Оборонный потенциал россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

ОПК – ком­плекс от­рас­лей, пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций, со­став­ляю­щих спе­ци­фи­че­ский сек­тор эко­но­ми­ки, ко­то­рый пред­на­зна­чен для удов­ле­тво­ре­ния во­ен­ных по­треб­но­стей го­су­дар­ст­ва. Кри­те­рий вы­де­ле­ния во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва в со­ста­ве ОПК и все­го об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва – фак­ти­че­ское ис­поль­зо­ва­ние соз­дан­ных то­ва­ров или ус­луг, не­за­ви­си­мо от их на­ту­раль­ной фор­мы, фор­мы соб­ст­вен­но­сти и ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти пред­при­ятия. Ста­ти­сти­ка от­но­сит про­дук­цию двой­но­го при­ме­не­ния к во­ен­ной про­дук­ции в той ме­ре, в ка­кой она по­сту­пает в сфе­ру обо­ро­ны и ис­поль­зу­ет­ся в ней. Дей­ст­вую­щие в этой сфе­ре пред­при­ятия и ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няе­мые по ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти, це­ле­во­му пред­на­зна­че­нию, фак­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию про­дук­ции, про­из­вод­ст­вен­но-тех­но­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям её из­го­тов­ле­ния, нау­ко­ём­ко­сти, фор­ме соб­ст­вен­но­сти, стра­те­ги­че­ской зна­чи­мо­сти и иным при­зна­кам, важ­ным с точ­ки зре­ния при­ня­тия прак­ти­че­ских ре­ше­ний, име­ют осо­бые ин­те­ре­сы.

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - уро­вень под­го­тов­лен­но­сти эко­но­ми­ки, на­се­ле­ния и воо­ру­жён­ных сил стра­ны к от­ра­же­нию внеш­ней аг­рес­сии, за­щи­те тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти и не­за­ви­си­мо­сти го­су­дар­ст­ва.

Обороноспособность государства от­но­сит­ся к ос­но­во­по­ла­гаю­щим ус­ло­ви­ям на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, её обес­пе­че­ние яв­ля­ет­ся од­ной из важ­ней­ших функ­ций ор­га­нов государственной вла­сти и управ­ле­ния. Во мно­гих стра­нах по­ощ­ря­ет­ся соз­да­ние гра­ж­да­на­ми ор­га­ни­за­ций и об­щественных объ­е­ди­не­ний, со­дей­ст­вую­щих ук­ре­п­ле­нию обо­ро­ны. Обороспособность государства под­дер­жи­ва­ет­ся сис­те­мой по­ли­тических, эко­но­мических, во­енных, со­ци­аль­ных, пра­во­вых и иных мер по во­ен­но­му строи­тель­ст­ву, соз­да­нию и ук­ре­п­ле­нию во­енной мо­щи го­су­дар­ст­ва, под­го­тов­ке на­се­ле­ния, воо­руженных сил, тер­ри­то­рии и ком­му­ни­ка­ций стра­ны к дей­ст­ви­ям по от­ра­же­нию аг­рес­сии.

Со­от­вет­ст­вую­щая дея­тель­ность го­су­дарств рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся национальным за­ко­но­датель­ст­вом, а так­же ме­ж­ду­народными до­го­во­ра­ми и со­гла­ше­ния­ми. Она вклю­ча­ет в се­бя: про­гно­зи­ро­ва­ние и оцен­ку во­енной опас­но­сти; раз­ра­бот­ку во­ен­ной док­три­ны и основных на­прав­ле­ний во­ен­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в об­лас­ти обо­ро­ны, строи­тель­ст­во, под­го­тов­ку и под­дер­жа­ние в не­об­хо­ди­мой го­тов­но­сти воо­руженных сил, а так­же пла­ни­ро­ва­ние их при­ме­не­ния; раз­ви­тие нау­ки в ин­те­ре­сах обо­ро­ны; раз­ра­бот­ку и про­изводство сис­тем управ­ле­ния вой­ска­ми, во­ору­же­ния и во­енной тех­ни­ки; мо­би­ли­за­ци­он­ную под­го­тов­ку ор­га­нов государственной вла­сти, эко­но­ми­ки и на­се­ле­ния; соз­да­ние за­па­сов ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов в государственных и мо­би­ли­зационных ре­зер­вах; пла­ни­ро­ва­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние ме­ро­прия­тий по гражданской и тер­ри­то­ри­аль­ной обо­ро­не; фи­нан­си­ро­ва­ние рас­хо­дов на обо­ро­ну и др.

Обороноспособность государства за­ви­сит от ха­рак­те­ра и мас­шта­бов ре­аль­ных и по­тен­ци­аль­ных во­енных уг­роз; вклю­чён­но­сти стра­ны в ме­ж­ду­народное со­труд­ни­че­ст­во в це­лях кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти и со­вме­ст­ной обо­ро­ны; во­енного по­тен­циа­ла, ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных воз­мож­но­стей стра­ны, её эко­но­мического, на­учно-тех­нического раз­ви­тия и на­ли­чия люд­ских ре­сур­сов; со­ци­аль­но­го и меж­на­цио­наль­но­го един­ст­ва об­ще­ст­ва и мо­раль­но-пси­хо­ло­гической го­тов­но­сти на­се­ле­ния к за­щи­те Оте­че­ст­ва; спо­соб­но­сти по­ли­тического и во­енного ру­ко­во­дства эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать имею­щие­ся воз­мож­но­сти.

Ос­но­ву обороноспособности государства со­став­ля­ет бое­вой по­тен­ци­ал воо­руженных сил: их спо­соб­ность пре­ду­пре­дить воо­руженное на­па­де­ние на стра­ну, а в слу­чае аг­рес­сии - от­ра­зить его и на­нес­ти аг­рес­со­ру по­ра­же­ние. Бое­вой по­тен­ци­ал воо­руженных сил оп­ре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­вом и ка­че­ст­вом войск (сил), уров­нем их бое­вой го­тов­но­сти.

Вопрос о военном потенциале России накануне войны трактуется довольно неоднозначно. Существует мнение о слабой подготовке Российской империи к войне. Об этом писал, например, А. Деникин: «Армия вообще до 1910 г.

Однако полностью провести модернизацию флота к началу войны не удалось. Оставалось много нерешенных проблем: недокомплект личного состава, незавершенность строительства крепостных сооружений и морских баз, недостаточное материально-техническое обеспечение флота, несогласованность действий между морским и военным ведомствами.

Тем не менее благодаря огромной работе, проведенной российскими флотоводцами, специалистами морского дела — адмиралами

И. Григоровичем, А. Ливеном, Н. Эссеном, капитаном 2 ранга А. Колчаком и др., Россия успешно противостояла врагу на море в течение всей войны.

По сравнению с моряками русское армейское руководство не отличалось излишней расторопностью и инициативой [+].

Недостатки военного ведомства в значительной степени компенсировались непосредственным участием царя и ведущих членов кабинета министров во всех крупных мероприятиях, связанных с обороной страны. Так, с августа 1909 г. до начала 1910 г. по указанию Николая II при правительстве под председательством П. Столыпина состоялось четыре Особых совещания, на которых рассматривались вопросы развития и реорганизации вооруженных сил. К 1914 г. правительство добилось и провело через законодательные органы — Думу и Государственный Совет — программу финансирования перевооружения армии на сумму в 1,1 млрд руб. (по подсчетам военных, на эти цели необходимо было затратить средств в 2 раза больше). Программа перевооружения и модернизации армии состояла из так называемых малой и большой программ. Первая была утверждена царем в июле 1913 г. По ней в течение 1913—1917 гг. предполагалось финансировать развитие артиллерии, инженерных, авиационных и вспомогательных частей. Большая программа предусматривала выделение средств на реорганизацию действующей армии, в частности, увеличение личного состава. По штатам мирного времени к 1917 г. (по сравнению с 1913 г.) он возрастал на 40% — 11,8 тыс. офицеров и 468,2 тыс. солдат. Главный недостаток программы — в ее запоздалости: она была утверждена царем только 22 июня 1914 г., за месяц до объявления войны.

К началу боевых действий русская армия, насчитывавшая 114 пехотных и 40 кавалерийских дивизий с общей численностью войск 3,5 млн человек, являлась одной из сильнейших в Европе и во многих отношениях подготовленной лучше своих противников. Слабым ее звеном было управление, особенно на

Владимир Александрович Сухомлинов (1848— 1926) — военный министр, генерал, был скорее удачливым царедворцем, чем стратегом.

По отзывам современников, он был человеком малокомпетентным и невежественным в профессиональном отношении. За время его правления в Военном министерстве с 1909 г. идо начала войны сменилось шесть начальников Гэнерального штаба. Политика нововведений нередко отвергалась им, как правило, со ссылками на опыт русско-турецкой войны 1877— 1878 гг., в которой Сухомлинов принимал участие и был награжден Георгиевским крестом. Скандальную известность в обществе получила история бракосочетания Сухомлинова с Е. Бутович: ее первого мужа, который был подчиненным Сухомлинова, для развода пытались объявить сумасшедшим.

верхнем уровне: фронт — армия — дивизия. Перевооружение и реорганизация здесь шли полным ходом, но были далеко не завершены. По количеству артиллерии Россия уступала своим врагам, обладая 7088 орудиями против 9388 — у Германии и 4088 — у Австро-Венгрии. (У Франции было 4300 орудий.) При этом Германия располагала 3260 тяжелыми пушками, Австро-Венгрия — 1000, Россия — только 240. У Франции тяжелой артиллерии практически не было. Русские артиллеристы отличались прекрасной выучкой и стрелковой подготовкой. Однако боеприпасов было заготовлено лишь на полгода (этот срок отводился Генеральным штабом на ведение всей будущей войны), из расчета 1000 снарядов на 1 орудие.

Преимущество держав Тройственного союза над странами Антанты в артиллерии не оказывало решающего влияния на начальном этапе войны, но с переходом к позиционной войне это преимущество стало важным фактором тактических успехов противника.

Оценка военного потенциала армии Российской Федерации

В 2015 году финансовая организация Credit Suisse опубликовала рейтинг 20 самых сильных армий мира. При составлении рейтинга учитывался бюджет, численность армии, количество техники и наличие ядерного оружия. Рейтинг не оценивал уровень техники, а смотрел лишь на численность. РФ оказалась на втором месте после США. Забавно, что на четвёртом месте рейтинга оказалась Япония, которая не может иметь армии, а лишь силы для обороны.

Оценка военного потенциала армии Российской Федерации: техника

Рассмотрим основные боевые танки РФ. Для большей наглядности я приведу эти данные в таблице, а после уже сделаю вывод.

ТанкГод созданияЧисленность
Т-90 и Т-90А1989 и 1999 годы350
Т-90М2004 год40
Т-80У и Т-801985 и 1976 годы310
Т-80БВМ?140
Т-72Б3 и модернизированные Т-72БЗ? и 2016850 и 530
Т-72Б, Т-72Б 1989-го года, Т-72БА1973, 1989, 1999650
Т-72А1979?

Большинство военной техники в РФ ещё со времён СССР. Возможно, даже более 50% действует техники в РФ именно из СССР. Боевые машины пехоты в РФ (БМП-3, БМП-3М, БМП-2М, БМП-2, БМП-1) были преимущественно разработаны ещё в СССР, не считая модернизаций.

Из бронетранспортёров самым массовым является МТ-ЛБ, численностью 3500 штук, которые в эксплуатации ещё с 1964 года. БТР-80А, созданных уже в РФ, гораздо меньше — 100 штук. Остальные БТР как минимум частично имеют отношение к СССР, либо являются модифицированными.

Миномёты все из СССР, буксируемая артиллерия почти вся из СССР. Самоходные артиллерийские установки преимущественно со времён СССР, российские современные сильно уступают по численности.

Боевые машины противотанковых ракетных комплексов преимущественно РФ. А вот противотанковые гранатомёты и реактивные гранаты преимущественно из СССР. Противотанковая артиллерия из СССР. Противотанковые мины в основном РФ, частично СССР либо модификации.

Реактивные штурмовые гранаты РФ. Противопехотные гранатомёты 50 на 50, пулемёты так же. Снайперские винтовки частично из СССР. Автоматы из РФ либо модификации, пистолетов из СССР столько же, сколько и современных. Противопехотные мины почти все (16 штук против 1 из РФ) из СССР. Ручные гранаты и дымовые шашки преимущественно из СССР.

Средства разведки практически все современные. Зенитная артиллерия вся из СССР, остальные ПВО наполовину из СССР.

Итог таков, что большинство техники (не считая всяких автомобилей и других не особо полезных для военных действий разработок) осталось ещё со времён СССР, а современные представляют собой в основном модификации, самостоятельных разработок мало по численности.

Численность и количество вооружения

По численности армии мы уступаем Китаю, Индии, США, КНДР. Но, думаю, что это не особо интересная статистика, ну солдаты и солдаты, что такого? Потому решил сделать сравнение нескольких стран и Российской Федерации. Думаю, это будет более полезно как оценка военного потенциала армии Российской Федерации. Информация о численности взята с самого популярного рейтинга военного потенциала GlobalFirePower (GFP).

Читайте также: