Островский 70 80 годы кратко

Обновлено: 28.06.2024

Александр Николаевич Островский Родился 31 марта [12 апреля] 1823 Дата смерти 2 [14] июня 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Биография
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве).

Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

Впоследствии в семейном некрополе были похоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Л. Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 г., Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала:

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Театр Островского
С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Н. Добролюбов

I. Вступительное слово учителя.

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Н. Добролюбов

I. Вступительное слово учителя.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

ЖИЗНЬ ОСТРОВСКОГО В 60-80 ГОДЫ

В январе 1886 г. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Мечты драматурга о возможности реорганизации театрального дела в России, наконец, стали сбываться.

Островскому не удалось провести в жизнь своих широких планов. Здоровье его к этому времени было уже подорвано. Весной 1886 г. он, тяжело заболев, уезжает в сельцо Щелыково Костромской губернии. Там 2 июня 1886 г. он умер от грудной жабы.

Корифей русской драмы и знаток жизни всех слоёв русского общества, А. Н. Островский прошёл в становлении своего мастерства 4 этапа: от пробы пера в стиле натуральной школы в 40-50-е годы – до создания тонкой психологической драмы в 70-80-е.

I. 1847 – 1851 гг. – раннее творчество.

Пьесу “Семейная картина” (1847 г.) писатель считал началом своего поприща, хотя до этого им были написаны “Записки замоскворецкого жителя” и “Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс…” Последовавшая после “Семейной картины” в 1849 году пьеса “Банкрот” (“Свои люди – сочтёмся”) имела большой успех в напечатанном виде (в журнале “Москвитянин”, № 6). Она не была допущена к постановке из-за острой социально-политической направленности. Над автором, вошедшим с этой пьесой в большую литературу, был установлен негласный надзор. Первый период творчества отмечен стремлением следовать критическому реализму, бывшему знаменем натуральной школы.

II. 1852 – 1854 гг. – период “молодой редакции” журнала “Москвитянин”.

Островский с единомышленниками организовал при журнале “Москвитянин”, с которым сотрудничал, “молодую редакцию”. Её участники живо интересовались фольклором, народным бытом, обычаями, являясь выразителями славянофильства. Под его влиянием созданы драмы “Не в свои сани не садись”, “Бедность не порок”, “Не так живи, как хочется””.

III. 1855 – 1860 гг. – Островский переходит на революционно-демократические позиции накануне антикрепостнической реформы.

В пьесах этого периода: “В чужом пиру похмелье”, “Доходное место”, “Воспитанница”, “Гроза” – драматург освобождается от утопий славянофильства. Образы купцов-самодуров и их жертв заслонил героический характер Катерины, бросившей вызов “Тёмному царству”.

IV. 1861 – 1886 гг. – самый продолжительный, но монолитный период зрелого мастерства.

В пореформенный период творчество Островского отличается разножанровостью, проникновением во все области жизни современников, во внутренний мир героев, их психологию. Созданные за эти 25 лет пьесы поныне украшают репертуар театров: “Женитьба Бальзаминова”, “Снегурочка”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Бешеные деньги”, “Лес”, “Волки и овцы”, “Бесприданница” и др.

Читайте также: