Дисциплина режим наказания и поощрения макаренко кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы проиллюстрировать эту проблему, педагог заявил, что для того, чтобы иметь воспитательный и развивающий эффект, работа должна быть частью целостной воспитательной системы, неотделимой от жизни коллектива. В отличие от Маркса, этот выдающийся педагог пишет, что труд — это не только экономическая, но и моральная категория. Как и Гегель, он убежден, что каждый человек выполняет свою работу при условии, что все остальные члены общества делают то же самое. Труд регулирует отношения между людьми и в конечном итоге обеспечивает стабильность общества, объединенного общественным договором.

Мораль — это один из способов нормативного регулирования человеческих действий в обществе, при котором удовлетворяется потребность людей жить вместе. Поэтому педагог и социальный реформатор не принимает общепринятые взгляды на труд в образовательном процессе, существовавшие в его время, а труд превращает в свою работу — заботу, которая служит логической основой поведения индивида в коллективе. Трудовое воспитание через заботу о других становится сутью воспитательного процесса, и, следовательно, чисто экономический смысл труда теряется ради моральной ценности труда для членов коллектива.

Многие представители прогрессивной педагогики уделяли и продолжают уделять внимание трудовому воспитанию молодого поколения. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерна для педагогической семьи А.С. Макаренко, в основе которой лежит формирование личности в организованном общественно значимом труде. Он придавал большое значение целенаправленной работе как одному из важнейших факторов в формировании характера человека.

В современных условиях значительно возросла потребность в знании психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умения учитывать в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.

Современная школа должна расти, чтобы обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать в новом веке. Будут созданы новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повысится интеллектуальный потенциал общества, современный человек будет всесторонне и гармонично образован.


Уважение личности ребёнка

В каждом советском учебном заведении студентов должны были ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед и давать им радостную реалистическую перспективу. Ориентация на будущее, утверждал Макаренко, — это важнейший закон социалистического строительства, который целиком направлен в будущее; он соответствует жизненным устремлениям каждого человека.

Центральной проблемой педагогической практики и теории Макаренко является организация и воспитание детского коллектива.

Октябрьская революция выдвинула насущную задачу коммунистического воспитания коллектива, и, естественно, идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 1920-х годов.

Большой заслугой Макаренко было то, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детей и личности в коллективе и коллективом. Макаренко видел главную проблему воспитательной работы в правильной организации коллектива. Марксизм, — писал он, — учит нас, что мы не можем рассматривать человека вне общества, вне коллектива. Важнейшее качество советского человека — умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, работать и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Определяя педагогическую сущность коллектива, Макаренко, подчеркнул, что этот коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, должны быть органы, направляющие жизнь и работу.

Макаренко первым сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив учебного заведения, и правила его взаимоотношений с коллективом учащихся.

По мнению Макаренко, искусство руководства коллективом заключается в том, чтобы привязать его к определенной цели, что требует совместных усилий, работы, напряжения. В этом случае достижение цели приносит огромное удовлетворение. Для детского коллектива нужна счастливая, радостная, веселая атмосфера.

Социально-педагогические взгляды

Единство труда и образования достигается тем, что человек, познавая мир через труд, создает красоту и утверждает в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда — это целая область образования, которая, к сожалению, тоже относится к образовательной каменоломне.

Значительное место в жизни и деятельности педагогического коллектива Макаренко занимала плодотворная работа детей.

А.С. Макаренко писал — «Труд, — не сопровождаясь воспитанием, не сопровождаясь политическим и социальным воспитанием, не приносит никакой педагогической пользы, он оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека работать сколько угодно, но если при этом не воспитывать его политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то эта работа будет лишь нейтральным процессом, который не принесет никакого положительного результата.

Практика А.С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста удивительно быстро и без чрезмерных требований овладевали сложнейшими производственными навыками, не только навыками работы на сложных станках, но и организацией производства.

Наиболее сложный, технически сложный и наиболее оснащенный производительный труд должен стать неотъемлемой частью содержания образовательной жизни детей.

Особенно важной задачей Макаренко считал обучение творчеству. Такая работа возможна там, где к труду относятся с любовью, где понимают его необходимость и полезность, где труд является основной формой проявления личности и таланта.

Такое отношение к работе возможно только тогда, когда сформирована глубокая привычка к усилиям труда, когда никакая работа не кажется неприятной, когда у нее есть цель.

Значение игры в воспитании

А.С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого деятельность, работа, служба. Он сказал, что будущего лидера воспитывают прежде всего в игре: Вся история человека как рабочего и служащего может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе его работы. Отмечая огромное влияние игры на ребенка-дошкольника, Макаренко в своих лекциях по воспитанию детей раскрыл ряд важнейших проблем, связанных с этой темой. Он рассказал о методике игры, о взаимосвязи игры и труда, о формах руководства игрой детей со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предложил не спешить отвлекать ребенка от игры и переводить его на трудовые усилия и трудовые заботы. В то же время, по его словам, не следует упускать из виду, что есть люди, которые с детства переносят игривое отношение к серьезности жизни. Поэтому необходимо организовать игру так, чтобы в процессе их ребенок воспитывал в себе качества будущих работников и граждан.

Что касается методики проведения игры, то Макаренко считал, что дети должны быть активными в игре, чтобы испытать радость творчества, эстетические переживания, почувствовать ответственность, серьезно отнестись к правилам игры. Родители и учителя должны интересоваться игрой детей. Детей не следует заставлять повторять только то, что взрослые делают с игрушками, бросая им разнообразные игрушки: «Дети … В лучшем случае они становятся коллекционерами игрушек, в худшем — переходят от игрушки к игрушке в основном без интереса, играют без энтузиазма, повреждают и ломают игрушки и нуждаются в новых. Макаренко отличает игры для дошкольников от игр для малышей.

Он также рассказал о специфике игр для старшего школьного возраста.

Говоря о руководстве играми детей, А.С. Макаренко отметил, что вначале родителям важно связать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют в большем обществе, игра организуется при участии квалифицированных педагогов. Затем она должна принять более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и дисциплины.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделяет следующие виды:

  1. сборная или механическая игрушка: куклы, лошадки, машинки и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Ребенок должен держать эти игрушки не для показухи, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2.Полуфабрикаты игрушек, такие как: Картинки с вопросами, коробки, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, решение которых требует умственной работы. В то же время у них есть и недостатки: они однообразны и поэтому могут наскучить детям.

  • самый плодотворный элемент игры — это различные материалы. Они наиболее близки к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны и в то же время дают простор для большого творческого воображения.

В игровой деятельности дошкольников эти три вида игрушек должны сочетаться, считает Макаренко. Он также подробно проанализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал несколько советов по их организации.

Дисциплина и режим

С точки зрения своей педагогической практики А.С. Макаренко считал, что дисциплина — это не средство воспитания, а результат воспитания, и как средство воспитания должна отличаться от режима. Режим — это определенная система средств и методов, которые помогают обучать устройство. Дисциплина — это результат воспитания. При этом он считал, что дисциплину следует понимать не как внешнее явление, не как метод командования или приведения человека к подчинению элементам власти, а как более широкое понятие.

«Дисциплина в нашем обществе, пишет Макаренко, — это нравственное явление….. Недисциплинированный человек — это тот, кто противоречит обществу, и такого человека следует рассматривать не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения морали.

Антон Семенович убедился на своем опыте — если убедить человека, что он должен быть дисциплинированным, и надеяться, что с помощью этого убеждения можно добиться дисциплины, то это означает риск 50-60% успеха. Дисциплина должна быть осознанной. Это продукт всей суммы воспитательных воздействий, здесь и процесс воспитания, и процесс формирования характера, и процесс столкновения, конфликта и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия, а также такие процессы, как физическое воспитание, физическое развитие.

По его словам, прежде всего, каждый студент должен быть убежден, что дисциплина — это форма для наилучшего достижения цели. Коллектив детей также должен иметь такое же убеждение. О дисциплине следует часто говорить с учениками, особенно на собраниях по самоуправлению, ассамблеях и т.д. При любой возможности необходимо обращать внимание студентов на феномен дисциплины в нашем обществе.

Культивирование дисциплинарного тона в учреждении, считает Макаренко, будет успешным только в том случае, если само руководство подаст пример в этом направлении. Если, например, коллектив в строю или в группе идет куда-то пешком, а руководитель учреждения или педагог пользуются автомобилем, можно заранее сказать, что никакого особого дисциплинарного тона культивироваться не будет. На все собрания и сборы по сигналу или тревоге руководство, учителя и воспитатели должны приходить не после всех, а раньше всех. В непредвиденной чрезвычайной ситуации необходимо включить работу всей команды преподавателей.

Чрезвычайно важным обстоятельством является тон, в котором руководство проводит свои дисциплинарные контакты с коллективом. Это должен быть тон серьезный, простой, точный, решительный, но в то же время доверительный, расположенный к ученику, иногда украшенный улыбкой и шуткой, и всегда сопровождаемый особым вниманием к каждому человеку.

Все это относится к высшим формам дисциплины, которые являются показателями уже определенного образовательного процесса. Собственно процесс дисциплинированния должен происходить не столько в области дисциплины, сколько во всех других сферах жизни и работы детского учреждения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института








научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе





















Аннотация: Дисциплина – это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям (А.С. Макаренко). Дисциплина может развиваться только в организованном коллективе.

Ключевые слова: дисциплина, подрастающее поколение, воспитание, коллектив, учение А.М. Макаренко.

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

(ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С. МАКАРЕНКО)

Воспитание малоэффективно без опоры на коллектив, организационное единство и психологическую общность его членов. Детский коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта. При этом воспитуемый вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу (классный, школьный, спортивный, творческий и т.д.). Поэтому вопросы о роли дисциплины особо важны в воспитательной работе с детьми и подростками. В данной статье мы обратимся к педагогическому наследию А.С. Макаренко и рассмотрим некоторые его идеи относительно данного феномена.

Антон Семенович тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Большое значение имеет семья. Главенствующим условием семейного воспитания является наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царит любовь и взаимопонимание, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Таким образом, сегодня особо важным становится вопрос о дисциплине, которая является неотъемлемой частью коллективных отношений. А.С. Макаренко указывал, что чувство дисциплинированности необходимо развивать с раннего детства и поддерживать его на протяжении всей жизни человека.

Цель исследования: изучить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.
3. Разработать систему вопросов - заданий для диагностики учащихся.
4. Проанализировать опыт использования методов в педагогическом процессе взаимодействие учителя и учеников.
5. Определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

Содержание работы

ГЛАВА I. Роль поощрения и наказания в воспитании детей………….5
1.1. Проблема поощрения и наказания в историческом аспекте……….5
1.2. А.С.Макаренко о проблеме поощрения и наказания…………. …8

ГЛАВА II. Современный взгляд на проблему поощрения и наказания………………..…………………………………………………10
2.1. Поощрения и наказания: за и против……………………………. 10
2.2. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции………………………………………………………………….15

Содержимое работы - 1 файл

Поощрение и наказание_ИТОГ.doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Курсовая работа по дисциплине: Педагогика

Тема: А.С.Макаренко о поощрении и наказании. Современный взгляд на проблему

ГЛАВА I. Роль поощрения и наказания в воспитании детей………….5

1.1. Проблема поощрения и наказания в историческом аспекте……….5

1.2. А.С.Макаренко о проблеме поощрения и наказания…………. …8

ГЛАВА II. Современный взгляд на проблему поощрения и наказания………………..………………………………… ………………10

2.1. Поощрения и наказания: за и против……………………………. 10

2.2. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции……………………………………………………… ………….15

Проблема воздействия на ребёнка для достижения от него желаемого поведения является одной из самых ключевых проблем современной педагогики, хотя и уходит корнями в историческое прошлое.

С помощью таких методов как поощрение и наказание можно добиться нужного нам поведения ребенка. Среди воспитателей, педагогов и общественности можно встретить разные, порой противоположные, взгляды на применение поощрений и наказаний в воспитании детей. Надо ли наказывать как можно чаще и как можно реже поощрять? А может, наоборот? Кто-то считает, что детей необходимо только поощрять, а наказывать нельзя. Некоторые убеждены, что истинное воспитание долно происходить естественным путем, как в природе. Возникает проблема, как же правильно распределить поощрение и наказание? Возможно ли использование поощрения и наказания во взаимосвязи?

Следовательно, актуальность проблемы поощрения и наказания обусловлена данными противоречиями и современными взглядами на них.

Цель исследования: изучить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

Объект исследования: воспитательный процесс.

Предмет исследования: методы поощрения и наказания.

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.

3. Разработать систему вопросов - заданий для диагностики учащихся.

4. Проанализировать опыт использования методов в педагогическом процессе взаимодействие учител я и учеников.

5. Определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, наблюдение, тестирование, изучение передового опыта, математические методы и анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА I. Роль поощрения и наказания в воспитании детей

    1. Проблема поощрения и наказания в историческом аспекте

    В обыденной жизни эти два понятия воспринимаются как две противоположности. Однако, значение этих понятий настолько широко, что при одном значении они сильно сближаются, а при другом расходятся.

    Рассмотрим исторические сведения об исследуемой проблеме в средневековой Руси. Традиции воспитания отличались суровостью, до сих пор представления воспитании в "домостроевских” обычаях ассоциируется с применением физических наказаний. B 1782 году российская комиссия народных училищ выпустила сборник школьных правил с запретом всех телесных наказаний любого бы рода. Однако, порка и другие наказания детей не прекратились и были снова официально разрешены в школах в 1820 году. С помощью прогрессивных ученых того времени запрета на физические наказания удалось добиться лишь в 1828 году.

    Великий русский педагог В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал, что детей необходимо воспитывать в школе только добром и лаской, при этом вопрос о поощрении и наказании в семье, дома оставался открытым.

    Ряд педагогов утверждают, что наказание имеет тройное последствие: исправляет вред, вызванный плохим поведением; способствует тому, чтобы такие поступки не повторялись; снимает чувство вины.

    По словам П. Ф. Каптерева с ослаблением страха телесных наказаний появилась потребность в возбуждении в детях страха духовных страданий, уязвленного самолюбия, соперничества, борьбы, поражений и т.д.. В школах стали вводиться наказания, задевающие самолюбие, а в противоположность им - множество наград.

    По мнению А. И. Герцена воспитатель, наказывая ребенка, мстит ему за свой непрофессионализм.

    Важна в исследовании нашей проблемы и роль А. С. Макаренко, который считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать только когда необходимо. Взгляды классика советской педагогики мы изложим в отдельном параграфе.

    Современные педагоги тоже не пришли к единому взгляду на воспитание детей. Мы считаем, что общего решения проблемы быть не может, так как сколько детей, столько и разных характеров, личных присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Все, кто имеет дело с воспитанием детей, должны вырабатывать индивидуальный план действий по воспитанию ребенка, учитывая его личностные и возрастные особенности.

    Следовательно, необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае определяется реально проявляющейся в конкретной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения ребенка.

    Иначе говоря, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, определяющих содержание воспитательной ситуации, в которой эти отношения могут быть быстро и заметно изменены.

    Среди современных классификаций поощрений и наказаний мы придерживаемся классификации Л.Ю. Гордина:

    1. Поощрения и наказания, связанные с изменением прав ребенка.

    2. Поощрения и наказания, связанные с изменением его обязанностей.

    3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

    Многообразие форм использования поощрений и наказаний классически делятся на основные формы:

    б) традиционные поощрения и наказания;

    в) экспромтные поощрения и наказания.

    Такая классификация помогает сориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях поощрения и наказания.

    1.2. А.С.Макаренко о проблеме поощрения и наказания

    А. С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний способствует формированию крепкого человеческого характера, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение противостоять соблазнам и преодолевать их.

    Обратим внимание, что, по мнению А.С. Макаренко, большую роль в воспитании личности играет коллектив, закон жизни которого он сформулировал: движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти; принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие.

    У настоящего коллектива должна быть общая цель, возможность разносторонней деятельности, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Управлять коллективом значит увлечь его определенной целью, которая требует общих усилий труда.

    В заключение первой главы, обобщая все вышеизложенное, сделаем вывод, что единого взгляда на проблему поощрения и наказания нет и быть не может, т.к. один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Это объясняется тем, что каждый ребенок индивидуален, имеет свой характер, присущие только ему одному и неповторимые в другом индивидуальные качества.

    В каждом конкретном случае необходимость применения поощрений и наказаний определяется из реально проявившейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения ребенка.

    ГЛАВА II. Современный взгляд на проблему поощрения и наказания

    2.1. Поощрения и наказания: за и против

    Чаще других сталкиваются с этой проблемой инспекторы по делам несовершеннолетних, социальные работники, классные руководители, психологи. Семейное воспитание, установки по отношению к ребенку претерпели серьезные изменения в сторону жестокости и безразличия к внутреннему миру ребенка. Не вызывает сомнений, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра и часто готовы поступиться своим удовольствием и удобством для радости ребенка.

    Честно говоря, читать такое не обидно (как думают авторы подобных комментариев), а забавно и смешно, потому что вспоминающие Макаренко самого Макаренко явно не читали и фильмов о нём не смотрели. Комментаторы знают только то, что когда-то жил успешно перевоспитывавший беспризорников и преступников педагог, но с его методами и принципами его работы они совершенно не знакомы .

    • Строгая дисциплина . Сейчас принято считать, что ребёнку всё можно, в том числе шалости и нарушение закона (онжедеть!), но Макаренко был другого мнения. Сто лет назад тоже существовали идеи, что детям должно быть всё позволено. Макаренко же был уверен, что без чётких границ (и наказаний за их нарушение) воспитание невозможно и настаивал на соблюдении его воспитанниками строгой дисциплины.

    Таковы принципы Макаренко, доказавшие свою эффективность на практике. Важно помнить, что успех заключался и в статусе самого педагога: Макаренко был не обычным школьным учителем, а руководителем детской трудовой колонии для сирот, беспризорников и малолетних преступников, и имел над ними полную власть в режиме 24/7 . Только-только закончилась череда войн, в стране царила разруха и голод, а для детей колония Макаренко была единственным шансом получить еду и крышу над головой, о чём они прекрасно знали. Знал это и Макаренко. Не хочешь перевоспитываться и соблюдать мои правила? Хорошо, дверь там, можешь не возвращаться.

    Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!

    Читайте также: