Сетевое общество это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лекция 3. Наиболее влиятельные концепции сетевой теории: концепция сетевого общества и интеллектуальных сетей

1. Лекция 3

Наиболее влиятельные концепции сетевой теории.

Основные положения данной концепции были сформулированы Кастельсом в ходе многолетних исследований фундаментальных цивилизационных процессов, происходящих в экономике, культуре и социальной жизни современных обществ (в США, Японии, Тайване, Южной Корее, Гонконге, Китае, Англии, Франции, России и др.). В конечном итоге, на основе систематизации национальных и международных статистических данных, а также вторичного анализа экономических и социологических исследований других ученых, Кастельсом была

осуществлена самая масштабная попытка осмысления сегодняшнего состояния и путей развития человеческой цивилизации.

По мнению Кастельса, в современном мире сетевые принципы общественного устройства постепенно сменяют иерархические: если ранее сеть, сетевая организация была отображением лишь внутренней структуры общества, ее подсистем и объединений, зачастую невидимой, либо трудно распознаваемой, то в новейшем

мироустройстве она играет ключевую роль и становится сознательно внедряемой внешней структурой общества, ее формой.

Профессор социологии университета Торонто Барри Уэлман в отличие от М. Кастельса считает, что в основе телекоммуникационных, компьютерных, производственных и других материальных сетей, по сути, находятся социальные сети. Их взаимовлияние, – выражающееся, например, в том, что за счет сети Интернет индивид или организация получили возможность значительно увеличить количество профессиональных, дружеских и родственных контактов – неизбежно отражается на структуре современного общества и характере групповых взаимоотношений в нем. В данном контексте Уэлман анализирует функционирование и развитие современных общностей (communities), основываясь на результатах масштабных эмпирических исследований эго-сетей жителей стран Латинской Америки, Канады, Европы и Азии, которые были проведены как самим Уэлманом, так и его коллегами.Уэлман пришел к выводу, что общность как форма социальных отношений не только не исчезает, но продолжает существовать и даже процветать, играя в жизни людей значимую роль, как средство материальной и духовной поддержки.

Концепция интеллектуальных сетей профессора социологии Пенсильванского университета Рэндалла Коллинза, благодаря высокому уровню теоретических обобщений, представляет собой одну из первых крупномасштабных попыток показать применимость сетевого подхода для анализа чисто теоретических понятий, таких как интеллектуальная деятельность, творчество. Значение ее для развития сетевой теории в том, что Р. Коллинз, ученик Г. Гарфинкеля и И. Гофмана, для объяснения фрагментов мировой истории философии использовал аналитические возможности и методологические принципы сетевого подхода, уделяя особое внимание структурным факторам, непосредственно влияющим на

интеллектуальную деятельность философов.

Коллинз утверждает, что в интеллектуальном пространстве именно через личные контакты всех уровней (вертикальные и горизонтальные) эффективнее всего осуществляются три взаимосвязанных процесса:

1) передача культурного опыта и интеллектуального капитала последующим поколениям, 2) передача эмоциональной энергии и ролевых моделей поведения, стимулирующих творческое вдохновение; 3) формирование чувства общности, группового единства представителей школы.

Во многом благодаря усилиям М. Кастельса, Б. Уэлмана, Р. Коллинза, концепции которых претендуют на выведение общемировых тенденций, сетевая теория получила признание и стала активно обсуждаться в академическом сообществе.

Сетевое общество - общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью информационных сетей.

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое "Сетевое общество" в других словарях:

Сетевое общество/NETWORK SOCIETY — общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью электронных сетей … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

Сетевое обучение — Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer to peer learning ) относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании… … Википедия

КАСТЕЛЬС (CASTELLS) Мануэль — (1942) испанский социолог, руководитель Института исследований стран Западной Европы. Автор 17 монографий и более 20 книг по широкому кругу проблем теории информационного общества, экологической безопасности, мировой экономике и пр. В своих… … Политологический словарь-справочник

Радио — (Radio) Определение радио, история возникновения радио Определение радио, история возникновения радио, радиовещание Содержание Содержание 1.Главное о . 2.История возникновения радио. Вопрос о приорва в изобретении радио. 3.Радиовещание.… … Энциклопедия инвестора

Анархизм — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия

СО — СРО СО саморегулируемая организация; саморегулирующаяся организация организация СРО Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СО стыковочный отсек международной космической станции косм … Словарь сокращений и аббревиатур

Финансовая пирамида — (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

Данная теория является разновидностью теории информационного общества, начавшей свое развитие со второй половины 60-х годов, как модификация концепции постиндустриального общества.

Сеть - это множество взаимосвязанных узлов. Конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь.

Включение в сетевые структуры или исключение из них, наряду с конфигурацией отношений между сетями, воплощаемых при помощи информационных технологий, определяет конфигурацию доминирующих процессов и функций в современных обществах.

Сети децентрализуют исполнение и распределяют принятие решения. У них нет центра. Они действуют на основе бинарной логики: включение/исключение. Все, что входит в сеть, полезно и необходимо для ее существование, что не входит – не существует с точки зрения сети, и может быть проигнорировано или элиминировано. Если узел сети перестает выполнять полезную функцию, он отторгается ею и сеть заново реорганизуется. Некоторые узлы более важны, чем другие, но они все необходимы до тех пор, пока находятся в сети. Не существует системного доминирования узлов. Узлы усиливают свою важность посредством накопления большей информации и более эффективного ее использования. Главные узлы – это не центральные узлы, а узлы переключения, следующие сетевой, а не командной логике.

Сети являются очень старой формой социальной организации, но в информационную эпоху они становятся информационными сетями, усиленными информационными технологиями. Сети имеют преимущество перед традиционными иерархически организованными морфологическими связями. Кроме того, они наиболее подвижные и адаптивные формы организации, способные развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов, которые составляют сети.

Динамизм социальной структуры сетевого общества, его глобальный охват, обусловленный финансовыми рынками, военными технологиями, информационными потоками, делают сетевое общество расширяющейся системой, проникающей различными путями и с разной интенсивностью во все общества.

Сетевое общество - это не модель успеха современности; подчеркивает Кастельс, скорее это крайне общая характеристика возникающей социальной структуры. В свое время таковым было индустриальное общество.

Примеры сетей:

Трансформируется труд и занятость - информационные технологии не вызывают массовой безработицы, меняется тип занятости (неполный рабочий день, фриланс). Феминизация труда. Индивидуализация труда (оценка индивидуальных информационных способностей.

Что касается государства, испытывает процесс драматической трансформации. Его ставят под сомнение глобальные потоки и политика политических скандалов в СМИ. Но государство не исчезает, оно трансформируется и адаптируется. Оно строит отношения с другими государствами через мультинациональные и транснациональные институты. Через них оно утверждает свой суверенитет, но при этом децентрализует власть, делегируя ее регионам, негосударственным организациям. Современное государство - не нация, а сетевое государство, создающее сложную сеть распределения принятия решения между международными, мультинациональными, национальными, региональными, локальными, негосударственными политическими институтами.

Кастельс анализирует новый тип социальных отношений, который приходит на смену иерархическим системам, где управляемость поддерживалась на основе единоначалия и иерархии. Этот тип отношений Кастельс называет сетевым. Управляемость в таких системах обеспечивается коммуникацией и координацией усилий равноправных акторов и их самоорганизацией. Кастельс доказывает, что мы переживаем переход к информационной эпохе, главной чертой которого становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Согласно Кастельсу, человеческое общество стало заимствовать способ своей организации из компьютерных технологий, организованных как раз по сетевому принципу. В основе медиадетерминизма Кастельса лежит мысль о том, что социальное становится как бы продолжением технологического, а проникновение технологий коммуникации меняет фундаментальный способ социальной организации (см. табл. 13.1).

Иерархические и сетевые организационные принципы


Источник: На основе [Кастельс, 2000].

Кастельс достаточно подробно анализирует советскую модель управления экономикой, наукой, инновациями и приходит к выводу о том, что во второй половине XX в. советская экономика накапливала инновационный разрыв с Западом, а это привело к стремлению копировать технологии, догоняющему развитию и в конечном счете спровоцировало экономические реформы, призванные дать автономию предприятиям. Однако такие реформы ликвидировали идеологическую идентичность и всю политическую систему, что обусловило распад государства.

Вся современная экономика, с точки зрения Кастельса, является сетевой. Он делает этот вывод, полагая, что вся современная экономика испытывает влияние новых технологий по трем направлениям:[342]

• на производительность труда, то есть новые технологии и информационные системы увеличивают производительность труда, используя роботизированные интеллектуальные технологии, компьютерно ориентированное производство и т. д.;

• на организацию труда и его оптимизацию, то есть новые технологии порождают новые организационные структуры на производстве (сетевые и матричные структуры, построенные не на иерархии, а на соучастии);

• на создание, накопление и использование знаний в обществе (имеются в виду управление инновациями, венчурные бизнесы, в том числе сетевые, и др.).

В своих выводах Кастельс отчасти следует за классическими теоретиками информационного общества, которые делали вывод о новом типе общества на основе роста роли информации и информационных обменов, порожденных новыми информационными технологиями. Вместе с тем информациональное общество Кастельса отличается от других концепций тем, что это попытка опереть нередкую у разных теоретиков идею о значимости информации в современной жизни на единый стержень – новый тип общественных структур, идеологом которых он и выступает.

Кастельс выделяет четыре формы власти, связанные с сетевыми социальными структурами и созданием идентичностей в социальных сетях (см. табл. 13.2).

Типология сетевых форм власти по М. Кастельсу


Условно говоря, если анализировать механизм действия этих форм власти в интернет-среде и индустриях коммуникаций, то власть сетей будет проявляться в том, что информация в Интернете по сравнению с другими видами коммуникаций обладает невероятной живучестью. Попав в Интернет, любая новость и информация остается там навсегда, ее сложно уничтожить, что, безусловно, представляет определенную власть над теми, кто информацию скрывает. Сетевая власть будет проявляться в способности социальных акторов создавать такие сетевые идентичности и сообщества, которые будут стабильны. Внутрисетевая власть будет реализовываться через механизм навязывания повестки дня (более посещаемый блогер доминирует над другими, на которых меньше ссылок). А сетеобразующая власть воплощается в праве крупных технологических корпораций и производителей медиаконтента технически структурировать алгоритмы, то есть возможности пользователей в социальных сетях.

Завершая данную главу, мы должны сказать, что группа теорий медиаэкологии и информационного общества является, пожалуй, одной из самых быстро меняющихся в современных условиях, когда новые технологии, терминальные устройства медиапотребления, каналы связи постоянно совершенствуются. С этой точки зрения технологический детерминизм постоянно подкрепляется новыми практиками использования устройств, статистикой и правительственными модернизационными программами. В то же время технодетерминизм как никогда обнажает недостаток всех теорий такого рода: за любыми технологиями стоит человек. И изучение того, какие виды психологических состояний, социальных конфликтов, кризисов идентичности порождают те или иные технологические трансформации, какие виды социальных практик порождают технологические объекты все более совершенных форм, вероятно, одна из наиболее амбициозных задач современных социальных наук.

Читайте также: