Экспедиция де лонга кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ту навигацию мои дела в Арктике были связаны с начинающимся Международным геофизическим годом. Дни оказались насыщены работой до чрезвычайности, и ни для чего, кроме выполнения конкретных заданий, времени не было, да и в дальнейшем не предвиделось.

Чем дальше, тем все труднее становился дрейф, каждый день уменьшался запас угля, воду качали вручную, без передышки — только так судно могло держаться на плаву.

Все же первая зимовка прошла сносно. Весной 1880 года участники экспедиции, наблюдая за перелетом птиц, выходили туда, где среди вечных льдов высилась скалистая громада острова Врангеля. На летние станицы летели несметные стаи гусей.

Наступила осень, но никаких изменений не произошло.

Под постоянной угрозой катастрофы прошла вторая зимовка.

Группа Мелвилла провела исследования, сложила гурий, оставила на острове записку Де-Лонга и возвратилась на корабль. (Полуистлевшая записка была найдена в 1938 году советскими полярниками, посетившими остров Генриетты.)

10 июня лед вокруг судна неожиданно развело, оно освободилось из долгих и крепких объятий и выпрямилось, но ненадолго. Началось новое, еще более мощное сжатие. С огромной силой глыбы льда начали напирать на левый борт и подняли его; другим бортом яхту прижало к тяжелому паку. Раздался сильнейший треск — корпус ломайся, а когда крен достиг 30°, корабль был раздавлен, как скорлупа ореха, и стал погружаться в воду.

Итак, моряки остались лицом к лицу с суровой Арктикой. В алмазном сиянии полярного дня перед ними лежал седой океан — молчаливый, нелюдимый, вечный! Полярники решили пройти на нартах вдоль Новосибирских островов до кромки льда, а там на лодках до устья Лены и далее добираться до какого-нибудь населенного пункта.

18 июня путешественники двинулись в поход. Пять саней, четыре шлюпки, двадцать две эскимосских собаки и запас продовольствия на шестьдесят дней.

Сквозь высокие гряды старых торосов, хаотически нагроможденные глыбы многолетнего льда, частые трещины, разводья путешественники тащили свои сани наравне с собаками. Мучительно медленно двигались вперед, за сутки редко удавалось пройти более пяти миль. Но самым трагическим было направление дрейфа — то, что ранее почиталось благом, теперь обернулось проклятием: спустя неделю экспедиция оказалась на двадцать восемь миль севернее того места, откуда начала поход. Ветер, однако, скоро изменился, и затерянные в океане полярники стали продвигаться на юг.

В середине сентября Делонг отправил на остров Геральд разведывательную партию под руководством инженера Чиппа, в надежде найти место для зимовки, но людей остановила большая полынья, которую невозможно было обойти, и они вернулись.

Экспедиция продолжала дрейфовать, и уже в октябре с борта судна стал виден остров Врангеля. Льды сжимали корпус все сильнее и сильнее, судно трещало по швам. Так продолжалось больше двух месяцев, и команда была готова сойти на лед в любой момент в том случае, если судно окончательно раздавит. В январе в корпусе появились трещины, через которые в трюм стала поступать вода. Экипаж откачивал воду сначала ручными помпами, потом подключили паровой насос. Но угля оставалось мало, и его решили не тратить, он мог еще пригодиться на зимовку. Механик Мельвилль сделал ветряной двигатель, подключив его к насосу, и это худо-бедно помогло держаться на плаву и сэкономить топливо для обогрева.

Лето и осень прошли без особых изменений. Делонг надеялся, что судно все же освободится ото льдов, и они смогут добраться до земли. В январе 1880 года скорость дрейфа увеличилась. Под конец второй зимы, в мае, барк уже был в Восточно-Сибирском море, севернее острова Котельного. Неожиданно для самих себя моряки открыли два новых острова, первый назвали в четь судна островом Жаннетты, а второй Генриетты.

В то же время сжатие льдов усилилось, и в середине июня судно буквально раскололось на части. Происходило это довольно медленно, и экипаж успел сойти на лед и взять с собой все необходимое, они даже сохранили три шлюпки. Делонг решил идти на юг, к русскому берегу. В пути они открыли еще один остров — Беннета.

Впоследствии шлюпки очень пригодились, на них пересекали полыньи. По мере продвижения открытой воды становилось все больше и больше, и путешественникам приходилось то перетаскивать шлюпки по льду, то плыть по воде.

К сентябрю дошли до острова Котельного. Здесь уже были признаки цивилизации — путешественники нашли избушку промысловиков и передохнули в ней.

От Котельного решили идти к дельте реки Лены. Все их несчастья начались на последнем этапе пути. Экспедиция попала в шторм, все три шлюпки раскидало в разные стороны. Шлюпка под командованием инженера Чиппа пропала, другая, на которой был капитан Делонг, оказалась на безлюдном берегу, и только механику повезло — он с несколькими матросами нашел русских промысловиков. Их накормили и обогрели.

Через несколько дней к ним привели двух матросов со шлюпки Делонга, которых тот отправил на поиски людей. Промысловики отправились искать капитана, но не нашли его.

Останки капитана Делонга Мельвилль нашел только через год. Оказалось, что Делонг не стал сидеть на месте и пошел по одной из проток Лены. Шлюпка поднялась на сотню километров вверх по течению, и, не найдя людей, капитан велел остановиться и разбить лагерь. Мельвилль обнаружил дневник капитана, в котором тот подробно описывал, как умирали люди от холода и голода. Никто из них не пережил последнюю зимовку. Их похоронили на горе Кюегельхая, которую потом назвали Американской. Еще через год их останки перевезли на родину.

Судьба людей со шлюпки, которой правил инженер Чипп, неизвестна, наверное, они утонули во время шторма.

Экспедиция Джорджа Де Лонга (1879—1881)

До восьмидесятых годов прошлого столетия все экспедиции, стремившиеся достичь Северного полюса, какими бы средствами передвижения они ни пользовались, в основном выбирали так называемый западный вариант — через Гренландское море и пролив Смит. Всем им приходилось идти против движения льда, который в центральной части Северного Ледовитого океана дрейфует в общем направлении к Гренландскому морю.

Дж. Де Лонг

Де Лонг получил задание вначале произвести поиски экспедиции А. Э. Норденшельда , за судьбу которой многие опасались, а затем попытаться достигнуть Северного полюса.

Отправляясь в экспедицию, Де Лонг был; настолько уверен в успехе своего предприятия, что даже захватил с собой медный ящик, на стенках которого были выгравированы имена всех участников экспедиции. Этот ящик он собирался оставить на полюсе.

Д. Мелвилл

Де Лонг решил перезимовать у острова Врангеля или острова Геральд, которые в то время еще не посещались европейцами; он предполагал дождаться там лета, а затем, после вскрытия льда, следовать на север вместе с течением, которое, по его предположению, должно было принести судно прямо к полюсу.

Вскоре первое несчастье омрачило жизнь пленников. Один из членов экспедиции заболел тяжелой глазной болезнью. Ему пришлось до самой гибели судна сидеть в темной каюте.

Первая зимовка недалеко от острова Врангеля протекала все же благополучно. Состояние здоровья участников экспедиции было удовлетворительное, настроение — бодрое. Занимались научной работой.

Лето также не принесло никаких изменений. Корабль по-прежнему продолжал свой дрейф вместе со льдами. Снова приближались холод и мрак. Де Лонг стал готовиться ко второй зимовке среди открытого моря, вдали от берегов.

Под постоянной угрозой гибели судна и возможности в любой момент очутиться на дрейфующих льдах прошла вторая зимовка.

Через несколько дней, 24 мая, с судна был усмотрен еще один остров. Первый остров был назван в честь судна экспедиции островом Жаннетты, второй — островом Генриетты.

Когда судно оказалось вблизи острова Генриетты, Де Лонг решил исследовать его, для чего снарядил санный отряд из 6 человек и 15 собак под начальством инженера Д. Мелвилла.

2 июня партия Мелвилла высадилась на острове и 5-го возвратилась обратно. На острове Мелвилл сложил гурий, в котором оставил записку Де Лонга.

Полуистлевшая записка Де Лонга была найдена только в 1938 году сотрудниками полярной станции на острове Генриетты.

12 июня в 4 часа утра судно скрылось под водой. Это произошло под 77° 15′ северной широты и 154°59′ восточной долготы. Продовольствие, лодки, инструменты, одежда и все остальное снаряжение, необходимое для путешествия по льду, было выгружено на лед.

Очутившись на дрейфующих льдах, путешественники не растерялись и стали быстро собираться в далекий и трудный путь. Они решили пройти вдоль Новосибирских островов до кромки льда, а затем на лодках достичь устья Лены и добраться до населенных мест. 18 июня они вышли в поход. В их распоряжении было пять саней, четыре шлюпки и 22 собаки. Путешественники были обеспечены запасом продовольствия на 60 дней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Джордж Вашингтон Де-Лонг

Карта Новосибирских островов

Карта Новосибирских островов

Мореплаватель рассчитывал идти вдоль его берегов насколько позволят льды, а остальную часть пути преодолеть на санях. Однако, 5 сентября судно вмерзло в лед к северо-востоку от о. Геральд. Начался дрейф на северо-запад, продолжавшийся 21 месяц. В ходе его мореплаватель установил протяженность о. Врангеля, открыл острова Жаннетты и Генриетты, расположенные к северо-востоку от Новосибирских островов. 12 июня 1881 г. яхта была раздавлена льдами.

Экипаж вместе с капитаном, сняв провиант, сани и три шлюпки, перешел на дрейфующую льдину. Экспедиция пошла на юг, к сибирскому побережью, находившемуся в 600 милях.

Переход экипажа с яхты на льдину

Переход экипажа с яхты на льдину

Два месяца продолжался изнурительный поход. Льдины отнесли моряков до 77° 42' северной широты. По пути был открыт большой о. Беннетта

Отсюда началось плавание по чистой воде к устью Лены. Однако во время бури шлюпки были рассеяны, одна из них погибла вместе с людьми. Шлюпка Де-Лонга достигла восточной части дельты Лены, а его спутника Дж. Мелвилла — западной. Моряки Мелвилла были спасены эвенками, а Де-Лонг и 11 человек его группы постепенно погибли от голода и холода.

Это обстоятельство стало подтверждением теории трансарктического дрейфа льдов в результате протяженного океанического течения через полярные области. Именем Де-Лонга названа группа открытых им островов в Восточно-Сибирском море.

В 1918 году в США было построено судно, названное именем Де-Лонга

Спонсор постройки судна Эмма Де-Лонг Миллс во время церемонии спуска судна на воду в Нью-Йорке. Верфь судостроительной корпорации, Камден, штат Нью-Джерси, 29 октября 1918 года. Центр Исторических фотографий ВМС США.

Тела лейтенанта Джорджа Де-Лонга и девяти из его людей были обнаружены марте 1882 г. В 1884 году тела были доставлены в Соединенные Штаты для перезахоронения.

Мемориальный комплекс

Похоронены в феврале 1885 г. в Woodlawn кладбище в Бронксе, Нью-Йорк. Мемориальный комплекс " Жаннетт Мемориал "находится на кладбище Академии ВМС США.

Бортовой журнал американского корабля "Джанетт",
написанный Джорджем Вашингтоном Де Лонгом,
том.4, с 5 по 30 октября, 1881 г.

De Long

De Long's Ice Diaries. June 11 to Oct. 30. 1881.

Памятник Де Лонгу в Якутии

Памятник Де Лонгу в Якутии

Первые экспедиции к Северному полюсу, все неудачные, совершались западным путём, через Гренландское море. Членам экспедиции приходилось двигаться против дрейфа льдов, что значительно осложняло и без того трудный поход. В 1867 году французский гидрограф Г. Ламбер предложил другой маршрут, более выгодный: со стороны Берингова пролива. Эта мысль была поддержана многими полярными исследователями.

Знаете ли вы что…

Северный и Южный полюса не относятся ни к одному из часовых поясов, ведь на них сходятся все меридианы. Время там считают по Гринвичу. И лишь на южно-полярной станции Амундсен оно совпадает с Новой Зеландией.

Гибель судна

Последние строки

Журнал: Тайны 20-го века №16, апрель 2011 года
Рубрика: Пропавшие экспедиции
Автор: Геннадий Черненко

Пистолет-пулемёт Томпсона

Блокадный Ленинград: Как город обеспечивался электричеством?

8 сентября 1941 года началось великое противостояние второго по значимости города страны и немецко-фашистских войск — 872-дневная блокада Ленинграда.

Читайте также: