Оборонный потенциал россии кратко
Обновлено: 30.06.2024
ОПК – комплекс отраслей, предприятий и организаций, составляющих специфический сектор экономики, который предназначен для удовлетворения военных потребностей государства. Критерий выделения военного производства в составе ОПК и всего общественного производства – фактическое использование созданных товаров или услуг, независимо от их натуральной формы, формы собственности и ведомственной принадлежности предприятия. Статистика относит продукцию двойного применения к военной продукции в той мере, в какой она поступает в сферу обороны и используется в ней. Действующие в этой сфере предприятия и организации, объединяемые по ведомственной принадлежности, целевому предназначению, фактическому использованию продукции, производственно-технологическим особенностям её изготовления, наукоёмкости, форме собственности, стратегической значимости и иным признакам, важным с точки зрения принятия практических решений, имеют особые интересы.
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - уровень подготовленности экономики, населения и вооружённых сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства.
Обороноспособность государства относится к основополагающим условиям национальной безопасности, её обеспечение является одной из важнейших функций органов государственной власти и управления. Во многих странах поощряется создание гражданами организаций и общественных объединений, содействующих укреплению обороны. Обороспособность государства поддерживается системой политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по военному строительству, созданию и укреплению военной мощи государства, подготовке населения, вооруженных сил, территории и коммуникаций страны к действиям по отражению агрессии.
Соответствующая деятельность государств регламентируется национальным законодательством, а также международными договорами и соглашениями. Она включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности; разработку военной доктрины и основных направлений военной политики государства, правовое регулирование в области обороны, строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности вооруженных сил, а также планирование их применения; развитие науки в интересах обороны; разработку и производство систем управления войсками, вооружения и военной техники; мобилизационную подготовку органов государственной власти, экономики и населения; создание запасов материальных ресурсов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; финансирование расходов на оборону и др.
Обороноспособность государства зависит от характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз; включённости страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; военного потенциала, материальных и духовных возможностей страны, её экономического, научно-технического развития и наличия людских ресурсов; социального и межнационального единства общества и морально-психологической готовности населения к защите Отечества; способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности.
Основу обороноспособности государства составляет боевой потенциал вооруженных сил: их способность предупредить вооруженное нападение на страну, а в случае агрессии - отразить его и нанести агрессору поражение. Боевой потенциал вооруженных сил определяется количеством и качеством войск (сил), уровнем их боевой готовности.
Вопрос о военном потенциале России накануне войны трактуется довольно неоднозначно. Существует мнение о слабой подготовке Российской империи к войне. Об этом писал, например, А. Деникин: «Армия вообще до 1910 г.
Однако полностью провести модернизацию флота к началу войны не удалось. Оставалось много нерешенных проблем: недокомплект личного состава, незавершенность строительства крепостных сооружений и морских баз, недостаточное материально-техническое обеспечение флота, несогласованность действий между морским и военным ведомствами.
Тем не менее благодаря огромной работе, проведенной российскими флотоводцами, специалистами морского дела — адмиралами
И. Григоровичем, А. Ливеном, Н. Эссеном, капитаном 2 ранга А. Колчаком и др., Россия успешно противостояла врагу на море в течение всей войны.
По сравнению с моряками русское армейское руководство не отличалось излишней расторопностью и инициативой [+].
Недостатки военного ведомства в значительной степени компенсировались непосредственным участием царя и ведущих членов кабинета министров во всех крупных мероприятиях, связанных с обороной страны. Так, с августа 1909 г. до начала 1910 г. по указанию Николая II при правительстве под председательством П. Столыпина состоялось четыре Особых совещания, на которых рассматривались вопросы развития и реорганизации вооруженных сил. К 1914 г. правительство добилось и провело через законодательные органы — Думу и Государственный Совет — программу финансирования перевооружения армии на сумму в 1,1 млрд руб. (по подсчетам военных, на эти цели необходимо было затратить средств в 2 раза больше). Программа перевооружения и модернизации армии состояла из так называемых малой и большой программ. Первая была утверждена царем в июле 1913 г. По ней в течение 1913—1917 гг. предполагалось финансировать развитие артиллерии, инженерных, авиационных и вспомогательных частей. Большая программа предусматривала выделение средств на реорганизацию действующей армии, в частности, увеличение личного состава. По штатам мирного времени к 1917 г. (по сравнению с 1913 г.) он возрастал на 40% — 11,8 тыс. офицеров и 468,2 тыс. солдат. Главный недостаток программы — в ее запоздалости: она была утверждена царем только 22 июня 1914 г., за месяц до объявления войны.
К началу боевых действий русская армия, насчитывавшая 114 пехотных и 40 кавалерийских дивизий с общей численностью войск 3,5 млн человек, являлась одной из сильнейших в Европе и во многих отношениях подготовленной лучше своих противников. Слабым ее звеном было управление, особенно на
Владимир Александрович Сухомлинов (1848— 1926) — военный министр, генерал, был скорее удачливым царедворцем, чем стратегом.
По отзывам современников, он был человеком малокомпетентным и невежественным в профессиональном отношении. За время его правления в Военном министерстве с 1909 г. идо начала войны сменилось шесть начальников Гэнерального штаба. Политика нововведений нередко отвергалась им, как правило, со ссылками на опыт русско-турецкой войны 1877— 1878 гг., в которой Сухомлинов принимал участие и был награжден Георгиевским крестом. Скандальную известность в обществе получила история бракосочетания Сухомлинова с Е. Бутович: ее первого мужа, который был подчиненным Сухомлинова, для развода пытались объявить сумасшедшим.
верхнем уровне: фронт — армия — дивизия. Перевооружение и реорганизация здесь шли полным ходом, но были далеко не завершены. По количеству артиллерии Россия уступала своим врагам, обладая 7088 орудиями против 9388 — у Германии и 4088 — у Австро-Венгрии. (У Франции было 4300 орудий.) При этом Германия располагала 3260 тяжелыми пушками, Австро-Венгрия — 1000, Россия — только 240. У Франции тяжелой артиллерии практически не было. Русские артиллеристы отличались прекрасной выучкой и стрелковой подготовкой. Однако боеприпасов было заготовлено лишь на полгода (этот срок отводился Генеральным штабом на ведение всей будущей войны), из расчета 1000 снарядов на 1 орудие.
Преимущество держав Тройственного союза над странами Антанты в артиллерии не оказывало решающего влияния на начальном этапе войны, но с переходом к позиционной войне это преимущество стало важным фактором тактических успехов противника.
В 2015 году финансовая организация Credit Suisse опубликовала рейтинг 20 самых сильных армий мира. При составлении рейтинга учитывался бюджет, численность армии, количество техники и наличие ядерного оружия. Рейтинг не оценивал уровень техники, а смотрел лишь на численность. РФ оказалась на втором месте после США. Забавно, что на четвёртом месте рейтинга оказалась Япония, которая не может иметь армии, а лишь силы для обороны.
Оценка военного потенциала армии Российской Федерации: техника
Рассмотрим основные боевые танки РФ. Для большей наглядности я приведу эти данные в таблице, а после уже сделаю вывод.
Танк | Год создания | Численность |
Т-90 и Т-90А | 1989 и 1999 годы | 350 |
Т-90М | 2004 год | 40 |
Т-80У и Т-80 | 1985 и 1976 годы | 310 |
Т-80БВМ | ? | 140 |
Т-72Б3 и модернизированные Т-72БЗ | ? и 2016 | 850 и 530 |
Т-72Б, Т-72Б 1989-го года, Т-72БА | 1973, 1989, 1999 | 650 |
Т-72А | 1979 | ? |
Большинство военной техники в РФ ещё со времён СССР. Возможно, даже более 50% действует техники в РФ именно из СССР. Боевые машины пехоты в РФ (БМП-3, БМП-3М, БМП-2М, БМП-2, БМП-1) были преимущественно разработаны ещё в СССР, не считая модернизаций.
Из бронетранспортёров самым массовым является МТ-ЛБ, численностью 3500 штук, которые в эксплуатации ещё с 1964 года. БТР-80А, созданных уже в РФ, гораздо меньше — 100 штук. Остальные БТР как минимум частично имеют отношение к СССР, либо являются модифицированными.
Миномёты все из СССР, буксируемая артиллерия почти вся из СССР. Самоходные артиллерийские установки преимущественно со времён СССР, российские современные сильно уступают по численности.
Боевые машины противотанковых ракетных комплексов преимущественно РФ. А вот противотанковые гранатомёты и реактивные гранаты преимущественно из СССР. Противотанковая артиллерия из СССР. Противотанковые мины в основном РФ, частично СССР либо модификации.
Реактивные штурмовые гранаты РФ. Противопехотные гранатомёты 50 на 50, пулемёты так же. Снайперские винтовки частично из СССР. Автоматы из РФ либо модификации, пистолетов из СССР столько же, сколько и современных. Противопехотные мины почти все (16 штук против 1 из РФ) из СССР. Ручные гранаты и дымовые шашки преимущественно из СССР.
Средства разведки практически все современные. Зенитная артиллерия вся из СССР, остальные ПВО наполовину из СССР.
Итог таков, что большинство техники (не считая всяких автомобилей и других не особо полезных для военных действий разработок) осталось ещё со времён СССР, а современные представляют собой в основном модификации, самостоятельных разработок мало по численности.
Численность и количество вооружения
По численности армии мы уступаем Китаю, Индии, США, КНДР. Но, думаю, что это не особо интересная статистика, ну солдаты и солдаты, что такого? Потому решил сделать сравнение нескольких стран и Российской Федерации. Думаю, это будет более полезно как оценка военного потенциала армии Российской Федерации. Информация о численности взята с самого популярного рейтинга военного потенциала GlobalFirePower (GFP).
Читайте также: