Историография древней месопотамии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как и всякая человеческая цивилизация, Месопотамия оставила после себя обширный пласт информации, которая помогает сегодняшним исследователям ознакомиться с особенностями жизни, быта, культа древних жителей долины двух рек.

Источники, проливающие свет на историю Месопотамии делят на две группы - материальные и письменные.

К материальным источникам относят артефакты, найденные при раскопках городов, храмов, дворцов, гробниц, зиккуратов – ступенчатых башен. Археологические исследования городов Двуречья начались в середине $XIX$ века, инициированные Боттом, и сразу же увенчались грандиозным открытием: в Хорсабаде были найдены развалины дворца царя Ассирии Саргона. В $1845-1857$ гг. Лэйярд открыл остатки дворцов двух ассирийских столиц – Ниневии и Калахи $IX—VII$ вв. до н. э. Здесь были обнаружены скульптурные группы, статуи, барельефы со сценами повседневной дворцовой жизни, охоты, военных действий. Кроме этого, раскопки дали богатый материал для изучения культуры и истории ассирийского государства: исследования найденного оружия, украшений, предметов быта позволили ученым разобраться в особенностях жизни ассирийцев.

Во второй половине $XIX$ века при раскопках древне шумерского города Лагаша в Южной Месопотамии был найден целый архив глиняных клинописных табличек.

Систематически проводились раскопки в начале $XX$ века в крупных городах Месопотамии: Уруке, Джемдет-Наср, Уре, Эшнунне, Мари. В первых двух были обнаружены древнейшие археологические культуры эпохи неолита. В Уре археологи открыли две гробницы шумерских правителей $ІІІ$ тыс. до н.э. – царя Мескалам-дуга и царицы Шубад. Захоронения принесли большое количество ценных ювелирных изделий высокого уровня мастерства, оружия и погребальных обрядовых предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

Интересным вещественным памятником Двуречья можно назвать небольшие цилиндрические печати и их оттиски, которые в большом количестве обнаруживают в самой Месопотамии, Египте, Индии и других странах, что свидетельствует о широких контактах страны с внешним миром. Для печатей характерен свой собственный стиль, изображения, материал изготовления – для каждого города и эпохи разный, что позволяет синхронизировать исторические события.

Письменные источники истории Междуречья появляются в $IV–III$ тыс. до н. э. и делятся на несколько видов.

Хозяйственные документы позволяют восстановить систему экономики и социальных отношений: глиняные таблички с клинописью по содержанию являются документами хозяйственной отчетности, и содержат информацию об учете продуктов, количестве рабочих; документы торговых домов или купцов рассказывают о сделках, займах, расписках и проч. Обычно, это архивы документов в несколько десятков тысяч табличек, которые находят в городах при храмовых или государственных хозяйствах.

Юридические документы – важнейший источник для восстановления политической, экономической и общественной жизни страны: по ним можно проследить политический строй, религиозное мироввозрение, структуру семи, судебный процесс. В первую очередь к таким источникам относятся своды законов – ни одна страна Древнего Востока не продуцировала такого количества юридических сборников, как Месопотамия.

Древнейший их таких памятников, относящийся к концу $III$ тыс. до н. э. – свод законов Шульги, которым пользовались правители эпохи первых деспотий, но от него сохранилось лишь несколько статей. Также фрагментарно сохранились своды начала ХХ века до н. э.: законы из Эшнуны, Ларсы и Иссина.

Серединой $ІІ$ тыс. до н. э. датируется судебник из Ашшура – сборник среднеассирийских законов древнейшей столицы государства; и серединой $І$ тыс. до н.э. – фрагменты законов Нововавилонского царства, составленные, возможно, во время правления Навуходоносора $ІІ$.

Группу источников, проливающую свет на межгосударственные отношения Месопотамии и других стран, составляют дипломатические документы. К ним относят договоры между городами Двуречья, переписки правителей Междуречья с соседними сирийскими, финикийскими княжествами, письма к египетским фараонам, международные договора мирного характера, а также договоры ассирийских царей с зависимыми территориями. Отдельную нишу в такой корреспонденции занимают секретные донесения разведчиков и послов, в основном военного характера.

Надписи исторического содержания также представляют значительный интерес как письменные источники – их оставляли правители шумерских городов. В надписях освещаются события большой политической или социальной важности – реформах, принятых законах, подавленных восстаниях. Надписи же ассирийских царей отличаются лаконичностью, сжатостью изложения и повествуют в основном о военных событиях или строительстве.

Исторический интерес представляют необычные источники – запросы царей к оракулам для определения исхода важных событий или предсказания судьбы.

В государствах Двуречья существовал особый вид документации – царские списки, куда вносился перечень царей, в Ассирии – верховных чиновников. Такие списки помогают установить хронологию царствования и историю древней Месопотамии. Собственно исторические труды появились в Междуречье куда позднее, в $IV–III$ вв. до н. э.

Отдельную специфическую группу источников истории представляют памятники словесности. К ним относят эпические поэмы о Энмеркаре, Гильгамеше, легенды о правителях; пословицы и поговорки.

Удачное расположение в центре ближневосточного и средневосточного мира, позволило Месопотамии поддерживать контакты со многими странами, поэтому на их территории также можно обнаружить множество свидетельств о её истории, быте и культуре. Например, во время раскопок при сирийском Алеппо (Халпа) был обнаружен шумерский архив $ІІІ$ тыс. до н.э., состоящий из литературных текстов, учебников, деловой, торговой и государственной документации.

В числе источников из других стран стоит также назвать Библию, которая рассказывает о походах ассирийских и нововавилонских царей в Восточное Средиземноморье, об межгосударственных отношениях Палестины и Месопотамии.

Историография Древней Месопотамии

Археологические раскопки и расшифровка клинописи позволила ученым начать изучать историю и культуру древней Месопотамии, а так как их внимание сперва привлекла Ассирия, то новая дисциплина получила название ассириология. Позднее круг её интересов расширился за счет изучения шумерских и вавилонских памятников, но название сохранилось.

Первые попытки изучения истории Двуречья относятся к началу $XIX$ века, но все они сводились к использованию работ античных авторов. Введение в научный оборот других источников, например, клинописи, позволило изучать язык и письменность шумер, вавилонян и ассирийцев, а также поставить вопрос о происхождении шумер, взаимодействии шумер и вавилонян. Этими вопросами интересовались Л. Вуллей, Г. Чайльд (Англия), Галеви (Франция), Л. Кинг, С.Н. Крамер (США), Б. Грозный.

Экономической историей Месопотамии, общественным строем, хозяйственной жизнью, торговлей занимались французские ученые Кюк, Жан Контено, Фрнсуа Тюро-Данжен.

В России отцом русской ассириологии считают М.В. Никольского , который вместе с А.А. Ивановским в конце $XIX$ века работал над изучением памятников урартской культуры; большую ценность составляет его труд о документах хозяйственной отчетности архивов Шумера и Аккада, иллюстрирующих социально-экономические отношения древнейших народов Месопотамии.

Следующее поколение русских ассириологов отметилось работой И.М. Волкова, которые осуществил перевод на русский язык сборника законов Хаммурапи, и В.К. Шилейко, которому принадлежит ряд переводов клинописей шумерских правителей, а также религиозных, литературных, астрологических и астрономических текстов.

В советский период стоит отметить работы академика В.В. Струве о вопросах социально-экономических отношений в Древней Месопотамии, в частности рабства на основе документов хозяйственны отчетов больших храмовых и царских хозяйств времен III династии Ура. И.М. Дьяконов и Н.М. Никольский исследовали вопросы о формах общины и труде общинников в Двуречье. Академик А.И. Тюменев посвятил свою работу государственному хозяйству древнего Шумера, изучением искусства, материальной культуры и религии посвящены работы Н.Д. Флиттнер.

Осада крепости. Ассирийский рельеф из дворца Ашшурназирпала. IX в. до н. э.

Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы: 1) памятники древневосточной письменности, 2)памятники материальной культуры и 3) свидетельства античных авторов. Наибольшее значение для историка имеют древневосточные документы, так как они фиксируют факты социально-экономической истории, политические события и отражают уровень развития культуры того времени. Большое значение имеют также и памятники материальной культуры, свидетельствующие об уровне развития хозяйства, техники и быта народов Месопотамии. Меньшее значение имеют свидетельства античных авторов. Однако ими не должен пренебрегать современный исследователь, располагающий более надёжными и полными источниками.

Античные авторы были свидетелями последних веков существования цивилизаций древнего Востока. Они многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря ныне утерянным источникам. Свидетельства античных авторов во многом подтверждаются подлинными памятниками древневосточной письменности. Наконец, античные авторы стояли на более высоком уровне культурного развития, чем представители древневосточного мира. Но современный историк должен подходить к изучению трудов греческих и римских писателей с большой критической осторожностью. Свидетельства античных авторов необходимо всегда сопоставлять с соответствующими показаниями древневосточных документов и памятников. Современный исследователь обязан учитывать тенденцию того или иного писателя, в частности историка древности, характер его мировоззрения. Наконец, следует учесть и ту степень модернизации, которую вносит античный автор в своё повествование.

Широко используя в своём рассказе древние мифы и народные сказания, Геродот часто выдаёт их за исторические факты. Так, основателем ассирийского царства Геродот считал Нина, сына Бэла, происходящего из рода Гераклидов. Однако при тщательном критическом анализе труда Геродота современный историк может использовать многие факты, им описанные.

Значительно меньшее научное значение имеют свидетельства Ктесия Книдского, родившегося во второй половине V в. до н. э. Ктесий внёс в свой очерк ассирийской истории множество народных легенд, как, например, легенду о мудром Ахикаре, везире Синахериба и Асархаддона, о Нине и Семирамиде, основателях ассирийского царства, и др. Все эти легенды образуют пёструю смесь восточных сказаний с более поздними греческими версиями. Однако в некоторых случаях Ктесий мог опираться и на более достоверные источники, в частности на царские пергаментные свитки, которые он имел возможность изучать в царских архивах в Сузах, куда он имел доступ в качестве придворного врача персидского царя Артаксеркса. Труд Ктесия не сохранился до наших дней. Отдельные выдержки из Ктесия сохранились у Диодора.

a. Письменность: Расшифровка клинописи. Первый источник – трилингва персепольского дворца (персидский, аккадский, эламский; найдена в XVIII Нибуром). Затем Бехистунская надпись, глиняные таблички. Персидская, как самая простая, (всего 39 знаков) расшифрована первой (флагман - Гротенфенд). Расшифровка аккадской затянулась до конца века (флагман – Раулисон. Итог: грамматика и словарь аккадского языка Делича, 90-е гг.). На этой базе создаётся ассирология, которая, по мере накопления материала активно членится. Шумерская клинопись расшифрована в первой половине XX (спасибо Тюро-Данжену, Пебелю и пр.)

b. Маткультура (история архизучения): Первые раскопки – с середины XIX: Ботт находит резинцию Саргона II. Лэйярд – Ниневию. Эта находка открывает период раскопок крупнейших городов по Месопотамии (до нач. XX вв.). Помимо: дворец Ашшурбанапала, обшивка Балаватских ворот – нашёл Рассам. Найдено большинство архивов (см. воп. 20). Во второй половине – Шумер. В начале XX – Вавилон. Все раскопки этого периода – дилетанство по большей части. В межвоенный период найден архив Мари, проводятся раскопки Ура. Новый период – после войны: профессионально, обращение к уже копавшимся памятникам на новом уровне, интерес к древнейшей истории.

2. Обработка материала и создание научных трудов:

a. Первое время ассирология – комментарии к Библии. Ничего серьёзного

b. С конца XIX начинается масштабное издание дешифрованных документов, работа усиливается во 2/2 XX (флагман - Крамер). Одновременно – первые общие труды по истории Месопотамии (Бецольд и Майнснер, Оппенхейм). Положен первый камень.

1. Накопление материала: в основном - XIX-1/2 XX.

a. Письменность: Расшифровка клинописи. Первый источник – трилингва персепольского дворца (персидский, аккадский, эламский; найдена в XVIII Нибуром). Затем Бехистунская надпись, глиняные таблички. Персидская, как самая простая, (всего 39 знаков) расшифрована первой (флагман - Гротенфенд). Расшифровка аккадской затянулась до конца века (флагман – Раулисон. Итог: грамматика и словарь аккадского языка Делича, 90-е гг.). На этой базе создаётся ассирология, которая, по мере накопления материала активно членится. Шумерская клинопись расшифрована в первой половине XX (спасибо Тюро-Данжену, Пебелю и пр.)

b. Маткультура (история архизучения): Первые раскопки – с середины XIX: Ботт находит резинцию Саргона II. Лэйярд – Ниневию. Эта находка открывает период раскопок крупнейших городов по Месопотамии (до нач. XX вв.). Помимо: дворец Ашшурбанапала, обшивка Балаватских ворот – нашёл Рассам. Найдено большинство архивов (см. воп. 20). Во второй половине – Шумер. В начале XX – Вавилон. Все раскопки этого периода – дилетанство по большей части. В межвоенный период найден архив Мари, проводятся раскопки Ура. Новый период – после войны: профессионально, обращение к уже копавшимся памятникам на новом уровне, интерес к древнейшей истории.

2. Обработка материала и создание научных трудов:

a. Первое время ассирология – комментарии к Библии. Ничего серьёзного

b. С конца XIX начинается масштабное издание дешифрованных документов, работа усиливается во 2/2 XX (флагман - Крамер). Одновременно – первые общие труды по истории Месопотамии (Бецольд и Майнснер, Оппенхейм). Положен первый камень.





История древнего мира.

До середины прошлого столетия в распоряжении историков имелись отрывочные, противоречивые и часто искаженные сведения о народах, обитавших в древности в бассейне Тигра и Евфрата (в Месопотамии).

В разных книгах так называемого Ветхого завета неоднократно упоминаются Вавилония и Ассирия, но интерес к ним носит односторонний характер. Описываются войны и мирные взаимоотношения этих государств с Израилем и Иудеей.

Некоторые сведения о прошлом Вавилонии и Ассирии сохранил знаменитый греческий историк Геродот, посетивший в середине V в. до н. э. ряд восточных стран.

О Шумере, Аккаде и Старовавилонском царстве они вообще ничего не помнили. Из нововавилонских царей помнили только самого последнего — Набонида, а сооружения, оставшиеся от Навуходоносора (правившего за 100 лет до путешествия Геродота), приписывали царице Нитокриде, которая в повествовании греческого историка заняла место своего знаменитого супруга.

Довольно хорошо описывает Геродот экономику долины Тигра и Евфрата (роль ирригации, использование речных судов для торговли с Арменией и т. д.), а также быт населения. Правда, и тут дело не обходится без искажения. Преувеличивается плодородие страны (дававшей будто бы урожай сам-300). Приводится ряд занимательных бытовых анекдотов, не имеющих исторической ценности. Конечно, Геродот не был виноват, что не имел доступа к архивам и библиотекам древневосточных стран и должен был ограничиваться устной традицией, передававшейся ему случайными и порой недобросовестными собеседниками.

Другие античные историки и географы также приводили далекие воспоминания о прошлом Вавилонии и Ассирии, перемешанные с легендами и нравоучительными рассказами о той же Семирамиде, совершившей будто бы поход в Индию, или об изнеженном и развратном Сарданапале, при котором погибла Ассирийская держава.

Поскольку Берос был образованным вавилонянином, он мог использовать подлинные письменные источники, хранившиеся в вавилонских храмах.

В объяснении исторических событий Берос проявил ярко выраженную религиозную тенденцию. Труд Бероса до нас к тому ж в отрывках, что также снижает его ценность.

В заключение можно сказать, что всех этих сведений, изложенных на еврейском, греческом, латинском языках, было явно недостаточно для воссоздания истории древней Месопотамии. Все эти данные характеризуют главным образом события I тысячелетия до н. э., да и то с большими лакунами и искажениями.

Только восстановление забытых языков, на которых говорили древние обитатели долины Тигра и Евфрата, могло открыть возможность углубленного изучения их истории: Для этого нужно было прежде всего расшифровать так называемую клинопись, которая совершенно вышла из употребления почти две тысячи лет тому назад (в I в. н. э.) Большинство клинописных текстов было погребено глубоко под землей, но некоторые из них сохранились на поверхности скал или на стенах полуразрушенных зданий.

Несколько копий этих надписей было привезено в Европу, и начались попытки их изучения. Прежде всего было установлено, что сделаны они на трех языках. Эта догадка впоследствии подтвердилась. Древнеперсидские цари, столицей вернее, одной из столиц которых был Персеполь, приказывали высекать свои надписи на персидском, эламском и вавилонском языках.

Гораздо дальше двинул дело Г. Роулинсон — английский офицер, прикомандированный к правительству персидского шаха. Выполняя свои военные, дипломатические и агентурные обязанности, он совершал частые путешествия по Ирану имел возможность знакомиться с подлинными памятниками.

Ему удалось с большим трудом снять копию огромного клинописного текста, высеченного на отвесном склоне Бехистунской скалы (близ западной границы Ирана на высоте около 100 метров). На кропотливую работу по ее изучению ушло 12 лет (1835-1847 гг.), но зато результаты оказались превосходящими всякие ожидания. Это была надпись того самого Дария, имя которого прочел Гротефенд; и на тех же трех языках.

На этот раз удалось разгадать не 9, а несколько сот знаков и сверить персидский текст с параллельными (вавилонским и эламским). Делу помогло то обстоятельство, что корни вавилонских слов оказались весьма близкими к соответствующим еврейским и арабским.

Конечно, Роулинсон не один проделал всю эту работу. Его продолжателями был ряд исследователей (английских, французских, немецких).

Первоначально находились еще скептики, которые не верили, что причудливые сочетания клиньев передают какие-то созвучия и понятия. Переводы клинописных текстов, сделанные первыми ассириологами, считались плодом фантазии. Однако, когда в одной надписи было найдено указание, что у истока Тигра высечены на скале изображения двух ассирийских царей, и снаряженная в указанное место экспедиция действительно обнаружила эти памятники, то всякие сомнения отпали.

Одновременно с филологическими изысканиями производились археологические раскопки, доставлявшие не только памятники материальной культуры, но и десятки тысяч новых текстов. Под бесчисленными холмами, выделяющимися на ровной поверхности долины Тигра и Евфрата, оказались скрытыми развалины давно исчезнувших городов.

В 40-х годах прошлого столетия английский археолог Лэйард раскопал руины ассирийской столицы Ниневии и при обследовании остатков дворца обнаружил огромную библиотеку царя Ашшурбанипала ( VII в. до н. э.), состоящую из 20 000 глиняных книг (таблеток, покрытых клинописными знаками).

Развитие клинописных знаков из пиктограмм

Наряду с надписями на вавилоно-ассирийском языке оказалось немало текстов на совершенно особом языке, отличающемся и от семитических и от иранских.

Вскоре выяснилось, что на нем говорил народ, о котором не имели представления ни библейские, ни античные авторы, ибо он исчез еще во II тысячелетии до н. э., слившись с вавилонянами ассирийцами. Однако литературное наследие этого высококультурного народа сохранилось и тщательно изучалось писцами ассирийских царей. С помощью составленных ими словарей, справочников и построчных переводов ученые смогли восстановить шумерский язык, который почти четыре тысячи лет тому назад перестал быть разговорным. Открытие его было настолько неожиданным, что многие филологи усомнились в самом существовании шумерского народа и считали, что загадочные надписи составлены на искусственном языке, специально изобретенном для записи секретных сведений и религиозных тайн. Шумерская письменность называлась криптографией (тайнописью). В дальнейшем эти сомнения не подтвердились. В 70-х годах прошлого века французская археологическая экспедиция раскопала развалины шумерского города Лагаша, где были найдены изображения самих шумеров с их своеобразными внешними чертами и многие надписи на их языке без каких-либо переводов. В их числе были договоры, списки продуктов и другие деловые документы, которые не было никакого смысла засекречивать.

Все эти строения относятся к поздней стадии существования города (VII-VI вв. до н. э.). Более ранние сооружения исчезли (в результате неоднократных разгромов и пожаров). Зато от Старовавилонского царства дошел до нас ценнейший памятник, найденный за пределами страны, в столице соседнего государства Элам — городе Сузах, куда он попал в качестве военного трофея. Это был черный базальтовый столб с начертанными на нем законами вавилонского царя Хаммурапи. Его обнаружили в самом начале X Х в. французские археологи, раскапывавшие развалины эламской столицы. Из более поздних раскопок следует отметить открытие гробниц в шумерском городе Уре и огромного дворца в семитском городе Мари (к северо-западу от Вавилона).

Изыскания археологов и филологов создали базу для изучения истории народов древней Месопотамии. Изучалась главным образом политическая и культурная история страны. В центре внимания ученых оказались войны и строительная деятельность царей, а также мифы и легенды о богах и героях. Английский ассириолог Дж. Смит (простой наборщик, ставший благодаря упорному труду и энергии крупным ученым) открыл текст вавилонского мифа о потопе, послуживший прообразом соответствующего библейского мифического повествования. Немецкий семитолог и ассириолог Ф. Делич пытался почти все содержание Ветхого завета свести к заимствованиям из Вавилона, что, конечно, является преувеличением.

Еще дальше пошел другой немецкий востоковед — Г. Винклер, возглавивший школу панвавилонистов. Вавилонский народ оценивался этой школой исключительно одаренным по своей природе, распространившим свое влияние вплоть до Китая и Южной Америки. Все эти крайности подверглись суровой критике со стороны других исследователей (в том числе крупнейшего русского востоковеда Б. А. Тураева).

Однако нельзя отрицать значительные достижения Вавилонии в различных сферах экономики и духовной культуры и ее влияния на ряд других стран (хотя далеко не в таких фантастических масштабах, как утверждали панвавилонисты).

Надо также учитывать, что многие литературные сюжеты и научные открытия вавилоняне восприняли от шумеров (это неоспоримо доказал американский шумеролог С. Н. Крамер).

К социально-экономической истории народов древней Месопотамии интерес появился не сразу. Лишь в конце прошлого века М. В Никольский обратил внимание на документы хозяйственной отчетности Шумера и Аккада и изучил их. В изучении юридических документов древнего Двуречья много сделал русский ученый — И. М. Волков.

На иной путь исследования встал советский историк В. В. Струве, который детально изучил царско-храмовые поместья Шумера конца III тысячелетия до н. э. и установил, что в них преобладала эксплуатация рабского труда. Его перу также принадлежат ценные исследования о расширении круга полноправных жителей в древнем Двуречье, о борьбе за ограничения рабства-должничества и т п.

Большое значение имеют капитальные работы И. М. Дьяконова, в частности разработка им проблемы земельных отношений, развития и разложения патриархальной семьи и сельской общины, политического строя Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Из других советских ассириологов и шумерологов следует упомянуть В. К. Шилейко, А. П. Рифтина, Л. А. Липина, Н. Б. Янковскую, В. А. Як6сона, А. Г. Кифишина, Р. А. Грибова, В. А. Белявского, С. С. Соловьеву.

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.- 287 с.

Читайте также: