Государственный суверенитет тгп кратко

Обновлено: 02.07.2024

Государственный суверенитет это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Формально он представляется государственными символами (герб, флаг, гимн).

Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые основы. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое "Государственный суверенитет" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь

Государственный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Юридическая энциклопедия

Государственный суверенитет — (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;… … Википедия

государственный суверенитет — см. суверенитет. * * * см. Суверенитет … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. подчинение государства властям иностранных государств в сфере… … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см.: Суверенитет … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Энциклопедический словарь экономики и права

Суверенитет выступает одним из главных признаков государства, которые позволяют ему занимать ключевое место в политической системе.

Суверенитет представляет важнейшую характеристику для политико-правовой сущности государства. Суверенитет означает независимость и верховенство власти. Он обеспечивает возможность самостоятельно и свободно реализовывать собственные внутренние и внешние вопросы.

Суверенитет предполагает её неподчиненность каким-либо иным властным структурам. В суверенном государстве не должно быть политических образований, которые составляют конкуренцию власти и находятся выше власти суверена.

Суверенитет предполагает наличие всей полноты власти у государства на своей территории. Никакая иная власть на территории данной страны не имеет права присвоить себе функции верховной власти суверена либо поставить себя выше. Власть распространяет свое действие на всю территорию, которая находится под его юрисдикцией.

Будучи сувереном государство в полной мере распоряжается территорией в пределах собственной границы, т.е. имеет территориальное верховенство.

Верховенство государства внутри своих границ означает точное соблюдение законов и иных нормативных актов этой страны всеми гражданами, государственными органами и их должностными лицами, разнообразными организациями и объединениями.

Государство должно пресекать военную агрессию и иные формы посягательства на суверенитет и территориальную целостность. Оно обязано обеспечивать собственную политическую, экономическую и информационную независимость, защиту населения и своей территории.

Принцип целостности и неприкосновенности территории выступает одним из главных элементов безопасности государства, а его обеспечение – важнейшей государственной функцией.

Суверенитет предполагает не только верховенство во внутренних вопросах, но и независимость государства в сфере внешней политики. Суверенное государство – это самостоятельный участник международных отношений, который имеет статус субъекта международного права. По этой причине оно может заключать международные соглашения и договора, а также обмениваться дипломатическими, торговыми и иными представительствами.

Признаки государственного суверенитета принято выделять в двух разрезах:

– во-первых, с внутренней стороны:

а) верховенство власти государства, т.е. её распространение на всех лиц на территории этой страны. Оно обеспечивается посредством законов и государственного аппарата;

б) самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей на территории этой страны;

– во-вторых, с внешней стороны: самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей за пределами территории этой страны.

Таким образом, понятие суверенитета государства отражает его независимость в решении внутренних и внешних вопросов от влияния воли иных субъектов. Признаки суверенитета государства очерчивают набор уникальных черт, наличие которые позволяет судить о его наличии либо отсутствии.

Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права.

Суверенитет — это единство, независимость и целостность страны. Эта концепция означает неотъемлемое право каждого государства самостоятельно определять политический и правовой статус, выбирать путь экономического, социального и культурного развития.

Главенство высшей власти в стране состоит из следующих пунктов:

  • разнообразие;
  • исключительная компетенция;
  • принятые решения распространяются на всех граждан, партии и общественные объединения государства;
  • средства влияния, которыми не располагает никакое другое правительство.

Поскольку суверенитет является одной из основополагающих черт любой страны, он предполагает юридическое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.

Теории суверенитета

Государственная власть постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть, как внутри государства, так и в отношениях с иностранными державами: только Бог и по законам природы находятся над суверенной властью.

Суверенитет, по Бодену, в первую очередь означает независимость государства от папы римского, от церкви, от сословия, от другого государства. Суверенитет как власть включает в себя право издавать и отменять законы войны и мира, назначать высших должностных лиц, которых осуществляет верховный суд, право на помилование, право чеканить монеты, устанавливать весы и меры и взимать налоги.

Боден говорил, что целесообразность и сила каждой из форм правления зависят от исторических и природных особенностей разных стран и народов.

Боден негативно относился к демократии: в демократическом государстве много законов, постановлений и властей, а общее дело в упадке.

Боден считал монархию лучшей формой государства. Исторический опыт свидетельствует о силе и естественности монархии — монархии существуют тысячи лет. Боден утверждал, что монархия особенно нужна в больших странах. Монархия предоставляет полномочия и энергию (принятие решений) власти.

Боден писал, что сначала все страны были созданы путем завоеваний и насилия, а не по добровольному соглашению.

Основываясь на разработанной им концепции суверенитета, Боден выделил два вида государственных связей:

  • основанную на неравенстве;
  • основанную на равенстве стран, входящих в союз.

Концепция суверенитета Бодена как признака государства, главного качества верховной власти, остается важной, даже несмотря на то, что она относится к XVI веку. Доктрина суверенитета Бодена в настоящее время актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

1. Во-первых, важен вывод Бодена о том, что суверенитет неразрывно связан только с государством как неотъемлемой частью высшей власти в стране.

2. Во-вторых, согласно Бодену, суверенитет неограничен.

3. В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета как его неделимость.

Исторические факты про государственный суверенитет

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым Жаном Боденом в XVI веке. По определению Бодена, суверенитет — это неограниченная верховная власть монарха в стране. Однако в то время каноническое право, регулирующее международные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за папой римским.

А в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию временных суверенных прав всех стран ЕС (включая вассалов Священной Римской империи), что знаменует начало современной системы, в которой суверенитет должен быть приписан любому из государств-членов.

Идея суверенитета постоянно привлекает внимание и развивается философами, политологами и юристами. Как отметил известный немецкий ученый Георг Еллинек (1851–1911), изучение суверенитета помогает лучше понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.

Ж. Боден впервые в юридической науке разработал концепцию суверенитета, которая впоследствии стала классической. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета была разработана древними философами и связана с концепцией автаркии. Смысл автаркии, как основной функции государства в Древней Греции, заключается в том, что государство не имеет никакой подобной власти над собой, и все его полномочия осуществляются независимо.

Позже, в Средние века, идея народного суверенитета получила более четкое отражение. В конце Средневековья возникла идея высшей и независимой государственной власти, субъектом которой был монарх.

Согласно идеям этого мыслителя, жизненно важным государством является такое, в котором действительно гарантируется неограниченная власть монарха (государства), в то время как абсолютная власть государства и государственный суверенитет рассматриваются как идентичные понятия.

Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Гегеля. Его теория суверенитета страны отражала потребности постепенного развития Германии и других европейских стран. В своем учении он приписывал суверенитет самому государству, а не государственной власти или народу. В то же время он выделил три основные черты государственного суверенитета:

  • доминирование;
  • единство;
  • независимость.

Кроме того, он подчеркнул, что существует внутренний и внешний суверенитет:

  1. Внутренний суверенитет — это единство всех видов деятельности и всех государственных органов.
  2. Внешний суверенитет — это единство и независимость государств во внешних отношениях.

Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Следует помнить, что развитие идей суверенитета основано на некоторых исторических событиях и связано с развитием политической и правовой мысли.

Основополагающие принципы государственного суверенитета

Суверенитет государства, как один из принципов внутренней организации государственно-правового механизма, относится к основам конституционного строя.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, заключается в господстве и единстве государственной власти и ее распространении на всю территорию России.

Это означает, что законы федерального правительства являются обязательными для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центрального (национального) правительства по отношению к органам субъектов федерации.

Юридическим термином, обозначающим верховенство суверенитета Российской Федерации, является верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4).

Конституция является обязательной для всех субъектов права на территории России, имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, ко всем положениям государственных органов, а также по отношению к нормативным актам органов местного самоуправления.

Главные основы государственного суверенитета

Основы государственного суверенитета:

  1. Существенной основой суверенитета страны является способность владеть территорией, определенным культурным наследием и имуществом.
  2. Политико-правовая основа суверенитета страны заключается в развитии и стабильности государственности, проектировании структуры власти.
  3. Признание суверенитета государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН), основными документами международного права.

Суверенитет является неотъемлемой чертой органов государственной власти, мерой их собственной силы и полноты жизни, что отражается в ряде возможностей, прав и гарантий, которые могут быть предоставлены их уникальным, особым статусом по сравнению с другими политическими институтами и международным сообществом.

Степень национального суверенитета, уровень и характер владения международными юридическими правами в государствах зависят от сферы компетенции, предусмотренной конституцией и другими соглашениями.

Объединение в различные организации и профсоюзы, заключение международных договоров, взаимные уступки показывают, что государство передает часть своих прав другим лицам (организациям) во имя успешного решения определенных задач.

Современное международное право исключает незаконное применение силы как средство решения спорных вопросов. Устав ООН (пункт 7 статьи 2) провозглашает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В то же время в нем содержится положение, разрешающее Совету Безопасности ООН применять принудительные меры, изложенные в главе VI, которые должны включать ограничения суверенитета государства при наличии акта агрессии, угрозы или нарушения мира со стороны этого государства.

Суверенитет не исключает и не может исключать подчинения государств международному праву, он не определяет их независимости от норм международного права. Это означает, что современные страны обладают неполным, но соразмерным суверенитетом.

Гос. суверенитет означает самостоятельность, верховенство, независимость гос.власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права. Различают внешний суверенитет, т.е. независимость государства от других государств в международных отношениях, и внутренний суверенитет-распространение гос.власти на всех лиц на территории данной страны и независимость от любой другой власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим внутригосударственным организациям.
2. Договорная теория происхождения государства.

Естественно-правовая теория происхождения государства (Спиноза, Руссо, Гольбах, Радищев). Эта теория была сформулирована в 17-18 веках. По мнению сторонников этой теории, государство возникает в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В целях выживания или противостояния общему врагу люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в сою очередь, обязуется обеспечить права человека. До государства люди были независимы им свободны, все обладали максимумом прав и свобод, но были не достаточно защищены.
3. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества - это совокупность гос.аппарата, соц.объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Основная функция политической системы общества – это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. Политические отношения – это отношения по поводу власти. К функциям полит.системы относятся также организация эффективной экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами и народами, обеспечение интеллектуального потенциала общества, разумного соотношения интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Главный принцип демократической политической системы - это политический плюрализм, предусматривающий в качестве обязательного условия наличие многообразия участников политических отношений, которые, конкурируя за влияние на государственную власть, реализуют интересы своих сторонников.

Социальные объединения - это формализованные, добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера. Признаками социальных объединений являются:

Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо социальное объединение или пребывание в нем.

Формализация. Существует множество неформализованных сообществ. В отличие от них социальные объединения характеризуются устойчивостью и четкой внутренней организацией, имеют определенную структуру. Они в обязательном порядке проходят государственную регистрацию, могут наделяться статусом юридического лица.

Общность целей и интересов его участников. Если государственные органы должны формировать и обеспечивать публичные интересы, так называемое общее благо, то социальные объединения реализуют частные, локальные интересы определенных социальных групп.

Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов.

Самоуправление на основе локальных корпоративных норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Локальным нормативным актом, регулирующим образование и деятельность социального объединения, являются его устав или положение. Высший орган управления - общее собрание членов (участников) социального объединения.

Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках. Запрещается создание и деятельность социальных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
4. Механизм (аппарат) государства: понятие и признаки.

Это система спец.органов и учреждений посредством которых осуществляется гос.управление обществом и защита его основных интересов. Признаки: 1. Гос.механизм представляет собой систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. 2. Механизм государства состоит из людей, профессионально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений. 3. Сфера властных полномочий гос.органов ограничивается правом. 4. Функционирование механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. 5. Механизм государства призван осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления гос.деятельности.

Механизм государства состоит из соответствующих органов, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. По характеру выполняемых задач государственные органы можно подразделить на: представительные (парламент, совет, собрание), исполнительные (правительство, кабинет министров) и судебные, правоохранительные и надзорные органы.
5. Форма государства: понятие и элементы.

Это совокупность внешних признаков, характеризующих государство. Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в их формировании. Современные формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Различают Абсолютную (власть всецело принадлежит одному лицу; отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха (Азия, Африка)) и Ограниченную (власть монарха значительно ограничена конституцией, которую он изменить не вправе (Англия, Испания)) монархии.

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные виды республиканской формы правления: президентская (США), парламентская и смешанная (РФ) республики.

Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложная форма государственного устройства, представляющая собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Конфедерация – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, для достижения определенных, ограниченных целей (Содружество независимых государств и Европейское сообщество).

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.

16. Теологическая теория возникновения государства.

Теологическая теория (Фома Аквинский). Государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.
6. Понятие и признаки государства (различные подходы).

Государство – определенным способом организованное общество, обладающее следующими признаками: 1) публичная власть; 2) территория; 3) население; 4) суверенитет.

Аристотель, основоположник патриархальной теории возникновения государства, определяет его как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни.

Фома Аквинский отождествлял государство с божественной волей.

Трубецкой: Государство – союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории.

Гумплович: государство как естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны правопорядка.

Публичная власть – осуществляется гос.органами от имени всего народа. Легальность (соответствует закону) и легитимность (признанная населением).

Территория государства включает в себя: сухопутную; водную (внутренние воды (не>24 морских миль), территориальное море (не>12 морских миль)); воздушное пространство; территории посольств, находящихся вне территории государства.

Население – совокупность индивидов, проживающих на определенной территории.

Суверенитет означает самостоятельность, верховенство, независимость гос.власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права.
7. Государственный (политический режим): понятие и виды.

Государственный (политический) режим представляет собой систему средств и способов осуществления политической власти в государстве. Политический режим может быть демократический и антидемократический (авторитарный, анархический или тоталитарный).

Основой демократического режима является народовластие, которое предполагает наличие в государстве представительного (законодательного) государственного органа, выбранного народом на основе свободных, равных и тайных выборов. Демократический государственный режим предполагает закрепление в конституции и реальную гарантированность осуществления широких гражданских прав и свобод. Демократический режим предполагает широкое участие населения в решении государственных вопросов путем как представительной, так и непосредственной демократии. Демократический государственный режим предполагает наличие плюрализма политических течений и идеологическое разнообразие в политической жизни страны.

Авторитарный политический режим характеризуется тем, что: 1) вся полнота власти концентрируется в одних руках правящего лица, органа или элиты, не учитывающих коренных интересов населения; 2) народ при таком режиме фактически отстраняется от формирования гос.власти и контроля за ее деятельностью; 3) для реализации решений власти возможно использование насилия. Устанавливается полное преимущество государства над правом, а также приоритет интересов государства над интересами личности; 4) действует принцип правового регулирования по типу: Разрешено только то, что разрешено законом.

Тоталитарный режим характеризуется: 1) господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем; 2) осуществляется тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, а также над частной жизнью граждан; 3) правящая партия сращивается с гос.аппаратом; 4) организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима. Против инакомыслящего населения применяется насилие, принуждение, репрессивные методы.

Анархический политический режим характеризуется: 1) отсутствием системы эффективного нормативного регулирования общественных отношений, отсутствие гарантий безопасности населения; 2) конфронтация властных структур, отсутствие эффективных форм координации их действий, стихийность, неупорядоченность действий властей; 3) потеря (в некоторых случаях) высшими органами политической власти монополии на организованное применение насилия.
8. Психологическая теория происхождения государства.

Возникла в 19 веке (Петражицкий, Тард). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, потребностью повелевать у одних и подчиняться у других.
9. Политическая система общества: понятие и основные элементы.

Политическая система представляет собой организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. В политической системе выделяют три элемента: 1) подсистема политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и др. общественные организации.
10. Федеративное государство: понятие и признаки.

Федеративное государство (федерация) — сложная форма государственного устройства, представляющая собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Признаки: 1) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: республик, штатов, кантонов, земель. 2) в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство субъектов федерации. 3) при федеральном государственном устройстве парламент имеет двухпалатную структуру: одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации. 4) в федерации верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. 5) субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, законодательства, которое не может противоречить федеральной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. 6) основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют центральные органы государственной власти. Они официально представляют федерацию на международной арене. Самостоятельное участие субъектов федерации в межгосударственных отношениях, как правило, не допускается. 7) субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из федерации.
11. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Гос.орган – это составная часть механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками, состоящая из государственных служащих, создаваемая в установленном законом порядке, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, наделенная определенной компетенцией и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Признаки: 1) является самостоятельным элементом гос.аппарата с собственной структурой, действует специализированно в системе других органов. 2) обладает определенной компетенцией: осуществление гос. власти, принятие от имени государства юридически значимых решений и обеспечение их реализации. 3) образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе. 4) органы государства тесно взаимодействуют между собой в обеспечении нормального функционирования общества, путем защиты законных прав и интересов личности, охраны внешней безопасности и территориальной целостности государства. 5) орган государства представляют специальные должностные лица – представители власти, они обладают полномочиями по управлению другими людьми, не зависят от них по службе. 6) орган государства наделен необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции своих задач и функций.

Виды: по способу принятия решений: коллегиальные (большинством) и единоначальные (единолично руководителем); по характеру выполняемых ими задач: представительные, исполнительные, судебные, правоохранительные и надзорные; по действию в пространстве: федеральные, органы субъектов федерации, местные; по длительности функционирования: постоянные и временные.

13. Правовое государство: понятие и основные признаки.

Это такая форма организации и деятельности гос.власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права. Признаки: 1) верховенство права – равенство всех перед законом и судом. 2) реальное претворение в жизнь, принцип разделения властей на: законодательную, исполнительную и судебную. 3) взаимная ответственность государства и личности. 4) приоритет прав и свобод личности. 5) развитие гражданского общества, т.е. общество главной целью которого является свободное развитие личности, а главной ценностью является личность и ее права и свободы. Предпосылки для развития правового государства: экономические (признание государством свободы предпринимательской деятельности); политические (гарантированность полит. прав и свобод граждан); социальные (развитие гражданского общества); нравственные (гуманизм, справедливость).
14. Монархия как форма правления государства: понятие и виды.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Виды: 1) Абсолютная монархия – власть всецело принадлежит одному лицу; отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха (Саудовская Аравия); 2) Ограниченная (конституционная) монархия – власть монарха значительно ограничена конституцией, которую он изменить не вправе. ОМ существует в двух формах: дуалистическая – власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Марокко) и парламентарная – монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию (Великобритания). 3) Теократическая монархия – власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру (Ватикан). 4) Выборная монархия – монарх не наследует власть автоматически, а выбирается. Фактически это промежуточная форма правления между монархией и республикой.

Читайте также: