Государство и государственная власть кратко

Обновлено: 08.07.2024

Одним из малоразработанных вопросов является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности.

Если под государством понимать особенный механизм (аппарат) государственной власти, то 2 категории соотносятся как форма (государство) и содержание (государственная власть). Вдобавок характер государственной власти определяет особенности государства и его механизма.

Пример, в демократическом обществе государство и органы служат гражданам, в его деятельности выходят общесоциальные функции и цели на первый план. А при тоталитарном режиме в государстве преобладают средства принуждения исполнения государственной власти.

Государственная власть первична по отношению к государству, именно потребность общества на этапе его развития во власти, способной управлять новым состоянием общества, и дало начало появлению государственной организации.

Государство – обладатель государственной власти, выступает силой, которая является базой для функционирования государственной власти.

В соотношение государства и государственности возникает вопрос: это разные понятия или тождественные.

Государственность – сложная совокупность элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самостоятельностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни конкретного народа на определенном этапе развития общества.

Государственность – это особенность, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе. В общем виде государственность можно определить следующим образом:

Государственность – это характер общественных отношений, при котором при помощи государства гарантируется стабильная, сбалансированная, самостоятельная жизнедеятельность общества.

По мнению некоторых исследователей, государственность представляет собой систему взаимосвязанных государственно-политических, социально-правовых, экономических, этнокультурных и иных, связанных с государством и реализацией его функций компонентов, при помощи которых государственная власть реализовывает стабилизирующее, объединяющее и оживляющее воздействие на общественные отношения.

1) центральное звено – государство, оно определяет характер всех политических отношений в обществе;

2) экономический строй общества главенствующее место принадлежит отношениям собственности;

3) социальная организация общества (национальные, религиозные, межличностные отношения);

4) духовно-нравственная, культурная организация общества;

5) правовая система;

6) информационная система, составляющая основной производственный ресурс общества;

7) человек есть субъект общественного развития, обладатель важнейших видов общественных отношений и главная цель функционирования государственности.

Эти элементы своего рода подсистемы, взаимодействующие друг с другом и дающие возможность обществу действовать как единой целое.

На развитие государственности действуют разные факторы и условия такие как:

*многонациональный состав страны: *геополитическое положение государства; *этнокультурные особенности народов, их быт, традиции, образ жизни; *активность граждан в их влиянии на государство и его институты; *эффективность правовой системы; процессы модернизации жизни общества в соответствии с мировыми стандартами.

Исследователи, занимающиеся проблемой российской государственности, единодушно отмечают ее специфику по сравнению с западными странами, подчеркивают ее особый государственно-правовой дух. 4 главные особенности российской государственности:

1) православие как форма коллективного сознания;

2) сильное государство и централизация государственной власти;

3) общинность. Эта бытовая сторона жизни российского крестьянства, которое составляло основную массу населения страны, накладывала отпечаток на государственную организацию;

4) колонизация перенос традиционных форм организации на новые территории.

Все исследователи, подчеркивая российскую специфику, называют особый менталитет народов России, который проявляется в своеобразии экономического уклада, политико-правовой жизни, духовности и психологического восприятия мира. Изучение российской государственности важно для определения отношения российского общества к западным моделям и ценностям. В итоге понятия государства, государственной власти и государственности связаны между собой воздействуют и воспроизводят друг друга. А еще это относительно самостоятельные категории, составляющие важную часть понятийной части науки теории государства и права и всего государствоведения.

Государственная власть –способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.

Признаки:

1. Государственная власть - определенная раз­новидность власти, представляющая собой способностьили возможностьпри помощи каких-либо средств воз­действовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других.

2. Государственная власть является разновидностью социальнойвласти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Государственная власть – способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение лю­дей.

3. Государственная власть - это публичнаявласть, т.е. власть общества, которая носит всеоб­щий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом и все их объединения.

4. Государственная власть - власть политиче­ская.Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической.

5. Государственная власть - это власть, которая долж­на быть легитимной.Легитимность государственной власти, выражается, в признании этой вла­сти населением страны в качестве публичной.

6. Государственная власть - власть территори­альная,она действует в пределах тер­ритории страны.

7. Государственная власть - сувереннаявласть, обладающая суверенитетом. Суверенность государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимо­сти на международной арене.

8. Государственная власть - власть, которая осуществляетсяпри помощи различных средств и методов.Это:сила, авторитет, традиции, идеоло­гия, религия.

1. Государство в широком смысле - организованное общество, а государство в узком смысле - определенная политическая организация, управляющая обществом. Государственная власть в ее соотношении с государством в широком смысле, будет выступать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, ее необходимого признака, т.к. государство в этом значении есть не что иное, как политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.

2. Соотношение государственной власти с государством в узком смысле. Здесь государство рассматривается в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе. Эта организация выражена в разветвленной системе органов, которые олицетворяют государственную власть. Иными словами, государство в узком смысле - организованная публичная власть. Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственная власть).

Понятие и признаки государственной власти. Государственная власть и государство.

Государственная власть –способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.

Признаки:

1. Государственная власть - определенная раз­новидность власти, представляющая собой способностьили возможностьпри помощи каких-либо средств воз­действовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других.

2. Государственная власть является разновидностью социальнойвласти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Государственная власть – способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение лю­дей.

3. Государственная власть - это публичнаявласть, т.е. власть общества, которая носит всеоб­щий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом и все их объединения.

4. Государственная власть - власть политиче­ская.Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической.

5. Государственная власть - это власть, которая долж­на быть легитимной.Легитимность государственной власти, выражается, в признании этой вла­сти населением страны в качестве публичной.

6. Государственная власть - власть территори­альная,она действует в пределах тер­ритории страны.




7. Государственная власть - сувереннаявласть, обладающая суверенитетом. Суверенность государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимо­сти на международной арене.

8. Государственная власть - власть, которая осуществляетсяпри помощи различных средств и методов.Это:сила, авторитет, традиции, идеоло­гия, религия.

1. Государство в широком смысле - организованное общество, а государство в узком смысле - определенная политическая организация, управляющая обществом. Государственная власть в ее соотношении с государством в широком смысле, будет выступать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, ее необходимого признака, т.к. государство в этом значении есть не что иное, как политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.

2. Соотношение государственной власти с государством в узком смысле. Здесь государство рассматривается в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе. Эта организация выражена в разветвленной системе органов, которые олицетворяют государственную власть. Иными словами, государство в узком смысле - организованная публичная власть. Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственная власть).

Государство — это универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах людей, проживающих на определенной территории, и регулирующая их взаимоотношения на основе права и с помощью специального государственного аппарата.

Государство генетически обусловлено историческим развитием общества, оно обеспечивает его целостность, защищает интересы определенного класса или социального слоя, структурно закрепляет способы и формы функционирования политической власти и специфику аппарата управления.

Государство является центральным элементом политической системы, придает ей определенную устойчивость и целостность, упорядочивает жизнедеятельность общества, направляет и руководит им, используя его ресурсы. Государство — это определенная социальная форма, в которую облекаются общезначимые интересы общества, группы, отдельных граждан и представляет способ их существования.

Особое место государства в политической системе обусловлено характерными признаками:

  • публичная власть как особая система органов управления социальными процессами;
  • территориальная организация населения, выступающего объектом государственной власти;
  • суверенитет верховной власти по отношению к иной власти внутри страны;
  • самостоятельность верховной власти в системе внешнеполитических отношений;
  • право на нормирование жизни общества посредством законов и иных нормативно-правовых актов;
  • монополия на легальное применение силы в рамках закона;
  • монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета.

Функции государства

Любое государство выполняет ряд функций, представляющих важнейшие направления деятельности, соответствующие основным задачам определенного этапа исторического развития.

Функции государства классифицируют по разным основаниям:

  • по продолжительности действия (постоянные, осуществляемые на всех этапах развития государства, и временные, прекращающие свое действие с решением определенной задачи, имеющей чрезвычайный характер;
  • в зависимости от значения (основные и неосновные);
  • в зависимости от сферы проявления (внешние и внутренние).

Готовые работы на аналогичную тему

Внешние функции государства:

  • оборона страны, обеспечение суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны;
  • сотрудничество с иными государствами, находящее выражение в развитии взаимовыгодных политических, экономических, торговых, культурных и других отношений и связей;
  • поддержание мирового порядка, участие в делах мирового сообщества для обеспечения благоприятных условий для развития страны и решения проблем, требующих совместных усилий.

Полнота реализации функций государства и их содержание взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны, детерминированы политическим режимом, политической системой, типом общества, формами государственного правления и устройства.

Внутренние функции государства:

  • политическая — обеспечение политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке общезначимого политического курса, реализация прав и свобод личности;
  • экономическая — организация, координация и регулирование экономических процессов, используя кредитную и налоговую политику, определенные стимулы экономического роста;
  • правовая — обеспечение правопорядка, защита социально-политического строя от разрушительных и дестабилизирующих действий экстремистов, установление правовых норм, регулирующих поведение граждан и общественные отношения;
  • социальная — удовлетворение потребностей людей в жилье, поддержании здоровья, в работе; предоставление социальных гарантий инвалидам, престарелым, молодежи, безработным; страхование здоровья, жизни, собственности;
  • культурно-воспитательная и др.

Механизм государства и государственная власть

Для реализации государственных функций формируется особый государственный механизм, представляющий совокупность специальных органов и учреждений. Для государственного механизма характерна определенная степень сложности, разнообразие составляющих его систем.

К основным элементам современного государственного механизма относятся:

  • представительные учреждения;
  • надзорные и контрольные инстанции;
  • исполнительно-распорядительные органы;
  • органы безопасности и охраны общественного правопорядка;
  • судебная система;
  • вооруженные силы.

Государственная власть является единственным и необходимым связующим звеном между государством, правом и политикой. По своему существу государственная власть является социальной, она проявляется в общности индивидов и сформирована на социальных и биологических законах управления.

Государственная власть является обязательным атрибутом государства, выступающим гарантом исполнения его воли и государственной политики. Как структурированная социально-психологическая инстанция, государственная власть первична по отношению к государству и его механизму, призвана управлять делами общества и обеспечивать его стабильность. Государство и власть соотносятся как форма и содержание.

Государственная власть — это разновидность политической власти, являющейся делегированной или санкционированной государством, то есть проводится по его уполномочию, от его имени, при его поддержке. Государственная власть в равной степени представляет определенную организацию и практическую деятельность по реализации целей и задач данной организации.

К задачам государственной власти относятся:

  • сохранение государства как формы организации общества;
  • укрепление власти, усиление роли государства в регулировании социальных отношений;
  • защита социально-экономического строя от внешних и внутренних посягательств.

Выполнение задач должно соответствовать государственным целям: обеспечение стабильности общественных отношений, их поступательного, динамичного и последовательного развития; приведение частных интересов индивида или групп людей к интересам всего общества при максимальной возможности сохранения частного интереса, сглаживание социальных конфликтов посредством достижения компромисса. Чем более эффективно государство реализует функции по поддержанию равновесия и баланса интересов, тем слабее оппозиция, тем свободнее в решениях и действиях существующая власть.

Проблема соотношения государственной власти и государства относится к числу мало исследованных. Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а потому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшинству (властвующей олигархии), необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. Напротив, в демократических странах государство, его органы служат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.

По общему правилу, властвующий субъект определяет, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю, устанавливает для государственных органов юридические пределы, в границах которых их деятельность признается правомерной. Вместе с тем государство, его органы в значительной мере определяют и эффективность этой власти. Иногда высшие органы государства приобретают чрезвычайную самостоятельность, возвышаются над обществом, огосударствляют его, но это удел диктаторских государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права?

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права? I. Власть как факт. Рассмотрим сперва власть как отношение фактическое. Существует власть экономическая (например, хозяина над работником); политическая (правящих над управляемыми);

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение) Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на

Власть

Власть Важнейшими участниками рынка жилья являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.В соответствии с законодательством РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют

Глава 10. Государственная власть

§ 4. Государственная власть и идеология

§ 4. Государственная власть и идеология Государственная власть, опирающаяся только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объективно нуждается в идеологии, т. е. системе идей, тесно

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

В. Власть

В. Власть Формы власти. Отличительная черта Московского государственного права есть торжество в нем неограниченной (или самодержавной) монархической власти; именно этой чертой оно отличается как от права 1-го периода, так и от современного ему Литовско-русского

В. Власть

В. Власть Царская власть получает новый титул – императорский, с сохранением и всех прежних. Этот титул поднесен Петру Великому высшими учреждениями государства при окончании великой Северной войны в 1721 г., – войны, которая и вызвала все новые явления периода империи.

18. Российское государство — федеративное государство

18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый

4.3 Государственная власть

4.3 Государственная власть Государственная власть — разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только

7. Гражданское общество, государство и государственная измена


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Читайте также: