Киноискусство в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Документальное кино в годы Великой Отечественной войны

Первые фронтовые кинорепортажи. Производственно-творческая организация работы фронтовых киногрупп. Героический труд фронтовых кинооператоров В.Сущинского, В.Орлянкина, Р.Кармена, В.Микоши и др. Освещение военных событий в киножурналах, спецвыпусках и документальных фильмах.

мастеров игрового фильма. Художественно-публицистическое начало в образном строе документальных фильмов о войне. Развитие приемов фронтового репортажа, повышение мастерства операторов. Влияние опыта кинодокументалистики на игровой кинематограф. Историческое значение материалов документальной кинолетописи Великой Отечественной войны.

Игровые фильмы о Великой Отечественной войне

Всенародный характер патриотического сопротивления захватчикам - основная тема киноискусства военной поры. Эволюция мастеров кино от умозрительного, поверхностно-агитационного раскрытия темы к реалистическому постижению страданий и мужества народа.




Тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками в историко-биографических фильмах.

Фильмы для детей и юношества

Особенности советского кино в годы Великой Отечественной войны и его вклад в общенародную борьбу против фашистских захватчиков. Ведущая роль кинохроники и документального кино. Отражение в кинодокументах и игровом кино агитационных задач времени, массового героизма и патриотизма советских людей. Влияние хроники на художественное кино.

Документальное кино в годы Великой Отечественной войны

Первые фронтовые кинорепортажи. Производственно-творческая организация работы фронтовых киногрупп. Героический труд фронтовых кинооператоров В.Сущинского, В.Орлянкина, Р.Кармена, В.Микоши и др. Освещение военных событий в киножурналах, спецвыпусках и документальных фильмах.

мастеров игрового фильма. Художественно-публицистическое начало в образном строе документальных фильмов о войне. Развитие приемов фронтового репортажа, повышение мастерства операторов. Влияние опыта кинодокументалистики на игровой кинематограф. Историческое значение материалов документальной кинолетописи Великой Отечественной войны.

Игровые фильмы о Великой Отечественной войне

Всенародный характер патриотического сопротивления захватчикам - основная тема киноискусства военной поры. Эволюция мастеров кино от умозрительного, поверхностно-агитационного раскрытия темы к реалистическому постижению страданий и мужества народа.

Тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками в историко-биографических фильмах.

Фильмы для детей и юношества

Особенности советского кино в годы Великой Отечественной войны и его вклад в общенародную борьбу против фашистских захватчиков. Ведущая роль кинохроники и документального кино. Отражение в кинодокументах и игровом кино агитационных задач времени, массового героизма и патриотизма советских людей. Влияние хроники на художественное кино.

В 1930-х годах мировой кинематограф находился в противоречивой ситуации. С одной стороны, кино сформировалось как индустрия и как искусство, пройдя наконец путь становления и перейдя к росту и качественному развитию. С другой стороны, экономическая ситуация во многих странах резко ухудшилась, кинокомпании переживали трудные времена, многим приходилось либо оптимизировать производство, либо вовсе закрываться. И тут началась война.

Военные и последовавшие за ними послевоенные годы вплоть до 1960-х, в значительной степени изменили киноиндустрию.

Кинематограф, уже превратившийся в сильную устойчивую индустрию помимо прочего приобрел значимый политический вес.

Стало очевидно, что кино со своей массовой популярностью и влиятельными кинозвездами может манипулировать настроениями зрителей. Это поняли политики, начавшие активное использование кинематографа как инструмента пропаганды .

В свою очередь и руководители киностудий поняли, что в их руках находится мощный рычаг влияния.

В США с 1930 года действовал Production Code, который помимо прочего предполагал запрет на политические высказывания в фильмах. Однако, чем явственнее становилась угроза от фашистских стран, тем более выраженную политическую позицию занимали голливудские продюсеры, режиссеры и актеры.

Фильм-сатира "Великий диктатор", 1940 г. (реж. Чарли Чаплин), высмеивающий Адольфа Гитлера и идеологию Третьего рейха

Предвоенные годы и годы войны для кинематографа были окутаны политическими мотивами. Правительство США подписывало выгодные для киностудий контракты на производство патриотических и пропагандистских фильмов. Даже студия Уолта Диснея занималась производством пропагандистских мультфильмов.

Идея, транслировавшаяся зрителям, подчеркивала значимость и важность военных действий, призывала поддерживать героев-солдат и осуждать агрессоров и диктаторов.

Многие владельцы крупных киностудий были евреями-иммигрантами, поэтому для них было важно показать преданность политике Америки с одной стороны, и выразить отрицательное отношение к фашизму, с другой.

К концу 1930-ых годов голливудские студии отказались вести партнерские отношения с Германией, перестав экспортировать туда свои фильмы. Американское правительство даже сформировало Комитет по цензуре (The Office of Censorship), который отбирал какие фильмы можно импортировать и какие можно экспортировать. Он проработал с 1941 по 1945 годы.

В военные годы такое тесное сотрудничество между правительством и кинематографистами было выгодно Голливуду, однако впоследствии им пришлось заплатить немалую цену за то, что они допустили политику в свой бизнес.

Кадр из фильма "Миссия в Москву", 1943 г. (реж. Майкл Кёртис). Он представляет собой пример просоветской пропаганды, которая велась в США в период войны

Кадр из фильма "Миссия в Москву", 1943 г. (реж. Майкл Кёртис). Он представляет собой пример просоветской пропаганды, которая велась в США в период войны

Помимо того, что Вторая мировая война способствовала переплетению политики и кинематографа, она произвела два важных положительных эффекта на Голливуд .

Во-первых , наслоение экономического кризиса и военных действий имело разрушительный эффект для кинематографа многих стран. Это не только затормозило национальное производство европейских и азиатских стран, но и послужило еще большему укреплению Голливудского кино как всемирно потребляемого продукта. Ухудшение экономической и политической стабильности европейских стран заставило Голливуд выходить на новые рынки, например засилие американского кино в Латинской Америке произошло именно в эти годы.

Во-вторых , в 30-х годах многие уже состоявшиеся на своей родине кинематографисты иммигрировали или просто переехали работать в США. Хотя в эпоху немого кино американское кинопроизводство уже вбирало в себя звезд из различных стран, понимание, что Голливуд это средоточие талантов всего мира появилось именно в эти годы. Так, например, Голливуд притянул к себе великого англичанина - Альфреда Хичкока.

Важным для понимания того, что происходило в эти годы в мире кинематографа, является осознание исторического контекста. Еще до Второй мировой войны сформировались биполярные в экономическом смысле группы стран. Большинство стран были заняты сменой власти и политического курса, внутренними революционными и внешними военными разбирательствами. Мир разделился на своих и чужих. Такие страны как СССР , Япония , Германия , Италия максимально ограничивали экономические и культурные связи с западными странами. Для США кино, несмотря на значимую его политизацию, оставалось частным бизнесом и инструментом экономики. Тогда как для большинства стран, в которых кинематограф уже сформировался, кино практически перестало быть объектом купли/продажи, а стало инструментом идеологии . Первостепенным для внеголливудского кино надолго стало не количество денег, которые оно может принести, а качество идей, которые оно может преподнести.

Советский фильм-сатира "Юный Фриц", 1943 г. (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг), снят на основе стихотворения Самуила Маршака

Во Франции и Великобритании послевоенные годы, не связанные с политическими катаклизмами, характеризуются постепенным восстановлением и развитием киноиндустрии.

Весь мир, пережив вторую мировую войну, обратился к анализу сущности социальных явлений и личности в рамках заданных извне враждебных общественных норм и правил. Военные фильмы сменились фильмами социально-психологической тематики .

Реалистично-пессимистичное кино было очень популярным направлением в 40-50е годы. Однако и развлекательная функция кинематографа ярко выражала себя в распространении фильмов комедийного жанра.

Фильм "Похитители велосипедов", 1948 г. (реж. Витторио де Сика)

Во время войны свой героизм показали не только солдаты, офицеры, летчики, танкисты, пехотинцы и моряки: именно тогда были сняты одни из самых пронзительных и ярких отечественных кинокартин. Министерство культуры РФ рассказало, каким образом проходили съемки некоторых фильмов.

Шедевры отечественного кинематографа, снятые во время войны

Свадьба (режиссёр Исидор Анненский, 1944 год)

Свадьба (режиссёр Исидор Анненский, 1944 год)

Свадебное изобильное застолье было в основном бутафорским. Но был и настоящий, аппетитно пахнущий винегрет, от которого ассистенты отгоняли голодных артистов. Режиссер, опасаясь, что блюдо не доживет до конца съемочной смены, распорядился полить его керосином.

Иван Грозный (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1944 год)

Иван Грозный (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1944 год)

Съемочной группе и художникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Например, когда на декорации не хватало фанеры, мастера использовали местный сорт кустарника, из которого плели особые пласты и использовали для строительства. До сих пор остается загадкой, как в условиях жесточайшей экономии военного времени Сергею Эйзенштейну и группе художников-постановщиков удалось воссоздать богатейшие палаты Кремля и боярских дворов.

Два бойца (режиссер Леонид Луков, 1943 год)

Два бойца (режиссер Леонид Луков, 1943 год)

В шесть часов вечера после войны (режиссер Иван Пырьев, 1944 год)

Романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени — веру людей в победу и мирную жизнь. В картине запечатлена история двух разлученных влюбленных, которым, пройдя через все горести войны, все же удается встретиться в давно условленном месте — в Москве, на Каменном мосту ровно в шесть часов вечера.

В шесть часов вечера после войны (режиссер Иван Пырьев, 1944 год)

Золушка (режиссер Надежда Кошеверова, 1947 год)

Фильм по мотивам знаменитой сказки Шарля Перро вышла спустя два года после окончания войны. Появление подобной картины было довольно странным явлением для советского кинематографа. Сказочный сюжет, зарубежный автор. Однако съемки были разрешены, поскольку сценарий сочли очень мотивирующим и жизнеутверждающим. Адаптировать старую сказку под комедию было поручено Евгению Шварцу.

Золушка (режиссер Надежда Кошеверова, 1947 год)

Фильм снимали в неотапливаемых и полуразрушенных после войны павильонах. В перерывах между дублями актерам приходилось надевать пальто, тулупы и даже валенки. В жутких условиях общими усилиями шили костюмы и декорации. Роскошные наряды для мачехи, сестер Золушки и остальных персонажей сказки создавали буквально из занавесок и подручных материалов.

Самой большой проблемой для художников по костюмам были платья Золушки и Феи. На помощь пришла Фаина Раневская, блестяще исполнившая роль мачехи. Она принесла из дома обрезки ткани и настенное бра. Ткань пошла на платье Золушки, а вот бра в полной красе мы можем наблюдать на голове Феи.

Отдельного внимания достойна хрустальная туфелька. Она была сделана из пластика и действительно вряд ли подошла бы кому-то, кроме исполнительницы главной роли – актрисы Янины Жеймо с ростом 147 см и 32-м размером ноги.

Пересмотреть фильм, а также узнать больше о мировых экранизациях знаменитой французской сказки Шарля Перро можно благодаря порталу Культура РФ.


ImageFile

Домашний киносеанс

Когда началась война, жительнице Корткеросского района Валентине Худяевой было всего два года. Детство ее прошло в деревне Бридино, которая затерялась между Великими Луками и Ржевом. Там она пережила самые страшные годы войны.

Как вспоминает Валентина Худяева, в разрушенную бомбежками деревню изредка привозили кинопередвижку. Киномеханики месяцами кочевали по деревням. Киноаппаратура помещалась на телеге (зимой на санях), которую тянула колхозная лошадка. С собой везли и движок, вырабатывающий электричество. Если движка не было, ручку киноаппарата крутили вручную. И, конечно, были экран и ящик с бобинами. Для звукового кино полагался громкоговоритель. Если фильм был немой, то киномеханик или кто-то из односельчан читал текст, иногда давал разъяснения по ходу фильма, чтобы зрители лучше воспринимали те или иные кадры. В кинозал буквально за несколько минут превращалась комната в одном из домов односельчан или лужайка на берегу реки. Позже восстановили клуб, где и стали проходить киносеансы.

– В деревне заранее знали, что должна приехать кинопере-движка, – вспоминает Валентина Худяева. – В этот день дети старались первыми встретить киномеханика. Он давал какие-либо поручения, выполнив которые, ты был уже уверен, что заслужил право на бесплатный пропуск на киносеанс. Счастливчику, который успевал первым подскочить к киномеханику, доставалось самое легкое и быстрое задание: принести ведро воды для движка. Припозднившимся выпадало более трудоемкое поручение – обежать близлежащие хутора и рассказать, что привезли кино. Те, кто не успевал получить задание киномеханика, прорабатывали план, как попасть на сеанс, ведь родители не всегда могли порадовать детей билетами в кино. Летом было проще: у детей был тайный лаз под сценой, да и можно было смотреть через окна, благо они не были заморожены, как зимой. Договаривались с друзьями, которые проходили на сеанс, чтобы те немного отодвигали шторы и оставшиеся на улице имели возможность посмотреть в щелку фильм. Но бывало, что киномеханик строго следил, чтобы все окна были наглухо зашторены. В то время киномеханик был одним из самых почетных людей на селе, поэтому прекословить ему никто из детей не решался.

По словам Валентины Худяевой, в импровизированном кинозале дети располагались перед экраном прямо на полу или на земле. Порою, устроившись поудобнее, некоторые засыпали, набегавшись за весь день. Несбыточной мечтой казалось то, что можно лежать дома и смотреть кино в любое время.

Зрители тех лет знали по именам всех советских актеров. Перед фильмом показывали киножурнал с кадрами военной кинохроники, а затем со сценами послевоенного восстановления страны: строительство городов, посев или сбор урожая, варка стали в доменных печах.

– Мы смотрели эти фильмы, и каждый из нас бесконечно гордился своей страной, такой сильной, огромной, гордился подвигом наших отцов, победивших фашистов, – рассказала собеседница. – Мы видели, какие разные люди живут в нашей стране далеко от нас и так же сильно любят наш Советский Союз. Каждый из нас, детей, хотел вырасти и стать стахановцем. После просмотра таких фильмов хотелось хорошо учиться, чтобы достойно показать себя в труде. Наверное, поэтому мне, которой не исполнилось и двадцати, не было боязно приехать после учебы из Тверской области в Коми. А здесь получилось так, что мой муж со своим закадычным другом стал первым киномехаником в селе. В конце пятидесятых они, молодые электрики, установили киноточку и сами же стали устраивать односельчанам киносеансы. Возможно, этот энтузиазм передался старшей дочери, которая долгое время работала киномехаником в сельском клубе. Вторая дочь тоже имеет корочку киномеханика, только школьного. И мечта детства сбылась. Теперь можно смотреть кино дома в любое время. Но все же кажется, что тогда, в послевоенном детстве, лежа на полу в холодном клубе, смотреть кино было интереснее.

Перед каждым сеансом показывали военные киносборники.

– Мы, дети военного времени, видели, как отступали наши войска, как издевались фрицы над стариками, женщинами и детьми, – вспоминала сыктывкарка Инесса Колегова. –

photo_248_1
IMG_3654

1 Комментарий для "Кино в годы войны"

Читайте также: