Налоговая реформа путина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Спустя 20 лет после прихода к власти Владимир Путин отменил одну из своих первых реформ. С 2021 г. перестанет действовать единая 13%-ная ставка подоходного налога и Россия вернется к прогрессивной шкале, объявил президент. Для доходов свыше 5 млн руб. в год ставка вырастет до 15%.

При таких параметрах налоговая нагрузка серьезно не вырастет, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Доходы свыше даже 3 млн руб., по данным Росстата, получает около 0,7% работающего населения, или 500 000 человек. У скольких из них доход превышает 5 млн руб., Росстат не раскрывает. По оценкам директора Института социальной политики Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, дополнительный налог должны будут заплатить около 100 000 человек.

Как собрать

В России есть запрос на прогрессивное налогообложение, показал опрос Центра стратегических разработок (в начале мая его эксперты опросили 1600 человек): за него высказался 61% респондентов. Но одно только повышение ставки до 15% справедливости не прибавит, неравенство не снизит, указывает Суслина, для этого стоило бы снизить нагрузку на бедных, что могло бы стимулировать рост потребления и экономики. Это была бы более социально справедливая мера, согласна Овчарова, хотя не обязательно снижение НДФЛ для бедных приведет к росту их доходов, а не работодателей. Поэтому НДФЛ не лучший инструмент для поддержки малоимущих, говорит она.

По расчетам Экономической экспертной группы за 2017 г., для снижения неравенства доходов в стране нужно было бы втрое увеличить налог на людей с доходами выше среднего, одновременно освободив от него малообеспеченных. Последнюю идею чиновники обсуждали в конце 2019 г. – ввести для таких людей вычет из НДФЛ в размере прожиточного минимума.

Одним из вариантов реформы был вычет в 1,5 прожиточного минимума для всех людей при повышении ставки НДФЛ до 16%.

Власти постепенно поднимают нагрузку на людей с относительно высокими доходами. Весной Путин предложил ввести налог на процентные доходы от вкладов и инвестиций в ценные бумаги, если они превышают 1 млн руб. Но запросы людей куда сложнее, чем просто повышение нагрузки на богатых, им нужна система, учитывающая индивидуальные особенности налогоплательщиков – их расходы на пожилых членов семьи, благотворительность и даже на место жительства, выявило исследование экономистов Центра европейских экономических исследований, проведенное на базе опроса German Internet Panel.

Конец деофшоризации

В 2019 г., по данным ФНС, бюджет получил 1,26 млрд руб. НДФЛ с иностранных компаний, контролируемых россиянами. Новый подход поможет предпринимателям существенно сэкономить, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Если у человека налог с КИК окажется меньше 5 млн руб., скорее всего, он сможет подать отчетность и заплатить меньшую сумму, отмечает чиновник. Вариант с фиксированным платежом в 5 млн руб. становится выгодным, если прибыль КИК превышает 38 млн руб., т. е. около $500 000, что относительно немного, отмечает Вахитов.

Неясно, насколько государству мера может быть выгодна, считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. Сейчас правила КИК призывают возвращать капитал в Россию, этому способствовует, в том числе, льгота, по которой прибыль КИК уменьшается на суммы выплаченных дивидендов, объясняет она. Предложенный же механизм упрощает и делает более привлекательным вывод средств за рубеж, удивляется Кузнецова. Но многих людей, которые решили покинуть Россию, чтобы не платить налоги с КИК, новый режим может побудить вернуться, рассуждает Вахитов, особенно в совокупности с новыми льготами для IT-сектора и возможным повышением налоговой нагрузки на выплаты на Кипр. У тех же, кто не хотел переводить прибыль КИК в Россию, и раньше были инструменты, чтобы избежать репатриации капитала, заключает он.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчетности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьезные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.




Проведён ряд реформ: пенсионная - вместо распределительной системы (отчисления от зарплаты работающих граждан) к расприделительно-накапительной (базовая пенсия, страховая, зависящая от зарплаты и стажа, накопительная, т. е. отчисления гражданина в допенсионный период) (2002), банковская (2001—2004), налоговая (2000—2003), монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями, (2005) и другие.

Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию (с 11 млрд долларов в 2000 году до 55 млрд долларов в 2006 году). Отток капитала из России, составлявший в 1990-е годы в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 году рекордные 81 млрд долларов США. Однако в следующем, 2008 году на фоне экономического кризиса чистый отток капитала из России составил почти 133 млрд долларов США.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчетности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьезные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

Проведён ряд реформ: пенсионная - вместо распределительной системы (отчисления от зарплаты работающих граждан) к расприделительно-накапительной (базовая пенсия, страховая, зависящая от зарплаты и стажа, накопительная, т. е. отчисления гражданина в допенсионный период) (2002), банковская (2001—2004), налоговая (2000—2003), монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями, (2005) и другие.

Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию (с 11 млрд долларов в 2000 году до 55 млрд долларов в 2006 году). Отток капитала из России, составлявший в 1990-е годы в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 году рекордные 81 млрд долларов США. Однако в следующем, 2008 году на фоне экономического кризиса чистый отток капитала из России составил почти 133 млрд долларов США.

Владимир Путин

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов на сотни миллиардов рублей. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год.

В Минфине считают, что изменение системы налогообложения снизит дефицит бюджета. Позицию ведомства поддержал глава правительства Михаил Мишустин, который подчеркнул, что властям страны необходимо исполнять свои социальные обязательства.
По словам экспертов, одной из главных проблем российской экономики является неравномерное распределение капитала: в одних отраслях накапливаются излишки прибыли, которые направляют на дивиденды, потому что инвестиции в таких объемах попросту не нужны, а другие отрасли, наоборот, недоинвестированы.
При этом финансы из одной сферы в другую не перетекают — деньги вместо этого выводят из страны в офшорные зоны, что отрицательно сказывается на темпах роста инвестиций в экономику.

Женщина с детской коляской гуляет по набережной Енисея в городе Дивногорске Красноярского края

Женщина с детской коляской гуляет по набережной Енисея в городе Дивногорске Красноярского края

Инициированное правительством повышение налогов связано в том числе с экстренными мерами властей по поддержке россиян, пострадавших от введенных из-за пандемии коронавируса ограничений. Эти меры обошлись не дешево — только за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов бюджет потерял порядка одного триллиона рублей.
До изменения фискальной нагрузки правительство уже использовало другие доступные инструменты, такие как заимствования, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и оптимизацию расходов. В общей сложности в 2021 году все это даст более 900 миллиардов рублей.
Однако, что касается заимствований, то они росли и прежде, и в 2020 году составят от 4 до 4,5 триллиона рублей — беспрецедентный объем, который вдвое превысит уровень прошлого года. В течение следующих трех лет госдолг также будет значительно увеличиваться. Одновременно с этим для России практически закрыты внешние рынки, и размещать долговые бумаги приходится исключительно за счет внутренних инвесторов.
Из средств ФНБ в 2020 году планируется потратить порядка 350 миллиардов рублей. Брать из того, что откладывалось на черный день, еще больше — экономически недальновидно, так как эпидемия еще может вернуться, и большинство мировых экспертов полагают, что истинный ущерб от коронавируса только предстоит оценить.
Что касается оптимизации расходов, то в следующем году на 10 процентов будут урезаны все статьи, не связанные с социальными обязательствами, на пять процентов — госпрограмма вооружений. Индексация зарплат госслужащих не будет производиться совсем.

С 1 января 2021 года предполагается повысить в 3,5 раза налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов и производителей удобрений. В соответствующем законопроекте речь идет о добыче калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, природных солей и чистого хлористого натрия, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды.
Сейчас компаниями уплачивается горная рента от себестоимости затрат на добычу, что в разы, а в некоторых случаях и в десятки раз меньше, чем справедливая рыночная цена на такие природные ресурсы. При этом новый российский уровень налогообложения позволит лишь немного приблизиться к уровню горной ренты в мировой практике.
Во-вторых, тем же законопроектом предполагается отменить льготу по НДПИ для выработанных нефтяных месторождений, переведя их на налог на добавленный доход (НДД). Сейчас нередки случаи, когда рентабельное месторождение с огромными запасами попадает под налогообложение как старое выработанное. Это приводит к огромным потерям для государства, иногда в сотни миллиардов рублей. Решить проблему должен гибкий НДД, который снизит нагрузку адресно для действительно старых нерентабельных месторождений. Это принесет бюджету дополнительно 97,3 миллиарда рублей уже в 2021 году.

Карьер с горной породой

Карьер с горной породой

Повышение также коснется экономящих налоги за границей бизнесменов, богатых россиян и табачную отрасль

Производство сигарет на фабрике

Производство сигарет на фабрике

Вырученные государством деньги пойдут не только на социальные расходы, но и на поддержку других сфер экономики, которые пострадали от последствий пандемии, но, в отличие от ресурсодобывающих концернов, не имели возможности накопить резервы за счет сверхприбыли. Снижение налогов коснется прежде всего малого и среднего бизнеса, особенно пострадавшего в период распространения коронавируса.
Изначально снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса было частью антикризисной программы по поддержке экономики в условиях введения ограничительных мер весной этого года. Теперь решено, что действие этой льготы продолжится после кризиса и станет бессрочным. Государство впервые стимулирует бизнес через снижение фискальной нагрузки — это самая быстрая и эффективная мера, на которую долго не решались. Именно высокие налоги на труд российские бизнесмены называли одним из главных негативных факторов для развития, из-за чего бизнес уходил в тень.

В связи с пандемией в России впервые были приняты меры по налоговой поддержке IT-компаний. Согласно принятому в конце июля закону, с 2021 года ставка налога на прибыль для них будет снижена почти в семь раз — с 20 до 3 процентов.
Кроме того, взносы в государственные внебюджетные фонды в отрасли составят не 14, а 7,6 процента. Условием для получения преференций будет доля выручки от IT-услуг.

Обращения Путина – главное:

Внимание!

Комментарии 111

Выступление самого главного чиновника России напомнило скучную лекцию в ВУЗе. на которой просто все присутствующие или спали или боролись со сном.
Как Путин умудряется говорить абсолютно ни о чём и так торжественно,уверенно как будто от этого какой то толк есть ?!
Возраст пенсионный повысил,НДС повысил,цены на ГСМ растут,банки ипотечные каникулы практически не дают. промышленность стоит. Экспорт ничтожен.
Зачем нам россиянам эти рассуждения и философия. Реально людям жить тяжело и тяжело уже не морально а физически вопрос у многих стоит как выжить а не как так жить .

Ничего не измениться.вот гильмутдинов получает из бюджета 500 штук в месяц ему всё равно сколько заплатит за него бюджет ндфл хоть 30 %.



А что кроме Госуслуг, которые периодически "подвисают", и на которые (одна группа ) идут миллиарды создали? Может операционку новую вместо винды?


Эти деньги пойдут на латание дыр!
Вот увидите что сбор смсками денег на лечение детей продолжится и они этих денег не увидят!



В нормальных странах, где государство для людей, а не люди для государства, например таких как Швейцария налоги распределяются следующим образом
40%-муниципалитеты
30%-регионы
30%-фед.центр
Деньги людей и работать должны на людей

Моисей хватит демагогию развозить. Что бы рассуждать о бюджете надо иметь хотя бы минимальные знания. Это не семейный бюджет.

Учу молодёжь как плотят так и работай работа не волк свёравно сливки снимают верхи таки и незачем переутруждаться и ведь работает мой принцип проверено



Я думаю было бы правильно на сумму выпадающих доходов регионов меньше перечислять в федеральный центр
Это было бы реальной помощью регионам


Развивать?
Зачем?
Все равно все Москва заберет
Действующая налоговая политика не дает стимула развиваться регионам

Тогда бюджет будет пополнятся многим больше, чем сейчас, что повлияет на качество жизни, благосостояние и все остальное.
19.00
Вы не уточнили чей бюджет будет пополнятся и у кого вырастет качество жизни и благосостояние?
Явно не у татарстанцев

Сначала (в СССР), с небольших сумм подоходный не брали, потом (РФ) был вычет стандартный (400 руб.) у всех. Потом стали тупо 13%.

Общепит не работает с 28 марта, я им сдаю помещение. Аренду кафе не платит. Государство от налога на имущество и землю меня не освободил. Как мне выживать?

Вы считаете, управление имуществом это не работа? Попробуйте организовать, ежедневно вкалывать. Это и охрана, и коммуналка, и ремонт, и содержание, и уборка.

мне уже 60 -возраст и мой страх и риск,если предпринимателям могут помочь чем то,налогами всякими возвратными, то кто поможет пожилым,которым до пенсии как до луны..хотел водителем устроиться со своими двумя высшими или дворником,но не берут,говорят молодые толкаются у нас здесь.


Что ты этих
Нищебродов немощных слушаешь и оправдываешься. Они же даже на доширак не могут сами без господачки заработать!

Читайте также: