Духовная музыка в творчестве березовского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.

Другое произведение Березовского для церковных хоров написано в совершенно другой форме – в форме речитативных фраз с разнообразными каденциями в конце фраз-членов Символа Веры, причем эти каденции служат иногда модуляциями для продолжения речитатива следующей фразы, на другом аккорде.

Ранняя смерть Березовского – он умер в возрасте всего лишь 32 лет – не дали возможности его творчеству для хорового богослужебного пения ни развиться, ни углубиться, ни оставить по себе более глубокого следа.

После девятилетнего пребывания за границей, Березовский, несмотря на блестящий успех в Италии, возвратился в 1774 г. в Петербург, в надежде быть оцененным здесь по достоинству. Но здесь он был зачислен только в штат придворной музыки, без определенной должности, потому что все высшие места были заняты иностранцами. Униженный, забытый, он уже терял энергию, когда Потемкин предложил ему место директора в проектируемой им музыкальной академии в Кременчуге. Но, как случалось зачастую, Потемкин забыл и о Березовском, и об академии. Бедность, нужда, зависть, неудачи довели Березовского до отчаяния: он впал в ипохондрию, стал пить и в припадке белой горячки окончил жизнь самоубийством (перерезал себе горло) в 1777 г.

Свящ. А. Митропольский

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Композитор русской церковной музыки, родился в 1745 г. в Глухове Черниговской губернии и воспитывался в киевской духовной академии. По приезде в Петербург благодаря своему прекрасному голосу был определен в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа.

В 1765 г. Березовский был послан для совершенствования на казенный счет в Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался у известного педагога Мартини Старшего. Дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Березовский удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали Березовского своим почетным членом, а болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К тому же времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио; опера была поставлена в Ливорно, имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. В бытность свою в Италии Березовский много писал и посылал в Россию свои произведения, которые встречали здесь хороший прием.

В 1774 г. Березовский возвратился в Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. В течение 3-х лет он не получал никакого определенного назначения, хотя князь Потемкин (фаворит Екатерины II и очень влиятельное лицо) и сулил ему место директора Кременчугской музыкальной академии, но академии этой не суждено было быть открытой, и на Березовского так повлияли неудачи, неопределенность положения и материальные невзгоды, что он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность и нужду, Березовский в 1777г. заболел горячкой и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.

Как композитор церковной музыки Березовский явился представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом. Вместе с тем в своих произведениях он умел соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то умилительное впечатление, которое производит музыка Березовского.

После смерти Березовского было издано его известное "Верую", которое исполняется и до сих пор в наших церквях. Из его 17 концертов самый известный - восьмиголосный. "Не отвержи мене во время старости", который причисляют к классическим произведениям. Большой известностью также пользуются его "Литургия", причастные "Во всю землю", "Творяй ангелы своя духи", "Хвалите Господа с небес", "Блажени яже избра" и концерты "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Не имамы иныя помощи" и "Отрыгну сердце мое".

Максим Березовский (Maxim Berezovsky)

Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.

Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты ("Приидите и видите", "Вси языцы", "Тебе бога хвалим", "Господь воцарися", "Хвалите господа с небес") показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.

15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно, единственную оперу "Демофонт", успех которой был отмечен в ливорнской газете: "Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием". Опера "Демофонт" подвела итог "итальянскому" периоду жизни Березовского - 19 октября 1773 г. он покинул Италию.

Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.

Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы "Демофонт", поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - "Господь воцарися", являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и "Не отвержи мене во время старости", ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).

Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского - Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт "Не отвержи" знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.

Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития.

Читайте также: