Коммуникативный лидер это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " 1 Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания." — Транскрипт:

1 1 Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования Специальность: – теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень профессионального образования) Научный консультант – Заслуженный деятель науки РФ, академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Балыхина Т.М.

2 2 Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования Объект исследования: диалоговая система современного российского менеджмент- образования с позиций метаметодического, коммуникативно- деятельностного, риторико- инструментального подходов Предмет исследования пути и способы формирования коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образованияЦелью настоящего исследования является разработка и внедрение метамодели формирования коммуникативного лидерства в диалоговую систему высшего профессионального образования на основе поэтапного формирования интегративной диалогической компетентности языковой личности Исследование направлено Исследование направлено на верификацию гипотезы, суть которой состоит в том, что реализация адекватной социальному заказу интегративной педагогической метамодели формирования коммуникативного лидерства в диалоговой системе ВПО ориентирует российское образование на воспитание и становление инновационной личности.

3 3 а) высокой степенью востребованности в современном поликультурном и полимодальном мире личности с активной мотивированностью на диалоговый стиль профессионального взаимодействия; б) потребностью формирования субъектности как сущностной характеристики коммуникативного лидерства и выявления дидактических средств по устранению догматизма сознания; в )расхождением между социальным заказом – компетентностным подходом и методической неподготовленностью экономических вузов к его реализации; г) необходимостью интегративного системного подхода к осмыслению целей, содержания, методов обучения русскому языку в специальных целях; д) потребностью повышения уровня языковых, речевых, коммуникативных знаний, умений и навыков студентов с целью реализации основных компетенций менеджера высшей квалификации; е) недостаточно сформированными навыками действий в заданной интердискурсивной речевой позиции Автор, Слушатель, Эксперт Актуальность темы исследования определяется:

4 4 Базовые педагогические свойства диалога 1) антропоцентричность 2) демократизм 3) коммуникативный эффект 4) высокий прагматический потенциал 5) экспрессивный потенциал 6) творческий потенциал

6 6 Педагогическая и мировоззренческая ценность диалога В диалоге важна установка не на то, чтобы изменить Другого, а скорее - стремление измениться самому, чтобы стать интересным для Другого, а скорее - стремление измениться самому, чтобы стать интересным для Другого, чтобы быть способным понять чужие смыслы, чужие установки, чужое знание и незнание

7 7 Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе ВПО – это специально поставленная педагогическая задача, отражающая социальный заказ: Обеспечить становление инновационной личности с развитым диалоговым сознанием, активной мотивированностью на диалоговый стиль общения, открытой к сотрудничеству, способной к субъект-субъектному взаимодействию. Реализация указанной задачи требует построения интегративной методики обучения, при которой социальная активность, востребованность и личная культура выступают мощным фактором социализации личности, развития ее когнитивных и коммуникативных способностей.

8 8 1)высокая мотивация быть субъектом деятельности; 2)сформированная диалогическая компетентность; 3)развитые интеллектуальные, коммуникативные, суггестивные способности; 4)креативность; 5)способность эффективно влиять на группу с помощью речи и отвечать за последствия принятых решений. 1)высокая мотивация быть субъектом деятельности; 2)сформированная диалогическая компетентность; 3)развитые интеллектуальные, коммуникативные, суггестивные способности; 4)креативность; 5)способность эффективно влиять на группу с помощью речи и отвечать за последствия принятых решений. Коммуникативное лидерство – это интегративное личностное свойство, основными критериями диагностики которой являются:

10 10 социально-коммуникативные Базовые компетенции лидерства: интеллектуально-творческие организаторские и исполнительские

11 11 Принципы формирования коммуникативного лидерства: Принцип обучения речи на основе ситуаций Принцип приоритета практики Принцип сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов Принцип развития креативной и речевой активности студентов Принцип диалоговой направленности обучения Принцип индивидуализации обучения Принцип функуциональности Принцип новизны

12 12 Лингводидактическая метамодель коммуникативнаяновая методика Результат – развитие лидерства

13 Базовые составляющие педагогической диалоговой системы формирования коммуникативного лидерства

16 Диалогическая компетентность Автора :

17 Диалогическая компетентность Слушателя :

18 Диалогическая компетентность Эксперта :

19 19 Сформированность диалогических умений коммуникативного лидера Речевая деятельность цельзамыселтекстреакция Эксперт метод рефлексопрактики + игрорефлексики Эксперт метод рефлексопрактики + игрорефлексики

20 20 Речь как инструмент коммуникативно- лидерских качеств ТЕКСТ предмет продукт результат Эксперт Методическая цель Приобретени е профессионального диалогического опыта

21 21 Текстуально-диалогическая основа формирования лидерства

22 22 Лидер в общении носитель уверенной модели речевого поведения знание лингвориторических законов влияния на аудиторию навыки аналитико- синтетической работы с информацией диалогизация монолога Специальные языковые конта кто устанавливающие средства

23 23 Уровень сформированности диалогической компетентности коммуникативного лидера

24 24 Преимущества обучения по метамодели: Повышается мотивация учения, формируется познавательный интерес студентов за счет интеграции знаний смежных наук, что обеспечивает а) целостное восприятие научной картины мира; б) рассмотрение учебного предмета с нескольких сторон. В большей степени, чем обычная методика, метаметодика способствует развитию диалогического опыта студентов, формирует их языковые, речевые, коммуникативные компетенции. Не только углубляются представления студентов о предмете, расширяется их кругозор, но и более продуктивно происходит формирование креативной, творческой, интеллектуально развитой личности, готовой занять лидирующее положение в группе. Интеграция является источником развития профессионального диалогического опыта будущей интеллектуальной элиты страны.

Суть лидерства заключается в способности влиять на решения людей с помощью эффективных коммуникативных навыков. Чтобы быть успешным лидером, вам необходимо овладеть определенными коммуникативными навыками.

Способность общаться с другими открыто и без усилий - это черта, которую разделяли все великие лидеры на протяжении всей истории.

В этой статье я выделю 10 навыков лидерского общения, которыми должен обладать каждый лидер.

Содержание

Что такое лидерская коммуникация?

Почему важно эффективное общение с руководством?

Когда история вспоминает о коммуникаторах, она вспоминает лидеров, которые эффективно объединяли своих последователей тем, как они выражали свои желания, таких людей, как Мартин Лютер Кинг-младший, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Билли Грэм и т. Д. Эти известные лидеры оказались отличными коммуникаторами.

Лидеры могут использовать эффективную коммуникацию, чтобы сплотить свою команду для достижения общей цели, расширить возможности людей, укрепить доверие и успешно управлять организационными изменениями. Эффективное общение имеет решающее значение, чтобы завоевать доверие, синхронизировать усилия в достижении целей и вдохновить на хорошие перемены. Важная информация может быть неверно истолкована, когда коммуникация неадекватна, что ведет к ухудшению отношений и, в конечном итоге, создает препятствия для продвижения по службе.

10 эффективных навыков лидерского общения для лидеров

Любой лидер, который хочет радикально изменить свою точку зрения на лидерство, должен немедленно овладеть следующими коммуникативными навыками лидерства:

1. Активное слушание

Умение слушать - один из важнейших талантов для эффективного общения и отличного лидерства. Сотрудники, потребители и другие заинтересованные стороны могут чувствовать себя услышанными, признанными и понятыми, когда они активно выслушивают. Активное слушание - это навык, дисциплина и искусство, требующие большого самоконтроля. Слух превращается в слушание только тогда, когда вы уделяете большое внимание тому, что говорит другой человек.

Чтобы принимать верные решения, необходимо как можно больше информации и как можно больше различных точек зрения, которые можно отфильтровать через ваши уши. Люди, которые активно слушают, с большей вероятностью поделятся знаниями, потому что верят, что их услышат и оценят.

2. Сопереживание

Следующим в нашем списке коммуникативных навыков лидерства является сочувствие.

Очень важно различать сочувствие и сочувствие, поскольку их часто путают. Сочувствие характеризуется чувством жалости к другому человеку без полного понимания того, что значит быть на его месте. С другой стороны, сочувствие - это способность или умение представлять себя на месте другого, испытывая эмоции, мысли или мнения этого человека.

Чуткое руководство требует способности распознавать и понимать потребности других, а также их чувства и мысли. Как в личной, так и в профессиональной жизни сострадание и способность общаться с другими являются решающими способностями. Сочувствие - важнейший компонент Эмоциональный интеллект и эффективность лидерства, потому что это улучшает человеческие связи в целом и может привести к более эффективному взаимодействию и положительным результатам как на рабочем месте, так и дома.

Великие лидеры обладают исключительной способностью улавливать то, о чем не говорят, не видят или не слышат. Быть лидером не должно приводить к увеличению риторической продукции.

Проницательные лидеры понимают, что уступить слово значительно выгоднее, чем флибустьерство. В эту эпоху немедленного общения каждый, кажется, так спешит поделиться тем, что у него на уме, что упускает все, чему можно научиться из мозгов других людей. Держите глаза и уши открытыми, а рот молчите, и вы удивитесь, насколько возрастет ваша организационная осведомленность.

4. Контроль эмоций

Часто решения, которые мы принимаем, основаны на наших чувствах, а не на том, как мы думаем. Следовательно, наша обязанность - управлять своими эмоциями, поскольку они играют важную роль в общении.

5. Использование соответствующего языка тела.

Важно не только то, что вы говорите; то, как вы это говорите, имеет значение язык тела и выражение, которое сопровождает каждое слово.

6. Прозрачность и последовательность

Один из важнейших коммуникативных навыков лидерства - это прозрачность и последовательность.

Открыто рассказывая о целях, возможностях и проблемах компании, лидеры могут укрепить доверие в своей команде и создать среду, в которой сотрудники могут свободно делиться своими идеями и сотрудничать.

Признание того, что вы допустили ошибку, или принятие на себя ответственности в случае совершения ошибки может подтолкнуть вас к тому, чтобы попробовать что-то новое, и обеспечит безопасную среду для активного решения проблем. Эта открытая среда облегчит решение проблем, упростит рабочий процесс и, в конечном итоге, повысит производительность команды.

7. Знайте свою ответственность

Развивайте техническое понимание вашего предмета или области бизнеса. Большинство людей сочтут вас неинтересным, если у вас нет знаний в предметной области.

8. ясность

Выражение специфики в разговоре с командой - признак настоящего лидерства.

Ясность - это навык лидерского общения, необходимый каждому лидеру. Всегда убедитесь, что вы определяете проект или инициативу до такой степени, чтобы упростить планы по достижению цели и результатов, достигнутых в конце каждой вехи.

9. Навыки презентации.

Все качества, необходимые для разработки и предоставления четкой и эффективной презентации, называются навыками презентации. Когда вы разговариваете с аудиторией, то, как вы представляете себя лидером, столь же важно, как и материал, который вы даете. Вы хотите выглядеть уверенным в себе и представительным.

Эффективная презентация может быть достигнута за счет правильной осанки, движений рук и зрительного контакта с аудиторией. Развитие ваших презентационных навыков - хороший продавец, который способен поднять любого лидера.

10. Принятие и реализация отзывов

Получение информации от вашей команды может помочь вам не только расти как лидер, но и завоевать доверие среди ваших коллег. Крайне важно, чтобы вы не просто принимали отзывы за чистую монету, вы также должны были принять меры.

Ваша команда потеряет веру в вашу способность действовать, если вы продолжите получать от них предложения, но ничего не делать с ними. Скорее всего, вы не сможете сразу отвечать на каждый комментарий; однако будьте внимательны к комментариям.

Сообщив вашим сотрудникам, что их услышали, а затем проинформировав их о любом прогрессе, который вы можете (или будете) добиться, они почувствуют себя ценными и вы стремитесь к совершенствованию.

Заключительные мысли

Быть лидером - трудная работа. Все, что вам нужно сделать, чтобы добиться успеха в качестве лидера, - это развить рабочую культуру, которая поможет вам достичь ваших целей. Как лидер, который требует подлинного последователя, вам необходимо овладеть актом ясного, чуткого, краткого, честного и открытого общения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лидерство и коммуникация

2.1 Понятие и сущность коммуникации

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках лидера является находящаяся в его распоряжении информация. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Коммуникация - (от лат. соттиnicatio - обмен , связь, разговор ) 1. Процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль , ситуацию, намерение, адресата . 2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание .

Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать мысли понятными другому лицу.

Качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.

Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям:

Неэффективные коммуникации - одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, необходимо научиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций. Эффективно действующие лидеры - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений. Общение нужно рассматривать не только как отправление и прием информации, взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, предполагает налаживание совместной деятельности. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только движение информации, но и активный обмен ею. В специфически человеческом обмене информацией особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, так как люди не просто обмениваются словами, а стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена.

Основные функции коммуникации [5]:

· информативная - передача истинных или ложных сведений;

· интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

· перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

· экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Таким образом, коммуникация- это процесс, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.

2.2 Роль лидера в управлении коммуникацией

Особая роль лидера в управлении коммуникацией (как в самой организации, так и среди ее членов, которые общаются с представителями внешней среды) определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).

Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая представляет определенный интерес для реализации целей индивидов, вовлеченных в эту коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации, которая, во-первых, может обеспечить им качественное выполнение заданий; во-вторых, позволит им согласовать их действия с учетом планов и намерений окружающих людей.

Усилия лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной коммуникации в том случае, если их удается реализовать в следующих направлениях:

· Позитивное воздействие на мотивацию всех индивидов и групп в организации в сторону взаимного укрепления готовности к открытому обмену достоверной информацией, которая нужна членам организации и взаимодействующим с ней структурам для оптимального достижения организационных целей.

· Поддержание баланса силы и влияния между членами организации и социальными группами, который приводит к развитию кооперативного характера коммуникации. Дисбаланс силы, как правило, означает, что какой-либо индивид или группа получают возможность контролировать коммуникацию, определяя ее характер в соответствии со своими интересами, которые могут противоречить организационным изменениям.

· Обеспечение своевременности и доступности информации относительно целей, задач и перспектив организации, политики менеджмента для всех сотрудников организации. Доступность информации предполагает установление и поддержание разнообразных каналов и методов обмена данными, которые необходимы членам организации для эффективной деятельности.

· Утверждение ценностей положительной и доверительной коммуникации, норм и процедур осуществления коммуникации, которые определят оптимальную степень открытости обмена информацией.

· Поддержание и укрепление авторитета тех индивидов и структур, которые имеют имидж надежных и достоверных источников информации по проблемам организационной деятельности.

В организации возникают как формальные коммуникационные связи, так и неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована на поддержание и развитие отношений, решение личных проблем и проблем групповой динамики.

Эффективной может быть как формальная коммуникация, так и неформальная.

Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.

Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к искажению этой информации.

Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников поключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.

В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.

Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными лидерами.

Итак барьерами, которые препятствуют эффективной организационной коммуникации, являются:

· Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера.

· Отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации.

· Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх.

· Феномен группового мышления.

· Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием лидеров, способных и готовых руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации.

Таким образом, роль лидера в управлении коммуникацией зависит от цикличности этой коммуникации.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лидерство и коммуникации"

Наверное, каждый хотя бы раз мечтал о том, чтобы тоже причислить себя к таким суперменам. Но, увы, пока нет специальных курсов, где учат, как быть лидером по жизни. И вообще, возможно ли это в принципе: стать лидером с нуля или с таким даром можно только родиться?


Смысл лидерства не сосредоточен на руководящей должности, поскольку здесь главная цель заключается в поиске баланса между личными нуждами сотрудников и интересами всей компании. В роли начальника этого проще добиться, если пользоваться стратегическим мышлением, но отнюдь не каждый директор компании по умолчанию будет считаться лидером.

Прежде всего, лидер – это лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Какие же самые важные личные качества должны быть у лидера, чтобы он сумел проявить свой потенциал по максимуму? Психологи выделяют топ-10 навыков, которые будут полезны в данном случае:

· Выдержка (нужно научиться сдерживать проявления своего настроения и никогда не терять самообладание).

· Тактичность (вежливое поведение часто бывает уместно во время переговоров и общения с коллегами в спорных ситуациях).

· Скромность (давить собственным авторитетом на подчинённых нельзя, а вот заслуженно хвалить других будет очень кстати).

· Чуткость (хороший лидер уважает своих сотрудников, поэтому относится к ним не как к рабочим кадрам, а как к личностям).

· Самокритичность (умение объективно оценивать собственную деятельность и понимать свои плюсы и минусы – полезный навык).

· Требовательность (наладить работу внутри коллектива можно только при строгом контроле над исполнением поставленных задач).

· Равенство (нельзя делить сотрудников на любимчиков и неугодных – это неэффективно и чревато внутренними конфликтами).

· Инициативность (лидер часто бывает новатором, который задаёт общий темп и побуждает к действию).

· Целеустремлённость (важно чётко знать, куда стоит двигаться, и на основе этого разрабатывать лучшую тактику).

· Позитивный настрой (уверенность в успехе – это уже 50 % удачного исхода дела, который вдохновит всех на активность).

В идеале человек должен не только совмещать в себе перечисленные качества, но и постоянно приумножать их, совершенствуясь в выбранной сфере.

С другой стороны, даже ориентируясь на эти параметры, трудно с уверенностью сказать, кого можно назвать лидером: наличие упомянутых признаков не служат гарантией того, что на вас будут равняться остальные люди. Всё сугубо индивидуально и зависит не только от личности потенциального претендента в лидеры, но и от коллектива, который он собирается возглавить и направлять.

То есть мы свами можем говорить о том, что лидерство в менеджменте – это совокупность действий, направленных на объединение усилий группы людей на предприятии. А главная задача – это наладить работу, чтобы использовать потенциал окружения и достичь определённой цели.

По своей сути лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос, в свою очередь лидер определяет существование группы.

Американский профессор Маргарет Херманн считает, что существует четыре типа лидеров:

Также учёные выделяют следующие стили лидерства.

· Автократический стиль, при котором все решения принимает лидер единолично, а от других участников группы требуется не инициатива, а только беспрекословное исполнение решения лидера.

· Демократический стиль, в этом случае в принятии решений участвует вся группа.

· Либеральный стиль, здесь лидер добровольно может передать часть своих полномочий другим участникам группы.

· Нарциссический стиль. Как правило, нарциссами принято называть самовлюблённых людей. Этот термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо.


В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера и умереть от этой любви. При таком стиле руководства лидер ставит на первое место свои личные интересы, а не интересы участников группы.

· Токсический стиль. Токсинами принято называть различные яды. При использовании токсического стиля лидер как бы отравляет группу с той целью, чтобы управляемая им группа оказалась в худшем положении, чем до его лидерства.

· Ориентированность на результат – данный стиль характеризуется следованием определённому набору шагов, которые должны привести к заданной цели в кратчайший срок.

· Ориентированность на отношения является противоположностью ориентированности на результат. В этом случае вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой им группы в ущерб остальным целям.

Учёные считают, что для разных ситуаций подходящими являются разные стили лидерства, например, в чрезвычайных условиях наиболее эффективен авторитарный стиль лидерства, а в группе людей близкого уровня знаний и высокой сплочённости более подходящим является демократический стиль.

Ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде – это умение эффективно взаимодействовать с людьми. Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками.

И действительно, для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией.

Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации.

Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов:

· Отправитель – лицо, стремящееся донести определённые идеи с помощью передаваемой им информации.

· Канал связи – средство передачи информации.

Можно выделить следующие виды коммуникации в организации:

· Вертикальная коммуникация (сверху-вниз) – это связь руководителей высшего и низшего звена с подчинёнными. Основная цель такой коммуникации – консультировать, информировать, направлять, обучать и оценивать подчинённых, а также предоставлять информацию о целях и задачах поведения организации.

· Вертикальная коммуникация (снизу-вверх) – такой вид коммуникации используется для предоставления людям на более высоких постах обратной связи, информирования их о прогрессе в достижении целей и уведомления о текущих проблемах.

· Горизонтальная коммуникация (на уровне) – служит для связи между сотрудниками на равных должностях.

Коммуникации в организации также могут быть формальными и неформальными. Формальными называют коммуникации, соответствующие целям деятельности организации, определённые правилами, должностными инструкциями, технологическими процессами и тому подобное.

В свою очередь, неформальные коммуникации не зависят от иерархии организации, её бизнес-процессов и технологических процедур. Такие коммуникации представляют собой свободный обмен сведениями и мнениями между сотрудниками и неформальными группами.

· изменения в структуре организации;

· предполагаемые меры по ужесточению контроля;

· грядущие повышения или понижения;

· информация о личных пристрастиях руководителей и т. д.

Принято считать, что слухи – это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс.

Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90 % времени на коммуникации.


Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективен в коммуникациях. Они осознают суть и результат коммуникационного процесса, обладают развитыми формами письменного и устного общения, а современные руководители также хорошо владеют электронными средствами коммуникаций.

Опросы показали, что 73% американских, 63 % английских и 85 % японских руководителей считают отсутствие эффективных внутриорганизационных коммуникаций главным препятствием на пути достижения высокой эффективности работы своих компаний.

Необходимым условием коммуникаций, безусловно, является информация. В зависимости от содержание информацию подразделяют на следующие виды:

· техническая информация (инструкции, стандарты, схемы, технологии и тому подобное);

· финансовая информация (отчёты об объёмах продаж, прибыли, движении денежных средств и тому подобное);

· управленческая информация (планы отделов, результаты контроля, приказы и распоряжения и тому подобное).

Средствами коммуникации является всё, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчёты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Интернет и так далее.

В любых коммуникациях помимо информационного фактора важную роль играет личностный фактор. При одинаковом информационном содержании коммуникации могут осуществляться по-разному и приводить к разным результатам в зависимости от личностного фактора: знаний, образования, характера, опыта людей – участников коммуникаций, их взаимоотношений, симпатии и антипатии и много другого.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

1. Кто такой лидер?

2. Дайте определение понятию лидерство.

3. Что такое коммуникации и почему они важны для деятельности организации?

Читайте также: