Экономическое чудо сингапура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сингапур — маленькая, но удивительная страна. Год обретения независимости, 1965-й, стал началом пути государства из числа бедных стран третьего мира до одного из признанных мировых лидеров, как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни и внедряемых технологий. В текущем году Сингапур возглавил рейтинг умных городов по версии Juniper Research. О самобытном пути этого удивительного города-минигосударства, достигнутых им успехах и ближайших перспективах мы расскажем в нашей сегодняшней публикации.

После отделения от Малайзии в середине 60-х годов XX века Сингапур оказался в крайне зависимом и стесненном положении — без армии и поддержки между перманентно конфликтующими Индонезией и Малайзией, один на один с социальными и экономическими проблемами, с крайне ограниченным доступом к природным ресурсам и, конечно же, традиционным для азиатского региона уровнем коррупции. С точки зрения истории человечества временной интервал в 50 лет выглядит ничтожно малым, но эти несколько десятилетий стали для страны настоящим испытанием, которое она смогла пройти достойно.

image

Немного статистики

image

По условиям для ведения бизнеса Сингапур уже 9-й год подряд возглавляет престижный международный рейтинг World Bank. Ookla присвоила Сингапуру статус страны и нации с самым высокоскоростным интернетом, а Университет Тафтса — самой динамично развивающейся цифровой экономики в мире.

Уникальная бизнес-атмосфера и поощрение IT-инициатив благотворно отразились на развитии всей городской инфраструктуры. Но если до 2014 года это были, скорее, отдельные, хоть и масштабные проекты, то с 2014 года интеграция умных технологий в Сингапуре вышла на уровень национальной программы.

Умная нация

Эксперт в области инновационного развития городов Билл Хатчинсон условно делит умные города на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 развивается без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и ставит целью свести вместе как можно больше источников информации. В умном городе по версии 3.0 проводится комплексное стратегическое сведение, а интеллектуальные технологии становятся неотъемлемой частью инфраструктуры. Именно такого уровня в своем развитии достиг сегодня Сингапур.

О проекте Smart Nation

В составе программы выделено пять основных направлений: снижение эффекта перенаселенности, решение проблемы старения нации, повышение уровня и качества медицинского обслуживания, создание устойчивой энергетической и транспортной сети. По каждому из направлений проект Smart Nation располагает своими уникальными решениями.

Общая площадь дорог Сингапура, по которым перемещается около миллиона автомобилей, занимают 12% всей территории, в то время как общая жилая — 14% от площади города-государства. И здесь принципиально важным для Сингапура становится снижение транспортных нагрузок. Эта проблема решается несколькими способами.

В городе превосходно развита система общественного транспорта. Большая часть городского метро (Mass Rapid Transit (MRT)) полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Информация о времени прибытия нужного автобуса и о количестве свободных мест в нем всегда можно узнать, используя специальное приложение. Распространена система каршеринга.

С 2010 года в Сингапуре действует программа бесконтактной оплаты проезда в любом общественном транспорте при помощи карт. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты.

Существенного сокращения числа городского транспорта планируется достичь за счет внедрения общественных беспилотных автомобилей. Сейчас в городе уже проходят испытания такие авто, разработанные в National University of Singapore и Singapore-MIT Alliance for Research and Technology (SMART). Благодаря оптимизации транспортных потоков удастся сократить количество пробок, что, по оценкам специалистов, даст экономический эффект более чем в $40 млн ежегодно.

В 2015 году был разработан план развития городской транспортной системы Smart Mobile 2030 с перспективой на ближайшее 15 лет с внедрением технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с городской инфраструктурой.

Стоимость личного малолитражного автомобиля и 10-ти летней лицензии — еще один фактор, реально влияющий на загрузку транспортной инфраструктуры. Высокий ввозной налог разгоняет цену малолитражки до $50 000, при этом, в зависимости от объема двигателя и размеров автомобиля, стоимость лицензии, которая оплачивается независимо от стоимости авто составляет от $77 000 до $93 000.

Интерактивная карта Сингапура в режиме реального времени предоставит исчерпывающую информацию о происходящем в интересующем вас районе города, вплоть до количества людей, уровня трафика или паводка.

На фоне соседних мегаполисов Сингапур выглядит интеллигентом, помимо своей воли вынужденным терпеть сомнительную компанию. Так Пномпень (Камбоджа) на сегодня не может похвастаться не только метро, но и светофорами на отдельных перекрестках, присутствием дорожных знаков в нужных местах и единой общегородской автобусной системой. В Коала-Лумпур (Малайзия) ситуация с наземным транспортом выглядит просто катастрофически, в Хошимине (Вьетнам) дороги заполонил моторизованный транспорт, перемещающийся по своим собственным правилам.

Забота о всех и каждом

Другое проявление заботы о жителях города — возможность предоставления дистанционного медицинского обслуживания. Сегодня в нескольких больницах города тестируют системы диагностики, позволяющие получать требуемую информацию по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Активная поддержка государства даст возможность интегрировать системы телекоммуникационной связи с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также задействовать возможности специалистов из различных сообществ для оказания людям социальной и эмоциональной поддержки.

Сейчас в стадии разработки программа телереабилитации, которая позволит общаться с психиатрами по скайпу. В ряде случаев подобные сервисы оказываются незаменимы и позволяют сэкономить время обеим сторонам.

image

Сингапур и экология

Практически полное отсутствие природных ресурсов, включая питьевую воду, становится мощнейшим стимулом для развития экологически чистых технологий, применения возобновляемых источников энергии делает вопросы экологии, возобновляемой энергии. И этой стране есть что продемонстрировать: по результатам исследований 2011 года, проведенных подразделением Siemens Green Cities город получил самую высокую оценку по развитию экологических технологий среди городов Азии.

image

Санитарное состояние улиц города с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных специалистами сингапурского института Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics контролируется в автоматическом режиме.

Дефицит пресной воды стимулировал создание в Сингапуре прогрессивной системы управления водными ресурсами, включающей системы по сбору дождевой воды, очистки и повторного использования отработанной воды. Разрабатываются и новые, вдвое более эффективные технологии опреснения соленых вод. Усилия в этих направлениях обходятся бюджету города-страны недешево, но и дивиденды свои того стоят: Сингапур сегодня оказывает услуги экспертизы по управлению водными ресурсами в азиатские регионы.

Не останавливаясь на достигнутом, это по-своему уникальное мини-государство продолжает строить и воплощать в жизнь свои амбициозные планы. В их числе уже утвержденная на уровне правительства программа развития до 2030 года, предполагающая, в частности: утилизацию до 70% своих отходов, улучшение показателей расхода энергии на 35% в сравнении с 2005 годом, сертификацию 80% зданий по рейтингу зеленого строительства BCA Green Mark, повышение доли общественного транспорта в структуре транспортной системы страны до 75%. Перечисленные направления — это только малая часть программы устойчивого развития Сингапура на обозримую перспективу. Подробная информация об утвержденных планах и перспективах развития города обновляется на сайте.

Еще одна из разработок Сингапура на стыке высоких технологий — умные обои с вживленными в них по всей площади микрофонами, сенсорами и динамиками.

image

image

Внешне невидимые, они управляются компьютером, расположенным в соседней комнате или в специально отведенной для этой цели части здания. Так стена становится частью единой экосистемы жилого пространства, создавая не только особый уровень комфорта и уюта, но и вполне ощутимые практические ценности.

На основе информации, централизованно собираемой в городе уже сегодня запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Переписку с разными муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, комфортно структурированные по направлениям, всегда можно найти на информационном городском портале.

Сингапур ищет таланты

Оставаясь верным своим стратегическим приоритетам, правительство Сингапура активно поддерживает инициативы и инвестирует серьезные средства в исследования талантливых разработчиков на базе лабораторий двух ведущих вузов страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. Общий объем инвестиций в этом направлении за последние 25 лет составил без малого $22 млрд. Это позволило вывести проекты многих молодых перспективных инженеров и исследователей на коммерческий уровень. Только с 2011 года эти инвестиции дали жизнь 400 стартапам и позволили зарегистрировать 800 патентов. В текущем году правительство инвестировало в новый пятилетний план поддержки исследований в объеме $13,8 млрд.

image

Сингапур — рай для стартапов

image

Стартап-среда в Сингапуре

В соответствии с законодательством Сингапура, любое решение, связанное с использованием собранных Smart Nation данных не требует дальнейшего согласования в суде или с мнением граждан. Здесь в массе все согласились с тем, что государство лучше понимает, какой информацией и в какой мере оно может и должно владеть. Так, к примеру, с 2011 года абсолютно все дороги и переулки в Сингапуре пребывают под неусыпным видеонаблюдением. Это позволяет, с одной стороны, исключить безнаказанное нарушение ПДД, с другой, — обеспечить беспрецедентно высокий уровень контроля всей городской экосистемы. И именно здесь, в Сингапуре, человек, бросивший окурок из окна многоэтажки поплатился за это штрафом в $14 000.

В середине 1960-х годов Сингапур представлял собой довольно типичную южно-азиатскую карликовую страну, которая только-только получила независимость, но что с ней делать, толком не знала. Бедность здесь соседствовала с роскошью, какие-либо ресурсы и полезные ископаемые отсутствовали, чиновники погрязли в коррупции, а в обществе носились идеи социализма и социального равенства, которые, казалось, можно было пощупать, настолько яркими и осязаемыми они были.

Рецепт благополучия, предложенный Ли Куан Ю, сложно назвать оригинальным. Компоненты коктейля, в общем-то, давно известны, но найти нужные пропорции и не отступить от своих принципов дано немногим. Поэтому мы просто перечислим основные составляющие успеха экономики Сингапура. Будем надеяться, что идеи, изложенные в материале, не останутся незамеченными и в нашей стране.

Борьба с коррупцией

С проворовавшимися и жаждущими денег чиновниками, должностными лицами и директорами поступали действительно жёстко. Отправляли в тюрьмы. Бывало – на долгий срок. Иногда – показательно казнили. Случалось, люди пропадали навсегда. Принцип кумовства – краеугольный камень прежней философии – был отправлен на покой.

С другой стороны, зарплаты честным (!) чиновникам были подняты до запредельных показателей. В стране разрешили независимые СМИ, которые получили право критиковать власть и сами стали властью – четвёртой и самой влиятельной. Если выяснялось, что должностное лицо тратило больше, чем зарабатывало, оно теряло работу и часто – свободу. Да и штраф по тем временам – 100 тыс. долларов – был просто колоссальным.

Система наказаний

Иностранные инвестиции

Поначалу деньги капали в экономику Сингапура крайне медленно. Чтобы стимулировать инвесторов, Ли Куан Ю довёл до логического финала правило Laissez-faire – принцип невмешательства государства в экономику. Деньги потекли в страну рекой, но благодаря контролю со стороны правительства (его, заметим, никто не отменял) и своевременным точечным коррективам судьбы банановых офшорных территорий Сингапуру удалось избежать.

Образование

Государство вливало огромные суммы в развитие современных технологий, поэтому ситуации, подобные гонениям на генетику и информатику (ещё один привет из прошлого), в Сингапуре были невозможны в принципе. В результате страна превратилась в один из крупнейших мировых центров по производству электроники.

Государственные предприятия


Статистика инновационного лидера

В нулевых Сингапур сконцентрировался на , сделав ставку на привлечение международного инновационного бизнеса и развитие собственного. Государственная поддержка и лучшие в мире условия для бизнеса (на регистрацию компании через уйдет 15 минут) сделали свое дело: с 2005 по 2014 год число стартапов в стране увеличилось с 24 тысяч до 55 тысяч. В 2013 году сингапурские технологические бизнес-инициативы привлекли $1,7 млрд инвестиций, опередив всех азиатских конкурентов — Японию, Южную Корею, Гонконг.

© iStock

Сингапур вообще неплохо выглядит в мировых рейтингах, особенно экономических и связанных с IT: первый в рейтинге World Bank по условиям для ведения бизнеса (девятый год подряд), Ookla назвала Сингапур нацией самого высокоскоростного интернета, Университет Тафтса — самой быстроменяющейся цифровой экономикой в мире.

Такая бизнес-атмосфера и концентрация IT-инициатив не могли не сказаться на городском развитии. Но если до 2014 года это были отдельные, пусть и большие проекты, то в 2014 году внедрение умных технологий в Сингапуре приобрело масштаб национальной программы. И это больше чем популистское заявление: последние полвека показали, что государство умеет достигать поставленных целей.

Начало умной нации

Эксперт в области инновационного развития городов Билл Хатчинсон считает, что сегодня умные города стоит делить на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 действует без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и стремится свести вместе как можно больше источников информации. В умном городе 3.0 проводится комплексное стратегическое сведение, а в инфраструктуру крепко встроены интеллектуальные технологии. К этому и пришел Сингапур.

Проект Smart Nation

24 ноября 2014 года премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун официально запустил проект Smart Nation. В рамках программы планируются совместные действия правительства, жителей и бизнеса для решения больших задач — улучшения качества жизни жителей и модернизации экономики. Высокая плотность населения — одна из главных причин перегруженности всех систем и необходимости городских преобразований: в Сингапуре живут 5,7 миллиона человек, то есть примерно 8 тысяч на один квадратный километр. Это в 200 раз больше, чем в США (для той же площади), и в тысячу раз больше, чем в России. Сингапур выделил для себя пять основных направлений программы: снижение эффекта от перенаселенности, старение страны, медицинское обслуживание, устойчивая энергетика и транспорт. По каждому из направлений проект Smart Nation предлагает свои решения.

Транспорт

В Сингапуре около миллиона автомобилей, а дороги занимают 12% всей территории. Для сравнения: жилье занимает почти столько же — 14% площади города-государства. Снижение транспортных нагрузок принципиально важно для Сингапура и реализуется несколькими способами.

В городе отлично развита система общественного транспорта. Mass Rapid Transit (MRT) — городское метро, большая часть которого полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Через приложение можно узнать время прибытия автобуса и количество свободных мест в нем, распространена система каршеринга. В 2010 году в Сингапуре запустили программу бесконтактной оплаты проезда с помощью специальных карт во всем общественном транспорте. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты. Сокращения единиц транспорта в городе планируется добиться внедрением общественных беспилотных автомобилей. Сейчас в городе проходят испытания таких авто, разработанных в National University of Singapore и Singapore-MIT Alliance for Research and Technology (SMART). Экономический эффект от сокращения пробок оценивается более чем в $40 млн.

Parking Guidance System (PGS) найдет свободное место на парковке, а система Electronic Road Pricing (ERP) сама спишет деньги за нее. ERP работает от встроенных в авто устройств (In-Vehicle Unit, IU) и также снимает деньги со счета автолюбителя за пользование дорогами и проезд в определенных зонах города. Если автомобиль не оборудован IU, городская система определит это по камерам и вышлет владельцу счет. Один день езды по дорогам города обойдется в пять сингапурских долларов (около $3,5). Эта система позволила добиться снижения трафика в пиковые часы на 15% и повышения средней скорости на 20%. В 2015 году был разработан план развития транспортной системы города Smart Mobile 2030 на ближайшее 15 лет с внедрением технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с городской инфраструктурой.

Еще один эффективный способ сокращения транспортного потока — запредельная стоимость личного автомобиля. Из-за высокого ввозного налога стоимость небольшого автомобиля составляет $50 000. Кроме того, для пользования им нужно приобрести лицензию, которая, в зависимости от размеров машины, обойдется от $77 000 до $93 000 и будет действительна только 10 лет.

На онлайн-карте Сингапура можно получить информацию о происходящем на улице в эту минуту — от количества людей или трафика до уровня паводков или вида на город с высоты птичьего полета.

На фоне мегаполисов — своих ближайших соседей Сингапур выглядит интеллигентом, оказавшимся в сомнительной компании: в Пномпене (Камбоджа) пока нет не только метро, но и светофоров, дорожных знаков и, трудно поверить, городской автобусной системы, в малайзийском Куала-Лумпуре транспортную ситуацию кроме как ночным кошмаром и не назовешь, а в Хошимине (Вьетнам) такое количество мототранспорта, что попытка перейти дорогу почти равнозначна самоубийству.

Забота о жителях

Другая возможность — предоставление медицинского обслуживания дистанционно. В нескольких городских больницах испытывают системы диагностики, в которых информация передается по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Развитие проекта на государственном уровне даст возможность интегрировать телесвязь с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также привлечь различные сообщества для оказания людям эмоциональной и социальной поддержки. Сейчас разрабатывается программа телереабилитации, когда пациенты общаются с психиатрами по скайпу. Подобные сервисы удобны, а иногда незаменимы и экономят время для обеих сторон.

© iStock

Зеленый Сингапур

Практически полное отсутствие природных ресурсов, в том числе питьевой воды, делает вопросы экологии, возобновляемой энергии и устойчивого развития особенно актуальными в Сингапуре. И страна ими серьезно занимается: в исследовании 2011 года Siemens Green Cities город получил самую высокую оценку экологического положения среди городов Азии. Дефицит пресной воды стимулировал создание в Сингапуре системы управления водными ресурсами, которая включает сбор дождевой воды, очистку и повторное использование отработанной и разработку новой технологии опреснения соленых вод, которая должна стать на 50% эффективнее существующей. Это отнимает немало сил и ресурсов у города, но и дивиденды свои приносит: Сингапур продает экспертизу по управлению водными ресурсами в другие части Азии.

Планы экоразвития Сингапура на ближайшие 15 лет

В сфере устойчивого развития у азиатского мини-государства тоже неслабые амбиции. Утилизировать 70% своих отходов, улучшить показатели расходов энергии на 35% в сравнении с 2005 годом, сертифицировать 80% зданий по рейтингу зеленого строительства BCA Green Mark, поднять долю передвижений по городу на общественном транспорте до 75% — это только небольшая часть программы устойчивого развития Сингапура, которую планируется реализовать к 2030 году. Подробнее познакомиться с ее деталями и цифрами можно на сайте.

Гигантские деревья в саду Сингапура — не только знаменитая достопримечательность города. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, на вершине каждого из 18 сооружений расположены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада.

© iStock

В городе существует автоматическая система контроля санитарии с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных сингапурским институтом Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics.

Разумеется, Сингапур планирует неплохо заработать на экспорте своих идей и технологий и занимается этим уже сегодня. Одна из таких площадок для адаптации собственных изобретений — экогород Тяньцзинь в Китае. На очищенной от тяжелого химического загрязнения территории бывшей промзоны возводится экогород, который обещает стать примером нового городского планирования для китайских поселений, отличающихся высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Сингапур инвестирует в проект пополам с Китаем. Город должен быть готов к середине 2020-х годов и станет домом для 350 тысяч жителей.

Умные обои © Nanyang Technological University

Умные обои © Nanyang Technological University

Умные обои © Nanyang Technological University

Умные обои © Nanyang Technological University

Еще один интересный пример высокотехнологических разработок Сингапура — умные обои. Чудеса современных технологий позволяют вживлять микрофоны, сенсоры и динамики в бумагу и через тянущиеся по всей плоскости, но невидимые глазу микросхемы интегрировать их с компьютером, который расположен в другой комнате или даже здании. Значит это ровно то, что голосовой набор на смартфоне — прошлый век, в завтрашнем дне люди будут разговаривать со стенами. И самое приятное, что те будут отвечать.

На основе собираемой в городе информации уже запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Общение со всеми муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, удобно структурированные по направлениям, можно найти на информационном портале.

Сингапур ищет таланты

Сингапурское правительство инвестирует в исследования и активно поддерживает талантливых разработчиков в двух ведущих вузах страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. За последние 25 лет Сингапур вложил более $22 млрд в то, чтобы вывести проекты молодых ученых на стадию производства. Только с 2011 года эти инвестиции поддержали 400 стартапов и спровоцировали регистрацию 800 патентов. В этом году правительство вложило $13,8 млрд в новый пятилетний план поддержки исследований.

В марте 2016 года Info-communications Development Authority of Singapore запустил программу Smart Nation Fellowship. Она направлена на привлечение в Сингапур ученых, разработчиков и инженеров со всего мира на срок от трех месяцев — для того, чтобы работать в команде города и создавать приложения и технологии, которые способны улучшить жизнь людей и инфраструктуру города. Если есть опыт работы с IT и современными технологиями, на сайте проекта можно подать заявку.

Почему стартапу хорошо в Сингапуре

Почему стартапу хорошо в Сингапуре

Особую любовь Сингапур испытывает к стартапам. Страна позиционирует себя как живая лаборатория для тестирования новых идей. Привлечение IT-бизнеса идет как за счет лучших в мире бизнес-условий, так и удачного расположения в центре Юго-Восточной Азии — в радиусе пяти-шести часов перелета проживают 4,2 млрд человек. 95% территории Сингапура покрывает сеть высокоскоростного интернета (1 Гб/с). И это дает результаты: сегодня 40% всех стартапов Юго-Восточной Азии сидят в Сингапуре.

Как устроена стартап-среда в Сингапуре

Как устроена стартап-среда в Сингапуре

Новая приватность

По закону Сингапура любое решение об использовании собранных Smart Nation данных не требует разрешения суда или мнения граждан. Считается, что государство лучше понимает, какую информацию должны предоставлять его жители. Например, с 2011 года абсолютно все дороги, даже проулки в Сингапуре находятся под постоянным видеонаблюдением. С одной стороны, это исключает безнаказанное нарушение ПДД, а с другой — никто не гарантирует, что личные карты маршрутов отдельных жителей не лягут кому-то на стол. Датчики на авто, кроме контроля трафика и удобной системы дорожных сборов, позволяют отслеживать все перемещения жителей города-государства. Широко известен случай, ставший уже почти анекдотом, когда человека, выбросившего из окна окурок, зафиксировали камеры видеонаблюдения и в итоге он заплатил штраф в $14 000. Такое ущемление конфиденциальности вряд ли можно назвать обратной стороной эффективных городских проектов Сингапура — скорее побочным эффектом. Обмен свобод на благосостояние и высокий уровень технологического и — отдельный вопрос, но у абсолютного большинства жителей Сингапура ответ на него есть.

Несмотря на подобные ограничения, проект Smart Nation популярен среди населения — во многом из-за высокого доверия правительству. Жители готовы платить эту цену за улучшение качества жизни и мировое технологическое лидерство. В Сингапуре принимают однопартийную политическую систему и сильные ограничения свободы слова, которые жители расценивают как плату за рост благосостояния. Так, во Всемирном индексе свободы прессы 2016 года Сингапур занимает 154-е место. Россия обошла юго-восточное государство в этом списке и расположилась на 146-м месте.

© iStock

Умные технологии — самое очевидное развитие городов в ближайшем будущем. Вне зависимости от того, нравятся эти решения или вызывают скепсис, внедряться в привычную нам городскую среду они будут, и с каждым годом все быстрее. Когда город будет знать практически все про своих жителей, приватность в ее сегодняшнем представлении исчезнет. Но как открытые профили соцсетей стали привычными для нас, так же, скорее всего, не будет смущать и то, что вся наша жизнь 24 часа в сутки будет записываться на видео, а стены — прислушиваться к разговорам. Жизнь сильно изменится оттого, что мы сблизимся с технологиями еще сильнее, а на глобальном рынке появятся гиганты-производители умных решений. Сегодня определяются города — лидеры по внедрению технологий в инфраструктуру, и, судя по всему, они будут значительно отличаться от своих собратьев уже в недалеком будущем.


Республика Сингапу́р, город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом.

Граничит с султанатом Джохор, входящим в состав Малайзии, и с островами Риау в составе Индонезии. Административно страна разделена на 5 округов. Сингапур — парламентская республика. Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, президент выполняет больше представительную роль, но в отдельных случаях может наложить вето на критические решения. Сингапур — вторая в мире страна по плотности населения.



Первые упоминания о Сингапуре имеются в китайских хрониках III века. Остров был оплотом империи Шривиджая, с центром на Суматре, и носил яванское имя Тумасик. Тумасик какое-то время был важным торговым центром, но потом пришёл в упадок. О нём сохранилось очень мало свидетельств, кроме отдельных археологических находок. В 15—16 веках Сингапур входил в состав султаната Джохор. Во время Голландско-португальской войны 1617 года Сингапур был атакован португальскими войсками. 6 февраля 1819 года сэр Томас Стамфорд Раффлз, представитель Британской Ост-Индской компании, заключил договор с султаном Джохора об организации в Сингапуре торговой зоны с разрешением иммиграции разных этнических групп. В 1867 году Сингапур стал колонией Британской империи, англичане придавали Сингапуру большое значение как важному опорному пункту на пути в Китай.


Во время Второй мировой войны Япония заняла Малайю и выиграла битву за Сингапур, которую англичане проиграли, несмотря на значительное превосходство в живой силе (это было результатом стратегического просчёта — англичане ожидали нападения японцев с моря, а те прошли через всю Малайю и атаковали Сингапур с суши, которая была менее укреплена), 15 февраля 1942 Сингапур перешёл к Японии вплоть до её поражения в сентябре 1945. С 1951 Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, Ли Куан Ю исполнял должность премьер-министра после выборов. В 1963 в результате референдума Сингапур вошёл в Федерацию Малайзия вместе с государством Малайская Федерация, и бывшими британскими колониями Северное Борнео и Саравак. Исторически сложившееся деление Федерации Малайзия, в неё Сингапур входил в 1963—1965 годах.





1Сингапур поддерживает дипломатические отношения с 186 странами мира, хотя во многих из них нет его посольств. Является членом ООН, Британского Содружества, АСЕАН и Движения неприсоединения. Дипломатические отношения с Россией (СССР) установлены в 1968 году. Сингапур имеет хорошие отношения с Великобританией, с которой заключил пять оборонительных договоров, также с Малайзией, Австралией и Новой Зеландией. Хорошие отношения поддерживаются и с Соединёнными Штатами Америки: США рассматриваются как стабилизирующая сила в противовес региональным державам. Представительства Сингапура находятся в Брунее, Камбодже, КНР, Индии, Израиле, Японии, Южной Корее, Лаосе, Малайзии, Мьянме, Филиппинх, Саудовской Аравии, Таиланде и Вьетнаме. В посольстве Северной Кореи работают сингапурцы. Сингапур является девятым по величине партнёром Китая, а КНР — третьим для Сингапура, 10 % всего торгового оборота последнего происходит с Китаем. Ещё одним подтверждением крепких связей двух государств являются инвестиции Сингапура в промышленность Китая, например промышленный парк Сужоу и финансовая помощь в 2008 году для устранения последствия и поддержки населения Китая после Сычуаньского землетрясения.

Активная политика содействия борьбе против терроризма началась в 2001 году, когда были взорваны посольства США, Великобритании и Израиля, находящиеся в Сингапуре. В августе 2005 года Малайзия, Индонезия и Сингапур достигли соглашения проводить совместные анти-пиратские патрули в проливе Малакка для лучшего обеспечения безопасности на одном из самых главных морских путей. Позже к ним присоединился Таиланд. Уровень преступности в Сингапуре — один из самых низких в мире, при этом законы в Сингапуре достаточно суровые (в том числе предусмотрена и применяется смертная казнь). Проявления межэтнической вражды и ненависти караются законом (учитываются даже дискуссии в Интернете).


Население в 5,312 млн человек (на 2012 год, в 2005 году — 4,42 миллиона) отличается по национальному составу от соседней Малайзии. Большинство населения составляют китайцы — 76,8 %. Малайцы разного происхождения составляют 13,9 %. Выходцы из Индии составляют 7,9 %, большинство из которых — тамилы, в меньшем количестве — малаяли, пенджабцы и бенгальцы. Небольшие группы составляют англичане, арабы, евреи, тайцы, армяне, японцы и метисы (евроазиаты). Коренное малайское население Сингапура составляет лишь небольшой процент, а большинство — китайские, индийские или арабские иммигранты. В качестве носителей оригинальной культуры иногда выделяют евразийских сингапурцев и перанаканов (потомков китайских иммигрантов и их малайских жён).


Преимущества: благоприятный инвестиционный климат, высококонкурентная среда, ведущие места в рейтингах экономической свободы, высокообразованное и дисциплинированное население, сильно выросший уровень благосостояния. Слабые стороны: зависимость от импортных поставок почти всего продовольствия, воды и энергии. Дефицит территории. Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники, судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Сингапурский холдинг Raffles владеет международной сетью отелей Swissotel. Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, информационных технологий, фармацевтики. Сингапур — крупнейшая торговая держава региона. Объём внешней торговли (2008) — около 455,3 млрд долл. США. В 2001 Сингапур испытывал экономические трудности в связи с мировым кризисом в области технологий. В 2005 экономика поднялась снова. Правительство надеется вновь установить стабильный экономический рост. Безработица в 2008 году составила 2,2 % (в 2005 — 3,3 %).



Сингапур имеет эффективную систему здравоохранения, несмотря на достаточно низкие бюджетные расходы по сравнению с развитыми странами. Всемирная организация здравоохранения помещает Сингапур на шестое место в мире в своём отчёте. Это достигается тем, что свыше 20% расходов на лечение оплачивается самими пациентами (сверх страховки), которые в результате заинтересованы в экономии средств. В целом, Сингапур имеет самый низкий уровень детской смертности в мире за последние 20 лет. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Сингапуре — 79 лет для мужчин и 83 для женщин, по этому показателю страна занимает 15-е место в мировом рейтинге. Почти всё население имеет доступ к качественной воде и канализации. Ежегодно от СПИДа в стране умирает менее 10 человек на 100 000. Высок уровень иммунизации. Показатель ожирения во взрослом возрасте — менее 10 %[51].




Сингапурский порт принадлежит к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место.Крупнейший аэропорт в Сингапуре — Международный аэропорт Чанги. Он является крупным авиационным хабом в Юго-Восточной Азии, пассажирооборот — свыше 36 млн человек в год, грузооборот — свыше 1,9 млн тонн. Находится в районе Чанги в 17,2 км на северо-восток от коммерческого центра и занимает пространство в 13 квадратных километров[38]. Аэропорт является хабом для основного перевозчика Сингапура — Сингапурских авиалиний. Авиакомпания является членом Star Alliance.



Город находится почти на экваторе, поэтому температурные колебания климата минимальны. Средняя температура января на 2 °C ниже средней температуры июня (соответственно самого холодного и самого жаркого месяцев). Климат экваториальный. Осадков выпадает всегда много, от 170 до 250 мм в месяц. Самая низкая температура в городе составляла +20 °C, самая высокая — +36,1 °C. Среднегодовой минимум составляет 25 °C, а среднегодовой максимум 31,1 °C. Отклонения от указанных температур возможны, однако палящая жара бывает относительно редко, но и похолоданий ниже 20 °C тоже никогда не было.

Читайте также: