Гражданское общество и политическая власть кратко

Обновлено: 04.07.2024

Раздел ЕГЭ: 4.6. Гражданское общество и государство

Для каждого государства необходимым условием существования является наличие суверенитета — независимости.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство — государство, в котором есть разделение властей, чья деятельность ограничивается правом. Его гражданам гарантируется свобода личности, а также возможность контролировать власть.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах лишь провозглашаются права и свободы человека. Поэтому принципом правового государства должно являться верховенство права в обществе, что предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц.

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовым может считаться только то государство, в котором собраны следующие признаки:

  • права и закон главенствуют и соблюдаются во всех сферах жизни общества;
  • соблюдаются права и свободы человека;
  • в государстве существует реальное разделение властей;
  • государство отвечает перед гражданином, и наоборот;
  • национальная правовая система подчиняется международному праву.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Правовое государство не имеет единого стандарта существования, государства различаются между собой в зависимости от политического режима, а также формы правления.

Монархия. Глава государства управляет им пожизненно и передаёт власть по наследству. Народ не является источником власти и не принимает участия в определении того, кто будет монархом. Выделяют следующие виды:

  • абсолютная монархия (властью обладает исключительно монарх);
  • конституционная монархия (власть монарха ограничена представительными органами).

Республика. Властью на ограниченный срок наделяются государственные органы, представителей которых выбрал сам народ. Республика может быть:

  • парламентская — верховная власть принадлежит парламенту, им же формируется правительство; главу государства избирает население или парламент, он наделён формальными полномочиями;
  • президентская — население выбирает главу государства и парламент на ограниченный срок, правительство подответственно президенту;
  • полупрезидентская — президент и парламент избираются народом, после чего президент назначает правительство.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Только при условии существования правового государства имеет смысл говорить о наличии гражданского общества.

Гражданское общество — все негосударственные общественные отношения и объединения, выражающие разнообразные интересы и потребности членов общества. людьми. При этом гражданское общество может выступать в двух значениях.

  • Реальное. Общество, которое существует независимо от нашего сознания. Появилось раньше государства вместе с первобытными
  • Идеальное. Вершина развития общества, созданного при правовом государстве. До сих пор не достигнуто.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Социальные:

  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

Культурные:

  • обеспечение прав человека на информацию;
  • высокий образовательный уровень населения;
  • свобода совести.

Политико-правовые:

  • юридическое равенство граждан;
  • полное обеспечение прав и их защита;
  • демократизация власти;
  • политический плюрализм.

Экономические:

  • частная собственность;
  • многоукладная экономика;
  • свободный рынок и конкуренция.

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

  • ассоциации потребителей;
  • благотворительные фонды;
  • политические партии;
  • спортивные общества;
  • общественно-политические движения и организации;
  • органы местного самоуправления;
  • церковь;
  • кооперативы;
  • семью;
  • союзы предпринимателей;
  • независимые СМИ.

ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Общество влияет на своих граждан без помощи государства. Оно воспитывает, социализирует граждан, применяет к ним санкции при несоблюдении общественных норм.
  • Общество защищает от государства своих граждан, их интересы, права и свободы.
  • Общество ограничивает действия политической власти, препятствует незаконному вмешательству в частную жизнь граждан государства.
  • Общество содействует развитию политической системы в духе демократии и гуманизма.

ТЕОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В настоящее время существуют четыре теории, которые объясняют, что такое гражданское общество.

  • Противопоставление анархии. Гражданское общество систематизирует и упорядочивает общественные отношения, не даёт им превратиться в хаос.
  • Противоположность церкви. Гражданское общество ставится в противовес церковному, которое ориентируется на законы церкви, а не государства.
  • Противоположность государству. В отличие от государства, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи.
  • Феномен западной цивилизации. Гражданское общество появилось с развитием демократии и действует согласно её принципам.

Взаимодействие власти и гражданского общества – это механизм, призванный обеспечивать поиск возможностей для достижения гражданского и политического согласия, а также оказывать помощь в преодолении кризисных ситуаций в отношениях государства и общества, создании эффективно функционирующих взаимоотношений исполнительных и законодательных органов власти, развитии общественных и государственных начал в управлении.

Сущность взаимодействия власти и гражданского общества

Задачи публичной власти в условиях современного общества состоит в регулировании различных общественных процессов. Результатом этого регулирования является формирование механизма взаимодействия власти и гражданского общества. Эффективное функционирование механизма взаимодействия власти и гражданского общества ставит сложную задачу перед публичной властью, требует значительных усилий по его организации. Эксперты считают, что экономически развитые страны достигают значительных успехов в развитии государства именно за счет эффективного взаимодействия власти и институтов гражданского общества.

Высокая активность взаимодействия власти и гражданского общества характерна для стран с высокоразвитой экономикой, например, таких, как Германия, США, Франция, Великобритания, Канада, Швейцария и так далее. Также к активному использованию механизма взаимодействия власти и общественных институтов присоединяются быстрорастущие страны, например, Южная Корея, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур и так далее.

Взаимодействие власти и гражданского общества имеет несколько трактовок. В частности, одни специалисты понимают под ним процесс взаимного учета и согласования разных социальных интересов. Также взаимодействие рассматривается в качестве взаимообусловленных процессов воздействия разных социальных групп на другие группы. Предлагается трактовка взаимодействия как управляемого процесса реализации связей, построенного на основе специфического и общего в деятельности власти и гражданского общества, для достижения качественно нового уровня взаимодействия.

Проблемы взаимодействия власти и гражданского общества

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие власти и гражданского общества представляет собой двусторонний сложный процесс, предполагающий воздействие власти на движения, общественные организации, политические партии через систему государственных учреждений, органов власти, экономическую среду. С другой стороны, общественные институты способны оказывать влияние на властные органы за счет активного вовлечения граждан в государственном управлении, непосредственное влияние на деятельность законодательных и исполнительных органов власти.

К числу наиболее значимых проблем взаимодействия власти и гражданского общества можно отнести неготовность власти делиться своими властными полномочиями с обществом при принятии государственных и муниципальных управленческих решений. Власть в силу своей природы стремится к абсолютизму, в результате чего попытки общества вмешаться в процесс государственного управления вызывают противодействие со стороны властных структур.

Еще одной проблемой взаимодействия власти и гражданского общества является пассивная позиция граждан по отношению к процессу государственного и муниципального управления. Гражданами зачастую игнорируются даже такие значимые формы участия населения в государственном и муниципальном управлении, как выборы, референдумы. Еще меньшая активность наблюдается в реализации гражданских инициатив, иных формах участия граждан в управлении обществом.

Также проблема взаимодействия власти и гражданского общества является попытки манипулировать этой власти, предпринимаемые обеспеченными слоями населения или политическими партиями, движениями.

Взаимодействие власти и гражданского общества также может отличаться перекосами в сторону крупных корпоративных структур, обладающих различными эффективными средствами влияния на властные структуры. Это ведет к лоббированию интересов отдельных социальных групп или бизнес-структур, что отрицательно сказывается на общественных отношениях в целом.

Перспективы взаимодействия власти и гражданского общества

К числу наиболее значимых перспектив взаимодействия власти и гражданского общества относится развитие института гражданских инициатив группового и индивидуального характера. Этот механизм призван обеспечивать активное участие граждан в процессе управления обществом и государством.

Взаимодействие власти и гражданского общества должно активно поддерживается властными структурами, иначе добиться его эффективной реализации невозможно.

Государственная власть должна поощрять активное участие граждан в управлении государством, в принятии государственных решений, в том числе на локальном уровне власти.

Государственная власть должна воспитывать население, побуждая его к проявлению активной жизненной позиции в условиях современного общества. Необходимо развивать политическую культуру граждан, способную обеспечить реальность представительства интересов населения в процессе государственного и муниципального управления.

К числу значимых перспектив развития взаимодействия власти и гражданского общества выступает формирование различных общественных советов, наделенных реальными функциями по осуществлению контроля за действиями органов государственной и муниципальной власти. Также эти общественные советы могут быть наделены правом законодательной инициативы, позволяющим им вносить на рассмотрение органов власти проекты различных нормативных актов.

Государственные и муниципальные власти должны активно исследовать общественное мнение по различным вопросам управления государством, регионом или муниципальным образованием. Исследования общественного мнения должны носить регулярный характер, способствовать выработке привычки у граждан выражать это мнение.

После распада Советского Союза в его бывших республиках, в том числе и Беларуси, многие ученые стали уделять определенное внимание гражданскому обществу и правовому государству как двум компонентам в структуре современного цивилизационного общества, хотя их теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В этом плане заслуживают упоминания такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Г. Лейбниц, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс и др.

Согласно Гобсу, гражданское общество - составная часть государства, того Левиафана, без которого оно погрузится во мрак, дикость, варварство, невежество, бесконечные войны.

В отличие от Гоббса, Локк отдает предпочтение не государству, стоящим над гражданским обществом, основу которого составляет частная собственность, священная и неприкосновенная. Но Локк не забывает напоминать всем субъектам гражданского общества об их неукоснительном подчинении закону, который превыше всего.

Монтескье обосновывает верховенство права. Он выдвигает понятие свободы, рассматривая её как право поступать, делать все, что дозволено законом.

Гегель решительно выделил гражданское общество из структуры государства, показав, что оно находится не внутри государства, а вне его, хотя между ними сохраняется тесная связь, ибо оба эти компонента составляют единое целое, то есть общество.

Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством, несомненно, принадлежит Гегелю. На основе систематизации всего наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к Новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент в тотальности рационально структурированного политического сообщества. Она, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права.

Хотя Гегель и выступал против ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, очевидно то, что степень свободы гражданского общества от государства невозможно сколько-нибудь четко фиксировать с помощью каких-либо общих правил. В конечном счете, как считал Гегель, отношения гражданского общества и государства можно определить с точки зрения политической рациональности, преимуществ и недостатков ограничения самостоятельности, абстрактной свободы и конкурентного плюрализма гражданского общества в пользу универсальных государственных прерогатив. "Если смешивают государство с гражданским обществом и полагают его назначение в обеспечении и защите собственности и личной свободы, - писал Гегель, - то признают интерес единичных людей как таковых той окончательной целью, для которой они соединены, и из этого вытекает также, что мы можем по произволу быть или не быть членами государства. Но государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму; так как оно есть объективный дух, то сам индивидуум лишь постольку объективен, истинен и нравственен, поскольку он есть член государства". В отношении сфер частного права и частного блага, семьи и гражданского общества государство выступает одновременно и как внешняя необходимость, и как имманентная цель. Более того, в государстве в абстрактных терминах воспроизводится идея божественности и боговдохновенности, идея нравственного начала. По словам Гегеля, "государство само по себе есть нравственное целое, осуществление свободы, осуществление же свободы есть абсолютная Цель разума. Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно".




Таким образом, идеальное государство у Гегеля представляет собой не радикальное отрицание естественного состояния вечной войны (Гоббс, Спиноза), не инструмент сохранения и завершения естественного общества (Локк), не простой механизм администрирования данного природой автоматически саморегулируемого гражданского общества. Последнее одновременно требует и обеспечивает условия для институционально самостоятельного суверенного государства, которое соединяет вместе элементы гражданского общества как самоопределяющегося целого и тем самым ведет этическую жизнь к всенаправляющему, более высокого порядка единству. Лишь признавая и удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. Государство представляет общество в его единстве. Гражданское общество одновременно сохраняется и преодолевается как необходимый, но подчиненный аспект более широкого, более сложного и более высокого сообщества, которое организовано политически.

Идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства на материалистической основе развивали Маркс и Энгельс. Гражданское общество - сферы материальной жизни и деятельности людей. Жизнедеятельность гражданского общества - главная движущая сила исторического прогресса. Гражданское общество представляет собой общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и общения, как совокупность экономических отношений, соответствующих производительным силам.

Исходя из современного понимания гражданского общества, мы можем сформулировать определение данного понятия.

Гражданское общество есть сфера не политических отношений: экономических, социальных, духовных, культурных, семейных, профессиональных, этнических, религиозных, спортивных, молодежных и т.д.

Гражданское общество не вводится конституцией, иным юридическим актом. Оно формируется постепенно, естественно, само по себе по мере развития и совершенствования всей системы общественной жизни.

Не государство создает гражданское общество, а наоборот, гражданское общество отказывает давление на государство, заставляя его стать демократическим и правовым.

Гражданское общество - саморегулирующая система вне государственных отношений, возникающая в результате взаимодействия свободных, равноправных и юридически независимых от государства граждан и их добровольных объединений.

Гражданское общество – промежуточная инстанция между индивидом и государством. Это такое состояние общества, при котором каждый человек получает реальное материальные и духовные возможности для свободного, равноправного самовыражения, активного участия в управлении делами общества и государства

Гражданское общество позволяет всем его членам объединяться в различного рода общественные и политические ассоциации (партии, движения, союзы, общества, организации и т.д.), деятельность которых не противоречит Конституции данного государства.

Гражданское общество создает условия для удовлетворения многообразных потребностей людей, реализации их интересов и целей.

Для понимания сущности гражданского общества следует разграничить собственность и власть, что будет означать разграничение экономической и политической власти. Тогда в определенном смысле, условно, конечно, осуществиться четкое разграничение функций гражданского общества и государства. Экономическая власть - функция гражданского общества; политическая власть - функция государства. Разумеется, и государство занимается вопросами экономики, и, наоборот, гражданское общество - вопросами политики.

Основные признаки гражданского общества:

1. Достаточное материальное обеспечение всего населения.

3. Наличие собственности в распоряжении граждан.

4. Отношение свободного обмена продуктами деятельности между независимыми субъектами собственности.

5. Соответствующая свободным рыночным отношениям политические системы общества.

6. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека.

7. Приоритет гражданских прав по сравнению с законами государства.

8. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития граждан и др.

Основа всякого общества – экономические отношения, отношения собственности, ибо экономика первична. Частная собственность, свобода предпринимательства, рынок – тот фундамент, на котором создается, развивается и совершенствуется гражданское общество.

Всю собственность, которая не является государством, называют гражданской. Её формы весьма разнообразны: индивидуальная, семейная, партнерская, кооперативная, коллективная, коммунальная, акционерная и т. д.

Духовные основы гражданского общества - высокий уровень сознания, культуры всех людей; развитые моральные нормы, регулирующие общественные и межличностные отношения; вера индивида в свои силы и возможности, чувства собственного достоинства; активность в общественной жизни, высокая политическая культура граждан.

  1. Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки.
  2. Предпосылки возникновения гражданского общества.
  3. Структура гражданского общества.
  4. Конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества.
  1. Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки.

После распада Советского Союза в его бывших республиках, в том числе и Беларуси, многие ученые стали уделять определенное внимание гражданскому обществу и правовому государству как двум компонентам в структуре современного цивилизационного общества, хотя их теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В этом плане заслуживают упоминания такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Г. Лейбниц, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс и др.

Согласно Гобсу, гражданское общество - составная часть государства, того Левиафана, без которого оно погрузится во мрак, дикость, варварство, невежество, бесконечные войны.

В отличие от Гоббса, Локк отдает предпочтение не государству, стоящим над гражданским обществом, основу которого составляет частная собственность, священная и неприкосновенная. Но Локк не забывает напоминать всем субъектам гражданского общества об их неукоснительном подчинении закону, который превыше всего.

Монтескье обосновывает верховенство права. Он выдвигает понятие свободы, рассматривая её как право поступать, делать все, что дозволено законом.

Гегель решительно выделил гражданское общество из структуры государства, показав, что оно находится не внутри государства, а вне его, хотя между ними сохраняется тесная связь, ибо оба эти компонента составляют единое целое, то есть общество.

Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством, несомненно, принадлежит Гегелю. На основе систематизации всего наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к Новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент в тотальности рационально структурированного политического сообщества. Она, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права.

Хотя Гегель и выступал против ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, очевидно то, что степень свободы гражданского общества от государства невозможно сколько-нибудь четко фиксировать с помощью каких-либо общих правил. В конечном счете, как считал Гегель, отношения гражданского общества и государства можно определить с точки зрения политической рациональности, преимуществ и недостатков ограничения самостоятельности, абстрактной свободы и конкурентного плюрализма гражданского общества в пользу универсальных государственных прерогатив. "Если смешивают государство с гражданским обществом и полагают его назначение в обеспечении и защите собственности и личной свободы, - писал Гегель, - то признают интерес единичных людей как таковых той окончательной целью, для которой они соединены, и из этого вытекает также, что мы можем по произволу быть или не быть членами государства. Но государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму; так как оно есть объективный дух, то сам индивидуум лишь постольку объективен, истинен и нравственен, поскольку он есть член государства". В отношении сфер частного права и частного блага, семьи и гражданского общества государство выступает одновременно и как внешняя необходимость, и как имманентная цель. Более того, в государстве в абстрактных терминах воспроизводится идея божественности и боговдохновенности, идея нравственного начала. По словам Гегеля, "государство само по себе есть нравственное целое, осуществление свободы, осуществление же свободы есть абсолютная Цель разума. Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно".

Таким образом, идеальное государство у Гегеля представляет собой не радикальное отрицание естественного состояния вечной войны (Гоббс, Спиноза), не инструмент сохранения и завершения естественного общества (Локк), не простой механизм администрирования данного природой автоматически саморегулируемого гражданского общества. Последнее одновременно требует и обеспечивает условия для институционально самостоятельного суверенного государства, которое соединяет вместе элементы гражданского общества как самоопределяющегося целого и тем самым ведет этическую жизнь к всенаправляющему, более высокого порядка единству. Лишь признавая и удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. Государство представляет общество в его единстве. Гражданское общество одновременно сохраняется и преодолевается как необходимый, но подчиненный аспект более широкого, более сложного и более высокого сообщества, которое организовано политически.

Идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства на материалистической основе развивали Маркс и Энгельс. Гражданское общество - сферы материальной жизни и деятельности людей. Жизнедеятельность гражданского общества - главная движущая сила исторического прогресса. Гражданское общество представляет собой общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и общения, как совокупность экономических отношений, соответствующих производительным силам.

Исходя из современного понимания гражданского общества, мы можем сформулировать определение данного понятия.

Гражданское общество есть сфера не политических отношений: экономических, социальных, духовных, культурных, семейных, профессиональных, этнических, религиозных, спортивных, молодежных и т.д.

Гражданское общество не вводится конституцией, иным юридическим актом. Оно формируется постепенно, естественно, само по себе по мере развития и совершенствования всей системы общественной жизни.

Не государство создает гражданское общество, а наоборот, гражданское общество отказывает давление на государство, заставляя его стать демократическим и правовым.

Гражданское общество - саморегулирующая система вне государственных отношений, возникающая в результате взаимодействия свободных, равноправных и юридически независимых от государства граждан и их добровольных объединений.

Гражданское общество – промежуточная инстанция между индивидом и государством. Это такое состояние общества, при котором каждый человек получает реальное материальные и духовные возможности для свободного, равноправного самовыражения, активного участия в управлении делами общества и государства

Гражданское общество позволяет всем его членам объединяться в различного рода общественные и политические ассоциации (партии, движения, союзы, общества, организации и т.д.), деятельность которых не противоречит Конституции данного государства.

Гражданское общество создает условия для удовлетворения многообразных потребностей людей, реализации их интересов и целей.

Для понимания сущности гражданского общества следует разграничить собственность и власть, что будет означать разграничение экономической и политической власти. Тогда в определенном смысле, условно, конечно, осуществиться четкое разграничение функций гражданского общества и государства. Экономическая власть - функция гражданского общества; политическая власть - функция государства. Разумеется, и государство занимается вопросами экономики, и, наоборот, гражданское общество - вопросами политики.

Основные признаки гражданского общества:

1. Достаточное материальное обеспечение всего населения.

3. Наличие собственности в распоряжении граждан.

4. Отношение свободного обмена продуктами деятельности между независимыми субъектами собственности.

5. Соответствующая свободным рыночным отношениям политические системы общества.

6. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека.

7. Приоритет гражданских прав по сравнению с законами государства.

8. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития граждан и др.

Основа всякого общества – экономические отношения, отношения собственности, ибо экономика первична. Частная собственность, свобода предпринимательства, рынок – тот фундамент, на котором создается, развивается и совершенствуется гражданское общество.

Всю собственность, которая не является государством, называют гражданской. Её формы весьма разнообразны: индивидуальная, семейная, партнерская, кооперативная, коллективная, коммунальная, акционерная и т. д.

Духовные основы гражданского общества - высокий уровень сознания, культуры всех людей; развитые моральные нормы, регулирующие общественные и межличностные отношения; вера индивида в свои силы и возможности, чувства собственного достоинства; активность в общественной жизни, высокая политическая культура граждан.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом единстве с политической властью, государством. В процессе развития они сосуществуют, то наступая друг на друга и отвоевывая жизненное пространство, то мирно уживаясь и даже помогая друг другу. Диалектическая взаимосвязь гражданского общества с государством проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем менее заметна роль государства. И наоборот, неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое.

Формирование гражданского общества в России имеет ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на этот процесс.

Во-первых,в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни.

Во-вторых,в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.

В-третьих,основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

За последние годы создаются необходимые условия для формирования гражданского общества в Российской Федерации. Но его формирование пока что идет по пути количественного роста и нарастания качественного многообразия, а не объединения соответствующих структур в сильные и представительные гражданские институты. Данный процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему со стороны государства.

Ключевые понятия: политическая система, власть, политическая власть, субъекты власти, объекты власти, основания (источники) власти, ресурсы власти; типология политической власти; традиционный, харизматический, легальный типы политической власти; легитимность власти, распределение властей, гражданское общество.

Читайте также: