Дело гулак артемовской кратко

Обновлено: 02.07.2024

Осенью 1878 года мне пришлось, уже в качестве председателя окружного суда, заседать по двум выдающимся делам: француженки-гувернантки Маргариты Жюжан и этой самой Гулак-Артемовской. Оказалось, что моя изящная посетительница осенью 1875 года познакомилась через одного писателя с богатым купцом Николаем Пастуховым и, пользуясь его слабохарактерностью и влюбленностью, выиграла у него, как это доказывали наследники его записями в его денежных книгах, свыше 160 тысяч рублей в дурачки, а затем, когда он умер, составила от его имени на свое подложных векселей на 58 тысяч, утверждая, что будто бы эти векселя были ей выданы Пастуховым по расчетам с ней, что, однако, опровергалось точно установленным балансом его состояния. Гулак-Артемовская в подтверждение своей порядочности ссылалась при следствии на разных высокопоставленных лиц, которые ее посещали и дали самые лестные о ней отзывы в своих письменных заявлениях судебному следователю. Одно из них даже взяло ее на поруки во время предварительного следствия. Когда дело поступило в суд, этот сановник пришел ко мне выражать свое негодование на судебного следователя Русинова, доказывая, что все это дело есть гнусная интрига против беззащитной и ни в чем не повинной женщины. Я приказал подать дело и дал ему прочесть обвинительный акт, составленный очень обстоятельно. По мере чтения выражение восторженного отношения к неповинной женщине и вызываемого делом негодования заменялось у читавшего выражением замешательства и даже испуга. По окончании чтения мой посетитель совершенно неожиданно заявил мне, что не желает более иметь такую женщину на поруках, и просил моего указания, как освободиться от своего поручительства.

Обаяние этой женщины было, очевидно, очень сильно. Достаточно сказать, что один свидетель, молодой человек, имевший хорошее место в Петербурге и давший столь явно лживое показание в пользу подсудимой на суде, что Урусов потребовал занесения такового в протокол, для возбуждения уголовного против него преследования, бросил службу и Петербург и отправился за осужденной в Сибирь.

Вспоминая это дело во всей его совокупности, я не раз с удовольствием останавливался на моем нелюбезном упорстве относительно визита к Гулак-Артемовской и дачи ей портрета или даже простой карточки. Присутствие прокурора окружного суда в ее гостиной, автограф на портрете или даже простое нахождение визитной карточки на столике у любезной хозяйки могли бы ей оказывать немалые услуги, влияя на доверчивость лиц, имевших надобность в ее помощи по проведению дел или могших иметь к ней претензии уголовного характера.


В дни юбилея композитора (16 февраля исполнилось 200 лет со дня его рождения) почему-то выплывают на свет подробности иного рода. Мол, в своё время писали, что опера после премьер в Санкт-Петербурге была снята со сцены в силу её неоригинальности, даже плагиата. Сегодня на Украине пишут о том, что на украинского деятеля возводили напраслину, что он настрадался в имперских столицах именно из-за своего малороссийского происхождения. Хотя вся жизнь Семена Гулака-Артемовского свидетельствует о противоположном!

Из Городища – в Петербург

Молодой священник пел в митрополичьем хоре Софийского собора и Михайловского монастыря в Киеве. Однажды во время богослужения в храме Михайловского монастыря его голосом был потрясен капельмейстер придворной императорской капеллы. Пригласил священника с собой в Петербург. Капельмейстером был знаменитый композитор Михаил Глинка, а Семен Артемовский – его будущий ученик, грядущая звезда оперной сцены. Так началась удивительная история восхождения к славе лучшего баритона тех лет.

Все в судьбе уроженца хутора Гулаковщина близ местечка Городище Киевской губернии (ныне г. Городище Черкасской области) – и необычно, и типично для того времени.

М. И. Глинка лично заботился о материальном положении своего ученика. Весной 1839 г. он совместно с А. С. Даргомыжским устраивает концерт в пользу Гулака-Артемовского. На собранные средства летом того же года Семен Степанович уезжает за границу, где вскоре получает приглашение в оперный театр во Флоренции.

Чтобы отшлифовать мастерство своего ученика, Глинка устраивал концерты. На одном из них начинающего певца слушал владелец уральских заводов Павел Демидов. Меценат, очарованный пением, оплатил его поездку во Францию и Италию.

Гулак-Артемовский, получив образование, поступил в 1842 г. в оперную труппу императорских театров.

Увы, послушать, как пел Гулак-Артемовский, мы не можем. Но можем прочитать многочисленные рецензии того времени о редком по красоте, силе и широте диапазона баритоне. Известно, Семен Артемовский (так звучало его артистическое имя) легко брал звуки теноровой и басовой тесситур.

Жизнь после жизни

В 51 год Гулак-Артемовский оставил сцену, успев к этому времени поставить в Петербурге свою оперу (она выдержала 13 премьерных показов) и исполнить в ней роль Карася. Артист стал стремительно терять голос. Его перевели в Москву, в Большой театр (благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича). Через год Семен Артемовский ушел на пенсию, и с тех пор талант его проявлялся в рисовании миниатюр на слоновой кости, профессиональных занятиях статистикой и проектированием водопровода. Есть информация, что в Москву к Гулаку-Артемовскому приезжали болящие люди, как к популярному целителю, которых он лечил бесплатно.

Умер Семен Степанович в 60 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Потеряв троих дочерей, скончавшихся в малолетстве от болезней, он не оставил прямых потомков. Но у него был брат. И сегодня в Городище, на той самой Гулаковщине, проживают Гулаки — потомки знаменитого рода.


Ольга Алексеевна Шляхова

Самая старшая из них – двоюродная праправнучка композитора Ольга Шляхова. Она составила генеалогическое древо рода, которое можно увидеть в Городищенском музее Гулака-Артемовского. Да и сам музей своим существованием обязан Ольге Алексеевне.


В музее можно увидеть фото и афиши спектаклей, в которых выступал Гулак-Артемовский, проект того самого Петербургского водопровода, картины о жизни Гулака-Артемовского, его скульптурные портреты, а также бюст композитора, в прошлом году переданный музею старейшим черкасским скульптором Еленой Шилимовой.



Памятник С. С. Гулагу-Артемовскому в г. Городище

В Городище, к сожалению, не сохранилась Покровская церковь, в которой служили Гулаки-священники. Но есть памятник С.С. Гулаку-Артемовскому (автор – Галина Кальченко). Его имя носит Городищенская школа и Черкасское музыкальное училище.

А в этом году к юбилею земляка стараниями музея выпущена большая монография с материалами о его жизни и творчестве.

Нам же, далеким потомкам современников Гулака-Артемовского, еще предстоит осмыслить: реализация творческих способностей человека таки была обеспечена в условиях исторической России, в том социокультурном пространстве, которое было присуще ей в XIX и XX вв.

Что читают с этим материалом сегодня? Как научиться прощать и забывать обиды — правила жизни

Семен Гулак-Артемовский

Семен Степанович Гулак-Артемовский родился 205 лет назад под Киевом

Семен Гулак-Артемовский, Запорожец за Дунаем, афиша

Афиша оперы Запорожец за Дунаем

Кто там знает того Моцарта?!

Гулак-Артемовский, написав либретто, добавил к оригиналу несколько народных мелодий и переработал некоторые места. Сюжет, кстати, подсказал ему Костомаров.

Ее мелодичная музыка, проникнутая сочным народным юмором, как и образы главных героев с ярко выраженным национальным характером, легли на душу украинского зрителя.

Что читают с этим материалом сегодня? Цветы здоровья — как лечат розы, сирень и ромашка

Гулак-Артемовский пел в киевских храмах

Семен Степанович прекрасно их и пел своим неподражаемым бас-баритоном. В его старинном казацком роду почти все были музыкально одаренными. Были скрипачи-виртуозы, композиторы, пианисты, певцы, собиратели фольклора, а дядя его, брат отца Петр Гулак-Артемовский, стал известным писателем-баснописцем, хотя несколько поколений принимали духовный сан, включая и отца Семена Степановича.

Петр Гулак-Артемовский

Украинский поэт Петр Гулак-Артемовский

По семейной традиции родители были уверены, что младший их сынок будет священником. В 11 лет Семен поступил в Киевское духовное училище, потом в Киевскую духовную семинарию. У него был очень красивый дискант, но после мутации он запел не менее красивым баритоном, и киевский митрополит определил его в хор Софийского собора, а потом Михайловского монастыря.

В Питере жил у Глинки

Именно здесь в 1838 году за богослужением и обратил на его голос внимание Глинка и предложил переехать в Санкт-Петербург, где набиралась придворная хоровая капелла. Но на месте оказалось, что вакансии уже заполнены. И молодой человек остался в чужом городе без денег и без работы.

Семен познакомился с Шевченко, и у них завязалась теплая многолетняя дружба. О поэте он знал давно, у них в семье воспитывался его двоюродный брат Евдоким Саввович Шевченко.

После двух лет обучения в Париже и Флоренции он пел во флорентийской опере. И, вернувшись, стал солистом Императорской оперы в Петербурге и Большого театра в Москве. В Киев Гулак-Артемовский бывал на гастролях и наезжал на отборы певцов.

Семен Гулак-Артемовский, мемориальная доска, Киев, Набережно-Крещатицкая

Мемориальная доска на доме по Набережно-Крещатицкой улице, 27, где жил Семен Гулак-Артемовский в 1824—1830 годах

киев, кулак-артемовский

А вот и сам дом, где жил композитор

Такой разный Гулак-Артемовский — от водопровода до гипноза

Семен Степанович Гулак-Артемовский был очень разноплановым человеком. Женился на дочери директора московских театров — Александре Ивановой, пианистке и арфистке. Прекрасно разбирался в живописи и сам рисовал. Ему принадлежит оригинальный проект петербургского водопровода. Он восхищался народной медициной и сам мог лечить гипнозом, считая, что этот дар перешел к нему от его предка — целителя казака-характерника.

монета, нумизматика, гулак-артемовский

Песни для Малороссии — всё; и поэзия, и история, и отцовская могила. Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно.
Н. Гоголь

Семён Степанович Гулак-Артемовский / Semen Hulak-Artemovsky

На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского священника, Гулак-Артемовский должен был пойти по стопам отца, но эту семейную традицию нарушила всепоглощающая тяга мальчика к музыке. Поступив в 1824 г. в Киевское духовное училище, Семен начал успешно заниматься, но очень скоро богословские предметы ему наскучили, и в аттестате ученика появилась такая запись: "способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых". Разгадка проста: все внимание и время будущий музыкант отдавал пению в хоре, почти не появляясь на занятиях в училище, а позже - в семинарии. Звонкий дискант маленького певчего заметил ценитель хорового пения, знаток отечественной певческой культуры митрополит Евгений (Болховитиков). И вот Семен уже в митрополичьем хоре Софийского собора в Киеве, затем - в хоре Михайловского монастыря. Здесь юноша на практике постигал многовековую традицию хоровой музыки.

В 1838 г. пение Гулака-Артемовского услышал М. Глинка, и эта встреча решительно изменила судьбу молодого певца: он последовал за Глинкой в Петербург, отныне всецело посвятив себя музыке. Под руководством старшего друга и наставника Гулак-Артемовский за короткий срок прошел школу всестороннего музыкального развития и вокального обучения. Прогрессивные художнические убеждения его окрепли в творческом общении с кругом друзей Глинки - художником К. Брюлловым, писателем Н. Кукольником, музыкантами Г. Ломакиным, О. Петровым и А. Петровой-Воробьевой. Тогда же произошло знакомство с выдающимся украинским поэтом-революционером Т. Шевченко, перешедшее в верную дружбу. Под руководством Глинки будущий композитор настойчиво постигал секреты вокального мастерства и законы музыкальной логики. Опера "Руслан и Людмила" в это время владела помыслами Глинки, который писал о занятиях с Гулаком-Артемовским: "Я его готовлю в театральные певцы и надеюсь, что труды мои не будут тщетны. " Глинка видел в молодом музыканте исполнителя партии Руслана. Чтобы выработать сценическую выдержку и преодолеть недостатки манеры пения, Гулак-Артемовский по настоянию старшего друга часто выступал в различных музыкальных вечерах. Современник так описывал его пение: "Голос был свежий и огромный; но ни малейшей манеры и слова выговаривал отчаянно. Досадно было, хотелось восхищаться, а смех пронимал".

Однако тщательная, упорная учеба под руководством гениального педагога принесла блестящие плоды: уже первый публичный концерт Гулака-Артемовского прошел с большим успехом. Вокальное и композиторское дарование молодого музыканта расцвело благодаря длительной поездке в Париж и в Италию, предпринятой стараниями Глинки при финансовой поддержке мецената П. Демидова в 1839-41 гг. Успешные выступления на оперной сцене Флоренции открыли Гулаку-Артемовскому дорогу на императорскую сцену в Петербурге. С мая 1842 до ноября 1865 г. певец бессменно был в составе оперной труппы. Он выступал не только в Петербурге, но и в Москве (1846-50, 1864-65), гастролировал также в провинциальных городах - Туле, Харькове, Курске, Воронеже. Среди многочисленных партий Гулака-Артемовского в операх В. Беллини, Г. Доницетти, К. М. Вебера, Дж. Верди и др. выделяется великолепное исполнение роли Руслана. Услышав оперу "Руслан и Людмила", Шевченко писал: "Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей правда! Замечательный певец - ничего не скажешь". В связи с потерей голоса Гулак-Артемовский в 1865 г. покинул сцену и провел последние годы в Москве, где его жизнь была весьма скромной и уединенной.

Тонкое чувство театральности и верность родной музыкальной стихии - украинскому фольклору - характерны для сочинений Гулака-Артемовского. Большинство из них прямо связано с театральной и концертной деятельностью автора. Так появились романсы, обработки украинских песен и оригинальные песни в народном духе, а также крупные музыкально-сценические произведения - вокально-хореографический дивертисмент "Украинская свадьба" (1852), музыка к собственной комедии-водевилю "Ночь накануне Иванова дня" (1852), музыка к драме "Разрушители кораблей" (1853). Наиболее значительное творение Гулака-Артемовского - комическая опера с разговорными диалогами "Запорожец за Дунаем" (1863) - счастливо сочетает в себе добродушный народный юмор и героико-патриотические мотивы. Спектакль раскрыл разные граня дарования автора, который написал и либретто, и музыку, а также выступил в главной роли. Петербургская критика отмечала успех премьеры: "Г-н Артемовский показал свой блестящий комедийный талант. Его игра была исполнена комизма: в лице Карася он отобразил верный тип запорожца". Композитору удалось так живо передать щедрую мелодичность и зажигательную танцевальную моторику украинской музыки, что порой его мелодии неотличимы от народных. Потому они популярны на Украине наравне с фольклором. Проницательные слушатели ощутили подлинную народность оперы уже на премьере. Рецензент газеты "Сын отечества" писал: "Главная заслуга г. Артемовского состоит в том, что он положил начало комической опере, доказав, как хорошо она могла бы привиться у нас, и в особенности в народном духе; он первый ввел на нашей сцене родной нам комический элемент. и я уверен, с каждым представлением успех ее будет расти".

И действительно, сочинения Гулака-Артемовского и сегодня сохраняют свое значение не только как первая украинская опера, но и как живое, сценически привлекательное произведение.

Читайте также: