Определите гигиеническое значение показателей микроклимата города и закрытых помещений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Микроклимат – комплекс физических свойств воздуха в определенный момент времени и в конкретном помещении или на другой строго ограниченной территории. На формирование микроклимата влияют: технологический процесс, климат местности, сезон года и условия отопления и вентиляции. Показателями, характеризующими микроклимат в помещениях, являются: температура воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха.

Следует отметить, что при небольших отклонениях физических факторов воздушной среды от зоны комфорта самочувствие здоровых людей может не измениться, тогда как у больных людей часто возникают, так называемые, метеотропные реакции. Особенно чувствительны к изменению метеорологических факторов внешней среды люди, страдающие сердечно-сосудистыми, нервно-психическими и простудными заболеваниями.

При гигиенической оценке влияния физических факторов воздушной среды на организм человека необходимо учитывать весь комплекс их: атмосферное давление, температуру воздуха, влажность и скорость движения. Для создания комфортных условий самочувствия людей рекомендуются следующие параметры факторов в помещениях (микроклимат помещений):

2) величина относительной влажности воздуха при указанных температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой - 30- 50%);

3) скорость движения воздуха в помещениях должна быть 0,2 - 0,4 м/с, на выходе из приточных отверстий вентиляционных каналов больничных палат - не более 1 м/с, а в ванных, душевых, физиотерапевтических кабинетах - 0,7 м/с. Особенно важно соблюдение этих условий в больницах.

Все жизненные процессы в организме сопровождаются непрерывным выделением теплоты в окружающую среду. Для нормального протекания физиологических процессов необходимо, чтобы выделяемая организмом теплота полностью отводилась в окружающую среду. Нарушение теплового баланса может привести к перегреву или переохлаждению.

Различают монотонный микроклимат, когда его параметры мало изменяются в течение рабочей смены (ткацкие, швейные цеха, обувное производство, машиностроение и т.п.), и динамичный — быстрое и значительное изменение параметров микроклимата (сталеплавильные, литейные цеха и т.п.).

По степени воздействия на тепловое состояние человека параметры микроклимата подразделяются на оптимальный (нейтральный), нагревающий и охлаждающий.

Оптимальный (нейтральный) микроклимат - такое сочетание его параметров, которое при воздействии на человека в течение длительного времени обеспечивает тепловой баланс организма, точнее примерное равенство между величиной теплопродукции организма человека и его теплоотдачей в окружающую среду. Оптимальный микроклимат обеспечивает ощущение комфорта и создает предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Охлаждающий микроклимат - сочетание параметров, при котором суммарная теплоотдача человека в окружающую среду превышает величину теплопродукции организма, что приводит к образованию общего и/или локального дефицита тепла в теле человека.

Нагревающий микроклимат - сочетание его параметров, при котором суммарная теплоотдача человека в окружающую среду меньше величины теплопродукции организма, что приводит к накоплению тепла в организме.

Отрицательное влияние микроклимата

Охлаждающий микроклимат способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, приводит к обострению язвенной болезни, радикулита. Даже при кратковременном влиянии холода в организме происходит перестройка регуляторных и гомеостатических систем, изменяется иммунный статус организма. При выраженном охлаждении организма повышается возможность тромбообразования.

Влияние нагревающего микроклимата связано с напряжением функциональных систем организма человека, что приводит к нарушению состояния здоровья, уменьшения работоспособности и производительности труда. При определенных значениях параметров нагревающий микроклимат может привести к заболеваниям общего характера: наблюдаются головные боли, повышенная потливость и утомляемость, увеличивается риск смерти от сердечно-сосудистой патологии (гипертонической и ишемической болезни сердца,болезней артерий и капилляров). Особенно подвержены тепловым ударам лица, имеющие массу тела выше нормы.

Микроклимат оказывает существенное влияние на организм человека. Понижение температуры и повышение скорости движения воздуха способствуют усилению конвективного теплообмена и процесса теплоотдачи при испарении пота, что может привести к переохлаждению организма. При повышении температуры воздуха, исследователями установлено, что работоспособность человека падает.

Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела.

Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, а затем и загрязнение болезнетворными микроорганизмами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется ограничиваться относительной влажностью в пределах 30-70%.

Микроклимат — комплекс физических факторов окружающей среды в ограниченном пространстве, оказывающий влияние на тепловой обмен организма.

Микроклимат определяется следующими основными метеорологическими компонентами: температурой воздуха, Тепловым излучением, влажностью и скоростью движения воздуха. Микроклимат открытых помещений изменяется в соответствии с состоянием внешних атмосферных условий и, следовательно, подвержен колебаниям сезонного характера. Микроклимат закрытых помещений создается искусственно для того, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для людей и защитить их от неблагоприятных. С этой целью, с учетом климатических условий местности рассчитывают теплопотери помещения и производят расчет отопления и вентиляции.

Влияние микроклимата на здоровье ребенка, подростка или взрослого человека выражается в поддержании функциональности каждой системы организма. И если температура воздуха, его влажность и скорость движения отклонены от нормы, человек склонен к заболеваемости, что подчеркивает важность организации адекватного уровня вентиляции внутри помещения.

Работоспособность напрямую зависит от состояния здоровья, а оно предопределяется условиями, в которых человек живет и работает. Если он находится в условиях высокой или низкой температуры воздуха, он вредит организму, так как происходит перегрева или переохлаждения. В первом случае возникают такие признаки:

  • Часто повторяющиеся головные боли
  • Тошнота, рвота
  • Покраснение лица
  • Интенсивное выделение пота
  • Повышение уровня давления
  • Слабость
  • Нарушение координации движений

Перечисленные выше признаки говорят о тепловом ударе, что может привести к инсульту, инфаркту миокарда, обезвоживанию организма, гиповитаминозу, гипоксии и других нарушений.

Пребывание в условиях высокой температуры приводит к недостаточному насыщению организмом кислорода, что может привести к нарушению активности головного мозга, выражающееся в ослаблении концентрации, памяти, речи, координации, мышления.

Пребывание в условиях низкой температуры приводит наоборот к переохлаждению, что опасно развитием инфекционно-воспалительных болезней, снижением защитных свойств организма.

Уровень влажности воздуха снижается при чрезмерно интенсивном функционировании отопительных приборов. Последствия недостаточного уровня влажности воздушных потоков:

  • Пересыхание слизистых оболочки носа
  • Повышение вязкости крови, предрасположенность к образованию опасных для жизни тромбов
  • Нарушение функционирования почек, вплоть до недостаточности этого парного органа
  • Замедление активности кишечника, трудности с перевариванием пищи, набор веса
  • Сбой в функционировании сердца, предрасположенность к развитию ишемической болезни, инфаркту миокарда
  • Ухудшение общего самочувствия – повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения
  • Снижение иммунитета, склонность к развитию различных инфекционно-воспалительных заболеваний.

Повышенная влажность внутри жилого или производственного здания способствует развитию заболеваний дыхательной и мочевыделительной системы. Увеличивается риск развития бронхита и заболевания почек, которое быстро принимает хроническое течение, вредит здоровью и снижает качество жизни.

Специалисты доказали не только влияние микроклимата не только на взрослых, но и на детей.

Если ребенок находится в среде с недостаточным уровнем влажности воздуха, у него появляется сухой кашель, трещины на губах, нарушается дыхание и обоняние. Это состояние приводит к развитию респираторных заболеваний, бессонницы; вызывает ослабленную иммунную систему. Дети не понимают дошкольную или школьную программу, они вялые, слабые, плохо питаются.

Также есть риск развития неврологических и пищеварительных расстройств.

Относительная влажность воздуха - 40-54%

Скорость движения воздуха - 0,2 м/с

Допустимое насыщение воздуха токсичными веществами - менее 0,8

В данной работе было рассмотрено влияние микроклимата. Я считаю, что актуальность этой темы как никогда высока именно в наше время, особенно в период развития малого и среднего бизнеса, где ответственность за охрану труда ложится на одного человека - директора, ограничивающийся просто прослушиванием лекций.

Как правило, там где микроклимату уделяется должное внимание, всегда производительность труда выше, а показатель заболеваний ниже.

1. Параметры микроклимата производственных помещений [Электронный ресурс]

(Дата обращения 30.03.2021)

2. Влияние микроклимата на здоровье человека [Электронный ресурс]

(Дата обращения 30.03.2021)

3. Микроклимат рабочего помещения и его влияние на организм человека [Электронный ресурс]

(Дата обращения 31.03.2021)

4. Исследование экологической среды жилого помещения [Электронный ресурс]

5. Микроклимат и его влияние на человека [Электронный ресурс]

6. Влwerdftghjияние микроклимата на здоровье человека [Электронный ресурс]

Здоровье и работоспособность человека в значительной степени определяются условиями микроклимата и воздушной среды жилых и общественных зданий.

Микроклимат - комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. К микроклиматическим показателям относятся температура, влажность и скорость движения воздуха.

Воздействие комплекса микроклиматических факторов отражается на теплоощущении человека и обусловливает особенности физиологических реакций организма. Температурные воздействия, выходящие за пределы нейтральных колебаний, вызывают изменения тонуса мышц, периферических сосудов, деятельности потовых желез, теплопродукции. При этом постоянство теплового баланса достигается за счет значительного напряжения терморегуляции, что отрицательно сказывается на самочувствии, работоспособности человека, его состоянии здоровья.

Тепловое состояние, при котором напряжение системы терморегуляции незначительно, определяется как тепловой комфорт. Он обеспечивается в диапазоне оптимальных микроклиматических условий, в пределах которого отмечается наименьшее напряжение терморегуляции и комфортное теплоощущение.

Оптимальные параметры микроклимата - это сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение теплового комфорта не менее чем у 80 % людей, находящихся в помещении. К допустимым параметрам микроклимата отнесены такие сочетания показателей, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья. Диапазон оптимальных параметров уже и находится внутри зоны допустимых, но только допустимые параметры являются обязательными для соблюдения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010г. N64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях вступившие в законную силу с 15 августа 2010года. Указанными санитарно-эпидемиологическими правилами определены оптимальные и допустимые параметры микроклимата жилых помещений.

Оптимальные и допустимые нормы
температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОУ СПО Санкт – Петербургский медицинский колледж имени В.М.Бехтерева

Составитель: Рошак Эмилия Францевна

Методическая разработка рассмотрена на заседании предметной комиссии и рекомендована для использования в учебном процессе

Протокол № от 2013 года

Председатель предметной комиссии (Якуничева О.Н.)

Зам. директора по НМР (Гулова С.М.)

Место проведения: аудитория колледжа

Вид занятия: практическое

Оптимизация: использование межпредметных связей, активных методов, граф-логической структуры темы занятия

Цели занятия:

1. Дидактическая: Формирование новых теоретических знаний по теме занятия

(освоения профессиональных компетенций)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

- проведение санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний

подготовка текста беседы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний

ПК2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

-эффективно организуют сотрудничество со взаимодействующими организациями и службами(социальная, психолого-педагогическая и т. д)

ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

- ознакомление с методами лечебно-диагностического вмешательства с целью подготовки пациента к лечебно-диагностическим исследованиям, процедурам, операциям

обоснование проведения лечебно-диагностических вмешательств

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.

- демонстрация знаний принципов, , правил и условий работы медицинского оборудования и применения изделий медицинского назначения

правильное использование медицинской аппаратуры и оборудования при отпуске процедур

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.

- заполнение медицинской документации в установленном порядке

оформление документации используемой в медицинской практике

ПК2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

-умение проводить раздачу лекарственных средств по назначению врача

обоснования применения лекарственных средств у конкретного пациента

ПК2.7.Осуществление реабилитационных мероприятий

-выполнение основных методов реабилитационных мероприятий

обоснование применения ФТЛ, ЛФК, массажа при сердечно-сосудистой патологии

ПК2.8.Оказывать паллиативную помощь

-выполнение лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий в отношении инкурабельных больных

проведение обучения пациента и его семьи вопросам ухода и семоухода

2. Развивающая:

Способствовать развитию логического мышления, способности самостоятельно работать с информацией, анализировать её и делать правильные выводы .

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умения.

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии

Наблюдение в процессе учебных занятий, подготовка к студенческих конференциям.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при осуществлении ухода за пациентом и общении с ним и его родственниками

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Наблюдение за учебной деятельностью студента, составлением текста бесед с пациентом, подготовка докладов

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Наблюдение за учебной деятельностью студента;

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Наблюдение за учебной деятельностью студента; выполнение домашнего задания, внеаудиторной самостоятельной работы, аудиторной самостоятельной работы

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателем ходе обучения

- владение коммуникативными навыками общения;

Наблюдение за учебной деятельностью студента

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задач

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Наблюдение за учебной деятельностью студента

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня;

- организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, решение тестовых заданий

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- умение осваивать и использовать в работе новые информационные технологии и оборудование

Работа с информационными средствами обучения Составление электронных презентаций.

Работа с медицинским

3.Воспитательная:

Способствовать развитию профессиональных качеств

Возможности их формирования на занятиях через

содержание деятельности студентов

При подготовке к занятию

При выполнении домашнего задания, контроля знаний

При общении с преподавателем и друг другом

Культура речи, тактичность

При общении с преподавателем и друг другом

Логическое мышление, наблюдательность

При сборе и анализе информационного материала

Уровни усвоения учебного материала

После проведенного занятия студент должен:

1. Использовать полученные теоретические знания для проведения реабилитационных мероприятий

1. Принципы реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями

2. Программу реабилитации больных с инфарктом миокарда

3. Принципы реабилитации больных с гипертонической болезнью

4. Принципы реабилитации больных с пороками сердца после операций

Виды контроля.

Предварительный контроль знаний студентов:

Цель занятия – На базе теоретических знаний сформировать практические умения по теме занятия.

Основная цель занятия, это изучение гигиенический норм микроклимата в закрытых помещениях: температуры воздуха, влажности воздуха, скорости движения воздух, атмосферного давления, т.к. это необходимо для нормального функционирования организма, а так же для создания оптимальных условий жизни и труда.

Предлагаемый в виде контролирующей программы перечень вопросов составлен таким образом, чтобы обратить внимание студентов на особенности, изучаемой темы и тем самым, связать их знания, полученные на предыдущих занятиях по учебной дисциплине с новыми знаниями по теме занятия.

Используемые на занятии наводящие вопросы позволяют студентам боле творчески отнестись к своему обучению, что позволит повысить качество их теоретических знаний и практических умений.

При проведении занятия по данным методикам необходимо учитывать индивидуальные способности. Студенты должны быть хорошо подготовлены к занятию, выполнять рекомендации преподавателя, быть активными и внимательными, уметь работать в команде для получения хороших результатов. Будущая медицинская сестра, применяя знания, полученные на занятии, сможет усовершенствовать свои способности и расширить свои возможности.

При подготовке и проведению занятия преподавателю необходимо обратить внимание на наличие раздаточного материала, технического оборудования. Во время проведения занятия могут быть трудности при работе с оборудованием . Со стороны студентов могут быть трудности при работе с измерительными приборами и снятии показаний.

Читайте также: