Греческие поселения на дону кратко

Обновлено: 06.07.2024

Урок-презентация по истории Донского края для 5 класса.

ВложениеРазмер
Первые греческие поселения на Дону 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Первые греческие поселения на Дону

Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы: 1 .Какие события отражены на этой карте? Ответ поясните. 2 .Почему греки покидали Грецию? 3 .Что можно сказать о связях греческих колоний с самой Грецией? 4 . Какие греческие города возникли как греческие колонии?

Массовые переселения и создание колоний продолжались 300 лет (с VIII по VII вв. до н.э.) Это время называется эпохой великой греческой колонизации.

В VII в. до н.э. греки стали плавать к северному побережью, а затем и к берегу Азовского ( Меотического моря).

Находки на дне Таганрогского залива.

Вопросы от Клио 1.Зачем красить корабли в синий цвет?

2.Афинский ученый Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Так ли это? Если да, то чем это можно объяснить?

3.Составьте рассказ от лица любого участника событий, изображенных на рисунке.

Спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данная сценическая постановка разработана для учащихся четвёртых классов школ с углубленным изучением английского языка. В постановке участвуют 8 человек.Сценка позволяет ученикам окунуться в ис.


Презентация на тему "Первое освобождение Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

Презентация на тему "Первое освобождение Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков" в ноябре 1941 года.


Тест по теме:"Греческие поселения на Дону"

Предлагаю 2варианта итогового теста по теме :Греческие поселения на Дону" с заданиями типа А, B, C.

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПУРИТАН В РАЗВИТИИ АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЙ В ЭПОХУ ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ (1607-1620)


Первые поселения на территории нашего края

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 класса.


Форма мероприятия: классный час Цели мероприятия: патриотическое воспитание подрастающего поколения Задачи: ознакомить учащихся с историей освобождения; чтить память и подвиг земляков.

Эти города были весьма крупными, экономически развитыми торговыми факториями и центрами эллинистической культуры. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. В V в. до н.э. города-колонии объединились в Боспорское царство, в городах и округах которого проживало смешенное греческое и местное население. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства — единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы, описания быта, костюмов и одежды.

Боспорские города объединяли общие экономические интересы, необходимость обеспечения свободы мореплавания и ведения согласованной политики в отношении беспокойных соседей. Этническая палитра их жителей представляла пестрое, яркое смешение боспорских греков и осевших на земле кочевых степняков. И все они осознавали себя полноправными гражданами своих городов-полисов.

Танаис был основан в III веке до н. э. греками Боспорского царства на высоком берегу Мертвого Донца, тогда практически соединявшегося с заливами Азовского моря. Меотийское озеро (Азовское море), куда впадает рукав Дона - Мертвый Донец, - тогда было совсем близко от города, и это, естественно, создавало благоприятные условия для развития морской торговли не только с Боспором, но и с другими городами материковой Греции и Малой Азии. В городе Танаисе, расположенном на пересечении морских и сухопутных торговых путей, который входил в состав Боспорского царства и подчинялся его наместнику - пресбевту, жили купцы и ремесленники, земледельцы и воины. Надписи на каменных плитах, найденных при раскопках, говорят о том, что население города было смешанным. Население города и ближайшей округи состояло на 45-50 % из греков, также в состав танаитов входили представители местных народов: скифов, сарматов, алан, меотов, которые впоследствии совместно управляли городом, фактически составив новую этносоциальную общность - танаитов. Греческие торговцы вывозили с берегов Дона рабов, красную рыбу, мед, шкуры животных. Привозили же сюда посуду, вино, масло, ювелирные изделия, одежду и оружие, постоянно шёл культурный взаимообмен.




Танаис имел собственное высокоорганизованное, достаточно развитое управление и являлся не только торговым портом, но и своеобразным государством-полисом внутри Боспорского царства. Не смотря на то, что город находилсяся под жёстким контролем боспорского наместника – пресбевта, в нём существовала развитая выборная система местного демократического самоуправления. Со временем сложилась система дуумвирата. Община танаитов-эллинов управлялась выборным - эллинархом, общину танаитов не эллинского происхождения возглавлял - архонт. Совет Магистрата города включал так же: гимнасиарха - воспитателя молодёжи, лохага - военачальника, номофилага - судью, начальника порта - эмпориона, рыночного администратора - агоранома, казночея - простета, распорядителя общественных работ - эпимилета, которые следили за поддержанием порядка в городе. Большинство должностей магистрата было выборными. Таким образом, история и культура демократического самоуправления на Дону имеет древние традиции и восходит не только к известным традициям казачьих Кругов XVI века, но и к эллинистическим формам полисной демократии с III в. до н.э. фактически самым древним на территории Российского государства.

В период начавшегося процесса Великого переселения народов город неоднократно подвергался нападению кочевых племен. В III веке нашей эры его разрушили германские племена остготов, но постепенно он был опять восстановлен. В IV веке нашей эры Танаис и его подонскую округу окончательно уничтожили и разрушили, практически сожгли до основания, орды новых азиатских кочевников - гуннов. И с IV по VII век нашей эры в дельте Дона практически не было оседлого населения, здесь жили сменяя друг друга, в основном только кочевые племена. Однако влияние античной греко-римской цивилизации и культуры в Приазовье сохранялось и позднее. Об этом свидетельствует восстановление сложившихся во времена Танаиса торговых и культурных связей со Средиземноморьем и возникновением при поддержке Византии в XI - XII в.в. на левом берегу Дона в Приазовской дельте (в месте, близком от Танаиса), генуэзко-веницианской торговой фактории, а затем и города Таны.

Эти города были весьма крупными, экономически развитыми торговыми факториями и центрами эллинистической культуры. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. В V в. до н.э. города-колонии объединились в Боспорское царство, в городах и округах которого проживало смешенное греческое и местное население. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства — единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы, описания быта, костюмов и одежды.

Боспорские города объединяли общие экономические интересы, необходимость обеспечения свободы мореплавания и ведения согласованной политики в отношении беспокойных соседей. Этническая палитра их жителей представляла пестрое, яркое смешение боспорских греков и осевших на земле кочевых степняков. И все они осознавали себя полноправными гражданами своих городов-полисов.

Танаис был основан в III веке до н. э. греками Боспорского царства на высоком берегу Мертвого Донца, тогда практически соединявшегося с заливами Азовского моря. Меотийское озеро (Азовское море), куда впадает рукав Дона - Мертвый Донец, - тогда было совсем близко от города, и это, естественно, создавало благоприятные условия для развития морской торговли не только с Боспором, но и с другими городами материковой Греции и Малой Азии. В городе Танаисе, расположенном на пересечении морских и сухопутных торговых путей, который входил в состав Боспорского царства и подчинялся его наместнику - пресбевту, жили купцы и ремесленники, земледельцы и воины. Надписи на каменных плитах, найденных при раскопках, говорят о том, что население города было смешанным. Население города и ближайшей округи состояло на 45-50 % из греков, также в состав танаитов входили представители местных народов: скифов, сарматов, алан, меотов, которые впоследствии совместно управляли городом, фактически составив новую этносоциальную общность - танаитов. Греческие торговцы вывозили с берегов Дона рабов, красную рыбу, мед, шкуры животных. Привозили же сюда посуду, вино, масло, ювелирные изделия, одежду и оружие, постоянно шёл культурный взаимообмен.

Танаис имел собственное высокоорганизованное, достаточно развитое управление и являлся не только торговым портом, но и своеобразным государством-полисом внутри Боспорского царства. Не смотря на то, что город находилсяся под жёстким контролем боспорского наместника – пресбевта, в нём существовала развитая выборная система местного демократического самоуправления. Со временем сложилась система дуумвирата. Община танаитов-эллинов управлялась выборным - эллинархом, общину танаитов не эллинского происхождения возглавлял - архонт. Совет Магистрата города включал так же: гимнасиарха - воспитателя молодёжи, лохага - военачальника, номофилага - судью, начальника порта - эмпориона, рыночного администратора - агоранома, казночея - простета, распорядителя общественных работ - эпимилета, которые следили за поддержанием порядка в городе. Большинство должностей магистрата было выборными. Таким образом, история и культура демократического самоуправления на Дону имеет древние традиции и восходит не только к известным традициям казачьих Кругов XVI века, но и к эллинистическим формам полисной демократии с III в. до н.э. фактически самым древним на территории Российского государства.

В период начавшегося процесса Великого переселения народов город неоднократно подвергался нападению кочевых племен. В III веке нашей эры его разрушили германские племена остготов, но постепенно он был опять восстановлен. В IV веке нашей эры Танаис и его подонскую округу окончательно уничтожили и разрушили, практически сожгли до основания, орды новых азиатских кочевников - гуннов. И с IV по VII век нашей эры в дельте Дона практически не было оседлого населения, здесь жили сменяя друг друга, в основном только кочевые племена. Однако влияние античной греко-римской цивилизации и культуры в Приазовье сохранялось и позднее. Об этом свидетельствует восстановление сложившихся во времена Танаиса торговых и культурных связей со Средиземноморьем и возникновением при поддержке Византии в XI - XII в.в. на левом берегу Дона в Приазовской дельте (в месте, близком от Танаиса), генуэзко-веницианской торговой фактории, а затем и города Таны.

Наталья 3 193 0 Ростовская область История
Статья опубликована: Последнее обновление:

Городище Танаис

История Танаиса удивительна и временами загадочна. Здесь в тесном единении сплелись судьбы многочисленных народов, населявших эти края. Скифы, сарматы, греки, половцы… Существуют в этих местах и легенды об амазонках.

Так что же это за город, Танаис? Правда ли здесь жили амазонки, или это все мифы? Правда ли, что некогда в устье Дона был процветающий античный город? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы в данном посте.

За 1000 лет до начала новой эры широкие просторы побережья Меотийского озера (ныне Азовского моря) и низовья впадающих в него рек заняли киммерийцы.

400 лет спустя киммерийцев с насиженных мест вытесняют воинственные кочевники скифы, пришедшие в степи придонья из Азии. Скифы были умелыми воинами. Очень быстро им удалось подчинить своему влиянию огромные территории вплоть до сирийских границ Египта. Но вскоре на юг России пришли родственные скифам сарматы.

Племена скифов на Дону

На рубеже V- IV вв. до н.э. отношения скифов и сарматов начинают портиться. Постепенно сарматам удалось вытеснить скифов с плодородных пастбищ подонья в степи Крыма. Воинственные сарматы (савроматы) отличались от скифов тем, что оружием в них наравне с мужчинами владели и женщины. В том числе женщины могли и возглавлять свой народ.

Об одной такой сарматской женщине существует красивая легенда.

Сарматские женщины

К 14-ти девочка освоила письменность, секреты местной магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. Тогда же она начала участвовать в вооруженных походах своего народа.

В 16 юная дева стала верховной жрицей нескольких савроматских племен. Вот только дела жриц мало интересовали Лисиппу. Ей было больше по душе решать военные вопросы. И тогда Амор принимает ответственное решение – передать бразды правления своей дочери. Недолго думая, Лисиппа согласилась.

Легенда об амазонках

— Только мы, савроматские женщины-воины можем жить на берегах реки с таким удивительным названием! – провозгласила она.

Местные мужчины были поражены ее красотой, но даже приблизиться к ней никто не осмеливался. Домой Лисиппа вернулась уже царицей. Буквально сразу по прибытию она начала замышлять еще более дальний поход для заключения новых союзных связей. Месяц спустя войско Лисиппы отправилось в неведомые земли верховья Амазона, где жили греки.

Греческих верховных вождей поразили мудрость, красота и искусство дипломатии юной савроматской царицы. Еще более поразило их ее умение гордо сидеть в седле и умело владеть оружием. От сопровождавших царицу воинов греки узнали, что армия прибыла из степей вблизи Амазона. Тогда-то и появились первые легенды об амазонках, населяющих берега Амазона вблизи Меотийского озера.

По законам Эллады союз племен должен был подкрепляться браком знатных особ. Замуж Лисиппа выходить никак не собиралась, но из воинов союзников один ей все-таки приглянулся. Его звали Беросс. Долгие беседы под луной переросли для молодых в пылкую любовь. Вот только молодым так и не суждено было быть вместе. Союз был заключен. Лисиппа со своим войском вернулась домой, где жизнь потекла своим чередом.

Он рос крепким и здоровым малышом. С раннего детства был скромен и трудолюбив. К четырнадцати он полностью овладел боевым искусством. Вот только отсутствие отцовского воспитания взрастило в молодом юнце высокомерность и циничность. Несмотря на все недостатки, мать души не чаяла в своем красивом отпрыске. Единственное, что она не могла простить – чрезмерное кокетство с девушками. Лисиппа верила, что ее сын станет настоящим воином, которому не стыдно передать трон, несмотря на то, что в семье подрастали еще две дочери.

Беседа Танаиса с Лисиппой

Разгневанный юнец отправился к матери, желая убедить ее переписать законы. Однако разговор не задался. Мать не поддержала намерения сына.

Сердце юноши разрывалось на части. Его мать оскорбила его царское и мужское достоинство, внезапно вспыхнувшая любовь обречена… Всю ночь царевич не спал, а поутру увидел у своего шатра группу воинов из личной стражи матери.

— Она вздумала меня арестовать? Никогда не бывать этому! Если нет на этой земле свободной любви, то и жить здесь незачем! — с этими словами самовлюбленный юноша выскочил из шатра и отправился к обрывистому берегу Амазона.

Над степями зардело восходящее солнце. Последний раз взглянув в ярко-алую пелену, Танаис раскинул руки и бросился вниз.

Амазонки Подонья

Со временем, греков стали манить берега далекого Танаиса. В III в. до н.э. эллины из Боспорского царства (ныне Восточный Крым) снарядили свои корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи.

Греки на берегах Танаиса

Греки на берегах Танаиса

Здесь, на правом берегу Мертвого Донца, в прошлом основного рукава устья реки Танаис, они основали свое поселение с одноименным названием. Очень быстро античный город в устье Дона стал крупнейшим торговым центром северного края обитаемого мира. Здесь греки торговали с кочевниками Подонья и Приазовья. Постепенно древняя культура эллинов тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи, давшие основу развития многих народов нашей страны.

Танаис в античности

Город Танаис во времена античности

Танаис, как и другие античные города, пережил в своей истории периоды бурного роста и расцвета, сменяющиеся периодами полного забвения. Он просуществовал почти восемь веков с III в. до н.э. до середины V в. н.э.

За период своего существования городище дважды разрушали. Первый раз в 237 г. н.э. готы, спустя 140 лет восстановленный город разрушили сарматы. После до конца восстановиться ему так и не удалось. Поэтому к V в. поселение пришло в запустение.

Арендовать автомобиль

В средние века река немного поменяла свое русло. Вместе с рекой южнее ушли и люди. Обосновались здесь венецианские купцы. Вблизи устья Дона они основали торговую факторию Тана, контроль над которой позднее перешел к генуэзцам, построившим здесь генуэзскую крепость.

Во времена половцев колония получила сокращенное название Тан. От половцев в поселении остались древние изваяния и небольшое святилище.

Половецкое святилище

В 1395 г. войска Тамерлана полностью разрушили стены и сровняли город с землей. В XV в. колонию Тан частично восстановили, правда немного южнее, на месте современного Азова.

При Петре I античный город окончательно перестал существовать. А поселение вблизи старых руин получило современное название – Недвиговка. Здесь стали селиться украинские переселенцы. Позже к ним присоединились и казаки.

В 1823 г. Танаис был открыт заново, теперь как археологический объект. Первым поиски античного города в устье Дона начал член-корреспондент Парижской академии, полковник И.А. Стремпковский. Именно он предположил, что греческое поселение нужно искать на месте современной Недвиговки. Однако поддержки от царской власти Стремпковский так и не получил. Идея найти греческий город предалась забвению.

Археологические раскопки городища

Городище Танаис в XXI веке

Позже к императорскому престолу пришел Николай I. Особой страстью государя были сокровища курганов. Именно по его высочайшему распоряжению, спустя 30 лет после исследований Стремпковского, в донские степи была снаряжена научно-исследовательская экспедиция. Возглавил ее профессор Московского университета П.М. Леонтьев, позже его дело продолжил барон В.Г. Тизенгаузен.

Леонтьев нещадно перерыл 20 курганов, но ничего ценного в них не нашел, потому как они уже давно были разграблены кладоискателями. Не теряя надежды на успех, Леонтьев принялся раскапывать городище. Раскопки велись бессистемно, методом разрушительного поиска, чем нанесли гигантский вред городищу. Профессор рассчитывал в устье Дона раскопать античный город с богатой греческой архитектурой, однако с каждым снятым слоем почвы понимал, что его представления больше миф, чем реальность.

Окончательно потеряв надежду найти ценности, Леонтьев заявил, что в Недвиговке не существует никакого греческого поселения. Раскопки были полностью остановлены и заброшены.

С 70-х гг . XIX в. вплоть до революции местные жители растаскивали античные камни под собственные нужды. Много домов и сараев было построено в Недвиговке из этих исторических камней.

И лишь с приходом советской власти все памятники древности были объявлены достоянием государства, находящимся под охраной советского закона.

В 1955 г. Нижне-Донская археологическая экспедиция в составе сотрудников Академии наук СССР, студентов и профессоров Ростовского университета и сотрудников Ростовского краеведческого приступила к научному изучению античного городища. В конце 50-х раскопанное городище и курганный могильник были признаны заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт первый и самый крупный в России археологический музей-заповедник, общей площадью более 3000 га.

Сегодня Танаис – один из крупнейших археологических музеев России и самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Натик Боярская

Греческие поселения в Приазовье возникли в 1780-е годы. Переселению греков в пределы Российской империи, на земли, отвоеванные у Турции, способствовала политика правительства Екатерины II. Многолетние кровопролитные войны России и Турции за обладание Крымом и прилегающими территориями привели к переходу обширнейших земель на Азовском и Черном морях под юрисдикцию российского государства.

Перед российским правительством встал вопрос заселения и освоения новых владений. До прихода сюда переселенцев с Крымского полуострова местность была малозаселенной, а земли оставались невозделанными.

В действительности же переселенцы называли свои новые поселения по названиям тех мест на территории Крыма, откуда они пришли. На современной карте Донецкой области мы можем увидеть села: Ялта, Урзуф, Старый Крым, Сартана и др. В самой Ялте есть район под названием Массандра.

Несколько десятилетий ушло у переселенцев на освоение новых территорий. Основными занятиями местных жителей было землепашество, разведение мелкого рогатого скота, овощеводство. В греческих поселениях процветали ремесла и торговля. Долгое время села оставались практически моноэтничными. Позже здесь стали селиться русские, украинцы, армяне, представители других национальностей.

Всего в Приазовье греками было основано 21 село и заселен город Мариуполь, который и по сию пору называют "греческой столицей Украины". Греки Донбасса и Приазовья - это третья по численности национальность в регионе и самая крупная компактно проживающая группа греческой диаспоры в СНГ. Греческие поселения в Приазовье возникли в 1780-е годы. Переселению греков в пределы Российской империи, на земли, отвоеванные у Турции, способствовала политика правительства Екатерины

II. Многолетние кровопролитные войны России и Турции за обладание Крымом и прилегающими территориями привели к переходу обширнейших земель на Азовском и Черном морях под юрисдикцию российского государства. Перед российским правительством встал вопрос заселения и освоения новых владений. До прихода сюда переселенцев с Крымского полуострова местность была малозаселенной, а земли оставались невозделанными.

Натик Боярская

В языковом отношении приазовские греки делятся на две отличные друг от друга группы: румеи, говорящие на диалектах новогреческого языка и урумы, язык которых относится к группе тюркских языков. При этом следует заметить, что все греки, независимо от лингвистической принадлежности их языка, исповедуют православие и считают себя греками, т.е. обладают ярко выраженным греческим самосознанием. В современном Приазовье греки-румеи и греки-урумы проживают раздельно. В Першотравневом районе Донецкой области, поселки Ялта и Урзуф являются поселениями греков-румеев, а поселок Мангуш (районный центр) – урумским. Очевидно, такое разделение восходит ко временам переселения из Крыма, то есть можно предположить, что в Крымском ханстве грекоязычные и тюркоязычные христиане селились отдельно и не имели тенденции к смешению.

В иной социолингвистической ситуации обучение на греческом языке могло бы состояться, и трудности начального периода были бы преодолены, однако в 1938 году генеральная линия партии и правительства относительно развития национальных языков коренным образом изменилась. Были закрыты и школа, и национальная газета. В настоящий момент молодое поколение приазовских греков стремится овладевать именно новогреческим, а не румейским языком. Работают курсы изучения этого языка, проводятся его уроки в школах, организуются учебные поездки детей и подростков в Грецию.

Натик Боярская

Однако в домах, где старики используют один из местных говоров, дети обычно понимают их.
Профессия и род занятий также во многом определяли языковые предпочтения и привычки людей в советский период. В семьях колхозников дома и на работе часто говорили по-гречески. Те, кто трудился на заводах или в учреждениях, сначала на службе, а потом и в быту20 быстрее перешли на русский. В то же время в эллинофонной Сартане свой язык знают лучше, чем в тюркофонном Старом Крыму. Вообще в эллинофонных сёлах родным языком владеют лучше, чем в тюркофонных.

Читайте также: