Бюрократия и бюрократизм в механизме государства тгп кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основные черты бюрократии:

o это явление общественное, социальное, присуще только социуму (обществу);

o бюрократия, как и демократия неразрывно связана с таким социальным явление как власть;

o бюрократия может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации. Бюрократия может существовать только в том случае, когда объект и субъект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии.

Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам:

1) Теория Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии (составила фундамент современной практики государственного управления многих западных стран):

o Бюрократы – профессиональные управленцы, без которых не может существовать ни одно общество в организованной форме. Они представляют собой абсолютно необходимую часть государственного аппарата и, хотя сами не создают никаких материальных ценностей, тем не менее, выполняют социально полезные функции;

o Бюрократическая организация – это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления, которое характеризуется ведением дел компетентными и беспристрастными исполнителями в полном соответствии с законом;

o Упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника, и отступление от которых расценивается как должностной проступок;

o Иерархическая организация – наличие должностной субординации;

o Внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению.

o Свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей;

o Наличие профессиональных знаний, в т.ч. в области права.

Вебер считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

Современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции, дополнив ее необходимостью учета субъективного фактора, который Вебер отрицал (речь идет о человеческой стороне организации управления, об учете социально-психологических аспектов поведения управленцев), и идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.

3) Восточная теория (имперская, азиатская, китайская). Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти, а не служило обществу.

Т.о. бюрократия — это определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях.

Необходимо различать бюрократию и бюрократизм. Бюрократизм — это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм – это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях. Бюрократизм порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:

o отрыв аппарата управления от общества, в результате чего исполнительная власть становится фактически независимой и безответственной;

o чиновники превращаются в самостоятельную силу, которая стремится подчинить правила управления собственному сохранению и использует свое положение для распоряжения общественными делами;

o чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий, поскольку у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу;

o в бюрократической организации заложен антидемократизм, т.к. чиновник считается единственно компетентным лицом;

o бюрократизм ведет к бессмысленному формализму (соблюдению процедуры);

o расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов, а, следовательно, к усложнению контроля над ним;

o стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти;

o консерватизм, безразличие к конечному результату своей деятельности.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, то есть во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем, чем больше в системе бюрократиз­ма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бю­рократией возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на сле­дующее обстоятельство.

Ранее было замечено, что радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, то есть переход на само­управление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. И в таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом.

Справочно: Государственная служба

Государственный служащий – гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, т.е. за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджетов, реализующий задачи и функции этого органа.

Государственная служба – профессиональная общественно-полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах.

Наряду с государственными действую муниципальные служащие, которые исполняют обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, особенностями которого являются:

o особый порядок принятия на службу: система назначения на конкурсной и контрактной основе, периодическая аттестация, служебные чины и звания и т.п.;

o система строгого административного подчинения, действия в пределах служебных должностных инструкций, бюрократический характер работы;

o особый порядок соблюдения принципа законности (обязанность соблюдения конституции и законов, ведомственных инструкций, приказов и распоряжений);

o возмездный характер труда;

o дисциплинарная и должностная ответственность в ряде случае в особой форме, установленной контрактом или уставом соответствующего органа власти;

Государственная служба предусматривает также ряд ограничений к государственным служащим: запрет на занятие другой оплачиваемой деятельности, предпринимательской деятельностью и т.п.

Виды государственных служащих:

1) В зависимости от видов государственной деятельности: служащие представительных органов, органов исполнительной власти, органов судебной власти;

2) По характеру труда: руководители, специалисты, технические исполнители;

3) По юридическим свойствам должностей: служащие, имеющие государственно-властные полномочия и не имеющие таковых;

4) По роду деятельности: служащие в государственном аппарате, военнослужащие;

Бюрократизм – это негативное проявление бюрократии как государственного аппарата профессиональных чиновников, которое заключается в необоснованной усложненности бюрократического аппарата, излишней формальности, бумажной волоките и пр.

Бюрократия как особое социальное явление, опосредующее деятельность назначенных чиновников за плату за счет казны государства, реализующих задачи публичного управления, широко исследовалась впервые в трудах М. Вебера. Он разрабатывал теорию позитивной бюрократии: по мнению ученого, бюрократию следует рассматривать как наиболее эффективную форму административной организации публичного управления. Бюрократия обеспечивает стабильность, надежность и строгое соответствие фактического управления установленным в законодательстве задачам.

С момента возникновения и до сегодняшнего дня бюрократия играет значительную роль в публичном управлении. При этом она эволюционировала вместе с общественным развитием.

Но здесь необходимо отметить, что практика публичного управления через аппарат чиновничества продемонстрировала и негативные черты такого социального явления как бюрократия. Та точность и строгость в реализации управленческих задач, которую отмечал М. Вебер, нередко в реальной управленческой практике трансформируется в стандартизированное, оторванное от реальных обстоятельств, шаблонное соблюдение установленных законом процедур и правил, что лишает саму систему публичного управления и осуществляемую ей деятельность гибкости и оперативности в реализации управленческих функций. Бюрократия как строго организованная сила лишена возможности самостоятельно реагировать на преобразование общественной среды, изменения социально-политического строя. Иначе говоря, бюрократический аппарат способен реализовать функции публичного управления в рамках той процедуры, которая закреплена нормативными правовыми актами и не способен к самостоятельной прогрессивной трансформации методов и инструментов решения управленческих задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Неэффективный бюрократический аппарат нередко упрекают в излишней централизации, бумажной волоките, неоправданном следовании формальным процедурам и пр. Указанные черты не следует рассматривать как имманентно присущие бюрократии: это негативная тенденция, которая в определенных общественно политических условиях характеризует бюрократический аппарат.

Понятия бюрократии и бюрократизма

Бюрократия трактовалась М. Вебером в качестве наиболее предпочтительной модели организации публичного управления. Им выделялись такие принципы бюрократии, как:

  • авторитарный характер власти руководителя, отдающего распоряжения и контролирующего их реализацию;
  • деятельность, осуществляемая в строго установленных рамках, в соответствии с регламентированной процедурой управленческих функций подконтрольными профессиональным служащими – чиновниками.

На практике модель строго регламентированной реализации управленческих функций профессиональными чиновниками нередко искажалась публично-правовой организацией верховной власти в государстве. Такое социальное явление и именуется бюрократизм. Характеристиками бюрократизма следует считать:

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Государство, существуя, постоянно проявляет себя. И эти проявления часто называют механизмом государства. Давайте разберемся, что это такое.

Механизм государства – понятие и структура, функции бюрократии и бюрократизма

Понятие механизма государства

В государстве существует целая система органов. Все они функционируют на основе общих принципов и правил, у них есть общие, единые задачи и цели, которые они выполняют по единому плану.

Между ними есть иерархия, то есть различные учреждения и органы подчинены одни другим, а их деятельность скоординирована. Каждому органу поручена своя часть работы. Одни управляют, то есть руководят. Другие являются органами принуждения, без которых государство существовать не может. Органы принуждения – это полиция, армия, тюрьмы и т.п.

Все функции государства выполняются через то, что и принято называть механизмом. Кратко можно сформулировать так.

Механизм государства – это вся иерархическая система государственных органов и учреждений, которые в целом и осуществляют государственную власть, выполняют задачи и функции государства.

Связь между механизмом и функциями государства

Механизм существует для выполнения функций. Но что первично: сначала некий орган проявляет власть или сначала возникает в этом потребность?

Принято считать, что инициатива за функциями. В обществе возникает некая проблема, которая приобретает значение и требует решения, то есть какой-то функции со стороны государства. В ответ возникает действие определенных элементов системы. Скажем, волнения на почве расовой ненависти вызывают активизацию органов принуждения.

Механизм государства и государственный аппарат

Как правило, в учебниках эти понятия считаются совпадающими по своему содержанию.

Бюрократия и бюрократизм

Не существует единого мнения по поводу того, полезна или нет бюрократия. Ясно, однако, что без бюрократического аппарата существовать современное государство не может.

Бюрократия – это система четких и конкретных правил, обязательных для исполнения всеми чиновниками.

Принципы организации деятельности механизма государства строго регламентируются различными предписаниями и правилами. Конечно, это делает аппарат менее гибким и способным на нестандартное реагирование. Но зато ограждает государство от произвола.

Что же касается бюрократизма, то этот термин обычно употребляется в отношении проблемы, существующей сегодня также во всех странах. Бюрократизм – это засилье бумаг, различных мелких правил и инструкций, которые позволяют чиновникам незаметно подменять интересы государства своими собственными и решать личные задачи (например, собственного обогащения) за счет казны.

Как проявляется механизм государства

Будучи конкретной материальной структурой, механизм государства проявляет себя в конкретных действиях.

Обычно выделяют три формы деятельности государственного механизма или, иными словами, формы осуществления функций государственного аппарата.

  • Разработка правовых и нормативных актов, законов и т.п.; ее нередко называют правотворческой.
  • Реализация этих законов и норм; это правоприменительная функция, а исполняют ее обычно так называемые компетентные органы.
  • Существует правоохранительная функция; ее исполнение возложено на полицию и другие силовые структуры.

Это деление органов механизма государства по правовым формам деятельности.

Механизм государства – понятие и структура, функции бюрократии и бюрократизма

Но есть и другие варианты классификации:

  • по иерархии: центральные, республиканские и местные;
  • по срокам полномочий: постоянные (например, прокуратура) и временные (временная администрация);
  • по разделению властей (законодательные, исполнительные и судебные);
  • по форме реализации деятельности: законодательные (к примеру, Законодательное Собрание РФ), исполнительно-распорядительные (скажем, министерства), судебные, контрольно-надзорные (например, прокуратура) и т.д.

Монетарная политика

К функциям государственного механизма можно отнести и формирование монетарной денежной политики, то есть регулирование объема денежного предложения. При этом надо иметь в виду, что в условиях современного российского государства с рыночной экономикой роль аппарата государства сводится только к регулированию количества денег в обращении. В остальном рынок регулирует себя сам.

Что мы узнали?

Мы познакомились с понятием и структурой механизма государства и выяснили, что это структура государственных органов и учреждений. Его признаки: целостность, иерархичность, функциональность, действия в рамках законов. Существуют разные способы деления органов механизма государства.

Обществознание Основные теории происхождения государства кратко – норманская, психологическая, ирригационная, органическая

По мнению Вебера бюрократия - рациональная организация государственного управления, государственного аппарата на основе верховенства обязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто он есть, и в отношении которых они выполняют[13]. Все люди равны перед порядком. Объединение становится гарантией от недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. Маркс относился с отвращением к бюрократии, оценил его как абсолютное зло.

Главный ресурс бюрократов – это власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти и ее самовозрастание. Отсюда раздутие государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика поможет избавиться от этого негативного явления.

Бюрократия как социальный феномен способна возникать при любом государственном устройстве, а условиями ее всевластия являются:

2) в условиях монополизма государственной собственности или натурального хозяйства, т. е. при отсутствии класса собственников (частных или коллективных) и свободных рыночных связей – гражданского общества, ее роль может многократно возрастать;

3) роль бюрократии также становится неадекватной при преобладании редистрибутивных (перераспределительных) отношений. Возможны и иные условия и предпосылки бюрократизации.

Воплощением бюрократии является государственный аппарат управления. Основной закон бюрократки – четкое и безошибочное функционирование, направленное на результат, поставленный вышестоящим руководством в рамках идеологии правящего социального слоя[15].

Чтобы достичь этого, необходимо знать, что:

1) организация стремится использовать все средства для обеспечения своей устойчивости;

2) люди работают таким образом, что могут быть взаимозаменяемы, поэтому каждый обязан выполнять только одну задачу;

3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования;

4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаимоотношениях.

Важные посты в бюрократической организации строго подчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждый сотрудник несет ответственность своему начальству, и за его собственные решения и за действия подчиненных.

Формальные инструкции несут важную нагрузку. Благодаря им достигается единообразие и согласованность в действиях подчиненных. Они же обеспечивают взаимозаменимость работников (в случае болезни или увольнения) и непрерывность деятельности организации.

Служащие организации – это прежде всего наемные работники. Организация может нанимать и увольнять работников, повышать или понижать их в должности, сообразуясь не с личными интересами кого-либо, а исключительно с целями организации. Статус наемного работника не позволяет организации использовать индивида сверх меры и по произволу.

Должностные лица имеют официально установленный рабочий день, сверх которого без его согласия никто не имеет права занимать. Чиновники в типичной бюрократической организации не выбираются, а назначаются. Они зависят от начальства, а не нижестоящих органов. Назначение несет полную ответственность перед вышестоящим должностным лицом.

При этом надо иметь в виду, что ответственность не то же самое, что власть.

Начальник не может по своему усмотрению, без достаточных на то оснований уволить сотрудника. Последний заключает трудовой договор на длительный срок, наделяется важными правами и подлежит защите от произвольного увольнения. Вознаграждение выдается ему в виде жалованья, а после отставки назначается пенсия.

Сравнение бюрократического господства со всеми ранее существовавшими типами – патриархальным, сословным, харизматическим – убеждает в несомненном преимуществе первого. Бюрократия является самым сложным и рациональным устройством, когда-либо придуманным человеком.

Доминирующая черта бюрократии – четко установленная иерархия позиций, в которой низшие позиции контролируются и подчиняются высшим. В бюрократической пирамиде объем власти уменьшается, а количество подчиненных по мере движения сверху вниз возрастает.

Разделение труда в бюрократической организации означает, что каждый выполняет одну функцию. Специализация относится не только к людям, но и единицам, входящим в состав организации: каждый из них выполняет одну функцию.

Каждому исполнителю начертан четко прописанный круг обязанностей, так что он знает, что от него ждут и что он может ожидать от организации, такие, как своевременная заработная плата за фиксированную сумму, отпуск, медицинское страхование и другие гарантии[17].

Заключение

С учетом всего сказанного можно выделить следующие черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти:

Это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).

Явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть.

Бюрократизм, в принципе, может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти (именно так организована государственная власть).

Проблема бюрократизма характерна для официально оформленных общественных образований (коллективов, организаций), хотя по существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в условиях их разделенности.

Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга, которое таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы, в чем и состоит суть бюрократизма, его сущность.

Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа организации власти и управления, а именно - переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В этих случаях должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта власти и объекта.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом.

Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Это обстоятельство определяет возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.

Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму в разной степени: в наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат управляющих, государственных служащих, составляющих костяк исполнительной власти, а в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем.

Бюрократия и демократия выступают как антиподы: они представляют собой противоположные по своей сущности способы организации власти.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Читайте также: