Петропавловский собор интересные факты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Позолоченное здание сразу привлекает внимание прохожих: высокий шпиль виднеется издалека и светится в темноте, а ангел с крестом на пике конструкции символизирует веру в спасение. Православные приходят сюда для того, чтобы помолиться, а ценители искусства любуются красотой старинного объекта.

История Петропавловского собора

Постройка была возведена во времена правления Петра I. После создания крепости в 1703 году император решил, что обновленная местность должна быть украшена религиозным сооружением. По задумке Петропавловский собор сделали очень высоким, чтобы он превзошел уже существующие достопримечательности.

Здание стало сердцем Санкт-Петербурга. Название сформировалось по аналогии с крепостью, которая находилась рядом. Строительство началось в знаменательный день (праздник, посвященный двум апостолам, Петру и Павлу). Дата выпала на 29 июня (10 июля).

Весной 1704 года объект освятили и провели торжественное служение в связи с победой Шереметева в сражении со шведскими судами, которое происходило на Чудском озере. В первоначальном виде собор был деревянным, но даже тогда он выглядел изумительно. Место стало очень символическим для жителей Петербурга.

В 1712 году появилось каменное здание, внутри которого располагалась деревянная постройка. Работа проходила под руководством известного архитектора Трезини. Шпиль устанавливался по задумке голландского мастера (Харман ван Болос). В процессе строительства была создана колокольня, а затем выполнение работ затянулось на несколько лет из-за отсутствия достаточного количества рабочих.

Оформление собора завершилось в 1720 году. Некоторые элементы (например, украшение шпиля) появились позднее, после того, как погиб Петр I. Высоту сооружения измерили, она составляла 112 метров. До 1742 года собор считался кафедральным, а в дальнейшем был отдан придворному ведомству.

Интересные факты о здании

  1. В 1757 году объект восстанавливали после ращрушительного пожара. Мастера смогли восстановить роскошный вид Петропавловского собора после того, как огонь уничтожил некоторые элементы конструкции.
  2. В 1777 году шпиль сломался из-за бури, поэтому здание снова пришлось ремонтировать. Антонио Ринальди изготовил изящную фигуру ангела с крестом для украшения Петропавловского собора. Спустя несколько десятилетий, в 1830 году, декоративный элемент пришлось подвергнуть реставрации из-за повреждения.
  3. В 1858 году части постройки, выполненные из дерева, заменили на металлические. Конструкция приобрела форму пирамиды, у которой стало 8 граней. Прежняя высота объекта увеличилась (значение достигло 122 м).
  4. В 1924 году Петропавловский собор стал музеем и объектом старинного культурного наследия Санкт-Петербурга. Многое из внутреннего убранства было отдано другим организациям.
  5. После войны собор снова отреставрировали и передали Музею истории города (в 1954 году).

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Храм окрашен в благородный оттенок слоновой кости, позолоченный купол красиво переливается при солнечном свете. Декоративные элементы гармонично сочетаются с общим стилем оформления (барокко). Здание украшено в лучших традициях западноевропейской культуры.

Над крышей размещены яркие символы:

  • массивный барабан;
  • восьмиконечная корона;
  • золотистая башня.

Петропавловский собор хорошо виден во многих районах Санкт-Петербурга. Высокое здание часто служит ориентиром для местных жителей и туристов. Церковь много раз видоизменялась из-за естественного износа и природных бедствий. Прототипом объекта стало здание биржи, расположенной в Копенгагене, где работал Трезини.

Петропавловский собор по внешнему виду напоминает лондонскую церковь Сент-Мартин. Внутри здания располагается огромный парадный зал. В оформлении были использованы:

Пол выложен известняковыми плитами. Стены украшены работами художников (Негрубов, Воробьев). Декоративные элементы изготовлены лучшими мастерами:

  • Петр Зыбин;
  • Антонио Квадри;
  • Игнацио Росси.

Собор оснащен паникадилами, созданными из дорогого стекла, качественного горного хрусталя и бронзы. Внутри есть царское место, которое обтянуто благородной тканью бордового цвета, украшено бахромой и гербом.

Иконостас в высоту достигает 20 м. Изображения художников сохранились до наших дней с 1729 года. В соборе размещены известные иконы:

  • апостолы Петр и Павел;
  • мученики Борис и Глеб;
  • Владимир и Ольга (Рюриковичи).

Сооружение сначала изготавливалось в Москве (в Кремле), а затем по частям доставлено в место назначения. Иконостас в форме триумфальной арки отличается от стандартных конструкций, которые оформляются в виде сплошных стен. Экспозиция украшена резными элементами, позолотой и объемной скульптурой с архангелами, которые усмиряют дракона.

Рядом с алтарем находится кафедра, предназначенная для проповеди. К ней можно подняться по винтовой лестнице, украшенной библейскими изображениями. Поблизости находятся фигуры евангелистов и апостолов. Сакральное место очень почитается священнослужителями и посетителями собора.

Назначение здания в наши дни

Сейчас объект служит усыпальницей всех российских императоров и императриц, а также великих князей и считается главной достопримечательностью города. На территории были погребены:

  • Петр Великий;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина Вторая;
  • Александр III;
  • Мария Федоровна;
  • и все остальные императоры и императрицы

Прах некоторых князей был перемещен на территорию в последние годы (например, в 2006 году исполнили указание матери Николая II, которая хотела быть погребенной рядом с мужем).

В настоящее время музей открыт для посещения по договоренности, в нем проводятся службы и важные мероприятия по праздникам. Мы поможем вам попасть в историческое место на выгодных условиях, организуем комфортный отдых во время поездки. Обращайтесь!

Экскурсии в Петербург“

Экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам

Мы рады предложить Вам большой выбор экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам. Регулярно разрабатывая новые экскурсионные маршруты, мы можем удовлетворить самый взыскательный вкус и предложить Вам именно ту экскурсию, которую Вы искали. Цены указаны в рублях, присоединение к автобусной группе в центре города. В стоимость экскурсии входят услуги гида, входные билеты в музеи (там, где указано посещение), экскурсионное обслуживание и транспорт. По вопросам групповых цен на экскурсии обращайтесь к нам - Вас ждут приятные сюрпризы.

Туры в Сант-Петербург

Туры в Санкт-Петербург

Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры - Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ

Петропавловский собор
Петропавловский собор
Петропавловский собор
Петропавловский собор
Петропавловский собор

Речные круизы - акции

Речные круизы - акции

Акции, кэшбек и скидки до 15% на речные круизы в навигацию 2022 года!

Алые паруса - 2022

Алые паруса - 2022

Все туры и экскурсии в Санкт-Петербург на Алые паруса!

Круизы по рекам Сибири

Круизы по рекам Сибири

Круизы по рекам Сибири дают возможность любому путешественнику увидеть собственными глазами фантастические пейзажи и пер.

Петропавловский собор

Петропавловский кафедральный собор — самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI). Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет — только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа. К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 — его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Интересные факты

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

В начале 30-х годов XX века Г. Е. Зиновьев предлагал спустить останки императоров под лед Невы (известно как зиновьевский акт вандализма), однако исполнение требовало слишком больших усилий, поэтому осталось лишь в проекте.

В 1939 году по просьбе греческого короля Георга II было вскрыто захоронение дочери греческого короля Георга I Александры Георгиевны, а её останки были перевезены в Грецию и перезахоронены на королевском кладбище во дворце Татой.

В 1994 году для проведения экспертизы останков членов семьи императора Николая II была вскрыта могила младшего брата Николая — великого князя Георгия Александровича, экспертиза проводилась в Англии.

Петропавловский собор

Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:

  • Длина главного здания: 61 м.
  • Ширина: 27,5 м.
  • Высота стен: 15 м.
  • Высота иконостаса: 20 м.
  • Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
  • Высота купола с крестом: 72 м.
  • Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
  • Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
  • Период строительства: 21 год.

История Петропавловского собора

Крепость, заложенная на берегу Невы близ ее устья 16 мая 1703 года*, форпост на только что отвоеванных землях, знаменовала основание новой столицы, абез храма на Руси городов не строили.

Закладка

Начало возведения церкви в самом центре укреплений приурочили к именинам государя 29 июня 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. От нее официальное названиеполучила и крепость – Петропавловская.

*Даты в статье приведены по Юлианскому календарю. В XVIII веке он отставал от Грегорианского на 11 дней.

Первый храм был деревянным, построенным в русских традициях, но уже имевшим высокую башню вместо куполов.Она служила наблюдательным пунктом: война со шведами была в разгаре. Появление вражеской эскадры ждали в любой момент. Освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.

Новый, каменный собор потребовался, когда Санкт-Петербург уже стал полноправной столицей государства, а угроза нападения шведов непосредственно на город ослабла. Он символизировал мощь и силу российского государства, осваивающего новые земли и одерживающего победы в Северной войне.

Закладка каменного собора состоялась в день рождения Петра I 30 мая 1712 года. Царь повелел начать стройку с колокольни, он же стал и автором эскиза всего храма. По задумке высота нового шпиля должна была превышать звонницу Ивана Великого в Кремле (81 м) и Меншикову башню (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве – 84 м).

Государь сразу предполагал использовать колокольню как наблюдательную площадку и место приема иностранных гостей, чтобы с высоты удивлять их развитием новой столицы, фортами Кронштадта и новым парком с дворцами Петергофа.

Особенности строительства

Фасад и план Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Главным архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, уже с 1703 года пребывавший в Санкт-Петербурге. За период жизни в новой столице под руководством мастера было построено около 40 объектов. Из них до наших дней сохранились не более десяти. Почти все они претерпели значительные изменения и далеки от первоначального вида.

Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось. Здание собора при жизни Петра Великого едва успели подвести под крышу.

Интересно: первоначальную церковь, вокруг которой велось строительство, разобрали только перед возведением кровли и поставили на Васильевском острове, освятив ее в честь апостола Матфея.

Освящение иконостаса состоялось в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Годом постройки Петропавловского собора считается 1733, когда в престольный праздник храм был освящен целиком. Архитектор Трезини скончался спустя 7 месяцев после окончания строительства.

Назло всем стихиям

В конце апреля 1756 года в шпиль Петропавловского собора ударила молния. Металлическая обшивка не спасла от пожара. Конструкции развалились и рухнули на крышу храма и входной портик. В пожаре расплавилась часть колоколов курантов и корильона. Иконостас удалось вынести наружу благодаря быстрой разборке силами солдат голицынского полка, квартировавшего в крепости.

Перестройка колокольни пришлась на царствование Екатерины II и длилась почти 20 лет. В результате укрепили фундамент звонницы, увеличили ее каменную часть, установили новые куранты работы мастера Оорта Краса, заменили портик на западной стене и пристроили к южной. Абсолютно новой деталью собора стал придел во имя святой Екатерины.

Длина нового шпиля выросла сначала до 112, затем до 117 м. Каркас при этом остался деревянным. Екатерина повелела установить и громоотвод во избежание новой катастрофы. Фигуру ангела возродили по чертежам Трезини.

К сожалению, практически сразу после установки ангел оказался сломан ураганом 1778 года. Архитектор Антонио Ринальди принципиально изменил конструкцию. Во-первых, он исключил функцию флюгера. Во-вторых, совместил центры тяжести скульптуры и креста. Ангел как будто обнимает основание креста одной рукой. Движение механизма стало направлено на снижение парусности.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Сильные ветра не пощадили и более крепкое сооружение. В 1828 году они снесли одно из крыльев ангела. Вернуть его на место взялся ярославский кровельщик Петр Телушкин. На высоту он забрался без установки лесов с помощью веревочных приспособлений.

Генеральную реконструкцию шпиля провели в 1857-1858 годах. Деревянные конструкции заменили металлическими, придали восьмигранную форму. Позолотили не только шпиль, но и купола колокольни и собора. Ангела опять заменили, но сохранили формы, созданные Ринальди. Общая высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге увеличилась до 122,5 м.

Петропавловский Собор в XX веке

Летом 1941 года золоченые части храма были прекрасной мишенью для немецких самолетов. Чтобы предотвратить его полное разрушение, провели маскировочные работы. Группа альпинистов повторила подвиг Петра Телушкина и с помощью веревочных конструкций перекрасила золото в серый цвет ленинградского неба. Фигуру ангела спрятали под мешковиной.

Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора 1944 год

Реставрация

Послевоенные реставрационные работы длились с перерывами более 50 лет. В 1952 году восстановили разрушения снаружи, к концу десятилетия –основные повреждения внутри. Работу продолжили в 80-е годы, но в Перестройку не хватило денег для объекта культуры. Завершили ее уже в XXI веке – восстановили корильон, сусальное золото иконостаса, фреску на алтарной стене, освежили картины под сводами Петропавловского собора.

Необычная архитектура Петропавловского собора

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Окончательный вид колокольни

Куранты Петропавловского собора

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Интерьтер Петропавловского собора

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.

Царское место перед иконостасом Петропавловского собора

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра в Петропавловском соборе

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса Петропавловского собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Императорская усыпальница

Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Петербурге

Погребать представителей императорской династии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга начали еще в процессе строительства. В подлестничном помещении колокольни захоронили сестру Петра I Марию, его сына – царевича Алексея и его жену Шарлотту, в самом храме – нескольких детей императора, умерших в младенчестве, у северной стены — вдову царя Федора Алексеевича – Марфу (на месте будущего Екатерининского придела).

Для погребения самого императора пришлось срочно внутри возвести часовню, где и поместили саркофаг с телом. Два года спустя там же временно положили и гроб императрицы Екатерины I. Их торжественные похороны состоялись после освящения иконостаса в 1731 году.

Могилы находятся под полом собора на глубине двух метров. Первоначально места погребения обозначались плитами. Саркофаги белого мрамора установлены в 1865 году. При новых захоронениях их копировали.

Цветные надгробия выполнены по заказу императора Александра III для своих родителей – Александра II (зеленой яшмы) и Марии Александровны (розового орлеца). Их установили в 1887 и 1906 годах соответственно.

Последним захоронением в соборе стало перенесение праха матери Николая II Марии Федоровны из Копенгагена. Ее положили рядом с мужем императором Александром III. Надгробие заметно по свежему блеску золоченого надгробного креста.

Великокняжеская усыпальница

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

К концу XIX века мест для захоронений императорских особ, великих князей и княгинь дома Романовых не осталось. В 1908 году для этих целей построили великокняжескую усыпальницу. С Петропавловским собором она соединена торжественной галереей. В нее из собора перенесли 8 захоронений нецарствующих особ, а до 1917 года погребли еще 5 человек.

В советское время здание посчитали не представляющим исторической ценности, убранство было изъято или разграблено. В годы войны усыпальница пострадала от обстрелов. Реставрация велась периодами до 2016 года. Сейчас она доступна для осмотра.

В постсоветское время произведены захоронения великого князя Кирилла, его сына Владимира и их жен Виктории и Леониды.

Захоронение императора Николая II и его семьи

Захоронение императора Николая II и его семьи в Екатерининском приделе Петропавловского собора

Останки императора и его близких, обнаруженные под Екатеринбургом в июле 1991 года (кроме цесаревича Алексея и его сестры Марии), торжественно погребены 17 июля 1998 года по распоряжению Президента РФ Бориса Ельцина в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Предварительно была проведена полная реставрация придела. На стенах установлены памятные плиты всех погребенным. Впервые рядом с представителями императорской семьи были похоронены простые граждане – слуги и врач, расстрелянные вместе с ними.

На плитах уже написаны имена Алексея и Марии, но их останки, найденные в 2007 году, до сих пор не упокоены. Результаты следственных действий, проведенных СК РФ, и однозначно подтвердивших в 2018 году подлинность всех останков, не признаны РПЦ. Ближайшее рассмотрение этого вопроса назначено на Архиерейский собор в ноябре 2021 года.

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

Тонкий золотой силуэт Петропавловского собора — легко узнаваемый знаковый символ Северной столицы. С ним связано множество городских легенд и необычных исторических фактов. В этом храме никогда не венчались и не крестили детей.

Cилуэт Петропавловского собора

Даже отпевание усопших совершалось только для членов императорской семьи. Единственное исключение оговаривалось для комендантов Петропавловской крепости. Всех погребали сперва в самом соборе, а затем в специальной Великокняжеской усыпальнице.

Немного фактов из истории

петропавловский собор санкт петербург

Решение о строительстве храма на территории крепости было принято Петром Первым в 1712 году, когда Санкт-Петербург официально получил статус столицы. По изначальной задумке храм должен был стать самым высоким сооружением Российской империи, обогнав по высоте колокольни Ивана Великого и Меньшикову башню в Москве.

Возведение собора началось в конце весны 1712 года. В качестве точки для строительства было выбрано место расположения первой деревянной церкви в Петропавловский крепости, построенной в 1703 году. При этом деревянная церковь не была демонтирована, а располагалась внутри нового каменного сооружения.

Автор проекта собора и руководитель строительства – итальянский архитектор Д. Трезини. Основные работы по возведению храма были завершены спустя восемь лет после начала процесса, в связи с нехваткой квалифицированных рабочих и строительных материалов. Шпиль колокольни был установлен в 1720 году голландским мастером ван Болосом. Собор был передан под управление церкви в 1733 году.

Решение о строительстве царской усыпальницы было принято после смерти Петра Первого, который стал первым представителем правящей династии, захороненном в соборе.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт большевиками. В 1924 году из храма сделали музей. Петропавловский собор подвергся разрушениям в годы ВОВ и был полностью восстановлен в 1957 году.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами. Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие — флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему — император задумывал храм как памятник победам русского оружия.

Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Чем так притягивает Петропавловский собор?

Чем так притягивает Петропавловский собор?

Петропавловский собор – один из символов Северной столицы, привлекающий внимание нетипичным для традиционной православной архитектуры обликом и славной историей. Сюда стремятся попасть по многим причинам, одна из которых – смотровая площадка с поистине завораживающим видом на залив и форт.

Архитектура собора разительно отличается от купольных и шатровых храмов начала XVIII века. Строение имеет прямоугольную форму, характерную для западноевропейского направления. Длины собора – 61 метр, ширина – 27,5 метра.

Фасад храма украшают строгие пилястры, над окнами расположены барельефы с изображениями херувимов. С восточной стороны фасад расписан фреской. Вершину купола колокольни увенчивает позолоченный флюгер в виде ангела с крестом.

Внутреннее оформление собора куда более роскошное: в основном зале возвышаются три мраморных колонны, в дизайне стен использованы яшма и мрамор, а колонны и стены украшены изящной лепниной. Освещают храм пять бронзовых люстр с хрусталем и разноцветным венецианским стеклом.

Доминанта интерьера – резной иконостас из лиственницы и липы. Перед иконостасом установлена кафедра с фигурами святых апостолов покровителей Северной столицы Петра и Павла. Кафедра не типична для русских церквей, так как является атрибутом католических храмов.

Петропавловский собор изначально задумывался Петром Первым как памятник победам Российской империи. В его стенах хранилось трофейное оружие, ключи от взятых европейских городов, знамена и др. Сегодня все экспонаты перенесены в Эрмитаж, а в соборе представлены точные копии.

Великокняжеская усыпальница

Второе предназначение собора — служить местом последнего упокоения членов императорской фамилии. Склеп самого Петра I находится в приделе Св. Екатерины.

Рядом с ним с 1998 г. лежат останки семьи Николая II и их спутников — врача, повара, слуги и горничной.

К началу 19 века места для захоронений в храме не осталось, и была построена специальная Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним переходом. Последнее захоронение состоялось в 2006 г., когда сюда перенесли из Дании прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны. C 1990 г. В соборе совершаются панихиды по русским императорам.

Практическая информация

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

Читайте также: