Земские соборы при первых романовых кратко
Обновлено: 02.07.2024
Земский собор — это орган сословного представительства.
Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:
-
и советы, как традиции истории России;
- обострение межклассовой борьбы;
- сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).
Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти и благодаря которому власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.
Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х гг. 16-го в. Созванный впервые Земский собор был назван историками также Собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном уже в 1550 г. Благодаря Земскому собору 1549 г. упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.
Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.
Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?
В 1584 г. был созван избирательный Земский собор, на котором впервые был избран царь — Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании (в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г.). Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание.
В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя-боярина. Правителем стал Борис Годунов.
Цари, избранные Земским собором, — это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:
Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й.
В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.
Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.
Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.
Создание Сборного уложения — это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:
-
;
- указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
- коллективные челобитные дворян и посадских людей;
- Кормчая книга;
- Литовский статус 1588 г. и др.
На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.
Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.
Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.
Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).
Земские соборы: условная классификация
Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.
По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.
Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:
- соборы, которые были созваны царем;
- соборы, созванные царем по инициативе сословий;
- созыв сословиями;
- избирательные — на царство.
Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:
Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.
Вопрос о земских соборах при первых Романовых является одной из наиболее популярных тем для обсуждения. Учёные и исследователи, участники научных конференций и дискуссий об истории, авторы книг, дипломных и курсовых работ ставили и ставят перед собой задачи: как можно больше узнать об этом сословно-представительном органе, раскрыть его особенности в период расцвета и падения.
Внимание к земским соборам обострялись в периоды первой и второй революционных ситуаций и во время революции 1905-1907 гг. не случайно. Обращение к прошлому государственных учреждений как бы показывало направление русского самодержавия по пути превращения его в буржуазную монархию без революционных потрясений и переворотов.
Файлы: 1 файл
КУРСОВАЯ.docx
На соборе 1642, созванного для обсуждения вопросов об Азове, выборные говорили также о положении московских и городовых дворян, что свидетельствует о том, что иногда на собраниях поднимались заранее не запланированные вопросы.
Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими также решались вопросы избрания нового царя на царство (в 1613 г. был избран родоначальник династии Романовых - Михаил). Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права (Соборное Уложение 1649 было принято Соборами). Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы.
Разнообразие функций земских соборов дает основание современным исследователям видеть в них не столько представительные учреждения, сколько бюрократические.
Обращаясь к вопросу о квалификации, я остановила свой выбор на классификации Черепнина. Он делит все соборы, прежде всего с точки зрения их общественно-политической значимости на четыре группы:
1) Соборы, созванные царем;
2) Соборы, созванные царем по инициативе сословий;
3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
4) Соборы, избирающие на царство.
Несомненно, в предложенной классификации есть условные моменты. Например, близки по своему назначению соборы третьей и четвертой групп. Однако установление того, кем и зачем собран собор, является принципиально важной основой классификации, помогающей пониманию взаимоотношений самодержавия и сословий в сословно-представительной монархии при первых Романовых.
Также Черепнин предлагал классификацию, выделяющую созывавшиеся царём соборы по вопросам, какими они занимались. Он выделяет из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: административных, военных, финансовых и судебных. Это соборы 1619, 1648, 1681—1682 гг. Как мы видим, приведенные даты совпадают с важными моментами в жизни страны: реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII в., создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей России.
Избирательные соборы, рисующие не только смену лиц на престоле, но и общественные и государственные изменения, этим вызванные, являются своего рода политической летописью.
Безусловно, чаще всего земские соборы созывались для решения вопросов внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Русским государством, и как-то мало убеждают высказывания, что происходило это чисто формально и правительство могло с решениями соборов не считаться.
Многие историки сходятся во мнении, разделяя время действия земских соборов на шесть периодов.
Хронологические рамки четвертого периода – 1613-1622 гг. Его можно назвать периодом становления соборов лишь как совещательных органов. Соборы действуют почти непрерывно. Через них проходит много вопросов текущей действительности.
С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
Пятый период – 1632 – 1653 отмечен редкостью упоминаний о соборах. Соборы собираются лишь для решения важнейших вопросов политики внутренней (составление уложения в 1649, восстание в Пскове (1650)) и внешней (русско-польские, русско-крымские отношения, присоединение Украины в 1653, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.
Последний период (после 1653 и до 1683-1684) – период падения значимости созыва земских соборов, усиление черт абсолютизма в системе русского самодержавного управления.
С 1654 до 1667 г. все силы и все внимание правительства и общества были поглощены внешними войнами. Во время войны и после нее правительство созывало несколько раз совещания представителей служилого или торгового класса особо для обсуждения некоторых частных вопросов, но оно уже не созывало больше земских соборов полного состава.
После 1653 г. царское правительство предпочитает созывать не соборы, а совещания с представителями отдельных сословий. Даже критические условия завершающего периода провалившейся денежной реформы (1660-1663 гг.) не повлекли за собой нового Земского собора. Последующие Земские соборы начала 80-х годов свидетельствуют о затухании этих сословно-представительных учреждений. Но это не мешает царизму сохранять некое подобие сословно- представительного начала в отношениях Украины с Россией. Ведь в полном составе в последний раз собор собирался в 1653 г. именно по вопросу о принятии Украины в состав Московского государства.
В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет.
Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-
представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов.
В первые годы правления царя Михаила Романова в обстановке неутихшей открытой классовой борьбы и незаконченной польской и шведской интервенции верховная власть нуждалась в постоянном содействии сословий при проведении мероприятий по подавлению антифеодального движения, восстановлению сильно подорванного в годы Смуты хозяйства страны, по пополнению государственной казны, укреплению военных сил, решению проблем внешней политики. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах .
7 февраля 1613 года большинство собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской династии. Таким образом, собор 1613 г. открывает новый период в деятельности земских соборов, в который они вступают как сложившиеся органы сословного представительства, играющие роль в государственной жизни, активно участвующие в решении вопросов внутренней и внешней политики.
В 1621 г. недели через две после приезда в Москву Филарет был поставлен в патриархи. Практически сразу он возбуждает уже важнейшие государственные вопросы и ставит их на разрешение собора. Первое, на что отец царя обратил внимание, была путаница в финансовых делах, в деле взимания податей. В июне этого же года собору были представлены указания, сделанные патриархом. Одной из проблем, описанных Филаретом, является неравномерное взимание подати с разоренных земель: одни из разоренных земель облагаются податью по дозорным книгам; с других же, не менее разоренных, берется подать по писцовым книгам. Так же при переписи земель допускаются постоянные злоупотребления дозорщиков и писцов. Доходили до царя известия о постоянных злоупотреблениях со стороны тяглых людей, которые в большом количестве или входили в особого рода долговую зависимость и тем самым освобождались от тягла и выходили из общины, или просто убегали из своей общины, заставляя тем самым её, в силу круговой поруки, платить за выбывших членов. Кроме этих податных злоупотреблений многие просят защитить их от насилия администрация, влиятельного боярства и т.д.
В акте 1621 г. записаны мнения четырёх групп: духовенства, боярства, дворян и детей боярских, гостинной и торговой сотен.
Собор постановил следующее: произвести снова перепись в местностях не разоренных, писцов и дозорщиков выбрать из надежных людей, привести их к присяге, взяв обещание не брать взяток и работать честно. Тяглых людей, выбежавших и заложившихся за бояр и монастыри, приказано найти и возвратить назад в общины, а на тех, кто их держал, наложить штрафы. Необходимо было составить роспись государственных расходов и доходов: сколько по частным росписям числится тех и других, сколько убыло доходов от разорения, сколько поступает денег, куда их расходовали, сколько их осталось и куда они предназначаются. Что касается жалоб на сильных людей, был оглашен царский указ: боярам князьям Черкасскому и Мезецкому поручить сыскивать про обиды влиятельных людей в особом сыскном приказе. Наконец, решили обновить состав Земского собора, заменив выборных людей новыми.
В этом приговоре собора резко выделяются две черты: прямо рисуется неудовлетворительное экономическое положение податных классов и уклонение от податей, а затем не удовлетворительное же состояние администрации с ее злоупотреблениями, о которых свидетельствовали столь частые челобитные.
Соборы 30-х годов связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах обсуждался недостаток средств и даже людей у правительства, в связи, с чем были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.
Собор 1642 г. был созван в связи с обращением к правительству донских казаков, с просьбой принять под свою защиту Азов, которым они овладели. На многолюдном соборе 1642 года члены Боярской думы, верхи духовенства, а также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых людей занимались изысканием средств помощи донским казакам, захватившим в устье Дона мощную крепость крымского хана Азов.
Сословно-представительный орган должен был обсудить вопрос: согласиться ли на это предложение и в случае согласия, какими силами и на какие средства вести войну с Турцией. Собору было предложено два вопроса по поводу Азова: Принять ли Азов от донских казаков? И если принять, то какими средствами держать его? На первый вопрос духовенство и меньшинство выборных не дало своего определенного мнения, предоставляя решение воле государя. "А в приемке города Азова, в том его государева воля".14 Остальное же большинство выборных прямо высказалось за принятие Азова и, следовательно, за разрыв с турецким султаном.
Земской собор — это высшее сословно-представительское учреждение Российского государства с середины 16 до конца 17 века, там обсуждали вопросы политики, экономики и административного хараактера, участие принимали представители всех слоев населения (за исключением крепостных крестьян).
Земской собор состоял из 3х основных учреждений: высшее духовенство ("освященный собор"), боярская дума и выборная курия (часть). Выборная курия в свою очередь состояла из:
— москвоские дворяне Государева двора;
— московская приказная администрация;
— выборное и городовое уездное дворянство;
— московская гостинная и суконная сотни;
— торгово-ремесленные люди тяглых слобод Московского посада;
— "Служилые люди по прибору" - казаки, стрельцы, государственные крестьяне (только на соборе 1613 г.)
Земские соборы созывы 16 - 17 века в России таблица
Причины созыва земского собора
Собор 1549 года
Собор 1566 года
Созван для обсуждения вопроса о продолжении Ливонской войны
Соборы 1584 - 1610 гг
Созывы соборов выполняют роль избрания новыых царей. (со смерти Ивана 4 и до конца Смутного времени)
Избрание на Земском соборе нового царя Бориса Годунова.
Соборы 1610 - 1613 гг
Во времена Ополчений земский собор становится органом верховной власти, занимается вопросами политики внешней и внутренне. Играет очень важную роль в жизни общества России.
Собор 1613 года
Земский собор завершил Смутное время и избрал на царство Михаила Федоровича Романова
Собор 1613-1622 гг.
Земские соборы заседают почти непрерывно и помогают Михаилу Романову в управлении государством. Решаются административные и финансовые вопросы, предотвращение вторжения Польши.
Собор 1642 года
Созван для решения Азовского вопроса. Казаки самостоятельно захватили крепость Азов и предложили принять ее в состав России, что грозило войной с Турцией. Собор постановил вернуть Азов
Утверждение нового свода законов — Соборного уложения Алексея Михайловича
Собор 1653 года
Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией
Собор 1682-1684 гг.
Угасание земской деятельности. Борьба за власть и многочисленные сословные совещания по разным вопросам, которые некоторые исследователи считают Земскими соборами. 1684 году состоялся последний созыв земского собора, который решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой.
С эволюцией государственного строя России от сословно-представительской монархии к абсолютизму Земские соборы ппекпашают свою деятельность
____________
Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб: 2013.
Предпосылки для появления Земских соборов создавались по мере: формирования единой территории Русского государства в XV - первой половине XVI веков; складывания с конца XV века традиции совместных заседаний соборов церковных (регулярно собирались с середины XV века) с Боярской думой (становившейся в XVI веке представительным органом русской аристократии); возникновения практики совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445 года, май 1471 года и др.).
В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов выделяются 4 периода их истории.
Первый период (конце 1540-х - конец 1590-х годов) приходится на царствования Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича. Большинство исследователей считают первым Земским собором т. н. Собор примирения (27-28.02.1549 года), на котором при участии монарха, митрополита и др. духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и др. представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530-1540-х годов, с рядовыми детьми боярскими. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника (смотрите Судебники XV-XVI веков). В Земском соборе, созванном 28.06.1566 года в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, участвовали, не считая представителей духовенства (более 30 человек), только представители земщины, притом лица, находившиеся в Москве (в ряде случаев депутаты, скорее всего, избирались из числа выборных дворян определённого уезда, бывших тогда в столице): около 270 членов Государева двора (с учётом думных лиц и приказных), свыше 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских западных уездов; всего свыше 370 человек.
Обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённых условиях продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 года, привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (позднее инициаторы акции были казнены). Участники проходившего в условиях нараставшего хозяйственного и социального кризиса Земских соборов конца 1580 годов, на котором преобладали представители военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (заключён не был).
Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 года (на одном присутствовали члены Освящённого собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на втором - крупные купцы и представители московского посадского населения), к участникам которых с различными посланиями обратился из Александровской слободы Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам Земских соборов относят войсковые собрания (соборы) в ходе казанских походов (1545-1552 годы) в январе 1550 года во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 года в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань); собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом пограничной службы), происходившие зимой 1571 года и в сентябре 1575 года под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых были разработаны меры по организации сторожевой службы, а также фактически фальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560 год) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева) (1568 год).
Второй период существования Земских соборов (конец 1590-х - начало 1620-х годов) совпал с системным кризисом общества и государства (события Смутного времени) и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей (1598 год) объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при созыве Земских соборов и во время их работы. В 1605-1622 годах Земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2-3 года (депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618 годах).
Расширилось сословное представительство Земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп (в т. ч. иноэтнических), а в трёх случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) - за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие (особенно с 1610 года) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях эпохи только через правильно сформированный Земский собор мог проявиться Божий выбор). От имени Земских соборах велись переговоры с др. государствами и предварительно заключались акты о будущем государственного устройстве Русского государства (в 1610, 1611 Земских соборах), так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти.
На ряде Земских соборах избирались правители государства или Земское правительство. На Земских соборах 1598 года, созванном по инициативе патриарха Иова, присутствовали около 600 депутатов, преобладали представители Государева двора по статусу (включая выборных дворян 21 города), первые позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освящённого собора, гости участвовали персонально (сообразно своему статусу), остальных торговых и посадских людей из Москвы представляли старосты и сотские. На нём 17(27) февраля царём избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и о времени венчания его на царство; в апреле Земский собор объявил поход-смотр всей армии в Серпухове. На соборе 19(29).05.1606 года царём был избран Василий Иванович Шуйский, среди участников Земского собора преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице. В августе1610 года от имени Земского собора заключён предварительный договор с гетманом С. Жолкевским об условиях избрания польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства.
Защита интересов сословных групп уездного дворянства и торгово-ремесленного населения, помимо участия в З. с., выразилась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).
История З. с. с развивавшимся выборным началом, с менявшейся (расширявшейся, а потом сужавшейся) сословной структурой, с расширявшейся проблематикой обсуждений, с формировавшимися процедурами созыва и проведения заседаний позволяет определить Рус. гос-во сер. 16 – 17 вв. как монархию с сословным представительством. В условиях эволюции гос.-политич. строя России к самодержавию З. с. перестали созывать.
Читайте также: