Особенности древнерусского искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

С принятием христианства в 988 г. из Византии Киевское государство оказалось вовлеченным в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточно-христианской культуры. В процессе ее усвоения и многовековой творческой переработки родилось то оригинальное и самобытное древнерусское искусство. Оно обладает радом признаков. Искусство обслуживало религиозные потребности общества, потребности христианского мировоззрения и культа.

Оно тесно связано с религией тематикой, содержанием, формой и призвано сосредотачивать мысли человека на неземном ,“невещественном”. Древнерусский мастер пытался проникнуть в тайны прошлого и будущего, осмыслить добро и зло.

Древнерусское искусство следовало канону. Художник использовал устойчивый набор сюжетов, типов изображения (иконографию) и сюжетных схем. Не так часто мы можем назвать авторов соборов, икон, декоративно-прикладного искусства ;роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем. Искусство не только удовлетворяло религиозным потребностям общества, но непосредственно служило церкви и находилось под его контролем.

Архитектура Древней Руси.
Культовое зодчество имело особое значение в феодальной христианской культуре.
Храм являлся образом мироздания, центром общественной жизни и средоточием всех видов искусств .В нем произносились блестящие ораторские тексты и поучения, пелись величавые песнопения. В его архитектуре, стенной живописи и иконах воплотились
представления о строении мира, его истории и его будущем. Первые русские церкви были в большинстве деревянные , и не сохранились до нашего времени. Первая каменная постройка – Десятинная церковь так же не сохранилась (князь выделял десятую долю дохода на ее содержание).

Древнейшим свидетелем тех времен является Софийский собор ,построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым 1037 г. Создание храма митрополит Илларион считал важнейшей заслугой Ярослава Мудрого: “Яко церкви дивна и славна всем окружным странам, якоже ина обрящется в всем полунощии земнем, от востока до запада”. Киевская София – величественный пятинефный крестово-купольный храм с 13 ассиметрично расположенными главами. Центральный самый большой купол выражал идею Христа с 12 главами учениками-апостолами.

Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи 2 этажа, завершаюшиеся закомарами. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующиеся с розовой цемянкой. Сочетание серого и красного цветов с розовым придавало фасаду нарядный вид.

Величественным был и внутренний вид собора. В главной алтарной апсиде возводили на престол князей , звучали проповеди. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князей, его семьи и придворной знати.

Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики придавали особую нарядность , парадность, торжественность. Ступенчато-пирамидальный архитектурный облик Софии и ее многоглавие отличают этот храм от византийских церквей.

Киевская София оказала большое влияние на Софийские соборы Пскова и Новгорода. При Ярославе больших успехов достигло и гражданское строительство, что связано с бурным ростом Киева. Поэтому Ярослав “заложи” новый “город великий, у него же суть Златая врата”. Золотые ворота являются единственным уцелевшим памятником светского киевского зодчества эпохи Ярослава ок. 1037 г..Они выполняли роль важного оборонительного узла .Они первыми встречали посланников из Византийской империи. Они представляли собой опирающуюся на мощные пилоны арку, увенчанную надвратной церковью Благовещанья. 2 массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. В нижней части Золотых ворот, под церковью находилось хранилище ценностей. Земляные валы с каменными стенами длиной около 4 км. опоясывали Киев.

Во второй половине 11 в. при первых Ярославичах в архитектуре намечаются новые качества – аскетизм.1073 г. – Успенский соборКиево- Печерского монастыря (разрушен фашистами, находится в руинах), 1070 – церковь Михайловского монастыря.

11 в. – Расцвет искусства Великого Новгорода. Софийский собор 1045 г., построенный Владимиром Ярославичем , – символ новгородской культуры.

Над башнями, над белою Софией
В годину бед, сквозь вражьих стрел дожди,
Здесь вечевое сердце всей России
Набатом пело в каменной груди…
(В.А.Рождественский.)

В плане это громадное пятинефное здание с мощной центральной и небольшими боковыми апсидами. Облик по новгородски лаконичен и выразителен. Стены выложены из грубо отесанных неправильной формы камней, и лишь своды и арки из плинфы. Собор пятиглавый. Вокруг храма шла двухэтажная галерея с приделами. Таким был первоначальный облик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Были высоко развиты ремесла, техника деревянного строительства. Особенности древнерусского искусства: христианское понимание миропорядка, духовность, соборность, анонимность, каноничность, символичность. Первые церкви на Руси сооружались по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, - основа, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Десятинная церковь в Киеве (конец X в.) выстроена в соответствии с византийской традицией греческими мастерами, В соборе Святой Софии в Киеве сочетаются славянские и византийские традиции: на основу крестово-купольного храма поставлены тринадцать глав храма, напоминающих о несохранившемся деревянном Новгородском храме Святой Софии. Массивность, тяжеловесность форм собора. Величественность композиции. Воплощение идеи величия Киевской державы.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050) по сравнению с Софией Киевской строже, монолитнее и лаконичнее: 5 куполов, нет мозаик, мрамора. Иной строительный материал: не тонкая изящная плинфа, а местный грубый известняк. В архитектуре второй половины XI века усиливается аскетизм в художественном облике храмов по сравнению с праздничным образом первой половины столетия. Господствует одноглавый трехнефный шестистолпный храм.

3. Зодчество и живопись XIV – XVII вв.

Развитие древнерусского искусства в XIII веке было нарушено монгольским нашествием, многие художественные центры, в том числе Киев, Владимир, Суздаль, были разрушены. Подъем художественной культуры начался в Новгороде, который не подвергся монгольскому нашествию. Особенный расцвет переживают архитектура и живопись Новгорода в XIV в. Новый стиль явен в облике церкви Федора Стратилата (1360-1361) и церкви Спаса Преображения (1374). Для этих сооружений характерны мощь, конструктивность, почти полное отсутствие внешнего декора. Величественные стены храмов членятся четырьмя лопатками, на которые опираются многолопастные арки. Обе церкви характеризуются монументальностью и силой своего архитектурного облика, мужественностью, которая присуща новгородскому искусству.

4. Древнерусская живопись во второй половине XIV – XV вв.

5. Зодчество централизованного государства.

6. Творчество Дионисия.

7. Зодчество XVI столетия.

8. Живопись во время правления Ивана IV.

9. Последний этап древнерусской истории – XVII век.

В архитектуре этого столетия можно проследить три этапа: в первой четверти XVII в. или даже в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия; середина века – 40–80-е годы – поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени, и его расцвет; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени.

Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, что вызывало тревогу церковных властей.

Активизировалось строительство деревянных церквей. Церковь Спаса Преображения в Кижах.

Гражданские постройки ориентировались на западноевропейские образцы. Отсюда строгая симметрия, разделение на этажи, упорядоченность декора. Однако русские мастера придавали зданиям красочность и убранство. Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, трапезные палаты Новодевичьего монастыря, деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

10. Живопись XVII века.

В 1652-1666 гг. Яков Казанец, а затем Симон Ушаков осуществили роспись Архангельского собора. Основная тема фресок – прославление московской династии, поэтому над каждым надгробием помещено изображение святого покровителя того или иного московского князя.

Особую роль в развитии русской монументальной живописи XVII века сыграли ярославские стенописцы. В их произведениях ценились прежде всего занимательность изображения, многочисленные бытовые подробности, многофигурность композиций, передача движения, динамичность, ориентация на европейские образцы. Художники рисовали массовые сцены, и многие лица в толпе были портретно узнаваемы.

В этот период происходит осознанное разделение светской и религиозной живописи. Изографы разделились на иконописцев и живописцев. Живописцы расписывали дворцовые палаты и знамена, походные шатры и игрушки, мебель и повозки, конскую сбрую. Но они же могли писать иконы.

ответ - др.р. ис. с конца 10го до конца 17го века включает ис. христианское.

1особенность - величественный характер (православие). церковь руководит процессом развития и отсюда вытекает вид - зотчество.

2особенность - каноничность. набор определенных сюжетов и поз. канон нельзя рассматривать как минус. имперсональность - присвоение авторства церковью (недооценка художника).

3искусство киевской руси(софийский собор, связь киева с византией и др.арх.памятники киева)

ответ - 988 год - крушение руси и в киев, как удачно географически расположенный город приезжают ремесленники, архитекторы и художники из византии. первый храм в киеве - десятинная церковь. первый памятник христианский - 1037 софийский собор. главный купол - христос понкратор. на остальных - архангелы и апостолы.

золотые врата - киево-печерская лавра - туда люди удаляются от мерской суеты. еще - надвратная церковь.

4новгородское искусство (гл. арх. памят., софийский собор, иконопись новгорода, сравнить с киевской, феофан грек.)

ответ - феофан грек вторая половина 14 и первая 15го веков. георгиевский собор в старой ладоге. церковь спаса на реке нередице. в новгородской иконописи появился демократизм. церковь спаса на ильине. грек в соответствии с иконописью использовал контрастный колорит. 1405 - грек и рублев расписывают благовещенский собор.

ответ- гл. храм - успенский собор. 1168 - церковь покрова на нерли. 1193 дмитриевский собор. важной особенностью вл.сузд. княжества является скульптурный декор - мастера покрывали наружные стены храмов декоротивной скульптурой.

6московская худ. хкола.

ответ - в 1368 - калита перестраивает церковь. башня кутафья защищала троицкую и высота ее 13 метров. троицкая самая высокая после спасской и в 19 веке там был архив. востановлена рубиновая звезда. боровицкая - боровицкие ворота (задние кремля). царская - небольшая, иван грозный наблюдал с нее за владениями. спасская - через спасские ворота проходили все важные шествия и гости. сохранилась и на ней находится куранты.

успенский собор - по образу владимерско успенского собора. аристотель фированти перестро

успенский собор - по образу владимерско успенского собора. аристотель фированти перестроил. антисейсмический фундамент. функция - венчание царей, оглашение документов.

благовещенский собор - на соборной площади. функция - крещение детей. 9ти главный в честь праздника.

архангельский с. - пятиглавый. функция - усыпальница до петра 1.

грановитая палата - функция съезд правительства.

колокольня ивана великого - объединяет весь кремль. высота 81 метр. была главной дозорной башней.

собор вас. блаж. - символ россии. архитекторы барма и посник по легенде ослеплены. иван грозный взятие казани.

Искусство Древней Руси

ответ - др.р. ис. с конца 10го до конца 17го века включает ис. христианское.

1особенность - величественный характер (православие). церковь руководит процессом развития и отсюда вытекает вид - зотчество.

2особенность - каноничность. набор определенных сюжетов и поз. канон нельзя рассматривать как минус. имперсональность - присвоение авторства церковью (недооценка художника).

3искусство киевской руси(софийский собор, связь киева с византией и др.арх.памятники киева)

ответ - 988 год - крушение руси и в киев, как удачно географически расположенный город приезжают ремесленники, архитекторы и художники из византии. первый храм в киеве - десятинная церковь. первый памятник христианский - 1037 софийский собор. главный купол - христос понкратор. на остальных - архангелы и апостолы.

золотые врата - киево-печерская лавра - туда люди удаляются от мерской суеты. еще - надвратная церковь.

4новгородское искусство (гл. арх. памят., софийский собор, иконопись новгорода, сравнить с киевской, феофан грек.)

ответ - феофан грек вторая половина 14 и первая 15го веков. георгиевский собор в старой ладоге. церковь спаса на реке нередице. в новгородской иконописи появился демократизм. церковь спаса на ильине. грек в соответствии с иконописью использовал контрастный колорит. 1405 - грек и рублев расписывают благовещенский собор.




ответ- гл. храм - успенский собор. 1168 - церковь покрова на нерли. 1193 дмитриевский собор. важной особенностью вл.сузд. княжества является скульптурный декор - мастера покрывали наружные стены храмов декоротивной скульптурой.

6московская худ. хкола.

ответ - в 1368 - калита перестраивает церковь. башня кутафья защищала троицкую и высота ее 13 метров. троицкая самая высокая после спасской и в 19 веке там был архив. востановлена рубиновая звезда. боровицкая - боровицкие ворота (задние кремля). царская - небольшая, иван грозный наблюдал с нее за владениями. спасская - через спасские ворота проходили все важные шествия и гости. сохранилась и на ней находится куранты.

успенский собор - по образу владимерско успенского собора. аристотель фированти перестро

успенский собор - по образу владимерско успенского собора. аристотель фированти перестроил. антисейсмический фундамент. функция - венчание царей, оглашение документов.

благовещенский собор - на соборной площади. функция - крещение детей. 9ти главный в честь праздника.

архангельский с. - пятиглавый. функция - усыпальница до петра 1.

грановитая палата - функция съезд правительства.

колокольня ивана великого - объединяет весь кремль. высота 81 метр. была главной дозорной башней.

собор вас. блаж. - символ россии. архитекторы барма и посник по легенде ослеплены. иван грозный взятие казани.

средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9—17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).


Историю древнерусского искусства принято подразделять на два этапа: искусство Киевской Руси (9 – сер. 13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14–17 вв.). В художественной культуре Киевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 – кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры – от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 – нач. 13 в.).


От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел (турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, 10 в.). Будучи язычниками, древние славяне поклонялись природным стихиям. Мифологические образы – воплощения стихий (изображения солнца, коня, птицы, цветка и др.) сохраняются по сей день в народном творчестве. Славяне устраивали капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97 гг.


Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97 гг.


В 1237—38 гг. почти все русские города были разорены полчищами Батыя, население истреблялось, храмы сжигались, ценности уничтожались, мастеров уводили на чужбину. Этой участи избежали лишь Новгород и Псков, которые стали центрами, где собирались уцелевшие творческие силы. В кон. 14 в. в Новгороде работал один из крупнейших мастеров эпохи, выходец из Византии Феофан Грек. Созданные им образы проникнуты трагической одухотворённостью (фрескицеркви Спаса на Ильине улице, 1378). Творчество Феофана Грека оказало влияние на мастеров Новгорода и Москвы.

Евангелие. Новгород. Сер. 14 в.


Евангелие. Новгород. Сер. 14 в.


В 1480 г., в правление Ивана III, произошло окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Москва превращалась в столицу могущественного государства. Зримым воплощением новой роли Московии как великой европейской державы стал великолепный ансамбль зданий Соборной площади, стен и башен Московского Кремля, созданный на рубеже 15–16 вв. русскими и итальянскими зодчими. В столичной среде формируется утончённое и просветлённое искусство Дионисия, украсившего иконами Успенский собор Московского Кремля и создавшего грандиозные фресковые ансамбли в районе Белого озера (настенные росписи Ферапонтова монастыря, 1502). Переживает расцвет декоративно-прикладное искусство. Представители княжеских и боярских семей заказывали мастерам вышитые пелены, резную и драгоценную утварь, которые становились драгоценными вкладами в монастыри и храмы.

Потир (чаша для причастия). Серебро, драгоценные камни. 1598 г.


Потир (чаша для причастия). Серебро, драгоценные камни. 1598 г.


В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейная палата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф. Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Это столетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций и новых веяний отличаются парсуны – первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских и боярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностью возобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства ещё долго сохранялись в обширных русских провинциях.

Читайте также: