Проблема индивидуальности свободы и творчества в литературе возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: "О преимуществе и превосходстве человека" - Фацио, "О наслаждении как истинном благе" - Лоренцо Валла, "О благородных нравах и свободных науках" - Верджерио, "О достоинстве" - Манетти, "Против лицемерия" (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), "О благородстве законов и медицины" - Салютати, "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" – Петрарка 1 .

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

Человек как творец самого себя

Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Обратимся к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой "Речи о достоинстве человека". Сотворив человека и "поставив его в центре мира", Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю" 5 .

Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Возрождение.

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: "О преимуществе и превосходстве человека" - Фацио, "О наслаждении как истинном благе" - Лоренцо Валла, "О благородных нравах и свободных науках" - Верджерио, "О достоинстве" - Манетти, "Против лицемерия" (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), "О благородстве законов и медицины" - Салютати, "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" – Петрарка 1 .

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин - как в средние века, так и любую другую эпоху, - для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Обращают на себя внимание философские воззрения итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики - это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь - высшая ценность. а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости 2 .

Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла - сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.

Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Валлой, как "благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела", и именно наслаждение объявляется "высшим благом".

Лоренцо Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо - это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее благо - это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы мы встречаем такие понятия, как "личное благо", "личный интерес". Именно на них строятся отношения людей в обществе 3 .

Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.

Если Лоренцо Валла - гуманист первого периода Возрождения, то Мишель Монтенъ (1533-1592) - второго периода.

М. Монтеня называют "последним гуманистом". Если мы перечислим названия глав его книги "Опыты", то поймем, что Монтень пишет нечто вроде "учебника жизни": "Час переговоров - опасный час". "О наказании за трусость", "Выгода одного - ущерб другого", "Об умеренности", "О законах против роскоши", *О бережливости древних", "О возрасте", "Различными средствами можно достичь одного и того же", "О родительской любви", "О славе". "О жестокости", "О самомнении", "О трех видах общения" и др. Первоначально "Опыты" задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.

Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял "Опыты", поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог - абсолютное бытие, а человек, как его творение - исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в "первопричину", в самую сущность вещей. Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, "взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа. " 4 .

Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: "Как прожить человеку жизнь?" В отличие от скептиков Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума, а не на его отрицание.

Своими философскими рассуждениями Монтень дал мощный заряд как позднему Возрождению, так и философии Нового времени. Его "Опыты" представляют несомненный интерес и для современных людей.

Название работы: Проблема индивидуальности в эпоху Возрождения

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе.

Размер файла: 44.5 KB

Работу скачали: 16 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

В современной философии

Проблема индивидуальности в эпоху Возрождения

Доцент студент гр. Д-112

_________ Быстрова А.Н. ___________ Харитонова С.Д.

2012 год
Содержание

  1. Вступление……………………………………………………………………………………..3
  2. Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения…………………4
  3. Заключение…………………………………………………………………………………….7
  4. Библиография…………………………………………………………………………………8

Проблема индивидуальности является одной из сложнейших, хотя множество различных наук с разных точек зрения рассматривали этот вопрос. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы индивидуальности.

Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения.

В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Лосев А.Ф. считает, что только одно обстоятельство необходимо иметь в виду, чтобы все подобного рода рассуждения об индивидуализме эпохи Ренессанса (Возрождения) не превратилось в общую фразу и не стали той банальной характеристикой, которой историки пользуются для изображения самых разнообразных исторических эпох. Это обстоятельство заключается в том, что выдвинувшаяся на первый план человеческая личность обязательно мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно. Это важно прежде всего для характеристики самого искусства эпохи Ренессанса, которое доводит самодовлеюще-эстетическую форму Фомы Аквинского до рельефно представляемого и изображаемого тела. Но эта телесно-рельефная индивидуальность , эта личностно-материальная человеческая субъективность, эта имманентно-субъективная данность человеку всего окружающего, вплоть до самых последних тайн, совершенно заново ориентирует человека и все его жизненное самочувствие. Человек как бы обновляется, молодеет и начинает находить счастье своей жизни в беззаботности, в легкой и эстетической самоудовлетворенности, в красивой жизни, о бездонных глубинах и о трагической напряженности которой человеку Ренессанса часто вовсе не хочется думать.

В эпоху Возрождения индивид становится гораздо более самостоятельным. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя быть обязанным традиции – индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонний человек – вот идеал человека в эпоху Ренессанса. Теория архитектуры, живописи , математики, механики, картографии, философии, этики, эстетики, педагогики – таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового ,он видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Я хочу выделить еще одного яркого человека Эпохи Возрождения , это Леонардо да Винчи. Он был великим художником и ученым. Для современников Леонардо был очень большой художник с бесконечными и непонятными причудами, который готов был бросить кисть по всякому, иной раз совершенно пустому поводу и творчество которого дало, поэтому чрезвычайно скудные плоды. Богатырские силы его духа бросались в глаза, возбуждали ожидания, вызывали искательство.

В.П. Зубов рассуждает его как Леонардо-ученого. Леонардо предугадывает ряд важнейших технических и научных открытий XVI - XVII веков: он изучает законы сопротивления материалов, которые позднее будет изучать Галилей, законы гидростатики, изучаемые в середине XVII века Паскалем, законы трения, изучаемые Амонтоном ( 1699) и Купоном(1781), кладет начало теории волн, позднее разрабатываемой Ньютоном, л’ Эми и другими, формулирует основные принципы теории окаменелостей, которой на протяжении всего XVI и XVII веков придется бороться за свое призвания, изучает законы филлотаксиса до Броуна (1658), пепельный свет луны до Мест лика (1596).

А вот А.М. Эфрос рассуждает его как Леонардо- художника. Художественная слава Леонардо находится в решительном несоответствии с пониманием его искусства. Его имя знает каждый; его творчество ясно немногим. Действительно, Леонардо самый трудный из мировых гениев кисти. Ни у одного художника нет такого разрыва между гениальностью и общедоступностью.

То что принято называть Возрождением было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами.

Многообразие незатвердевших социальных ролей обеспечивало правящему слою устойчивость и выковывало в его сердце блестящих людей , более того – создавало общую атмосферу, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. Ренессанса не было бы без созданных этой общественной силой, которой принадлежала исходная историческая инициатива, благоприятных экономических и политических обстоятельств, без особого типа личности и деятельности, подлежавших духовному освоению и нуждавшихся новой социальной педагогике.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

В заключении я хочу сказать, что в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии. Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Вслед за Италией эпоха Возрождения прокатилась по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

Итак, рассматривая человека как венец мироздания и столь высоко оценивая его возможности и способности, философы эпохи Возрождения в целом правильно отражали реальные процессы, развивавшие социальную и творческую активность индивида. Но это была лишь одна сторона эпохи Возрождения. Вторая ее сторона – это то, что не связанная никакими рамками и ограничениями индивидуальная активность порождала безудержный эгоизм, пренебрежение всеми моральными нормами, нравственными принципами ради достижения цели. Даже самые блестящие деятели этой эпохи постоянно демонстрировали неприглядные свойства обратной стороны возрожденческого титанизма.

К литературе эпохи Возрождения относятся произведения, созданные в период с конца 13 до начала 17 столетия. В это время были сформированы принципы современной литературы. Для литературных произведений эпохи Ренессанса характерны прогрессивный гуманизм, радость жизни, возвращение к идеалам античности, гармония с окружающим миром, чрезмерная эмоциональность. Идеи гуманизма берут свое начало в Италии и в кратчайшие сроки распространяются по всему миру.

Особенное внимание в своих сочинениях писатели уделяют личности человека со всеми ее проблемами, отвлекаясь от религиозной идеологии, которая царила в период Средневековья.

Литература эпохи Возрождения в Италии

Ход зарождения идей гуманизма можно проследить у итальянского автора - Данте Алигьери. Данте по-другому воспринимает природу: у него она является символом преобладающих в обществе настроений, у более поздних авторов природа является чем-то, что приносит радость своей естественностью и реальностью. В Италии раньше, чем в других государствах начали зарождаться капиталистические отношения, для развития которых было необходимо избавление от гнета феодализма и контроля церкви. Активное участие в политической жизни стала принимать буржуазия.

Культурные деятели развернули борьбу с мистикой, аскетизмом и подчинением жизни религии. Писатели обращались к народному фольклору. Первыми гуманистами были признаны Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. К литературным деятелям итальянского Возрождения относятся также: Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино и Бернардо Довици.

Литература эпохи Возрождения во Франции

Пока лидирующие позиции в Италии занимала буржуазия, во Франции власть была все еще сосредоточена в руках монархии, активно развивался абсолютизм. Помимо этого, во Франции также происходило активное развитие протестантизма.

В литературе ощущается большое влияние итальянской культуры. Местная знать приглашает ко двору итальянских писателей, в том числе – Леонардо да Винчи.

Для французской литературы характерно расширение используемых тем, огромный круг интересов, реалистичный подход к окружающему миру. На первом этапе наблюдается преобладание идей оптимизма и гуманизма, на втором – сомнений и разочарований, являющихся следствием политических неурядиц.

Литература эпохи Возрождения в Германии

Немецкая литература характеризуется разнородностью.

Литература эпохи Возрождения в Англии

В Англии становление капитализма протекает быстрее, чем во Франции – власть быстро переходит в руки буржуазии, формирующей новое дворянство с новыми взглядами.

Главной чертой английской литературы является отсутствие единого языка: знать в повседневном общении использовала преимущественно французский, горожане и крестьяне общались на огромном количестве диалектов, а официальной и вовсе считалась латынь. Большая часть сочинений издавалась на французском языке, к середине 16 столетия на первое место выходит английский. Тогда же в английскую литературу просачиваются идеи итальянского гуманизма.

Одной из наиболее значимых фигур в английской литературе является Томас Мор, настаивающий на гармоническом развитии личности и преобладании интеллекта.

Ведущей поэтической формой является сонет. Литература развивается преимущественно в сфере поэзии и драматургии, в которой превзошли все другие страны. В пьесах смешивались разные жанры и разные темы, в основе было античное наследие. Звание самого известного драматурга носит Уильям Шекспир.

Литература эпохи Возрождения в Испании и Португалии

В Испании и Португалии активно развивалась драматургия. Становлению театра эти страны обязаны творчеству Лопе де Вега: именно он объединил в своих произведениях комедию и трагедию.

Развивалась также поэзия, жанры романа и новеллы . В эпоху Ренессанса зародился традиционный испанский жанр плутовского романа.

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, — даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, — индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404–1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т. д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин — как в средние века, так и любую другую эпоху, — для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т. д. и т. п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т. д. — содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

II КЛАССИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ И ДВОЙСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ

3. Закон индивидуальности

3. Закон индивидуальности Моменты, которые составляют содержание закона, суть, с одной стороны, сама индивидуальность, а с другой стороны, ее всеобщая неорганическая природа, т. е. оказавшиеся налицо обстоятельства, ситуация, обычаи, нравы, религия и т. д.; исходя из них и

3. Бунт индивидуальности или безумие самомнения

3. Бунт индивидуальности или безумие самомнения Таким образом, то, что для этой формы самосознания вытекает как истинное из его опыта, противоречит тому, что она есть для себя. Но то, что она есть для себя, само имеет для нее форму абсолютной всеобщности, и это есть закон

2. Общий ход вещей как действительность всеобщего в индивидуальности

2. Общий ход вещей как действительность всеобщего в индивидуальности Теперь всеобщее должно получить от добродетели свою подлинную действительность путем снятия индивидуальности, принципа извращения; цель добродетели в том, чтобы этим путем вывернуть обратно

1. Понятие индивидуальности как реальной индивидуальности

1. Понятие индивидуальности как реальной индивидуальности Понятие этой индивидуальности, поскольку она как таковая для себя самой есть вся реальность, есть прежде всего результат; она еще не проявила своего движения и реальности и выявлена здесь непосредственно как

(β) Двойственность сознания индивидуальности

(?) Двойственность сознания индивидуальности В то же время сущность разделяется по своей форме или знанию. Действующий дух противостоит как сознание предмету, на который направлена его деятельность и который тем самым определен как негативное знающего; совершающий

(γ) Гибель индивидуальности

(?) Гибель индивидуальности Сознание раскрыло эту противоположность благодаря совершению поступков; действуя согласно данному в откровении знанию, оно на опыте узнает его обман, и отдавшись, со стороны содержания, одному атрибуту субстанции, оно оскорбило другой и тем

(β) Отсутствие сущности в абстрактной индивидуальности божественного

(?) Отсутствие сущности в абстрактной индивидуальности божественного Разумное мышление освобождает божественную сущность от ее случайной формы и, в противоположность не постигнутой в понятии мудрости хора, высказывающего всевозможные нравственные изречения и

Индивидуальности — вэйлансы

Общество и Свобода Индивидуальности. Интервью

Общество и Свобода Индивидуальности. Интервью Представляется, что социальные правила являются основной потребностью человеческих существ. Все же ни одно общество до сих пор не помогло человеку реализовать себя. Не будете ли вы добры объяснить, какого рода отношения

II Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности

1. Иллюзия индивидуальности

1. Иллюзия индивидуальности В предыдущих главах я постарался показать, что в современной промышленной системе, и особенно в ее монополистической фазе, есть факторы, вырабатывающие тип личности, для которой характерно ощущение бессилия, одиночества, тревоги и

ГРАНИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ГРАНИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Он пришел повидать нас, окруженный своими учениками. Среди них были состоятельные и бедные, высокопоставленный чиновник и вдова, фанатик и улыбающийся молодой человек. Это была радостная и счастливая группа, и тени плясали на белом доме. В густой

IV. Недостатки учений о я как о духовно-телесной индивидуальности

IV. Недостатки учений о я как о духовно-телесной индивидуальности Большинство дифференцированных элементов восприятия принадлежит действительно к числу внутрителесных процессов (цвета, звуки и т. п.); это значит, что, воспринимая объект, мы различаем в нём преимущественно

1. Иллюзия индивидуальности

1. Иллюзия индивидуальности В предыдущих главах я постарался показать, что в современной промышленной системе, и особенно в ее монополистической фазе, есть факторы, вырабатывающие тип личности, для которой характерно ощущение бессилия, одиночества, тревоги и

Читайте также: