Рахманинов оперное творчество кратко

Обновлено: 18.05.2024

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Особое и своеобразное место в творчестве Рахманинова занимает оперный жанр. На протяжении многих лет он искал в этой области свой путь, обращаясь к различным оперным замыслам и стремясь найти сюжет, в наибольшей степени отвечающий его внутренним стремлениям. Лишь незначительная часть этих замыслов была реализована композитором, в большинстве же случаев работа над ними не продвигалась далее предварительных планов и драматургических наметок. Рахманинова, как можно заключить из его высказываний в переписке с либреттистами, останавливала боязнь штампа, привычных оперных условностей, преодолеть которые ему не всегда удавалось в полной мере. При всех художественных достоинствах немногочисленных рахманиновских опер и интересных музыкально-драматургических решениях, которые удавалось находить композитору, значение этого жанра в его творчестве в целом остается все же периферийным.


Хочу себе сегодня пир устроить:
Зажгу свечу пред каждым сундуком,
И все их отопру, и стану сам
Средь них глядеть на блещущие горы.

Сцена озаряется в этот момент ярким блеском, и тема золота, звучавшая ранее у струнных басов глухо и тревожно, приобретает в сияющем ре мажоре в проведении четырех валторн на фоне мощного tutti величавый торжествующий характер.


Но эта вспышка ликования быстро угасает и сменяется мрачными размышлениями Барона о судьбе накопленных богатств после его смерти, сопровождаемыми той же темой в одноименном миноре. Три проведения темы золота в начале, в кульминационной точке и в конце, в тональностях ре мажор — ре минор создают конструктивную опору этой замечательной по мастерству и по силе трагизма сцены.


Другой — безмятежно светлый, спокойный мотив Франчески, основанный на плавно нисходящем движении в диапазоне более двух октав.


Этот мотив впервые проходит в прологе при появлении призраков Франчески и Паоло, но широкое развитие получает во второй картине, где он пронизывает всю музыкальную ткань, постоянно возникая то полностью, то в виде отдельных отрезков, подвергаемых секвенционной разработке.

Оперы:

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Поговорим об операх Рахманинова

🌗 Рахманинов мог бы стать большим оперным мастером, но в его таланте присутствовало противоречие: мощный симфонист, как вокальный композитор он любил камерный стиль. Если бы Рахманинов уделял больше внимания опере или был по натуре новатором — его ждали бы грандиозные успехи и открытия.

📜 Но Рахманинова больше интересовали другие вещи. В итоге все три его законченные (одноактные) оперы имеют вроде бы отличную репутацию, но не очень счастливую судьбу.

📖 Другие две оперы появились лишь спустя 13 лет, когда Рахманинов был частью мира театра.

🎭 Театральная карьера Рахманинова началась в 1897 году, когда он занял пост второго дирижера в частной опере Мамонтова. У Рахманинова не было дирижерского опыта, на первой репетиции он даже не знал, что надо показывать вступление певцам. Но он быстро учился, год работы в Частной опере стал его дирижерским университетом.

🤝 В опере Мамонтова Рахманинов познакомился с Шаляпиным, чей талант потряс его. Потом они дружили, много выступали вместе и учились друг у друга.

🖼 У Мамонтова Рахманинов увидел совсем другой, не казенный театр: спектакли в Частной опере оформляли Поленов, братья Васнецовы, Коровин, Серов и Врубель — художники, которые спустя 10 лет полностью перевернули представление о визуальной стороне спектакля.

🎶 Сам Рахманинов до неузнаваемости преобразил звучание оркестра: он не заглушал пение, но звучал, как симфоническая музыка, а не аккомпанемент.

🙅‍♂️ Сергею Рахманинову был 31 год, но он не побоялся идти против давних правил императорского Большого театра. Главное — он изменил место в оркестровой яме. Раньше дирижер стоял прямо у суфлерской будки — близко к певцам, но спиной к оркестру. Рахманинов знал, что в Европе уже не так, и перенес дирижерский пульт на привычное нам сегодня место.

😡 Другие дирижеры Большого его не поддержали. Поэтому на каждый спектакль Рахманинова переставляли стулья и пульты в яме. Это всем не нравилось, певцы бунтовали, заявляя, что не видят палочку и не могут так петь. Зрители не находили маэстро на привычном месте и конфузились.

😤 Рахманинов не жалел сил и нервов на подготовку спектакля и стал проводить групповые репетиции спевки, чем тоже всех раздражал. Певцы бесились, что какой-то требовательный юнец заставляет их петь, как на уроке, всех ругает, сердится, а многим певцам даже советует снова поступить в консерваторию.

👏 Однако достоинства такой работы не заставили себя долго ждать. Музыкальная сторона русских опер в Большом с приходом Рахманинова невероятно преобразилась, это с восторгом отмечали все.

⚜️ Работа Рахманинова в Большом — одна из золотых страниц в истории театра.






1, 2. Так располагался дирижер в оркестровой яме в 19 веке
3–5. Шаляпин и Рахманинов

🗣 В центре оперы две сцены — ревнивый монолог Ланчотто (1 картина) и большой любовный дуэт Франчески и Паоло (2 картина). Обрамляют оперу пролог и эпилог. Пролог — огромная симфоническая картина ада, в котором у певцов лишь несколько фраз; он занимает малюсенькую часть либретто, а длится чуть ли не треть оперы. И в дальнейшем главное содержание раскрывает оркестр, что делает оперу похожей на симфоническую поэму или кантату.

😢 По краям оперы — сцены с его сыном Альбером: молодой рыцарь ужасно страдает от скупости барона, он вынужден занимать деньги у ростовщика, а в финале идет жаловаться на отца герцогу. Барон является на суд, пытается обвинить сына, но умирает.

🙅‍♂️ На предварительном показе партии Барона и Ланчотто пел Шаляпин, который произвел на всех огромное впечатление. Но в премьере он участвовать отказался (есть версии, что ему трудно давалась наизусть партия Барона, и что он разошелся с Рахманиновым в трактовке Пушкина) — это привело к долгой ссоре.

Сергей Рахманинов

Рахманинов

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

место рождения Сергея Рахманинова

Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.

Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов биография

Сергей Рахманинов краткая биография
Рахманинов биография

Интересные факты из жизни Рахманинова

вилла Рахманинова

Рахманинов подпись

Творчество Рахманинова

Творчество Рахманинова

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.

рукопись Сергея Рахманинова
рукопись Рахманинова

Фильмы о Рахманинове

Фильмы о Рахманинове

Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.


Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о С. Рахманинове



Эти слова принадлежат Сергею Васильевичу Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след в музыкальной сокровищнице России.

Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.

С.В. Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в родовом имении Семёново, находящемся к югу от легендарного Ильмень-озера в Новгородской губернии. Отец Рахманинова принадлежал к ста­ринному дворянскому роду. Мать была дочерью профессора, гене­рала, ректора Кадетского корпуса. Будучи людьми музыкально чут­кими, родители рано заметили одаренность сына. Жизнь Рахманинова в юности была трудной и малообеспечен­ной. Родители его разошлись, имения пришлось продать. Внешне сдержанный, даже замкнутый, молодой музыкант тяжело сходился с людьми, и его нередко томило чувство одиночества. Смысл жиз­ни составляла музыка, которая безраздельно владела всеми мысля­ми и чувствами.


В композиторской биографии Рахманинова можно выделить

три творческих периода :


Мировую славу принесли Рахманинову его

произведения для фортепиано с оркестром .

Первая часть написана в форме сонатного allegro. Она открывается гулкими набатными ударами фортепиано – вступлением к главной теме.

Финал насыщен наступательной Рахманиновской ритмикой, хлещущей через край взволнованной волевой энергией. В нём, как в финале Второго концерта, композитор утверждает победу Света и Любви.

Вторая часть концерта – Интермеццо. Оно написано в форме вариаций на простую песенную тему, звучащую первоначально в оркестре.


Третья симфония относится к позднему периоду творчества. Она была написана в 1936 г., спустя почти тридцать лет после Вто­рой симфонии. Симфония была новаторским сочинением с точки зрения мелодики, гармонии, инструментовки. В ней композитор продолжает размышлять о России, её красоте и величии, ее крест­ном пути. Философская концепция симфонии отражает религиоз­но-мировоззренческую позицию автора, воплощенную через стол­кновение богоданного человеческого начала с фатальной бесовской фантасмагорией.

Жизнь и смерть воспринимаются композитором как некая извечная антитеза, борьба непримиримых в своей противоположности, хотя и неразрывно сопряженных начал. Эта мысль выражена музыкально в контрасте двух элементов: неизменного остинатного ритмического движения на фоне медленно сменяющихся выдержанных гармоний и трепетно взволнованной лирической темы, получающей широкое развитие в среднем разделе.

Внезапный грозный срыв, после которого появляются в приглушенном матовом звучании кларнета и засурдиненных вторых скрипок начальные интонации темы Dies irae, сопровождаемые мрачно звенящими аккордами арфы и смычковых, служит переходом к заключительному разделу: снова слышится то же неумолимо ровное движение, что и в начале, устанавливается непроглядно серый колорит густого, тяжелого сумрака. Смерть торжествует, но в памяти продолжает звучать страстная мольба о жизни — так можно резюмировать впечатление от этой пьесы, в которой композитором была впервые с такой прямотой поставлена волновавшая его проблема жизни и смерти.

Значительную часть творческого наследия Рахманинова состав­ляет духовная хоровая музыка. Впервые к крупной форме цер­ковного искусства композитор обратился в 1910 г. Тогда им была создана Литургия св. Иоанна Златоуста .

Сочинение, несмотря на отсутствие подлинных древнерусских распевов, сохраняет основы национальной церковной традиции, не­сёт отпечаток мощной композиторской индивидуальности. Опира­ясь на антифонное клиросное пение, Рахманинов создал глубоко оригинальный музыкальный вариант цикла литургии. Его музыка выделя­ется полнозвучной красотой хоровой фактуры и лирической выра­зительностью чисто рахманиновской мелодики. Сильное впечатле­ние оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминаци­онных точках композиции. Премьера Литургии св. Иоанна Златоуста состоялась в концер­те хора Синодального училища под управлением знаменитого регента Н.М. Данилина.


Успех премьеры Литургии св. Ионна Златоуста побудил композитора написать дру­гой крупный цикл духовной музыки – Всенощное бдение (1915).

Всенощное бдение Рахманинова можно сравнить с грандиоз­ным симфоническим произведением, созданным для хора a cappella. В сочинении пятнадцать частей, воплощающих целостную музы­кально-драматическую концепцию. Части объединены общностью молитвенного текста и музыкальными средствами – древне­русскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные мелодии из Обихода в произведении Рахманинова об­рели новый облик, а сочиненные самим композитором сохранили строгость и высшую простоту подлинных церковных песнопений. Круг образов Всенощной довольно широк: это и неспешное эпи­ческое повествование, и взывающая к действию колокольность, и прозрачная лирика. Композитор свободно истолковал ритуальные тексты, подчинив их своим внутрен­ним художественным задачам и религиозным переживаниям. Поэтому Всенощная редко звучит в храмах.

Премьера Всенощного бдения состоялась в колонном зале Бла­городного собрания. Исполнители – хор Синодального училища под управлением Н.М. Данилина.

Произведение сжато по форме. В нём нет постепенно развивающегося сценического действия, и конфликт раскрывается через показ сложных психологических состояний героев. Рахманинов трак­товал оперную форму как синтез вокальной и симфонической музыки при общем сквозном развитии. В его сочинении отсутст­вуют завершенные номера и чрезвычайно усилена роль оркестра, партия которого развивается по законам симфонизма, опирающе­гося на систему лейтмотивов.

Романсы Рахманинова принадлежат к юношескому и зрелому периоду творчества. В этом жанре композитор создал около 80 со­чинений, большая часть которых написана на стихи поэтов второй половины XIX – начала XX в.

Читайте также: