Тибет и китай конфликт кратко

Обновлено: 04.07.2024

10 марта 1959 года в столице Тибета Лхасе произошли вооруженные столкновения между подразделениями китайской армии и местным населением. Далай‑лама был вынужден покинуть Лхасу и бежать в Индию, где было создано правительство в изгнании.

В различные периоды истории Тибет был независимым государством, либо территорией в составе Монгольской империи и зависимым государством в составе Китайской империи династии Цинь. В 1912 году династия Цинь была свергнута, ее заменила республика, и Тибет провозгласил независимость. В 1949 году после провозглашения КНР новое правительство Мао Цзэдуна стало настаивать на том, что Тибет является частью Китая. Китайские войска вошли в Восточный Тибет, подавив номинальное сопротивление плохо вооружённой тибетской армии.

В 1951 году тибетское правительство подписало с Пекином "Соглашение о мирном освобождении Тибета из 17 пунктов", в котором подтверждались китайские права на Тибет.

10 марта 1959 года в столице Тибета Лхасе произошли вооруженные столкновения между подразделениями китайской армии и местным населением. Во избежание кровопролития далай‑лама был вынужден покинуть Лхасу и бежать в Индию. В Индии было создано правительство в изгнании.

После окончания Второй мировой войны в Китае с новой силой разгорелась ожесточённая гражданская война, в которой победили коммунисты. Китайская, теперь уже Народная, Республика при поддержке СССР утверждала свою власть над территориями, которые были утрачены после 1911 года в ожесточённой борьбе различных сил внутри Китая и с японцами. Одной из территорий, которую Пекин рассматривал как неотъемлемую часть Китая, был Тибет, где на протяжении долгого времени присутствие китайской власти было весьма зыбким. Однако в 1950-х гг. противостояние между Пекином и Лхасой, приобретшее невиданные ранее масштабы, окончилось бегством Далай-ламы XIV в Индию и полной потерей Тибетом политической самостоятельности. Этот конфликт стал одной из причин последующих пограничных споров КНР и Индии.

Взаимоотношения Тибета и Китая

Долгое время Тибет находился за пределами собственно Китая. Попытки императоров разных династий распространить свою власть на высокогорные области обычно приводили лишь к формальным изъявлениям покорности со стороны тибетских владык. Ситуация изменилась после воцарения маньчжурской династии Цин. Новые правители Китая довольно энергично начали борьбу за установление господства в областях, окружавших империю, и в том числе и в Тибете, где в XVI–XVII вв. сложилось теократическое государство во главе с буддийским монахом, носившим титул Далай-ламы.

​Солдаты Народно-освободительной армии Китая, вооружённые пистолетами-пулемётами ППС, на границе с Тибетом - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Солдаты Народно-освободительной армии Китая, вооружённые пистолетами-пулемётами ППС, на границе с Тибетом

В 1720-х гг. цинскому правительству удалось установить контроль над Тибетом, разместив в Лхасе гарнизон. Также для контроля над местными феодалами и министрами Далай-ламы цинский император назначал специального чиновника-амбаня. В XVIII веке контроль над жизнью Тибета со стороны Пекина лишь усиливался — особенных успехов в этом достиг император Цань-лун, — что привело к нескольким крупным восстаниям, жестоко подавленным цинскими войсками. Впрочем, последние также помогли отстоять границы Тибета во время войны с Непалом, что показало необходимость китайской поддержки.

Власть китайской администрации была настолько велика, что даже Далай-лама выбирался с помощью жребия представителем императора — амбанем. Китайцы способствовали установлению режима изоляции Тибета, что создало ему славу одного из самых труднодоступных для иностранцев (особенно европейцев) мест в Азии.

​Подразделение НОАК на марше в горах Тибета - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Подразделение НОАК на марше в горах Тибета

Незадолго до Синьхайской революции 1911 года китайцы как раз попытались вернуть былой контроль над Тибетом, но из-за свержения династии и начала междоусобицы между генералами и губернаторами провинций гарнизон был отозван. Де-факто с 1913 года Тибет оказался независимым государством, ведущим не только независимую внутреннюю, но и внешнюю политику. Впрочем, китайское правительство, кто бы им ни руководил, всегда отвергало любые претензии Лхасы на самостоятельность, а Далай-лама XIII Тхуптэн Гьяцо, объявивший о независимости своей страны после свержения последнего цинского императора, так и не сумел добиться признания этого факта от иностранных держав и Лиги Наций.

Особенно напряжёнными в отношениях Китая и Тибета стали 1930-е годы, когда разгорелся военный конфликт, рассматривавшийся китайцами как мятеж тибетцев, который они, впрочем, не сумели подавить. Дело закончилось неустойчивым перемирием, за которым в 1934 году последовали переговоры между руководством Китайской республики и тибетским правительством о будущем положении Тибета как широкой внутренней автономии в составе Китая. Ранее, в 1933 году, Далай-лама XIII умер, его наследник был обретён только в 1937 году, а пока страной управлял регент.

Однако настоящее испытание ждало Тибет во второй половине 1940-х гг. после победы Коммунистической партии Китая (КПК) в борьбе с партией Гоминьдан. И, хотя Мао Цзэдун и его соратники были противниками Чан Кайши, обе стороны полагали, что отпавшие в годы смуты периферийные регионы Китая, в том числе и Тибет, должны быть возвращены под контроль центра. В случае КПК эта идея подкреплялась и твёрдой убеждённостью в том, что Тибет не только должен быть освобождён от империалистов и их сторонников, но должно также произойти освобождение региона в социальном плане. К примеру, существовавший в Тибете очень архаичный социально-экономический уклад (например, в отношениях землевладельцев и безземельных крестьян, по сути крепостных), предстояло заменить более прогрессивными формами.

Сразу же после победы над Гоминьданом и провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики руководство Китая постановило немедленно решить вопрос с Тибетом. Последний признавался очень важным со стратегической точки зрения как регион, граничащий с Индией и Пакистаном, также незадолго до того получившими независимость и немедленно оказавшимися в состоянии войны друг с другом. Империалистические государства — в первую очередь Великобритания и США — как полагал Мао Цзэдун, могли попытаться включить Тибет в зону своего влияния и обрести там базу для нападения на Китай. Кроме того, ситуация благоприятствовала Пекину, поскольку независимость Тибета так никто и не признал.

​Раздача продовольствия в лагере для тибетских беженцев на территории Индии - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Раздача продовольствия в лагере для тибетских беженцев на территории Индии

Мао Цзэдун и другие руководители Китая согласились, что Тибет сохранит значительную часть своей самостоятельности — в регионе, в частности, не предполагалось никаких политических и социально-экономических реформ без желания и позволения правительства Тибета. Однако соглашение также предусматривало размещение в регионе значительно контингента НОАК.

Мятеж 1959 года и конец тибетской государственности

​Далай-лама (на переднем плане, в тёмной одежде и очках) в ходе побега в Индию - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Далай-лама (на переднем плане, в тёмной одежде и очках) в ходе побега в Индию

1950-е гг. стали временем грандиозных экономических преобразований в КНР, которые не могли не затронуть Тибет. Для этого требовалось ускорить подготовку перехода региона в новый политический статус, а также покончить с остатками прежней жизни. Назначенные на руководящие должности в тибетский комитет КПК Чжан Цзинву и Чжан Гохуа докладывали, что Тибет готов к демократическим реформам, для чего, правда, требовалось дополнительно мобилизовать несколько десятков тысяч представителей местной молодежи в партию и комсомол, привлечь не менее 6000 китайских коммунистов из других провинций, а также значительно усилить воинский и полицейский контингенты. Однако последовавшие в августе 1956 года возмущения в районе Чамдо несколько охладили пыл реформаторов.


Развязка наступила в марте 1959 года. Вокруг дворца в Лхасе утром 10 марта стали собираться горожане и солдаты тибетских войск, привлечённые слухами, что китайцы намереваются пригласить Далай-ламу на встречу и арестовать его. По городу прокатилась волна погромов, в которых пострадали как китайцы, так и тибетцы, бывшие членами КПК или работавшие на НОАК. По словам историков, тибетское руководство потом утверждало, что оно ни о каком визите 10 марта не знало, тогда как китайцы говорили о провокации со стороны Далай-ламы, который еще в феврале согласился посетить лагерь НОАК, чтобы увидеть выступление какой-то труппы танцоров. Потом стало известно, что слухи о похищении Далай-ламы поползли по городу ещё 9 марта.

​Тибетские монахи в Лхасе идут сдаваться китайским войскам - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Тибетские монахи в Лхасе идут сдаваться китайским войскам

Примерно неделю между китайским руководством и Далай-ламой продолжались переговоры. После непреднамеренного обстрела дворца — хотя Мао Цзэдун настоятельно подчеркивал, что нельзя открывать огонь первыми, у какого-то офицера сдали нервы, и он два раза выстрелил из артиллерийского орудия — 17 марта Далай-лама покинул Лхасу и направился к границе с Индией. Отъезд Далай-ламы был объявлен китайцами похищением, а руководство НОАК получило приказ навести порядок по всему Тибету, что и было немедленно исполнено. После встречи членов Политбюро ЦК КПК 28 марта было принято решение о роспуске тибетского правительства и переходе всей власти в руки уже существовавшего Комитета по подготовке к созданию Тибетского автономного района. Комитет возглавлял молодой Панчен-лама Х Чокьи Гьялцен, второй по значению духовный лидер Тибета, который с самого начала поддерживал воссоединение Тибета и Китая — в чём, впрочем, потом горько разочаровался.

Ситуацией в Тибете попытались воспользоваться и США. Есть свидетельства, — причём именно с американской стороны, — что в конце 1950-х гг. ЦРУ занималось подготовкой и переброской оружия и людей на помощь Чхужи Гангдруг. Однако постепенно повстанцы были вытеснены из Тибета и стали вести действия с территории Непала, но в начале 1970-х гг. перестали получать поддержку, поскольку США собирались признать КНР.

​Сдача монахами оружия китайским солдатам - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Сдача монахами оружия китайским солдатам

Подавление мятежа в Тибете и бегство Далай-ламы в Индию очень осложнили взаимоотношения последней с КНР. Распространение китайского доминирования на весь регион, появление там крупных гарнизонов НОАК встревожили индийское руководство. В свою очередь, поддержка индийскими СМИ тибетцев и Далай-ламы была расценена Мао Цзэдуном как выражение поддержки тибетским повстанцам со стороны правительства в Нью-Дели. Индия наравне с Великобританией и США была включена в число врагов-империалистов, угрожающих КНР, что в последующие десятилетия холодной войны вылилось в ряд приграничных конфликтов между этими государствами.

Это территориальный конфликт, который уходит корнями в далёкое средневековье эпохи феодальной раздробленности. Установить исторический статус Тибета очень сложно, потому что до второй половины XIX века о существовании такого государства Европа не знала. А в 1867 году в Тибет проник индийский путешественник Найн Сингх Рават, который впоследствии исследовал Тибет по заданию британской колониальной разведки. Согласно его донесению, в Лхасе, столице Тибета, он видел, как китайца, проникшего в Тибет, казнили публично. Вплоть до XX века нахождение иностранцев в Тибете было запрещено. Тибетцы считали, что пока об их стране не знают за её пределами, они будут в относительной безопасности. Согласно тибетским источникам, Далай-ламы были политическими правителями Тибета, начиная с 5-го Далай-ламы, а нынешний - 14-й. По некоторым другим источникам, у Панчен-лам также были свои основания считаться правителями Тибета.

Нынешний конфликт начался с того, что Национально-освободительная армия Китая по приказу Мао вошла в Тибет осенью 1950 года и заняла его очень быстро, примерно за неделю. В Тибете было развёрнуто большое китайское военное присутствие, и кормить всю эту армию была обязана тибетская сторона. В результате чего в Тибете начался голод, а он породил народные волнения. В середине 1958 года началось местное вооружённое сопротивление китайскому присутствию. В 1959 году началось общенациональное восстание, которое было подавлено очень жестоко.

Их (тибетцев) не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали.

Эти убийства производились публично. Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать родителей.

Монахов убивали особыми способами. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спасти себя от боли и смерти.

Специальная международная комиссия юристов, проведя собственное расследование в 1960 году, охарактеризовала произошедшее как геноцид тибетских буддистов. В результате национального восстания и последовавших репрессий, погибло 1 млн. 250 тыс. тибетцев (около четверти всего населения).

Сегодня тибетцы внутри Тибета составляют национальное меньшинство, его территория густо населена китайцами. Тибетцы живут в условиях репрессивной политики и жестокого ущемления своих прав со стороны властей КНР. С 2011 года с целью привлечь внимание мирового сообщества к тибетскому вопросу в Тибете было совершено более 160 актов самосожжения. В докладах правозащитных организаций в ООН в 2017 году по нарушению Прав Человека Тибет занял второе место после Северной Кореи.

Официально тибетскому вопросу – чуть более шестидесяти лет. Отсчет времени начинается с вторжения китайской Народно-освободительной армии на территорию фактически независимого Тибета в 1950 году. С этого времени радикальные политические, экономические, культурные перемены коренным образом трансформируют сам характер общественной жизни в Тибете, практически не менявшийся на протяжении тысячелетия с лишним, заставляют эмигрировать всех активных приверженцев сохранения традиций во главе с самим Далай-ламой XIV – главой духовной иерархии Тибета, а мировому сообществу в лице стран Запада и региональных оппонентов Китая дают основания утверждать о совершенном акте оккупации суверенного государства. На самом деле, история тибетского вопроса куда продолжительнее и уходит в глубину многовековых взаимоотношений двух ближайших соседей – Тибета и Китая, точнее государств, существовавших на его территории.

Истоки тибетской теократии

Тибетский вопрос Китая: есть ли решение?

В конце концов, противоборствующие стороны на нескольких конференциях по вопросам Тибета в начале ХХ века признали суверенитет Китайской империи Цин над Тибетским регионом и отказались от своих претензий на его территорию. Хотя, разумеется, и британские, и российские власти в действительности не потеряли интерес к Тибету, особенно в контексте постепенного ослабления Цинской империи. После того, как в 1913 году империя Цин окончательно рухнула, правивший в тот момент в Тибете Далай-лама XIII Тхуптэн Гьяцо провозгласил государственный суверенитет Тибета. Таким образом, почти сорок лет – с 1913 по 1950 гг. – Тибет существовал как независимое государство. Внешние отношения в этот период страна поддерживала с Китаем, Монголией, Непалом, Сиккимом, Бутаном и Великобританией. Таким образом, британцы, воспользовавшись Первой мировой войной и крушением Российской империи, все смогли опередить Россию, а затем и СССР, в утверждении политического влияния в Тибете.

Независимый Тибет

Присоединение к Китаю

7 октября 1950 г. 40-тысячные части Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вошли на территорию Тибета со стороны провинций Цинхай и Синьцзян. Естественно, что тибетская армия, состоявшая всего из 8500 военнослужащих, плохо вооруженная и необученная, оказать полноценное сопротивление не могла. Тем более, что далеко не все тибетцы были настроены на боевые действия, многие напротив видели в китайской экспансии решение внутренних проблем страны. На сторону НОАК перешло более трех тысяч тибетских солдат и монахов, а 11 октября – целый 9-й батальон тибетской армии в полном составе. В декабре 1950 года пятнадцатилетний Далай-лама XIV со своей свитой покинул Лхасу и переселился в монастырь Донкар. Параллельно начались переговоры о мирном освобождении Тибета. Поскольку продолжать вооруженное сопротивление Тибет был не в состоянии, а поддержкой мировых держав, не спешивших ссориться с Китаем и стоявшим за его спиной Советским Союзом, пять лет назад одержавшим победу в войне с гитлеровцами, Далай-лама заручиться не смог, у тибетского руководства не оставалось иного выхода, как пойти на уступки Китаю и согласиться с включением Тибета в его состав в качестве автономного образования, сохраняющего при этом полный внутренний суверенитет.


Тибетская сторона выдвинула следующие требования: полная внутренняя независимость Тибета, отсутствие китайских войск на его территории, сохранение тибетской армии, присутствие китайского представителя в Лхасе с охраной не более 100 человек, причем представитель должен по вероисповеданию быть буддистом. В результате переговоров Тибет пошел на уступки – все военные и внешнеполитические вопросы переходили в компетенцию КНР, в Тибете создавался военный округ и размещался контингент НОАК. При этом Китай пообещал сохранить политическую и социальную систему Тибета. 23 мая 1951 года соглашение было подписано. Так Тибет стал национальным автономным районом в составе КНР, хотя некоторое время после введения китайских войск еще сохранял остатки внутренней автономии. Параллельно КНР начал создание тибетских национальных автономных районов в составе китайских провинций Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань, где традиционно проживало значительное количество тибетоязычного населения, исповедовавшего ламаизм.

После установления власти Китая над Тибетом, Далай-лама возглавил автономный район. Однако Китай, разумеется, не собирался в действительности сохранять в незыблемом состоянии политическую систему Тибета, тем более, что она не укладывалась в рамки коммунистической идеологии, на которую ориентировалось китайское руководство. Постепенно в Тибет стало проникать значительное количество китайцев – как военнослужащих, так и гражданских лиц, направляемых для пропаганды коммунистической идеологии и атеизма. Естественно, что данная ситуация не устраивала тибетское духовенство и значительную часть тибетцев, находившихся под полным влиянием Далай-ламы. На территории старинных провинций Кам и Амдо, входивших ныне в состав провинций Ганьсу и Цинхай, атеизация тибетского населения шла полным темпом, что привело к восстанию верующих и массовому оттоку беженцев в Тибет, который пока еще пользовался определенной автономией. На территории южных районов Тибета развернулась настоящая партизанская война. Против НОАК действовали партизанские отряды общей численностью в 80 тысяч человек, которые подпитывались новыми людьми, бежавшими от китайских репрессий в провинциях Ганьсу и Цинхай.

Партизанская война в Тибете

Сторонники независимости Тибета рассчитывали на помощь со стороны западных государств, однако она, по мнению тибетских руководителей, оказывалась не в должном объеме. Спецслужбы США обучали небольшие группы тибетцев на территории штата Колорадо и на острове Сайлан в Тихом океане, после чего на самолетах забрасывали на территорию Тибета. В 1960-е гг. началась подготовка тибетских партизан в тренировочном лагере на территории королевства Мустанг в Непале. Впрочем, отряды забрасываемых на территорию Тибета партизан, вооруженные винтовками, карабинами, минометами, очень скоро уничтожались превосходящими по силе частями китайской армии.

Тем не менее, США не увеличивали объемы военной помощи тибетским партизанам, поскольку в действительности были заинтересованы не столько в суверенитете Тибета, сколько в ослаблении китайских позиций в регионе.


До конца 1960-х гг. на юге Тибета действовало до 30-40 тысяч партизан, подпольные организации в крупных городах Тибета продолжали функционировать до 1976 года. Однако, реальной опасности для утвердившейся в Тибете власти Коммунистической партии Китая они уже не представляли. В особенности, если учитывать, что большая часть тибетского населения за прошедшие годы успела свыкнуться с китайским управлением, многие тибетцы вступали в ряды НОАК, делали военную и партийную карьеру и уже не помышляли о возвращении прежнего социально-политического устройства страны. Постепенно была свернута и помощь ЦРУ США тибетским партизанам, в особенности после того, как Китай рассорился с Советским Союзом и превратился в одного из ключевых оппонентов СССР в мировом коммунистическом движении.

Впрочем, подавление партизанской войны в Тибете не означало окончательного решения тибетского вопроса, равным образом, как и прекращения сопротивления тибетцев китайской власти. Так, в 1987-1989 гг. Тибетский автономный район Китая, как с 1965 г. назывался Тибет, сотрясла волна массовых беспорядков. Начавшись с демонстрации монахов в Лхасе 27 сентября 1987 года, беспорядки охватили не только территорию Тибетского района, но и распространились на соседние провинции Сычуань, Цинхай, Ганьсу и Юньнань, где также проживает значительное по численности тибетское население. В результате беспорядков погибло от 80 до 450 человек (по разным данным). Еще одно восстание вспыхнуло в марте 2008 года, когда тибетские монахи вышли на демонстрацию в память об изгнании Далай-ламы. Поддержавшая их толпа молодежи начала громить китайские магазины и учреждения. Погибло несколько человек. По итогам выступлений было арестовано 6500 тибетцев, четверо приговорены к смертной казни. Нестабильная политическая ситуация в регионе вынудила китайское руководство значительно увеличить количество тюрем и лагерей в Тибете и ближайших провинциях: в Тибетском автономном районе действует 25 тюрем и лагерей, еще 32 – в соседней провинции Цинхай.

Кому выгоден тибетский вопрос

Стимулирование антикитайских выступлений в Тибете осуществляется, в первую очередь, Далай-ламой XIV и его окружением. Обосновавшийся в Индии Далай-лама, естественно, надеется на возвращение независимости Тибета, утверждая, что китайское управление уничтожает культуру и религию тибетского народа. Во многом он прав – политика модернизации тибетского общества действительно изменила Тибет до неузнаваемости, ликвидировала многие традиционные основы жизнедеятельности тибетского общества. Вместе с тем, сложно утверждать, что именно в период шестидесятилетнего китайского управления Тибетом многократно возросло качество жизни тибетского населения. Были созданы светские образовательные учреждения, предприятия, современная социально-бытовая и коммуникационная инфраструктура, здравоохранение – то есть все то, чего были лишены тибетцы в годы независимости.


С другой стороны, многим тибетцам, в особенности представителям духовенства, не нравится политика Китая на подрыв роли ламаизма в общественной жизни региона. Данные настроения играют на руку сразу нескольким мировым и региональным державам. Во-первых, в независимости Тибета заинтересовано Дели, поскольку этот выход является оптимальным для создания буферного государства между Индией и Китаем. Во-вторых, сложно отрицать заинтересованность Соединенных Штатов, являющихся одним из основных геополитических соперников Китая, в подрыве политической и социальной стабильности в КНР. Наконец, Япония также видит в поддержке тибетского освободительного движения возможность ослабления позиций Китая в Азии.

Движение за независимость Тибета поддерживается значительной частью западной общественности. Связано это, в первую очередь, с широким распространением интереса к буддизму, Тибету и тибетской культуре среди образованных слоев американского и европейского населения. В поддержку тибетской независимости высказывались Ричард Гир, Харрисон Форд, Стинг и другие медиаперсоны мирового уровня. Очень большое количество американцев и европейцев, а теперь уже и россиян, приняли буддизм тибетского толка и признают Далай-ламу своим духовным лидером. Соответственно, они поддерживают его позицию, в первую очередь руководствуясь мировоззренческим и конфессиональным выбором, а не соображениями социально-политической целесообразности, выгодности суверенитета самому тибетскому народу.

Представления американской и европейской общественности о Тибете во многом основаны на романтизации жизни в этой стране до включения в состав КНР. Тибет рисуется как мифическая сказочная страна без насилия, управляемая мудрыми буддийскими ламами, хотя подобная идеализация очень далека от реальности. По крайней мере, русскоязычные источники путешественников, побывавших в Тибете в начале ХХ века (а это воспоминания бурята Гомбожаба Цыбикова, знаменитого востоковеда Юрия Рериха – сына не менее известного художника Николая Рериха) свидетельствуют о социальной отсталости, нищете большей части населения, жестокости властей в тогдашнем суверенном Тибете. Отрицание реальных заслуг Китая в области обеспечения тибетского населения современными социальными благами, включая доступ к образованию и здравоохранению, искоренение в регионе рабства и феодальных отношений представляется либо следствием неосведомленности, либо намеренным искажением фактов. Более того, массовая поддержка на Западе движения за независимость Тибета в действительности лишь обрекает регион на ужесточение внутренней политики Китая, для которого позиция западной общественности по Тибету является свидетельством ангажированности тибетского движения за независимость западными державами и их спецслужбами.


Что касается позиций России по тибетскому вопросу, то следует помнить, что Россия является соседом и стратегическим партнером КНР, что побуждает российское руководство соблюдать дистанцию от тибетского национального движения. Так, Далай-ламе регулярно отказывали с разрешением визитов на территорию Российской Федерации, хотя в России в трех республиках – Калмыкии, Бурятии и Туве, а также в Иркутской и Читинской областях, – проживает значительное количество буддистов – представителей коренного населения этих регионов. Буддизм школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама, признается одной из четырех традиционных конфессий Российской Федерации. Естественно, что буддисты России имеют право лицезреть своего духовного лидера, но разрешение на въезд Далай-ламы в страну может осложнить отношения с КНР и Москва прекрасно понимает эти последствия.

Очевидно, что тибетский вопрос нуждается в политическом разрешении, поскольку любой иной исход принесет лишь горе и страдания тибетскому народу и другим народам региона и ни в коем случае не будет способствовать подлинному процветанию этой древней земли. Поскольку история взаимоотношений Китая и Тибета насчитывает более тысячи лет, можно говорить о том, что тибетский вопрос в его нынешнем виде – лишь одна из стадий многовековой коммуникации. Вероятно, гармонизация отношений между тибетцами – сторонниками традиционной модели развития, и китайским правительством наступила бы гораздо быстрее, если бы американские, британские, индийские власти не занимались усугублением ситуации, фактически подпитывая и стимулируя дестабилизацию политической обстановки в Тибете.

Читайте также: