Теория специализации происхождения государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одним из ее авторов - Т.В. Кашаниной была предпринята попытка синтезировать основные подходы к проблеме происхождения государства. Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.

Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов - это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации. В первой главе был подробно рассмотрен вопрос о том, почему человечество перешло от собирательства к производящей экономике. Решающим, на мой взгляд, здесь оказался интеллектуальный фактор, обусловленный в свою очередь биологическими изменениями, происшедшими в человеческом организме. Возникает специализация труда как результат борьбы человека за свое существование. Вначале она носит исключительно экономический характер, но по мере возрастания роли управленческой деятельности приобретает политический характер. Государство, согласно этой теории - это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Ни одна из рассмотренных теорий не в состоянии дать единственно верный ответ на вопрос о причинах и процессе возникновения государства. Вместе с тем многие из них отражают отдельные аспекты существования и развития государства как общественного института.

исследовании государственных и правовых явлений, во-вторых в

выявлении закономерностей развития социально-правовой мысли.

Первобытное общество - первая форма существования и развития человеческого общества, охватывающая эпоху от появления первых людей до появления государства.

Род - форма организации жизни группы людей связанных кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Протогосударство - ненаследственная форма власти, при которой богатейшие представители имели непререкаемый авторитет и влияние в обществе.

Монормы - нормы, соединяющие в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера.

Рекомендованная литература Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина - М.: Юрист 2012. - 366 с. Пертттиц А.И., Алексеев В.П. История первобытного общества / А.И. Пертттиц, В.П. Алексеев - М.: Норма-пресс, 2009. - 398 с. Рулан Н.И. Историческое введение в право / И.И. Рулан М.: Норма, 2005. - 415 с. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Ф. Энгельс -

М.: Либроком, 2009. - 239 с.

Вопросы для самоконтроля Каковы основные этапы развития первобытного общества? Какие органы управления (власти) существовали в первобытном обществе? Какие институты социальной регуляции существовали в первобытном обществе? В чем основные отличия Западного и Восточного путей происхождения государства? Каковы основные теории происхождения государства и права? Какие факторы повлияли на происхождение каждого из них?

Была разработана проф. Т.В. Кашаниной 25 , согласно данной теории государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономиче­ской специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Изначально в обществе происходит специализация труда в экономической сфере: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли.

Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда, которая уже вышла за рамки сферы производства. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском (политическая специализация). Политическая специализация, которая привела к появлению государства, представляет выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага.

В политической сфере общества произошло разделения труда на законодательную, исполнительную, правоохранительную (судебную) и военную деятельность. Должностные лица и государственные служащие, которые осуществляют эти виды деятельности, представляют собой обособленные социальные группы со своими интересами, которые нередко идут вразрез с интересами народа.

По мнению Т.В. Кашаниной ее теория носит универсальный характер, т.к. закон специализации — это всеобщий закон развития окружающего мира, а в социальном мире также действует закон специализации 26 .

Несмотря на большое количество теорий о происхождении государства ни одна из них не может претендовать на универсальность, т.к. в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов (религиозных, культурных, исторических, экономических, насильственных и т.д.), которые не охватываются ни одной из рассмотренных выше концепций. В свою очередь ни одна из теорий не может объяснить, почему у некоторых народов, чья история насчитывает века и даже тысячелетия, государственность так и не наступила (индейцы в Амазонии, индейцы в Северной Америке, австралийские аборигены, бушмены, берберы, пигмеи в Африке, коренные народы Севера в РФ, алеуты и эскимосы в Канаде, США и др.). Почему они предпочли оставаться на уровне первобытнообщинного строя, несмотря на свои знания, культуру, ремесла, технологии, которые вполне позволяют им создать государства?

§ 4. Теории происхождения права

Теологическая (божественная) теория происхождения права

Суть теории. Главным постулатом теории является утверждение о том, что право как и все сущее создано богом, оно ниспослано свыше для регулирования жизни людей и даруется человеку через пророков и правителей. Божественное представление о природе права мы находим в некоторых древних памятниках права, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в мусульманском праве.

Согласно учению Ф. Аквинского мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальные формы. Во главе иерархии стоит бог, духовный мир возглавляется Папой Римским как наместником бога на земле, материальным миром управляют короли (императоры), которым подчиняются подданные, господам подчиняются рабы.

Соответствующая иерархия характерна и для права, представленного четырьмя видами законов:

вечный закон — это сам божественный разум, управляющий миром;

естественный закон — это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

человеческий закон — это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;

божественный закон — это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия должна помочь им в этом 27 .


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.


Рассматривая этапы развития политической мысли и сознания людей, мы можем проследить основные изменения видения государства. Например, характерный для античности демократизм отразился в теориях Аристотеля и Цицерона, которые считали, что государственная власть основана на модели семьи, власти её главы и государство представляет собой союз объединенных между собой людей. Следующий этап — эпоха Средневековья, это время огромного влияния церкви на все сферы жизни общества, соответственно на первый план выдвигается теологическая теория происхождения государства, целью которой является еще большее укрепление власти церкви. В Новое время, c появлением стремления людей к созданию лучших условий жизни, появляется идея о возникновении государства на основе заключения договора об образовании объединения cвободных граждан, которые также имели право на раcторжение этого договора, если государство не выполнит условия соглашения. Марксистско-ленинское учение объяcняло государство как аппарат классового господства и подавления, следовательно их представление о происхождении государства было основано на данной идее. Однако на этом появление новых теорий не завершилось, ученые-правоведы так и не пришли к единому мнению относительно причин и факторов происхождения государства. Этим и объясняется появление современных теорий происхождения государства. В данной статье я хочу рассмотреть данные теории происхождения государства и проследить возможность появления новых теорий.

В XIX веке Клод Леви-Стросс, известный французский этнограф и социолог, предложил инцестную теорию происхождения государства, согласно которой причиной создания государства являлось введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения между родственниками. Необходимость соблюдать этот запрет потребовала появления в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае, если не соблюдали запрет. С течением времени они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции.

Таким образом, последователи инцестной теории считают что, не улучшение орудий труда и развитие производства привели к разделению общества и появлению государства, а понимание того, что запрет на кровосмешение будет способствовать развитию человеческого рода, что и повлечёт за собой формирование государства.

Следующей теорией необходимой для рассмотрения является теория специализации. Автором данной теории являетcя доктор юридических наук — Татьяна Васильевна Кашанина. Данная теория предполагает, что закон cпециализации — это всеобщее правило развития окружающего мира и биологичеcкие процессы, происходящие в нем являются её результатом. Большее влияние закон специализации оказывает на социальный мир, постепенно специализируется производственный труд.

Формирование первоначальных разновидностей специализации в экономической сфере способствовало развитию общества в целом. Вследствие этого происходила дальнейшая специализация труда. Дальнейшим этапом являлась потребность в политической специализации. В политической сфере также произошло общественное разделение труда на законодательную, исполнительную и судебную власть (деятельность). Таким образом, представители теории специализации считают что, государство — это результат синтеза экономической и политической специализации.

Кризисную теорию происхождения госудaрства сформулировал Анaтолий Борисович Венгеров, советский и российский ученый. Дaнная теория связывает появление государства с завершением неолитической революции, то есть с переходом человечествa от присваивающей экономики к производящей. Согласно кризисной теории этот переход, произошел из-за экологического кризиса, примерно 10–12 тыс. лет нaзaд. Глобальные климатические изменения, поставили под угрозу сам факт существования человека как биологического вида. Как только человечество справилось c экологическим кризисом путем перехода к производящей экономике, изменилась его социальная организация. Именно это и привело к появлению классов, а следовательно и возникновению государства.

Представителями и авторами дуалистической теории происхождения государства являются В. С. Афанасьев и А. Я. Малыгин. Также, как и кризисная теория данная теория предполагает, что процесс происхождения государства связан с неолитической революцией. Разница заключается в том, что сторонники дуалистической теории рассматривают два пути происхождения государства — восточный и западный. Восточный путь возникновения государства считается универсальным, так как он характерен для многих государств Азии, Африки и Америки, а западный соответственно является уникальным, вследствие того, что он приписывается только европейским государствам.

Восточный путь основывается на том, что государство сформировалось на основе аппарата управления, образованного в первобытном обществе который был необходим для осуществления ирригационных работ, из-за этого возникла необходимость создания специального аппарата, для осуществления централизованного управления. Постепенно, лица, выполнявшие функции управления образовали государственный аппарат. Западный путь, в свою очередь кардинально отличается от восточного. Так как западный путь основан на идее образования государства вследствие разделения общества на классы, которое произошло в результате возникновения частной cобcтвенноcти.

Мы изучили основные современные теории происхождения государства, но тем не менее нельзя поставить точку в многочисленном списке идей и представлений о возникновении государства. Каждая новая точка зрения, основываясь на развитии сознания, общественных идеях и развитии политической мысли человечества, практически полноcтью опровергает положения предыдущей и cоздает своё собственное видение на происхождение государства. Возможно в ближайшем будущем мы услышим имена новых ученых, которые сформулируют совершенно новые, тем не менее имеющие право на жизнь теории происхождения государства.

  1. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. — М.: Издательство " Проспект ", 2012 г. — 60 с.
  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. — С. — 52; 55–56; 73; 82–83.
  3. Шумаков Д. М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. 1999. № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): возникновение государства, происхождение государства, государство, западный путь, кризисная теория, неолитическая революция, политическая специализация, появление государства, разделение общества, современная теория происхождения государства, теория, теория происхождения государства, экологический кризис.

Читайте также: