Изобразительное искусство и архитектура 19 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одним из талантливых учеников академии художеств был Брюллов. Ему принадлежат множество работ, например "Последний день Помпеи". Данную работу он сделал в Италии. Это произведение следует классицизму. На данной картине мы можем видеть красное небо, извержения вулканов, сильный ливень. Хотя в этой картине есть элементы романтизма.

Ещё один выпускник этой академии - А. А. Иванов. Он написал картинку "Явление Христа народу". На данной картине изображены люди, которые собираются принять крещение и новую веру. Действия происходят возле реки Иордан.

Также одним из художников был Венецианов. Он рисовал жизнь крестьян. Одним из его творений было "Гумно". На картине мы можем видеть русскую избушку. Эта картина очень красиво выражает жизнь крестьян. Здесь лошади, впряженные в телегу. Также здесь мы можем видеть грабли, веник.

Также талантливым художником был И. К. Айвазовский. Одной из его лучших работ называется "Девятый вал". На данной картине сильные волны бирюзового цвета, а на небе красивый закат.

Также в первой половине 19 века активно развивалась архитектура. Это все неспроста. Ведь в то время очень активно развивались города, а должна быть вещь, которая бы подчеркивала всё это. Например, было построено здание Адмиралтейства. А архитектором является А.Д. Захаров.

Также был построен новый Казанский собор. А архитектором является А.Н. Воронихина. Данный собор потрясающе вписывается в ансамбль Невского проспекта.

Мастером архитектурных ансамблей был К.И. Росси. Он построил Александровский театр. Кроме этого он застроил всю улицу, идущую от этого театра. Также он построил здание главного штаба.

Также великий архитектор О. И. Бове построил Большой театр и Манеж.

Скульптура тоже активно развивалась.

Например, памятник Козьме Минину. Он сделан скульптором Мартосом. А возле Казанского собора были построены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Данные скульптуры сделаны гениальным скульптором Орловским.

Ну и одним из самых замечательных памятников является памятник Николаю Первому. Император стоит на величавом коне. Скульптор, создавший этот памятник, называется П.К. Клодт.

Итак, в первой половине 19 века очень активно развивались архитектура, скульптуры и живопись. В этот период было рождено множество гениальных людей.

Развивалась архитектура, менялись стили. На смену господствовавшим весь 18 век барокко, рококо приходят ампир, эклектика и новый древнерусский стиль.

Архитектура первой половины 19 века

Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.


В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.

Ампир – стиль королей

19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:

  • колоннами;
  • лепными карнизами;
  • пилястрами;
  • образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
  • военной символикой;
  • богатым декором;
  • отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.

В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.

В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.

После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.

Архитектура второй половины 19 века

Возрождение древнерусского стиля

Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.


Другие стили второй половины 19 века

Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:

Ко второй половине 19 века относятся:

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись

Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746— 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.

Карл IV и его семья. Ф. Гойя. Слева (в тени) художник изобразил самого себя


Карл IV и его семья. Ф. Гойя. Слева (в тени) художник изобразил самого себя

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression — впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.

Читающая женщина. К. Коро (1796—1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов. В то же время на его творчестве лежит печать реализма


Читающая женщина. К. Коро (1796—1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов.
В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.

Впечатление. Восход солнца, 1882. Клод Моне (1840—1926)


Впечатление. Восход солнца, 1882.
Клод Моне (1840—1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму

Подсолнухи в вазе. В. Ван Гог (1853—1890)


Подсолнухи в вазе. В. Ван Гог (1853—1890)

Деревенская церковь. В. Ван Гог


Деревенская церковь. В. Ван Гог

Иа Орана Мария. П. Гоген (1848—1903)


Иа Орана Мария. П. Гоген (1848—1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити.
Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля

Розовое и зеленое. Э. Дега (1834—1917)


Розовое и зеленое. Э. Дега (1834—1917)


Девушка с мандолиной, 1910. Пабло Пикассо (1881—1973).
Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму — революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают

Зонтики. О. Ренуар


Зонтики. О. Ренуар

Музыка

В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Но и она подверглась влиянию индустриальной цивилизации, национально-освободительных и революционных движений, которые сотрясали Европу на протяжении всего столетия. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов. Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Развитие издательского дела способствовало быстрому печатанию нот и распространению музыкальных произведений. В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа.

Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. Часто обращались в своем творчестве к литературным произведениям — Шекспира, Гёте, Шиллера. Некоторые из них проявляли склонность к созданию гигантских оркестровых произведений, чего и в помине не было в XVIII в. Но это стремление так отвечало мощной поступи индустриальной цивилизации! Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. Так, он написал сочинение для оркестра, состоящего из 465 музыкальных инструментов, включая 120 виолончелей, 37 басовых, 30 пианино и 30 арф.

Никколо Паганини (1782—1840). Итальянский скрипач и композитор


Никколо Паганини (1782—1840). Итальянский скрипач и композитор.
Обладал такой виртуозной техникой, что ходили слухи, будто бы не иначе как сам дьявол обучил его игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне

Джузеппе Верди (1813—1901)


Джузеппе Верди (1813—1901)

Людвиг ван Бетховен (1770—1827)


Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

Фредерик Шопен (1810—1849)


Фредерик Шопен (1810—1849)

В XIX в. многие европейские страны дали миру великих композиторов и музыкантов. В Австрии и Германии национальную и мировую культуру обогатили Франц Шуберт и Рихард Вагнер, в Польше — Фредерик Шопен, в Венгрии — Ференц Лист, в Италии — Джоакино Россини и Джузеппе Верди, в Чехии — Бедржих Сметана, в Норвегии — Эдвард Григ, в России — Глинка, Римский Корсаков, Бородин, Мусоргский и Чайковский.

С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем — вальсом.


С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем — вальсом. Вальс возник в Австрии и в Германии в конце XVIII в., произошел от австрийского лендлера — традиционного крестьянского танца

Архитектура

Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений — вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.

Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 —1867 гг


Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 —1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

По своему настроению европейское искусство конца XIX — начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Первая половина XIX в. является важнейшим периодом в развитии изобразительного искусства - скульптуры, живописи, архитектуры. Это был период расцвета изобразительного искусства, утверждения в нем новой тематики, новых форм и жанров.

Андрей Никифорович Воронихин Российский архитектор

  1. Это, прежде всего, Отечественная война 1812 г. Война, вызвавшая небывалый патриотический подъем, показавшая величие и героизм народа в тяжелую годину испытаний, способствовала росту национального самосознания народа. Она привлекла пристальное внимание передовых слоев общества к угнетенному, забитому народу, веками находившемуся в рабстве, но не потерявшему человеческого достоинства и проявившему величие духа в борьбе с иноземным захватчиком.
  2. Вторым событием, повлиявшим на развитие искусства, было начало освободительного движения, восстание декабристов, поставившее задачу ликвидации отжившего общественного строя и освобождения народа от социального и политического рабства.

Эти события вызвали огромный творческий подъем среди деятелей искусства, определили тематику их произведений и их общественную направленность. Темы патриотизма, прославления подвига народа, утверждения достоинства простого человека, борьбы против всего старого, отжившего за свободу и счастье народа - таковы центральные вопросы в творчестве лучших представителей искусства.

Патриотический подъем начала XIX в. вызвал к жизни творчество целой плеяды замечательных архитекторов и скульпторов. К этому времени относится расцвет творчества замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814), создавшего изумительный памятник архитектурного искусства - Казанский собор в Петербурге.

 Казанский собор в Петербурге.

После Отечественной войны 1812 г. собор стал музеем русской славы, зданием-памятником. Здесь был погребен великий полководец М. И. Кутузов, помещены знамена, отбитые у наполеоновской армии, а в 30-х годах перед собором были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы скульптора Богзиса Ивановича Орловского. Этот архитектурный ансамбль досихпор поражает Совершенством форм, гармоничностью и величием.

Андреян Дмитриевич Захаров Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года

Крупнейшим архитектором начала века был Андрей Дмитриевич Захаров (1761 - 1811).

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Лучшее творение Захарова - здание Главного адмиралтейства в Петербурге, символизирующее морскую мощь России, выход ее в число мировых морских держав.

Карл Иванович Росси - Российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Изумительные архитектурные ансамбли создал в Петербурге Карл Иванович Росси (1775-1849): здание Главного штаба, Михайловский замок (ныне Русский музей), Александрийский театр с прилегающей улицей (ныне улица зодчего Росси).

Государственный Русский музей

Все это придало центру Петербурга тот стройный и монументальный вид, который сохранился до наших дней и восхищает нас красотой и законченностью.

Иван Петрович Мартос портрет работы Пьетро Росси

Знаменитым скульптором-монументалистом был Иван Петрович Мартос. Лучшим его произведением является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, символизирующий непреклонную волю народа в его борьбе с иноземными захватчиками.

Алексей Венецианов Автопортрет, 1811.

Сложный путь проделала и достигла большого совершенства русская живопись. Прославление полвита народа, идея его луховного пробуждения, обличение язв крепостнической России - таковы главные темы изобразительного искусства.

Павел Андреевич Федотов - его картина Сватовство майора

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой цели - борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

Музыка и театр

Больших успехов достигает русский драматический театр. На его сцене появляются прекрасные артисты, которые превращают театр из забавы для аристократов в школу жизни, в трибуну, с которой провозглашались идеи свободы, любви к родине и народу.

Огромную роль в борьбе за реализм в искусстве и литературе сыграли В. Г. Белинский и А. Й. Герцен. Они требовали от писателей, художников, артистов правдивого отображения жизни народа. Их самоотверженная борьба против самодержавия и крепостничества вдохновляла деятелей культуры на бескорыстное служение своему народу.

Русская культура развивалась в тяжелых условиях самодержавного и крепостнического гнета. Преждевременная смерть, тюрьма, каторга, бессрочная солдатчина вырывали из жизни лучших представителей культуры. И тем не менее русский народ выдвинул такие таланты, которые создали шедевры мирового искусства.

Культурное содружество народов России

Первая половина XIX в.- это период формирования русской, украинской, белорусской и других наций входивших в состав России. У всех народов значительного развития достигла национальная культура. Украинский народ выдвинул из своих рядов замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Творчество Шевченко неразрывно связано с передовой русской культурой. Он сложился как художник слова под влиянием замечательной поэзии Пушкина и Лермонтова, революционных взглядов Белинского и Герцена. Это придавало его поэзии огромное общественное звучание. Сблизившись с Чернышевским и Добролюбовым, Шевченко вместе с ними участвовал в революционном движении.

В Белоруссии в первой половине XIX в. начал свою деятельность основоположник белорусского литературного языка писатель В. И. Дунин - Марцинкевич.

В развитии национальных культур положительную роль играло содружество народов нашей страны, взаимодействие культур, благотворное влияние передовой русской культуры и революционной общественной мысли.

Читайте также: