и военными проблемами. Как и в начале царствования, казна остро нуждалась в деньгах, тяглое население жаловалось на оскудение и обнищание. Но за 30 лет ситуация в стране изменилась к лучшему. Теперь у государства были средства для формирования полков нового строя, создания мануфактур, строительства в Кремле новой царской резиденции — Теремного дворца.

Романов Федор Никитич

Патриарх Филарет Романов, в миру Федор, был старшим сыном Никиты Романовича Захарьина. Младшую дочь Анастасию Никита Романович выдал за боярина Ивана Годунова, ставшего впоследствии царем Иваном Грозным. Из 7 жен Ивана IV она была самой любимой. Благодаря такому родству только дети Никиты и он сам из всех потомков-мужчин Захарьиных остались в живых к моменту смерти Ивана Грозного.

Никита Романович Захарьин

Никита Романович Захарьин

Федора и его потомков стали называть Романовыми по имени деда. Они утверждали, что их род происходил от Андрея Кобылы, дружинника князя Московии Симеона Гордого.

Мальчику дали хорошее образование. Он научился латыни по словарику изречений, которое славянскими буквами сделал для него какой-то англичанин. Рос любознательным, начитанным, приветливым. Красивый и ловкий, он любил не только книги, но и развлечения. Считался в столице прекрасным наездником, 1-м щеголем и кутилой, постоянно находившимся в эпицентре скандалов.

Филарет Романов в молодости

Филарет Романов в молодости

Краткая биография

В биографии Патриарха Филарета Романова немало белых пятен, начиная с даты рождения.

Патриарх Филарет Романов

Патриарх Филарет Романов

Личная жизнь

Добрачная история их отношений покрыта мраком. Непонятно, почему к красивой девушке с приличным приданым долго не сватались. Ведь на дату замужества она считалась старой девой. Жених находился при дворе и занимал видное положение в Боярской думе.

Ксения Шестова

Современникам казалось странным, что ближайший родственник царя Федора Иоанновича позарился на дворянку незнатной фамилии. Предполагая между молодоженами наличие любви, их осудили. Считалось, что браки должны устраиваться родителями. А любовь до брака может возникнуть только в случае знакомства, если девица ходит куда не следует. Ведь приличные незамужние дочери бывают только в церкви и то в сопровождении родственников.

Разговоры вскоре прекратились, а Романовы жили дружно. У них родилось 6 детей, выжили только Татьяна и Михаил. Здоровье детей подорвала ссылка. В результате жизни в северной глуши дочь скончалась в 18 лет от предполагаемого туберкулеза. Сын впоследствии стал 1-м царем в династии Романовых.

След в истории

В отличие от иных представителей московской элиты начала 17-го века, Филарет значительно повлиял на развитие Руси. Наследник московского престола, он был опальным монахом при Борисе Годунове, ростовским митрополитом и московским патриархом при самозванцах, посланцем с предложением царского престола поляку Владиславу, соправителем-патриархом при сыне Михаиле Романове. Долго страдав от католиков-поляков, Первосвятитель хотел сохранить в родном Отечестве чистоту православия.

При Смуте Владыке пришлось служить 5 царям, при этом он оставался дипломатом, возвышаясь на пирамиде власти. Но расцвести ему было предназначено в мирное время: начать восстанавливать государство и вести новую церковную политику.

Читайте также: