Маньеризм в архитектуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

Маньеризм – стиль в западноевропейском искусстве, зародившийся в Италии и получивший распространение в 16-ом – первой трети семнадцатого века. Очагами его развития стали города Флоренция, Рим и Мантуя.

Во многом маньеризм был порожден серьезным кризисом в общественно-политической сфере. Постепенно идеи маньеризма проникли в соседствующую с Италией Францию. Характерной чертой этого направления является утрата ренессансной гармонии между человеком и природой, духовным и телесным.

Для маньеризма в архитектуре свойственны нарушение ренессансной сбалансированности и использование немотивированных структурных решений, которые вызывают у зрителя чувство беспокойства. К самым известным сооружениям, возведенным в этом архитектурном стиле, относятся Библиотека Лауренциана (Флоренция, архитектор Микеланджело) и площадь Палаццо дель Те (Мантуя, архитектор Джулио Романо). Также в духе маньеризма была построена во Флоренции лоджия здания Галерии Уффици.

Маньеризм – что это такое, когда возник, основные особенности

Разделение на стили и направления в сфере искусств часто обладает индивидуальным подходом. Особенно это касается работ авторов, творивших в древние века. На рубеже заката эпохи Возрождения и возникновения барокко в искусстве появился стиль маньеризм. Это направление до сих пор вызывает споры у специалистов.

Что такое маньеризм?

Когда возник маньеризм?

История человечества похожа на полотно, состоящее из чередования светлых и темных полос. На смену временам инквизиции пришел ренессанс с его возвышенным стилем в искусстве. По прошествии времени от него начали морально уставать, и он постепенно угас. В Европе началась эпоха реформации. В 20-х годах 16 в. после ряда войн был разграблен Рим. Упадок чувствовался во всем.

В эти годы в итальянской литературе, живописи, архитектуре, скульптуре возникло течение, о котором идет речь. Стиль маньеризм стал отражением определенной деградации человеческого творчества по сравнению с эпохой Возрождения. Во второй половине столетия это направление распространилось на большинство стран, существовавших в тогдашней Европе. Продержался этот стиль до конца 16 века.

Когда возник маньеризм

Особенности маньеризма

Главенство внешних форм над внутренним содержанием – основная черта. На первый план выносится обострение чувств, напряженность нервов во всех композициях. Можно отметить характерные черты стиля маньеризм:

  1. Нарушение пропорций в формах (удлиненные части тела, например).
  2. Обилие разнообразных визуальных эффектов. Это могут быть эксперименты с перспективой, освещением или яркостью цвета.
  3. Перебор с деталировкой. За мелочами теряется стилистическая общность композиции.
  4. Неестественность красоты. Она преподносится вычурно, ее выразительность максимально увеличивается.
  5. Цвета, формы и их сочетания имеют большую живость и используются оригинальней, чем при Ренессансе.
  6. Преобладание новых гипертрофированных форм в эклектике. Этим черты маньеризма отличаются от предыдущих этапов искусства.
  7. Обильное использование серебрения и позолоты в композициях.

Маньеризм в живописи

Яркими представителями являлись художники: Джорджо Вазари, Якопо Понтормо, Эль Греко, Микеланджело. Стиль отображал идеи своего времени, поэтому типичный маньеризм картины художника тех лет отличал следующими особенностями:

  1. Опровержение устаревших канонов живописи. Рушились догмы и идеалы мастеров классических школ.
  2. В построении композиции не было симметричности. Не наблюдалось равновесных пирамидальных или круговых форм, характерных предыдущей эпохе.
  3. Художники избегали центральных фигур, которые могли бы сбалансировать построение картины. Несбалансированность наоборот подчеркивалась.
  4. Живописцы в своих работах использовали преимущественно краски холодных тонов. Тем самым подчеркивалось отсутствие умиротворения в душах персонажей.

Маньеризм в архитектуре

Его представляли архитекторы Дж. Вазари, Б. Амманати, Джулио Романо, Б. Буонталенти. Маньеризм в искусстве градостроительства проявился в отсутствии четкого плана и хаотичности застроек. Совершенство классических форм зданий, построенных во время эпохи Возрождения, сменилось эклектическим искажением гармонии. Субъективные идеи мастеров этого направления, воплощенные в камне, подчеркивали эфемерность мироздания и неопределенность судеб людских. Здания содержали в себе набор выразительных элементов декора без смысловой связи между собой.

Мешанина орнаментов на стенах сочетала в себе богато выполненные узоры геральдики и фигуры людей. Псевдобарельефы перемешались с инкрустациями из золота и серебра. Часто использовались мифологические мотивы в росписях стен. Планировка не продумывалась сознательно. Этим архитектор подчеркивал стремление свергнуть правила старых мастеров. Сооружения стиля маньеризма обладали эффектами, призванными для усиления эмоциональной составляющей. Зыбкость пространства и фантомность – основные идеи зданий, построенных в этом стиле.

Маньеризм в архитектуре

Маньеризм в литературе

  • особенная стилевая вычурность;
  • наличие в тексте образов из области фантастики;
  • не естественность и искусственность выражений;
  • смешение литературных жанров (трагикомедия, например);
  • присутствие определенного эзотерического контекста.

Маньеризм в моде

Яркими проявлениями этого направления стали испанские костюмы того времени. Маньеризм в одежде стал проявляться в причудливо-вычурных формах. Элементы новой моды:

  • широкие расклешенные юбки;
  • неплотно закрепленные лифы;
  • богатый мавританский узор из геометрических линий;
  • броские самоценные украшения, не несущие функционального значения.

Влияние строгого исполнения церковных предписаний соседствовало с национальным колоритом. Одежда, пошитая в форме геометрических фигур, искусственно изменяла естественные линии тела человека. Отдельные элементы гардероба не уравновешивали друг друга, а находились в дисгармонии. Например, костюм мог состоять из двух несочетаемых конусов, отталкивающих взгляд. Маньеризм в одежде противопоставлялся гармоничным вещам эпохи Ренессанса.

Маньеризм в моде

Маньеризм в интерьере

Чувственная эстетика диктовала свои правила обустройства убранства помещений. Испанский маньеризм, как и в одежде, стал яркой иллюстрацией этого стиля в интерьере. Создавая внутреннюю обстановку, специалисты решали 2 основные задачи:

Решались эти задачи следующим образом:

Информация о том, как поменять пароль в ВК пригодится людям, которые пользуются этой социальной сетью и хотят сохранить свои данные. Регулярно злоумышленники взламывают страницы, поэтому нужно придумать надежную комбинацию.

Уголовная ответственность является одной из разновидностей юридических наказаний, которая применяется по отношению к правонарушителям. Она предусмотрена в определенных законодательных актах государства, имеет свои принципы, формы и другие нюансы.

Субсидиарная ответственность – это правовая норма, призванная усилить гарантии возврата кредитных средств. Ее несет определенный круг лиц, связанный с тем, кто одолжил деньги. Она наступает, когда основной заемщик не способен вернуть кредит.

Гражданско-правовая ответственность как правовой институт – это важный инструмент защиты наших прав при взаимодействии с обществом. Всем участникам гражданских правоотношений будет полезно познакомиться с этим понятием поближе.

Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием “маньеризм” возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного направления отражал кризис идеалов, сформировавшихся в эпоху Возрождения. Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности окружающего мира и зыбкого положения человеческой судьбы. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля Маньеризм как искусства

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Убранство замков в стиле маньеризм

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

Маньеризм считается своеобразные переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи – огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Декор интерьера в стиле маньеризм

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей периода Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.

Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

Козимо Медичи

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризма

Живопись: картины и художники

Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:

На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.

Распространению стиля в Германии способствовал художник Ханс Фон Аахен.

Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:

  • Пармиджано Франческо.
  • Фьорентино Россо.
  • Лавиния Фантано.

Коррадо Джаквинто

Литература: известные маньеристы

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Видео-обзор на культуру маньеризма

Выводы

Маньеризм зародился в эпоху кризиса культурных и художественных идеалов. Внутренняя противоречивость стиля превосходила направление стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Определение стиля в широком смысле характеризуется формотворческим началом перехода от эпохи античности, через эпоху классицизма и до современного периода.

Маньеризм

Шпалера (ит. — spalliera) — настенный безворсовый ковер, украшенный ком позициям и в обрамлении орнаментального бордюра.

Маньеризм (итал. manierismo — прием, манера) — течение в европейском искусстве XVI в., представители которого отошли от ренессансной гармонии восприятия мира,гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.

Черты маньеризма: — превалирование формы над содержанием: — изысканная техника.
Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя.

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни (1540) Уффици, Флоренция

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни (1540) Уффици, Флоренция

Маньеризм стилистические особенности и ведущие художники

Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей. А также обостренное субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают насыщенные гротескной орнаментикой решения.

С 40-х гг. XVI в. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В скульптуре (Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Ам- манати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, в стремлении к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовала деятельность итальянских мастеров во Франции. Например, Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо, Испании (В. Кардуччо), Чехии (Дж. Арчимбольдо. А также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства.

Архитектруа

Бартоломео Амманати (1511 — 1592) не был коренным флорентийцем и явился в Тоскану уже зрелым художником. В Риме вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) — сложного комплекса. В композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад. Контраст к постройкам Амманати образуют его флорентийские работы. Крупнейшая из них — расширение дворца, разбивка парка, строительство садового фасада палаццо Питти. Аманнати сообразовывался с построенным в XV в. главным фасадом дворца, но руст у него покрывает даже полуколонны, членящие каждый этаж.

Например: Нимфей (букв.— убежище нимф) — многоуровневая надстройка с нишами и бассейном.
Черты внутренней противоречивости еще более заметны в комплексе правительственных зданий Уфицци, наиболее крупном создании Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманный как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьории с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узким переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Cкульптура

В скульптуре отсутствуют большие гуманистические идеи и связанные с ними подлинные героические образы. Нарастает процесс превращения пластических работ в самоценное художественное произведение, не связанное с окружением. Что особенно характерно для творчества Челлини.

Бенвенуто Челлини (1500-1571) обладал мятежным характером. Вел беспокойную жизнь, часто переезжая из одного города в другой. В 25 лет переехал на некоторое время в Рим. И стал любимым художником папы Климента VII, работал во Франции у Франциска I.

Живопись

Читайте также: