Теория 7 с в менеджменте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Модель McKinsey 7S представляет собой основу организационной эффективности, в которой постулируется, что существует семь внутренних факторов организации, которые необходимо согласовать и усилить, чтобы добиться успеха.

Ключевые моменты

  • Модель McKinsey 7S – это организационный инструмент, который оценивает благополучие семи внутренних факторов организации как средство определения того, имеет ли компания структурную поддержку для достижения успеха.
  • Модель включает в себя сочетание жестких элементов, которые четко определены и находятся под влиянием руководства, и мягких элементов, которые более размыты и подвержены влиянию корпоративной культуры.

Понимание модели McKinsey 7S

Мягкие элементы следующие:

  • Общие ценности
  • Навыки и умения
  • Стиль
  • Сотрудники

Эта структура используется организациями в качестве инструмента стратегического планирования, чтобы показать, насколько кажущиеся несопоставимыми аспекты компании на самом деле взаимосвязаны и зависят друг от друга для достижения общего успеха.

Краткая справка

Особые соображения

Стратегия – это план, применяемый организацией для сохранения конкурентоспособности в своей отрасли и на рынке. Идеальный подход – установить долгосрочную стратегию, которая согласуется с другими элементами модели и ясно сообщает, каковы цели и задачи организации.

Структура организации состоит из ее корпоративной иерархии , цепочки подчинения и структурных подразделений, которые определяют, как операции функционируют и взаимосвязаны. По сути, он подробно описывает конфигурацию управления и обязанности работников.

Системы компании относятся к повседневным процедурам, рабочему процессу и решениям, которые составляют стандартные операции в организации.

Общие ценности – это общепринятые стандарты и нормы внутри компании, которые влияют на поведение всего персонала и руководства и сдерживают его. Это может быть подробно описано в инструкциях компании, представленных персоналу. На практике общие ценности связаны с фактическим принятым поведением на рабочем месте.

Навыки включают в себя таланты и способности персонала и руководства организации, которые могут определять типы достижений и работы, которые может выполнять компания. Может наступить время, когда компания оценит имеющиеся у нее навыки и решит, что ей необходимо внести изменения для достижения целей, изложенных в ее стратегии.

Стиль говорит о примере и подходе, который использует руководство для руководства компанией, а также о том, как это влияет на производительность, продуктивность и корпоративную культуру.

Персонал относится к персоналу компании, количеству сотрудников, их мотивации, а также к тому, как они обучены и готовы выполнять поставленные перед ними задачи.

Модель McKinsey 7-S применима в самых разных ситуациях, когда полезно понимать, как различные части организации работают вместе. Его можно использовать как инструмент для принятия решений о будущей корпоративной стратегии.

Структура также может использоваться для изучения вероятных последствий будущих изменений в организации или для согласования отделов и процессов во время слияния или поглощения. Элементы McKinsey Model 7s также можно использовать с отдельными командами или проектами.

Уровень менеджмента является важной составляющей успеха любой компании. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают его в соответствии с так называемой концепцией 7С.

Ключевые элементы концепции

Ключевыми элементами концепции 7С являются:

- стратегия, под которой подразумеваются планы и направления действия, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по

7C.jpg

- структура или внутренняя композиция организации, отражающая ее расчленение на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений в распределении власти между собой;

- системы или процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

- состав работников, который представляет собой важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

- стиль или способ, каким руководители управляют организацией, сюда же относится организационная структура;

- сумма навыков, которая определяет отличительные возможности ключевых фигур в организации;

- совместные ценности, под которыми подразумеваются смысл и содержание основных направлений деятельности организации.

Данная модель наиболее полно представляет состав и взаимосвязь внутренних элементов любой организации. Ее теоретическая состоятельность подтверждается успешной реализацией в компаниях и организациях самого разного направления.

Преимущества концепции 7С

К преимуществам модели можно отнести то, что она, не предлагая готовых вариантов стратегии, является хорошим способом осмысления основных внутренних факторов организации, которые оказывают влияние на её будущее.

Ссылки


Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Модель Маккинси 7С (или в английском варианте Mckinsey 7S) представляет собой удобный инструмент анализа внутренней организационной структуры и принципов работы компании. Модель анализирует 7 ключевых элементов микросреды организации и позволяет сделать выводы о том: насколько правильно выстроены и налажены бизнес-процессы внутри компании, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, насколько

McKinsey7S

Модель McKinsey 7S может помочь в улучшении внутренних бизнес процессов компании любого размера, увеличить производительность предприятия, спрогнозировать возможные последствия планируемых изменений оргструктуры, правильно объединить отделы и провести слияние компаний, определить лучший способ реализации стратегии развития компании.

Оглавление:

Разбираем модель 7S

Модель Маккинси 7С была разработана в 1980х годах группой консультантов консалтинговой компании McKinsey. Основными авторами модели считаются Том Питерс (Tom Peters) и Роберт Уотерман (Robert Waterman). Но назовем также ученых, которые также оказали помощь в разработке данного метода — Жюльен Филипс (Julien Philips), Ричард Паскаль ( Richard Pascale) и Энтони Афон (Anthony G. Athos). На сегодняшний момент модель получила мировое распространение и завоевала доверие многих руководителей бизнеса и специалистов по стратегическому менеджменту и маркетингу, которые используют ее для построения и оптимизации правильных бизнес-процессов внутри компании. Преимущество модели (по сравнении с другими моделями оценки микросреды компании) в том, что она делает акцент на важности человеческого фактора в развитии компании и рассматривает структуру предприятия не только со стороны имеющихся материальных ценностей.

В основе модели заложен анализ 7 ключевых элементов микросреды организации: стратегия, структура, система управления, стиль взаимоотношений внутри компании, состав работников, сумма навыков и система ценностей. Все элементы модели связаны между собой. Это означает, что изменение хотя бы в одной из перечисленных областей незамедлительно потребует изменения во всех остальных.

McKinsey7S

Система ценностей компании не случайно размещена в центре модели 7С. Авторы хотели подчеркнуть значимость и влияние сформированных принципов работы и миссии компании на все остальные элементы внутренней среды.

Описание элементов модели 7S

Стратегия

Стратегия означает долгосрочный план развития компании, помогающий повысить конкурентоспособность бизнеса и создать устойчивые конкурентные преимущества. Критерии правильной стратегии просты: она должна быть четко сформулированной, иметь долгосрочные цели, быть направленной на достижение конкурентных преимуществ, коррелировать с общими ценностями и миссией компании.

Структура компании

Под структурой в модели понимается способ организации взаимодействия между разными отделами в компании, с указанием принципов подчинения, приоритетности и зоны ответственности каждого отдела. Данный элемент модели является самым мобильным и легко поддается изменению.

Система управления

Система управления описывает повседневные процедуры работы компании. Данный элемент модели Маккинси 7С отвечает за то, как принимаются управленческие решения, как в целом ведется ежедневная работа в компании, какими способами и методами развивается бизнес.

Сумма навыков

Под навыками в модели понимается вся сумма способностей, возможностей и компетенций, которыми владеет персонал, работающий в компании на данный момент.

Состав работников

Данный элемент модели 7С отвечает за то: сколько сотрудников работает в компании, кто они по специальности, как в компании организованы принципы работы с персоналом: набор, обучение, мотивация и вознаграждение.

Стиль взаимоотношений внутри компании

По факту данный элемент характеризует стиль управления, принятый в компании. Значение руководителей высшего звена в компании и их роль в принятии важных решений по развитию бизнеса.

Система ценностей

Основной центральный элемент модели Маккинси 7С. Описывает нормы и стандарты взаимодействия, работы в компании; принципы корпоративной культуры и ключевые аспекты миссии предприятия.

Как использовать модель 7С на практике?

Мы подготовили описание основных шагов, которые должны быть вами сделаны в процессе использования модели McKinsey 7S на практике. Их всего 6: описание элементов, анализ противоречий, составление идеальной модели, определение ключевых изменений, внедрение изменений, повторный анализ модели (контроль).

№1 — Сбор информации

Первым шагом опишите каждый элемент модели, используя наш чек — лист (опросник), представленный ниже. Старайтесь описывать каждый элемент модели односложно, с использованием кратких фактов, но максимально подробно.

№2 — Анализ противоречий

№3 — Идеальная модель

№4 — План изменений

Четвертым шагом определите, как реорганизовать работу компании и какие ключевые изменения необходимо сделать, чтобы все элементы модели поддерживали и дополняли друг друга, чтобы исключить противоречия, которые тормозят развитие и снижают эффективность работы всей компании. В этом поможет сравнение фактической и идеальной модели между собой.

№5 — Внедрение изменений

Пятым шагом является внедрение запланированных изменений, которые должны улучшить работу компании. В любом процессе реализация проекта является самым сложным и важным этапом. Никакой анализ не сможет улучшить вашу компанию, если не будет воплощен в конкретные действия. Поэтому составьте специальную отдельную группу, которая будет внедрять, следить и контролировать внедрение изменений. Это могут быть сотрудники компании и сторонний персонал.

№6 — Контроль и мониторинг

Последним шестым шагом является контроль проведенной работы и повторное построение модели с анализом каждого из семи элементов. Изменение каждого отдельного элемента несет за собой частичное изменение всех остальных, поэтому важно отслеживать работу всех 7 элементов микросреды компании с определенно регулярностью.

Чек лист для анализа

Предлагаем короткий чек лист для анализа всех элементов микросреды компании по модели Маккинси 7С:

Система ценностей

Каковы основные ценности компании? (обычно закладываются и вытекают из миссии)
В чем состоит корпоративная культура организации?
Насколько сильно выражена каждая из заложенных ценностей?

Стратегия

В чем состоит наша стратегия и ключевые бизнес — цели нашей компании?
Как мы собираемся достигать поставленных бизнес-целей?
Что мы предпринимаем для противостояния конкурентам?
Как мы работаем с изменением покупательских предпочтений потребителей?
Как наша стратегия соотносится с ключевыми тенденциями изменения окружающей среды?

Структура

На какие подразделения делится наша компания и какова ее иерархия?
Каким образом каждый отдел взаимодействует с другими отделами и координирует свои действия?
Каким образом организована работа внутри проектных групп и как происходит формирование таких групп?
Как принимаются решения: централизовано или децентрализовано?
Такой тип принятия решений помогает или мешает сложившемуся процессу работы отделов?
Каковы основные приоритеты каждого отдела?

Система управления

Какими процессами, системами контроля и управления поддерживается работа компании?
(Требуется рассмотреть финансовую, кадровую систему; систему хранения документов и коммуникации.)
Как происходит контроль, мониторится и оценивается качество работы компании?

Стиль взаимоотношений внутри компании

Какой стиль управления используется в организации?
Эффективен ли используемый стиль управления? (эффективность должна быть рассмотрена с точки зрения производительности и успешности бизнеса)
Сотрудники компании работают в атмосфере внутренней конкуренции или кооперации?
Группы, работающие в компании, имеют реальный или номинальный характер?

Состав работников

Какие должности и специальности представлены в компании?
Какие должности пусты и должны быть заполнены?
ОБладает ли персонал достаточной компетенцией?

Сумма навыков

Какие навыки сотрудников являются сильными и значимыми?
Что компания и ее сотрудники умеют делать лучше всего?
Есть ли слабовыраженные (отсутствующие) навыки, которые необходимо улучшить (развить) для эффективной работы компании?
Как в компании построен контроль, мониторинг и оценка необходимых навыков и компетенций?

Краткий пример работы с моделью

Данный подготовленный нами упрощенный пример использования модели Маккинси 7С наглядно покажет, как должна применяться модель в работе реальной организации. В нашем примере мы рассмотрим изменение микросреды придуманной нами компании и покажем, как модель поможет решить организационные проблемы бизнеса.

Часть первая

Итак, представим: у нас есть стартап по предложению определенных услуг через Интернет. Основная стратегия компании — увеличение доли рынка. Так как компания была основана совсем недавно, она имеет простую структуру из нескольких руководителей и подчиняющихся каждому руководителю нескольких работников. Так как компания мала, то в ней нет сложных формальных систем координации действий работников. Модель Маккинси 7С для нашей компании выглядит следующим образом:

Элемент 7S Описание элемента Противоречие
Стратегия Постепенный охват рынка текущим ассортиментом (увеличение пенетрации) Нет
Структура Простая вертикальная структура подчинения в компании Нет
Система управления Несколько формальных систем, связанных с процессом взаимодействия с клиентами. Слабая система стратегического планирования, управления персоналом и развития новых направлений. Нет
Сумма навыков В компании есть немного персонала с узко специализированными навыками работы, остальные навыки реализуются руководством компании (основателями). Нет
Состав работников В компании есть несколько свободных рабочих мест. Мотивация сотрудников построена на получении вознаграждения от роста компании, сотрудники в качестве дополнительного вознаграждения получают акции компании, стоимость которых растет. Нет
Стиль взаимоотношений Демократичный, частично хаотичный стиль управления. Нет
Система ценностей Персонал компании мобилен, ценит работу в компании и доверяет друг другу. Нет

Все элементы компании хорошо соотносятся между собой и не противоречат друг другу. Компания является высокоэффективной и растет.

Часть 2

Наша компания выросла и теперь является зрелым бизнесом с 500+ сотрудниками и с 50% долей рынка. Структура компании постепенно превратилась с тяжелую бюрократическую машину, возникли новые системы мотиваций сотрудников. Система ценностей компании тоже развивалась и теперь ценными и значимыми являются энтузиазм и высокий профессионализм. прежние ценности (доверие и командная работа) перестали быть актуальными из-за большого количества новых сотрудников. Анализируя сейчас нашу компанию, мы можем построить следующую модель:

Элемент 7S Описание элемента Противоречие
Стратегия Постепенный охват рынка текущем ассортиментом (увеличение пенетрации) Да
Структура Бюрократическая машина Нет
Система управления Система обработки заказов и работы с клиентами, контроль работы отделов, управление персоналом. Да
Сумма навыков Навыки, связанные с продажей услуг, хорошо выражены в компании. Недостает управленческих и аналитических навыков Да
Состав работников Высокое количество работников и сложные системы их мотивации. Нет
Стиль взаимоотношений Демократичный, частично хаотичный стиль управления. Да
Система ценностей Энтузиазм и высокий профессионализм Да

Рассматривая много альтернатив, мы решили, что наилучшим образом соотносится с нашей компанией только 2 элемента микросреды: бюрократическая структура (помогающая выстроить систему подчинения и ответственности) и состав работников (который нам позволяет достигать поставленных целей на высокой уровне). Но другие 5 элементов микросреды теперь, при стремительном расширении компании, противоречат друг другу.

После такого анализа мы обнаружили, что стратегия компании теперь не является жизнеспособной. Завоевав большую долю рынка, все сложнее становится ее захватывать. И на данный момент лучшей стратегией роста является внедрение новых продуктов и географическая экспансия. Мы также увидели, что компании не хватает системы стратегического планирования, системы сбора и анализа информации. Данные системы необходимы для удержания существующей доли рынка и для координации действий всего бизнеса. Стиль управления — новая проблема компании, руководство не имеет навыков управления большой организацией и поддерживает демократичный стиль управления, мешающей росту компании. Управленческие навыки должны быть незамедлительно внедрены в систему компании.

Заключение автора

Мы показали упрощенную модель того, как необходимо работать с моделью McKinsey 7S. Модель достаточно проста, но на практике стоит невероятных усилий собрать все 7 элементов гармонично, чтобы исключить внутренние противоречия в компании и отладить работу бизнес процессов до совершенства.

Stik

Согласно модели McKinsey 7S внутренняя среда компании условно делится на 7 основных компонентов, управляя которыми можно наладить бизнес-процессы и эффективнее использовать ресурсы. Все элементы должны находиться в балансе при правильном и своевременном управлении. В этой статье мы подробно рассмотрим компоненты 7S, расскажем, как применить теоретические знания на практике, и покажем пример анализа предприятия.

История модели 7S

Теория 7S создана консультантами консалтинговой группы McKinsey в 1980-х годах. Главные идеологи и авторы концепции — Том Питерс и Роберт Уотерман. В разработке метода также участвовали Жюльен Филипс, Ричард Паскаль и Энтони Афон.

Модель применяют по всему миру — она получила признание среди руководителей бизнеса и специалистов по стратегическому менеджменту и маркетингу, которые настраивают бизнес-процессы внутри фирмы. Особенность теории Маккинси в том, что она подчеркивает значение человеческого фактора в развитии бизнеса, описывая структуру не только с точки зрения материальных ценностей.

В основе модели — анализ 7 основных компонентов микросреды компании: стратегия, структура, система управления, стиль взаимоотношений, состав сотрудников, сумма навыков и система ценностей. Все эти элементы неразрывно связаны между собой — изменение одного из них повлечет за собой перемены в других.


КАРТИНКА

Структура , стратегия и система управления организации — жесткие элементы, которые слабо зависят от личных качеств сотрудников, поэтому их проще оценить и преобразовать.

Система ценностей , сумма навыков , стиль отношений и состав персонала — гибкие элементы в большей степени связаны с корпоративной культурой, зависят от человеческого фактора и сложнее поддаются оценке, зато могут стать конкурентным преимуществом и основой для развития бизнеса.

Систему ценностей специально разместили в центре модели 7S. Авторы концепции хотели подчеркнуть значение миссии компании и влияние принципов работы на все остальные компоненты внутренней среды.

Жесткие элементы

Система

Совокупность процессов, без которых организация не может предоставить продукты и услуги. К ним относятся информационные технологии, такие как CRM, управление документооборотом и финансовые программы.

Для анализа элемента ответьте на вопросы:

  • Какие информационные технологии в организации наиболее важны?
  • Как они отслеживаются? Проводят ли структурный мониторинг и регулярную оценку?
  • Какие внутренние процессы соблюдаются? Подкреплено ли это документами?

Стратегия

План развития компании. При разработке стратегии важно четко фокусироваться на конечной цели — получении сильных конкурентных преимуществ.

Для анализа ответьте на вопросы:

  • В чем состоит план развития?
  • Каким способом вы планируете достичь своих целей?
  • Как вы справляетесь с конкуренцией?
  • Готовы ли вы к изменению спроса на ваш продукт?

Структура

Порядок взаимодействия между отделами фирмы. Определяет принципы подчинения, приоритетности и зону ответственности сотрудников. Повлиять на этот фактор проще остальных, он наиболее мобилен.

Для анализа ответьте на вопросы:

  • Как организована компания?
  • Какова внутренняя иерархия?
  • Как взаимодействуют разные отделы?
  • Как организованы внутренние проекты?
  • Решения принимаются централизовано или децентрализовано? Правильно ли это?

Гибкие элементы

Система ценностей

Включает в себя корпоративную культуру и отношения внутри компании. Миссия формирует основу системы ценностей — в нее заложена идея основателей, видение продукта, бизнеса и корпоративных взаимоотношений.

Система ценностей не напрасно в центре схемы — изменения в ней значительно влияют на остальные элементы.

Для анализа ответьте на вопросы:

  • Каковы ценности организации? Существует ли миссия и известна ли она подчиненным?
  • Как построена корпоративная культура?
  • Совпадают ли миссия и ценности с реальной ситуацией? Соблюдают ли их руководители?

Состав сотрудников

Подразумевает кадровую политику компании: количество сотрудников, их специальность, принципы работы с кадрами — набор, обучение, мотивация, вознаграждение.

Пример вопросов для анализа:

  • Какие компетенции и специализации присутствуют в команде?
  • Хватает ли этих компетенций?
  • Как развивать и мотивировать сотрудников?
  • Насколько довольны сотрудники?
  • Каково соотношение мужчин и женщин?

Стиль отношений

Каков стиль управления в вашей фирме — авторитарный, демократический или либеральный? Атмосфера внутри коллектива неформальная или формальная с четкой иерархией? Эти факторы влияют на эффективность персонала и формируют штат работников, которых вы привлекаете как компания.

Пример вопросов для анализа:

  • Насколько довольны все участники коллектива?
  • Сотрудники работают сообща и поддерживают друг друга или конкурируют между собой?

Сумма навыков

Навыки, способности и компетенции персонала, которые можно использовать для развития бизнеса. Элемент помогает выявить сильные стороны команды и потенциал фирмы..

Пример вопросов для анализа:

  • Какие обучающие курсы проходили сотрудники?
  • Существуют ли проекты, в которых пригодятся уникальные умения?

Использование модели McKinsey 7S

Анализ модели 7S помогает определить, какие элементы нужно перестроить, чтобы увеличить эффективность или сохранить равновесие в бизнес-процессах во время других изменений. Этими изменениями могут быть реструктуризация, новые процессы и системы, организационное слияние, смена руководства.

Шаг 1

Изучение модели и поиск несогласованных элементов

Изучите все компоненты S на основе вопросов, представленных в описании каждого элемента. Определите, насколько они согласованы друг с другом, — найдите пробелы, несоответствия и слабые места.

Пример: вы разработали стратегию, основанную на внедрении продукта, но матричная структура управления с конфликтующими отношениями препятствует развитию — несоответствие требует изменений стратегии или структуры.

Шаг 2

Поиск оптимальной структуры

Выясните, какой эффективной организационной структуры вы хотите достичь. Это поможет составить список целей и упростит план действий.

Второй шаг сложнее по нескольким причинам.

  • Во-первых: вам нужно представить сбалансированную модель, которой пока не существует.
  • Во-вторых: нет шаблонов и известных методик, по которым определяют идеальное состояние S. Все индивидуально, и вам придется провести исследования и сравнительный анализ, выяснить, как другие подобные предприятия справлялись с организационными изменениями и какие структуры используют.

Шаг 3

Планирование изменений

Составьте план действий: подробно опишите области, которые нужно скорректировать, и способы достижения цели. Если структура и стиль управления не согласованы с ценностями компании, придется решить, как перестроить отношения, — сменить руководителей или изменить их стиль управления, чтобы повысить эффективность команды.

Шаг 4

Реализация

Только хорошая реализация принесет положительный эффект. Воспользуйтесь помощью опытных коллег или профессиональных консультантов, чтобы правильно внедрить преобразования в вашу структуру.

Шаг 5

Отслеживание состояний 7S

Каждый из элементов может изменить состояние в любой момент. Изменения в одной области повлекут за собой перемены в другой и потребует внедрения новой организационной структуры. Поэтому важно постоянно наблюдать за состояниями компонентов 7S.

Пример анализа внутренней среды предприятия

Рассмотрим упрощенный пример с применением модели на предприятии.

Небольшой стартап предлагает услуги онлайн. Основная стратегия компании — увеличение доли на рынке. Стартап появился недавно — его структура проста и состоит из нескольких менеджеров и работников, которые выполняют конкретные задачи.

Баланс

Изначально все 7 элементов правильно согласованы. Небольшая фирма не нуждается в сложной матричной структуре и дорогостоящих бизнес-системах.

Читайте также: