Духовная культура россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прежде всего она выступает как культура религиозная. В ней можно выделить следующие черты:

новные духовно-мировоззренческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выдающихся творцов русской культуры;

Высокая религиозная терпимость, существование различных конфессий;

Религиозный мессианизм: цель народной жизни, душа культуры традиционно определялась как задача сохранения осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру. Это церковное благословение обрекалось в форму пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва - третий Рим), утверждающей конечное торжество справедливости и любви;

Святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;

Прежде всего она выступает как культура религиозная. В ней можно выделить следующие черты:

Высокая религиозная терпимость, существование различных конфессий;

Религиозный мессианизм: цель народной жизни, душа культуры традиционно определялась как задача сохранения осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру. Это церковное благословение обрекалось в форму пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва - третий Рим), утверждающей конечное торжество справедливости и любви;

Святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;

Развитие культуры Руси домонгольского периода можно разделить на два этапа. Сначала определяющее значение в жизни славян играла языческая религия с одушевлением природы и окружающих человека вещей. Затем с принятием христианства духовная культура стала оказывать влияние на быт и уклад жизни людей, что отразилось и на объектах материальной культуры.

Духовная культура

Изначально жители древнерусских земель были язычниками. Они верили, что окружающий мир населен всевозможными духами и богами. Божественное происхождение, по их мнению, имели все природные явления: восход и закат солнца, ветер, дождь, гром и молнии. Также славяне верили, что вокруг живут многочисленные духи. Например, домовые, лешие, водяные. Считалось, что животные могут оборачиваться людьми и обратно. Это нашло отражение в сюжетах легенд, сказок, песнях.

У язычников также были собственные сформированные культы и службы, которые проводились на специально отведенных местах — святилищах. Ритуалы проводили специальные люди — волхвы. Люди верили, что они имеют определенную связь с потусторонним миром, знают тайны мироздания и умеют договариваться с богами и духами. Позже при принятии христианства, именно волхвы были лидерами сопротивления новой религии.

Принятие христианства позволило русскому государству войти в ряд цивилизованных европейских государств. Также единая религия позволила укрепить центральную власть и усилить государство. Что было важно в данный период, когда Русь была окружена вражескими народами и государствами. Язычество уже не отвечало новым условиям. Каждое племя и даже каждый род или деревня могли поклоняться разным божествам и считать их более важными, чем все остальные. Это мешало договариваться и объединяться. Князем Владимиром сначала была предпринята попытка реформировать существующие языческие культы и объединить их, создав иерархию богов. Но это не принесло ощутимых результатов и пришлось искать новую веру, которая отвечала новым запросам и была близка местному населению.

Христианская религия довольно быстро смогла вытеснить язычество и занять его место, но пришлось пойти на компромиссы. Так некоторые древние культы сохраняли свое существование на протяжении сотен лет и существуют до сих пор. К ним относится Масленица, Колядки, которые проводятся во время рождественских праздников, Купала.

Материальная культура

В домонгольский период широко развивались разнообразные ремесла и прикладное творчество, связанные с хозяйственной деятельностью славян. Культура жителей Руси была в основном сельскохозяйственной. Именно нужды этого вида деятельности формировали потребности в определенных орудиях труда и производства. Также большую роль играли охота, бортничество, рыболовство. Благодаря им, активно развивались ремесла.

Древнерусские ремесленники добились достаточно высокого уровня мастерства в обработке металлов, дерева. Кузнецы изготавливали орудия для сельхозработ, рыболовные и охотничьи снасти. Также большое развитие получило производство оружия и доспехов. В период активных завоевательных походов и необходимости обороны от нападения соседей и кочевников хорошее оружие играло важную роль. Часто мечи и щиты украшались затейливыми узорами. Это в свою очередь дало развитие ювелирному делу, которое вскоре выделилось в самостоятельный вид ремесла.

Браслеты, кольца, серьги, перстни изготавливались при помощи техники литья и ковки. Древнерусские ювелиры имели собственные уникальные техники: скань, зернь. Их использовали для украшения изделий. Скань представляет собой узор, изготовленный из тонкой серебряной или золотой нити, которая напаивалась на основание. Зернь позволяла создавать объемные узоры, выполненные путем напаивания на основу маленьких золотых или серебряных шариков-зерен. Позже появилась техника перегородчатой эмали, когда цветной эмалью заполнялись перегородки из золотых и серебряных нитей.

Среди массово распространенных ремесел были гончарное и плотницкое дело. Домашняя утварь изготавливалась из глины и обжигалась в печи. Также посуда могла быть изготовлена из дерева. В строительстве, как домов, так и дворцов, храмов и крепостей в древности в основном применялось дерево. Мастера возводили колоссальные сооружения без единого гвоздя, украшая красивой, затейливой и замысловатой резьбой. В древней Руси сформировалось до 70 направлений ремесел.

С принятием христианства на всей территории активно возводились храмы. Сначала они были деревянными, но затем стали строиться и из камня. Первыми каменными религиозными сооружениями были Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Началось возведение монастырей, крепостных стен и ворот. Это был период расцвета древнерусской архитектуры, когда сформировались основные каноны возведения религиозных сооружений. Сегодня их облик узнаваем по всему миру. Русский храм — крестово-купольный, с 4 колоннами, разделяющими внутреннее пространство храма и поддерживающими купол. Также свое отражение в архитектуре нашли исконно русские традиции и мотивы деревянного зодчества.

Вместе со строительством храмов на Руси начинает развиваться изобразительное искусство. В X- XI веках оно было тесно связано с оформлением религиозных сооружений. Это были фреска, мозаика и иконопись. Фреска являлась основным украшением храмов. Писалась водяными красками по сырой штукатурке. Также применялась в оформлении мозаика, создаваемая из цветных стекол или камней. Иконы — изображение Христа, Богоматери и святых. Они писались на деревянной основе с четким соблюдением церковных канонов. Первые мастера были из Византии, но вскоре они стали основателями школ на территории Древнерусского государства. На их основе стал формироваться собственный стиль.

Монгольское нашествие нанесло ущерб русскому государству, были утеряны некоторые ремесла и техники обработки ювелирных изделий. Но сохранившиеся памятники позволили культуре возродиться и развиваться дальше.

Прежде всего она выступает как культура религиозная. В ней можно выделить следующие черты:

- Высокая религиозная терпимость, существование различных конфессий;

- Религиозный мессианизм: цель народной жизни, душа культуры традиционно определялась как задача сохранения осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру. Это церковное благословение обрекалось в форму пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва – третий Рим), утверждающей конечное торжество справедливости и любви;

- Святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;

Прежде всего она выступает как культура религиозная. В ней можно выделить следующие черты:




- Высокая религиозная терпимость, существование различных конфессий;

- Религиозный мессианизм: цель народной жизни, душа культуры традиционно определялась как задача сохранения осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру. Это церковное благословение обрекалось в форму пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва – третий Рим), утверждающей конечное торжество справедливости и любви;

- Святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;

Читайте также: