Астрология в средневековье кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Средние века особой популярностью пользовалась астрология. Считалось, что по расположению звёзд можно определить предстоящие события и предсказать будущее. Астрологические прогнозы использовали правители, военачальники, врачи, путешественники.

Одним из известных средневековых астрологов был Гвидо Бонатти. В его обязанности входило определение по звёздам наилучшего времени для военных походов.

Изучение звёзд астрологами дало толчок к развитию в дальнейшем такой научной отрасли, как астрономия.

Прямая наследница греко-романской цивилизации, астрология получила развитие в арабских странах и там, где был распространен ислам. В середине IX века Аль-Кинди перевел на арабский более 200 трактатов, среди которых - множество абстрактных исследовании, касавшихся влияния звезд. Это воздействие небесных тел вписывалось во взгляды на Вселенную, где движение звезд выступало как свидетельство мировой гармонии. Аль-Кинди был первым, кто сформулировал теорию соединений (конъюнкции), систематизированную впоследствии его учеником Альбумазаром.

Достижения арабской астрологии вызвали заметный отголосок в Европе, попав туда через Испанию, а также будучи завезенными некоторыми средневековыми философами. Одним из самых известных был Герберт Лионский, который в 999 году под именем Сильвестра II стал папой. Множество легенд было связано с именем этого загадочного человека, который, несомненно, был одним из самых образованных людей своего времени и который, по всей видимости, впитал основы культуры ислама.
Сочинения многих античных авторов, в частности Платона и Аристотеля, а также теория сфер Птолемея, переводились сперва на арабский язык, а затем уже на латынь. И часто именно через посредство арабских философов Запад вновь открывал сокровища древнегреческой культуры.
По мнению Аль-Фараби, астрология содержит восемь разделов:

В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены.

Солнце — Горячее и Сухое — Холерический
Марс — Горячий и Сухой — Холерический
Юпитер — Горячий и Влажный — Сангвинический
Сатурн — Холодный и Сухой — Меланхолический
Луна — Холодный и Влажный — Флегматический
Венера — Холодный и Влажный — Флегматический
Меркурий — Изменчивый —Изменчивый

Второй великий принцип диагностики и лечения заключался в том, что все части человеческого тела считались подчиняющимися особому влиянию одного из Знаков Зодиака, от головы, соответствующей Овну, до стоп, соответствующих Рыбам. Эта схема была получена путем наложения изображения фигуры человека на круг Зодиака. Она явилась самым впечатляющим наглядным примером соотношений между человеком и Космосом. Таким образом, врач должен был сначала исследовать гороскоп пациента, для того, чтобы выяснить, каков его темперамент, затем определить время начала болезни и подходящий момент для лечения. Этот вид медицины в значительной степени базировался на теории критических моментов, когда болезнь может либо окончиться смертью, либо исчезнуть.

В средние века только тем, кто стремился к власти, необходимо было знать будущее.

Астрология была частью системы средневековых наук, и, в качестве таковой, взаимодействовала с другими областями знаний. Например, в основе астрометеорологии лежало заключение о том, что звезды и планеты оказывают физическое влияние, в виде жара, или влажности, посредством эфира передаваемое Земле и вызывающее бури, наводнения, или засуху. Кометы, появление которых было более редко и более драматично, всегда рассматривались, как предвестники великих событий на Земле. Возможно, покажется странным, что Птолемей ничего не говорил о них. В средние века количество литературы на тему о кометах значительно возросло. Джоффре из Меу, ученый, работавший в Париже и Оксфорде в промежутке между 1315 и 1350 гг., рассматривал две теории происхождения комет. Одна из теорий рассматривала кометы, как специально созданные божественной волей и предназначенные для предупреждения о грядущих событиях. Сам Джоффре придерживался другой теории, считая, что они естественным образом возникают в небе, в результате конъюнкций, или аспектов планет, значительно увеличивая важность этих событий. Иногда верили в то, что кометы производят физический эффект пара, горячего, или холодного, влажного, или сухого, влияющего на воздух и оказывающего странное, возможно, отравляющее, действие. На тему о кометах Джоффре написал работы, вышедшие в свет в 1315 и 1337 гг., где он предсказал, что токсические эффекты спровоцируют увеличение количества физических болезней и политических беспорядков. Многие средневековые авторы пытались классифицировать кометы, разделив их на типы в соответствии с принадлежностью к определенной планете, природой которой они обладали. Конечно, в средние века не знали о природе и протяженности атмосферы Земли, соответственно, между атмосферными и астрономическими явлениями не проводилось различие. Связь между астрономией и метеорологией имеет древние корни, восходящие к ранним Вавилонским предзнаменованиям. Эта связь сохранялась в умах народа на протяжении столетий благодаря предсказаниям погоды, содержащимся в ежегодных альманахах.

Такие тексты начинались с основания системы счисления, где приводилось положение каждой планеты в век создания работы. Затем следовали данные об основных скоростях планет, параметрах их движения в широте и долготе, периодах ретроградного движения и невидимости, а также все данные, необходимые астроному для составления графика перемещений небесных тел. К математическим формулам были добавлены таблицы, где отражались основные положения каждой из планет, которые они займут в определенный период будущего времени. Для астролога эта часть текста являлась очень важной, даже если сам он был искусным математиком. Самыми важными средневековыми текстами этой разновидности были Толедские Таблицы и Таблицы Альфонсина. Первые были составлены группой Исламских астрономов, работавших в Толедо во второй половине одиннадцатого века. Сто лет спустя возникли их версии на латыни, которые использовались во Франции и Англии с необходимыми поправками на широту. Толедские Таблицы были основаны на математике Птолемея и являлись подспорьем всей математической астрономии на протяжении двух веков. Затем их сменили Таблицы Альфонсина, которые также были созданы в Толедо под покровительством Короля Альфонсо Мудрого. Относящиеся к эпохе 1252 г., они представляли собой работу Иудейских, Мусульманских и Христианских ученых и содержали много дополнительного материала, касающегося астролябии, прецессии, компутуса и прочего, и являлись энциклопедией астрономии. Распространение сначала Толедских, а, затем, Таблиц Альфонсина было необходимым предвари тельным условием, обеспечивавшим распространение практической астрологии в Европе.

В то время, как немногие астрологи были также и умелыми математиками, способными произвести для себя детальные расчеты, росло число тех, кто неизбежно должны были пользоваться заранее изготовленными таблицами, им необходимо было понимать суть поправок, которые делались в отношении различных широт и веков. Ведущий математик, Аделяр из Баса, был большим почитателем Исламской науки и переводчиком нескольких важных трудов с арабского языка на латынь. Он был единственным человеком в Англии двенадцатого столетия, способным сделать настоящий гороскоп.

Тем не менее, до нас дошли некоторые из его гороскопов, содержащие серьезные технические ошибки, например, он не сделал поправок широты, взятой из используемых им арабских таблиц. Если Аделяр был типичным практиком двенадцатого века, то необходимо было некоторое время для того, чтобы Европейские астрологи научились пользоваться математической основой астрологии. В конце четырнадцатого века, напротив, сферическая астрономия заняла место в плане университетского образования, а такие ученые, как Ричард Уоллингфорд из Англии и Николя Оресмэ из Франции досконально изучили теорию планетарных движений.

Развивающаяся наука алхимия была одной из самых впечатляющих и противоречивых средневековых наук. Она была скрыта темным покрывалом философии арканов даже больше, чем астрология. Существовал один особый аспект алхимии, тесно связывавший ее с астрологией — то, что металлы каким-то образом соответствовали каждой из планет, приобретая ее свойства. Эта доктрина берет свое начало в ранних научных источниках Египетской Александрии. Естественно, легко соотнести золото с Солнцем, а серебро — с Луной. Менее очевидными были соотношения Марса и железа, меди и Венеры, ртути и Меркурия, Юпитера и олова, Сатурна и свинца. Похоже на то, что некоторые алхимики-писатели считали, что эти металлы прибыли на Землю с соответствующих им планет, возможно, во время космических бурь. За физическими манипуляциями алхимика стояла вера в то, что он оперирует не только физической материей, но и трансцендентными силами планет, действующими посредством их земных вместилищ. Все алхимики изучали астрологию для того, чтобы вычислить наиболее благоприятное время для своих экспериментов.

Из идеи о соответствиях следует доктрина о талисманах, вера в то, что сила знаков Зодиака, или планет может быть придана их об разам, вырезанным на драгоценных камнях, или металлах, если сделать это в верное, с астрологической точки зрения, время. Это было уже близко к магии, и, с религиозной точки зрения, неприемлемо. Эффекты действия талисманов легко могли быть признаны происками демонов. Эту практику часто рассматривали и, конечно, прекратили, такие корифеи, как Гроссетест и Альберт Великий. Принцип соответствий также лежит в основе использования трав в медицине и веры в то, что растения принимают качества небесных тел. Этот факт использовался для того, чтобы усилить, или ослабить влияние планет на тело человека. Гелиотроп считался связанным с Солнцем, пион с Луной, Сатурн — с борцем, а Юпитер — с репейником. Фенхель считался растением Марса, а Вербена — растением Меркурия. Это — пример наиболее распространенных соответствий, хотя у каждого астролога был свой список и свои предпочтения.

Солнце — Горячее и Сухое — Холерический
Марс — Горячий и Сухой — Холерический
Юпитер — Горячий и Влажный — Сангвинический
Сатурн — Холодный и Сухой — Меланхолический
Луна — Холодный и Влажный — Флегматический
Венера — Холодный и Влажный — Флегматический
Меркурий — Изменчивый — Изменчивый

Второй великий принцип диагностики и лечения заключался в том, что все части человеческого тела считались подчиняющимися особому влиянию одного из Знаков Зодиака, от головы, соответствующей Овну, до стоп, соответствующих Рыбам. Эта схема была получена путем наложения изображения фигуры человека на круг Зодиака. Она явилась самым впечатляющим наглядным примером соотношений между человеком и Космосом. Таким образом, врач должен был сначала исследовать гороскоп пациента, для того, чтобы выяснить, каков его темперамент, затем определить время начала болезни и подходящий момент для лечения. Этот вид медицины в значительной степени базировался на теории критических моментов, когда болезнь может либо окончиться смертью, либо исчезнуть.

У Чосера врач мог:

Астролябия астролога, снабженная указателями для каждой из планет, для определения их положений в знаках и домах. Гороскоп не обязательно должен быть написан, его можно прочитать непосредственно. (Музей Истории Наук, Оксфорд)

Астролябия астролога, снабженная указателями для каждой из планет, для определения их положений в знаках и домах. Гороскоп не обязательно должен быть написан, его можно прочитать непосредственно. (Музей Истории Наук, Оксфорд)

Тихо Браге родился в Дании в Кундструпе 14 декабря 1546 г., умер 24 октября 1601 г. в Праге. Тихо Браге принадлежал старинному датскому роду, который был известен с XV в. Браге получил хорошее образование, в 12 лет он поступил в университет в Копенгагене. Там он начал изучать астрономию. Биограф Тихо Браге утверждал, что толчком к изучению этой науки послужило солнечное затмение 1560 г. Далее он продолжил свое обучение в Лейпциге, но закончить его не смог из-за датско-шведской войны. После череды переездов в 1569 г. Браге оказался в Аугсбурге, где он провел два года. Там ремесленники изготовили по его чертежам квадрант высотой 11 метров, небесный глобус диаметром в полтора метра и полусекстант. Эти инструменты Браге тут же стал использовать для астрономических наблюдений. В течение двух лет, проведенных а Аугсбурге, Тихо Браге изучал астрологию и алхимию. 11 ноября 1572 г. Тихо Браге открыл сверхновую звезду в созвездии Кассиопеи. С этих пор он вернулся к изучению астрономии.

В 1576 г. по специальному указу датско — норвежского короля Фредерика II Тихо Браге получил остров Вен, что находится в 20 км. от Копенгагена, в пожизненное пользование. На этом острове Тихо Браге выстроил замок Ураниборг — первое здание в Европе, которое создано для астрономических наблюдений. Практически все инструменты для своей обсерватории Браге изготовил сам. Для того, чтобы измерения были наиболее точными Браге разработал новые методы наблюдений, а также увеличил инструменты в размере. Все это позволяло свести погрешности к минимуму.В 1577 — 1578 г., Тихо Браге сделал сенсационное открытие: кометы — это внеземные объекты, которые находятся как минимум в три раза дальше, чем луна. Раньше кометы считались атмосферным явлением.

В 1598 г. Браге переезжает в Прагу. Там он становится математиком и астрологом при дворе Рудолфа II — императора Священной Римской империи. Император интересовался Браге именно как астрологом. В этом качестве Тихо Браге и проработал до конца своих дней. По распоряжению императора Рудольфа II знаменитый датский астроном и астролог был погребен с рыцарскими почестями в Тынском соборе в Праге. Это действительно было великой честью, так как собор был католическим, а Тихо Браге был протестантом. В те годы такое событие было из ряда вон выходящим.

Иоганн Кеплер родился в Германии 27 декабря 1571 г. в Вайль-дер-Штадте, умер 15 ноября 1630 г. в Регенсбурге. Этот немецкий математик, астроном и астролог обнаружил выдающиеся способности будучи еще в школе. Городские власти назначили Кеплеру стипендию для дальнейшего обучения. Кеплер поступил в университет на факультет искусств. В те времена к искусствам причисляли математику и астрономию. Позже он перешел на факультет теологии, так как хотел стать священником-протестантом.Там Кеплер познакомился с гелиоцентрической теорией Коперника. Кеплер стал ее последователем. Показав выдающиеся математические способности, Кеплер был приглашен читать лекции по математике в университет Граца (сейчас Австрия) в 1594 г.

Читайте также: