Порядок назначения референдума кратко обществознание 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ

Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Право участия во всероссийских референдумах принадлежит любым гражданам РФ, независимо от места их проживания. Право участия в референдумах субъектов РФ , местных референдумах принадлежит гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.

Право голоса на перечисленных референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума восемнадцатилетнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:

1) Проект новой Конституции РФ.

2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:

Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения , а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);

2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;

3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.

Порядок назначения референдума РФ

Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.

Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ : Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.

Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:

1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);

2) Избирательные комиссии субъектов РФ;

3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.




Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска агитационных материалов;

Порядок голосования на референдуме РФ

Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.

Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Определение результатов референдума РФ

ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума , внесенных в списки участников референдума.

Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме:

1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;

2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;

3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Решение КС РФ по "делу о референдуме" (Пост-е от 11.06.03г.)

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов ГД о проверке конституционности положений ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ".

Признать ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ" не противоречащим Конституции Российской Федерации , постольку, поскольку:

- периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны;

- период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума и участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Решение КС РФ по "татарстанскому делу" (Пост-е от 13.03.92г.).

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, ограничивающие действие законов РФ на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР .

2. Признать положение о том, что "отношения Татарской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ.

5. Признать статьи Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" касающиеся установления порядка референдума соответствующими Конституции РСФСР .

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ "О гражданстве РФ".

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности закреплены нормами конституционного права.

Виды конституционного статуса личности:

1) Общий КСЛ – предполагает единство статуса граждан, определяемого принципом их равноправия перед законом и судом (ч.2 ст.19 Конституции РФ);

2) Специальный КСЛ – это совокупность специальных прав и обязанностей отдельной группы лиц, обладающих специфическими чертами их положения в обществе и государстве (депутаты, судьи, иностранные граждане, дипломаты, обвиняемые, осуждённые).

3) Индивидуальный КСЛ – определяется общим КСЛ и набором специальных КСЛ (осуждённый иностранный гражданин, судья в отставке).

Элементы конституционного статуса личности:

3) Права и свободы;

Категории лиц: Граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды).

Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ

Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Право участия во всероссийских референдумах принадлежит любым гражданам РФ, независимо от места их проживания. Право участия в референдумах субъектов РФ , местных референдумах принадлежит гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.

Право голоса на перечисленных референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума восемнадцатилетнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:

1) Проект новой Конституции РФ.

2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:

Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения , а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);

2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;

3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.

Порядок назначения референдума РФ

Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.

Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ : Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.

Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:

1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);

2) Избирательные комиссии субъектов РФ;

3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска агитационных материалов;

Порядок голосования на референдуме РФ

Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.

Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Определение результатов референдума РФ

ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума , внесенных в списки участников референдума.

Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме:

1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;

2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;

3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Решение КС РФ по "делу о референдуме" (Пост-е от 11.06.03г.)

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов ГД о проверке конституционности положений ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ".

Признать ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ" не противоречащим Конституции Российской Федерации , постольку, поскольку:

- периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны;

- период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума и участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Решение КС РФ по "татарстанскому делу" (Пост-е от 13.03.92г.).

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, ограничивающие действие законов РФ на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР .

2. Признать положение о том, что "отношения Татарской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ.

5. Признать статьи Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" касающиеся установления порядка референдума соответствующими Конституции РСФСР .

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ "О гражданстве РФ".

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности закреплены нормами конституционного права.

Виды конституционного статуса личности:

1) Общий КСЛ – предполагает единство статуса граждан, определяемого принципом их равноправия перед законом и судом (ч.2 ст.19 Конституции РФ);

2) Специальный КСЛ – это совокупность специальных прав и обязанностей отдельной группы лиц, обладающих специфическими чертами их положения в обществе и государстве (депутаты, судьи, иностранные граждане, дипломаты, обвиняемые, осуждённые).

3) Индивидуальный КСЛ – определяется общим КСЛ и набором специальных КСЛ (осуждённый иностранный гражданин, судья в отставке).

Элементы конституционного статуса личности:

3) Права и свободы;

Категории лиц: Граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды).

Выборы – процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организаций.

Уровни проведения выборов в РФ.

Федеральный.

Избираются:

  • Президент РФ
  • депутаты Государственной Думы.

Региональный.

Избираются:

  • депутаты законодательного (представительного) орган государственной власти субъектов РФ: государственного собрания, законодательного собрания, думы и т.д.
  • высшее должностное лицо: руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы).

Местный (муниципальный).

Избираются:

  • депутаты представительных органов местного самоуправления (МСУ): советов, дум, земств, муниципальных комитетов и т.д.
  • главы муниципальных образований (мэры, старосты и т.д.)
  • иные должностные лица МСУ.

Значение выборов:

  • обеспечивают систематическое обновление и подотчётность власти,
  • защищают общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Стадии процессов выборов в РФ.

1.Подготовительная.

2.Выдвижение и регистрация кандидатов (оставление списков кандидатов).

3.Предвыборная агитация.

  • Цель – побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.
  • Способы агитации: статьи в СМИ, теледебаты кандидатов, митинги, выпуск агитационных материалов, другие не запрещённые законом средства.

4.Голосование и подведение итогов.

Избирательное право.

Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Нормы избирательного права.

  • Нормы, определяющие избирательные права граждан.
  • Нормы, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной непосредственно и через своих представителей в органах власти.

Виды избирательного права.

  • Активное – право избирать.
  • Пассивное – право быть избранным.

Избиратель – это гражданин, обладающий активным избирательным правом.

Граждане России, находящиеся или проживающие за границей, обладают всеми избирательными правами.

Принципы избирательного права в РФ.

Всеобщее право.

Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выборах, независимо от пола, национальности, социального положения, вероисповедания, образования, места жительства.

Не могут участвовать в выборах:

  • лица, содержащиеся в метах лишения свободы по приговору суда;
  • признанные в судебном прядке недееспособными, то есть не способными по своему умственному, психическому состоянию осуществлять свои права.

Равное право – каждый избиратель имеет только один голос.

Прямое право — каждый избиратель голосует непосредственно (то есть нельзя проголосовать за кого-то, например, по доверенности; если человек болен, то по его заявлению члены комиссии приходят домой).

Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления гражданина, избиратель голосует в специальных кабинах, имеет право не говорить, за кого проголосовал.

Свободное и добровольное участие в выборах – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на то, за кого голосовать.

РЕФЕРЕНДУМ.

Референдум (от лат. то, что должно быть сообщено) – это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектом, существующим законом и т.д.

Виды референдумов в РФ.

  • Общероссийский – проводится на всей территории РФ.
  • Региональный – проводится на территории субъектов РФ.
  • Местный – проводится на территории муниципального образования.

Референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участники — граждане РФ с 18 лет.

Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.

  • Изменение статуса субъекта (субъектов) РФ.
  • О досрочном прекращении или продлении сроков полномочия Президента РФ, депутатов Государственной Думы.
  • О персональном составе федеральных органов власти
  • О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
  • Амнистии и помилования и др.

В каких случаях НЕЛЬЗЯ назначать и проводить референдум?

  • В период военного или чрезвычайного положения на территории РФ, а также в течение трёх месяцев со дня его отмены.
  • В последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы.
  • В период избирательной кампании, проводимой на вей территории РФ.
  • Проведение повторного референдума по тому же вопросу в течение двух лет со дня официального объявления результатов предыдущего референдума.

Принятое на референдуме решение обладает высшей юридической силой, то есть является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Референдум — это всенародное голосование по важному государственному вопросу.


Несмотря на то, что референдум является одним из инструментов прямой демократии, он имеет много недостатков, среди которых можно отметить:
велико число не участвующего в референдуме населения;
решение может быть принято даже при условии незначительного перевеса голосов;
• отсутствие возможности у граждан вносить поправки в текст бюллетеня;
• результаты голосования не всегда отображают общественное мнение, так как оно подвержено сильным колебаниям.

обращаясь к истории, можно с уверенностью сказать, что проведение референдума стало излюбленной формой легитимизации власти и принимаемых ею решений в условиях построения антидемократических режимов, таких как режим Бенито Муссолини в Италии или Адольфа Гитлера в Германии, равно как и других диктаторских режимов \(XX\) — начала \(XXI\) века. Фальсификация итогов голосования позволяет создать образ всенародной поддержки, равно как и переложить ответственность за принимаемые решения на всё население страны.

1. Избирательная комиссия, организующая референдум, не позднее чем через 15 дней со дня представления подписных листов и протокола об итогах сбора подписей (если сбор подписей проводился в соответствии со статьей 18.2 настоящего Кодекса) либо со дня представления протокола об общих итогах сбора подписей (если сбор подписей проводился в соответствии со статьей 18.3 настоящего Кодекса) принимает решение о назначении референдума либо об отказе в назначении референдума.

2. Избирательная комиссия, организующая референдум, не позднее чем за два дня до рассмотрения вопроса о назначении референдума сообщает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума о дате и времени рассмотрения указанного вопроса.

3. В случае отказа в назначении референдума избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия данного решения обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию данного решения с изложением оснований отказа.

4. Основаниями для отказа в назначении референдума являются:

1) недостаточное количество представленных подписей, признанных действительными;

2) подтвержденное вступившим в силу решением суда выявление 10 и более процентов недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки на предмет недостоверности.

5. День голосования на референдуме устанавливается избирательной комиссией, организующей референдум, в соответствии с требованиями частей 6 - 10 настоящей статьи.

6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

7. Голосование на референдуме субъекта Российской Федерации может проводиться не ранее чем через 65 дней и не позднее чем через 90 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

8. Голосование на местном референдуме может проводиться не ранее чем через 50 дней и не позднее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

9. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума. В случае инициирования референдума по такому вопросу, если сроки, указанные в частях 7 и 8 настоящей статьи, истекают ранее истечения срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования в соответствии с положением настоящей части, голосование на референдуме назначается на ближайшее воскресенье после истечения указанного срока.

10. С согласия инициативной группы по проведению референдума (если инициатива проведения референдума принадлежит представительному органу муниципального образования - с согласия данного органа) сроки, указанные в частях 7 - 9 настоящей статьи, могут быть увеличены, но не более чем на 180 дней.

11. Голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено избирательной комиссией, организующей референдум, на поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

12. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частью 11 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Большинство развитых государств мира в настоящее время являются демократическими. Это подразумевает, что их жители имеют гарантированные законом права и свободы, могут активно выражать свою позицию по отношению к политическому курсу страны, отдавать свой голос за тех, кто представляет интересы разных социальных групп. Узнаем, что такое выборы и референдум, как они проходят, чем отличаются друг от друга.

Что такое выборы

В обществознании под выборами понимается процедура, при которой граждане страны отдают свои голоса за разных кандидатов. Таким образом определяется, кто будет президентом страны, формируется состав органов законодательной власти (например, Государственной думы), выбираются должностные лица.

Голосование на выборах

Рис. 1. Голосование на выборах.

Открытые и честные выборы необходимы для того, чтобы обеспечивать обновление органов политической власти. Это оказывает положительное влияние на государство, так как исключает возникновение диктатуры, предотвращает взяточничество и злоупотребление полномочиями.

Во время подготовки к выборам представители разных партий стремятся сформировать свой электорат. Этим словом принято называть сторонников политических движений. Говоря простым языком, это те избиратели, которые отдают свои голоса за представителей определённой партии во время выборов. Поэтому расширение и удержание на своей стороне электората является основной задачей кандидатов.

Стадии выборов в РФ

Для того, чтобы процедура выборов была успешной, к ним необходимо тщательно подготовиться. Кратко познакомимся с основными стадиями этого процесса.

  • Подготовительная стадия включает в себя такие процедуры, как определение даты события, формирование избирательных участков, на которых должны работать специально обученные члены комиссии, составление списков граждан.
  • На второй стадии происходит выдвижение и регистрация кандидатов. Они могут представлять политическую партию либо самостоятельно выдвигать свою кандидатуру (в таком случае их называют самовыдвиженцами, независимыми кандидатами).
  • На стадии предвыборной агитации претенденты на должность активно привлекают на свою сторону население. Примером такой деятельности является оглашение программы, выступления в СМИ, участие в дебатах, проведение митингов.
  • В назначенный день проходит процедура голосования, после которой члены избирательных комиссий подсчитывают голоса. Затем оглашаются итоги выборов.

Политические дебаты

Рис. 2. Политические дебаты.

К выборам допускаются все граждане страны, достигшие 18 лет. Исключение составляют осуждённые, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также лица, признанные судом недееспособными.

Никто не может принудить человека участвовать в голосовании или отдать предпочтение какому-либо кандидату. В России процедура проходит в специальных закрытых кабинках, чтобы каждый смог посредством тайного голосования выразить свою позицию.

Референдум

Референдумом называется голосование, целью которого является не выбор кандидатов, а выражение мнения населения по поводу важных вопросов государственной жизни. Он может касаться принятия законопроектов, изменения статуса региона, принятия особого положения.

Процедура референдума схожа с выборами. Он проводится путём тайного голосования, участие является добровольным. Вопросы, по поводу которых население должно выразить своё мнение, могут затрагивать всю страну (федеральный уровень), а также отдельный субъект (региональный уровень) или отдельное местное самоуправление.

Урна для голосования

Рис. 3. Урна для голосования.

Решение, которое принято населением на референдуме, обладает высшей юридической силой. Это означает, что органы власти не имею права его отменить. Его не нужно дополнительно утверждать.

С понятиями выборов и референдума школьники знакомятся в 9 классе.

Что мы узнали?

Выборы — процедура, во время которой граждане голосуют за кандидатов, выдвигающихся самостоятельно или являющихся представителями политических партий. Они проходят на добровольной основе путём тайного голосования. Референдум — это способ узнать мнение населения по важному вопросу, касающемуся жизни государства, региона, местного самоуправления.

Читайте также: