Деструктивная агрессия это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема возрастающей деструктивной агрессии в обществе остается актуальной. Как представляется, эффективным и стратегически верным является системное понимание ситуации и исследование причинной обусловленности явления. Цель статьи – выявить и обратить внимание на действие психологических факторов, закономерно влияющих на поведение индивидов, малых и больших групп. Объекты исследования – факты поведения и эмоционального переживания, наблюдаемые в социокультурном пространстве и в процессе психокоррекционной работы с клиентами.

Согласно исходной гипотезе, стадии переработки психотравматического переживания, выделенные Э. Кюблер-Росс [1], проживаются закономерно и неотвратимо с вовлечением психологических ресурсов в проработку психотравмирующего или стрессового события. Чем более стрессовым было событие, тем более ярко выражено и психологически затратно будет протекать переработка. В процессе переживания стадии гнева и злости будет происходить смещение и проекция аффекта злости, гнева, ненависти, ярости с психотравмирующего объекта на объект доступный и чем-то отличающийся, воспринимаемый как более слабый. В процесс переработки психотравмирующего события будут вовлечены психологические и психические ресурсы, и на развитие, работу, освоение навыков и знаний, поддержание и обустройство культурной социальной среды будет оставаться меньше ресурсов личности.

На поведенческом уровне процесс разрушения и уничтожения чего-либо, в сфере эмоционального отношения отражает спектр агрессивных чувств: ярость, ненависть, гнев, злость, раздражительность. К примеру, в процессе стычки подростков происходит разрушение тела, имущества, культурного пространства, чувства бытия, витальности, т.е. состояния спокойствия, радости, расслабленности, удовольствия, желания что-то создавать, доброжелательности, способности получать удовольствие от физической и умственной деятельности, здоровой конкуренции, активности, агрессивности, приятного эмоционального контакта с людьми, способности испытывать наслаждение от процесса бытия как факта, способности мирно находиться длительное время в отношениях, уважать друг друга, способности любить, заводить детей, радоваться и веселиться – разрушение критериев психологического здоровья [2].

Рассмотрим три предполагаемые причины проявления деструктивной агрессии, действующие в той или иной степени одновременно, не исключая наличие других компонентов этого явления.

1. Проявление агрессии как нормальной и закономерной психодинамической реакции на фрустрацию (на беспомощность и безвыходность) каких-либо витальных и либидинозных (удовольствие, радость, сексуальность) потребностей в попытке преодолеть фрустрирующее, но смещенное с первоначального фрустрирующего объекта препятствие. Фрустрирующими объектами могут являться семейные, религиозные, культурные, национальные, медийные и другие традиции, а также социальные условия, которые при продолжительном влиянии и неспособности личности противостоять фрустрирующему давлению объекта неотвратимо приводят к последствиям, описанным ниже.

3. Невыраженное агрессивное деструктивное отношение (желание разрушить, отомстить, унизить, подчинить, садистического удовольствия) какого-либо психотравмирующего эпизода, собственного актуального или не переработанного предыдущими поколениями, смещенного на доступный и отличающийся объект [4,5,6].

Один из психотравмирующих факторов в современной России — информационное содержание СМИ. Личность, не достигшая психологической автономии, воспринимает информацию без критического фильтра, доверяет и подчиняется информационному содержанию. Чем более трагично содержание эфира СМИ, тем больше личность вовлекается в стрессовые и околотравматические переживания с последующей закономерно и неотвратимо действующей психодинамикой проработки травматического материала.

Проявление влияния причин, описанных выше в п. 1 и 3, можно увидеть в сопротивлении усилению государственности (отсутствие уважения и доверия к представителям власти, неспособность подчиняться законному порядку без чувства унижения, обращаться за помощью и защитой прав при необходимости). Если представители государства не отметили раскаянием и памятью свои агрессивные действия в отношении предыдущих поколений, — будут появляться и формироваться различные группировки, которые будут выступать против представителей власти под разным предлогом и идеологией, особенно при попытке призвать к законопослушности. Поскольку те, в отношении кого государство поступило некорректно (репрессии, ссылки и т.п.), т.е., те, кто был унижен и опозорен, передали детям свои травмированные образы и чувства, их потомки будут выражать агрессию и обвинять представителей государства под каким-либо предлогом в попытке заставить государство принять чувство позора, унижения и раскаяния. Обычно агрессивное отношение проявляется во 2–4 поколении от репрессированных [5]. Первое поколение реагирует фобически или деперессивно, второе — нейтрально, третье — агрессивно [5]. Это эмоциональное содержание будет препятствовать установлению доверительных отношений с государством и при попытке усилить авторитет и влияние государственности прямо пропорционально будет усиливаться ненависть и неуважение к представителям государственной власти. Особенно это будет появляться в подростковой среде в виде хулиганских сообществ на территориях, на которые раньше были сосланы их прародители.

Сопровождающим компонентом смещения агрессии является уменьшение трудовой эффективности. Создавать что-либо тем сложнее, чем выше ненависть и напряженность. На что-то, созданное одним человеком, направляется ненависть, смещенная с первоначального объекта, с целью разрушить созданное. Как повод используется конкуренция с целью дискредитировать и нанести ущерб конкуренту —унизить его, пристыдить, обвинить и опозорить.

Одновременно, и в первую очередь, будет разрушаться культурное пространство, начиная с неуважения к личности в виде моббинга, троллинга, побоев детей, сексуального насилия и прочего преследования. Часть непереработанного деструктивного содержания будет направляться на собственное тело и будет проявлено в виде увеличения количества психосоматических и соматических заболеваний.

Можно прогнозировать, что с последствиями придется иметь дело аппарату правительства, решая вопросы поднятия престижа рабочих профессий, роста бытовой преступности, аварий техногенного характера, рассматривая ошибочные действия персонала, из-за которых произошла техногенная авария, как следствие отреагирования ненависти в символическом виде под влиянием аффекта.

Еще одна опасность фрустрированных витальных и либидинозных потребностей или неотреагированного психотравмирующего материала заключается в потенциальной готовности к вербовке в террористические или аналогичные организации. Под видом идеи борьбы за что-либо реализуется потребность в символизации ненависти — что-то или кого-то разрушать.

Знаковым примером является психотравмирующий опыт 1941-1945 годов, его проработка и актуализация. Осмысление психологических причин Второй Мировой войны приводит к выводу о закономерности и неотвратимости деструктивной агрессии из-за пережитого опыта унижения и позора и последующего смещения этих чувств на объект доступный, отличающийся и воспринимаемый как более слабый.

Развитие идей фашизма в Германии — закономерное и объяснимое явление, как отклик масс на реализацию чувств ненависти, агрессии, вследствие довлеющих чувств униженности, позора, фрустрированности низким уровнем жизни по итогам поражения в Первой Мировой войне. Закономерен выбор идеи национальной исключительности из-за желания избавиться от униженности и озлобленности с одновременным выбором объектов вымещения ненависти, которые отличаются от идеалов исключительности. Объяснимо сумасшествие в одной из самых культурных и образованных наций в Европе. В плане проработки глубинных причин для нейтрализации последствий агрессии эффективно поведение немецкой нации, признавшей вину и раскаявшейся за нападение, благодаря чему отношения с противниками Германии восстановлены.

В России революция 1917 г. была возможна за счет аналогичной фрустрированности витальных потребностей населения, заряженности вытесненной ненавистью и необходимостью изменить ситуацию. Не через труд, учение и созидание — такой призыв не сработал бы, т.к. не дает возможности отреагировать ненависть, а через уничтожение врагов революции под лозунгом строительства светлого будущего — в таком варианте возможность для отреагирования есть. Последствия пережитого испытывают последующие поколения. Для того, чтобы вернуть возможность переживать витальные чувства, необходимо признать, прогоревать, оплакать, отметить памятью убийства и репрессии с одной и с другой стороны [5,6]. Это сделает возможным более эффективно направлять усилия к миру, культуре, созиданию, уважению окружающих и себя.

Война — явление всегда психопатическое, удержаться в рамках культурного поведения на войне невозможно, поэтому впоследствии важно крайне бережно и с уважением относится к чувствам завоеванных. Если со стороны агрессора не последовало извинений, эмоциональное содержание будет передаваться из поколения в поколение в рассказах о предках. Естественным образом будет возникать желание унизить, опозорить, отомстить захватчикам, когда появится повод или когда агрессор будет напоминать о какой-либо победе. Чем больше человек нагружен ненавистью, тем с большей вероятностью он присоединиться к призыву террориста, отбросив культурную надстройку личности, даже если таковая достаточно хорошо сформирована. В результате представители титульного этноса могут гибнуть за дела своих предков.

Рассматриваемая психодинамика закономерно и неотвратимо будет вызывать процессы культурной деградации. Важно формировать цивилизованные способы переработки ненависти, развивать способность прощать и выходить в витальность после травматических и стрессовых эпизодов.

Выводы
1. Поскольку травматическое содержание предыдущих поколений на данный момент актуально для представителей ныне живущего поколения, представляется важным и необходимым исследование, рассмотрение, развитие психотерапевтической социальной среды. Основа переработки психотравматических переживаний – покой и расслабленность [7,8]. Представляется необходимым исследование, создание и привлечение в информационное поле фильмов и репортажей, в которых отражены психологически здоровые отношения, демонстрируется уважение друг к другу, примеры хороших родителей, взаимопомощи, увлеченности делом.

2. Необходимо осуществлять психологическое просвещение в области психологических потребностей в отношениях матери, отца и ребенка с целью профилактики и предотвращения формирования патологических нарциссических и других расстройств личности.

3. Представляется важным исследовать влияние трагического контента СМИ на всплески агрессивности в обществе.

4. Поскольку рассматриваемые феномены актуализации психотравмирующего материала на 9-10 день и смещение агрессии на объекты доступные и отличающиеся являются проявлениями бессознательных закономерностей, необходимо провести более тщательное ретроспективное исследование и продолжать наблюдение для принятия или опровержения предлагаемых гипотез.

Анализ позиций З. Фрейда и его последователей приводит к сближению понятий деструктивности и агрессивности, однако однозначного понимания соотношения агрессивности и деструктивности у психоаналитиков нет [2]. Существует несколько мнений:

· агрессия – часть влечения к разрушению (деструкции), поскольку она (агрессия) включает в себя лишь разрушительные побуждения, направленные вовне, в то время как существуют и саморазрушительные (т.е. направленные на себя) тенденции;

Таким образом, большинство исследователей приходит к выводу, что деструктивность не тождественна агрессивности, но однозначно с нею связана.

Деструктивное и девиантное поведение

Связь деструктивного поведения и негативных форм девиантного поведения очевидна. Однако, и позитивная форма девиантного поведения (творчество) имеет связь с деструкцией.

Таким образом, по мнению Е. В. Змановской, О. С. Осиповой, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских [6; 8; 9], деструктивное поведение – одно из видов девиантного поведения, деструкция – основа отклоняющегося поведения.

На наш взгляд, возникает необходимость не только в описании, но и в изучении феноменологии деструктивного поведения, а также в изучении его предпосылок. Предложенные в настоящей статье результаты теоретического анализа определяют исследовательское поле для работы в этом направлении.

Особый случай агрессивности представляют серийные и внешне почти не мотивированные противоправные действия. По мнению Э.Фромма [10], они носят характер злобной разрушительности и садистской жестокости, возникают внезапно и неожиданно для окружающих и близких людей. Такая форма агрессии, по мнению автора, не имеет явных биологических или экономических причин и составляет реальную проблему человечества.
Стремясь ответить на вопрос о природе противоправной агрессии, А.Бандура и Р.Уолтере [1] исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По мнению авторов, подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома). Авторы предполагают, что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности.
Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Тем не менее в условиях жестко регламентированного внешнего контроля (заключения) они нередко чувствуют себя комфортно, порой даже более, чем на свободе.
Тот факт, что несмотря на повторные и серьезные наказания агрессивное антисоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не способен учиться на опыте. Возможно это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком или не наступает вовсе. Уверенность в том, что агрессия (преступление) останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения.
Таким образом, агрессивность и делинквентность оказываются тесно связаны. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь ГОВОРИТЬ о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях - общества, семьи и малых групп, самой личности.
К сожалению, никакое общество не свободно от проявлений Насилия. Более того, история знает немало примеров, когда само государство выступало инициатором преступных деяний. Преступлениями против человечества признаны последствия политики ряда государств: уничтожение миллионов евреев фашистами, сталинские репрессии и депортации, массовые убийства армян турками, чеченская война.
Мы рассмотрели лишь некоторые стороны агрессии и агрессивного поведения, предваряя описание конкретных видов девиантного поведения.
Завершая данную тему, следует еще раз подчеркнуть, что агрессия (наряду с любовью) присутствует в самых разнообразных формах человеческого существования. Все основные виды отклоняющегося поведения личности - делинквентное, зависимое и суицидальное, - безусловно, можно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий - вовне или вовнутрь).

Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика

Деструктивное поведение проявляется в переломный момент жизни как защита от агрессора, раздражителя, реакция на сложившиеся обстоятельства, открытое проявление своей неприязни. Поступки деструктивного человека приводят окружающих в недоумение, но только мало кто задумывается о том, в чем же истинная причина таких разрушающих действий.

О чем речь?

Деструктивное поведение – это проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо. Как правило, деструктивное поведение направлено на коммуникацию между людьми, взаимоотношения, материальные предметы, собственное физическое или эмоциональное состояние.

Проще говоря, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д. Часто деструктивное поведение еще называют девиантным, и это, по сути, правильно, ведь деструктивное поведение является регрессивной, негативной формой проявления девиантности.

Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения психики; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках.

Деструктивное поведение проявляется в:

  • деструктивном изменении характера, темперамента;
  • формировании неправильной самооценки;
  • искажении личностных мотивов и потребностей;
  • невозможности контролировать свое поведение;
  • нарушении отношений с людьми.

Если вы видите человека, который проявляет страх, нетерпимость, агрессию по отношению к окружающим людям, животным или материальным предметам, нарушает общепринятые нравственные нормы и законы, то это как раз то, о чем мы ведем речь.

В психологии поведение рассматривается как взаимосвязь стимула и реакции на него, а сама реакция может быть внешней и внутренней. Внешняя проявляется в движениях, поступках и словах, т.е., если говорить о деструктивной реакции, это может быть жестокое обращение с животными, вандализм, теракты.

Причины деструктивного поведения

Итак, чтобы выяснить, в чем же причина совершения деструктивных поступков, давайте для начала обратимся к науке. Мозг человека имеет лимбическую систему, которая отвечает за контроль основных эмоций, и кору головного мозга, а ее зона ответственности – когнитивные функции (восприятие, анализ информации, речь, двигательные навыки и т.д.)

Существует мнение, что повреждение лобной доли коры головного мозга усиливает реакцию человека на воздействие чего-либо извне, т.е. человек может раздражаться даже по самым незначительным поводам. Отсюда неадекватная реакция на провокацию, импульсивное поведение и агрессия.

Ученые из Англии провели обследование группы немотивированных убийц и выяснили, что большая часть из них имела аномальную электроэнцефалограмму. Также известно, что те, кто испытывает височную эпилепсию, больше других склонны к необоснованным вспышкам бешенства. Получается, что дисконтроль свойственен тем, кто имеет поражения головного мозга [В. Эфроимсон, 2010].

Согласно другим исследованиям, существует прямая взаимосвязь между наличием серотонина в мозге человека и деструктивной реакцией. Выяснилось, что у больных депрессией, которые свели счеты с жизнью, содержание серотонина в мозге было существенно ниже, чем у тех людей, кто умер по другим причинам. Чтобы подтвердить эту взаимосвязь, были проведены эксперименты на животных, которые показали, что у самых агрессивных и активных крыс тоже наблюдался более низкий уровень серотонина в мозге [В. Бахур,1986].

Существует мнение, что наличие определенных гормонов тоже влияет на деструктивность человека. В частности, речь идет о тестостероне. Известно, что мужчины индейского племени яномами имеют воинственный характер. Между ними и соседними поселениями постоянно происходят войны. При этом те из них, кто способны на убийство, имеют почти в 2,5-3 раза больше жен и детей, чем более спокойные представители племени.

Некоторые исследования указывают на то, что у ветеранов войны этот гормон также превышен. Тем не менее нельзя с уверенностью сказать, что тестостерон оказывает прямое воздействие на поведение человека; это, скорее, дополнительный фактор, который формирует определенные модели поведения [Л. Берковиц, 2007].

Получается, что деструктивность имеет определенную природу возникновения, но это не значит, что склонность к разрушающим действиям может вот так просто передаваться из поколения в поколение. Есть еще ряд факторов, которые оказывают влияние на развитие девиантности. Условно их можно поделить на несколько групп:

  1. Биологические факторы: люди по своей природе могут быть склонны к деструкции. Эти факторы контролируют следующие характеристики: половая принадлежность, возраст, здоровье и выносливость, физическое строение, свойства нервной системы и т.д.
  2. Психологические факторы: деструктивное поведение формируется за счет влияния внешних раздражителей и психологических особенностей, которые определяют характер человека. Например, жара, сильный шум, геомагнитные колебания – это все внешние факторы, которые могут вызывать агрессию и другую негативную реакцию. А вот благоприятные климатические условия, наоборот, способны снизить вероятность проявления деструктивных поступков.
  3. Социальные факторы: к ним относятся влияние политики, СМИ, общественных традиций, характеристика групп, в которых находится человек (социальный статус, классовая принадлежность и т.д.), и близкое окружение, например, семья.

Посудите сами: сейчас по телевидению открыто показывают фильмы со сценами убийств и насилия, криминальные сводки. Это ведет к развитию агрессии. Плохие герои фильмов становятся кумирами, дети и подростки начинают копировать их поведение.

Деструктивное поведение подростков часто связано с эмансипацией и имитацией. Дети стремятся поскорее стать взрослыми, освободиться от родительского контроля – это и есть эмансипация. Они начинают делать все наперекор, выражая таким образом свой протест, и ведут себя так, как это делает их кумир, – это имитация. Авторитетом может быть тот, кто склоняет детей к плохим поступкам. Подростки легко поддаются воздействию, поэтому, попадая в неблагополучную компанию, они быстро перенимают соответствующую модель поведения.

Конечно, особенное влияние на развитие деструктивного поведения оказывает семья, ведь именно она прививает ребенку определенные нормы, правила и ценности. Дети копируют поведение родителей, на них оказывают влияние все процессы, которые происходят внутри семьи. Речь идет не только о взаимоотношениях, но и социальном статусе, материальном положении, уровне образования и т.д.

Вот некоторые причины появления деструктивного поведения, связанные с семьей:

  1. Проявление физического или психологического насилия.
  2. Детская психологическая травма: развод родителей, смерть.
  3. Чрезмерный или недостаточный родительский контроль.
  4. Отсутствие одного из родителей.
  5. Частая смена родителей.
  6. Чрезмерная привязанность к ребенку.
  7. Конфликты между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.

Ребенок не сразу проявляет агрессию и совершает деструктивные проступки. Изначально он начинает испытывать боль, и если ее вовремя не заметить и не устранить причину такого состояния, это перерастет в более серьезные формы проявления злости [Е. Змановская, 2003].

По мнению психолога Ирины Зиминой, основной причиной деструктивного поведения детей является подавление их самостоятельности и инициативы. Таким образом, возникают конфликты, ведь дети не могут реализоваться, развить свою индивидуальность, и все из-за излишней авторитарности взрослых.

Бывает, что родители вспоминают о своем чаде только тогда, когда возникает какая-то проблема. Получается, после решения вопроса весь воспитательный процесс заканчивается, ребенок снова становится брошенным. Как привлечь внимание взрослых? Правильно – начать вести себя аморально.

Еще одна причина – монополизация детей школой. Ученики протестуют против высокой нагрузки и жестких требований неподобающим поведением, опозданиями, прогулами, несоответствующим внешним видом [И. Зимина, 2007].

Эрих Фромм утверждал, что нереализованная плодотворная энергия и препятствия на пути реализации своих целей толкают людей на деструктивные поступки. Деструктивное поведение он рассматривал как реакцию человека на разрушение нормальных условий жизни [Э. Фромм, 1973].

Давайте подытожим. Деструктивное поведение может брать свои корни из детства или быть следствием нереализованных амбиций, целей и интересов. Особенное влияние на формирование определенной модели поведения оказывает общество, социально-экономическое положение страны, СМИ. Также причинами отклоняющегося от норм поведения являются определенные черты характера, данные природой, особенности нервной системы, травмы головы и, конечно, пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам: кому-то бокал шампанского просто добавит настроения, а кому-то этой дозы будет достаточно, чтобы проявить себя с не лучшей стороны.

Как это проявляется?

Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и может быть направлено на разрушение межличностных отношений, окружения и даже самого себя.

По отношению к социальным объектам, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Интраперсональное: человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств или во время вождения автомобиля. Часто изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими людьми и склонен к излишней публичной самокритике. Свои переживания и психологическую нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.
  2. Интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счет этого он повышает свою самооценку. Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.
  3. Метаперсональное: деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме моббинга, буллинга по отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей. Сюда можно отнести и протестные действия отбывающих наказание. Так заключенные проявляют свое несогласие с правилами и хотят изменить положение дел силой [К. Злоказов, 2016].

Цезарь Петрович Короленко, советский и российский психиатр, разделил расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное. Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.

Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в форме аморального, безнравственного поведения.

Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:

  1. Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.
  2. Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.
  3. Нарциссический: человек не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.
  4. Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.
  5. Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий [Ц. Короленко, Н. Дмитриева, 2001].

К формам деструктивного поведения относят экстремизм, терроризм, радикализм. Ученые полагают, что все это звенья единой цепочки. Сначала появляется бескомпромиссная приверженность определенным взглядам и идеям (радикализм), потом эта приверженность приобретает крайние формы, появляется угроза безопасности жизни людей (экстремизм). Далее ситуация набирает еще более серьезные обороты и приводит к фанатизму, в итоге совершаются террористические действия с целью достижения политических, религиозных и других целей насильственным путем.

Экстремизм среди молодежи в наше время стал массовым явлением. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стрессы. В таком состоянии человек способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц [ОМВД России, 2019].

Есть множество классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями, нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью.

Профилактика деструктивного поведения

Первое правило, которое необходимо усвоить: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике. Если деструкция уже набрала свои обороты, то терапия будет заключаться в постановке на учет в психиатрическое отделение, но лучше не доводить до такого состояния.

Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение.

В школе профилактические меры выглядят следующим образом:

  • контроль посещаемости уроков детьми, в особенности трудными подростками;
  • отслеживание успеваемости детей;
  • привлечение учащихся к общественным мероприятиям, коллективной работе, в спортивные секции и творческие кружки;
  • работа над отношениями внутри семей учащихся: учителя должны быть в курсе сложных семейных ситуаций, отрицательного воздействия родителей на детей и т.д.
  • проведение коррекционных занятий с учениками.

Первостепенная задача учителей – выявить предпосылки деструктивного поведения учеников, обратить внимание на тех, кто нарушает общепринятую дисциплину, и провести с ними профилактические мероприятия. К нарушению дисциплины можно отнести не только опоздания, прогулы и неподобающий внешний вид, но и оскорбительное отношение к одноклассникам, ученикам, причинение ущерба материальным ценностям [Н. Ведмеш, 2020].

Вот что советуют родителям психологи, чтобы избежать развития деструктивной модели поведения у ребенка:

Что бы ни являлось причиной деструктивного поведения обучающегося в школе ребенка, нужно вовремя реагировать на тревожные сигналы, выявлять причины подобной модели поведения и устранять их. Семья и школа должны работать над этим вопросом сообща, ведь часто то, что не доступно глазу родителей, может заметить учитель, и наоборот.

Склонность к девиации может проявиться в любом возрасте и есть множество причин для развития событий: кто-то не смог пережить утрату, кто-то не выбрался из душевного кризиса или попал в трудную жизненную ситуацию. Если переломное событие уже произошло, нужно заранее позаботиться о том, чтобы внутренняя энергия и переживания нашли правильный выход.

Для начала необходимо развить эмпатию. Так человек научится общаться, понимать чувства других людей, избавится от агрессии. Нужно уметь поддерживать себя в трудную минуту, находить опору, которая поможет почувствовать уверенность и защищенность.

Если вы попали в сложную ситуацию и находитесь на грани совершения деструктивного поступка, попробуйте сделать следующие шаги:

  1. Оцените свое физическое состояние:эмоции отражаются на теле. Прислушайтесь к нему. Что вы чувствуете в области живота, спины, шеи, груди?
  2. Осознайте свое эмоциональное состояние: сопоставьте физические ощущения с эмоциями. Почему вы чувствуете напряженность в области шеи или ощущаете сдавленность в грудной клетке?
  3. Поймите, есть ли импульсы: вызывает ли у вас физическое и эмоциональное состояние желание сделать что-то плохое? Если да, то что именно?
  4. Оцените последствия возможных действий: что случится, если вы совершите деструктивный поступок? Принесет ли это ущерб или боль? Именно понимание того, что может случиться в итоге, может остановить вас.
  5. Примите решение: есть ли у вас еще варианты развития событий? Что может привести к наилучшему результату? Подумайте о чем-то хорошем, о том, что будет, если вы не проявите агрессию.

К конструктивному решению можно прийти через осознание своих мыслей и ощущений. А еще творчество служит прекрасным способом реализации энергии. Многие великие художники создавали свои картины в моменты переживаний, а писатели излагали свои эмоции на бумаге. Попробуйте – возможно вы не просто избавитесь от напряженности и поправите свое внутреннее состояние, но и откроете в себе новый талант.

Резюме

Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина, которая и является спусковым крючком.

Современное развитие мира приносит не только пользу, но и способно пагубно воздействовать на неокрепшую психику подростков, отсюда необдуманные безнравственные поступки или, что еще хуже, преступления. Основные нормы и правила жизни закладываются еще в детстве семьей.

Особенное внимание профилактике и деструктивного поведения должно уделяться в школе. Учителя тоже должны участвовать в воспитании детей, в формировании понимания того, что плохо, а что хорошо. Только при комплексном подходе к работе с детьми и подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка.

Помните, что родители подают пример своим детям. Они копируют их поведение, привычки, поэтому очень многое зависит от климата в доме. Уделяйте достаточно времени своему ребенку, беседуйте с ним на серьезные и отвлеченные темы, создавайте атмосферу доверия и взаимопонимания, интересуйтесь его жизнью, незамедлительно реагируйте на внезапную смену настроения и поведения. Это несложно, главное помните: профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем оправляться от ее последствий.

Желаем вам удачи!

Мы рассказали вам о том, что такое деструктивное поведение, в чем его причины, и поделились основными методами профилактики. И теперь просим вас ответить на вопрос:

Мы привыкли считать, что агрессия – это плохо и стыдно, и ее непременно надо в себе подавлять. На самом же деле, чувства такого рода – важный источник нашей жизненной энергии, а их блокировка ведет ко многим проблемам со здоровьем. Узнали у специалиста, что такое конструктивная агрессия и как ее правильно проявлять.

Фото к статье: Как правильно проявлять агрессию

Зачем нам агрессия?

Деструктивные формы выражения агрессии

Когда речь заходит об агрессивных чувствах, то главная проблема оказывается в том, что мы не умеем правильно с ними контактировать. В этом смысле большинство людей условно можно поделить на три типа.

Подавленные агрессивные чувства могут привести к:

Как научиться правильно проявлять агрессию?

По словам психолога, самый важный шаг на этом пути – это принять свои негативные чувства и эмоции, без стыда и вины. Только после этого вы можете начать работать над агрессией.

– Найдите слабые места своей агрессии. Подумайте, какие темы, места или люди вас раздражают или злят. Как вы привыкли эти эмоции выражать? Орете на незнакомцев в метро, идете на бокс или троллите в соцсетях?

Конструктивные формы агрессии

– Активное действие. Помните, что вы всегда можете выйти из комнаты, где затевается ссора, забрать вещь, которая вам принадлежит и т.д.

Научившись управлять агрессией, вы заметите, что вопреки страхам, вас не перестали считать хорошим, зато достигать своих целей и общаться стало намного проще и интереснее.

Читайте также: