Экзистенциалы человеческого бытия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его "Я";
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

  • "В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?"
  • "Какова цель моей жизни?"
  • "Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?"
  • "Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?"

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное "Я". Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть "Я", которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть "Я", которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему "Я" человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего "Я", они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского "Братья Карамазовы", затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Søren Kierkegaard

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее "Я", которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Friedrich Nietzsche

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее "Я" человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — "ничто") философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Husserl Edmund

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о "чистом сознании" человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к "идеальному бытию", которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Sartre Jean Paul

Жан-Поль Сартр

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

"Позитивный" экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — "позитивный" экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей "позитивного" экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — "переступать") — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова "трансценденция". По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга. Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Сущность философии

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Смысл понятия

Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.

Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

Основные идеи

Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

Направления

По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.

  1. Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
  2. Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:

Кошелка яиц — все вместе, но каждое едино.
Соединить их можно только в яичницу, но тогда не будет яиц.

Проблемы и темы

Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.

Основоположник

Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)

Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.

Основные представители

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.

Его интересует сам человек, точнее,
как всякого немца, его интересует все.

Современные экзистенциалисты

Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма. Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий). В чем смысл такого существования — вопрос вечный. Поэтому среди современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных:

  1. Умберто Эко
  2. Жак Деррида
  3. Мишель Фуко
  4. Ролан Барт
  5. Андре Глюксманн
  6. Виктор Пелевин

Экзистенциализм в литературе

Автор: Анастасия Чернышева

ЕГЭ по литературе 2022: все, что нужно знать будущему стобалльнику

Автор: Самый Зелёный · Published 25.01.2021 · Last modified 07.09.2021

Поэты-шестидесятники: список главных поэтов своего времени

Автор: Самый Зелёный · Published 06.07.2020

Кодификатор на ЕГЭ по русскому языку 2019: все, что нужно знать будущему стобальнику

Автор: Самый Зелёный · Published 15.01.2019

комментария 4

Спасибо! Это — самое лучшее, что я когда-либо читала о экзистенцианализме! И с чувством юмора у автора полный порядок.

Спасибо автору..О сложном рассказано ясно и доходчиво, точными словами и цитатами

Спасибо! Интересно, кратко, понятно.

Очень интересно! Большое спасибо@

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Философия — это наука, которая рассматривает фундаментальные свойства и принципы реальности (бытия) и знания, человеческое бытие, взаимоотношения между человеком и миром. Как и любая другая наука, философия не стоит на месте, она постоянно развивается и совершенствуется, философские знания постоянно растут. И этот постоянно растущий объем информации должен быть каким-то образом засекречен.

Возможно, основная классификация философии как информации — это классификация философских школ и учений на основе, прежде всего, центральной идеи существования человека или мира.

Одна из важнейших философских доктрин — экзистенциализм.

Экзистенциализм (или экзистенциальная философия) — это современная философия XX века, которая в первую очередь касается человеческого бытия, которое рассматривается как иррациональное.

Кризис оптимистического либерализма, основанного на технологическом прогрессе, но неспособного объяснить нестабильность и непостоянство человеческой жизни, человеческое чувство тревоги, отчаяния и безысходности, находит свое отражение в экзистенциальной философии.

Нельзя сказать, что экзистенциализм когда-либо существовал в чистом виде. Даже самые ярые его последователи интерпретировали его по-своему, добавляя свои собственные мысли и суждения к идеям экзистенциализма, которые были лишь частично приняты другими философами.

По мнению американца Ролло Мея, экзистенциализм — это не только философское, но и культурное движение, которое захватывает глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, отображает психологическую ситуацию, в которой он оказался, и выражает те уникальные психологические трудности, с которыми ему приходится сталкиваться.

В экзистенциализме, по мнению Р. Май, человек всегда воспринимается в процессе становления, в потенциальном переживании кризисных явлений, характерных для западной культуры, в которых он испытывает тревогу, отчаяние, отчуждение от себя, конфликты.

Человек способен мыслить и осознавать своё существо и поэтому в экзистенциализме рассматривается как ответственный за своё существование. Человек должен осознать себя и нести ответственность за себя, если он хочет стать самим собой.

Таким образом, экзистенциализм можно назвать системой взглядов на природу человека и его существо. Все они основаны на некоторых ключевых идеях экзистенциальной философии.

Экзистенциал - Основные положения экзистенциализма

Основные положения экзистенциализма

Из-за всей этой уверенности, не зависящей от человека, экзистенциалисты называют его существование (или бытие) неаутентичным.

Экзистенциалистская теория рассматривает свободу и все ее проявления как истинное существование, к которому каждый должен стремиться так или иначе.

Однако получить эту желанную свободу не так-то просто. Считается, что человек может понять свое существование только в критической, пограничной ситуации. Это мнение проистекает из того, что в стрессовых ситуациях эмоции человека усиливаются, его нервы накаляются, а эмоции переполняют нас. Человек способен делать то, что он никогда не осмелится делать в нормальных условиях, преодолевая пределы своих физических и умственных способностей.

Поскольку существование не может быть известно посредством разума, а исследуется только посредством чувственного восприятия, в тот момент, когда инструменты этого восприятия нагреваются до предела, человек способен осознать свою природу и свою судьбу в этом мире.

Человек и самопознание

Поскольку сущность человека может быть подлинной и неискренней, существуют некоторые правила и установки, которые помогают человеку подходить к правильному образу жизни и понимать свою экзистенциальность.

Однако, прежде всего, стоит упомянуть о препятствиях, с которыми человек сталкивается на этом пути. Одним из факторов, предопределяющих судьбу и жизнь человека, экзистенциалисты считают его недостаточность. Человек всегда от чего-то зависит. Иногда на другого человека (босса, кормильца или любовника), иногда на группу людей или государство.

Религиозная ветвь экзистенциализма подчеркивает зависимость человека от Бога и религии, от этих морально-этических принципов. Многие философы приписывали Богу способность безгранично управлять человеческой жизнью и судьбой и распоряжаться ею по Его высшему усмотрению. Некоторые считали, что, хотя человек зависит от Бога, может принимать некоторые жизненные решения самостоятельно, принимать некоторые решения в рамках того, что допустимо, он все же, по сути, зависит от Бога и высших сил.

Атеистическая ветвь, с другой стороны, приписывает человеку жажду власти, желание подавить свободу другого или ослабить подавление собственной свободы. Философы этой отрасли считали, что каждый из нас, мотивированный страхом за свою жизнь и желанием защитить себя, стремится занять наиболее выгодное положение в обществе. Обычно такое положение наделено некоторой властью. Человек, наделенный властью, пользуется большими привилегиями и защитой по сравнению с другими людьми. Это делает его жизнь более безопасной и комфортной. Для достижения этой цели каждый человек стремится подняться выше по социальной лестнице. В этом стремлении к социальному прогрессу экзистенциалисты-философы атеистической ветви видят главную причину рабства человека в мире.

Тем не менее, экзистенциалисты считали, что существуют способы, с помощью которых люди могут понять и приблизиться к своему существованию.

В экзистенциализме считается, что усиление чувств происходит в критической, экстремальной ситуации. По этой причине человек не должен избегать неприятных стрессовых ситуаций. Он может извлекать из них важную новую информацию и делать интересные выводы и открытия. Проживая через неоднозначную, пограничную ситуацию, человек получает новые идеи и мысли, приближается к пониманию своего бытия и мира в целом.

Тревога в экзистенциализме

Тревога, как часть сенсорного познания, занимает особое место в экзистенциализме.

На первый взгляд, тревога может и не иметь глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты детально изучили ее и пришли к выводу, что тревога — это нечто гораздо более глубокое, чем простое ощущение прикосновения к внешним стимулам.

Прежде всего, философы этой школы мысли различают тревогу и страх. Страх относится к эмоциям, у которых есть конкретная причина. Человек всегда знает, чего он боится, и поэтому может найти способы борьбы с этим страхом и избавиться от него.

С другой стороны, страх рассматривается философами как ощущение, не имеющее определенного объекта. Человек никогда не может сказать, чего он боится, причина скрыта где-то глубоко в его подсознании, она существует только на уровне чувств и не контролирует человека. Страх — это категория иррационального познания, приближает нас к экзистенциальному существу и безошибочно убеждает в принципиальности существования.

Экзистенциалисты считают, что страх оказывает положительное влияние на человека. По их словам, чувство страха помогает нам выйти за рамки обычного, посмотреть на себя и на мир с другой точки зрения, заметить то, что было ранее неизвестно. Страх — это часть свободы, метод ее признания и достижения, потому что он отделяет нас от привычного взгляда на мир.

История возникновения экзистенциализма

Говоря о любой философской доктрине, не менее важно упомянуть историю ее возникновения и развития, а также назвать причины, которые дали людям того времени причину воспринимать мир и человека таким образом, а не иначе.

Философия экзистенциализма появилась после Первой мировой войны. Для людей того времени было особенно важно понять, кто они и почему они живы. Многие постоянно боялись, не верили в будущее. На основе всех этих переживаний и настроений родилась теория экзистенциализма, которая не призывала к борьбе с беспокойством и стрессом, а восхваляла и освещала их с новой, абсолютно невероятной стороны.

Более того, впервые в философском учении экзистенциалисты поставили новую проблему существования и судьбы человека. Они дали ясный и понятный ответ на вопрос о том, как нам зачать жизнь, что нам делать, как познать мир, от которого мы все зависим. Ни одна философская школа еще никогда так широко не освещала вопрос о человеческой судьбе.

В настоящее время считается, что С. Кьеркегор заложил основы этой доктрины. Этот философ утверждал, что невозможно постичь существование через рациональное знание.

Существование, Dasein понимается как человеческое существование и является центральной категорией доктрины, созданной датским мыслителем. Она фиксирует существование внутреннего и уникального опыта человека. Существование, по словам Кьеркегора, — это осознание своего бытия, свободно выбирая одну из альтернатив. Благодаря этому выбору, человек утверждает свою уникальность, свою индивидуальность.

Не все идеи Кьеркегора были восприняты экзистенциалистами, но многие из них стали основой доктрины, были пересмотрены и получили новую форму.

Экзистенциальная идея о кабале, зависимости и несовершенстве человека, например, во многом проистекает из мыслей Кьеркегора об отчаянии. Отступая от христианской догмы первородного греха, этот философ в принципе определяет человеческую жизнь как отчаяние. В то же время, по его мнению, отчаяние — это средство обращения человека к Богу. Человек, который свободно выбирает одиночество и приближается к Богу, является истинно верующим.

Наряду с идеей отчаяния, Кьеркегор рассматривал страх как особую категорию смысла для каждого из нас. Он считал, что тревога проистекает из осознания человеком краткости собственной жизни и неизбежности смерти. Человек не может ничего сделать, чтобы увеличить свою собственную жизнь, которая создает в нем чувство страха, в том числе страх перед неизвестным.

Кьеркегор разработал философию экзистенциализма и противопоставил ее немецкому классическому идеализму. Он считал, вопреки распространенному в то время мнению, что мир и природа человека должны быть известны прежде всего через чувства, так как весь смысл существования был иррациональным.

По большому счету, Кьеркегор принадлежал к религиозной ветви экзистенциализма, однако некоторые из его идей дали основание для развития атеистической ветви учения. Философы-экзистенциалисты считают Кьеркегора своим предтечей, потому что он первым выдвинул идею о нерациональности человеческого существования.

Общие свойства и связи

Экзистенциальное и категориальное признаются философом двумя фундаментальными единицами онтологии, на основе которых реализуется способность к формированию двух возможных типов: на основе экзистенциально-феноменологического анализа и категориального анализа.

Экзистенциальное — это определенная альтернатива категории, точно так же, как категория является альтернативой экзистенциальной. Тем не менее, они сопоставимы по основному контуру своего бытия.

Концепция присутствия Хайдеггера

Таким образом, открытость — это особый вид бытия, элементарная интерпретация присутствия.

Философ не делает категорического различия между феноменальным и экзистенциальным, так что мы можем рассматривать их только как две крайности одного и того же существа.

Существование

Экзистенциальным является определенная кристаллизация теоретического и фундаментально-позитивного опыта присутствия, более оригинальная, чем категория. Именно экзистенциальным является способ удержания двойного откровения присутствия в пространстве бытия.

Экзистенциальности не подразделяются на общие термины, так как они имеют в виду только определение определенных личностных качеств присутствия, которые никогда не могут быть даны экзистенциально, а раскрыты только в контексте возможностей бытия.

Существующие понятия не являются концепциями в том смысле, что они являются существами, а именно — фактами присутствия. Однако, если рассматривать эти аспекты философии Хайдеггера как понятия, то они являются выражением определенных возможностей и свойств бытия. В них, с точки зрения феноменологии, выделяются оригинальные экзистенциальные конструкции опыта современности, в результате чего они становятся доминирующими единицами экзистенциально-феноменологического анализа.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В философии существует много различных способов для рассмотрения сложного социально-жизненного мира людей. Среди имеющихся невозможно оставить без внимания такие концептуально-мировоззренческие модели для сборки своеобразных умозрительных представлений в целостную теорию об антропосущем в его индивидуально-общественной версии, как: экзистенциализм, позитивизм, прагматизм. Все эти тенденциальные направления философско-метафизического осмысления мира и места человека в нем развились в одно и то же время и в сходных исторических условиях. В девятнадцатом веке. Все они проблематичны внутри себя, что придает особую поисковую подвижность их интеллектуальным усилиям, их мысли. Их мышление появилось из их внутренних проблем. Оно развивалось вместе с тем в неразрывной связи с внешней им проблематикой, тематизировавшей знания о мире и человеке в нем. Соответственно, все они, правда каждое по-своему, замечательно решают эту тематизированную проблематику бытия мира и человека.

Итак, рассмотрим указанные выше философские течения и предложенные ими решения.

1. Природа и границы человеческого бытия в экзистенциализме.

2. Проблема свободы в философской антропологии экзистенциализма.

3. Человек и история в интерпретациях экзистенциализма.




Религиозный и атеистический экзистенциализм в общих чертах, говоря о бытие, выделяют категорию переживания бытия здесь и теперь через нерас­члененность человека (переживающего) и бытия (переживаемого). Одним сло­вом, эти направления декламируют целостность субъекта и объекта. Экзистен­ция выступает при этом гарантом целостности. Надо отметить, что сами кон­цепции, утверждающие целостность, неоднородны в самих себе, что позволи­ло в рамках экзистенциализма появиться весьма своеобразному течению — персонализму.

ловеческой свободы с позиций индивидуализма, что и делает Жана Поля Сартра философом-личностью. Личностью, философствующей о человеке, а его метафизику делает индивидуалистической в самом хорошем смысле. Поэтому мир, который описывает этот философ, — мир личностей. В нем нет абсолютно жесткого деления на субъект и объект. Социально-жизненный мир — это мир личностей, а, следовательно, он не может быть безликим миром.

Понятием единственно возможного бытия пользуется и Марсель. Для него единственно подлинным бытием является бытие трансцендентальной личности. Личность, выходящая за свои пределы, вступает в диалог Я—ТЫ. Примерно такую же позицию занимает по отношению к личности (в смысле отношения Я—ТЫ) М. Бубер (См.: Бубер М. Я и ТЫ. М., 1993). Любовь как способ выхода (трансцендирования) личности за свои пределы и слияние с Другой личностью. Такое понимание подлинности бытия свойственно этим двум экзистенциаль-

В заключение следует сказать, что, несмотря на всяческую критику, на­правленную против экзистенциальной философии, экзистенциалистическая концепция социально-жизненного мира и человека продолжает оставаться одной из самых интересных, хотя и является внутренне противоречивой. Це­лостной концепции человека ею не создано, но она внесла значительный вклад в антропологическую философию. В определенном ракурсе экзистенциалисты пересмотрели чувственную организацию человека, но особенно, конечно, ду­шевно-духовную жизнь индивида и общества. Они приоткрыли суть духовной жизни Запада. Экзистенциалистический субъект всегда включен в духовную ситуацию своего времени. Его сознание напряжено и может быть гораздо интенсивнее, чем сознание любого другого субъекта. Во всяком случае, экзис­тенциальная метафизика человека, начиная от текстов Кьеркегора до Хайдеггеровской онто-антропологии, демонстрирует это. Своеобразно представлена интерпретация социальных позиций индивида. Индивидуальная экзистенция рассматривалась с этико-религиозных, с эстетических, с общественно-полити­ческих и других позиций.

Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С, Филатов В. П.—М.: Политиздат, 1991.

В философии существует много различных способов для рассмотрения сложного социально-жизненного мира людей. Среди имеющихся невозможно оставить без внимания такие концептуально-мировоззренческие модели для сборки своеобразных умозрительных представлений в целостную теорию об антропосущем в его индивидуально-общественной версии, как: экзистенциализм, позитивизм, прагматизм. Все эти тенденциальные направления философско-метафизического осмысления мира и места человека в нем развились в одно и то же время и в сходных исторических условиях. В девятнадцатом веке. Все они проблематичны внутри себя, что придает особую поисковую подвижность их интеллектуальным усилиям, их мысли. Их мышление появилось из их внутренних проблем. Оно развивалось вместе с тем в неразрывной связи с внешней им проблематикой, тематизировавшей знания о мире и человеке в нем. Соответственно, все они, правда каждое по-своему, замечательно решают эту тематизированную проблематику бытия мира и человека.

Итак, рассмотрим указанные выше философские течения и предложенные ими решения.

1. Природа и границы человеческого бытия в экзистенциализме.

2. Проблема свободы в философской антропологии экзистенциализма.

3. Человек и история в интерпретациях экзистенциализма.

Религиозный и атеистический экзистенциализм в общих чертах, говоря о бытие, выделяют категорию переживания бытия здесь и теперь через нерас­члененность человека (переживающего) и бытия (переживаемого). Одним сло­вом, эти направления декламируют целостность субъекта и объекта. Экзистен­ция выступает при этом гарантом целостности. Надо отметить, что сами кон­цепции, утверждающие целостность, неоднородны в самих себе, что позволи­ло в рамках экзистенциализма появиться весьма своеобразному течению — персонализму.

ловеческой свободы с позиций индивидуализма, что и делает Жана Поля Сартра философом-личностью. Личностью, философствующей о человеке, а его метафизику делает индивидуалистической в самом хорошем смысле. Поэтому мир, который описывает этот философ, — мир личностей. В нем нет абсолютно жесткого деления на субъект и объект. Социально-жизненный мир — это мир личностей, а, следовательно, он не может быть безликим миром.

Понятием единственно возможного бытия пользуется и Марсель. Для него единственно подлинным бытием является бытие трансцендентальной личности. Личность, выходящая за свои пределы, вступает в диалог Я—ТЫ. Примерно такую же позицию занимает по отношению к личности (в смысле отношения Я—ТЫ) М. Бубер (См.: Бубер М. Я и ТЫ. М., 1993). Любовь как способ выхода (трансцендирования) личности за свои пределы и слияние с Другой личностью. Такое понимание подлинности бытия свойственно этим двум экзистенциаль-

В заключение следует сказать, что, несмотря на всяческую критику, на­правленную против экзистенциальной философии, экзистенциалистическая концепция социально-жизненного мира и человека продолжает оставаться одной из самых интересных, хотя и является внутренне противоречивой. Це­лостной концепции человека ею не создано, но она внесла значительный вклад в антропологическую философию. В определенном ракурсе экзистенциалисты пересмотрели чувственную организацию человека, но особенно, конечно, ду­шевно-духовную жизнь индивида и общества. Они приоткрыли суть духовной жизни Запада. Экзистенциалистический субъект всегда включен в духовную ситуацию своего времени. Его сознание напряжено и может быть гораздо интенсивнее, чем сознание любого другого субъекта. Во всяком случае, экзис­тенциальная метафизика человека, начиная от текстов Кьеркегора до Хайдеггеровской онто-антропологии, демонстрирует это. Своеобразно представлена интерпретация социальных позиций индивида. Индивидуальная экзистенция рассматривалась с этико-религиозных, с эстетических, с общественно-полити­ческих и других позиций.

Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С, Филатов В. П.—М.: Политиздат, 1991.

Читайте также: