Цели журналистского творчества кратко

Обновлено: 04.07.2024

ЖАНРЫ В АРСЕНАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего — своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Творческая деятельность - это духовно-материальная практика, которая ориентирована на создание оригинальных, ранее не существовавших культурных ценностей, на открытие новых закономерностей и методик преобразования мирового пространства.

Журналистика как творческая деятельность

Любая творческая деятельность, журналистика в том числе, характеризуется тем, что в результате получается качественно новый, специфический для данного рода деятельности, продукт. Теоретические знания о методологических основах, культуре журналистской деятельности, изучение опыта известных программ, изданий, творчества видных журналистов – это путь к пониманию творчества в семантической и синтаксической сторонах создания произведений.

В журналистике информационная политика и проблемно-тематические линии, составляющие ее, реализуются через произведения разных типов творчества:

  • Научного
  • Публицистического
  • Художественного.

Без обращения к этим видам творчества невозможно полноценное выполнение функций журналистики в области общественного мнения, исторического сознания, мировоззрения. И несмотря на то, что разные программы и издания в качестве основных используют или художественные, или публицистические, или научные формы творчества, в каждом из них есть место для любой формы.

В журналистике к научному типу творчества прибегают в том случае, когда необходимо донести до аудитории сведения, полученные научным путем и излагаемые строго, но популярно. Эти сведения имеют важное значение для формирования научной картины мира. аудитории необходимо получать информацию о закономерностях процессов, тенденциях социального развития, о средствах и путях продвижения в экономической, социальной, политической жизни, о характере современной эпохи.

Готовые работы на аналогичную тему

Также в журналистике широко представлен художественный тип творчества – в ряде телевизионных программ, радиопередач, журналах. Художественные произведения играют большую роль в эмоционально-образной ориентации аудитории. Именно поэтому очень важно, чтобы в журналистике работали талантливые, художественно образованные люди. В связи с этим в современной журналистике, особенно на радио и телевидении, формируется особая группа творческих кадров – люди со вторым высшим образованием в сфере искусства либо журналисты, которые специализируются на искусствоведческих темах.

Но при всей значимости художественных и научных произведений в журналистике ведущее место занимают произведения публицистического вида.

Публицистика как тип творчества возникла для обслуживания общественного мнения, а центральной задачей журналистики как раз и является взаимодействие с общественным мнением.

Публицистические произведения в какой-то мере несут фундаментальную информацию, которая связана с миросозерцанием, мировоззрением и историческим сознанием, так как размышления журналиста о событиях не могут не опираться на глубокие пласты его сознания. Задача публицистики – отображение действительности посредством множества отдельных ситуаций, где каждая ситуация является целостным фрагментом настоящего. В публицистике панорама современности формируется из множества произведений, каждое из которых имеет ценность. Однако, только отобразив богатство тематических пластов жизни во всех характерных ее проявлениях, публицистика может выполнить свою задачу по созданию панорамы текущей ситуации.

Для того, чтобы стать публицистом, недостаточно иметь способности и склонности к этой сфере деятельности необходимо обладать еще и методологической культурой, на основе которой способности, склонности стремления будут реализованы самым лучшим образом. Основа методологической культуры журналиста – социальная философия, то есть система представлений о законах, по которым развивается и функционирует общество.

Завершающей фазой творческого акта является создание текста произведения. Специфичность процесса создания текста и его результата во многом зависит от особенностей знания журналистской теории, от индивидуальных творческих качеств журналиста, от его личных склонностей, опыта, интуиции, фантазии, стиля чувствования и мышления. Мастерство журналиста является высшей ступенью творческой деятельности.

Теория и методика журналистского творчества

Современную журналистику можно охарактеризовать как столкновение воззрений, мнений, позиций. Сегодня очевидна ангажированность прессы. Отечественная журналистика многопланова.

Одной из составляющих творческой деятельности журналиста является теория и методика творчества. Точного определения творчества пока еще никто не дал.

Творчество – это особое состояние души. Журналистика – это творчество. Однако чтобы оно состоялось журналисту необходимо изучение жизни и знания.

Журналисту важно писать связно и связанно, уметь находить факты и находить правильные слова для того, чтобы рассказать об этих фактах. Именно в словах выражается мысль, а если мысли нет, а есть только описание, даже очень грамотное и филигранное, текст все равно будет скучным.

Основная сложность в работе журналиста – это избежать штампов. Они многолики – это и избитые сюжеты, и затасканные сенсации, и глубокомысленные рассуждения о малозначимых вещах.

Технология и методика журналистского творчества индивидуальна. Кроме того, и методика, и технология постоянно меняются, совершенствуются, уточняются. Журналистика постоянно меняется, как меняется время, факты, события. В обществе всегда много тем для журналистских выступлений.

Журналистика, журналистская деятельность - это наиболее динамично изменяющиеся в пространстве и времени явления. Суть такой изменчивости состоит в самой природе журналистики – она всегда нацелена на освоение новых, актуальных явлений реальной действительности, на непрерывный поиск новых идей, путей решения общественных проблем, на овладение новыми способами отображения фактов.

Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предло­женных ему самим обществом. Психическая жизнь разворачивается одновре­менно на двух уровнях – осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уров­ней – одна из ключевых проблем теории творчества.

После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего ма­териала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточ­няются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ и выстраиваются рабочие гипотезы. В журналистской практике все это часто решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изуча­ет все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, создан­ные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития со­бытий. И только после этого приступает к непосредственному исследова­нию события.

Формирование целостной концепции, объединяющей в себе конкретное знание ситуации, понимание ее существа, ее общую оценку, как интенсив­ная мыслительная работа журналиста, вне всякого сомнения, опирается на совокупность знаний и умений, становится возможностью проявления мас­терства.

Определение проблемной ситуации в этом смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. В гносеологическом смысле проб­лемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях и нез­нанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта, его актуальности для большей аудитории – это и есть форму­лировка проблемы и выбор темы журналистского исследования. Причем, следует иметь ввиду, что конфликт – нормальное явление общественной жизни, и стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе обще­ния. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выраже­ния противоречия в разножанровых материалах.

Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу конфлик­та, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить пе­ред собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный резуль­тат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен от­вет в ходе самого исследования. Зона конфликта определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Это та об­ласть, в которой реализуется конфликтное взаимодействие. При большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации, что, в свою очередь, отражается на вы­боре жанра: информационного, аналитического, художественно-публицисти­ческого.

Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Они бывают объективными, где поводом служит сам ход разви­тия событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних. Рассматривая конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость пози­ций или состояний, отметим положительную его сторону: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса.

В конечном итоге, именно от этого понимания зависят постановка задач, выбор методов и приемов их решения. Каждый конфликт сводится к отношениям двух элементов. Если в конфликте участвует несколько групп, их коалиция восстанавливает биполярность. Одной из главных задач ста­новится персонификация проблемы, определение источников информации и главных участников ситуации. Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экс­пертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения.




Под содержанием понимается идейно упорядоченная совокупность эле­ментов, образующих произведение и характеризующих его внутренние чер­ты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические – объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические – выражение оценки события или явле­ния; идейно-концептуальные – целостное воспроизводство действительнос­ти. Идея – ведущая мысль произведения – играет доминирующую, конструк­тивную роль, обеспечивая взаимосвязь всех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и оценочную его интерпре­тацию. Причем, оценочная интерпретация может быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но при­сутствует обязательно даже в информационных жанрах.

Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведе­ние, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этичес­кий кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих пра­вил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчест­ва и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора инфор­мации, ее знакового оформления. Д.Рэндалл, редактор лондонской газеты "Обсервер", в своей книге "Универсальный журналист" отмечает: "Качест­во и характер газетной журналистики определяются целым набором ценнос­тей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценнос­тями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям". 4

В числе главных задач журналиста такие:

а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышле­ний, – то есть необходима достоверность;

б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объек­тивность;

в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность;

г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, – показ динамики и среза общест­венных мнений.

Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика:

а) проработка документов;

г) конкретно-прикладные социологические исследования.

Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать под­робности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.

Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая – предметная – включает микроклиматические обстоятельства. Вто­рая – социальная – объединяет нормативно-законодательные и психологи­ческие факторы.

Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Их устойчи­вый признак состоит в отсутствии устойчивости.

Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требо­ваний в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологичес­кие условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на созна­тельное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов твор­чества. Здесь и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и кор­ректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфи­денциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.

Работа с источниками – важный этап в творческой деятельности жур­налиста. Источниками могут служить официальные документы, личные доку­менты, свидетели происшедшего, компетентные лица, заинтересованные ор­ганизации, средства массовой коммуникации. Основное исследование – это, прежде всего, бесспорная фактическая информация, добровольно дан­ная тем, кто имеет право давать ее.

Однако в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Определив мотивы их появле­ния и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенса­ционный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, ли­бо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни. Для знакового оформления такого рода исследования существует специальный жанр – жур­налистское расследование. Для его аргументированности необходимо полу­чение документального подтверждения всех услышанных журналистом слухов и сплетен.

Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предло­женных ему самим обществом. Психическая жизнь разворачивается одновре­менно на двух уровнях – осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уров­ней – одна из ключевых проблем теории творчества.

После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего ма­териала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточ­няются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ и выстраиваются рабочие гипотезы. В журналистской практике все это часто решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изуча­ет все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, создан­ные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития со­бытий. И только после этого приступает к непосредственному исследова­нию события.

Формирование целостной концепции, объединяющей в себе конкретное знание ситуации, понимание ее существа, ее общую оценку, как интенсив­ная мыслительная работа журналиста, вне всякого сомнения, опирается на совокупность знаний и умений, становится возможностью проявления мас­терства.

Определение проблемной ситуации в этом смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. В гносеологическом смысле проб­лемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях и нез­нанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта, его актуальности для большей аудитории – это и есть форму­лировка проблемы и выбор темы журналистского исследования. Причем, следует иметь ввиду, что конфликт – нормальное явление общественной жизни, и стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе обще­ния. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выраже­ния противоречия в разножанровых материалах.

Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу конфлик­та, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить пе­ред собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный резуль­тат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен от­вет в ходе самого исследования. Зона конфликта определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Это та об­ласть, в которой реализуется конфликтное взаимодействие. При большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации, что, в свою очередь, отражается на вы­боре жанра: информационного, аналитического, художественно-публицисти­ческого.

Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Они бывают объективными, где поводом служит сам ход разви­тия событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних. Рассматривая конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость пози­ций или состояний, отметим положительную его сторону: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса.

В конечном итоге, именно от этого понимания зависят постановка задач, выбор методов и приемов их решения. Каждый конфликт сводится к отношениям двух элементов. Если в конфликте участвует несколько групп, их коалиция восстанавливает биполярность. Одной из главных задач ста­новится персонификация проблемы, определение источников информации и главных участников ситуации. Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экс­пертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения.

Под содержанием понимается идейно упорядоченная совокупность эле­ментов, образующих произведение и характеризующих его внутренние чер­ты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические – объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические – выражение оценки события или явле­ния; идейно-концептуальные – целостное воспроизводство действительнос­ти. Идея – ведущая мысль произведения – играет доминирующую, конструк­тивную роль, обеспечивая взаимосвязь всех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и оценочную его интерпре­тацию. Причем, оценочная интерпретация может быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но при­сутствует обязательно даже в информационных жанрах.

Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведе­ние, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этичес­кий кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих пра­вил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчест­ва и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора инфор­мации, ее знакового оформления. Д.Рэндалл, редактор лондонской газеты "Обсервер", в своей книге "Универсальный журналист" отмечает: "Качест­во и характер газетной журналистики определяются целым набором ценнос­тей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценнос­тями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям". 4

В числе главных задач журналиста такие:

а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышле­ний, – то есть необходима достоверность;

б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объек­тивность;

в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность;

г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, – показ динамики и среза общест­венных мнений.

Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика:

а) проработка документов;

г) конкретно-прикладные социологические исследования.

Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать под­робности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.

Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая – предметная – включает микроклиматические обстоятельства. Вто­рая – социальная – объединяет нормативно-законодательные и психологи­ческие факторы.

Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Их устойчи­вый признак состоит в отсутствии устойчивости.

Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требо­ваний в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологичес­кие условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на созна­тельное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов твор­чества. Здесь и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и кор­ректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфи­денциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.

Работа с источниками – важный этап в творческой деятельности жур­налиста. Источниками могут служить официальные документы, личные доку­менты, свидетели происшедшего, компетентные лица, заинтересованные ор­ганизации, средства массовой коммуникации. Основное исследование – это, прежде всего, бесспорная фактическая информация, добровольно дан­ная тем, кто имеет право давать ее.

Однако в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Определив мотивы их появле­ния и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенса­ционный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, ли­бо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни. Для знакового оформления такого рода исследования существует специальный жанр – жур­налистское расследование. Для его аргументированности необходимо полу­чение документального подтверждения всех услышанных журналистом слухов и сплетен.

4.1. Текст как носитель информации. Природа и сущность информации. Широкая и узкая интерпретация термина информация. Многообразие свойств информации. Атрибутивные свойства: единство материального и социального, дискретность, непрерывность. Прагматические свойства: новизна, ценность, коммуникативность. Динамичные свойства: повторяемость, многократность использования, старение. Виды информации по способу передачи и восприятия (визуальная, аудио- тактильная, эмоциональная и др.). Психофизиологические особенности информационного взаимодействия. Восприятие - процесс переработки информации, содержащейся в журналистском тексте. Виды информации по степени общественной значимости: массовая, социальная, личностная. Журналистский текст как носитель информации. Факт - основа журналистского произведения. Понятие факта. Разновидность фактов (позитивные, негативные, факты, изложенные собеседником). Факты наблюдавшиеся и не наблюдавшиеся. Факты из настоящего, прошлого, из собственной жизни, из жизни других, из жизни коллектива. Понятие мнения. Структура мнения. Пределы рассматриваемого объекта. Объяснения в тексте. Виды объяснения (теоретического плана, практического плана, основанные на знании, основанные на предположении). Понятие гипотезы. Прогнозы и предположения. Заранее разработанные. Конкретные. Развернутые. Спонтанно возникшие. Неконкретные. Неразвернутые. Прогнозы по разрешению проблемы в целом?

4.3. Текст как носитель синтаксических отношений. Черты функциональных стилей русского языка в текстах СМИ. Элементы стандарта и элементы экспрессии в текстах. Отличие публицистических, художественных и научных текстов. Зависимость синтаксического своеобразия от характера организации, правил использования выразительных средств. Функционально-смысловые типы речи в журналистских произведениях, выполненных в разных жанрах (рассуждение, описание, повествование). Стилистическое единство элементов (рубрики, заголовки, письменный текст) на лексико-семантическом и синтаксическом уровне. Композиция, жесткая логическая структура (ввод в проблему, постановка проблемы, рассмотрение аргументов, постановка вопроса в практической плоскости).

4.4. Влияние типоформирующих характеристик издания на журналистский текст.Маркировка издания. Девиз. Учредитель. Качественно-количественные характеристики издания. Категория читателей. Содержание. Периодичность. Формат издания. Тираж. Масштаб описания. Преимущественные источники информации. Оперативность подачи материала. Размер публикации. Композиция. Доступность изложения. Достоверность фактов. Форма и стиль общения с читателем. Социально-профессиональный статус аудитории. Сфера деловой активности (бизнесмены, политики и т. д.), принадлежность к политическим и общественным организациям, принадлежность к государственно-административному управлению; территориальные общности, возраст, пол.

Раздел 5. Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий

5.1. Начальные стадии создания журналистского произведения.Зарождение замысла как исходный момент журналистского творчества. Формирование и разработка замысла как проблемной ситуации. Предметное основание проблемы (общественные и идеологические противоречия). Постановка проблемы и анализ проблемной жизненной ситуации: выявление ее сущностных свойств. Осмысление проблемы. Способы решения проблемы: от простого к сложному, от непознанного к познанному. Рождение журналистской темы. Функциональная заданность темы. Конкретизация и детализация темы. Рождение идеи. Состоятельность авторской идеи. Претворение идеи в содержательную структуру произведения. Авторская интерпретация идеи.

5.2. Факт как основа журналистского произведения. Назначение факта в журналистском произведении. Типы фактов. Соотношение обыденных, эмпирических и теоретических фактов в журналистском произведении. Принципы работы с фактическим материалом: систематизация и группировка фактов по специфике отражаемых явлений (по способам фиксирования, по типам описания, по уровню обобщенности). Осмысление факта во взаимосвязи с другими фактами. Соотношение факта и идеи произведения. Авторское мнение. Оценка и интерпретация факта в тексте.

Читайте также: